Кибербезопасность в образовательных учреждениях: защита обучающихся в цифровую эпоху
Аннотация. Киберпреступность — это следствие всеобъемлющей цифровизации современного общества, требующее принятия адекватного противодействия со стороны государства. Она посягает на совершенно разные сферы жизнедеятельности — имущественные права граждан, объекты критической инфраструктуры, права личности, причиняют ущерб гражданам, организациям и государству в целом. При этом действия киберпреступников становятся всё более агрессивными, они принимают меры к тщательному сокрытию следов, сохранению анонимности, продумывают своё поведение так, чтобы максимально осложнить сбор доказательств и избежать ответственности. Эти обстоятельства предопределяют правовую и фактическую сложность доказывания по таким делам.
Кибербезопасность — одна из ключевых областей национальной безопасности современной России. Государство активно развивает меры защиты от киберугроз, создавая законодательную базу, системы мониторинга и реагирования на инциденты, а также проводя образовательные программы для повышения осведомленности обучающихся.
Цифровизация образования открывает новые возможности, но и создаёт риски. Школы и вузы становятся мишенями кибератак, а ученики — жертвами онлайн-угроз. Защита данных, конфиденциальность и безопасность в Сети стали критически важными задачами.
Ключевые слова: киберпреступления, компьютерные преступления, киберпространство, информационная безопасность, цифровизация, обучающиеся
Для цитирования: Бекирова М. А. Кибербезопасность в образовательных учреждениях: защита обучающихся в цифровую эпоху / М. А. Бекирова // Электронный научно-публицистический журнал «Homo Cyberus». 2025. № 1-2 (18-19). [Электронный ресурс]. URL: http://journal.homocyberus.ru/Bekirova_MA_1-2_2025
Научная статья
УДК 004.56
Педагогические науки
5.8.1. Общая педагогика, история педагогики и образования
Original article
Cybersecurity in educational institutions: protecting students in the digital age
Abstract. Cybercrime is a consequence of the comprehensive digitalization of modern society, requiring adequate government counteraction. It encroaches on completely different spheres of life — the property rights of citizens, critical infrastructure facilities, and individual rights, causing damage to citizens, organizations, and the state as a whole. At the same time, the actions of cybercriminals are becoming more and more aggressive, they take measures to carefully conceal their tracks, preserve anonymity, and think over their behavior in such a way as to make it as difficult as possible to collect evidence and avoid responsibility. These circumstances determine the legal and factual complexity of proving such cases.
Cybersecurity is one of the key areas of national security in modern Russia. The state is actively developing measures to protect against cyber threats, creating a legislative framework, incident monitoring and response systems, and conducting educational programs to raise students' awareness.
Digitalization of education opens up new opportunities, but also creates risks. Schools and universities are becoming targets of cyber attacks, and students are victims of online threats. Data protection, privacy, and online security have become critical tasks.
Key words: cybercrimes, computer crimes, cyberspace, information security, digitalization, students
For citation: Bekirova M. A. Cybersecurity in educational institutions: protecting students in the digital age / M. A. Bekirova // Electronic scientific journal «Homo Cyberus». 2025. № 1-2 (18-19). URL: http://journal.homocyberus.ru/Bekirova_MA_1-2_2025
В настоящее время практически все сферы жизни современного человека сопровождены информационно-телекоммуникационными технологиями. Информационное пространство, наряду с этим, всё чаще становится непосредственными преступным инструментом. Наличие компьютера, Интернета и доступность информационно-коммуникационных систем позволяют совершать преступления при помощи компьютерных вирусов или же иных технических средств, позволяющих получить доступ к базам данных, банковским счетам или автоматизированным системам управления.
Актуальность проблемы особенно остро рассматривается через:
- рост цифровых инструментов: онлайн-платформы, электронные журналы, облачные хранилища;
- уязвимость аудитории: дети и подростки менее осведомлены о киберугрозах, склонны делиться личной информацией.
Киберпреступление представляет собой общественно опасное деяние, совершаемое в виртуальной среде, направленное на нарушение информационной безопасности, прав собственности, прав человека, а также других законом защищённых отношений, связанных с информацией и данными в сети Интернет [4]. Общей чертой, объединяющей преступления в сфере киберпространства, являются инструменты, используемые для их осуществления — киберпространство, информационно-коммуникационные сети и технические средства компьютерной обработки данных. Эти преступления можно разделить на две большие группы:
- Преступления, направленные против информационной инфраструктуры (например, хакерские атаки, несанкционированный доступ к информации).
- Преступления, в которых информационные технологии используются как инструмент совершения преступления (например, мошенничество в Интернете, распространение вредоносного ПО, кража персональных данных).
Киберпреступления обладают рядом особенностей:
- трудность установления личности преступника;
- территориальная неограниченность преступлений;
- высокая динамичность и сложность следов преступления;
- использование высокотехнологичных методов, часто недоступных для стандартных средств расследования;
К угрозам, сопряжённым с современным этапом развития информационных технологий, которые всё больше внедряются в жизнь общества, можно отнести кражу данных для доступа к системе интернет-банка, кражу данных платёжных карт, кражу персональных клиентских данных и коммерческой информации, умышленное нанесение вреда информационным системам или средствам коммуникации, преследующее цель в виде убытков для компаний. Данный перечень угроз, связанный с популяризацией современных технологий, не является исчерпывающим, но неизбежно подводит к понятию киберпреступности. В связи с возможностью совершения преступлений анонимно и быстрым обогащением, киберпреступность достигает всё больших масштабов, постоянно приобретая сторонников [3].
Кибербезопасность в образовании формируется как многоуровневая, адаптивная и прозрачная система, где технологии защиты тесно переплетаются с педагогическими практиками и управленческими решениями. Эффект от такой интеграции выходит далеко за рамки сугубо ИТ-задач: он меняет сам способ обучения, укрепляет доверие между участниками процесса и создаёт прочную основу для цифрового развития общества в целом.
Ведущие образовательные организации всё активнее осознают, что кибербезопасность должна быть органичной частью академического ландшафта, а не «приложением» к нему. В наступающую эпоху «умных кампусов» безопасность пронизывает каждый аспект: начиная от проектирования учебных аудиторий, где сенсорные панели и интерактивные столы обмениваются данными в реальном времени, до создания виртуальных лабораторий с доступом через VR-устройства, где каждый сеанс тестирования и эксперимента оставляет цифровой след. В такой среде защита конфиденциальности и целостности данных становится не столько защитой от внешнего врага, сколько гарантией корректного проведения научного поиска и честности образовательного процесса [6].
Параллельно развиваются средства прогнозирования и «управления неизвестным». Вместо реакции на известные сигнатуры атак внедряются платформы предикативной аналитики, где цифровой двойник кампуса, построенный на основе многомерных данных об использовании сетевых ресурсов, моделирует развитие инцидентов в режиме реального времени. В этом виртуальном отражении физической инфраструктуры можно «прогнать» тысячекратные сценарии одновременно, выявив слабые звенья в архитектуре до того, как злоумышленник получит к ним доступ. По сути, система безопасности учится у самого академического метода: она проводит гипотезы-тесты и корректирует свои «гиперпараметры» на лету.
Ещё один уровень зрелости — интеграция киберзащиты в академическую автономию. Университеты обмениваются не только технологиями, но и методологиями оценки «цифровой гигиены» преподавателей и исследователей. Входит мода на «peer review» безопасности: когда подразделения одного вуза ревьюят процедуры другого, делясь опытом и разоблачая «тёмные зоны» политик. Это создаёт культуру прозрачности, где даже «неудобные» результаты аудитов воспринимаются как повод для роста, а не для наказания [5].
Социальное измерение безопасности выходит за пределы кампуса. Родители, потенциальные абитуриенты и инвесторы требуют открытости — отчётов о киберустойчивости и «зелёном» следе ИТ-инфраструктуры. Учебные заведения вводят понятие «цифрового паспорта кампуса», своего рода публичного реестра показателей доступности, скорости восстановления, углеродного следа серверных ферм и степени автоматизации процессов реагирования. Гибридная модель такого «паспорта» включает динамические панели на сайтах вузов, обновляемые в реальном времени, и годовые отчёты, в которых кибербезопасность становится таким же стратегическим активом, как и научные гранты или влияние в академических рейтингах.
Накопленный опыт стимулирует создание новых дисциплин на стыке кибербезопасности, педагогики и этики. Выпускники таких учебных программ выступают архитекторами «цифровых сервисов будущего», где каждая функция — от выдачи оценок до рекомендаций по развитию навыков — проектируется с учётом принципов privacy by design и security by default. Их дипломы снабжаются метаданными об экспертизах в области анализа рисков, построения устойчивых ИТ-экосистем и этической оценки последствий внедрения технологий [4].
Наконец, формируется глобальное сообщество «цифровых гуманистов», исследующих, как киберугрозы и стратегии их нейтрализации влияют на культуру, поведение и когнитивные процессы учащихся. Такие учёные обращаются к глубинным вопросам: изменится ли представление о коллективном знании, когда учебные материалы будут храниться в распределённых реестрах? Как реакция на фишинг-атаки сработает на формирование навыков критического мышления? Какие механизмы доверия возникнут в виртуальных аудиториях, где участники взаимодействуют через аватары и голосовые помощники? Ответы на эти вопросы помогут не только повысить уровень цифровой безопасности, но и создать основу для нового гуманитарного знания, в котором технологии и человек сосуществуют в диалоге ответственности и доверия.
С переходом образовательного процесса в цифровую плоскость рост числа онлайн-платформ, сервисов дистанционного обучения и «умных» устройств в школах и вузах создаёт новые векторы атак. Школьники и студенты, будучи «цифровыми аборигенами», часто недостаточно осведомлены о рисках в Сети, а инфраструктура учебных заведений не всегда готова к современным угрозам [5].
На протяжении последних лет киберпреступность растёт во всём мире, и Россия не является исключением. Основные причины роста киберпреступности:
- Цифровизация экономики. Переход на цифровые платформы, увеличение числа онлайн-сервисов и электронного документооборота создают больше возможностей для киберпреступников.
- Удалённая работа. Пандемия COVID-19 ускорила переход на удалённую работу, что привело к увеличению числа атак на домашние сети и личные устройства сотрудников.
- Расширение сферы Интернета вещей (IoT). Подключаемые устройства становятся всё более уязвимыми для атак, особенно в отсутствие должной защиты.
- Усложнение вредоносного ПО. Современные вирусы, такие как ransomware, становятся всё более сложными и опасными, зачастую требующими значительных финансовых вложений для восстановления данных.
Образовательные учреждения всё чаще становятся мишенью для кибератак, включая фишинг, фальсификацию данных и программы-вымогатели, которые шифруют данные и требуют выкуп за их восстановление, что ставит под угрозу конфиденциальность и целостность информации обучающихся. Фишинговые кампании нацелены на сотрудников и учащихся, широко эксплуатируя эмоциональные темы и новизну удалённого обучения.
В России ущерб от киберпреступлений превысил 116 млрд руб. за 2024 год. Сумма ущерба от таких случаев за весь 2023 год составила 156 млрд рублей. С начала 2024 года и за пять лет число преступлений в киберпространстве увеличилось более чем вдвое. Теперь их доля составляет около 40 % от общего массива. По тяжким и особо тяжким составам этот показатель приблизился к 60 % [8].
Среди пострадавших от киберпреступников в 2024 году – физические и юридические лица, в том числе государственные структуры, 37 % школьников сталкивались с кибербуллингом, а 25 % образовательных учреждений сообщали о утечках данных [9].
С 2022 по август 2024 года в России произошло около 1,5 млн киберпреступлений, а за последние три года мошенники похитили у россиян и вывели за границу более 350 млрд руб. В свете кибератак на крупные фирмы более 85 % российских компаний стали серьёзнее относиться к информационной безопасности, 38,6 % компаний пересмотрели свою политику в этом вопросе, понимая, что вопрос кибербезопасности на сегодняшний день является первостепенным и экзистенциальным [8].
Факторы, способствующие росту киберпреступности в России:
- Недостаточная защита домашних устройств. Многие пользователи недостаточно защищают свои компьютеры и смартфоны, что делает их лёгкой целью для киберпреступников.
- Отсутствие культуры кибербезопасности. Недостаточное понимание рисков и слабая осведомлённость населения о методах защиты приводят к частым случаям успешного мошенничества.
- Экономический кризис. Экономическая нестабильность и падение доходов населения могут способствовать увеличению числа внутренних киберпреступлений, таких как мошенничество и кража данных.
- Политическая обстановка. Геополитическое напряжение может привести к увеличению числа кибератак со стороны иностранных государств или группировок, стремящихся нанести ущерб российским интересам.
На сегодняшний день образовательные учреждения сталкиваются, в основном, с такими угрозами, как:
- кибератаки на инфраструктуру: фишинг, DDoS-атаки, ransomware (шифрование данных с требованием выкупа);
- утечки персональных данных: недостаточная защита баз данных учеников и педагогов;
- кибербуллинг и груминг: преследования в соцсетях, манипуляции со стороны злоумышленников;
- доступ к вредоносному контенту: сайты с насилием, мошенничеством, экстремизмом и пр.
- социальная инженерия: обман учащихся для получения доступа к аккаунтам или данным [3].
Для противодействия этим вызовам разработаны международные стандарты и рекомендации — от руководств ЮНЕСКО и ENISA до рамок NIST NICE и стратегий CISA. ЮНЕСКО разработала техническое руководство по защите персональных данных на онлайн-платформах обучения, охватывающее шифрование, контроль доступа и уведомления об утечках. В рамках Инициативы по защите детей в Интернете ЮНЕСКО также выпустила рекомендации для родителей и педагогов по предотвращению кибербуллинга и обеспечению безопасности несовершеннолетних.
ENISA представило модель оценки зрелости кибербезопасности в начальных и средних школах, позволяющую определять уровень подготовки и обмениваться лучшими практиками. В своём «Дорожном плане по кибербезопасному образованию» ENISA подчёркивает необходимость интеграции кибербезопасности в учебные программы и инфраструктурные проекты. Рамка NICE от NIST предлагает общее описание навыков и ролей в сфере кибербезопасности, помогая школам создавать учебные курсы и программы по профориентации в киберсфере. CISA выпустила «Защита нашего будущего» — рекомендации для школ K-12, включающие практические шаги по минимизации рисков, такие как многофакторная аутентификация и регулярные аудиты безопасности.
В начале 2025 года CISA обновила «игровую стратегию» для K-12, акцентировав внимание на сотрудничестве с технологическими компаниями и государственных органами [2].
В России также постоянно разрабатываются новые программы, дополняются информацией и методами существующие, в рамках противодействия кибербезопасности в общеобразовательных учреждениях предлагаются технические решения, образовательные программы, законодательные аспекты:
Технические решения:
- шифрование данных и использование VPN;
- регулярное обновление ПО и установка антивирусов;
- двухфакторная аутентификация для доступа к системам;
- фильтрация контента и блокировка опасных ресурсов.
Образовательные программы:
- курсы по повышению киберграмотности для обучающихся: как распознать фишинг, создать надёжный пароль и пр.
- тренинги для педагогов: основы защиты данных, реагирование на инциденты и т. п.
- внедрение «цифровой гигиены» в учебные планы.
Законодательные аспекты.
В России основным нормативным актом, регулирующим ответственность за киберпреступления, является Уголовный кодекс РФ (УК РФ) [1]. В нём предусмотрены статьи, касающиеся преступлений в сфере информационных технологий. Наиболее значимые из них:
- Статья 272 УК РФ – «Неправомерный доступ к компьютерной информации». Предусматривает ответственность за получение доступа к компьютерной информации без разрешения владельца.
- Статья 273 УК РФ – «Создание, использование и распространение вредоносных компьютерных программ». Охватывает создание и использование программ, которые могут повредить компьютерные системы.
- Статья 274 УК РФ – «Нарушение правил эксплуатации средств хранения, обработки или передачи компьютерной информации». Регулирует ответственность за нарушение установленных норм обращения с информацией.
- Статья 159.6 УК РФ – «Мошенничество в сфере компьютерной информации». Специальная статья для мошеннических действий, связанных с использованием информационных технологий [1].
Кроме УК РФ вопросы противодействия киберпреступлениям регулируются такими законами, как:
- Федеральный закон ФЗ-152 «О персональных данных»;
- Федеральный закон 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»;
- Доктрина информационной безопасности Российской Федерации, утвержденная Указом Президента РФ № 646 от 5 декабря 2016 года. Документ определяет основные направления государственной политики в области обеспечения информационной безопасности страны;
- Постановление Правительства РФ № 127 от 8 февраля 2018 года «О создании Государственной системы обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак на информационные ресурсы Российской Федерации» (ГосСОПКА). Этот документ создал систему оперативного реагирования на кибератаки;
- Налоговый кодекс РФ. Предусматривает налоговые льготы для организаций, занимающихся разработкой программного обеспечения в сфере кибербезопасности.
- разработка внутренних политик образовательных организаций: правила использования устройств, обработки данных и пр.
Несмотря на наличие правовой базы в России существуют проблемы в борьбе с киберпреступностью:
- Низкий уровень технической оснащённости правоохранительных органов.
Современные киберпреступления требуют высокотехнологичных методов расследования. Однако у многих российских правоохранительных органов нет доступа к таким ресурсам.
- Недостаток квалифицированных специалистов.
Для эффективного расследования киберпреступлений требуются специалисты в области информационной безопасности, которые способны анализировать сложные цифровые данные.
- Трудности международного сотрудничества.
Киберпреступления часто носят транснациональный характер, и для их расследования необходимо взаимодействие с правоохранительными органами других стран. Однако такие взаимодействия затруднены различиями в законодательстве и отсутствием унифицированных подходов.
- Быстрое развитие технологий [5].
Законодательство не всегда успевает за изменениями в сфере информационных технологий. Новые виды киберугроз могут не подпадать под существующие нормы уголовного права.
- Низкая осведомлённость граждан.
Многие пользователи Интернета не осознают угроз, связанных с киберпреступлениями, что делает их лёгкой мишенью для злоумышленников.
Россия является участником ряда международных соглашений, направленных на борьбу с киберпреступлениями. Среди них:
- Будапештская конвенция о киберпреступности (2001 год) – международный договор, направленный на унификацию мер борьбы с киберпреступностью. Однако Россия не подписала этот документ, ссылаясь на несоответствие отдельных положений национальному законодательству.
- Сотрудничество в рамках ШОС, ОДКБ и других организаций.
Для эффективной борьбы с киберпреступлениями важно укреплять международное взаимодействие и разрабатывать универсальные подходы к правовому регулированию.
Для повышения эффективности борьбы с киберпреступностью в России необходимо предпринять следующие меры:
- Обновление уголовного законодательства.
Введение новых статей и корректировка существующих норм, чтобы учесть современные вызовы и угрозы.
- Развитие технической базы.
Оснащение правоохранительных органов современными средствами для расследования преступлений в цифровой среде.
- Повышение квалификации специалистов.
Организация обучающих программ для сотрудников правоохранительных органов, судей и прокуроров.
- Информационная безопасность граждан.
Проведение просветительских кампаний, направленных на повышение уровня цифровой грамотности населения.
- Укрепление международного сотрудничества [4].
Разработка новых международных соглашений с учётом национальных интересов и особенностей правовой системы.
На постоянной основе должны проводиться разъяснительная и информационная работа с учреждениями, педагогами и родителями по предотвращению киберугроз.
Рекомендации для образовательных учреждений и педагогов:
- Регулярные тренинги по распознаванию фишинга, управлению паролями и реагированию на инциденты — ключевой элемент защиты данных;
- Постоянный мониторинг всех электронных систем и баз данных в учреждении;
- Проведение курсов по основам финансовой грамотности и использованию киберпространства в современных реалиях;
- План реагирования на инциденты – наличие чётко задокументированной процедуры сокращает время обнаружения и восстановления после атаки;
- Проведение регулярных аудитов безопасности и тесты на проникновение в системы (электронные журналы и т. п.);
- Создание киберспортивных групп, кружков для повышения интереса учеников к данной теме;
- Налаживание партнёрства с IT-компаниями для обновления инфраструктуры;
- Организация психологической поддержки жертвам кибербуллинга.
Роль родителей:
- родительский контроль онлайн-активности детей в социальных и других сетях;
- открытый диалог о киберугрозах и совместное изучение правил безопасности в киберпространстве;
- участие в школьных инициативах по кибербезопасности [6].
Сегодня перед учебными заведениями стоит задача опережать кибератаки на десятилетия вперёд, готовя дорожные карты по внедрению постквантовой криптографии, развертыванию распределённых реестров для защиты академических данных и переходу к децентрализованным системам самоидентификации (SSI). Уже сегодня изучаются и разрабатываются варианты хранения учётных данных в DID-реестрах на базе блокчейн-технологий и выдачи цифровых дипломов, которые невозможно подделать. Это позволяет создать открытую, проверяемую и надёжную систему подтверждения квалификаций, из которой исчезнут посредники и бумажные документы. Дальнейшее развитие кибербезопасности в образовании — это сложный синтез стратегического управления, технологических инноваций и формирования культуры цифровой ответственности.
Таким образом, подводя итог, можно отметить, что киберпреступления представляют собой серьёзную угрозу для современного общества, в частности, для образовательных учреждений, т. к. обучающиеся в силу своей доверчивости и некомпетентности, становятся лёгкой «добычей» для киберпреступников. Российское законодательство в этой сфере стремится адаптироваться к этим вызовам, но остаётся множество нерешённых проблем. Для успешной борьбы с киберпреступностью требуется комплексный подход, включающий совершенствование законодательства, развитие международного сотрудничества, техническое оснащение правоохранительных органов и повышение осведомлённости граждан. Кибербезопасность в образовании также требует комплексного подхода: технологий, обучения и сотрудничества между образовательными учреждениями, государством, родителями и IT-сектором. Непрерывность и адаптивность — ключевые принципы современной кибербезопасности в образовании. Постоянное развитие технологий, включая ИИ и облачные сервисы, предъявляет новые требования к безопасности данных и приватности обучающихся. Поэтому образовательным учреждениям важно:
- интегрировать кибербезопасность в стратегию развития IT;
- инвестировать в программы обучения и сертификации персонала, повышение квалификации;
- сотрудничать с государственными органами и экспертными центрами;
- регулярно пересматривать и обновлять политики безопасности учебных заведений.
По мере развития технологий образовательные учреждения должны оставаться на переднем крае практик и решений, постоянно интегрируя новые архитектурные паттерны, инструменты анализа и форматы обучения. Лишь полный охват — от управления бюджетом и физической инфраструктурой до культурных и психологических аспектов — обеспечит действительно надёжную и адаптивную систему кибербезопасности для студентов и преподавателей.
Только комплексный и постоянно обновляемый многоплановый подход позволит защитить обучающихся в быстро меняющемся киберпространстве, создать безопасную цифровую среду для обучения и развития в эпоху технологий и киберсоциализации [10].
Список источников
1. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 02.10.2024).
2. Григорьев В. В. Современные методы расследования преступлений, совершённых с использованием информационных систем / В. В. Григорьев // Форум молодых учёных. 2023. № 6 (82). С. 147-152. EDN PIDVDC.
3. Социальная инженерия: её методы и способы защиты / Г. С. Бударный, А. А. Дюсметова, А. А. Казанцев, А. В. Красов // Актуальные проблемы инфотелекоммуникаций в науке и образовании (АПИНО 2023): Сборник научных статей. XII Международная научно-техническая и научно-методическая конференция. В 4 т., Санкт-Петербург, 28 февраля – 01 2023 года. Том 1. Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский государственный университет телекоммуникаций им. проф. М. А. Бонч-Бруевича, 2023. С. 200-204. EDN PWVWPZ.
4. Кибербезопасность в школе: защита данных учеников и учителей в цифровой среде [Электронный ресурс]. URL: https://урок.рф/library/kiberbezopasnost_v_shkole_zashita_dannih_uchenikov_160710.html (дата обращения: 27.04.2025).
5. Камисов М. В. Кибербезопасность в образовании: защита электронных данных и документов / М. В. Камисов // Документ в современном обществе: искусственный интеллект и цифровая трансформация: материалы XVII Всероссийской студенческой научно-практической конференции. Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2024. С. 195-199. [Электронный ресурс]. URL: https://elar.rsvpu.ru/bitstream/123456789/45586/1/978-5-7996-3940-2_2024_045.pdf (дата обращения: 27.04.2025).
6. Микков А. Д. Кибербезопасность в образовательных учреждениях: вызовы и решения [Электронный ресурс]. URL: https://na-journal.ru/4-2024-informacionnye-tekhnologii/11633-kiberbezopasnost-v-obrazovatelnyh-uchrejdeniyah-vyzovy-i-resheniya (дата обращения: 27.04.2025).
7. Расследование киберпреступлений: несколько слов об отраслевой специфике [Электронный ресурс]. URL: https://habr.com/ru/companies/digitalrightscenter/articles/688502/ (дата обращения: 27.04.2025).
8. Ущерб от киберпреступлений с начала 2024 года в РФ превысил 116 млрд рублей [Электронный ресурс]. URL: https://www.vedomosti.ru/technology/news/2024/09/25/1064511-uscherb-kiberprestuplenii-previsil (дата обращения: 27.04.2025).
9. Ущерб от IT-преступлений в 2024 году составил 99 млрд рублей [Электронный ресурс]. URL: https://journal.sovcombank.ru/news/uscherb-ot-it-prestuplenii-v-2024-godu-sostavil-99-mlrd-rublei (дата обращения: 27.04.2025).
10. Плешаков В. А. Теория киберсоциализации человека / В. А. Плешаков. Москва: Homo Cyberus, 2011. 400 с. EDN QONWSB.
© Бекирова Мария Александровна
ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ:
Бекирова М. А. Кибербезопасность в образовательных учреждениях: защита обучающихся в цифровую эпоху / М. А. Бекирова // Электронный научно-публицистический журнал «Homo Cyberus». 2025. № 1-2 (18-19). [Электронный ресурс]. URL: http://journal.homocyberus.ru/Bekirova_MA_1-2_2025
FOR CITATION:
Bekirova M. A. Cybersecurity in educational institutions: protecting students in the digital age / M. A. Bekirova // Electronic scientific journal «Homo Cyberus». 2025. № 1-2 (18-19). URL: http://journal.homocyberus.ru/Bekirova_MA_1-2_2025