Киберпедагогика и киберонтологический подход в образовании

Рубрика охватывает вопросы, связанные с философией и методологией киберпедагогики (педагогики киберпространства) как педагогики XXI века.

«В XXI веке постоянно модернизируется содержание и специфика технологий образования, опосредованных современными информационно-коммуникационными, компьютерными, электронными, цифровыми и интернет-технологиями. В основу теории киберпедагогики положен киберонтологический подход, согласно которому процесс образования человека определяется условиями его существования, жизнедеятельности и взаимодействия с другими людьми и миром в целом и в киберреальности» (В.А. Плешаков, О.И. Воинова).


Перспективы использования виртуальной реальности и 3d-технологий в военно-прикладных целях

Городецкий С.С.Беляков В.А.

Аннотация. Статья посвящена исследованию использования современных информационных технологий в танковых войсках. Авторами раскрыты отличительные особенности понятий «технология виртуальной реальности» и «3D-симулятор». На основе проведённого исследования были определены потенциалы использования 3D-симуляторов и технологий виртуальной реальности. Рассмотрены перспективы развития танковых войск и основ подготовки танкистов.

Городецкий С.С., Беляков В.А. Перспективы использования виртуальной реальности и 3d-технологий в военно-прикладных целях / С.С. Городецкий, В.А. Беляков  // Электронный научно-публицистический журнал "Homo Cyberus". - 2018. - №2(5). [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://journal.homocyberus.ru/perspektivy_ispolzovaniya_virtualnoj_realn..., свободный. - Загл. с экрана.

 


Интервью с Марком Абрамовичем Лейбовским «Информационные технологии – от рождения и через всю жизнь»

Лейбовский Марк Абрамович  кандидат педагогических наук, доцент, профессор кафедры педагогики и психологии профессионального образования имени академика РАО В.А. Сластёнина факультета педагогики и психологии Московского педагогического государственного университета, заведующий кафедрой информатики и математики экономического факультета Московского психолого-социального университета.

(Читать интервью)


Информационная компетентность современных обучающихся и эпоха киберсоциализации: горизонты взаимодействия

Третьяков А.Л.

Аннотация. В данной статье определяются аспекты взаимодействия по вопросам формирования информационной компетентности современных обучающихся общеобразовательных организаций в эпоху киберсоциализации. Приведены теоретические основания к определению феномена информационной компетентности в современном глобализирующемся мире. Рассмотрены способности человека и их потенциал в эпоху киберсоциализации. Отражена авторская система формирования информационной компетентности обучающихся в современной общеобразовательной организации. Особое и важное внимание уделено теории киберсоциализации личности, автором которой является профессор В.А. Плешаков. Приведены базовые детерминанты Программы «Цифровая экономика Российской Федерации» и проекта «Цифровая школа», отражающие необходимость взаимодействия и взаимообусловленности теории киберсоциализации и формирования информационной компетентности у современного подрастающего поколения. Описаны особенности обучения детей XXI века, важные для формирования у них информационной компетентности.

Третьяков А.Л. Информационная компетентность современных обучающихся и эпоха киберсоциализации: горизонты взаимодействия / А.Л. Третьяков // Электронный научно-публицистический журнал "Homo Cyberus". - 2018. - №1(4). [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://journal.homocyberus.ru/informacionnaya_kompetentnost_sovremennih_..., свободный. - Загл. с экрана.


Система смешанного обучения в условиях киберсоциализации студентов вуза

Ломоносова Н.В.

Аннотация. В статье раскрываются особенности киберсоциализации студентов, получающих высшее образование с применением системы смешанного обучения. Определяется перечень условий, необходимых для успешного использования профессорско-преподавательским составом электронных образовательных ресурсов в вузе. Уточняются потребности участников образовательного процесса и анализируется их предрасположенность к использованию элементов образовательного киберпространства.

Ломоносова Н. В.  Система смешанного обучения в условиях киберсоциализации студентов вуза / Н.В. Ломоносова // Электронный научно-публицистический журнал "Homo Cyberus". - 2017. - №2(3). [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://journal.homocyberus.ru/sistema_smeshannogo_obuchenija_v_uslovijah...свободный. - Загл. с экрана.


Современная специфика киберкоммуникации преподавателей и студентов

Обыденкова В.К.

Аннотация. Статья посвящена описанию преимуществ и недостатков деловой киберкоммуникации преподавателей и студентов. Автор выделяет несколько форматов подобного взаимодействия, останавливаясь на их достоинствах, упоминая связанные с ними проблемы и предлагая пути их решения.

Обыденкова В.К.  Современная специфика киберкоммуникации преподавателей и студентов / В.К. Обыденкова // Электронный научно-публицистический журнал "Homo Cyberus". - 2017. - №2(3). [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://journal.homocyberus.ru/modern_specificity_of_cybercommunication_o...​, свободный. - Загл. с экрана.


О преподавании интернетики

Девтеров И.В.

Аннотация. В процессе создания нового научного направления, что вызвано необходимостью переосмысления изменившейся за последние годы социальной реальности, автор пришёл к необходимости разработки учебной дисциплины, то есть – операционализации системы научных положений, открытых в процессе исследований становящегося цифрового мира. В статье, наряду с исследованием новых аспектов киберсоциальной реальности, указывается на фундаментальные проблемы, лежащие на пути становления новой учебной дисциплины, а возможно – и целого комплекса дисциплин, призванных подготовить формирующуюся личность к адаптации и эффективной деятельности в условиях цифрового мира.

Девтеров И.В.  О преподавании интернетики / И.В. Девтеров // Электронный научно-публицистический журнал "Homo Cyberus". - 2017. - №2(3). [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://journal.homocyberus.ru/Devterov_I_O_prepodavanii_internetiki, свободный. - Загл. с экрана.


Технология организации и реализации интернет-проектирования в педагогических вузах

Обыденкова В.К.

Аннотация. В статье описываются и раскрываются этапы организации интернет-проектирования в педагогических вузах, которое способствует освоению студентами компетенций согласно федеральным государственным образовательным стандартам высшего образования. Обозначены возможности внедрения учебного модуля «Интернет-проектирование» в образовательный процесс.

Обыденкова В.К.  Технология организации и реализации интернет-проектирования в педагогических вузах / В.К. Обыденкова // Электронный научно-публицистический журнал "Homo Cyberus". - 2017. - №1(2). [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://journal.homocyberus.ru/Obydenkova_V_Tehnologija_organizacii_i_rea..., свободный. - Загл. с экрана.


Имидж высшего образования в социальных интернет-сетях (на примере YouTube)

Ефимов Е.Г.

Аннотация. В статье на материале социальной сети YouTube описывается образ высшего образования в интернет-пространстве. Делается вывод о преобладании негативного имиджа высшей школы, раскрываются факторы и принципы формирования общественного мнения.

Ефимов Е.Г. Имидж высшего образования в социальных интернет-сетях (на примере YouTube) / Е.Г. Ефимов // Электронный научно-публицистический журнал "Homo Cyberus". - 2017. - № 1(2). [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://journal.homocyberus.ru/efimov_e_Imidzh_vysshego_obrazovanija_v_so..., свободный. - Загл. с экрана.


К проблеме духовно-нравственного воспитания в контексте киберсоциализации общества и человека

Аннотация. В статье поднимаются проблемы духовно-нравственного воспитания в контексте киберсоциализации общества и человека. Представлена авторская классификация высших духовных ценностей человечества по четырем уровням (микро-, мезо-, макро- и мега-), имеющих общечеловеческое (мировое), национальное (народное), семейное (родовое) и индивидуально-личностное (персональное) значение для личности. В эпоху киберсоциализации общества и человека происходит существенное изменение процесса формирования и трансляции ценностных ориентаций, особенно детьми, подростками и юношами, наиболее активно практикующими социализацию в киберпространстве как сетевом информационном воплощении ноосферы.

Плешаков В.А., Плешакова К.А. К проблеме духовно-нравственного воспитания в контексте киберсоциализации общества и человека / В.А. Плешаков, К.А. Плешакова // Электронный научно-публицистический журнал "Homo Cyberus". – 2017. – № 1(2). [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://journal.homocyberus.ru/Pleshakov_Pleshakova_K_probleme_duhovno-nravstvennogo_vospitanija_v_kontekste_kibersocializacii_obshhestva_i_cheloveka – Загл. с экрана.


 

Аннотация. В статье анализируются разновидности квестов, их потенциал и способы применения в психологических целях на примере квеста в реальности «Человек vs Интернет» от проекта «Космос», созданного для безопасной, успешной и мобильной киберсоциализации человека.

Ионова В.А., Подопригора Е.В. Об индустрии квест-игр и квесте в реальности «Человек VS Интернет» // Электронный научно-публицистический журнал "Homo Cyberus". - 2016. - №1. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://journal.homocyberus.ru/Ionova_podoprigora_chelovek_vs_internet, свободный. - Загл. с экрана.


РЕПРИНТ


 

Плешаков В.А. Перспективы киберонтологического подхода в современном образовании / В.А. Плешаков // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: педагогика и психология. - 2014. - № 3 (29). - С. 1-18.

Аннотация. В статье обозначается суть киберонтологической концепции развития личности и жизнедеятельности современного человека, призванной обосновать потенциал конструктивного использования социализирующих, обучающих и воспитательных возможностей ИКТ, компьютерных, цифровых и интернет-технологий. Раскрывается идея развития киберпедагогики и доказывается необходимость применения киберонтологического подхода в образовании, эффективного в решении актуальных задач развития, воспитания и обучения человека XXI в.