Киберпедагогика и киберонтологический подход в образовании

Рубрика охватывает вопросы, связанные с философией и методологией киберпедагогики (педагогики киберпространства) как педагогики XXI века.

«Киберпедагогика научно обосновывает специально организованную целенаправленную и систематическую деятельность по кибервоспитанию, киберобучению и киберобразованию современного человека в процессе его киберсоциализации средствами современных информационно-коммуникационных, электронных, цифровых, компьютерных и образовательных технологий» (В.А. Плешаков).

«В XXI веке постоянно модернизируется содержание и специфика технологий образования, опосредованных современными информационно-коммуникационными, компьютерными, электронными, цифровыми и интернет-технологиями. В основу теории киберпедагогики положен киберонтологический подход, согласно которому процесс образования человека определяется условиями его существования, жизнедеятельности и взаимодействия с другими людьми и миром в целом и в киберреальности» (В.А. Плешаков, О.И. Воинова).


Интервью с Еленой Владимировной Авдеевой «Компьютерные игры мотивируют учеников, позволяют им переживать исторические события, исследовать географические регионы и изучать различные научные предметы»

Авдеева Елена Владимировна – директор общеобразовательной автономной некоммерческой организации «Школа цифровых технологий» (КиберБит), Почётный работник общего образования Российской Федерации, Почётный работник образования города Москвы.

Интервью с Еленой Владимировной Авдеевой «Компьютерные игры мотивируют учеников, позволяют им переживать исторические события, исследовать географические регионы и изучать различные научные предметы» // Электронный научно-публицистический журнал «Homo Cyberus». 2023. № 2 (15). [Электронный ресурс]. URL: http://journal.homocyberus.ru/Avdeeva_EV_2_2023

(Читать...)


Методические рекомендации по проведению студенческих киберспортивных турниров (с учётом опыта международного киберспортивного фестиваля «Битва за науку» 2023)

Войков Л.М., Кузина Л.Б.

Аннотация. В статье описаны социальные и организационные аспекты проведения международного киберспортивного фестиваля «Битва за науку» – 2023, реализуемого при поддержке Министерства науки и высшего образования в рамках Федерального проекта «Популяризация науки и технологий» Государственной программы «Научно-технологическое развитие Российской Федерации». Представленный анализ различных аспектов проведения рассматриваемого мероприятия позволил разработать методические рекомендации по проведению студенческих киберспортивных турниров различного уровня (от локальных, до международных).

Ключевые слова: киберспорт, студенческий спорт, компьютерный спорт, видеоигры, турнирные платформы, стриминг, призовой фонд

Войков Л.М., Кузина Л.Б. Методические рекомендации по проведению студенческих киберспортивных турниров (с учётом опыта международного киберспортивного фестиваля «Битва за науку» 2023) / Л.М. Войков, Л.Б. Кузина // Электронный научно-публицистический журнал «Homo Cyberus». 2023. № 2 (15). [Электронный ресурс]. URL: http://journal.homocyberus.ru/Voikov_LM_Kuzina_LB_2_2023


Фиджитал-сборы – новая перспективная педагогическая технология

Щепотьев А.М.

Аннотация. Фиджитал спорт – это новый вид спорта, который официально был признан 31 января 2023 года. Он объединяет в себе две реальности: физическую и цифровую, что, в свою очередь, формирует актуальную задачу – необходимость создания новых форм и методов подготовки фиджитал-спортсменов. В статье рассматривается вопрос практической реализации учебно-тренировочных сборов для фиджитал-спортсменов среднего и старшего школьного возраста. Рассмотрены вопросы организации тренировочного процесса по дисциплинам Баскетбольное двоеборье (Стритбол 3х3 и видеоигра NBA2k3), фиджитал-тактический бой (Valorant и Lazertag), ритм-симулятору (Just Dance) и функционально-цифровому двоеборью (Dota 2 и отдельные виды комплекса ГТО). Дана характеристика фиджитал-сборов и обоснована перспектива создания методики подготовки фиджитал-спортсменов.

Щепотьев А.М. Фиджитал-сборы – новая перспективная педагогическая технология / А.М. Щепотьев // Электронный научно-публицистический журнал «Homo Cyberus». — 2023. — № 2 (15). [Электронный ресурс]. — URL: http://journal.homocyberus.ru/Shchepotyev_AM_2_2023


Интервью с Ольгой Игоревной Воиновой «… Киберпедагогика изначально подразумевает участие того или иного гаджета … в образовательном процессе»

Воинова Ольга Игоревна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры высшей математики Московского государственного технического университета гражданской авиации (МГТУ ГА), заместитель главного редактора электронного научно-публицистического журнала «Homo Cyberus». Области профессиональной деятельности: высшая математика, проектирование в образовании, научная экспертиза. Область научных интересов: образовательные технологии, инновации в области образования, киберпедагогика, киберонтология. Автор более 50 научных и учебно-методических трудов.

Интервью с Ольгой Игоревной Воиновой «… Киберпедагогика изначально подразумевает участие того или иного гаджета … в образовательном процессе» // Электронный научно-публицистический журнал «Homo Cyberus». – 2022. – № 2 (13). [Электронный ресурс] – URL: http://journal.homocyberus.ru/Voinova_OI_interview_2_2022


Влияние обучающих интернет-мемов на эмоциональную сферу юношества

Чепелева А.Р.

Аннотация. В статье рассматривается характер влияния интернет-мемов, которые были созданы как средство обучения, на эмоциональную сферу юношества. В представленной статье проведён как теоретический анализ, так и практическое исследование характера влияния интернет-мемов на эмоциональные состояния.

Чепелева А.Р. Влияние обучающих интернет-мемов на эмоциональную сферу юношества / А.Р. Чепелева // Электронный научно-публицистический журнал «Homo Cyberus». – 2022. – № 2 (13). – URL: http://journal.homocyberus.ru/Chepeleva_AR_2_2022


Формирование цифровой грамотности людей третьего возраста на основе курса-трансформера

Грохотова Е.В.

Аннотация. В статье выявляются дефициты существующей системы формирования цифровой грамотности пожилого населения страны с опорой на их поведенческие особенности, претензии и реальные потребности к социально-культурной деятельности. Рассматриваются особенности современных пожилых людей, позволяющие кластеризировать их, выделить четыре группы по их потребностям и возможностям к уровню цифровой грамотности и особенностям обучения: ИКТ-ориентированные, интуитивно-развитые, мотивированные с низкой ИКТ-подготовкой, слабо-мотивированные. Обосновывается необходимость персонифицированной модели формирования цифровой грамотности, с учётом личностных предпочтений слушателей.

Грохотова Е.В. Формирование цифровой грамотности людей третьего возраста на основе курса-трансформера / Е.В. Грохотова // Электронный научно-публицистический журнал «Homo Cyberus». – 2022. – № 2 (13). [Электронный ресурс] – URL: http://journal.homocyberus.ru/Grokhotova_EV_2_2022


Киберсоциализация как составляющая профессионального становления в среде пребывания аспиранта

Малышев В.С.

Аннотация. Информатизация процесса подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре, а также областей профессиональной деятельности их выпускников, сопутствует запросу на эффективную систему воспроизводства научного потенциала страны. Администрирование процесса подготовки аспирантов нуждается в анализе с позиций методологии и технологии образовательного процесса, поскольку одной из ожидаемых целей подготовки аспирантов как кадров высшей квалификации является их профессиональное становление в среде пребывания, в частности социализация в профессиональном сообществе. Выполненное сопоставление универсальных характеристик киберсоциализации, необходимых для проектирования педагогического процесса с параметрами среды аспиранта, позволяет включить киберсоциализацию в качестве частной категории профессионального становления в основанную на средовом подходе модель администрирования программ аспирантуры, реализуемых с применением ИКТ. Результаты исследования выявляют подходы, позволяющие детализировать педагогическую технологию управления процессом профессионального становления аспиранта. Предложены перспективы дальнейшего исследования процесса профессионального становления аспиранта.

Малышев В.С. Киберсоциализация как составляющая профессионального становления в среде пребывания аспиранта / В.С. Малышев // Электронный научно-публицистический журнал «Homo Cyberus». – 2022. – № 2 (13). [Электронный ресурс] – URL: http://journal.homocyberus.ru/Malyshev_VS_2_2022


Нейробатика – педагогический инструмент физического воспитания человека цифрового общества

Калуцких Е.О.

Аннотация. В условиях становления информационного (цифрового) общества возникает потребность в новых педагогических инструментах, направленных на формирование когнитивной сферы и развитие мышления человека. Физическое воспитание, как базовый элемент работы с телесностью, требует пересмотра методических подходов с учётом цифровизации общества. В статье описан опыт обоснования, разработки и реализации нейробатики как педагогического инструмента физического воспитания человека, направленного на укрепление его физического здоровья и улучшение когнитивных способностей для формирования готовности к эффективной жизнедеятельности в цифровом обществе. Раскрыто основное содержание нейробатики и перспективы внедрения, как в общеобразовательное, так и дополнительное образование на основе цифровых технологий.

Калуцких Е.О. Нейробатика – педагогический инструмент физического воспитания человека цифрового общества / Е.О. Калуцких // Электронный научно-публицистический журнал «Homo Cyberus». – 2022. – № 2 (13). – URLhttp://journal.homocyberus.ru/Kalutskikh_EO_2_2022


Особенности реализации игровых технологий в онлайн-формате (на примере авторской методической разработки игры «Битва Пантеонов»)

Ливанова Е.А.Эксузян Н.Р.

АннотацияОсновное внимание в статье уделяется рассмотрению специфики применения игровых технологий с помощью онлайн-формата. Также анализируются различные определения термина «игра» и присутствует описание чёткого алгоритма по созданию собственной игры. Завершается статья описанием авторской методической разработки игры «Битва Пантеонов».

Ливанова Е.А., Эксузян Н.Р. Особенности реализации игровых технологий в онлайн-формате (на примере авторской методической разработки игры «Битва Пантеонов») Е.АЛиванова, Н.РЭксузян // Электронный научно-публицистический журнал «Homo Cyberus». – 2022. – № 1 (12). – URL: http://journal.homocyberus.ru/Livanova_EA_Eksuzyan_NR_1_2022


Цифровизация школьных музеев: виртуальный тур

Наземкин В.В.

Аннотация. Школьный музей играет важную роль в сохранении культурного наследия, а также в обучении и воспитании подрастающего поколения. В статье обосновывается потребность в цифровизации музейного дела. Рассматривается одна из форм цифровизации – виртуальный тур по музею. На примере (представлен анализ опыта внедрения цифровых технологий в работу школьного музея Боевой Славы 20-й гвардейской воздушно-десантной бригады МБОУ Школы № 72 г. о. Самара) продемонстрирован способ создания виртуального тура, охарактеризованы его уникальность и преимущества, описаны возможные методы и формы использования и применения данной разработки.

Наземкин В.В. Цифровизация школьных музеев: виртуальный тур / В.В. Наземкин // Электронный научно-публицистический журнал «Homo Cyberus». – 2022. – № 1 (12). [Электронный ресурс] – URL: http://journal.homocyberus.ru/Nazemkin_VV__1_2022


Использование интернет-ресурсов в обучении английскому языку в дистанционном режиме в общеобразовательной школе по новым ФГОС

Брижевич К.В.

Аннотация. Внезапный переход на дистанционное обучение школьников весной 2020 г. поставил педагогическое сообщество перед лицом проблем, связанных с содержательной, организационной и методической основой образовательного процесса. Во время обучения школьников в дистанционном режиме был получен богатый опыт по применению информационно-коммуникативных технологий. В статье рассматриваются приёмы и методы обучения школьников иностранному языку с использованием возможностей информационно-коммуникативных и цифровых технологий.

Брижевич К.В. Использование интернет-ресурсов в обучении английскому языку в дистанционном режиме в общеобразовательной школе по новым ФГОС / К.В. Брижевич // Электронный научно-публицистический журнал «Homo Cyberus». – 2021. – № 2 (11). [Электронный ресурс] – URL: http://journal.homocyberus.ru/Brizhevich_KV_2_2021


Трудности и возможности использования онлайн-технологии семинара-тренинга «Адаптив» для адаптации первокурсников к обучению в ВУЗе

Белозуб В.А.

Аннотация. В статье рассматривается проблема адаптации студентов-первокурсников к обучению в ВУЗе с помощью онлайн-технологий. Для решения данной проблемы автором сделан обзор трудностей и возможностей онлайн-технологии семинара-тренинга «Адаптив», реализуемой в МПГУ в 2020 году. Также предложены рекомендации для организаторов и руководителей программ адаптации первокурсников учебных заведений, реализуемых в формате онлайн.

Белозуб В.А. Трудности и возможности использования онлайн-технологии семинара-тренинга «Адаптив» для адаптации первокурсников к обучению в ВУЗе / В.А. Белозуб // Электронный научно-публицистический журнал «Homo Cyberus». – 2021. – № 2 (11). [Электронный ресурс] – URL: http://journal.homocyberus.ru/Belozub_VA_2_2021


Педагогический дизайн в системе профессиональной подготовки будущего учителя

Беленко Т.В.Исаев И.Ф.

Аннотация. Поиск эффективных средств профессиональной подготовки будущих учителей привёл нас к необходимости анализа и осмысления возможностей педагогического дизайна в образовательном процессе вуза. Педагогический дизайн – это, во-первых, творческая деятельность учителя по конструированию, созданию, преобразованию и сопровождению информационно-образовательной среды, в которой школьнику будет психологически комфортно развивать свои индивидуальные особенности и достигать высоких результатов. Во-вторых, это направление педагогической науки, связанное с изучением и разработкой стратегий, сценариев обучения, созданием условий для управления учебными событиями при помощи различных средств, обеспечивающих успешное обучение и обязательное достижение поставленной цели. В статье представлен авторский подход к структуре и содержанию педагогического дизайна учебного события.

Беленко Т.В., Исаев И.Ф. Педагогический дизайн в системе профессиональной подготовки будущего учителя / Т.В. Беленко, И.Ф. Исаев // Электронный научно-публицистический журнал «Homo Cyberus». – 2021. – № 1 (10). [Электронный ресурс] – URL: http://journal.homocyberus.ru/Belenko_TV_Isaev_IF_1_2021


Дистанционное образование сегодня: проблемы и перспективы

Лейбовский М.А.

Аннотация. Данная статья посвящена анализу возможностей дальнейшего внедрения современных образовательных технологий в учебный процесс. Исходя из объективной ситуации, сложившейся в системе, как среднего, так и высшего образования, рассматриваются вопросы использования современных технологий в различных аспектах организации учебного процесса.

Лейбовский М.А. Дистанционное образование сегодня: проблемы и перспективы / М.А. Лейбовский // Электронный научно-публицистический журнал «Homo Cyberus». – 2021. – № 1 (10). [Электронный ресурс] – URL: http://journal.homocyberus.ru/Leibovsky_MA_1_2021


Особенности внедрения внутрифирменного электронного обучения

Максимова Л.М.

Аннотация. В статье рассматриваются основные этапы внедрения внутрикорпоративного электронного обучения. Описаны особенности подготовки к использованию вебинаров и электронных курсов на каждом этапе. Показана необходимость согласованности этапов между собой и с бизнес-целями компании.

Максимова Л.М. Особенности внедрения внутрифирменного электронного обучения / Л.М. Максимова // Электронный научно-публицистический журнал «Homo Cyberus». – 2021. – № 1 (10). [Электронный ресурс] – URL: http://journal.homocyberus.ru/Maximova_LM_1_2021


«Московская электронная школа» как средство метапредметного обучения

Головина М.Н.

Аннотация. В статье представлен анализ международных исследований в сфере образования, определяющий тенденции развития образовательной системы в Российской Федерации. Рассмотрен сервис «Московская электронная школа» как средство метапредметного обучения и результат интеграции традиционного формата обучения и технологий киберпедагогики.

Головина М.Н. «Московская электронная школа» как средство метапредметного обучения / М.Н. Головина // Электронный научно-публицистический журнал «Homo Cyberus». – 2020. – № 2 (9). [Электронный ресурс] – URL: http://journal.homocyberus.ru/Golovina_MN_2_2020


Организационно-педагогические условия формирования информационно-медийной грамотности у обучающихся в условиях смешанного обучения

Белов С.В., Белова И.В.

Аннотация. В статье рассматривается вопрос о необходимости разработки организационно-педагогических условий, обеспечивающих успешность процесса формирования информационно-медийной грамотности у обучающихся в условиях смешанного обучения. Формирование информационно-медийной грамотности – это новое направление деятельности, которое развивается во многих странах мира и активно исследуется, в том числе и в России. Информационно-медийная грамотность обучающихся школ и вузов предусматривает эффективное их взаимодействие с медиа- и информационными службами, предполагает умение работать с любыми источниками информации, а также со всеми видами и типами информации, выражается в знаниях, умениях и навыках, которые позволяют школьникам и студентам становиться активными участниками социализирующей интернет-среды киберпространства. Авторами статьи предложена классификация организационно-педагогических условий, обеспечивающих формирование информационно-медийной грамотности обучающихся в условиях смешанного обучения.

Белов С.В., Белова И.В. Организационно-педагогические условия формирования информационно-медийной грамотности у обучающихся в условиях смешанного обучения / С.В. Белов, И.В. Белова // Электронный научно-публицистический журнал «Homo Cyberus». – 2020. – № 2 (9). [Электронный ресурс] – URL: http://journal.homocyberus.ru/Belov_SV_Belova_IV_2_2020


Онлайн-квест как технология работы со студентами

Астахова А.А., Бабынина С.В., Белозуб В.А., Ромашкина М.Е.

Аннотация. В статье рассматривается проблема адаптации традиционных форм обучения в ВУЗе к онлайн-формату. Для решения данной проблемы авторами предложена и описана технология онлайн-квеста (киберквеста) «EMOTION». Определена необходимость, преимущества и эффективность применения данной технологии для работы со студентами ВУЗов.

Астахова А.А., Бабынина С.В., Белозуб В.А., Ромашкина М.Е. Онлайн-квест как технология работы со студентами / А.А. Астахова, С.В. Бабынина, В.А. Белозуб, М.Е. Ромашкина // Электронный научно-публицистический журнал «Homo Cyberus». – 2020. – № 2 (9). [Электронный ресурс] – URL: http://journal.homocyberus.ru/quest_2_2020


Анализ предварительных результатов дистанционного образования во время пандемии COVID-19: взгляд студента на источник возникших проблем

Сагин Г.А.

Аннотация. Статья содержит анализ трансформации отечественного образования в условиях перехода на дистанционный формат, который был вынужденно выбран как единственно возможный в связи с эпидемиологической ситуацией, вызванной распространением коронавируса COVID-19 в Российской Федерации. Также в работе проводится оценивание актуального состояния киберпедагогических технологий сквозь призму предварительных результатов дистанционного образования во время пандемии COVID-19. Выделенная тематика рассматривается с точки зрения проблемы сохранности здоровья всех участников образовательного процесса. Представляется авторское видение источника возникших проблем и возможный путь их решения.

Сагин Г.А. Анализ предварительных результатов дистанционного образования во время пандемии COVID-19: взгляд студента на источник возникших проблем / Г.А. Сагин // Электронный научно-публицистический журнал «Homo Cyberus». – 2020. – № 2 (9). [Электронный ресурс] – URL: http://journal.homocyberus.ru/Sagin_GA_2_2020


Доступность образования в период дистанционного обучения: онлайн-марафон открытых экспертных интервью

Вачкова С.Н.Петряева Е.Ю.

С 13 по 29 октября 2020 года в Институте системных проектов МГПУ был проведён онлайн-марафон открытых экспертных интервью по теме «Доступность образования в период дистанционного обучения». В ходе марафона были проведены интервью с 12 экспертами. В результате экспертных интервью были выделены пять барьеров доступности образования в период дистанционного обучения: 1) барьер технологических инноваций или цифрового разрыва; 2) барьер социальных факторов; 3) барьер физического и психологического здоровья; 4) барьер цифровой дидактики; 5) барьер правового регулирования.

Вачкова С.Н., Петряева Е.Ю. Доступность образования в период дистанционного обучения: онлайн-марафон открытых экспертных интервью / С.Н. Вачкова, Е.Ю. Петряева // Электронный научно-публицистический журнал «Homo Cyberus». – 2020. – № 2 (9). [Электронный ресурс] – URL: http://journal.homocyberus.ru/online_marathon_2020


Международный онлайн – круглый стол «Киберпедагогика в условиях цифровизации образования»

Токтаров Е.Б.

Организаторами мероприятия выступили Совет по науке при Фонде Первого Президента Республики Казахстан – Елбасы и редакция информационно-просветительского интернет-портала «Homo Cyberus». В дискуссии приняли участие представители Министерства образования и науки Республики Казахстан (МОН РК), Совета молодых ученых при МОН РК, молодые учёные, преподаватели высших учебных заведений, а также эксперты в сфере образования со всего Казахстана и стран ближнего зарубежья.

Токтаров Е.Б. Международный онлайн – круглый стол «Киберпедагогика в условиях цифровизации образования» / Е.Б. Токтаров // Электронный научно-публицистический журнал «Homo Cyberus». – 2020. – № 1 (8). [Электронный ресурс] – URL: http://journal.homocyberus.ru/cyberpedagogykz2020_1_2020


«Форс-мажорная киберпедагогика», или Чрезвычайные условия образования эпохи COVID-19

Плешаков В.А.Склярова Т.В.

Аннотация. Данная статья появилась в качестве одного из ответов на вызов, брошенный педагогической науке во время пандемии COVID-19. Тотальный и экстренный переход мировых систем образования на дистантный (удалённый) формат взаимодействия всех его субъектов и всеобщее дистанционное обучение и воспитание трансформировал привычные педагогические явления и понятия. Человечество стало свидетелем того, как из-за COVID-19 «вирус киберпедагогики» резко завоевал весь мир. Универсальные идеи Л.С. Выготского позволят педагогам и родителям осознать, что они могут сделать для обучения и воспитания своих детей в условиях глобального кризиса из-за СOVID-19. Об этом и о современных чрезвычайных условиях образования идёт речь в статье.

Плешаков В.А., Склярова Т.В. «Форс-мажорная киберпедагогика», или Чрезвычайные условия образования эпохи COVID-19 / В.А. Плешаков, Т.В. Склярова // Электронный научно-публицистический журнал «Homo Cyberus». – 2020. – № 1 (8). [Электронный ресурс] – URL: http://journal.homocyberus.ru/Pleshakov_VA_Sklyarova_TV_1_2020


Образовательные инициативы компании «Лаборатория Касперского»

Сиденко А.Г.

Аннотация. «Лаборатория Касперского» на протяжении более 20 лет является признанным лидером в борьбе с вредоносным ПО и киберпреступностью. Кроме того, наша компания уделяет огромное внимание образовательным инициативам, которые направлены не только на обучение кибербезопасности, но и программирования, а также математике. В этой статье мы описали основные инициативы, связанные с образовательной деятельностью компании в Российской Федерации.

Сиденко А.Г. Образовательные инициативы компании «Лаборатория Касперского» / А.Г. Сиденко // Электронный научно-публицистический журнал «Homo Cyberus». – 2020. – № 1 (8). [Электронный ресурс] – URL: http://journal.homocyberus.ru/Sidenko_AG_1_2020


Преимущества и необходимые условия дистанционного обучения школьников с детским церебральным параличом

Семенова Д.А.

Аннотация. Текст статьи основан на опыте работы автора в школе для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) ГКОУ города Москвы «Школа «Технологии обучения». В статье рассматриваются аспекты проблемы обучения в дистанционном режиме детей с детским церебральным параличом (ДЦП). Описываются преимущества и необходимые условия организация образовательной среды, а также опыт создания таких условий в ГКОУ города Москвы «Школа «Технологии обучения».

Семенова Д.А. Преимущества и необходимые условия дистанционного обучения школьников с детским церебральным параличом / Д.А. Семенова // Электронный научно-публицистический журнал «Homo Cyberus». – 2020. – № 1 (8). [Электронный ресурс] – URL: http://journal.homocyberus.ru/Semenovа_DA_1_2020


Как прокачать IT-навыки с помощью проекта «Изучи Интернет – управляй им»

Бунчук В.

Аннотация. Социально-образовательный проект «Изучи Интернет – управляй им» реализуется с целью повышения цифровой грамотности пользователей, а также интереса к IT как будущей профессии (ранняя профориентация). Включает интерактивный портал с обучающими играми, приложение, викторину, словарь IT-терминов, онлайн-чемпионаты.

Бунчук В. Как прокачать IT-навыки с помощью проекта «Изучи Интернет – управляй им» / В. Бунчук // Электронный научно-публицистический журнал «Homo Cyberus». – 2020. – № 1 (8). [Электронный ресурс] – URL: http://journal.homocyberus.ru/Bunchuk_V_1_2020


Преимущества и недостатки применения обучающих вебинаров в дополнительном профессиональном образовании

Максимова Л.М.

Аннотация. В статье представлен сравнительный анализ обучения в очной форме и в форме вебинара. Выявлены преимущества и предложены пути устранения недостатков использования этой технологии для обучаемого и обучающего в системе дополнительного профессионального образования.

Максимова Л.М. Преимущества и недостатки применения обучающих вебинаров в дополнительном профессиональном образовании / Л.М. Максимова // Электронный научно-публицистический журнал «Homo Cyberus». – 2020. – № 1 (8). [Электронный ресурс] – URL: http://journal.homocyberus.ru/Maximova_LM_1_2020


«Горизонты и риски развития образования в условиях системных изменений и цифровизации»

Воровщиков С.Г., Шклярова О.А. «Горизонты и риски развития образования в условиях системных изменений и цифровизации» / С.Г. Воровщиков, О.А. Шклярова // Электронный научно-публицистический журнал «Homo Cyberus». – 2020. – № 1 (8). [Электронный ресурс] – URL: http://journal.homocyberus.ru/ Shamova_conference_2020


К вопросу о преимуществах и недостатках цифрового обучения

Лавренёв В.Д., Тимохина Т.В.

Аннотация. В статье рассматриваются проблемы, риски и перспективы цифрового обучения в образовательных учреждениях. Описаны некоторые его недостатки, выделенные авторами в процессе их работы в образовательных организациях. Приведены результаты опроса среди педагогов Московской области, участвующих в конференциях Государственного гуманитарно-технологического университета.

Лавренёв В.Д., Тимохина Т.В. К вопросу о преимуществах и недостатках цифрового обучения / В.Д. Лавренёв, Т.В. Тимохина // Электронный научно-публицистический журнал «Homo Cyberus». – 2020. – № 1 (8). [Электронный ресурс] – URL: http://journal.homocyberus.ru/Lavrenev VD_Timokhina_TV_1_2020


Об условиях обеспечения реализации и интеграции деятельностного, компетентностного и киберонтологического подходов в киберпедагогике

Плешаков В.А.

Аннотация. В статье на основе раскрытия сущностной характеристики деятельностного, компетентностного и киберонтологического подходов приводится описание организационных и психолого-педагогических условий обеспечения реализации данных подходов и их интеграции в киберпедагогике.

Плешаков В.А. Об условиях обеспечения реализации и интеграции деятельностного, компетентностного и киберонтологического подходов в киберпедагогике / В.А. Плешаков // Электронный научно-публицистический журнал «Homo Cyberus». – 2019. – № 2 (7). – URL: http://journal.homocyberus.ru/Pleshakov_VA_2_2019


Модель многоуровневой подготовки педагогических кадров к профессиональной деятельности в условиях цифрового обучения

Вайндорф-Сысоева М.Е.Субочева М.Л.

Аннотация. В статье обосновываются причины, вызывающие системные изменения в подготовке педагогических кадров в условиях цифрового обучения. Представлена инновационная модель многоуровневой подготовки педагогических кадров к профессиональной деятельности в условиях цифрового обучения, раскрыты сущность, содержание и взаимосвязи её структурных компонентов. Показаны результаты функционирования данной модели, демонстрирующие её эффективность.

Вайндорф-Сысоева М.Е., Субочева М.Л. Модель многоуровневой подготовки педагогических кадров к профессиональной деятельности в условиях цифрового обучения / М.Е. Вайндорф-Сысоева, М.Л. Субочева // Электронный научно-публицистический журнал «Homo Cyberus». – 2019. – №2(7). – URL: http://journal.homocyberus.ru/Vayndorf-Sysoeva_ME_Subocheva_ML_2_2019


Повышение квалификации педагогических работников в условиях киберсоциализации

Лапина Е.В.

Аннотация. В статье представлен опыт повышения квалификации педагогических работников Воронежской области. Стремительное развитие ИКТ актуализирует проблему, связанную с инновационной деятельностью педагогов, которые должны уметь использовать возможности цифровой среды для обеспечения качества образовательного процесса. Уточнено содержание понятий «инновация», «инновационный подход», раскрываются вопросы киберпедагогики в содержании повышения квалификации. Представлен учебно-тематический план курсов повышения квалификации по программе «Учитель в цифровом пространстве: межпредметные технологии и эффективные образовательные практики». Сделан вывод о том, что инновационная деятельность педагога в условиях киберсоциализации декомпозирована в дополнительных профессиональных программах курсов повышения квалификации.

Лапина Е.В. Повышение квалификации педагогических работников в условиях киберсоциализации / Е.В. Лапина // Электронный научно-публицистический журнал "Homo Cyberus". - 2019. - №2(7). – URL: http://journal.homocyberus.ru/Lapina_E_V_2_2019


Социализирующий потенциал цифровой среды в зарубежной школе

Теркулова И.Н.

Аннотация. В данной статье описаны социально-воспитательные эффекты использования цифровой среды в социализации школьников в единстве сфер социального опыта, социального образования и индивидуальной помощи на основе анализа четырёх крупных практических зарубежных исследований: два исследования по использованию ноутбуков и планшетов в образовании (Канада, Квебек) и два исследования цифрового рабочего пространства во Франции.

Теркулова И.Н. Социализирующий потенциал цифровой среды в зарубежной школе / И.Н. Теркулова // Электронный научно-публицистический журнал "Homo Cyberus". - 2019. - №2(7). – URL: http://journal.homocyberus.ru/Terkulova_I_N_2_2019


«Интернет-проекты может создавать каждый – школьник и учитель, студент и преподаватель»

Уважаемая Валерия Кирилловна, Вы – молодой ученый, кандидат педагогических наук, автор более 30-ти статей в сфере киберсоциализации человека и киберпедагогики, пресс-секретарь и администратор раздела "Тренинги и обучающие программы" интернет-портала "Homo Cyberus", начальник информационно-аналитического отдела Института системных проектов МГПУ, создатель оригинальной технологии интернет-проектирования, активно внедряемой в образовании, разрешите задать Вам несколько вопросов ...

(Читать интервью...)


Цифровое обучение: проблемы, риски и перспективы

Вербицкий А.А.

Аннотация. В статье анализируются проблемы реализации цифрового обучения на всех уровнях системы образования в современную эпоху киберсоциализации общества и связанные с этим процессом многочисленные проблемы, риски и перспективы. Основная мысль статьи состоит в том, что цифровизация обучения будет продуктивной только с опорой на адекватную этой задаче психолого-педагогическую теорию. В качестве такой теории может выступить психолого-педагогическая теория контекстного образования, развиваемая в течение многих лет в научной школе автора статьи.

Вербицкий А.А. Цифровое обучение: проблемы, риски и перспективы / А.А. Вербицкий // Электронный научно-публицистический журнал "Homo Cyberus". - 2019. - №1(6). [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://journal.homocyberus.ru/Verbitskiy_AA_1_2019 , свободный. - Загл. с экрана.


Картинирование мира: игра и «цифра»

Татьянченко Д.В.Воровщиков С.Г.

Аннотация. В работе представлена сетевая технология игрового картинирования мира как актуальный этап эволюции продуктивных игр. Рассматриваются подходы к совершенствованию игровых методик на основе цифровых ресурсов.

Татьянченко Д.В., Воровщиков С.Г. Картинирование мира: игра и «цифра» / Д.В. Татьянченко, С.Г. Воровщиков   // Электронный научно-публицистический журнал "Homo Cyberus". - 2018. - №2(5). [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://journal.homocyberus.ru/kartinirovanie_mira_igra_i_tsifra, свободный. - Загл. с экрана.


Исследование мотивов студентов к занятиям киберспортом

Корчемная Н.В.

Аннотация. В данной статье обосновывается актуальность исследования мотивов занятий киберспортом у студентов. Автор затрагивает проблему негативного отношения общественности к киберспорту, которое было сформировано на основе стереотипов о компьютерных играх. Особое внимание обращается на отличительные черты киберспорта и компьютерных игр. В исследовании были определены основные мотивы студентов, занимающихся киберспортом. В заключении делается вывод о полимотивированности деятельности студентов, увлекающихся компьютерным спортом.

Корчемная Н.В. Исследование мотивов студентов к занятиям киберспортом / Н.В. Корчемная  // Электронный научно-публицистический журнал "Homo Cyberus". - 2018. - №2(5). [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://journal.homocyberus.ru/Korchemnaya_NV_2_2018 свободный. - Загл. с экрана.


К вопросу о повышении качества лексико-грамматической иноязычной речи и достижения метапредметных образовательных результатов младших школьников посредством реализации экспериментального комбинированного онлайн-курса по английскому языку

Задорожная Е.И.

Аннотация. Создание компьютерной игровой образовательной системы, сопряженной с учебным планом и очными занятиями, может способствовать перенаправлению компьютерной активности учащихся в сторону добывания новых знаний и повышения успеваемости. Рассматривается организация и эффективность работы подобной системы по английскому языку для учащихся начальной школы на образовательном электронном портале LearningApps.org в контексте повышения качества владения лексико-грамматической составляющей иноязычной речи и достижения метапредметных образовательных результатов.

Задорожная Е.И. К вопросу о повышении качества лексико-грамматической иноязычной речи и достижения метапредметных образовательных результатов младших школьников посредством реализации экспериментального комбинированного онлайн-курса по английскому языку / Е.И. Задорожная  // Электронный научно-публицистический журнал "Homo Cyberus". - 2018. - №2(5). [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://journal.homocyberus.ru/Zadorozhnaya_EI_2_2018 свободный. - Загл. с экрана.


Перспективы использования виртуальной реальности и 3d-технологий в военно-прикладных целях

Городецкий С.С.Беляков В.А.

Аннотация. Статья посвящена исследованию использования современных информационных технологий в танковых войсках. Авторами раскрыты отличительные особенности понятий «технология виртуальной реальности» и «3D-симулятор». На основе проведённого исследования были определены потенциалы использования 3D-симуляторов и технологий виртуальной реальности. Рассмотрены перспективы развития танковых войск и основ подготовки танкистов.

Городецкий С.С., Беляков В.А. Перспективы использования виртуальной реальности и 3d-технологий в военно-прикладных целях / С.С. Городецкий, В.А. Беляков  // Электронный научно-публицистический журнал "Homo Cyberus". - 2018. - №2(5). [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://journal.homocyberus.ru/perspektivy_ispolzovaniya_virtualnoj_realn..., свободный. - Загл. с экрана.

 


Интервью с Марком Абрамовичем Лейбовским «Информационные технологии – от рождения и через всю жизнь»

Лейбовский Марк Абрамович  кандидат педагогических наук, доцент, профессор кафедры педагогики и психологии профессионального образования имени академика РАО В.А. Сластёнина факультета педагогики и психологии Московского педагогического государственного университета, заведующий кафедрой информатики и математики экономического факультета Московского психолого-социального университета.

(Читать интервью)


Информационная компетентность современных обучающихся и эпоха киберсоциализации: горизонты взаимодействия

Третьяков А.Л.

Аннотация. В данной статье определяются аспекты взаимодействия по вопросам формирования информационной компетентности современных обучающихся общеобразовательных организаций в эпоху киберсоциализации. Приведены теоретические основания к определению феномена информационной компетентности в современном глобализирующемся мире. Рассмотрены способности человека и их потенциал в эпоху киберсоциализации. Отражена авторская система формирования информационной компетентности обучающихся в современной общеобразовательной организации. Особое и важное внимание уделено теории киберсоциализации личности, автором которой является профессор В.А. Плешаков. Приведены базовые детерминанты Программы «Цифровая экономика Российской Федерации» и проекта «Цифровая школа», отражающие необходимость взаимодействия и взаимообусловленности теории киберсоциализации и формирования информационной компетентности у современного подрастающего поколения. Описаны особенности обучения детей XXI века, важные для формирования у них информационной компетентности.

Третьяков А.Л. Информационная компетентность современных обучающихся и эпоха киберсоциализации: горизонты взаимодействия / А.Л. Третьяков // Электронный научно-публицистический журнал "Homo Cyberus". - 2018. - №1(4). [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://journal.homocyberus.ru/informacionnaya_kompetentnost_sovremennih_..., свободный. - Загл. с экрана.


Система смешанного обучения в условиях киберсоциализации студентов вуза

Ломоносова Н.В.

Аннотация. В статье раскрываются особенности киберсоциализации студентов, получающих высшее образование с применением системы смешанного обучения. Определяется перечень условий, необходимых для успешного использования профессорско-преподавательским составом электронных образовательных ресурсов в вузе. Уточняются потребности участников образовательного процесса и анализируется их предрасположенность к использованию элементов образовательного киберпространства.

Ломоносова Н. В.  Система смешанного обучения в условиях киберсоциализации студентов вуза / Н.В. Ломоносова // Электронный научно-публицистический журнал "Homo Cyberus". - 2017. - №2(3). [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://journal.homocyberus.ru/sistema_smeshannogo_obuchenija_v_uslovijah...свободный. - Загл. с экрана.


Современная специфика киберкоммуникации преподавателей и студентов

Обыденкова В.К.

Аннотация. Статья посвящена описанию преимуществ и недостатков деловой киберкоммуникации преподавателей и студентов. Автор выделяет несколько форматов подобного взаимодействия, останавливаясь на их достоинствах, упоминая связанные с ними проблемы и предлагая пути их решения.

Обыденкова В.К.  Современная специфика киберкоммуникации преподавателей и студентов / В.К. Обыденкова // Электронный научно-публицистический журнал "Homo Cyberus". - 2017. - №2(3). [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://journal.homocyberus.ru/modern_specificity_of_cybercommunication_o...​, свободный. - Загл. с экрана.


О преподавании интернетики

Девтеров И.В.

Аннотация. В процессе создания нового научного направления, что вызвано необходимостью переосмысления изменившейся за последние годы социальной реальности, автор пришёл к необходимости разработки учебной дисциплины, то есть – операционализации системы научных положений, открытых в процессе исследований становящегося цифрового мира. В статье, наряду с исследованием новых аспектов киберсоциальной реальности, указывается на фундаментальные проблемы, лежащие на пути становления новой учебной дисциплины, а возможно – и целого комплекса дисциплин, призванных подготовить формирующуюся личность к адаптации и эффективной деятельности в условиях цифрового мира.

Девтеров И.В.  О преподавании интернетики / И.В. Девтеров // Электронный научно-публицистический журнал "Homo Cyberus". - 2017. - №2(3). [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://journal.homocyberus.ru/Devterov_I_O_prepodavanii_internetiki, свободный. - Загл. с экрана.


Технология организации и реализации интернет-проектирования в педагогических вузах

Обыденкова В.К.

Аннотация. В статье описываются и раскрываются этапы организации интернет-проектирования в педагогических вузах, которое способствует освоению студентами компетенций согласно федеральным государственным образовательным стандартам высшего образования. Обозначены возможности внедрения учебного модуля «Интернет-проектирование» в образовательный процесс.

Обыденкова В.К.  Технология организации и реализации интернет-проектирования в педагогических вузах / В.К. Обыденкова // Электронный научно-публицистический журнал "Homo Cyberus". - 2017. - №1(2). [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://journal.homocyberus.ru/Obydenkova_V_Tehnologija_organizacii_i_rea..., свободный. - Загл. с экрана.


Имидж высшего образования в социальных интернет-сетях (на примере YouTube)

Ефимов Е.Г.

Аннотация. В статье на материале социальной сети YouTube описывается образ высшего образования в интернет-пространстве. Делается вывод о преобладании негативного имиджа высшей школы, раскрываются факторы и принципы формирования общественного мнения.

Ефимов Е.Г. Имидж высшего образования в социальных интернет-сетях (на примере YouTube) / Е.Г. Ефимов // Электронный научно-публицистический журнал "Homo Cyberus". - 2017. - № 1(2). [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://journal.homocyberus.ru/efimov_e_Imidzh_vysshego_obrazovanija_v_so..., свободный. - Загл. с экрана.


К проблеме духовно-нравственного воспитания в контексте киберсоциализации общества и человека

Аннотация. В статье поднимаются проблемы духовно-нравственного воспитания в контексте киберсоциализации общества и человека. Представлена авторская классификация высших духовных ценностей человечества по четырем уровням (микро-, мезо-, макро- и мега-), имеющих общечеловеческое (мировое), национальное (народное), семейное (родовое) и индивидуально-личностное (персональное) значение для личности. В эпоху киберсоциализации общества и человека происходит существенное изменение процесса формирования и трансляции ценностных ориентаций, особенно детьми, подростками и юношами, наиболее активно практикующими социализацию в киберпространстве как сетевом информационном воплощении ноосферы.

Плешаков В.А., Плешакова К.А. К проблеме духовно-нравственного воспитания в контексте киберсоциализации общества и человека / В.А. Плешаков, К.А. Плешакова // Электронный научно-публицистический журнал "Homo Cyberus". – 2017. – № 1(2). [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://journal.homocyberus.ru/Pleshakov_Pleshakova_K_probleme_duhovno-nravstvennogo_vospitanija_v_kontekste_kibersocializacii_obshhestva_i_cheloveka – Загл. с экрана.


 

Аннотация. В статье анализируются разновидности квестов, их потенциал и способы применения в психологических целях на примере квеста в реальности «Человек vs Интернет» от проекта «Космос», созданного для безопасной, успешной и мобильной киберсоциализации человека.

Ионова В.А., Подопригора Е.В. Об индустрии квест-игр и квесте в реальности «Человек VS Интернет» // Электронный научно-публицистический журнал "Homo Cyberus". - 2016. - №1. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://journal.homocyberus.ru/Ionova_podoprigora_chelovek_vs_internet, свободный. - Загл. с экрана.


РЕПРИНТ


 

Плешаков В.А. Перспективы киберонтологического подхода в современном образовании / В.А. Плешаков // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: педагогика и психология. - 2014. - № 3 (29). - С. 1-18.

Аннотация. В статье обозначается суть киберонтологической концепции развития личности и жизнедеятельности современного человека, призванной обосновать потенциал конструктивного использования социализирующих, обучающих и воспитательных возможностей ИКТ, компьютерных, цифровых и интернет-технологий. Раскрывается идея развития киберпедагогики и доказывается необходимость применения киберонтологического подхода в образовании, эффективного в решении актуальных задач развития, воспитания и обучения человека XXI в.