Киберпедагогика и киберонтологический подход в образовании
Рубрика охватывает вопросы, связанные с философией и методологией киберпедагогики (педагогики киберпространства) как педагогики XXI века.
«Киберпедагогика научно обосновывает специально организованную целенаправленную и систематическую деятельность по кибервоспитанию, киберобучению и киберобразованию современного человека в процессе его киберсоциализации средствами современных информационно-коммуникационных, электронных, цифровых, компьютерных и образовательных технологий» (В.А. Плешаков).
«В XXI веке постоянно модернизируется содержание и специфика технологий образования, опосредованных современными информационно-коммуникационными, компьютерными, электронными, цифровыми и интернет-технологиями. В основу теории киберпедагогики положен киберонтологический подход, согласно которому процесс образования человека определяется условиями его существования, жизнедеятельности и взаимодействия с другими людьми и миром в целом и в киберреальности» (В.А. Плешаков, О.И. Воинова).
Авдеева Елена Владимировна – директор общеобразовательной автономной некоммерческой организации «Школа цифровых технологий» (КиберБит), Почётный работник общего образования Российской Федерации, Почётный работник образования города Москвы.
Интервью с Еленой Владимировной Авдеевой «Компьютерные игры мотивируют учеников, позволяют им переживать исторические события, исследовать географические регионы и изучать различные научные предметы» // Электронный научно-публицистический журнал «Homo Cyberus». 2023. № 2 (15). [Электронный ресурс]. URL: http://journal.homocyberus.ru/Avdeeva_EV_2_2023
Аннотация. В статье описаны социальные и организационные аспекты проведения международного киберспортивного фестиваля «Битва за науку» – 2023, реализуемого при поддержке Министерства науки и высшего образования в рамках Федерального проекта «Популяризация науки и технологий» Государственной программы «Научно-технологическое развитие Российской Федерации». Представленный анализ различных аспектов проведения рассматриваемого мероприятия позволил разработать методические рекомендации по проведению студенческих киберспортивных турниров различного уровня (от локальных, до международных).
Ключевые слова: киберспорт, студенческий спорт, компьютерный спорт, видеоигры, турнирные платформы, стриминг, призовой фонд
Войков Л.М., Кузина Л.Б. Методические рекомендации по проведению студенческих киберспортивных турниров (с учётом опыта международного киберспортивного фестиваля «Битва за науку» – 2023) / Л.М. Войков, Л.Б. Кузина // Электронный научно-публицистический журнал «Homo Cyberus». 2023. № 2 (15). [Электронный ресурс]. URL: http://journal.homocyberus.ru/Voikov_LM_Kuzina_LB_2_2023
Фиджитал-сборы – новая перспективная педагогическая технология
Аннотация. Фиджитал спорт – это новый вид спорта, который официально был признан 31 января 2023 года. Он объединяет в себе две реальности: физическую и цифровую, что, в свою очередь, формирует актуальную задачу – необходимость создания новых форм и методов подготовки фиджитал-спортсменов. В статье рассматривается вопрос практической реализации учебно-тренировочных сборов для фиджитал-спортсменов среднего и старшего школьного возраста. Рассмотрены вопросы организации тренировочного процесса по дисциплинам Баскетбольное двоеборье (Стритбол 3х3 и видеоигра NBA2k3), фиджитал-тактический бой (Valorant и Lazertag), ритм-симулятору (Just Dance) и функционально-цифровому двоеборью (Dota 2 и отдельные виды комплекса ГТО). Дана характеристика фиджитал-сборов и обоснована перспектива создания методики подготовки фиджитал-спортсменов.
Щепотьев А.М. Фиджитал-сборы – новая перспективная педагогическая технология / А.М. Щепотьев // Электронный научно-публицистический журнал «Homo Cyberus». — 2023. — № 2 (15). [Электронный ресурс]. — URL: http://journal.homocyberus.ru/Shchepotyev_AM_2_2023
Воинова Ольга Игоревна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры высшей математики Московского государственного технического университета гражданской авиации (МГТУ ГА), заместитель главного редактора электронного научно-публицистического журнала «Homo Cyberus». Области профессиональной деятельности: высшая математика, проектирование в образовании, научная экспертиза. Область научных интересов: образовательные технологии, инновации в области образования, киберпедагогика, киберонтология. Автор более 50 научных и учебно-методических трудов.
Интервью с Ольгой Игоревной Воиновой «… Киберпедагогика изначально подразумевает участие того или иного гаджета … в образовательном процессе» // Электронный научно-публицистический журнал «Homo Cyberus». – 2022. – № 2 (13). [Электронный ресурс] – URL: http://journal.homocyberus.ru/Voinova_OI_interview_2_2022
Влияние обучающих интернет-мемов на эмоциональную сферу юношества
Аннотация. В статье рассматривается характер влияния интернет-мемов, которые были созданы как средство обучения, на эмоциональную сферу юношества. В представленной статье проведён как теоретический анализ, так и практическое исследование характера влияния интернет-мемов на эмоциональные состояния.
Чепелева А.Р. Влияние обучающих интернет-мемов на эмоциональную сферу юношества / А.Р. Чепелева // Электронный научно-публицистический журнал «Homo Cyberus». – 2022. – № 2 (13). – URL: http://journal.homocyberus.ru/Chepeleva_AR_2_2022
Формирование цифровой грамотности людей третьего возраста на основе курса-трансформера
Аннотация. В статье выявляются дефициты существующей системы формирования цифровой грамотности пожилого населения страны с опорой на их поведенческие особенности, претензии и реальные потребности к социально-культурной деятельности. Рассматриваются особенности современных пожилых людей, позволяющие кластеризировать их, выделить четыре группы по их потребностям и возможностям к уровню цифровой грамотности и особенностям обучения: ИКТ-ориентированные, интуитивно-развитые, мотивированные с низкой ИКТ-подготовкой, слабо-мотивированные. Обосновывается необходимость персонифицированной модели формирования цифровой грамотности, с учётом личностных предпочтений слушателей.
Грохотова Е.В. Формирование цифровой грамотности людей третьего возраста на основе курса-трансформера / Е.В. Грохотова // Электронный научно-публицистический журнал «Homo Cyberus». – 2022. – № 2 (13). [Электронный ресурс] – URL: http://journal.homocyberus.ru/Grokhotova_EV_2_2022
Киберсоциализация как составляющая профессионального становления в среде пребывания аспиранта
Аннотация. Информатизация процесса подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре, а также областей профессиональной деятельности их выпускников, сопутствует запросу на эффективную систему воспроизводства научного потенциала страны. Администрирование процесса подготовки аспирантов нуждается в анализе с позиций методологии и технологии образовательного процесса, поскольку одной из ожидаемых целей подготовки аспирантов как кадров высшей квалификации является их профессиональное становление в среде пребывания, в частности социализация в профессиональном сообществе. Выполненное сопоставление универсальных характеристик киберсоциализации, необходимых для проектирования педагогического процесса с параметрами среды аспиранта, позволяет включить киберсоциализацию в качестве частной категории профессионального становления в основанную на средовом подходе модель администрирования программ аспирантуры, реализуемых с применением ИКТ. Результаты исследования выявляют подходы, позволяющие детализировать педагогическую технологию управления процессом профессионального становления аспиранта. Предложены перспективы дальнейшего исследования процесса профессионального становления аспиранта.
Малышев В.С. Киберсоциализация как составляющая профессионального становления в среде пребывания аспиранта / В.С. Малышев // Электронный научно-публицистический журнал «Homo Cyberus». – 2022. – № 2 (13). [Электронный ресурс] – URL: http://journal.homocyberus.ru/Malyshev_VS_2_2022
Нейробатика – педагогический инструмент физического воспитания человека цифрового общества
Аннотация. В условиях становления информационного (цифрового) общества возникает потребность в новых педагогических инструментах, направленных на формирование когнитивной сферы и развитие мышления человека. Физическое воспитание, как базовый элемент работы с телесностью, требует пересмотра методических подходов с учётом цифровизации общества. В статье описан опыт обоснования, разработки и реализации нейробатики как педагогического инструмента физического воспитания человека, направленного на укрепление его физического здоровья и улучшение когнитивных способностей для формирования готовности к эффективной жизнедеятельности в цифровом обществе. Раскрыто основное содержание нейробатики и перспективы внедрения, как в общеобразовательное, так и дополнительное образование на основе цифровых технологий.
Калуцких Е.О. Нейробатика – педагогический инструмент физического воспитания человека цифрового общества / Е.О. Калуцких // Электронный научно-публицистический журнал «Homo Cyberus». – 2022. – № 2 (13). – URL: http://journal.homocyberus.ru/Kalutskikh_EO_2_2022
Аннотация. Основное внимание в статье уделяется рассмотрению специфики применения игровых технологий с помощью онлайн-формата. Также анализируются различные определения термина «игра» и присутствует описание чёткого алгоритма по созданию собственной игры. Завершается статья описанием авторской методической разработки игры «Битва Пантеонов».
Ливанова Е.А., Эксузян Н.Р. Особенности реализации игровых технологий в онлайн-формате (на примере авторской методической разработки игры «Битва Пантеонов») / Е.А. Ливанова, Н.Р. Эксузян // Электронный научно-публицистический журнал «Homo Cyberus». – 2022. – № 1 (12). – URL: http://journal.homocyberus.ru/Livanova_EA_Eksuzyan_NR_1_2022
Цифровизация школьных музеев: виртуальный тур
Аннотация. Школьный музей играет важную роль в сохранении культурного наследия, а также в обучении и воспитании подрастающего поколения. В статье обосновывается потребность в цифровизации музейного дела. Рассматривается одна из форм цифровизации – виртуальный тур по музею. На примере (представлен анализ опыта внедрения цифровых технологий в работу школьного музея Боевой Славы 20-й гвардейской воздушно-десантной бригады МБОУ Школы № 72 г. о. Самара) продемонстрирован способ создания виртуального тура, охарактеризованы его уникальность и преимущества, описаны возможные методы и формы использования и применения данной разработки.
Наземкин В.В. Цифровизация школьных музеев: виртуальный тур / В.В. Наземкин // Электронный научно-публицистический журнал «Homo Cyberus». – 2022. – № 1 (12). [Электронный ресурс] – URL: http://journal.homocyberus.ru/Nazemkin_VV__1_2022
Аннотация. Внезапный переход на дистанционное обучение школьников весной 2020 г. поставил педагогическое сообщество перед лицом проблем, связанных с содержательной, организационной и методической основой образовательного процесса. Во время обучения школьников в дистанционном режиме был получен богатый опыт по применению информационно-коммуникативных технологий. В статье рассматриваются приёмы и методы обучения школьников иностранному языку с использованием возможностей информационно-коммуникативных и цифровых технологий.
Брижевич К.В. Использование интернет-ресурсов в обучении английскому языку в дистанционном режиме в общеобразовательной школе по новым ФГОС / К.В. Брижевич // Электронный научно-публицистический журнал «Homo Cyberus». – 2021. – № 2 (11). [Электронный ресурс] – URL: http://journal.homocyberus.ru/Brizhevich_KV_2_2021
Аннотация. В статье рассматривается проблема адаптации студентов-первокурсников к обучению в ВУЗе с помощью онлайн-технологий. Для решения данной проблемы автором сделан обзор трудностей и возможностей онлайн-технологии семинара-тренинга «Адаптив», реализуемой в МПГУ в 2020 году. Также предложены рекомендации для организаторов и руководителей программ адаптации первокурсников учебных заведений, реализуемых в формате онлайн.
Белозуб В.А. Трудности и возможности использования онлайн-технологии семинара-тренинга «Адаптив» для адаптации первокурсников к обучению в ВУЗе / В.А. Белозуб // Электронный научно-публицистический журнал «Homo Cyberus». – 2021. – № 2 (11). [Электронный ресурс] – URL: http://journal.homocyberus.ru/Belozub_VA_2_2021
Педагогический дизайн в системе профессиональной подготовки будущего учителя
Аннотация. Поиск эффективных средств профессиональной подготовки будущих учителей привёл нас к необходимости анализа и осмысления возможностей педагогического дизайна в образовательном процессе вуза. Педагогический дизайн – это, во-первых, творческая деятельность учителя по конструированию, созданию, преобразованию и сопровождению информационно-образовательной среды, в которой школьнику будет психологически комфортно развивать свои индивидуальные особенности и достигать высоких результатов. Во-вторых, это направление педагогической науки, связанное с изучением и разработкой стратегий, сценариев обучения, созданием условий для управления учебными событиями при помощи различных средств, обеспечивающих успешное обучение и обязательное достижение поставленной цели. В статье представлен авторский подход к структуре и содержанию педагогического дизайна учебного события.
Беленко Т.В., Исаев И.Ф. Педагогический дизайн в системе профессиональной подготовки будущего учителя / Т.В. Беленко, И.Ф. Исаев // Электронный научно-публицистический журнал «Homo Cyberus». – 2021. – № 1 (10). [Электронный ресурс] – URL: http://journal.homocyberus.ru/Belenko_TV_Isaev_IF_1_2021
Дистанционное образование сегодня: проблемы и перспективы
Аннотация. Данная статья посвящена анализу возможностей дальнейшего внедрения современных образовательных технологий в учебный процесс. Исходя из объективной ситуации, сложившейся в системе, как среднего, так и высшего образования, рассматриваются вопросы использования современных технологий в различных аспектах организации учебного процесса.
Лейбовский М.А. Дистанционное образование сегодня: проблемы и перспективы / М.А. Лейбовский // Электронный научно-публицистический журнал «Homo Cyberus». – 2021. – № 1 (10). [Электронный ресурс] – URL: http://journal.homocyberus.ru/Leibovsky_MA_1_2021
Особенности внедрения внутрифирменного электронного обучения
Аннотация. В статье рассматриваются основные этапы внедрения внутрикорпоративного электронного обучения. Описаны особенности подготовки к использованию вебинаров и электронных курсов на каждом этапе. Показана необходимость согласованности этапов между собой и с бизнес-целями компании.
Максимова Л.М. Особенности внедрения внутрифирменного электронного обучения / Л.М. Максимова // Электронный научно-публицистический журнал «Homo Cyberus». – 2021. – № 1 (10). [Электронный ресурс] – URL: http://journal.homocyberus.ru/Maximova_LM_1_2021
«Московская электронная школа» как средство метапредметного обучения
Аннотация. В статье представлен анализ международных исследований в сфере образования, определяющий тенденции развития образовательной системы в Российской Федерации. Рассмотрен сервис «Московская электронная школа» как средство метапредметного обучения и результат интеграции традиционного формата обучения и технологий киберпедагогики.
Головина М.Н. «Московская электронная школа» как средство метапредметного обучения / М.Н. Головина // Электронный научно-публицистический журнал «Homo Cyberus». – 2020. – № 2 (9). [Электронный ресурс] – URL: http://journal.homocyberus.ru/Golovina_MN_2_2020
Аннотация. В статье рассматривается вопрос о необходимости разработки организационно-педагогических условий, обеспечивающих успешность процесса формирования информационно-медийной грамотности у обучающихся в условиях смешанного обучения. Формирование информационно-медийной грамотности – это новое направление деятельности, которое развивается во многих странах мира и активно исследуется, в том числе и в России. Информационно-медийная грамотность обучающихся школ и вузов предусматривает эффективное их взаимодействие с медиа- и информационными службами, предполагает умение работать с любыми источниками информации, а также со всеми видами и типами информации, выражается в знаниях, умениях и навыках, которые позволяют школьникам и студентам становиться активными участниками социализирующей интернет-среды киберпространства. Авторами статьи предложена классификация организационно-педагогических условий, обеспечивающих формирование информационно-медийной грамотности обучающихся в условиях смешанного обучения.
Белов С.В., Белова И.В. Организационно-педагогические условия формирования информационно-медийной грамотности у обучающихся в условиях смешанного обучения / С.В. Белов, И.В. Белова // Электронный научно-публицистический журнал «Homo Cyberus». – 2020. – № 2 (9). [Электронный ресурс] – URL: http://journal.homocyberus.ru/Belov_SV_Belova_IV_2_2020
Онлайн-квест как технология работы со студентами
Астахова А.А., Бабынина С.В., Белозуб В.А., Ромашкина М.Е.
Аннотация. В статье рассматривается проблема адаптации традиционных форм обучения в ВУЗе к онлайн-формату. Для решения данной проблемы авторами предложена и описана технология онлайн-квеста (киберквеста) «EMOTION». Определена необходимость, преимущества и эффективность применения данной технологии для работы со студентами ВУЗов.
Астахова А.А., Бабынина С.В., Белозуб В.А., Ромашкина М.Е. Онлайн-квест как технология работы со студентами / А.А. Астахова, С.В. Бабынина, В.А. Белозуб, М.Е. Ромашкина // Электронный научно-публицистический журнал «Homo Cyberus». – 2020. – № 2 (9). [Электронный ресурс] – URL: http://journal.homocyberus.ru/quest_2_2020
Аннотация. Статья содержит анализ трансформации отечественного образования в условиях перехода на дистанционный формат, который был вынужденно выбран как единственно возможный в связи с эпидемиологической ситуацией, вызванной распространением коронавируса COVID-19 в Российской Федерации. Также в работе проводится оценивание актуального состояния киберпедагогических технологий сквозь призму предварительных результатов дистанционного образования во время пандемии COVID-19. Выделенная тематика рассматривается с точки зрения проблемы сохранности здоровья всех участников образовательного процесса. Представляется авторское видение источника возникших проблем и возможный путь их решения.
Сагин Г.А. Анализ предварительных результатов дистанционного образования во время пандемии COVID-19: взгляд студента на источник возникших проблем / Г.А. Сагин // Электронный научно-публицистический журнал «Homo Cyberus». – 2020. – № 2 (9). [Электронный ресурс] – URL: http://journal.homocyberus.ru/Sagin_GA_2_2020
С 13 по 29 октября 2020 года в Институте системных проектов МГПУ был проведён онлайн-марафон открытых экспертных интервью по теме «Доступность образования в период дистанционного обучения». В ходе марафона были проведены интервью с 12 экспертами. В результате экспертных интервью были выделены пять барьеров доступности образования в период дистанционного обучения: 1) барьер технологических инноваций или цифрового разрыва; 2) барьер социальных факторов; 3) барьер физического и психологического здоровья; 4) барьер цифровой дидактики; 5) барьер правового регулирования.
Вачкова С.Н., Петряева Е.Ю. Доступность образования в период дистанционного обучения: онлайн-марафон открытых экспертных интервью / С.Н. Вачкова, Е.Ю. Петряева // Электронный научно-публицистический журнал «Homo Cyberus». – 2020. – № 2 (9). [Электронный ресурс] – URL: http://journal.homocyberus.ru/online_marathon_2020
Международный онлайн – круглый стол «Киберпедагогика в условиях цифровизации образования»
Организаторами мероприятия выступили Совет по науке при Фонде Первого Президента Республики Казахстан – Елбасы и редакция информационно-просветительского интернет-портала «Homo Cyberus». В дискуссии приняли участие представители Министерства образования и науки Республики Казахстан (МОН РК), Совета молодых ученых при МОН РК, молодые учёные, преподаватели высших учебных заведений, а также эксперты в сфере образования со всего Казахстана и стран ближнего зарубежья.
Токтаров Е.Б. Международный онлайн – круглый стол «Киберпедагогика в условиях цифровизации образования» / Е.Б. Токтаров // Электронный научно-публицистический журнал «Homo Cyberus». – 2020. – № 1 (8). [Электронный ресурс] – URL: http://journal.homocyberus.ru/cyberpedagogykz2020_1_2020
«Форс-мажорная киберпедагогика», или Чрезвычайные условия образования эпохи COVID-19
Аннотация. Данная статья появилась в качестве одного из ответов на вызов, брошенный педагогической науке во время пандемии COVID-19. Тотальный и экстренный переход мировых систем образования на дистантный (удалённый) формат взаимодействия всех его субъектов и всеобщее дистанционное обучение и воспитание трансформировал привычные педагогические явления и понятия. Человечество стало свидетелем того, как из-за COVID-19 «вирус киберпедагогики» резко завоевал весь мир. Универсальные идеи Л.С. Выготского позволят педагогам и родителям осознать, что они могут сделать для обучения и воспитания своих детей в условиях глобального кризиса из-за СOVID-19. Об этом и о современных чрезвычайных условиях образования идёт речь в статье.
Плешаков В.А., Склярова Т.В. «Форс-мажорная киберпедагогика», или Чрезвычайные условия образования эпохи COVID-19 / В.А. Плешаков, Т.В. Склярова // Электронный научно-публицистический журнал «Homo Cyberus». – 2020. – № 1 (8). [Электронный ресурс] – URL: http://journal.homocyberus.ru/Pleshakov_VA_Sklyarova_TV_1_2020
Образовательные инициативы компании «Лаборатория Касперского»
Аннотация. «Лаборатория Касперского» на протяжении более 20 лет является признанным лидером в борьбе с вредоносным ПО и киберпреступностью. Кроме того, наша компания уделяет огромное внимание образовательным инициативам, которые направлены не только на обучение кибербезопасности, но и программирования, а также математике. В этой статье мы описали основные инициативы, связанные с образовательной деятельностью компании в Российской Федерации.
Сиденко А.Г. Образовательные инициативы компании «Лаборатория Касперского» / А.Г. Сиденко // Электронный научно-публицистический журнал «Homo Cyberus». – 2020. – № 1 (8). [Электронный ресурс] – URL: http://journal.homocyberus.ru/Sidenko_AG_1_2020
Аннотация. Текст статьи основан на опыте работы автора в школе для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) ГКОУ города Москвы «Школа «Технологии обучения». В статье рассматриваются аспекты проблемы обучения в дистанционном режиме детей с детским церебральным параличом (ДЦП). Описываются преимущества и необходимые условия организация образовательной среды, а также опыт создания таких условий в ГКОУ города Москвы «Школа «Технологии обучения».
Семенова Д.А. Преимущества и необходимые условия дистанционного обучения школьников с детским церебральным параличом / Д.А. Семенова // Электронный научно-публицистический журнал «Homo Cyberus». – 2020. – № 1 (8). [Электронный ресурс] – URL: http://journal.homocyberus.ru/Semenovа_DA_1_2020
Как прокачать IT-навыки с помощью проекта «Изучи Интернет – управляй им»
Аннотация. Социально-образовательный проект «Изучи Интернет – управляй им» реализуется с целью повышения цифровой грамотности пользователей, а также интереса к IT как будущей профессии (ранняя профориентация). Включает интерактивный портал с обучающими играми, приложение, викторину, словарь IT-терминов, онлайн-чемпионаты.
Бунчук В. Как прокачать IT-навыки с помощью проекта «Изучи Интернет – управляй им» / В. Бунчук // Электронный научно-публицистический журнал «Homo Cyberus». – 2020. – № 1 (8). [Электронный ресурс] – URL: http://journal.homocyberus.ru/Bunchuk_V_1_2020
Аннотация. В статье представлен сравнительный анализ обучения в очной форме и в форме вебинара. Выявлены преимущества и предложены пути устранения недостатков использования этой технологии для обучаемого и обучающего в системе дополнительного профессионального образования.
Максимова Л.М. Преимущества и недостатки применения обучающих вебинаров в дополнительном профессиональном образовании / Л.М. Максимова // Электронный научно-публицистический журнал «Homo Cyberus». – 2020. – № 1 (8). [Электронный ресурс] – URL: http://journal.homocyberus.ru/Maximova_LM_1_2020
«Горизонты и риски развития образования в условиях системных изменений и цифровизации»
Воровщиков С.Г., Шклярова О.А. «Горизонты и риски развития образования в условиях системных изменений и цифровизации» / С.Г. Воровщиков, О.А. Шклярова // Электронный научно-публицистический журнал «Homo Cyberus». – 2020. – № 1 (8). [Электронный ресурс] – URL: http://journal.homocyberus.ru/ Shamova_conference_2020
К вопросу о преимуществах и недостатках цифрового обучения
Аннотация. В статье рассматриваются проблемы, риски и перспективы цифрового обучения в образовательных учреждениях. Описаны некоторые его недостатки, выделенные авторами в процессе их работы в образовательных организациях. Приведены результаты опроса среди педагогов Московской области, участвующих в конференциях Государственного гуманитарно-технологического университета.
Лавренёв В.Д., Тимохина Т.В. К вопросу о преимуществах и недостатках цифрового обучения / В.Д. Лавренёв, Т.В. Тимохина // Электронный научно-публицистический журнал «Homo Cyberus». – 2020. – № 1 (8). [Электронный ресурс] – URL: http://journal.homocyberus.ru/Lavrenev VD_Timokhina_TV_1_2020
Аннотация. В статье на основе раскрытия сущностной характеристики деятельностного, компетентностного и киберонтологического подходов приводится описание организационных и психолого-педагогических условий обеспечения реализации данных подходов и их интеграции в киберпедагогике.
Плешаков В.А. Об условиях обеспечения реализации и интеграции деятельностного, компетентностного и киберонтологического подходов в киберпедагогике / В.А. Плешаков // Электронный научно-публицистический журнал «Homo Cyberus». – 2019. – № 2 (7). – URL: http://journal.homocyberus.ru/Pleshakov_VA_2_2019
Вайндорф-Сысоева М.Е., Субочева М.Л.
Аннотация. В статье обосновываются причины, вызывающие системные изменения в подготовке педагогических кадров в условиях цифрового обучения. Представлена инновационная модель многоуровневой подготовки педагогических кадров к профессиональной деятельности в условиях цифрового обучения, раскрыты сущность, содержание и взаимосвязи её структурных компонентов. Показаны результаты функционирования данной модели, демонстрирующие её эффективность.
Вайндорф-Сысоева М.Е., Субочева М.Л. Модель многоуровневой подготовки педагогических кадров к профессиональной деятельности в условиях цифрового обучения / М.Е. Вайндорф-Сысоева, М.Л. Субочева // Электронный научно-публицистический журнал «Homo Cyberus». – 2019. – №2(7). – URL: http://journal.homocyberus.ru/Vayndorf-Sysoeva_ME_Subocheva_ML_2_2019
Повышение квалификации педагогических работников в условиях киберсоциализации
Аннотация. В статье представлен опыт повышения квалификации педагогических работников Воронежской области. Стремительное развитие ИКТ актуализирует проблему, связанную с инновационной деятельностью педагогов, которые должны уметь использовать возможности цифровой среды для обеспечения качества образовательного процесса. Уточнено содержание понятий «инновация», «инновационный подход», раскрываются вопросы киберпедагогики в содержании повышения квалификации. Представлен учебно-тематический план курсов повышения квалификации по программе «Учитель в цифровом пространстве: межпредметные технологии и эффективные образовательные практики». Сделан вывод о том, что инновационная деятельность педагога в условиях киберсоциализации декомпозирована в дополнительных профессиональных программах курсов повышения квалификации.
Лапина Е.В. Повышение квалификации педагогических работников в условиях киберсоциализации / Е.В. Лапина // Электронный научно-публицистический журнал "Homo Cyberus". - 2019. - №2(7). – URL: http://journal.homocyberus.ru/Lapina_E_V_2_2019
Социализирующий потенциал цифровой среды в зарубежной школе
Аннотация. В данной статье описаны социально-воспитательные эффекты использования цифровой среды в социализации школьников в единстве сфер социального опыта, социального образования и индивидуальной помощи на основе анализа четырёх крупных практических зарубежных исследований: два исследования по использованию ноутбуков и планшетов в образовании (Канада, Квебек) и два исследования цифрового рабочего пространства во Франции.
Теркулова И.Н. Социализирующий потенциал цифровой среды в зарубежной школе / И.Н. Теркулова // Электронный научно-публицистический журнал "Homo Cyberus". - 2019. - №2(7). – URL: http://journal.homocyberus.ru/Terkulova_I_N_2_2019
«Интернет-проекты может создавать каждый – школьник и учитель, студент и преподаватель»
Уважаемая Валерия Кирилловна, Вы – молодой ученый, кандидат педагогических наук, автор более 30-ти статей в сфере киберсоциализации человека и киберпедагогики, пресс-секретарь и администратор раздела "Тренинги и обучающие программы" интернет-портала "Homo Cyberus", начальник информационно-аналитического отдела Института системных проектов МГПУ, создатель оригинальной технологии интернет-проектирования, активно внедряемой в образовании, разрешите задать Вам несколько вопросов ...
Цифровое обучение: проблемы, риски и перспективы
Аннотация. В статье анализируются проблемы реализации цифрового обучения на всех уровнях системы образования в современную эпоху киберсоциализации общества и связанные с этим процессом многочисленные проблемы, риски и перспективы. Основная мысль статьи состоит в том, что цифровизация обучения будет продуктивной только с опорой на адекватную этой задаче психолого-педагогическую теорию. В качестве такой теории может выступить психолого-педагогическая теория контекстного образования, развиваемая в течение многих лет в научной школе автора статьи.
Вербицкий А.А. Цифровое обучение: проблемы, риски и перспективы / А.А. Вербицкий // Электронный научно-публицистический журнал "Homo Cyberus". - 2019. - №1(6). [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://journal.homocyberus.ru/Verbitskiy_AA_1_2019 , свободный. - Загл. с экрана.
Картинирование мира: игра и «цифра»
Татьянченко Д.В., Воровщиков С.Г.
Аннотация. В работе представлена сетевая технология игрового картинирования мира как актуальный этап эволюции продуктивных игр. Рассматриваются подходы к совершенствованию игровых методик на основе цифровых ресурсов.
Татьянченко Д.В., Воровщиков С.Г. Картинирование мира: игра и «цифра» / Д.В. Татьянченко, С.Г. Воровщиков // Электронный научно-публицистический журнал "Homo Cyberus". - 2018. - №2(5). [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://journal.homocyberus.ru/kartinirovanie_mira_igra_i_tsifra, свободный. - Загл. с экрана.
Исследование мотивов студентов к занятиям киберспортом
Аннотация. В данной статье обосновывается актуальность исследования мотивов занятий киберспортом у студентов. Автор затрагивает проблему негативного отношения общественности к киберспорту, которое было сформировано на основе стереотипов о компьютерных играх. Особое внимание обращается на отличительные черты киберспорта и компьютерных игр. В исследовании были определены основные мотивы студентов, занимающихся киберспортом. В заключении делается вывод о полимотивированности деятельности студентов, увлекающихся компьютерным спортом.
Корчемная Н.В. Исследование мотивов студентов к занятиям киберспортом / Н.В. Корчемная // Электронный научно-публицистический журнал "Homo Cyberus". - 2018. - №2(5). [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://journal.homocyberus.ru/Korchemnaya_NV_2_2018 свободный. - Загл. с экрана.
Аннотация. Создание компьютерной игровой образовательной системы, сопряженной с учебным планом и очными занятиями, может способствовать перенаправлению компьютерной активности учащихся в сторону добывания новых знаний и повышения успеваемости. Рассматривается организация и эффективность работы подобной системы по английскому языку для учащихся начальной школы на образовательном электронном портале LearningApps.org в контексте повышения качества владения лексико-грамматической составляющей иноязычной речи и достижения метапредметных образовательных результатов.
Задорожная Е.И. К вопросу о повышении качества лексико-грамматической иноязычной речи и достижения метапредметных образовательных результатов младших школьников посредством реализации экспериментального комбинированного онлайн-курса по английскому языку / Е.И. Задорожная // Электронный научно-публицистический журнал "Homo Cyberus". - 2018. - №2(5). [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://journal.homocyberus.ru/Zadorozhnaya_EI_2_2018 свободный. - Загл. с экрана.
Перспективы использования виртуальной реальности и 3d-технологий в военно-прикладных целях
Аннотация. Статья посвящена исследованию использования современных информационных технологий в танковых войсках. Авторами раскрыты отличительные особенности понятий «технология виртуальной реальности» и «3D-симулятор». На основе проведённого исследования были определены потенциалы использования 3D-симуляторов и технологий виртуальной реальности. Рассмотрены перспективы развития танковых войск и основ подготовки танкистов.
Городецкий С.С., Беляков В.А. Перспективы использования виртуальной реальности и 3d-технологий в военно-прикладных целях / С.С. Городецкий, В.А. Беляков // Электронный научно-публицистический журнал "Homo Cyberus". - 2018. - №2(5). [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://journal.homocyberus.ru/perspektivy_ispolzovaniya_virtualnoj_realn..., свободный. - Загл. с экрана.
Интервью с Марком Абрамовичем Лейбовским «Информационные технологии – от рождения и через всю жизнь»
Лейбовский Марк Абрамович – кандидат педагогических наук, доцент, профессор кафедры педагогики и психологии профессионального образования имени академика РАО В.А. Сластёнина факультета педагогики и психологии Московского педагогического государственного университета, заведующий кафедрой информатики и математики экономического факультета Московского психолого-социального университета.
Аннотация. В данной статье определяются аспекты взаимодействия по вопросам формирования информационной компетентности современных обучающихся общеобразовательных организаций в эпоху киберсоциализации. Приведены теоретические основания к определению феномена информационной компетентности в современном глобализирующемся мире. Рассмотрены способности человека и их потенциал в эпоху киберсоциализации. Отражена авторская система формирования информационной компетентности обучающихся в современной общеобразовательной организации. Особое и важное внимание уделено теории киберсоциализации личности, автором которой является профессор В.А. Плешаков. Приведены базовые детерминанты Программы «Цифровая экономика Российской Федерации» и проекта «Цифровая школа», отражающие необходимость взаимодействия и взаимообусловленности теории киберсоциализации и формирования информационной компетентности у современного подрастающего поколения. Описаны особенности обучения детей XXI века, важные для формирования у них информационной компетентности.
Третьяков А.Л. Информационная компетентность современных обучающихся и эпоха киберсоциализации: горизонты взаимодействия / А.Л. Третьяков // Электронный научно-публицистический журнал "Homo Cyberus". - 2018. - №1(4). [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://journal.homocyberus.ru/informacionnaya_kompetentnost_sovremennih_..., свободный. - Загл. с экрана.
Система смешанного обучения в условиях киберсоциализации студентов вуза
Аннотация. В статье раскрываются особенности киберсоциализации студентов, получающих высшее образование с применением системы смешанного обучения. Определяется перечень условий, необходимых для успешного использования профессорско-преподавательским составом электронных образовательных ресурсов в вузе. Уточняются потребности участников образовательного процесса и анализируется их предрасположенность к использованию элементов образовательного киберпространства.
Ломоносова Н. В. Система смешанного обучения в условиях киберсоциализации студентов вуза / Н.В. Ломоносова // Электронный научно-публицистический журнал "Homo Cyberus". - 2017. - №2(3). [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://journal.homocyberus.ru/sistema_smeshannogo_obuchenija_v_uslovijah...свободный. - Загл. с экрана.
Современная специфика киберкоммуникации преподавателей и студентов
Аннотация. Статья посвящена описанию преимуществ и недостатков деловой киберкоммуникации преподавателей и студентов. Автор выделяет несколько форматов подобного взаимодействия, останавливаясь на их достоинствах, упоминая связанные с ними проблемы и предлагая пути их решения.
Обыденкова В.К. Современная специфика киберкоммуникации преподавателей и студентов / В.К. Обыденкова // Электронный научно-публицистический журнал "Homo Cyberus". - 2017. - №2(3). [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://journal.homocyberus.ru/modern_specificity_of_cybercommunication_o..., свободный. - Загл. с экрана.
Аннотация. В процессе создания нового научного направления, что вызвано необходимостью переосмысления изменившейся за последние годы социальной реальности, автор пришёл к необходимости разработки учебной дисциплины, то есть – операционализации системы научных положений, открытых в процессе исследований становящегося цифрового мира. В статье, наряду с исследованием новых аспектов киберсоциальной реальности, указывается на фундаментальные проблемы, лежащие на пути становления новой учебной дисциплины, а возможно – и целого комплекса дисциплин, призванных подготовить формирующуюся личность к адаптации и эффективной деятельности в условиях цифрового мира.
Девтеров И.В. О преподавании интернетики / И.В. Девтеров // Электронный научно-публицистический журнал "Homo Cyberus". - 2017. - №2(3). [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://journal.homocyberus.ru/Devterov_I_O_prepodavanii_internetiki, свободный. - Загл. с экрана.
Технология организации и реализации интернет-проектирования в педагогических вузах
Аннотация. В статье описываются и раскрываются этапы организации интернет-проектирования в педагогических вузах, которое способствует освоению студентами компетенций согласно федеральным государственным образовательным стандартам высшего образования. Обозначены возможности внедрения учебного модуля «Интернет-проектирование» в образовательный процесс.
Обыденкова В.К. Технология организации и реализации интернет-проектирования в педагогических вузах / В.К. Обыденкова // Электронный научно-публицистический журнал "Homo Cyberus". - 2017. - №1(2). [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://journal.homocyberus.ru/Obydenkova_V_Tehnologija_organizacii_i_rea..., свободный. - Загл. с экрана.
Имидж высшего образования в социальных интернет-сетях (на примере YouTube)
Аннотация. В статье на материале социальной сети YouTube описывается образ высшего образования в интернет-пространстве. Делается вывод о преобладании негативного имиджа высшей школы, раскрываются факторы и принципы формирования общественного мнения.
Ефимов Е.Г. Имидж высшего образования в социальных интернет-сетях (на примере YouTube) / Е.Г. Ефимов // Электронный научно-публицистический журнал "Homo Cyberus". - 2017. - № 1(2). [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://journal.homocyberus.ru/efimov_e_Imidzh_vysshego_obrazovanija_v_so..., свободный. - Загл. с экрана.
К проблеме духовно-нравственного воспитания в контексте киберсоциализации общества и человека
Аннотация. В статье поднимаются проблемы духовно-нравственного воспитания в контексте киберсоциализации общества и человека. Представлена авторская классификация высших духовных ценностей человечества по четырем уровням (микро-, мезо-, макро- и мега-), имеющих общечеловеческое (мировое), национальное (народное), семейное (родовое) и индивидуально-личностное (персональное) значение для личности. В эпоху киберсоциализации общества и человека происходит существенное изменение процесса формирования и трансляции ценностных ориентаций, особенно детьми, подростками и юношами, наиболее активно практикующими социализацию в киберпространстве как сетевом информационном воплощении ноосферы.
Плешаков В.А., Плешакова К.А. К проблеме духовно-нравственного воспитания в контексте киберсоциализации общества и человека / В.А. Плешаков, К.А. Плешакова // Электронный научно-публицистический журнал "Homo Cyberus". – 2017. – № 1(2). [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://journal.homocyberus.ru/Pleshakov_Pleshakova_K_probleme_duhovno-nravstvennogo_vospitanija_v_kontekste_kibersocializacii_obshhestva_i_cheloveka – Загл. с экрана.
Аннотация. В статье анализируются разновидности квестов, их потенциал и способы применения в психологических целях на примере квеста в реальности «Человек vs Интернет» от проекта «Космос», созданного для безопасной, успешной и мобильной киберсоциализации человека.
Ионова В.А., Подопригора Е.В. Об индустрии квест-игр и квесте в реальности «Человек VS Интернет» // Электронный научно-публицистический журнал "Homo Cyberus". - 2016. - №1. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://journal.homocyberus.ru/Ionova_podoprigora_chelovek_vs_internet, свободный. - Загл. с экрана.
РЕПРИНТ
Плешаков В.А. Перспективы киберонтологического подхода в современном образовании / В.А. Плешаков // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: педагогика и психология. - 2014. - № 3 (29). - С. 1-18.
Аннотация. В статье обозначается суть киберонтологической концепции развития личности и жизнедеятельности современного человека, призванной обосновать потенциал конструктивного использования социализирующих, обучающих и воспитательных возможностей ИКТ, компьютерных, цифровых и интернет-технологий. Раскрывается идея развития киберпедагогики и доказывается необходимость применения киберонтологического подхода в образовании, эффективного в решении актуальных задач развития, воспитания и обучения человека XXI в.