Имидж высшего образования в социальных интернет-сетях (на примере YouTube)

Ефимов Е.Г.

Аннотация. В статье на материале социальной сети YouTube описывается образ высшего образования в интернет-пространстве. Делается вывод о преобладании негативного имиджа высшей школы, раскрываются факторы и принципы формирования общественного мнения.

Ключевые слова: YouTube, общественное мнение, высшее образование, Интернет, блог.


Abstract. In article on material of social network YouTube the image of the higher education in the internet-space is described. The conclusion about dominance of negative image of the higher school is drawn, factors and the principles of formation of public opinion reveal.

Key words: YouTube, public opinion, the higher education, Internet, blog.


Сегодня в России активно идет процесс реформирования образовательной системы, в результате которого происходит значительная трансформация традиционных форм обучения, в ответ на вызовы глобализации и формирующегося у нас постиндустриального общества. Построение новой образовательной системы происходит параллельно как со стороны государства (прежде всего, через разработку новой нормативной базы и стандартов), так и со стороны преподавательского состава, самостоятельно ищущего новые формы обучения. Несмотря на продолжающиеся процессы модернизации в образовательной сфере, говорить о завершении процесса создания новой образовательной системы еще рано. Так, согласно исследованию ВЦИОМ (12-16 мая 2016 г.), уровень высшего образования оценивается более половиной опрошенных как средний и со стороны рядовых граждан и со стороны работодателей. Среди главной проблемы образования называют недостаток практических навыков [4].

Исследование общественного мнения выступает одним из главных факторов успешной образовательной реформы. В отличие от советской эпохи с доминирующими каналами пропаганды в виде телевидения и радио, на сегодняшний день фактором формирования общественного мнения выступают различные ресурсы интернет-пространства, среди которых на первый план выдвигаются социальные сети Интернета [8, c. 5-10].

В качестве примера формирования общественного мнения в социальных интернет-сетях мы рассмотрели освещение проблемы высшего образования пользователями сети YouTube – многоканальной сети, предназначенной для размещения мультимедийного контента. В конце 2015 г. эта сеть содержала более 3 миллионов видеороликов, при среднем показателе загрузки 300 видеороликов в минуту [12]. В совокупности эти данные образуют «коллективную память», при этом также формируя общественное мнение, как социальных групп, так и общества в целом (через традиционные медиа) [11; 1, c. 80-81]. Данные, полученные при анализе роликов в данной социальной интернет-сети и составили эмпирическую базу исследования.

Отбор осуществлялся по поиску через словосочетание «высшее образование». Для анализа были отобраны ролики, суммарное количество просмотров которых превышало 50 тыс. на 14.07.2016 (см. таблицу 1.).

Таблица 1. Наиболее просматриваемые видеоролики о высшем образовании в социальной интернет-сети YouTube

 

Название ролика

Канал / пользователь

Просмотры

1

Плюсы и Минусы ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

DaiFiveTop

405781

2

Высшее образование: ожидание и реальность (Эпизод из "Человек-муравей")

 

Kinoinfo net

306461

3

Тесак про высшее образование

 

Nik Meir

225629

4

Выcшее образование как тупик саморазвития

 

AcademeG 2nd CH

216405

5

Дистанционное обучение. Шокирующие факты!

 

Университет.рф

198200

6

СЕНСАЦИЯ: Бесполезное ОБРАЗОВАНИЕ!

 

Денис Борисов

154846

7

Университет СИНЕРГИЯ. Высшее Образование. Университет Синергия отзывы

 

Университет СИНЕРГИЯ

133527

8

Карина Барби о высшем образовании!!!

 

ReDSoMAA

 

9

5 ОЧЕНЬ БОГАТЫХ ЛЮДЕЙ БЕЗ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

ChanceToday

113551

10

Высшее образование

 

Кузьма

111309

11

10 БОГАЧЕЙ БЕЗ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

верьёмин

96902

12

ДаЁшь МолодЁжь! - Гопники Башка и Ржавый - Высшее образование

 

ДаЁшь молодЁжь!

91012

13

ОБЗОР НА ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ | REVIEW OF A BULSHIT #32

 

AlanNealSheldon

84867

14

168. МГУ и Оксфордский Университет. Высшее образование - сравнение. Мы такие умные, где успех?!

 

Оксфордский Университет - OxfordInside.com

79025

15

Тесак про высшее образование.

ProGoldexRu

77847

16

VLOG За рулем | Негатив подписчиков | Высшее образование

 

SashaKorshun

74030

17

Анна Бонд и банальные вопросы против высшего образования

 

Onliner Belarus

70468

18

Что дает высшее образование

 

Ольга Ермилова

66936

19

высшее образование в Голландии, Study Economics in Rotterdam

Erasmus School of Economics

57020

20

США 3: Работа в США в IT без высшего образования. Требования для работы в США IT.

 

SiliconValleyVoice

55709

21

Миллиардер про MBA и высшее образование

 

JesusBuddhaAllah

52882

22

Владимир Довгань о высшем образовании

 

Michael Kiel

51994

23

Потапенко о студентах, работе и высшем образовании

 

HELPONLY4U

51872

 

Итого

 

2776273

 

В подавляющем большинстве видеороликов присутствует критика высшего образования как социального института. Можно выделить несколько базовых тезисов, на которых строится аргументация критиков:

  1. Не существует прямой связи между высшим образованием и уровнем дохода. В доказательство приводятся как примеры миллионеров без высшего образования (Билл Гейтс, Марк Цукерберг и т.д.) (№ 9, № 11), так и истории из жизненного опыта авторов видеороликов. Причины такого положения дел кроются в самой системе высшего образования, содержащей существенные недостатки.
  2. Преобладание теоретических знаний над практическими, несоответствие получаемых знаний жизненным реалиям и отсутствие узкой специализации. Авторы, ссылаясь, прежде всего, на собственный опыт, прямо говорят о перегруженности учебных программ ненужными предметами, об отсутствии у студентов возможности выбора и консерватизме учебных планов, согласно которым до сих пор рассказывается о вещах, которые уже просто перестали существовать. Основатель торговой сети «Магнит» С. Галицкий сформулировал претензию в следующей форме: «Человек изучает истории других людей, которые, в свою очередь, написаны об этих людях журналистами» (№ 21). Предприниматель В. Довгань прямо сравнил высшее образование с театром абсурда, где не имеющие соответствующей квалификации преподаватели учат студентов, которые, в свою очередь, несмотря на понимание бесполезности полученных знаний, тратят несколько лет жизни на обучение и заучивание данного материала (№ 22). Большинство блогеров выступают за исключение из списка изучаемых предметов всего, что не связано с прямой специализацией.
  3. Проблема трудоустройства рассматривается двояко. С одной стороны, указывается на достаточно известный факт несоответствия специальности в дипломе и занимаемой в будущем работе (№ 2). С другой стороны, подчеркивается отсутствие связи между дипломом и возможностью трудоустройства. Указывается на отсутствие жестких требований к уровню образования при трудоустройстве в IT-сфере в США (№ 20), приводится пример комплексной оценки способностей соискателя без учета уровня его высшего образования (№ 18).
  4. Общественное мнение также рассматривается как фактор, тормозящий развитие образовательной системы. Общественный деятель М.С. Марцинкевич («Тесак») отмечает, что множество людей попадают в высшие учебные заведения не осознанно (под влиянием родителей, стереотипов о необходимости получения «корочки», или чтобы не идти в армию), при этом, будучи не готовы к обучению на новом уровне, и даже если они заканчивают учебу, результатов это не дает (№ 3, № 15).

 

По сути, данный срез общественного мнения представляет собой впечатления от высшего образования с точки зрения поколения киберсоциализации [9, с. 23-24], для которого данный институт, с его унаследованными советскими практиками, является «институтом-пустышкой». [5, с. 34-35]. Данным термином британский социолог Э. Гидденс обозначал институты, не соответствующие задачам, которые они должны выполнять. О тех же проблемах говорят и представители российского образования. И.В. Давыдова описывает проблему «инфляции образования» как совокупности недостатков кадрового потенциала, технического оснащения и управления [6]. Все это сочетается с искусственными метриками и введением новых стандартов, слабо связанных с реалиями современного мира [3]. В работе иркутских исследователей российский институт образования описывается как совокупность архаичных форм и нерелевантных моделей [2]. Список подобных мнений, выраженных в различных публикациях научным сообществом, можно продолжать [7].

Еще один аспект данной проблемы, о котором следует сказать, – присутствие образовательных учреждений в интернет-пространстве. Как показал наш анализ, большое количество популярного пользовательского контента абсолютно ни чем не уравновешивается, кроме пары рекламных роликов. Активное освоение интернет-пространства образовательными учреждениями носит бессистемный и хаотичный характер. Отсутствие стандартов и нормативной базы в отношении официального сайта, модерации социальных сетей Интернета, проверки контента приводит к низкой эффективности данного ресурса, который, теоретически, должен быть центральным с точки зрения структурирования виртуального образовательного пространства. В качестве примера здесь выступает сообщество «Подслушано», созданное на базе практически каждого ВУЗа, и которое имеет количество подписчиков в разы большее, чем официальные группы образовательных учреждений в социальных интернет-сетях.

На сегодняшний день одной из самых эффективных образовательных систем является финская. Достигается это за счет нескольких составляющих:

  • снижение бюрократизации,
  • уменьшение количества контрольных проверок учащихся при увеличении их качества,
  • пропаганда образования как национальной идеи.

Во всех случаях преподаватель и учебное заведение должны выступать центром образования, как в научной составляющей, так и в качестве просветительского центра [10]. Имидж образования сейчас формируют не достижения, а медийные скандалы, которые в свою очередь, часто берут начало в социальных интернет-сетях. Грамотное освоение интернет-пространства является, на наш взгляд, жизненно необходимым для качественного развития отечественного образования.

Сегодня российская образовательная система находится в состоянии перманентного реформирования, однако многие насущные вопросы, волнующие пользователей интернет-сетей, не решены до сих пор. В этой ситуации педагогическое сообщество само инициирует разработку новых технологий и подходов. Активное квалифицированное освоение социальных интернет-сетей и интернет-пространства в целом может рассматриваться как один из способов устранения назревших противоречий. К примеру, новые инновационные возможности киберпедагогики, прежде всего в сфере построения коммуникации с опорой на новые технологии [6, c. 234-237], совпадают с желаниями видеоблогеров, которые прямо отмечают, что дистанционное образование ничем не уступает традиционному, а новые формы коммуникации уже сейчас вытесняют привычные традиционные каналы передачи знаний (№ 5, № 7). Также созвучны идеи о необходимости научить современного студента использованию компьютерных и интернет-ресурсов для совершенствования знаний и навыков, и высказываемые в социальных интернет-сетях идеи об увеличивающейся роли самообразования.

 

Литература:

  1. Байков В., Байков Д., Крылова Е. Википедия и YouTube для всех / В. Байков, Д. Байков, Е. Крылова. – М.: ДМК Пресс, 2013. – 234 с.
  2. Блинникова А.В., Фальковская Т.Ю. Институциональный кризис высшего профессионального образования и проблема формирования социального капитала / А.В. Блинникова, Т.Ю. Фальковская // Проблемы и перспективы развития образования в России. – 2013. – № 23. – С. 246-252.
  3. Высшее образование XXI века и кризис корпоративного университета // Совет ректоров. – 2012. – № 8. – С. 84-85.
  4. Высшее образование: контроль не ослаблять, качество повышать. Пресс-выпуск № 3152. [Электронный ресурс] – URL: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=115775
  5. Гидденс Э. Ускользающий мир: как глобализация меняет нашу жизнь / Пер. с англ. – М.: Издательство «Весь Мир», 2004. – 120 с.
  6. Давыдова И.В. «Инфляция образования», или кризис высшего образования ? / И.В. Давыдова // Ученые записки Международного банковского института. – 2015. – № 14. – С. 88-95.
  7. Дружилов С.А. Проблемы высшего профессионального образования как симптомы системного кризиса / С.А. Дружилов // Международный журнал экспериментального образования. – 2012. – № 10. – С. 8-11.
  8. Ефимов Е.Г. Социальные Интернет-сети (методология и практика исследования): монография / Ефимов Е.Г.; ВолгГТУ. – Волгоград: Волгоградское научное издательство, 2015. – 168 с.
  9. Плешаков В.А. Теория киберсоциализации человека: монография / В.А.Плешаков. – М.: «Homo Сyberus», 2011. – 400 c.
  10. Син Е.Е. Школьное образование Финляндии как феномен XXI века / Е.Е. Син // Известия Кыргызской академии образования. – 2016. – № 1 (37). – С. 21-26.
  11. Horsti K. Communicative memory of irregular migration: The re-circulation of news images on YouTube (Preprint) / Karina Horsti. [Электронный ресурс] – URL: https://www.researchgate.net/publication
  12. Vonderau P. The video bubble: Multichannel networks and the transformation of YouTube / Patrick Vonderau // Convergence: The International Journal of Research into New Media Technologies. – V. 22. – 2016. – p. 361-375.

 

© Ефимов Евгений Геннадьевич

Ефимов Е.Г. Имидж высшего образования в социальных интернет-сетях (на примере YouTube) / Е.Г. Ефимов // Электронный научно-публицистический журнал "Homo Cyberus". - 2017. - № 1 (2). [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://journal.homocyberus.ru/efimov_e_Imidzh_vysshego_obrazovanija_v_so..., свободный. - Загл. с экрана.