Дистанционное образование сегодня: проблемы и перспективы

Лейбовский М.А.

Аннотация. Данная статья посвящена анализу возможностей дальнейшего внедрения современных образовательных технологий в учебный процесс. Исходя из объективной ситуации, сложившейся в системе, как среднего, так и высшего образования, рассматриваются вопросы использования современных технологий в различных аспектах организации учебного процесса.

Ключевые слова: современные образовательные технологии, интенсификация учебного процесса, дистанционное образование.

13.00.00 – Педагогические науки

УДК: 37.091.3


Distance education today: problems and prospects

Mark A. Leibovsky

Abstract. This article is devoted to the possibilities of further implementation of modern educational technologies in the educational process. Based on the objective situation in the system of both secondary and higher education, the issues of using modern technologies in various aspects of the organization of the educational process are considered.

Key words: modern educational technologies, intensification of the educational process, distance education.


 

В современных условиях наше образование лихорадит как тяжело больного. Беда не только в том, что пандемия сильно повлияла на весь образ жизни, а ещё и в том, что образование находится в состоянии постоянных и не всегда обоснованных перемен.

В настоящее время мы начинаем активно (да ещё и порой не всегда обосновано) внедрять дистанционные (удалённые) методы организации учебного процесса, хотя до сих пор не договорились о том, что именно делать и как понимать суть этих технологий. Мнений предостаточно. Причём высказывания даже очень авторитетных специалистов порой противоречат друг другу. Будем ли мы дальше жить на «дистанционке», вернёмся ли к старой схеме, или правда где-то посередине? Напомню, что более 30 лет назад мною уже отмечалось, что «ЭВМ (а тогда ещё говорили ЭВМ, а не ПК – М. Л.) никогда не заменит учителя в учебном процессе, но позволит ему сконцентрироваться на тех вопросах, где нужна его профессиональная компетентность» [1, С. 64]. Появление современных технологий XXI века только обострило эту проблему.

Нельзя не согласиться с мнением А.А. Вербицкого, который отмечал, что «компьютер в принципе не способен превращать значения в смыслы, информацию в знание. Это означает, что «компьютерная метафора» – не более, чем метафора; переработка информации компьютером не является механизмом порождения из неё знаний человеком, и нужно искать собственно психологические закономерности и механизмы понимания этого процесса» [2].

Сказанное позволяет сделать вывод, что такой подход формирует клиповое мышление, где основная задача сводится к необходимости донести обрывки полученной информации до окружающих, в основном, с целью получения оценки.

Нам представляется, что вхождение в сферу информационных технологий должно носить постоянный характер, развиваясь по спирали, где на каждом витке повышается уровень информационной культуры, пропорционально потребностям, уровню образования и дальнейшей информатизации общества, которая, как уже говорилось, носит непрерывный и необратимый характер.

При этом начинает работать принцип – учу сколько угодно, где угодно и когда угодно, лишь бы это укладывалось в общую стратегию построения учебного процесса. Однако учебные предметы в школе и в вузе по существу могут повторять друг друга, хотя формально это уже было рассказано в средней школе.

В идеале преподаватель, применяя дистанционные технологии, должен формировать у студентов объективную оценку его собственных знаний при электронном тестировании с целью построения его индивидуальной образовательной траектории при опосредованном контакте с ним. Однако, как показывает опыт, это не всегда соответствует действительности. «Отбирая дистанционные технологии для обучения студентов, педагог должен учитывать их содержание, структуру и техническое исполнение, субъективные особенности обучаемых, начальные их знания, специфику освоения материала» [3, С. 124].

Если говорить о школьном образовании, нам представляется целесообразным рассмотрение триады: учитель – ученик; родители – ученик; учитель – родители. Мы отдаём себе отчёт в том, успех в школьном образовании может быть достигнут только при полном взаимодействии семьи, школы и самих учеников в едином информационном образовательном пространстве.

На этом необходимо отделить то безусловно положительное, что дают современные технологии, от того, что негативно влияет на формирование личности. Классический пример – всем известные ГДЗ (готовые домашние задания), которые как бы помогают родителям следить за учёбой ребенка, на самом деле стимулируют списывание и лукавство.

Рассмотрим подробнее это триаду.

1. Учитель – ученик. Всем известно, что существуют различные формы общения между учителем и учеником. Мы отдаём себе отчёт в том, что из-за пандемии COVID-19 характер общения изменился, что возврата к старому формату взаимодействия не произойдет. Однако существующие средства электронного обучения, типа МЭШ и РЭШ, несмотря на безусловный интерес, ещё далеки от совершенства, хотя работы в этом направлении постоянно ведутся. Достаточно сказать о проекте «Московское электронное образование» под руководством чл. корр. РАО А.М. Кондакова. Тем не менее, формализация контроля, при переходе на электронные методы взаимодействия учителя и ученика, таит в себе много подводных камней. Не всегда учитель может быть уверен, что задание выполнил сам ученик, даже если тест идет в режиме online. Где гарантия, что тест сделал он сам, а не воспользовался чей-то помощью? В этой связи идеальная модель, когда все дети хотят учиться, не работает. Именно поэтому учитель должен установить доверительные отношения с учеником и сделать его своим союзником в процессе получения знаний.

2. Учитель – родитель. Мы зачастую сталкиваемся с тем, что между учителем и родителями существует определённый антагонизм, который в явном виде не проявляется. Конечно, каждая «мама» считает своего ребёнка самым-самым, и не всегда прислушивается к пожеланию учителя. Здесь должно быть взаимное стремление всех участников процесса воспитания объединиться для решения главной задачи – воспитание грамотной социально активной личности.

Важен и такой факт, что как показывает практика, если в семье есть достаточно образованные родители, им зачастую проще сделать самим домашнюю работу и отправить её учителю, чем пытаться объяснить новый материал ребёнку. Печально, что та пятерка, которую получил ученик (за мамины усилия), даёт ему основания считать, что это именно он что-то знает…

3. Ученик – родитель. Наиболее важным являются отношения в семье. В эпоху цифровизации они приобретают несколько другое звучание. Ни для кого не секрет, что нынешнее поколение (которое называют ещё «поколение Z») зачастую значительно более продвинуто в сфере информационных технологий, чем родители. Это приводит к тому, что авторитет родителей меняется не в лучшую сторону. Для успешного общения с детьми родители должны не только быть достаточно информационно грамотными, но и быть в курсе интересов ребёнка. В этом случае им будет что обсуждать, это и позволит наладить более тесный контакт с ребёнком, что в идеале позволит снизить компьютерную зависимость, от которой, как известно, страдает значительное количество представителей современной молодежи.

Подводя итог сказанному, следует отметить, что на сегодняшний день нет однозначного решения по вопросу внедрения современных информационных технологий, связанных с интенсификацией учебного процесса. Нам представляется, что можно выделить следующее:

  1. Первоочередной задачей является формирование информационной культуры для всех категорий, начиная от младенческого возраста и заканчивая старшим поколением, включая и профессорско-преподавательский состав. Тогда мы сможем говорить друг с другом на одном языке.
  2. Успех в школьном образовании может быть достигнут только при полном взаимодействии семьи, школы и самих учеников в едином информационном образовательном пространстве.
  3. В настоящее время, при всем многообразии различных подходов, нет единой реальной политики внедрения современных технологий в учебный процесс. Это на фоне того, что у многих обучающихся не сформирована мотивация и потребность в получении новых знаний.
  4. Многообразие различных технологий должно внедряться таким образом, чтобы можно было осуществлять доступ ко всем ресурсам без ограничений, как технических, так и организационных.

 

Список литературы

  1. Лейбовский М. А. Формирование у студентов педагогических вузов профессиональной готовности к использованию средств вычислительной техники: диссертация … кандидата педагогических наук: 13.00.01 / М. А. Лейбовский / Моск. гос. пед. ин-т им. В.И. Ленина. – М., 1988. – 178 с.
  2. Вербицкий А. А. Цифровое обучение: проблемы, риски и перспективы / А. А. Вербицкий // Электронный научно-публицистический журнал «Homo Cyberus». – 2019. – № 1 (6). [Электронный ресурс] – URL: http://journal.homocyberus.ru/Verbitskiy_AA_1_2019 (дата обращения: 08.05.2021).
  3. Фортыгина С.Н. Подготовка будущих педагогов в условиях реализации дистанционного обучения / С. Н. Фортыгина // Мир науки, культуры, образования. – 2020. – № 4 (83). – С. 122-123.

 

© Лейбовский Марк Абрамович

 

ВЫХОДНЫЕ ДАННЫЕ СТАТЬИ:

Лейбовский М.А. Дистанционное образование сегодня: проблемы и перспективы / М.А. Лейбовский // Электронный научно-публицистический журнал «Homo Cyberus». – 2021. – № 1 (10). [Электронный ресурс] – URL: http://journal.homocyberus.ru/Leibovsky_MA_1_2021