Использование интернет-ресурсов в обучении английскому языку в дистанционном режиме в общеобразовательной школе по новым ФГОС

Брижевич К.В.

Аннотация. Внезапный переход на дистанционное обучение школьников весной 2020 г. поставил педагогическое сообщество перед лицом проблем, связанных с содержательной, организационной и методической основой образовательного процесса. Во время обучения школьников в дистанционном режиме был получен богатый опыт по применению информационно-коммуникативных технологий. В статье рассматриваются приёмы и методы обучения школьников иностранному языку с использованием возможностей информационно-коммуникативных и цифровых технологий.

Ключевые слова: дистанционное образование, информационно-коммуникативные технологии, киберсоциализация, личностно-ориентированные образовательные технологии, системно-деятельностный подход.

13.00.00 – Педагогические науки

УДК 371.315


Using Internet resources in teaching the English language in remote interaction format in the comprehensive school on the bases of the new National Educational Standards

Brizhevich K. V.

Abstract. In the spring of 2020 due to the sudden transition to the remote interaction format of teaching the schoolchildren the teachers faced a lot of problems concerning training content of teaching, organizational and methodical bases of educational process. During the process of teaching schoolchildren in the remote format there was acquired a rich experience of application of information technologies. This article deals with foreign language teaching methods and technics by means of using information and digital technologies.

Key words: remote education, information and communication technology, cybersocialization, person-oriented teaching technologies, system-activity approach.


Деятельностная парадигма, положенная в основу новых ФГОС школьного образования, является методологическим базисом, на котором строятся различные системы развивающего обучения со своими технологиями, приёмами и особенностями. Использование личностно-ориентированных и коммуникативных образовательных технологий подводит педагога к необходимости использования современных средств обучения, а именно компьютерных, цифровых технологий и интернет ресурсов.

В связи с пандемией COVID-19 переход на дистанционное обучение школьников продемонстрировал наличие у многих педагогов проблем, связанных с применением информационно-коммуникативных и цифровых технологий в дистанционном образовании.

По определению, данному в статье В. А. Плешакова и Т. В. Скляровой, дистанционное образование – это «процесс приобретения знаний, освоения умений и навыков обучающимися, а также формирования и развития их личности в условиях образовательной среды, основанной на использовании информационно-коммуникационных технологий, которые обеспечивают обмен учебной информацией на расстоянии с помощью организованной системы сопровождения и администрирования учебного процесса» [1].

По мнению многих педагогов и родителей киберсоциализации наших детей уделяется мало внимания, и как следствие, имеется низкая информационно-медийная грамотность обучающихся общеобразовательных учреждений.

В. А. Плешаков определяет киберсоциализацию как «процесс качественных изменений структуры самосознания личности и мотивационно-потребностной сферы индивидуума, происходящий под влиянием и в результате использования человеком современных информационно-коммуникационных, компьютерных, электронных, цифровых, мультимедиа, мобильной сотовой связи и интернет-технологий в контексте усвоения и воспроизводства им культуры в рамках персональной жизнедеятельности» [2].

Необходимость удовлетворения современных образовательных потребностей подвигла учителей на активный поиск и освоение цифровых технологий.

Интернет даёт большие возможности для обучения школьников иностранному языку.

Использование информационно-коммуникационных технологий позволяет решать многие образовательные задачи, в том числе:

  • умение эффективно общаться, используя не только традиционные средства (карандаш и бумагу), но также аудио, видео и, так называемую, новую среду (электронную почту, веб-сайты, блоги, потоковое медиа, форумы, электронные доски объявлений (message boards) и т.д.);
  • умение анализировать и интерпретировать информацию, лавируя в переизбытке данных Всемирной паутины и доступного электронного формата;
  • умение распределять задания, выполнять несколько заданий одновременно, используя программные приложения;
  • умение решать учебные, практические, психологические, бытовые и многие другие проблемы, т. е. применять полученные знания в новой ситуации.

Стратегической целью обучения иностранному языку является формирование иноязычной коммуникативной компетенции, которая согласно материалам Совета Европы по культурному сотрудничеству (1996), на сегодняшний день определяется как «способность осуществлять речевую деятельность средствами изучаемого языка в соответствии с целями и ситуацией в рамках той или иной сферы деятельности с учётом лингвистических и социальных правил, которых придерживаются носители языка» [3]. Согласно положениям деятельностного подхода обучить общению, т. е. сформировать коммуникативную компетенцию, можно только через эту самую деятельность общения.

Общение учителя с обучающимися посредством электронной почты и в социальных интернет-сетях помогает развивать и совершенствовать навыки письменной речи и формировать навыки культуры письма школьников.

Рассмотрим далее примеры.

1. Использование электронной почты.

Интернет даёт широкие возможности учителю осуществлять коммуникацию с учениками, обеспечив урочное и внеурочное общение, например, посредством электронной почты.

Общение учителя с обучающимися средствами e-mail позволяет решать задачи формирования информационной культуры, культуры письма, познакомив обучающихся с правилами переписки, прикрепив презентацию с лексическим материалом к сообщению. Пример приведён на рис. 1.

 

1. НАИБОЛЕЕ УПОТРЕБИТЕЛЬНЫЕ ВЫРАЖЕНИЯ,

ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В НАЧАЛЕ ПИСЬМА

I was delighted to receive your letter.

I have just received your letter and...

I am writing you...

I have not heard from you... 

Hello, how are you these days?

Now let me tell you about myself.

I have just returned from...

I have delayed answering this letter because...

You don’t know me so let me introduce myself.

 

2. НАИБОЛЕЕ УПОТРЕБИТЕЛЬНЫЕ ВЫРАЖЕНИЯ,

ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В КОНЦЕ ПИСЬМА

Please write soon.

Do try to let me have another letter of yours.

I hope to have a letter from you before long.

I would be delighted to hear about you.

Please write and tell me all the news of...

Please write me as often as you can.

All the best.

Best of luck to you!

With all good wishes!

With kind / kindest / best regards.

Give my love to Mary and the children.

3. НАИБОЛЕЕ УПОТРЕБИТЕЛЬНЫЕ ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ФОРМУЛЫ ВЕЖЛИВОСТИ

Sincerely yours

Truly yours

Yours truly

Yours

Faithfully yours

Your most affectionate son

Yours ever

Ever yours

Always yours

As ever

Love

With love

With all my love

With loads of love

Lots of love

Lovingly yours

Lovingly

All my love

Your friend

Good-bye for now

 

Рис. 1. Лексика для письма неформального стиля [15]

 

Необходимо изучить ряд фраз, часто используемых в письмах, чтобы написание сообщения занимало меньше времени. Например, такие фразы можно найти на одном из предлагаемых ресурсов (IELTS Letter Writing).

Электронные сообщения могут быть разного стиля (formal, semi-formal, informal). Если говорить о неформальном стиле, то отмечается, что нет необходимости соблюдать все формальности (даты, адреса, формальные приветствия), используются сокращения, эмотикон (смайлики).

 

Частые сокращения

u = you

TC = take care

F2F = face to face

FYI = for your information

r = are

TY = thank you

BTW = by the way

asap = as soon as possible

L8R = later

coz = because

BFN = buy for now

IMHO = in my humble opinion

b4 = before

uni = university

POV = point of view

LOL = laughing out loud

Рис. 2. Сокращения слов для неформального письма [4, С. 15-16]

 

Рис. 3. Пример написания письма в полуофициальном стиле [4, С. 16]

 

Подготовка к ОГЭ по написанию электронного письма, осуществляемая посредством e-mail, даёт возможность обучающимся применять свои умения на практике, а учителю – возможность экономить урочное время и приблизить переписку к реальности.

На ОГЭ в разделе 4 требуется написать электронное письмо.

Раздел 4 (задание по письму)

Для ответа на задание 35 используйте бланк ответов № 2. При выполнении задания 35 особое внимание обратите на то, что Ваши ответы будут оцениваться только по записям, сделанным на бланке ответов № 2. Никакие записи черновика не будут учитываться экспертом. Обратите внимание также на необходимость соблюдения указанного объёма электронного письма. Письмо недостаточного объёма, а также часть текста электронного письма, превышающая требуемый объём, не оцениваются. Укажите номер задания 35 в БЛАНКЕ ОТВЕТОВ № 2 и напишите текст своего ответного электронного письма зарубежному другу по переписке.

 

You have received an email message from your English-speaking pen-friend Ben:

From: Ben@mail.uk

To: Russian_friend@oge.ru

Subject: Time out

…I am very busy now preparing for my exams but yesterday I went to the cinema with my friends. I liked the film, comedy is my favourite genre.

…What kinds of films do you like? Where do you prefer watching films – in the cinema or at home, and why? What would you make a film about if you had a chance?

Write a message to Ben and answer his 3 questions.

Write 100–120 words.

 
Рис. 4. Пример из КИМ ОГЭ 2021 г. Задание 35. [7]

 

Подростки проводят очень много времени в социальных интернет-сетях, читая новости, комментарии друзей, общаясь с большим количеством незнакомых людей. Общение педагогов со своими учениками в социальных интернет-сетях способствует улучшению взаимопонимания детей и взрослых, их сближению.

 

2. Использование социальных интернет-сетей.

Общение учителя с обучающимися во ВКонтакте помогает преподавателю не терять связь со своими учениками, т. к. они, находясь постоянно на связи, скорее проверят сообщения там, чем в электронном почтовом ящике. Создав тематические группы во ВКонтакте, учитель имеет возможность помещать объявления, выкладывать тексты для домашнего задания (сфотографированные предварительно на телефон на уроке вместо традиционного ксерокса), аудиофайлы, что помогает пропустившим занятие быстро найти материалы к следующему уроку.

 

Рис. 5. Создание беседы с девятиклассниками для подготовки к ОГЭ

 

Взаимодействие с обучающимся лично напрямую даёт возможность индивидуализировать обучение, общение в группе позволяет актуализировать и ускорить его.

 

Рис. 6. Сообщение ссылки для занятия в зуме с классом

 

Чтение играет огромную роль в образовании человека. Общеизвестный факт, что современные подростки не любят читать печатные книги. Педагог имеет возможность приобщить учеников к чтению, используя интернет-ресурсы.

 

3. Обучение чтению и письму.

При обучении иноязычному чтению и письму посредством интернет-технологий часто возникает необходимость интегрировать эти виды деятельности, чтобы смоделировать в учебном процессе коммуникативные ситуации, максимально отражающие реальное общение в Сети.

Посредством интернет-технологий возможно формировать различные умения чтения. Например,

  • определять тему, содержание текста по заголовку;
  • выделять основную мысль;
  • выбирать главные факты, опуская второстепенные или отделять главную информацию от второстепенной;
  • устанавливать логическую последовательность основных фактов текста;
  • полно и точно понимать содержание текста на основе его информационной переработки (раскрытие значения незнакомых слов, грамматический анализ, составление плана);
  • оценивать полученную информацию, выражать своё мнение или определять своё отношение к прочитанному;
  • комментировать/объяснять те или иные факты, описанные в тексте;
  • предвосхищать возможные события, факты; прогнозировать развитие/результат излагаемых фактов/событий;
  • раскрывать причинно-следственные связи между фактами;
  • определять временную и причинно-следственную взаимосвязь событий;
  • понимать аргументацию;
  • извлекать необходимую/интересующую информацию;
  • обобщать описываемые факты/явления;
  • определять замысел автора, оценивать важность/новизну/достоверность информации;
  • понимать смысл текста и его проблематику, используя элементы анализа текста;
  • отбирать значимую информацию в тексте/ряде текстов для решения задач проектно-исследовательской деятельности.

Варианты заданий по чтению, помещенные в информационный банк класса или группы во ВКонтакте можно использовать для развития навыков чтения, для подготовки к контрольной работе, для всех желающих совершенствовать свои навыки иноязычной речи.

 

Вариант 1

I. Прочитайте текст и ответьте на вопросы.

A traveller who had been riding in the rain and was wet through, arrived at a small hotel in the country. There was only one fireplace in the hall and a lot of people around it. The traveller thought of a plan how to get warm. He asked the hotel owner to take some fish to his horse. The hotel owner was surprised but the traveller insisted and the hotel owner did as he was asked. All the people rushed out to see the horse eat fish. The traveller had the fireplace all to himself and felt comfortable. When the hotel owner returned he said, "I was sure horses do not eat fish."— "Then why did you take it to my horse?"

Вопросы:

1.Why did the hotel owner try to feed the horse with fish?

2.Why did the traveller ask him to do it?

II. Поставьте вопрос к подчеркнутому члену предложения:

The traveller thought of a plan how to get warm.

III. Озаглавьте текст.

 

Рис. 7. Вариант по чтению для подготовки к контрольной работе [8, С. 2]

 

Вариант 2

READING Прочитайте тексты и установите соответствие между текстами и их заголовками: к каждому тексту, обозначенному буквами A-G, подберите соответствующий заголовок, обозначенный цифрами. Используйте каждую цифру только один раз. В задании есть один лишний заголовок.

1. Necessary Components

2. Health Risks

3. Important Conclusion

4. Moderation Is the Key!

5. Useful Advice

6. Diet and Exercise

7. Significant Difference

8. Benefits of Good Nutrition

А. Developing healthy eating habits is simpler and easier than you might think. You will look and feel better if you make a habit of eating healthfully. You will have more energy and your immune system will be stronger. When you eat a diet rich in fruits and vegetables you are lowering your risk of heart disease, cancers and many other serious health ailments. Healthy eating habits are your ticket to a healthier body and mind.

В. A four-week clinical trial that tested the new regimen found that overweight adults who consumed a high-protein, entirely vegan diet were able to lose about the same amount of weight as a comparison group of dieters on a high-carbohydrate, low-fat vegetarian dairy diet. But while those on the high-carbohydrate dairy diet experienced drops of 12 percent in their cholesterol, those on the high-protein vegan diet saw cholesterol reductions of 20 percent.

С. ‘The idea preyed on me for a long time. If the Atkins Diet looks good, and it’s got so much saturated fat and cholesterol in it, suppose we took that out and put vegetarian protein sources in, which may lower cholesterol,’ Dr. Jenkins said. ‘We know that nuts lower cholesterol and prevent heart disease, and soy is eaten in the Far East, where they don’t get much heart disease. So, we put these foods together as protein and fat sources.’

D. The first official warning about the dangers of the Atkins diet was issued by the government amid concern about the rising number of people opting for the high-fat, high-protein diet. Cutting out starchy foods can be bad for your health because you could be missing out on a range of nutrients. Low-carbohydrate diets tend to be high in fat, and this could increase your chances of developing coronary heart disease.

Е. Earlier this year, a large study that compared different kinds of diets — including low-fat and low-carbohydrate plans — found that the method didn’t matter as long as people cut calories. That study also found that after two years, most people had regained at least some of the weight they had lost. Dr. Tuttle said that while different weight loss plans offer people different ‘tricks’ and strategies, ultimately, ‘It really comes down to calories in and calories out.’

F. When you think about nutrition, be aware of serving sizes. Many people will eat everything on their plate, regardless of how hungry they actually are. If you know you tend to clean your plate, make an effort to reduce your serving size. If you’re eating out or dining at a friend’s house, don’t be shy about asking for smaller portion sizes. Too much of any one food is a bad thing. There are no bad foods, just bad eating habits.

G. Your body has to stay well hydrated to perform at its best and to properly process all the nutrients in the food you eat. Drink at least 8 glasses of water a day. You may need even more water if you are in a hot environment or if you are exercising. If you are trying to lose weight, add plenty of ice to each glass of water. Your body will burn energy to warm the water up to body temperature.

 

Рис. 8. Вариант текста для подготовки к ОГЭ [9, С. 6-7]

 

Вариант 3

Do card 6 and send me the answers.

https://www.izenglish.ru/gia/oge/papers/oge-writing-unit/oge-reading/ticket=6

 

Рис. 9. Ссылка для желающих совершенствовать навыки чтения

 

Для повышения мотивации школьников к изучению иностранного языка целесообразно выкладывать тексты по интересам или развлекательные материалы: кроссворды, шарады, комиксы и т.п. (см. рис. 10).

Рис. 10. Кроссворд по теме «Еда» для обучающихся 6 класса [10]

 

Неформальное общение в чатах не всегда способствует формированию у подростков навыков грамотной устной речи. Важно, чтобы процесс общения в группе проходил под контролем педагога.

 

4. Развитие навыков устной речи средствами интернет-ресурсов.

Учителю необходимо построить коммуникативную ситуацию общения на английском языке, заинтересовать учащихся, т. е. создать мотив для говорения, продумать коммуникативные задачи и довести их до учащихся, интегрировать содержательную и формальную стороны речи учащихся, чтобы им было что сказать и как сказать, создать условия для равноправного участия всех учеников в классе.

При моделировании коммуникативной ситуации целесообразно использовать ряд приёмов:

  • преднамеренное создание различий в информации у партнеров по общению (information gap);
  • использование различий в точках зрения (opinion gap);
  • перекодирование информации (information transfer): перевод информации из одной формы в другую, например, из графической в вербальную и наоборот;
  • совместное решение партнерами по общению предлагаемых им задач (problem solving);
  • ролевые игры (role play);
  • использование вопросников (questionnaires);
  • использование языковых игр, викторин (language games, quizzes) [4, С. 68-69].

Говорение является основным продуктивным видом речевой деятельности, посредством которого (совместно с аудированием) осуществляется устное общение.

Содержанием говорения является выражение мыслей в устной форме. В основе говорения лежат произносительные, лексические, грамматические навыки.

Одним из обязательных элементов содержания, проверяемых на ЕГЭ, является умение продуцировать связное тематическое монологическое высказывание с элементами рассуждения (обоснование выбора фотографий-иллюстраций к предложенной теме проектной работы и выражение собственного мнения по теме проекта).

Это означает, что обучение устному высказыванию осуществляется с опорой на рисунок, фотографию или диаграмму. Однако для реализации этого приёма недостаточно предложить учащимся изображение и дать задание описать его. Необходимо выполнить определенную последовательность обучающих действий, т. е. реализовать организационно-педагогические технологии.

Для решения поставленной речевой задачи важно вначале познакомить класс с языковыми средствами. В информационный банк во ВКонтакте необходимо поместить инструкцию для создания шаблона высказывания.

 

Вступление

I’ve chosen photo number 1.

Hi, Angela. Let me show you one of my photos.

Имя обязательно. Так друг становится более реальным для слушающего. Лучше использовать имя, которое и в английском, и в русском звучит примерно одинаково. Это мой пунктик: «Почему по-английски разговариваем с русским другом? А если друг иностранец, то почему он имеет русское имя?» На протяжении всего монолога мы обращаемся к другу и поэтому говорим you.

Сразу показываем, что говорим про свое фото (one of my photos).

Where and when the photo was taken

This photo was taken last year in August. I took this photo in Red Square, in Moscow. I was seeing sights there with a friend of mine.

Дата не нужна. Назовите месяц и год или сезон и год. Внимательно смотрите на фото. Если изображена улица, то какой сезон, есть ли листья на деревьях, какого они цвета, как одеты люди.

Указывая место, называем город или страну. Если в России, то обязательно город.

Когда говорим о том, когда и где сделано фото, используем Past Simple.

Можно сказать, что вы там делали в это время или что происходило там в это время. Но не более одного предложения. Используем для этого Past Continuous.What/who is in the photo

Let me tell you more about this photo. In the foreground you can see Emma. She is a daughter of my dad’s colleague. And she is my friend. In the background you can see the State Historical Museum.

Называем имя человека и сообщаем его связь с нами: друг, двоюродный брат или сестра и т.д.

Если это портрет и больше ничего не изображено, говорим предложение или два об этом человеке: возраст и\или внешность.

Если есть четкие планы фотографии, то используем in the foreground и in the background. Также можно использовать on the right и on the left.

What is happening

As you can see, Emma is standing with a camera in her hand. She is taking a photo of Red Square and the Kremlin. She is not posing for the photo but she is smiling.

Используем здесь Present Continuous.

Если это портрет, то используем слова posing, smiling, enjoying herself. Можно сказать: I am taking the photo but she is not looking at me.

Why you keep the photo in your album

Do you know why I keep this photo in my album?

Because I want to make a collage of the photos which were taken during this sightseeing trip. And I plan to send it to Emma.

Этот пункт и следующий – про коллаж.

Why you decided to show the picture to your friend

I decided to show this photo to you because I remember that you made a very attractive collage for your sister on her birthday. And I need your advice. I wanted to make this photo the central photo of my collage. Do you think it is a good idea?

Заключительная фраза: That's all I wanted to say.

 

Рис. 11. Гибкий шаблон для задания 3 в устной части ЕГЭ (описание фото) [11]

 

Подготовка к ЕГЭ. Описание картинки. Для того чтобы речь была более организованной, полезно научить школьников систематизировать детали, группировать их по общим признакам, переходить от одной группы деталей к другой, делая необходимые сравнения и обобщения. Этому можно научить только в коммуникативной деятельности.

В Интернете опубликовано огромное количество тренировочных заданий, которые школьники могу выполнять самостоятельно. Роль учителя – следить за тем, чтобы обучающиеся брали материал с официальных сайтов. Учитель прослушивает звуковые файлы, полученные от учеников, анализирует ошибки и выдает рекомендации по их исправлению.

Рис 12. Пример задания на описание картинки из демоверсии ЕГЭ 2017 [12]

 

Реальное общение с группой в онлайн-формате способствует формированию у обучающихся умения описывать фотографию и применению этого умения на практике. При создании учебной речевой ситуации необходимо иметь в виду, что она должна носить коммуникативный характер, например, предполагать описание реальных фотографий и «селфи» обучающихся для обмена комментариями со сверстниками в онлайн-формате. В таком общении возникает мотивация к интерактивному общению, которое принимает форму диалога, формирующего следующие навыки диалогической речи:

  • умение запросить необходимую информацию;
  • умение адекватно реагировать на реплику собеседника, употребляя штампы диалогической речи;
  • умение адекватно оценить предложения собеседника;
  • умение убедить партнера по общению в правильности своих суждений/предложений, включая в свою речь элементы аргументации.

Ниже представлен вариант такого общения в группе с опорой на фотографию.

Рис. 13. Пример картинки для описания в задании 4 устной части ЕГЭ [13]

 

A: This is my birthday. You can see my friends pictured from left to right – Oleg, Zina, Kate, Mark. They are watching slides with photos taken last summer during our holidays in the mountains. There were many funny situations and it’s so amusing to watch the pictures and recall the episodes.

B: It seems to me I know the boy on the left. What’s his name, you say?

A: Oh, it’s Oleg. He is a student, he studies law.

  • : If I am not mistaken he is a good swimmer, he won the first place in the competition last month. Right?

D: Yes, sure, he is also good at playing the guitar.

E: I’d like to make friends with him. Can you introduce me to him, please?

  1. : With pleasure.

Использование видео на уроках иностранного языка помогает повысить коммуникативность учебного общения, мотивируя обучающихся к активному участию в работе на уроке и в выполнении домашних заданий.

 

5. Использование видео и подкастов на уроках английского языка.

Подкаст (podcast) – это вид социального сервиса, позволяющий прослушивать, просматривать, создавать и распространять аудио- и видеопередачи во всемирной сети. В отличие от обычного телевидения или радио подкаст позволяет прослушивать аудиофайлы и просматривать видеопередачи не в прямом эфире, а в любое удобное для пользователя время.

Популярностью у подростков пользуется видео «EXTRA», сериал о подростках, дающий богатый языковой материал, отвечающий интересам подростков.

Рис. 14. Рабочая тетрадь с упражнениями к видеосериалу «EXTRA» [14]

 

Номенклатура коммуникативно-речевых умений говорения и письменной речи, развиваемых на основе работы с данным источником, довольно обширна. Многие из них соответствуют умениям, обозначенным в требованиях к уровню подготовки учащихся на среднем и старшем этапах обучения в общеобразовательной школе.

 

Таблица 1. Умения, развиваемые посредством видео [4, С. 44-45]

Вид речевой деятельности

Коммуникативно-речевые умения

Письменная речь

Развитие умений:

  • описывать события/факты/явления;
  • сообщать информацию;
  • выражать собственное мнение/суждение;
  • высказывать и аргументировать свою точку зрения;
  • фиксировать необходимую информацию из прослушанного/увиденного;
  • вносить пояснения/дополнения;
  • обобщать информацию, полученную из видео источника;
  • давать характеристику персонажей
  • делать выводы;
  • оценивать факты/события жизни и поведения персонажей;
  • составлять краткий/развёрнутый план при написании сочинения.

Устная речь

Развитие умений:

  • участвовать в беседе;
  • описывать события, излагать факты;
  • представлять персонажей;
  • высказывать и аргументировать свою точку зрения;
  • запрашивать и обмениваться информацией;
  • расспрашивать собеседника, уточняя интересующую информацию;
  • брать на себя инициативу в разговоре;
  • вносить пояснения/дополнения;
  • выражать эмоции различного характера;
  • подробно/кратко излагать прослушанное / увиденное;
  • давать характеристику персонажей;
  • делать выводы;
  • оценивать факты/события из жизни героев сериала.
 

 

Критерии выбора необходимых интернет-ресурсов.

На настоящий момент не существует единых критериев, которым должен соответствовать материал, прежде чем он будет размещен во всемирной сети Интернет. Именно поэтому чрезвычайно важно анализировать и оценивать с педагогической точки зрения получаемую информацию и источники. В этой связи, особую актуальность, наряду с развитием иноязычной коммуникативной компетенции во всем многообразии её компонентов, приобретает развитие информационной компетенции учащихся и преподавателей. Подробнее познакомиться с правилами безопасности поведения в Интернете можно, например, в книге В. А. Плешакова «Теория киберсоциализации человека» [5, С. 395]. Начинать работу с детьми в Интернете необходимо с ознакомления их с этими правилами и контролировать их соблюдение в течение всей совместной деятельности.

Педагог должен проявлять ответственность при отборе интернет-ресурсов для занятий с обучающимися, продумывая не только тематику текстов и заданий, но и соответствие материала возрастным особенностям учеников, их интересам и желаниям.

Проектирование и ведение учебного процесса с помощью информационных и цифровых технологий накладывают на педагога большую ответственность. По мнению М. А. Лейбовского, в настоящее время «нет единой реальной политики внедрения современных технологий в учебный процесс» [6]. Педагог зачастую вынужден действовать методом проб и ошибок. Киберсоциализация будущего общества сегодня начинается в школе. Формирование информационной культуры является первоочередной задачей для обучающихся, для родителей – для всего общества.

 

Список литературы

  1. Плешаков В. А., Склярова Т. В. «Форс-мажорная киберпедагогика», или Чрезвычайные условия образования эпохи COVID-19 / В. А. Плешаков, Т. В. Склярова // Электронный научно-публицистический журнал «Homo Cyberus». – 2020. – № 1 (8).
  2. Плешаков В. А. О психопластике киберсоциализации человека / В. А. Плешаков // Преподаватель XXI век. – 2016. – Т. 1. – № 2. – C. 71-77.
  3. Современные языки: изучение, преподавание, оценка. «Общеевропейские компетенции владения иностранным языком». Проект 2. Совет по культурному сотрудничеству. Комитет по образованию. – Страсбург, 1996. – 145 с.
  4. Ходакова А. Г., Ульянова Н. В., Щукина И.В. Интернет в обучении английскому языку: новые возможности и перспективы (учебно-методическое пособие по использованию Веб 2.0 технологий в обучении английскому языку) / А. Г. Ходакова, Н. В. Ульянова, И. В. Щукина. – Тула: Изд-во «Тульский полиграфист», 2013. – 100 с.
  5. Плешаков В. А. Теория киберсоциализации человека / В. А. Плешаков / Под общ. ред. чл.-корр. РАО, д.п.н., проф. А. В. Мудрика. – М.: МПГУ; «Homo Cyberus», 2011. – 400 с.
  6. Лейбовский М. А. Дистанционное образование сегодня: проблемы и перспективы / М. А. Лейбовский // Электронный научно-публицистический журнал «Homo Cyberus». – 2021. – № 1 (10). [Электронный ресурс] – URL: http://journal.homocyberus.ru/Leibovsky_MA_1_2021 (дата обращения: 03.11.2021).
  7. Демоверсии, спецификации, кодификаторы [Электронный ресурс] – URL: https://fipi.ru/oge/demoversii-specifikacii-kodifikatory#!/tab/173801626-11 (дата обращения: 03.11.2021).
  8. Выборова Г. Е., Махмурян К. С. Тесты по английскому языку для школьных олимпиад: Учебное пособие. – 4-е изд. – М.: Флинта: Наука; 2003. – 80 с.
  9. Музланова Е. С. ЕГЭ-2018: Английский язык: 30 тренировочных вариантов экзаменационных работ для подготовки к единому государственному экзамену / Е. С. Музланова. – М.: Издательство АСТ, 2017. – 394 с.
  10. Crossword Puzzle – Breakfast Foods [Электронный ресурс] – URL: https://englishforeveryone.org/PDFs/Crossword Puzzle-Breakfast Foods.pdf (дата обращения: 03.11.2021).
  11. Гибкий шаблон для Задания 3 в устной части ЕГЭ (описание личного фото) | Двойной английский | Яндекс Дзен [Электронный ресурс] – URL: https://zen.yandex.ru/media/id/60098ee9489d92674576e862/gibkii-shablon-dlia-zadaniia-3-v-ustnoi-chasti-ege-opisanie-lichnogo-foto-607c88bb3d51355a0063ee96 (дата обращения: 03.11.2021).
  12. Демоверсии, спецификации, кодификаторы [Электронный ресурс] – URL: https://fipi.ru/ege/demoversii-specifikacii-kodifikatory#!/tab/151883967-11 (дата обращения: 03.11.2021).
  13. ЕГЭ Английский язык Говорение 4 [Электронный ресурс] – URL: https://onlyege.ru/ege-anglijskij-jazyk-govorenie-4 (дата обращения: 03.11.2021).
  14. Wilson Ken – The English language comedy with Bridget, Nick, Annie and Hector. – Compass Publishing, 2006. – 88 p.
  15. Личная переписка: пишем неофициальные письма на английском [Электронный ресурс] – URL: https://puzzle-english.com/directory/letter (дата обращения: 03.11.2021).

 

© Брижевич Клавдия Викторовна

 

ВЫХОДНЫЕ ДАННЫЕ СТАТЬИ:

Брижевич К. В. Использование интернет-ресурсов в обучении английскому языку в дистанционном режиме в общеобразовательной школе по новым ФГОС / К. В. Брижевич // Электронный научно-публицистический журнал «Homo Cyberus». – 2021. – № 2 (11). [Электронный ресурс] – URL: http://journal.homocyberus.ru/Brizhevich_KV_2_2021