О преподавании интернетики

Девтеров И.В.

Аннотация. В процессе создания нового научного направления, что вызвано необходимостью переосмысления изменившейся за последние годы социальной реальности, автор пришёл к необходимости разработки учебной дисциплины, то есть – операционализации системы научных положений, открытых в процессе исследований становящегося цифрового мира. В статье, наряду с исследованием новых аспектов киберсоциальной реальности, указывается на фундаментальные проблемы, лежащие на пути становления новой учебной дисциплины, а возможно – и целого комплекса дисциплин, призванных подготовить формирующуюся личность к адаптации и эффективной деятельности в условиях цифрового мира.

Ключевые слова: интернетика, киберсоциализация, интермен, личность, центениалы, миллениалы, цифровой мир, методика, киберпространство.


ON TEACHING INTERNETICS

Devterov I.V.

Abstract. In the process of creating a new scientific direction, caused by the need to rethink the social reality that has changed in recent years, the author has come to the need to develop a teaching discipline, that is, the operationalization of the system of scientific provisions that are open in the process of research into the emerging digital world. The article, along with researching new aspects of cybersocial reality, points to fundamental problems that lie in the way of the emergence of a new academic discipline, and possibly a whole set of disciplines designed to prepare the emerging personality for adaptation and effective activity in the digital world.

Key words: Internetics, cybersocialization, interman, personality, centenials, millenials, digital world, methodology, cyberspace.


Natura abhorret vacuum.
(Природа не терпит пустоты, лат.)

Необходимым и достаточным основанием для создания данного учебного курса явилась острая необходимость претворения в жизнь идей, положенных в основу исследований на следующие темы: «Философский анализ феномена интерактивной научной деятельности в Internet (феноменологический, эвристический и прагматический аспекты)» (2000 г.), а также – «Человек и общество в киберпространстве» (2012 г.), и, вместе с тем, целого ряда статей, опубликованных в научных изданиях, выступлений на международных конференциях и авторской монографии «Социализация человека в киберпространстве» (2012, 2015 гг.). Не менее важным представляется выход в свет работ [1-3] и множества других, более ранних.

Не вызывает сомнения тот факт, что наше общество изменилось, особенно сильно – за последние 10-15 лет, т.е. на заре ІІІ-го тысячелетия. Изменились и люди, развивающие его, кардинально изменилась материально-техническая база современной, по сути своей, техногенной цивилизации, в которой, увы, человеческого становится всё меньше, а технического, кибернетического, технократического – всё больше и больше. Произошли фундаментальные, метафизические сдвиги в социальных практиках, требующие теперь не только попыток философского осмысления, которыми занимается автор на протяжении последних 20 лет, но и – быстрого, эффективного практического воплощения его результатов.

Человеческое (личность) – это именно то, за что традиционно в научно-методической, педагогической деятельности отвечают гуманитарные науки. Они же (философия – прежде всего) отвечают и за методологию, в известной степени, в сочетании с математикой и логикой. В социальной техносфере, кроме, пожалуй, эргономики и, опосредованно – бионики, о человеке не заботится более ни одна сколь-нибудь значимая и методологически проработанная дисциплина. Но ведь упомянутые науки отвечают (время от времени) только лишь за физическую, биологическую и физиологическую специфику интеграции человеческого с техническим, однако при этом его ментальная, духовная, мировоззренческая, философская <составляющая>, а точнее будет сказать – сущность, всё это время стыдливо и с упорством, достойным лучшего применения, успешно игнорировались, в силу объективно существующей антагоничности данной сферы (естественной и потому – сверхсложной) по отношению к объективно происходящему техногенезу (искусственной), доминирующей цивилизации технологий, «обществу знаний», «информационному обществу» – фундаментальное противоречие между природой людей и <второй> природой вещей. Altera Natura (вторая природа, лат.), подвигает нас к поискам возможных путей попыток его успешного сглаживания, вплоть до полного разрешения. Не следует забывать и об интенсивно растущей всё новейшее время онлайн-функциональности Altera Natura (окружающих нас вещей), на подходе – «Интернет вещей», так как это качественно новое социальное явление требует кардинального пересмотра содержания многих социальных (особенно – педагогических и воспитательных) практик, а также – целого ряда функций управления.

Методологическая строгость последовательного научно-философского дискурса, сложившегося в течение многих столетий, не позволяет нам столь легкомысленно относиться к тому очевидному факту, что современное общество XXI века незаметно, но значительно приросло неким многослойным и, без всякого сомнения – уникальным, сложноорганизованным, весьма стремительно развивающимся объектом – киберсоциумом, при этом неумолимо усиливая и расширяя, углубляя его весьма специфические, качественно иные, называемые в прошлые века чудесами, возможности, а человек формирующийся, т.е., личность становящаяся объективно попала в полную, <абсолютную> зависимость от степени своей подготовленности, эффективности в киберпространстве (киберэффективности), от надлежащего уровня своей киберсоциализации [6]. Мы движемся в направлении становящегося на наших глазах сообщества, общества интерменов (interman) [2], т.е., людей, самоидентифицирующихся, развивающихся и самореализующих себя исключительно через глобальную Сеть и, соответственно – ментально, духовно, экзистенциально «живущих» и, главное – действующих, проявляющихся как личность исключительно и только в Сети.

Интермены сегодняшнего дня всё меньше напоминают маргиналов, они смело выходят на передний план процессов активно становящегося и оформляющегося (в том числе и юридически) у нас на глазах киберсоциума, т.е. – общества интерменов (ОИ), отрегулировать и возглавить которое уже частично удалось недавно созданным электронным правительствам развитых стран. Сама экзистенциальность нашего интермена пребывает, осуществляется, выявляется, реализуется и раскрывается непосредственно и исключительно в объективно существующей новой социотехнической среде (реальности) – киберпространстве (cyberspace), изучение бытия-в-Сети интермена и представляется нам главной задачей той самой новой онтологии («цифровой онтологии», «киберонтологии» [7]), которая должна, просто обязана сослужить становящемуся на наших глазах быстро интернетизирующемуся обществу необходимую службу, исторически присущую философской науке. Структура создаваемого учебного курса основана на исходной предпосылке о том, что диспозицию <человеческое versus нечеловеческое, производное от человеческого> необходимо и должно рассматривать как дихотомию неосмотрительного создателя со своим чрезмерно усилившимся и усложнившимся творением, как приглашение к тому, чтобы обрести в результате изучения данной дисциплины именно ту самую меру, гармонию, которая, безусловно, так необходима обучающемуся для эффективного достижения своих личностных целей. Цели и задачи курса целиком должны быть направлены на выработку у студента знаний, умений и навыков, предназначенных для полного осознания и утверждения себя в новом качестве (интермена), активно действующего в новой сетевой цифровой реальной действительности, для успешной самореализации непосредственно в условиях динамично развивающегося и стремительно меняющегося киберсоциума.

Трудностей при решении таких задач – огромное количество. Здесь и смена поколения «Y» на поколение « («миллениалов» на «центениалов») [4, 8], и текучесть, динамичная изменчивость, зыбкое непостоянство понятийно-категориального аппарата («редактируемая Википедия», например), и неготовность многих педагогов уходящей старой школы воспринять в полной мере новые правила игры. К слову, ещё одна трудность кроется в эффективной методической и методологической преемственности поколений, ибо старая школа – это золотой фонд научно-педагогической мысли и практики Отечества, только благодаря ей мы и выстояли во всех исторических катастрофах, и противостоим сейчас. Оцифровка и трансформация традиционных методик под новые вызовы – весьма и весьма актуальны. Также актуальны трудности, связанные с формированием специфичных навыков, освоением методик и алгоритмов успешной самореализации в Сети, которые, однако, не должны выступать самоцелью, но лишь инструментом в осуществлении своих насущных задач. Таким образом, система знаний, из которой складывается данная дисциплина, должна быть в достаточной мере сбалансирована, имея при этом не гуманитарный или технический, а гуманитарно-технический характер, таково нынешнее время.

Мир изменился, онтология цифрового мира предполагает отказ от сложившихся представлений о пространственно-временных постулатах, на которых базировался прогресс в 20-м веке. Киберсоциальная реальность опирается на совсем иные понятия о времени, отвергая его абсолютную линейность, необратимость и поступательность, о пространстве, в котором не работают законы И. Ньютона (они там попросту не актуальны) и отсутствуют три декартовских измерения, не говоря уже о протяжённости, гомогенности и изотропности.

Пространство, которое теперь все называют киберпространством, идентично пространству предметного мира лишь отчасти, например, благодаря наличию в нём событий. Но всякое событие в Сети теряет свой предметный характер, сохраняя лишь информационную составляющую как атрибут. Соответственно, и обучение вхождению в подобную реальность должно носить прежде всего информационный характер, но уже не в смысле общих наших представлений об информации, а как комплекс знаний-умений-навыков-компетенций, основанный на специфике информационной деятельности в условиях, «измерениях» глобальной Сети.

Таким образом мы выходим на необходимость обязательного разделения подобной подготовки на теоретическую и практическую, прикладную интернетику, так как ядром её должно стать мировоззрение, основанное на представлениях о научной картине цифрового мира и человека в нём. Эта картина принципиально отличается от физической картины мира, она – иная, и никакая гуманитарная дисциплина, в её прежнем виде, к ней не подходит, она в значительной степени утрачивает свои первоначальные смыслы, и, соответственно – эффективность, востребованность в условиях социального техногенеза.

При этом, не следует забывать о предстоящей киборгизации, органично связанной с неумолимо подступающим к нам 6-м технологическим укладом, внедрением сетей 5G, Интернетом вещей, технологиями дополненной реальности и нейросетями, которые в пилотном режиме уже тестируются в некоторых регионах. Материализация идей и мыслей через 3D-принтинг – тоже в этом ряду. Имеем ли мы системные представления о научной картине цифрового мира, чтобы быть готовыми к обучению центениалов [4, 8]? И вообще – останется ли актуальным именно понятие «обучение» в его прежнем, традиционном виде?

Учебный процесс, эта святая святых нашей педагогики, у нас на глазах растворяется в гаджетах, это можно наблюдать во время лекции, когда, задавая вживую студентам какой-либо вопрос, ты понимаешь, что они уже «гуглят». А если гаджеты или их составляющие будут имплантированы прямо в мозг (такие субъекты уже бродят по планете, в развитых странах), и подключены через 5G к Нейронет, то смысл и назначение собственно процесса обучения существенно и необратимо преобразятся.

В данном случае мы неизбежно сталкиваемся с ещё одной трудностью, искушением, связанным с иллюзией того, что Сеть может научить. Это ошибочное представление связано с тем, что любой и миллениал, и центениал, несмотря на его навыки и способности, не способен выстроить систему знаний, он попросту не знает и не может знать, что это такое. Перегрузка информацией, избыточность, отсутствие меры, это – да. Но от переизбытка информации у личности возникает огромное количество проблем [3], не говоря уже о манипулятивных технологиях, которыми переполнена глобальная Сеть. Их разработчики крепко знают своё дело. «Миллениалы были поколением творческих романтиков, сомневающихся во всем, а центениалы, напротив, твердо стоят на ногах и чаще всего знают, чего они хотят» [2, 3]. Но, смею утверждать, в силу своей незрелости, они не могут знать – КАК.

Ряд законов, связанных прямо и непосредственно с функционированием киберпространства, принятых в последнее время, объективно свидетельствует о том, что государство осознало, КАКОЕ значение имеют процессы становления и развития киберсоциума, и как они влияют на социум традиционный, а также – на предметный, вещественный мир вокруг нас. На самом деле, культуру взаимодействия цифрового мира с предметным нужно начинать прививать ещё с детства, показывая прямую причинно-следственную связь виртуально-сетевых событий с многими событиями в мире off-line, воспитывая, прививая ответственность за каждый клик/тап или нажатие клавиши компьютера. «Эффект бабочки» с развитием технологий будет только нарастать.

Важно понимать при этом, что на первый план в условиях новой педагогической реальности должны выходить партнёрские, равноправные отношения с обучающимися, субъект-объектные отношения, по нашему мнению, теперь должны (вынуждены) присутствовать в неявном, скрытом виде, где преподаватель – сопровождает, помогает и направляет в усвоении учебного материала, без прямой трансляции знаний, которые студент в любую секунду может «вынуть» из Сети. Выстроение именно системы знаний в данных условиях будет представлять более сложную задачу, так как педагогу придётся работать в условиях масштабного «информационного шума», информационной перегруженности, и (это – несомненный факт) – огромного количества «фейков» (недостоверной, искажённой и ложной информации), а также, конечно – обилия информационного мусора, которым с избытком заполнен современный Интернет. Прежде всего все указанные аспекты, конечно, связаны с преподаванием практической, прикладной интернетики, однако теоретическая её часть, безусловно, предполагает живое лекционное общение, которое заменить нельзя ничем.

Собственно, здесь мы и подходим к философским и психологическим вопросам. Новая киберсреда, в которой предстоит работать и «жить» (многие подросшие уже живут) молодому поколению центениалов, наряду со своей привлекательностью и функциональностью, содержит множество «подводных камней», обойти которые без специальной подготовки многим – не по силам. Не секрет, что мы живём сейчас в эпоху информационно-психологических войн, целевой аудиторией которых, и, следовательно – жертвой, является, прежде всего, молодёжь. Отсутствие выстроенной системы знаний, убеждений, ценностей, ментальная пластичность и гибкость – прекрасный «материал» для обработки профессионалами технологий манипуляций массовым сознанием. «Институциональный механизм социализации» [5] предполагает, что молодые люди подхватывают наиболее популярные тренды, архетипы, образы, не особо задумываясь об их истинном содержании, а при этом ещё их поджидают разного рода модные субкультуры и псевдонаучные течения (трансгуманизм, саентология, например), которым как раз и нужны такие индивиды, не разобравшиеся ещё, что к чему в этом мире, толком не успев сформироваться, как самодостаточная, целостная личность.

Прошли те времена, когда «горячие» войны проигрывались противнику в материальном, предметно-вещественном мире, с необратимым разрушением инфраструктуры, промышленности и городов. Сейчас войны проигрывают или выигрывают, увы, в гуманитарной и информационной сфере, о чём ярко свидетельствует новейшее время. При этом, вроде бы, появился и термин «информационная безопасность» [9], на основе этого понятия создаются серьёзные учебные дисциплины, разрабатываются комплексные, долгосрочные государственные программы. Однако во всех этих программах речь идёт непосредственно о системах обеспечения безопасности информационных ресурсов и инфраструктуры предприятия, организации, государственных, силовых органов и прочее. Здесь и антивирусная защита, и брандмауэры, комплексы организационно-технических мероприятий и аппаратных решений, позволяющие всецело и надёжно обеспечить «защищённость информации и поддерживающей инфраструктуры от случайных или преднамеренных воздействий естественного или искусственного характера, которые могут нанести неприемлемый ущерб субъектам информационных отношений» [9]. Государство серьёзно занимается этим, затрачивая огромные средства, это перешло уже в компетенцию Министерства обороны и специальных служб. Без этого сейчас – никак нельзя.

А теперь мы вынуждены вернуться к понятию «гуманитарная сфера». С чего, собственно, она начинается? С человека и его мировоззрения. А также – с его психологической устойчивости, которой массовая система образования никогда не уделяла внимания. Это было позволительно в прошлые десятилетия, так как в стране были другие социальные условия. Сейчас, уже 25 лет, как сформировано поколение индивидуалистов, отчуждённых от общества в целом, а общество при этом – от них («Одиночество в Сети» Janusz Wisniewski). В наше время каждый – сам за себя, никакого коллективизма, никакой поддержки и понимания со стороны малых социальных групп. Центениалы – наиболее яркое проявление этого феномена, они считают себя вполне самодостаточными и независимыми, сидя у экранов. То есть, в контексте нашего исследования – это идеальный объект для манипуляций, подготовка для противостояния которым – наша задача. Это – один из актуальнейших на сегодняшний день вопросов, в решение которого активно должны включиться гуманитарные науки.

Таким образом, одной из важнейших целей операционализации интернетики как учебного курса нам представляется надёжно сформированная система мировоззренческой устойчивости (СМУ), из которой, как следствие, частично вытекает и психологическая устойчивость. Отсюда, соответственно, мы можем получить аксиологические, праксиологические, гносеологические и прочие свойства, аспекты, характеризующие СМУ как эффективный механизм защиты личности, позволяющий избежать вредоносных внешних влияний. Это отнюдь не информационная безопасность, речь идёт о безопасности совсем другого свойства.

Какой вред может нанести личности, например, компьютерный вирус/червь? Практически – минимальный. Расстройство, максимум – немного специфических хлопот. Сейчас мы наблюдаем это на примере вируса-шифровальщика «WannaCry(pt)», поразившего компьютеры многих стран мира. Однако, если мы рассмотрим действие информационного вируса – всё меняется кардинально. «Информационным вирусом может быть любая идея, представление, высказывание, верование, убеждение, – или их системы, например, система морали или мировоззрения вообще» [10]. Что необходимо для того, чтобы противостоять его вредоносному воздействию на сознание человека? Прежде всего – знание о его существовании и чёткое понимание того, что это такое и как оно действует. Ложь, полуправда, перекрученные смыслы, искажающие объективную реальность, оказывают деструктивное воздействие на личность, приводя к принятию решений, к действиям, входящим в противоречие с окружающей действительностью, приносящим вред как человеку, так и обществу в целом.

История этого понятия – недолгая, но, по своей сути, инфовирусы существовали всегда, а именно в качестве средства ведения информационно-психологической войны были выделены и описаны сравнительно недавно. Это связано с интенсивным развитием «благодатной среды» их распространения – глобальной сети Интернет. Информационные вирусы, как и биологические, могут также приводить к распространению настоящих эпидемий, люди массово не замечают, как «подсаживаются» на крючок ложных смыслов, начиная разрушать всё вокруг себя, выполняя чужую волю и утверждая деструктивную идеологию. «Человеческий мозг тоже своего рода структура, предназначенная для хранения обработки и воспроизводства информации, а значит и для него существуют мозговые (информационные) вирусы, способные также, как и компьютерные вирусы, производить любые воздействия на процессы, происходящие в головном мозге» [11]. Суицидальные «игры смерти» с хэштегами «#тихийдом» и «#синийкит» – яркое тому свидетельство. Полная неподготовленность, открытость целевой аудитории обеспечила им «успех» в сотнях, тысячах случаев по всему миру. Эта технология сумела преодолеть самый сильный инстинкт человека – инстинкт самосохранения. То есть, щедро предоставляя нашему подрастающему поколению неограниченную свободу «интернетствования», мы поступаем, как минимум, безответственно. Прежде чем делать это, мы должны сформировать в их сознании мировоззренческий и психологический «антидот», либо вообще создать аппаратно абсолютно изолированную от основной, всемирной, детскую и подростковую Сеть, обучающую и развивающую, а также экологичную в информационном и психологическом плане. Нельзя ежемесячно оплачивать ребёнку посещение притона, каждый день отводя его туда за ручку, а потом ожидать от него нравственной чистоты и благопристойности.

Как показывает опыт, с миллениалами ещё можно работать и после школы в этом направлении, хотя и это уже – довольно сложная задача, с методической точки зрения, но вот с центениалами – навряд ли уже получится. Теоретическая и практическая подготовка с раннего детства в контексте вышесказанного – это сейчас единственный способ сохранить вообще уверенность в будущем государства. И никакие комплексные меры по укреплению «информационной безопасности» не помогут, если «разруха будет в головах». При этом следует понимать, что формирование СМУ – процесс долгий и кропотливый, с подключением абсолютно всех гуманитарных дисциплин, выстроенный и скоординированный на основе целостных, системных философских представлений об онтологии цифрового мира и месте человека в нём. «Человек информационный», «человек киберсоциализирующийся» – «Homo Cyberus» – это совершенно новая сущность, которая является нам в качестве сложнейшего объекта исследования, которая требует новых подходов и навязывает совершенно новое отношение к самой методологии научного познания, «перезагружая» смысл основных понятий с пугающей частотой. Именно поэтому донесение более глубинного их содержания (исходников) и должно входить в структуру теоретической части интернетики, как способ понимания и противостояния ускользающим, короткоживущим понятиям и терминам.

Иными словами, в системе образования сейчас наблюдается огромная НИША, которая абсолютно ничем не заполнена и грозит превратиться в чёрную дыру, которая за короткий срок превратит людей в их цифровые и полностью формализованные тени, подверженные воздействиям любых алгоритмов. Сильной стороной предлагаемой системы образования, воспитания, по нашему мнению, является развитие этических, нравственных, эмоциональных и вообще – иррациональных сторон формирующейся личности, так как эти качества относятся к непрерывной, континуальной природе реальности, и именно они делают человека человеком. Дискретные же атрибуты (легко подверженные формализации и алгоритмизации) присущи преимущественно Altera Natura, и они никогда не смогут, не способны заменить естественную континуальность, непрерывность человеческой натуры.

Литература

  1. Девтеров В.И., Девтеров И.В. Интернетика как научная и учебная дисциплина: социально-философский дискурс // Вісник НТУУ «КПІ» «Філософія. Психологія. Педагогіка». – 2015. – №2 (44). – С. 18-26.
  2. Девтеров И.В. Интермен – квалификация или новая личность? Социально-антропологический дискурс // Гуманитарные науки в XXI веке. – 2015. – № XXIX. – С. 56-60.
  3. Девтеров И.В. Феномен избытка информации как социально-психологической детерминанты духовной деградации общества // Етичні та духовні основи розвитку людини та суспільства. Тези ХІ міжнародної науково-практичної конф. (26-27 травня 2011р., Київ). – К.: «Арктур-А», 2011. – 84 с.
  4. Лисицина М. Новое поколение: Кто такие центениалы. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://heroine.ru/novoe-pokolenie-kto-takie-centenialy
  5. Мудрик А.В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов / Под ред. В.А. Сластенина. - 3-еизд., испр. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 200 с.
  6. Плешаков В.А. Теория киберсоциализации человека / Под общ. ред. чл.-корр. РАО, д.п.н., проф. А.В. Мудрика. – М.: МПГУ; «Homo Cyberus», 2011. – 400 с.
  7. Плешаков В.А. Киберонтология и психология безопасности информационной сферы: аспект киберсоциализации человека в социальных сетях интернет-среды // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 4. Педагогика. Психология. – 2010. – № 4 (19). — С. 131-141.
  8. Dan Scott, Brand Architect. Move over millennials. Hello centennials – reaching  and  marketing  to  generation  Z [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.gemscene.com/centennials.html
  9. Информационная безопасность [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/8410
  10. Информационные вирусы и их лечение [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://pro-svet.at.ua/index/informacionnye_virusy_i_ikh_lechenie/0-99
  11. Информационные вирусы – новое оружие массового поражения [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://antigury.forumgrad.com/t6-topic

 

© Девтеров Илья Владимирович

Девтеров И.В.  О преподавании интернетики / И.В. Девтеров // Электронный научно-публицистический журнал "Homo Cyberus". - 2017. - №2(3). [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://journal.homocyberus.ru/Devterov_I_O_prepodavanii_internetiki, свободный. - Загл. с экрана.