Доступность образования в период дистанционного обучения: онлайн-марафон открытых экспертных интервью

13.00.00 – Педагогические науки

УДК 378

Вачкова С.Н.Петряева Е.Ю.

 

С 13 по 29 октября 2020 года в Институте системных проектов МГПУ был проведён онлайн-марафон открытых экспертных интервью по теме «Доступность образования в период дистанционного обучения». В ходе марафона были проведены интервью с 12 экспертами. В результате экспертных интервью были выделены пять барьеров доступности образования в период дистанционного обучения:

1) барьер технологических инноваций или цифрового разрыва;

2) барьер социальных факторов;

3) барьер физического и психологического здоровья;

4) барьер цифровой дидактики;

5) барьер правового регулирования.

1. Барьер технологических инноваций или цифрового разрыва связан, прежде всего, с обеспеченностью учеников современной техникой (компьютеры, планшеты, камеры, микрофоны и т. д.), техническими проблемами подключения к цифровым сервисам, доступностью сети Интернет, работоспособностью и доступностью образовательных систем и приложений, быстрым получением качественного контента.

 

Интервью с Еленой Багарадниковой – исполнительным директором,
членом Совета РОО помощи детям с РАС «Контакт», членом Совета МГАРДИ,
экспертом АСИ, экспертом Федерального ресурсного центра по организации комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра МГППУ,
членом экспертного совета при Министерстве просвещения РФ по проблемам организации образования детей с аутизмом, членом рабочей группы по проблемам образования детей с ОВЗ при комитете образования Госдумы РФ

 

Е.В. Багарадникова отметила следующее: «Школы Москвы, Департамент труда и социальной защиты населения столицы обеспечивали нуждающихся техникой. Вне доступа к этой опции оказались родители, у которых нет постоянной регистрации в Москве. В этих случаях приходилось привлекать фонды и получать технику каким-то иным способом, экстренно решать этот вопрос. В Москве примерно у 5-6 % жителей Интернета дома нет. Часть родителей с ОВЗ и 35 % детей с ОВЗ не могут работать сами с электронными устройствами по состоянию здоровья. Есть семьи, которые используют кнопочные телефоны. В многодетных семьях нет отдельного рабочего места для каждого из детей».

 

Интервью с Натальей Карпович – председателем региональной общественной организации «Объединение многодетных семей города Москвы»

 

Н.Н. Карпович зафиксировала, «что и в Москве имеются семьи, у которых нет подключения к Wi-Fi. Для большой семьи необходимо достаточное количество электронных устройств для того, чтобы сделать уроки. В Москве практически все учатся в одно время. И когда в одно время все подключаются, в доме должно быть как минимум 5 устройств, это не всегда возможно технически». С барьером цифрового разрыва столкнулись семьи, которые выехали за пределы Москвы, и дети врачей, которых родители отправили к бабушкам и дедушкам в другие регионы России. По данным Н.Н. Карпович, «примерно 10% от 40 тысяч многодетных семей в Москве (не детей конкретно, а семей) были ограничены частично, или полностью, или периодами в получении образования».

Н.А. Кожевников в ходе интервью выделил две группы сервисов: а) цифровые образовательные платформы (библиотеки цифрового контента, LMS, цифровые задачники); б) инструменты, которые выполняют узкие задачи учителя (цифровые инструменты трансляции видеосвязи, облачные решения хранения, инструменты опросов и тестов, группы предметных цифровых инструментов).

 

Интервью с Никитой Кожевниковым – аналитиком
Лаборатории цифровой трансформации образования ВШЭ

 

В большинстве образовательных сервисов сложный интерфейс и отсутствуют простые инструкции и алгоритмы по регистрации и использованию. Эксперты фиксировали, что в период пандемии эти сервисы не выдерживали «натиска» большого количество одновременно входящих на них пользователей.

Н.А. Кожевников подчеркнул, что «сейчас не много создателей платформ и сервисов на рынке. И бóльшая часть качественного контента – платная. Скорее всего на рынок ресурсов будут заходить новые игроки. Реализация федерального проекта «Цифровая образовательная среда на период 2020-2024 гг.» приведёт к созданию маркетплейса, который позволит предоставить бесплатный контент всем обучающимся по входу через госуслуги. Яндекс, Skyeng также это пытаются делать. Однако при доступности всех ресурсов встает другой вопрос – вопрос поддержки и постоянного обновления контента. Контент в онлайн-образовании быстро устаревает».

 

Интервью с Алексеем Воронцовым – генеральным директором Открытого института «Развивающее образование», председателем правления Ассоциации специалистов развивающего обучения «МАРО»

 

А.Б. Воронцов утверждает, что все имеющиеся сейчас образовательные сервисы созданы для учителя, а не для ученика. Поэтому ученику на этих платформах сложно, а в некоторых случаях – невозможно учиться. Эксперт подчёркивает, что «хорошая образовательная платформа для учеников должна иметь пять основных линий деятельности:

− линия коммуникации (письменной и устной),

− линия построения и реализации индивидуальных образовательных программ обучающихся,

− линия контрольно-оценочной (рефлексивной) деятельности,

− линия проектных, исследовательских работ учащихся в малых группах,

− линия творческих конкурсов, мастерских, соревнований.

Примером такой платформы является платформа сетевой школы индивидуального обучения (https://ints.pro)».

Также можно отметить, что на сегодняшний день отсутствуют специализированные среды, в которых могут решаться узкие предметные задачи (например, по химии, физике или математике). Пока неизвестно, насколько эти среды и инструменты будут доступны всем школьникам после их появления.

2. Барьер социальных факторов – ещё один барьер, который препятствует доступности образования в период дистанционного обучения. Он связан со смещением социальных ролей, слабым диалогом между школой и родителями, особенностями трудовой деятельности родителей, нарушением социального взаимодействия.

А.Н. Фомина отметила, что «во время дистанционного обучения происходит смешение ролей: родитель начинает играть роль учителя и не всегда родитель может играть эту роль хорошо. Родители эмоционально не выдерживают напряжения, связанного с объяснением».

 

Интервью с Аллой Фоминой – кандидатом психологических наук, доцентом, профессором кафедры антропологической психологии МПГУ

 

Отсюда много конфликтных ситуаций и увеличение тревожности всех участников образовательного процесса. А.Н. Фомина отмечает, что каких-либо единообразных алгоритмов при работе с разными семьями не может быть. В каждом случае всё индивидуально.

Отмечая проблемы дистанционного обучения в многодетных семьях, Н.Н. Карпович обратила внимание на то, что «образование, которое мы получаем очно, даёт ребёнку умение учиться, работать в команде, социализироваться, кроме воспитания дети повышают свою образовательную культуру. Дома очень сложно, потому что, во-первых, не многие из родителей имеют педагогическое образование. Во-вторых, они очень заняты. А что такое большая семья? Мама – она всегда загружена традиционными семейными обязанностями: накормить, постирать, убрать. Два ребёнка, три, один, пять, десять – разницы нет. Родитель должен найти новый формат организации времени и найти возможность посвятить себя занятию с ребёнком. Но не каждый может воспитывать и учить ребёнка. Это совершенно разные вещи». В этом случае не возникает полноты образовательного процесса, и для детей образование становится недоступным по качеству.

В дистанционном обучении имеется серьезный риск – нарушение социального взаимодействия со сверстниками. П.А. Северинец отмечает, что «школа – место, откуда мы все родом. И она должна перемешивать социальные классы, слои, представителей общества, и дети должны иметь общее детство. В школе грани социального неравенства или каких-то социальных проблем стираются или имеют не первостепенное значение».

 

Интервью с Павлом Северинцем – директором ГБОУ «Школа № 444 г. Москвы»

 

Цифровая среда занимает всё большую роль в нашей жизни. В.А. Плешаков в своем интервью отметил, что: «сам по себе процесс киберсоциализации является дополнительным к классической традиционной социализации. Я надеюсь, что не произойдет замещение киберсоциализацией классической социализации. Хотя этот вид социализации для современного человека значим, и без него мы будем испытывать множество трудностей при взаимодействии друг с другом на просторах киберпространства. Могу сказать, что сам по себе человек, став на путь киберсоциализации, встаёт на путь социализации личности в киберпространстве, потому что туда – в эту символьно-знаковую реальность – мы не перемещаемся физически, мы транслируем туда свою личность, свои желания, мотивы, потребности, равно как оттуда впитываем информацию, впитываем ценности, нормы, правила. Опять же, если взрослый человек к этому готов подходить сознательно, вдумчиво, то ребёнок, и чем младше, тем больше шанс того, что он впитывает все как губка со всеми вытекающими последствиями, потому что тогда ребёнка, получается, воспитывает и не взрослый, не родитель, не учитель, а контент сети Интернет как доступный сектор киберпространства. Эти и многие другие мысли на нескольких сотнях страниц описаны в статьях с коллегами, с учениками…».

 

Интервью с Владимиром Плешаковым – профессором кафедры социальной педагогики и психологии Института педагогики и психологии МПГУ, кандидатом педагогических наук, экспертом по киберпедагогике и киберсоциализации

 

3. Третий значимый барьер доступности образования в период дистанционного обучения сегодня – это барьер физического и психологического здоровья. В этот барьер входят: проблемы психологического характера, проблемы бытового насилия в силу ограниченного пространства в период самоизоляции, отсутствия социальной стабильности, проблемы изменения привычного уклада жизни, проблемы официальных подтверждений диагнозов, проблемы ухудшения параметров здоровья (зрение, двигательная активность и т.д.).

О.В. Сененко выделила несколько проблем психологического характера, связанных с осуществлением дистанционного обучения: страх, что данная ситуация будет всегда, переживание тревоги в силу новизны ситуации для учителя и ученика, рассеянное внимание из-за большого количества отвлекающих факторов дома, страх тщетности усилий в достижении результативности дистанционного обучения, снижение мотивации у детей из-за того, что больше ошибок останется неисправленными, эмоциональное выгорание учителя.

 

Интервью с Олесей Сененко – кандидатом филологических наук, ведущим научным сотрудником лаборатории социокультурных образовательных практик института системных проектов ГАОУ ВО МГПУ, доцентом дирекции образовательных программ

 

Всеми экспертами отмечался вопрос негативного влияния сплошного дистанционного обучения на здоровье детей и учителей.

4. Барьер цифровой дидактики является одним из важных барьеров доступности образования в период дистанционного обучения. Он имеет сложную структуру:

− архаичность существующей системы образования,

− невозможность переноса содержания, технологий и методик традиционной дидактики в онлайн,

− низкий уровень цифровых компетенций учителей.

Система школьного образования, по мнению экспертов, мало и плохо приспособлена под индивидуализацию обучения детей с разными образовательными потребностями (повышенными, особыми). Поэтому проблема дистанционного обучения – это не решенная проблема индивидуализации обучения. Е.В. Багарадникова считает, что «при дистанционном обучении исчезла возможность делать какие-то формальные вещи, например, писать красиво. И видно, что ничего не происходит, потому что контакта с ребёнком нет, не те задачи поставлены и вообще совершенно ничего не получается. Если в очном обучении это можно как-то исправить или скрыть, то здесь это всё становится явным и очевидным».

Важность индивидуальной работы с детьми с ОВЗ подчеркивает А.Н. Фомина: «При обучении детей с особенностями здоровья важно исходить из интересов ребёнка и рассматривать каждый индивидуальный случай. Каждая конкретная ситуация, каждый конкретный ребёнок рассматриваются индивидуально».

Сегодня очевидна тенденция к унификации цифровых ресурсов и инструментов (например, все школы Москвы перевели на единую платформу Teams) вместо того, чтобы выстраивать вариативность. Все участники образовательного процесса вынуждены «кривым» образом приспосабливаться к тому, что навязывается.

Как отмечалось выше, практически все существующие платформы и сервисы для школьного образования созданы для учителя. Построить с их помощью индивидуальную образовательную программу, траекторию развития для ученика невозможно. Ученик на дистанционном обучении не становится субъектом деятельности (он сам не определяет и не формулирует задачи, не определяет их уровень, не обрабатывает результаты, не планирует шаги своей работы), а значит мотивация к обучению резко снижается. В дистанционном обучении поднять мотивацию формальными средствами, характерными для очного обучения, становится практически невозможно.

Приводя в пример электронную образовательную среду сетевой школы индивидуального обучения, А.Б. Воронцов отмечает, что когда среда создана для ученика, то «к концу года у каждого ребёнка своя “география”, своя цифровая образовательная среда».

Эксперты практически единогласно говорят о том, что работа в Сети – это не обычный урок, это особая серьёзная технология. Совершенно невозможно просто перевести обычные уроки полностью в онлайн-формат. А.Б. Воронцов подчеркивает, что «ключевой момент сетевой школы – отсутствие линейной системы изучения предметов, а есть модули. В онлайне есть общая задача, из этой задачи выходят задачи по развитию конкретных предметных навыков, дети расходятся домой их отрабатывать».

К сожалению, на данном этапе общество в целом и педагогическое сообщество в частности плохо понимает, какие задачи могут быть решены в рамках дистанционного обучения и каковы в этом отношении возможности цифровой среды (А.Д. Ханнанов). В большей степени ставится задача «пережить» ситуацию пандемии с помощью дистанционного обучения, а не задача действительно обеспечить индивидуализацию образования, развитие субъектности ученика (А.Б. Воронцов).

 

Интервью с Азатом Ханнановым – директором АНО «Институт информационных технологий в образовании», руководителем проекта «Онлайн-школа ДШИ», онлайн-экспертом ЮНЕСКО

 

Цифровая дидактика находится в зачаточном состоянии. Эксперты фиксируют разные техники и приёмы, которые могут повысить качество дистанционного обучения. В их числе:

− более чёткая (жёсткая) структура учебного материала;

− вовлечение учащихся в обсуждение, в дискуссию, адресные вопросы детям;

− использование заданий, направленных на работу с информацией, заданий-кейсов;

− организация сетевых уроков, образовательных событий и игр, основанных на сетевой совместной деятельности;

− анализ данных, которые возникают в ходе сетевой учебной деятельности;

 

Интервью с Евгением Патаракиным – доктором педагогических наук, доцентом, ведущим научным сотрудником лаборатории проектирования деятельностного содержания образования ИСП МГПУ, профессором, академическим руководителем образовательной программы «Цифровая трансформация образования» Института Образования ВШЭ

 

− проведение поточных лекций, занятий для старшеклассников;

− создание микрокурсов, когда за один раз ученик может пройти законченный цикл;

− использование окружающей ученика повседневности как основы учебно-познавательных заданий;

− использование моделей «перевёрнутого класса»;

 

Интервью с Татьяной Жуковой – методистом Центра смешанного обучения,
учителем начальных классов

 

− запись небольших видео- или аудиороликов с фрагментами урока – такими, какими они проходят в реальной жизни;

− использование формирующего оценивания, рефлексии;

− активная многоканальная обратная связь и т.д.

Пока мы не можем констатировать факт комплексного применения этих техник и приёмов в массовой практике образовательных организаций. Чаще всего дистанционное обучение представлено простым переносом существующих офлайн-форматов в онлайн. П.А. Северинец подчеркнул, что «трансляция сигнала педагога – это трансляция «говорящей головы» на расстоянии. В этом случае включённость учащихся не высокая».

О.В. Сененко в своём интервью отметила, что «чем меньше возраст учащихся, тем больше проблем и барьеров дистанционного обучения возникает». А.Б. Воронцов уверен, что проблемы дистанционного обучения младших школьников решаются с помощью трёх механизмов: «погружение в игровой форме в цифровой дом (когда дети, прежде чем зайти в цифровую среду, изучали «кнопки» в пространстве класса), рисование, игра. Дистанционные и сетевые форматы не означают, что ребёнок сидит целый день в компьютере».

Перспективой влияния дистанционного обучения в период пандемии COVID-19 на школьное образование эксперты считают появление гибридного или смешанного обучения, больше баланса там, где необходима встреча учителя и ученика.

Вынужденное всеобщее дистанционное обучение показало трудность переноса всего содержания образования в дистанционный формат. «Виртуальный эксперимент по физике – это пока из области фантастики. Также в период дистанционного обучения пришлось пожертвовать практической деятельностью. В школах имеются шикарные лабораторные комплексы, которые хотелось бы использовать, есть профессиональные классы – инженерный, медицинский, компьютерный, и они все очень хорошо оснащены. Чтобы с ними работать, нужны время и возможности, чтобы ребята приходили в школу и работали на всем этом оборудовании. В период всеобщего дистанционного обучения использовать все 3D-принтеры,
3D-сканеры, базовые станции для компьютерной графики или бимолекулярный микроскоп не получается»
(П.А. Северинец).

Е.В. Багарадникова заметила, что «в дистанционное обучение все попали не по своему желанию. И здесь важно отдавать себе отчет, что такое дистанционное обучение – это снижение объёмов, темпов, качества образования, и нужно просто понять, в какой мере это происходит и насколько это допустимо, как можно дать хотя бы тот минимум компетенций, который необходим. Образовательная система не была к этому готова».

Складывающаяся сегодня модель дистанционного обучения для решения всех необходимых задач пока не годится, в этой модели могут обучаться только высокомотивированные ученики. О.В. Сененко в своем интервью отметила, что «дистанционное обучение не может полностью заменить очное обучение, оно всегда будет проигрывать очному, потому что отсутствует живое взаимодействие между участниками образовательного процесса».

Однако сложившаяся ситуация – это «новые вызов и реальность для всех, которые совершенствовали наши навыки работы на компьютере, заставили задуматься о смене существующих жизненных укладов, о жизни и здоровье нации в целом» (Н.Н. Карпович).

Дистанционное обучение – это другой формат, который требует новых компетенций учителей. К сожалению, процесс повышения квалификации учителей в области цифровых компетенций оказался формальным. Резкое увеличение нагрузки учителя в период дистанционного обучения было вызвано:

− низкой осведомленностью учителей об инструментах автоматизированной проверки;

− отсутствием налаженной коммуникации между учителем и учениками и учителем и родителями, необходимостью проведения дополнительных консультаций для школьников, которые не смогли работать онлайн;

− отсутствием специализированных сред для выполнения домашних заданий (например, для создания чертежей по геометрии, для решения задач по алгебре);

− необходимостью быстрого овладения большим количеством цифровых инструментов;

− проведением дополнительных уроков по телефону для учащихся, выехавших за пределы Москвы;

− увеличением времени на подготовку онлайн-уроков, на отбор цифрового контента.

А.Д. Ханнанов отметил, что дистанционное обучение в период пандемии – это экстремальная ситуация: «Когда наши учителя сидели по 18 часов, всматриваясь в фотографии домашних заданий в ВатсАппе, – это педагогический геноцид». И нужно признать полную неготовность системы школьного образования к новым вызовам.

 

Интервью с Олесей Лукашук – директором Института содержания, методов и технологии образования МГПУ

 

О.Н. Лукашук в своём интервью дала характеристику программы повышения квалификации для учителей по вопросам дистанционного обучения. Эксперт отметила, что программа включала нормативно-правовые вопросы, анализ важнейших аспектов дистанционного обучения, различные практические занятия. Экспертом был зафиксирован важный опыт сотрудничества и взаимообучения учителей по принципу peer-to-peer в период дистанционного обучения, роль МЭШ в помощи учителям в реализации дистанционного обучения. Эффективность курсов повышения квалификации, по мнению эксперта, усиливают определение дефицитов учителей, совершение реальных практических действий, персонализированная обратная связь. Эксперт считает, что в целом решение проблемы индивидуализации в условиях массового процесса обучения учителей пока не найдено. Существующие системы повышения квалификации продолжают работать по устоявшимся моделям.

Вместе с тем, А.Б. Воронцов в своём интервью представил модель интернатуры для учителей в сетевой школе индивидуального обучения, разработанную совместно с Тьюторской ассоциацией (руководитель Т.М. Ковалева). Здесь в процессе реальной деятельности осуществляется обучение сетевых учителей, сетевых тьюторов. Для обучения педагогов используется платформа взаимной коммуникации. Одной из задач выпускной работы является создание банка инструментов, основной сетевой образовательной программы, нахождение инструмента, с помощью которого дети смогли бы двигаться в процессе собственного обучения.

Среди эффективных организационных мер, способствующих уменьшению стресса и напряженности перехода к всеобщему дистанционному обучению, П.А. Северинец назвал создание внутренней программы повышения цифровой грамотности и сетевого проектного офиса на уровне школы.

Е.В. Багарадникова отметила «самые важные люди в образовательном процессе – учителя. Можно настроить какие угодно системы, где угодно, но если у нас нет учителя, то это не обучение, это самообучение».

Возможным решением этой проблемы может стать перевод системы образования на рельсы индивидуализации. Это касается и школьного обучения, и подготовки, и переподготовки учителей. Учителя должны повышать свою квалификацию в области цифровых компетенций в цифровых образовательных средах, которые позволят им выстраивать свою образовательную программу и помогать реализации субъектности обучающихся.

5. Последний, но не по степени значимости, барьер доступности образования в период дистанционного обучения, который обсуждался экспертами, – барьер правового регулирования. В этой плоскости остро стоят вопросы регулирования рабочего времени учителя, его функциональных обязанностей, строительства сетевых школ и реализации сетевых образовательных программ, взаимодействия участников образовательного процесса, обеспечения безопасности и защиты персональных данных, контроля и оценки образовательных результатов.

В ходе интервью с экспертами обозначилась проблема явного недостатка понимания сетевого этикета учителями, использования персональных данных. При реализации дистанционного обучения необходимо соблюдать политику конфиденциальности (отправлять информацию о доступе к виртуальной комнате через личные письма, сервисы электронного дневника, давать персональный доступ к комнате, не публиковать коды доступа к комнате в открытом пространстве). Для регистрации детей в системах требуется согласие родителей. Кроме того, Н.А. Кожевников отметил проблему регистрации школьников на разных образовательных сервисах и отсутствия сертифицированной государственной системы, которая могла бы связывать весь цифровой след отдельного ученика из разных систем и интегрировать его в общую оценку образовательных результатов.

В целом отсутствие чётких норм регулирования дистанционного обучения ограничивает доступ учащихся к образованию. Для решения этой задачи необходим более активный и содержательный диалог родителей, профессионального педагогического сообщества и власти по обсуждению всех возможностей и барьеров дистанционного обучения.

 

Список литературы

1. Общественные обсуждения «Доступность образования в период дистанционного обучения» – URL: https://www.preobra.ru/distant (дата обращения: 1.12.2020)

2. Онлайн-марафон «Доступность образования в период дистанционного обучения» – URL: https://www.preobra.ru/marafon2020 (дата обращения: 1.12.2020)

 

© Вачкова Светлана Николаевна, Петряева Елена Юрьевна

 

ВЫХОДНЫЕ ДАННЫЕ СТАТЬИ:

Вачкова С.Н., Петряева Е.Ю. Доступность образования в период дистанционного обучения: онлайн-марафон открытых экспертных интервью / С.Н. Вачкова, Е.Ю. Петряева // Электронный научно-публицистический журнал «Homo Cyberus». – 2020. – № 2 (9). [Электронный ресурс] – URL: http://journal.homocyberus.ru/online_marathon_2020