К вопросу о повышении качества лексико-грамматической иноязычной речи и достижения метапредметных образовательных результатов младших школьников посредством реализации экспериментального комбинированного онлайн-курса по английскому языку

Аннотация. Создание компьютерной игровой образовательной системы, сопряженной с учебным планом и очными занятиями, может способствовать перенаправлению компьютерной активности учащихся в сторону добывания новых знаний и повышения успеваемости. Рассматривается организация и эффективность работы подобной системы по английскому языку для учащихся начальной школы на образовательном электронном портале LearningApps.org в контексте повышения качества владения лексико-грамматической составляющей иноязычной речи и достижения метапредметных образовательных результатов.

Ключевые слова: онлайн-курс, комбинированное обучение, learningapps.org, интерактивное обучение.


On the improvement of primary school students' lexical and grammar literacy and the stidents’ metasubject educational results as an outcome of taking the pilot combined online course on English language studying

Abstract. The establishment of an educational computer game system involving a curriculum and classroom teaching can contribute to redirection of the computer activity of pupils towards getting new knowledge and improvement of their educational progress. The organization and the efficiency of such a system on improving English grammar and lexical skills for primary school students on the educational electronic portal LearningApps.org as well as students’ metasubject educational results is under analysis.

Key words: online course, combined learning, learningapps.org, online training.


Вследствие стремительного развития информационных технологий, проявляющихся в различных сферах жизнедеятельности человека, общеобразовательная школа также встала на путь цифровизации.

Уже в младших классах значительное количество учеников проводит свободное от занятий время за интерактивными играми на электронных портативных устройствах. В связи с этим появляется необходимость в разработке специального комплекса компьютерных онлайн-игр и упражнений по тому или иному школьному предмету, который может хотя бы частично заменить игры, не ориентированные на учебный процесс [1, 4]. Речь идет о создании комбинированного курса, сопряженного с учебной программой и аудиторными занятиями, целью которого является повышение качества знаний по предмету и достижение образовательных результатов. Рассмотрим реализацию, организацию и эффективность подобной образовательной системы по английскому языку для учеников начальной общеобразовательной школы.

Прежде всего возникает вопрос готовности маленьких учеников к работе за компьютером. Проведённое нами в 2018 году пилотажное исследование показало, что 27 школьников из 33 учащихся, прошедших тестирование, готовы к онлайн-обучению. Далее, в результате бесед с родителями и учащимися определилась цель курса – отработка и закрепление лексико-грамматических навыков и умений.

В качестве платформы использовалась образовательная среда LearningApps.org, позволяющая создавать интерактивные обучающие блоки с заданиями, представленными в игровой форме [6, c. 125]. Помимо заданий на множественный выбор и упражнений, где необходимо ввести правильный ответ с клавиатуры, данная образовательная среда предлагает игру «Кто хочет стать миллионером», игру «Скачки», в которой для победы необходимо набрать определенное количество очков; блок «Классификация», позволяющий ребёнку наглядно выделить те или иные объекты путем сравнения и многие другие интерактивные задания (Рисунок 1).

Рисунок 1. Образовательные блоки на портале LearningApps.org

Важным преимуществом работы на данном портале является возможность для учителя создавать видео с изложением материала, дополненного вопросами на проверку понимания изложенных в нём объяснений (Рисунок 2). В случае правильного ответа ученик может продолжать просмотр, а в случае неудачи ему предлагается просмотреть видео повторно и ответить на вопрос правильно. Отметим, что данная технология помогает маленькому ученику лучше сфокусировать свое внимание на материале и тем самым повысить степень своего понимания.

Рисунок 2. Аудио/видео контент на портале LearningApps.org

Чтобы избежать трудностей, связанных с технической стороной реализации онлайн-обучения, а также оптимизировать онлайн-работу, мы провели консультации для учащихся и заинтересованных родителей, на которых были обозначены нормы САНПиН по организации работы младших школьников за компьютером (для учащихся 2 классов – не более 15 минут), рекомендовали гимнастику для глаз, плечевого пояса и кистей рук, отметили отрицательные моменты, связанные использованием компьютера и Интернета младшими школьниками, а также пути их устранения [7]. Кроме того, было организовано практическое обучающее занятие.

По своей структуре эксперимент предусматривал три этапа – констатирующий, формирующий и контрольный. Экспериментальная работа проводилась в рамках параллельного эксперимента во 2-м классе и перекрёстного эксперимента в 3-м классе.

На первом этапе эксперимента оценивался первичный уровень лексико-грамматических знаний учащихся, далее имело место внедрение разработанной методики в реальный учебный процесс, на контрольном этапе проводилась диагностика эффективности предложенной методики [6].

Результаты параллельного эксперимента во втором классе показали, что процент качества обучения [3] экспериментальной группы выше, чем в контрольной группе в среднем на 10,5%, что свидетельствует о более высоком уровне владения лексико-грамматической стороной иноязычной речи.

Для установления корректности полученных данных и устойчивости положительной тенденции в 3-м классе был проведен перекрёстный эксперимент, проходивший по тем же этапам, что и параллельный. В рамках перекрёстного эксперимента контрольная и экспериментальная группы поменялись местами. Была введена третья группа, обозначенная в качестве контрольной группы №2, куда вошли учащиеся, не занимавшиеся ранее по рассматриваемой нами методике.

В рамках перекрестного эксперимента мы также определили уровень достижения метапредметных результатов (Рисунок 3) в соответствии с тремя уровнями обученности: репродуктивным (низким), алгоритмическим (средним) и эвристическим (высоким) [2].

Анализ полученных результатов позволил заключить, что учащиеся экспериментальной группы и контрольной группы №1 достигли лучших метапредметных результатов, по сравнению с учениками контрольной группы №2, в среднем на 16%, подтверждая свою способность пользоваться приобретенными навыками и умениями в ситуации творческого общения.

Рисунок 3. Распределение по уровням обученности по результатам итогового и отсроченного срезов в рамках перекрёстного эксперимента

Повышение показателей в экспериментальной группе и контрольной группе №1 (Рисунок 4) свидетельствуют, что выбранная методика позволяет эффективно повысить уровень владения лексико-грамматической стороной иноязычной речи младших школьников и способствует достижению метапредметных образовательных результатов.

Рисунок 4. Динамика изменения процента качества обучения по результатам диагностического, итогового
и отсроченного срезов в рамках перекрёстного эксперимента

Отметим, что данный курс имеет своё продолжение, и в настоящее время создаются модули уже для учащихся 4-х классов, которые разрабатываются также с использованием ресурса Google forms. В работу по данной программе постоянно включается все большее количество учащихся. Однако замечено, что процент качества знаний учеников, занимающихся в онлайн-классе и не отрабатывающих изучаемый материал на уроках, не имеет такой положительной динамики, как в сочетании с аудиторными занятиями. Следовательно, при разработке подобных комбинированных онлайн-курсов для младших школьников, необходимо учитывать непосредственную связь онлайн-составляющей с учебной программой и образовательными результатами [3].

Список литературы

1. Артемьева В.В. Педагогические возможности использования информационных технологий в период детства // Педагогическое образование в России. – 2014. – № 12. – С. 55-58.

2. Беспалько В.П. Слагаемые педагогических технологий. – М.: Педагогика, 1989. – 190 с.

3. Диагностика обученности (иностранные языки): учебно-методическое пособие / Т.И. Дормидонова, Н.М. Казанская, Н.В. Троцюк и др. – СПб.: НМЦ Приморского района, 1999. – 60 с.

4. Коротаева Е.В. Интерактивное обучение: вопросы теории и практики обучения // Педагогическое образование в России. – 2012. – № 2. – С. 171-174.

5. Канцур А.Г. Мосина М.А. Потенциал сервиса learningapps.org в языковом образовании // Новые технологии в образовательном пространстве родного и иностранного языка. – 2013. – №1. – С. 63-69.

6. Пискунова О.С. Возможности сервиса learningapps.org в преподавании // Наука, образование, общество: проблемы и перспективы развития: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции, 28 февраля 2014 г. – Тамбов: Изд-во Консалтинговая компания Юком, 2014. – С.125-126.

7. Полат Е.С. Некоторые концептуальные положения организации дистанционного обучения иностранному языку на базе компьютерных телекоммуникаций // Иностранные языки в школе. – 1998. – №5. – С. 6-11.

8. Штульман Э.А. Методический эксперимент в системе методов исследования / науч. ред. А.А. Леонтьев. –  Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та, 1976. – 155 с.

 

© Задорожная Екатерина Ивановна

Задорожная Е.И. К вопросу о повышении качества лексико-грамматической иноязычной речи и достижения метапредметных образовательных результатов младших школьников посредством реализации экспериментального комбинированного онлайн-курса по английскому языку / Е.И. Задорожная  // Электронный научно-публицистический журнал "Homo Cyberus". - 2018. - №2(5). [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://journal.homocyberus.ru/Zadorozhnaya_EI_2_2018 свободный. - Загл. с экрана.