Социализирующий потенциал цифровой среды в зарубежной школе

Теркулова И.Н.

Аннотация. В данной статье описаны социально-воспитательные эффекты использования цифровой среды в социализации школьников в единстве сфер социального опыта, социального образования и индивидуальной помощи на основе анализа четырёх крупных практических зарубежных исследований: два исследования по использованию ноутбуков и планшетов в образовании (Канада, Квебек) и два исследования цифрового рабочего пространства во Франции.

Ключевые слова: цифровая среда, социализация, социально-воспитательные эффекты, цифровое рабочее пространство.


13.00.00 Педагогические науки

УДК 371


SOCIALIZATION POTENTIAL OF DIGITAL ENVIRONMENT IN FOREIGN SCHOOL

Terkulova I.N.

Abstract. The article reveals social and educational effects of using the digital environment in students` socialization in unity of social experience, social education and individual help on the ground of analysis of four huge practical pieces of research: on using laptops and tablets (iPad) in education (Canada, Quebec), and on digital workspace in France.

Key words: digital environment, socialization, social and educational effects, digital workspace.


Влияние технологий на жизнь человека усиливается с каждым днём и занимает важное положение во всех сферах человеческой деятельности. Технологии перестают быть чем-то необычным и в педагогической сфере, всё более адаптируясь к повседневной образовательной жизни. Однако масштабных исследований по анализу возможностей цифровой среды в образовательном процессе, представляющем единство обучения и воспитания, недостаточно [4].

Именно понятие цифровой среды приходит на смену понятию «информационно-коммуникационные технологии» (далее – ИКТ) как наиболее ёмкое, интегрирующее в себя полное многообразие информационных технологий и непосредственно виртуальное пространство. Оно постепенно вытесняет понятие ИКТ, так как подразумевает под собой единое цифровое пространство. Принимая во внимание возможности цифровой среды, в своей работе мы подразумеваем под ней искусственную среду, являющуюся непрерывной последовательностью компьютерных и сетевых технологий, организующую отношения между объектами физического мира посредством передачи программ в виде сигналов по сетям и телекоммуникационным каналам.

По нашему мнению, педагогически обоснованное использование цифровой среды, направленное на решение задач социального воспитания, может помочь в адаптации учащихся к жизни в современном информационном обществе, воспитывая необходимые для жизни в нём качества личности. Актуальным в этой связи может быть обращение к анализу зарубежного опыта освоения информационных средств в образовательном процессе, который сформировался в практике французской и канадской школ [3; 5].

Нами были рассмотрены четыре крупнейших исследования, два из которых были проведены в регионе Квебек (Канада), и два во Франции в масштабе страны. Выборка основана на принципе масштабности и уникальности (анализируемые исследования являются новыми, массовыми и отражающими современную ситуацию по исследуемому вопросу), а также на схожести поставленных в рамках анализируемых исследований и нашей работы вопросов.

В рамках первого исследования, проведённого канадскими учеными Thierry Karsenti и Simon Collin [8], изучалось использование ноутбуков в начальной и средней школе. У авторов была уникальная возможность провести исследование совместно со Школьным советом Квебека, представляющего объединение из 25 школ. Данное объединение одно из первых массово внедрило ноутбуки в начале 2000 годов: 4500 ноутбуков среди учеников в возрасте от 9 до 17 лет и персонала школ. В исследовании принимали участие 2712 учеников начальной и средней школы и 389 учителей. Авторы ставили перед собой цель определить роль технологий в развитии различных способностей, а также главные преимущества использования ИКТ для школьников и учителей и основные проблемы, возникающие у них. Сбор данных в рамках этого исследования осуществлялся путём анкетирования учеников и учителей. Анализ научной литературы по анкетированию в сфере технологий в образовании позволил составить вопросы, с учётом того, что у каждого ученика в классе был свой ноутбук. В школе все участники исследования имели ноутбуки и подключение к Интернету.

Второе масштабное исследование было проведено также в Квебеке (Канада) Thierry Karsenti и Aurélien Fievez [8] в 2012-2013 гг. и касалось использования планшетов в образовании. Авторы ставили перед собой цель определить роль использования планшетов в развитии различных способностей обучающихся. В нём приняли участие 18 средних и начальных школ Квебека: 6057 учеников (12-16 лет) и 302 учителя.

В качестве инструмента сбора данных было выбрано анкетирование, индивидуальные и частично направляемые групповые встречи. В рамках исследования имели место два контекста использования айпэда в школах: у каждого ученика есть айпэд – в школе и дома (87% участников); ученик делит планшет как минимум с ещё одним учеником, планшет остается в школе (13% участников).

Третье интересующее нас исследование было проведено в 2014 г. министерством образования Франции [6]. Оно заключалось в анализе работы цифрового рабочего пространства, созданного в рамках программы по внедрению ИКТ на современном этапе в образовательную среду французской школы. Само цифровое образовательное пространство представляет собой образовательный интернет-портал, где любой член образовательного процесса (включая администрацию образовательного учреждения и родителей) через единую и безопасную точку доступа может пользоваться набором информационных услуг, связанных с их деятельностью. Цифровое рабочее пространство позволяет выявлять и развивать уровни профессиональных и образовательных практик и удовлетворять потребности в сопровождении участников образовательного процесса. Отчет EVALuENT отразил развитие рабочего образовательного пространства с 2012 по 2014 годы [6]. Более 6500 образовательных учреждений (лицеев и колледжей) приобщились к рабочим образовательным пространствам по данным на 2014 г., предоставляя таким образом более 10 миллионам пользователей огромное количество цифровых услуг. В исследовании принимали участие старшие школьники, родители, учителя, методисты и управляющий персонал средних учебных заведений (школы, колледжи). В 2012 г. приняло участие 14586 респондентов, из которых 9012 учеников (возраст 11-18 лет) и 1801 учителей и методистов. В 2014 году – 18034 респондента, из которых 10137 учеников (возраст 11-18 лет) и 2067учителей и методистов. Следует отметить, что цифровое рабочее пространство доступно в более чем 90% учебных заведений, а в них – 100% учителей.

Четвертое исследование было также проведено министерством образования Франции в 2016 году в рамках программы по внедрению ИКТ на современном этапе в образовательную среду французской школы и отслеживанию развития профессиональных и образовательных практик [7]. В исследовании приняли участие старшие школьники, родители, учителя, методисты и управляющий персонал средних учебных заведений (школы, колледжи). Среди респондентов 14 857 учащихся, 9784 родителей, 2888 учителей и методистов, 436 руководителей учебных учреждений.

Опрос проводился с помощью онлайн-консультаций, осуществляемых следующим образом: отправка образовательным комитетам (29 образовательных комитетов по всей стране) материалов опросника со списком учебных заведений, участвующих в исследовании, далее отправка образовательными комитетами материалов опросника учебным заведениям и информирование всех участников опроса главой образовательного учреждения. Опросник основывался на нескольких критериях, в том числе и на выявлении роли цифрового рабочего пространства в работе образовательных учреждений и в образовательной миссии, что именно нас в рамках нашего исследования и интересовало.

В процессе анализа результатов вышеперечисленных исследований нами были выделены эффекты, возникающие непосредственно в контексте использования информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе и имеющие отношение к контексту социального воспитания, являющегося частью процесса социализации (А.В. Мудрик [1], Т.А. Ромм [2]).

В нашем понимании социально-воспитательный эффект ИКТ представляет собой образование социальных установок, определённых черт характера, навыков, умений и компетентностей (умение организовывать свою деятельность, развитие навыков сотрудничества и общения, подготовленность к жизни в современном информационном обществе, автономия, развитие цифровой компетентности, критического мышления, креативности, учебное продвижение в своем собственном ритме, мотивация и вовлеченность).

Некоторые социально-воспитательные эффекты в силу полноты и ёмкости их понимания лежат в рамках как расширения социального опыта, так и социального образования и социальной помощи:

  • умение организовывать свою деятельность включает в себя несколько уровней: способность представлять комплексно свою цель и оценивать её достижение (оценка сложности цели, подбор доступных ресурсов, рассмотрение различных способов действия по решению проблемы, выбор лучшего и предвосхищение выбранной схемы действий), управление реализацией на всех этапах (применение полученных ресурсов, будь то люди, стратегии или материал, адаптирование методов сообразно цели, контексту и своим собственным личным качествам, корректировка на любом этапе при необходимости, доведение начатого дела до конца), и анализ своих действий (умение взглянуть рефлексивно на свои действия, оценивая их эффективность и умение перенести полученные знания и опыт в другие контексты);
  • автономия – это способность учащегося принять собственное, свободное и ответственное решение в своём обучении, где учащийся самоопределяется на различных уровнях: уровень определения цели, так как включает понимание своей цели (определение цели и путей ее достижения), управление реализацией (использование различных ресурсов в достижении цели, включая личностные ресурсы: внимание, концентрация и др., а также контролирование своих действий на всех этапах) и уровень анализа своих действий (анализ ошибок и осознание важности их исправления).

В сферах социального опыта и индивидуальной помощи мы видим:

  • развитие навыков общения, которые включают уровни выбора способа общения, управления процессом общения (выбор эффективных стратегий и др.) и имеют социальную (оставаться на связи, социализироваться и др.) и образовательную (работать в команде, отправлять и получать информацию, задавать вопросы и отвечать и др.) интенции;
  • сотрудничество – это способность эффективно взаимодействовать, определяющаяся внесением вклада в совместную работу (активное участие в деятельности класса и школы, планирование и реализация работы с другими, разделение ответственности и взаимоответственность и др.), социальным взаимодействием с другими в рамках команды (принятие другого с его качествами, активный обмен мнениями, способность выслушивать и уважать отличное от своего мнение, разрешение конфликтных ситуаций и др.) и анализом проделанной совместной работы (измерение степени достижения целей, оценивание своего вклада и вклада других участников группы в совместную работу, определение путей совершенствования по итогам работы и др.).

В сферах социального образования и индивидуальной помощи находятся следующие социально-воспитательные эффекты:

  • развитие цифровой компетенции, которая включает не только владение навыками использования ИКТ, но и осознание ценности и правил относительно интеллектуальной собственности, уважение частной жизни, предвосхищение новых контекстов использования, применение стратегии взаимодействия, общения и помощи сообразно поставленным задачам и др.;
  • критическое мышление, благодаря которому дети учатся преодолевать шаблонность и создавать свое собственное мнение.

В сфере индивидуальной помощи мы видим:

  • развитие креативности (творческого мышления), которая заключается не только в добавлении новых ресурсов, новых знаний, а в большей степени в новой, нестандартной трактовке учениками существующих;
  • учебное продвижение в своем собственном ритме через возможность вернуться к определенному образовательному этапу в любое время в любом месте с помощью ИКТ;
  • мотивация и вовлеченность;
  • подготовленность к жизни в современном информационном обществе.

По результатам проведённого анализа мы видим, что успешность использования ИКТ как педагогического условия социализации и реализации социально-воспитательных эффектов заключается в их осмысленном использовании как учителями, так и учениками. Под осмысленным использованием мы понимаем целенаправленное использование ИКТ в образовательном процессе, с учётом необходимости школы не только образовывать, но и решать задачи социального опыта, социального образования и индивидуальной помощи. Важно напомнить, что не сами информационно-коммуникационные технологии обеспечивают проявление положительных социально-воспитательных эффектов, а именно их использование.

Проведенное исследование показало, что ИКТ обладают значительным социально-воспитательным потенциалом и представляют огромный интерес для отечественной науки и практики в свете реализации Программы развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях.

 

Список литературы

  1. Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2009. – 568 с.
  2. Ромм Т.А. Горизонты и границы воспитания // Отечественная и зарубежная педагогика. – 2017. – Т. 2, № 1. – С. 75-82.
  3. Ромм Т.А., Теркулова И.Н. Социально-педагогический потенциал трансверсальных компетенций в канадской школе // Нижегородское образование. – 2014. – №. 3. – С. 202–205.
  4. Теркулова И.Н. Проблематика ИКТ в современном социальном воспитании // Вопросы воспитания. – 2013. – №1 (14). – С. 48-52.
  5. Теркулова И.Н. Социально-воспитательный потенциал информационно-коммуникационных технологий во французской школе // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. – 2014. – №1. – С. 197-199.
  6. EVALuENT L'enquête nationale 2014 [Электронный ресурс]. – URL: http://eduscol.education.fr/cid84333/enquete-nationale-evaluent-2014.html (дата обращения: 12.06.2018)
  7. EVALuENT L'enquête nationale 2016. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: URL: http://eduscol.education.fr/cid84333/enquete-nationale-evaluent2014.html (дата обращения: 12.06.2018)
  8. Karsenti T., Simon Collin S. Une étude sur les apports des ordinateurs portables au primaire et au secondaire [Электронный ресурс]. – URL: https://halshs.archives-ouvertes.fr/edutice-00676148/document (дата обращения: 10.04.2018)
  9. Karsenti T., Fievez A. L`iPad à l’école: usages, avantages et défis [Электронный ресурс]. – URL: http://karsenti.ca/ipad/pdf/rapport_iPad_Karsenti-Fievez_FR.pdf (дата обращения: 14.04.2018)

© Теркулова И.Н.

Теркулова И.Н. Социализирующий потенциал цифровой среды в зарубежной школе / И.Н. Теркулова // Электронный научно-публицистический журнал "Homo Cyberus". - 2019. - №2(7). – URL: http://journal.homocyberus.ru/Terkulova_I_N_2_2019