Анализ предварительных результатов дистанционного образования во время пандемии COVID-19: взгляд студента на источник возникших проблем

Сагин Г.А.

Аннотация. Статья содержит анализ трансформации отечественного образования в условиях перехода на дистанционный формат, который был вынужденно выбран как единственно возможный в связи с эпидемиологической ситуацией, вызванной распространением коронавируса COVID-19 в Российской Федерации. Также в работе проводится оценивание актуального состояния киберпедагогических технологий сквозь призму предварительных результатов дистанционного образования во время пандемии COVID-19. Выделенная тематика рассматривается с точки зрения проблемы сохранности здоровья всех участников образовательного процесса. Представляется авторское видение источника возникших проблем и возможный путь их решения.

Ключевые слова: COVID-19, российское образование, дистанционное образование, киберпедагогика, дистанционный формат, дистанционные образовательные технологии, дистанционный формат образования, проблемы образования, пандемия, здоровье обучающихся.

13.00.00 Педагогические науки

УДК 37.091.33


The analysis of preliminary results of distance education during the COVID-19 pandemic: a student's view on the source of the problems encountered

Sagin G.A.

Abstract. The article contains an analysis of the transformation of the domestic education in the context of the transition to the distance learning, which was forced to be chosen as the only possible one due to the epidemiological situation caused by the spread of COVID-19 coronavirus in the Russian Federation. The article also assesses the current state of cyberpedagogical technologies through the prism of preliminary results of distance education during the COVID-19 pandemic. The selected topic is considered from the point of view of the problem of preserving the health of participants in the educational process. The author's vision of the source of the problems encountered is presented as well as the possible way to solve them.

Key words: COVID-19, Russian education, distance learning, cyberpedagogy, distance learning format, distance education technologies, distance education format, problems of education, pandemic, health of students.


 

В 2020 году мир столкнулся с эпидемией коронавируса COVID-19, что повлияло на все сферы жизнедеятельности человека. Образование не стало исключением из правил, и было помещено в нетипичные для себя условия – интернет-пространство. Необходимость давать образование без очного формата взаимодействия (ввиду профилактических ограничений, предотвращающих распространение вируса) вынудила образовательные системы многих государств перейти на дистанционное образование. Необходимо, прежде всего, определиться с тем, что подразумевается под данным понятием.

По определению, данному в статье В.А. Плешакова и Т.В. Скляровой, дистанционное образование – это «процесс приобретения знаний, освоения умений и навыков обучающимися, а также формирования и развития их личности в условиях образовательной среды, основанной на использовании информационно-коммуникационных технологий, которые обеспечивают обмен учебной информацией на расстоянии с помощью организованной системы сопровождения и администрирования учебного процесса» [9].

Дистанционное образование, таким образом, стало если не главным, то, по крайней мере, одним из самых актуальных вопросов педагогики и киберпедагогики (как отрасли педагогики) в 2020 году. Киберпедагогика, в трактовке своего автора В.А. Плешакова, – это «инновационная отрасль психолого-педагогической мысли, научно обосновывающая специально организованную целенаправленную и систематическую деятельность по кибервоспитанию, киберобучению и киберобразованию современного человека в процессе его киберсоциализации средствами современных информационно-коммуникационных технологий» [6, С. 18].

Путем терминологического и теоретического анализа можно выдвинуть тезис, который будет необходимым пунктом логики данной работы: в процессе дистанционного образования используются дистанционные образовательные технологии, которые можно отнести к образовательным технологиям киберпедагогики (совокупности технологий киберразвития, киберобучения, кибервоспитания и формирования культуры киберсоциализации). Необходимо также утвердить следующую зависимость: по результатам дистанционного образования эпохи COVID-19 можно судить о состоятельности киберпедагогических технологий в их актуальном состоянии.

Под «состоятельностью» мы понимаем способность киберпедагогической технологии достигать образовательные цели качественно, а именно: достигать образовательные цели в условиях практической разработанности используемых технологий и с учётом всех принятых в Российской Федерации приоритетов образования (в том числе приоритета здоровья и жизни человека).

Целью же нашей работы становится анализ предварительных результатов дистанционного образования в период пандемии COVID-19 в России, а именно проверка состоятельности используемых киберпедагогических технологий с последующим выделением источника возникших при их реализации проблем.

Таким образом, 2019/2020 учебный год, в марте которого в Российской Федерации было введено дистанционное образование на достаточно продолжительный промежуток времени (6 месяцев – с марта и до сентября, включая каникулярное время) [10], стал лакмусовой бумажкой для киберпедагогических технологий относительно их готовности отвечать образовательным запросам. Но с оговоркой, что ситуация была всё-таки экстренная и не позволяющая образовательной системе планомерно перестроиться на дистанционный формат. Однако судить о некоторых образовательных результатах по данному периоду можно, потому что критический момент в данном случае требовал применения именно существующих на тот момент киберпедагогических технологий.

Интерес исследователей дистанционного образования в основном был направлен на изучение проблем, возникших в процессе дистанционного образования и препятствовавших его качественной реализации, но без необходимых, на наш взгляд, акцентов. На вопросы об источнике возникших проблем и о дефиците обоснованных киберпедагогических технологий (которые необходимо должны были использоваться в данный период) ответа дано не было.

Анализ работ, посвящённых дистанционному образованию в период пандемии коронавируса COVID-19, позволил очертить круг исследуемых вопросов:

  • влияние дистанционного образования на здоровье обучающихся [16],
  • готовность высших учебных заведений к реализации дистанционного образования [11],
  • особенности дистанционного обучения студентов [1],
  • особенности образа жизни студентов в период дистанционного образования [3],
  • оценка успеваемости студентов в условиях дистанционного образования [13],
  • профессиональная готовность учителей школ и педагогов ВУЗов к дистанционному обучению [5],
  • социально-психологические факторы удовлетворённости студентов в условиях дистанционного образования и самоизоляции [12].

Однако мы уверены, что этим список не ограничится, и количество работ, посвящённых данной теме, будет и дальше увеличиваться.

Тем не менее, большинство представленных работ не могут напрямую свидетельствовать о состоятельности используемых в процессе дистанционного образования киберпедагогических технологий. Доказать или опровергнуть их состоятельность через свидетельства повышенной успеваемости хотя и возможно (с замечанием, что не является прямым показателем), однако представляется сложным – необходимы объективные методы изучения результативности обучения. Оценивание по качеству выполнения академических заданий, предусмотренных учебным планом, в данном случае тоже не подходит, потому что существует препятствие в виде невозможности проверить достоверность выполнения работ студентом лично, без использования обманных способов для получения наиболее высокой оценки. Сделать вывод о состоятельности киберпедагогических технологий через изучение готовности образовательных учреждений также представляется недостижимым из-за невозможности учесть все объективные факторы, влияющие на реализацию дистанционного образования в конкретном учебном заведении.

Тем самым лакмусом, показывающим состоятельность (или несостоятельность) киберпедагогических технологий, по нашему мнению, может оказаться исследование субъективного восприятия и оценки обучающимися динамики собственного психологического (или скорее эмоционального) и физического состояния во время дистанционного образования.

Мы готовы также учесть то, что физическое и психическое состояние участников образовательного процесса во многом также зависит и от самих участников, а не только от образовательной системы. Однако когда речь идёт о дистанционном образовании, необходимость учёта здоровьесберегающих приоритетов (и реализация здоровьесберегающих технологий) ложится в большей степени на плечи организаторов образовательного процесса. Считать, что здоровье обучающихся это их личная проблема – нельзя, это становится актуальным вопросом организаторов процесса дистанционного образования и применяемых киберпедагогических технологий.

Мы придерживаемся той позиции, что киберпедагогические технологии, ведущие к ухудшению здоровья участников образовательного процесса, считаться состоятельными не могут. Это же подтверждается «приоритетом здоровья и жизни человека», закреплённым в статье 3 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» [15].

Здоровье индивида определяется как «динамическое состояние, процесс сохранения и развития его биологических, физиологических и психических функций, оптимальной трудоспособности и социальной активности при максимальной продолжительности жизни и условно включает в себя три компонента: физическое, психическое и социальное здоровье» [14, С. 38].

Для того чтобы сделать вывод о состоятельности используемых в период дистанционного образования киберпедагогических технологий, мы проведём анализ исследований, направленных на изучение двух компонентов здоровья индивида (обучающегося) в период дистанционного образования: физического и психического. Подтверждения нанесения вреда здоровью даже по одному из компонентов будет достаточно для констатации факта нанесения вреда здоровью обучающегося в целом.

Подтверждение нанесения вреда здоровью обучающихся есть, и содержится в исследовании «Особенности образа жизни и здоровья студентов педагогического университета в период дистанционного обучения», проведённом группой авторов: С.И. Картышевой, И.В. Попковым, И.Г. Гончаровой, Н.М. Кувшиновым [3]. В заключении статьи авторы отмечают: «состояние здоровья большинства студентов постоянно ухудшается, образ жизни корректируется влиянием различных факторов среды, которые зачастую несут риск для их здоровья» [3]. Таким образом, это исследование констатирует нанесение вреда здоровью обучающихся (по компоненту физического здоровья) и создает естественную предпосылку для анализа проведенного нами исследования.

Наше исследование было осуществлено 16-20 апреля 2020 года и направлено на изучение субъективной оценки и восприятия обучающимися собственного жизненного графика в период введения дистанционного образования. Если говорить точнее, то на изучение мнения обучающихся о наличии изменений в количестве времени, затрачиваемом на образование / свободном от него (досуг, хобби, саморазвитие). Субъективное ощущение об увеличении времени, затрачиваемого на образование, служит предпосылкой к появлению эмоциональной напряжённости на фоне дефицита времени на занятия, не связанные с учебной деятельностью (досуг, хобби, саморазвитие). Эмоциональная напряжённость отрицательно воздействует на формирование личности [4], из чего можно сделать вывод о том, что в условиях, описанных нами выше, здоровью обучающегося наносится урон (а именно – по компоненту психического здоровья). Перейдем непосредственно к анализу нашего исследования, нацеленного на изучение влияния дистанционного образования на здоровье обучающихся.

Выборку исследования, проведённого на базе интернет-сервиса «Яндекс.Формы» в виде анонимного опроса с вопросами закрытого типа, составили 251 обучающийся вузов (61 %, 154 чел.) и школ (39 %, 97 чел.) Российской Федерации, от 10 до 45 лет, среди которых 22 % (56 чел.) – мужчины и 78 % (195 чел.) – женщины.

Диаграмма 1. Увеличилось ли количество домашних заданий с введением дистанционной формы образования? (n=251)

 

Обучающиеся, исходя из результатов, представленных в Диаграмме 1, считают, что количество домашних заданий, в связи с введением дистанционной формы образования, увеличилось.

Диаграмма 2. Успеваешь ли ты сдавать все домашние задания в срок в условиях дистанционного образования? (n=251)

 

Диаграмма 3. Успевали ли вы до введения дистанционного образования выполнять домашние задания в срок? (n=251)

 

Результаты, представленные в Диаграмме 2 и Диаграмме 3, дают нам понять, что обучающиеся, по их собственному мнению, стали хуже успевать сдавать домашние задания в срок.

 

Диаграмма 4. Остается ли у тебя в условиях дистанционного образования время на занятия, не связанные с учебной деятельностью (досуг, хобби, саморазвитие)? (n=251)

Диаграмма 5. Хватало ли тебе времени на занятия, не связанные с учебной деятельностью (хобби, досуг, саморазвитие) до введения дистанционного образования? (n=251)

 

Результаты, представленные на Диаграмме 4 и Диаграмме 5, позволяют нам судить о том, что обучающиеся в условиях дистанционного образования оказались в условиях нехватки времени.

Если обобщить результаты нашего исследования, то обучающиеся, по их собственному мнению, в условиях дистанционного образования:

  1. Столкнулись с ситуацией увеличения количества домашних заданий.
  2. Стали хуже справляться со сдачей домашних заданий в срок.
  3. Оказались в условиях нехватки времени на занятия, не связанные с учебной деятельностью.

Все пункты свидетельствуют о том, что вне зависимости от того, увеличилась ли учебная нагрузка на студентов на самом деле, по их субъективному мнению она всё-таки увеличилась. Время, затрачиваемое на занятия, не связанные с учебной деятельностью, уменьшилось (также по их субъективному мнению), и мы можем подтвердить соответствие результатов исследования ситуации, при которой у обучающихся возникает эмоциональное напряжение, отрицательное воздействующее на формирование личности и психическое здоровье, соответственно. В данном случае можно констатировать нанесение вреда здоровью обучающегося, а именно, по компоненту психического здоровья.

Опираясь на предложенные нами для анализа исследования и их интерпретацию, можно констатировать факт ухудшения психического и физического здоровья обучающихся в период дистанционного образования. Киберпедагогические технологии, использующиеся в период введения дистанционного образования, таким образом, оказываются несостоятельны, потому как наносят вред здоровью обучающимся и тем самым не соответствуют приоритетам образования, принятым в Российской Федерации. Нанесения вреда обучающемуся также, по нашему мнению, является следствием практической неразработанности киберпедагогических технологий, в настоящее время использующихся в процессе дистанционного образования.

Однако нужно отметить, что мы, как сторонники киберонтологического подхода [2; 7], не заявляем, что киберпедагогические технологии несостоятельны априори. Мы лишь убеждаемся в том, что киберпедагогике, как молодой научной отрасли, в актуальном состоянии необходимо особое внимание со стороны специалистов разного уровня (учёных и исследователей в области педагогики, методистов образования и непосредственно педагогов) для её разработки и естественного развития – создания и внедрения практически обоснованных эффективных киберпедагогических технологий.

На данный же момент, все возникшие в процессе реализации дистанционных образовательных технологий проблемы, по нашему мнению, имеют один и тот же источник – дефицит практической базы киберпедагогических технологий – недостаточное количество созданных, не только теоретически, но и практически разработанных, обоснованных и успешно апробированных эффективных киберпедагогических технологий.

Дистанционное образование, подобно образованию очному, должно пройти естественный путь развития, вбирая в себя всё лучшее, что может быть для него актуально от предтечи – педагогики, формируя при этом свою собственную практическую базу киберпедагогических технологий с учётом особенностей интернет-пространства как образовательной среды и влияния процесса киберсоциализации [8] на участников образовательного процесса.

 

Список литературы

  1. Белов Е.В., Судаков Д.В., Судаков О.В., Шевцов А.Н., Якушева Н.В. Современные вызовы образования и психология формирования личности. Монография. / Е.В. Белов, Д.В. Судаков, О.В. Судаков, А.Н. Шевцов, Н.В. Якушева / Редколлегия: Ж.В. Мурзина, О.Л. Богатырева. – Чебоксары: Издательский дом «Среда», 2020. – С. 200-211.
  2. Воинова О.И., Плешаков В.А. Киберонтологический подход в образовании. Монография. / О.И. Воинова, В.А. Плешаков / Под ред. В.А. Плешакова. – Норильск: Норильский индустр. ин-т, 2012. – 244 с.
  3. Гончарова И.Г., Картышева С.И., Кувшинова Н.М., Попков И.В. Актуальные проблемы образования и здоровья обучающихся. Монография. / И.Г. Гончарова, С.И. Картышева, Н.М. Кувшинова, И.В. Попков / Под редакцией В.И. Стародубова, В.А. Тутельяна. – М.: Издательско-полиграфический центр «Научная книга», 2020. – С. 295-315.
  4. Крючкова Г.Н. Особенности психофизиологических механизмов эмоционального напряжения / Г.Н. Крючкова // Фундаментальные исследования. – 2007. – № 17.– С. 133-134.
  5. Мурзина Н.П. Профессиональная готовность учителей к дистанционному обучению в условиях напряженной ситуации в обществе и образовании / Н.П. Мурзина // Вестник Омского Государственного Педагогического Университета. Гуманитарные исследования. – 2020. – № 2 (27). – С. 152-156.
  6. Плешаков В.А. Киберсоциализация: социальное развитие и социальное воспитание современного человека / В.А. Плешаков // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. – 2010. – С. 15-18.
  7. Плешаков В.А. О киберонтологическом подходе в образовании / В.А. Плешаков // Информация и образование: границы коммуникаций – 2013. – С. 209-211.
  8. Плешаков В.А. Теория киберсоциализации человека: монография / В.А. Плешаков / Под общ. ред. чл.-корр. РАО, д.п.н., профессора А.В. Мудрика. – М.: МПГУ; «Homo Cyberus», 2011. – 400 с.
  9. Плешаков В.А., Склярова Т.В. «Форс-мажорная киберпедагогика», или Чрезвычайные условия образования эпохи COVID-19 / В.А. Плешаков, Т.В. Склярова // Электронный научно-публицистический журнал «Homo Cyberus». – 2020. – № 1 (8) [Электронный ресурс] – URL: http://journal.homocyberus.ru/Pleshakov_VA_Sklyarova_TV_1_2020 (дата обращения 04.12.2020).
  10. Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 14 марта 2020 г. № 397 // Министерство науки и высшего образования Российской Федерации [Электронный ресурс] – URL: https://www.minobrnauki.gov.ru/ru/documents/card/?id_4=1064&cat=/documents/docs (дата обращения: 04.12.2020).
  11. Ретюнская А.К. К вопросу о готовности высших учебных заведений к реализации дистанционного обучения / А.К. Ретюнская // Modern Science – 2020. – С. 196-202.
  12. Соколовская И.Э. Социально-психологические факторы удовлетворенности студентов в условиях цифровизации обучения в период пандемии COVID-19 и самоизоляции / И.Э. Соколовская // Цифровая социология – 2020. – С. 46-54.
  13. Судаков Д.В., Судаков О.В., Черных А.В. Оценка успеваемости студентов медицинского вуза в период дистанционного обучения / Д.В. Судаков, О.В. Судаков, А.В. Черных // Актуальные проблемы образования и здоровья обучающихся. Монография. / Под редакцией В.И. Стародубова, В.А. Тутельяна. – М.: Издательско-полиграфический центр «Научная книга», 2020 – С. 97-117.
  14. Цибульникова В.Е., Леванова Е.А. Педагогические технологии. Здоровьесберегающие технологии в общем образовании: учебное пособие (с практикумом) для студентов педагогических вузов / В.Е. Цибульникова, Е.А. Леванова; под общей редакцией доктора педагогических наук, проф. Е.А. Левановой – М.: МПГУ, 2017. – 148 с.
  15. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года (ред. от 08.12.2020) // СПС КонсультантПлюс [Электронный ресурс] – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/15956ae575273a483e753fc119fb41fc4c37f846 (дата обращения: 12.12.2020).
  16. Шарова Е.И. Исследование здоровья студентов вуза в условиях дистанционного обучения как показатель качества образования / Е.И. Шарова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта – 2020. – С. 401-404.

 

© Сагин Георгий Алексеевич

ВЫХОДНЫЕ ДАННЫЕ СТАТЬИ:

Сагин Г.А. Анализ предварительных результатов дистанционного образования во время пандемии COVID-19: взгляд студента на источник возникших проблем / Г.А. Сагин // Электронный научно-публицистический журнал «Homo Cyberus». – 2020. – № 2 (9). [Электронный ресурс] – URL: http://journal.homocyberus.ru/Sagin_GA_2_2020