«Форс-мажорная киберпедагогика», или Чрезвычайные условия образования эпохи COVID-19

Плешаков В.А., Склярова Т.В.

Аннотация. Данная статья появилась в качестве одного из ответов на вызов, брошенный педагогической науке во время пандемии COVID-19. Тотальный и экстренный переход мировых систем образования на дистантный (удалённый) формат взаимодействия всех его субъектов и всеобщее дистанционное обучение и воспитание трансформировал привычные педагогические явления и понятия. Человечество стало свидетелем того, как из-за COVID-19 «вирус киберпедагогики» резко завоевал весь мир. Универсальные идеи Л.С. Выготского позволят педагогам и родителям осознать, что они могут сделать для обучения и воспитания своих детей в условиях глобального кризиса из-за СOVID-19. Об этом и о современных чрезвычайных условиях образования идёт речь в статье.

Ключевые слова: педагогика, киберпедагогика, «форс-мажорная киберпедагогика», образование, обучение, воспитание, дистантный формат взаимодействия, дистантное обучение, дистанционное образование, дистанционное обучение, кризис педагогики, пандемия COVID-19.

13.00.00 Педагогические науки

УДК 37


«Force Majeure Cyberpedagogy», or Extraordinary Conditions of Education of the Age of COVID-19

Pleshakov V.A., Sklyarova T.V.

Abstract. This article appeared as one of the answers to the challenge posed to educational science during the COVID-19 pandemic. The total and emergency transition of the world education systems to a distant format of interaction of all its subjects and universal distance learning and upbringing transformed the usual pedagogical phenomena and concepts. Humanity has witnessed how, due to COVID-19, «cyberpedagogy virus» has dramatically conquered the whole world. Lev S. Vygotsky’s universal ideas will allow educators and parents to realize what they can do for education of their children in the global crisis caused by COVID-19. This and the modern emergency conditions of education are mentioned in the article.

Key words: pedagogics, cyberpedagogy, «force majeur cyberpedagogy», education, training, upbringing, remote interaction format, remote training, distance education, distance learning, crisis of pedagogy, COVID-19 pandemic.


 

Чрезвычайные условия тотальной киберсоциализации и глобальный переход практически всех систем образования мира на обязательный дистантный (удалённый) формат работы и дистанционное взаимодействие всех субъектов образования, вызванный угрозой распространения COVID-19, породил новое явление в педагогике – так называемое «Emergency remote teaching». Попытка перевести его дословно на русский язык даёт широкий спектр интерпретаций:

  • emergency (англ.) – аварийное, непредвиденное, экстренное, чрезвычайное, вынужденное;
  • remote (англ.) – отдалённое, уединённое, не связанное с чем-либо, дистанционное;
  • teaching (англ.) – преподавание, обучение, учение.

Таким образом, экстренное явление, для описания которого мы предприняли попытку найти соответствующие понятия и термины, – это «вынужденное обучение на расстоянии», организованное преимущественно через Интернет и с помощью компьютерных программ. Это позволяет отнести явление к киберпедагогике и условно назвать его «форс-мажорной киберпедагогикой».

Киберпедагогика [7, 8, 10] – своего рода манифест, а также основы, категории, тезаурус и технологии, описанные ещё в середине первого десятилетия XXI века. В чрезвычайных условиях пандемии COVID-19 она представляется нам той самой единственной возможной сейчас «отраслью психолого-педагогической мысли, научно обосновывающей специально организованную целенаправленную и систематическую деятельность по кибервоспитанию, киберобучению и киберобразованию современного человека в процессе его киберсоциализации средствами современных информационно-коммуникационных, электронных, цифровых, компьютерных и образовательных технологий» [9, с. 236].

Напомним, что киберсоциализация человека – социализация личности в киберпространстве [6–10] – «процесс качественных изменений структуры самосознания личности и мотивационно-потребностной сферы индивидуума, происходящий под влиянием и в результате использования человеком современных информационно-коммуникационных, компьютерных, электронных, цифровых, мультимедиа, мобильной сотовой связи и интернет-технологий в контексте усвоения и воспроизводства им культуры в рамках персональной жизнедеятельности» [9, с. 24].

Для «форс-мажорной киберпедагогики» во время пандемии СOVID-19 становятся сверхзначимыми:

  • электронно-цифровые среды (в первую очередь корпоративные и публичные, транснациональные и отечественные, коммерческие и некоммерческие образовательные платформы и социальные интернет-сети, а также мессенджеры);
  • соответствующий им учебный контент (содержание образования, которое можно освоить в дистантном формате);
  • и образовательные услуги (удалённая организация, реализация, поддержка и сопровождение процессов обучения и воспитания в электронно-цифровых средах).

Электронно-цифровая среда – пространство Интернета, а также серверов, где хранится разнообразная информация юридических и физических лиц. Это среда, куда можно загрузить информацию и пользоваться ею.

При этом надо чётко понимать, что «форс-мажорная киберпедагогика» ни в коем случае не тождественна ни дистантному (удалённому) формату взаимодействия субъектов образования, ни дистанционному образованию, ни дистанционному обучению и/или воспитанию.

Давайте разберёмся в ключевых понятиях «форс-мажорной киберпедагогики» эпохи СOVID-19.

Дистантный формат в образовании – это организация обучения и воспитания вне условий «здесь-и-сейчас», совместная и самостоятельная деятельность различных субъектов образования, опосредованная разными инструментами (например, бумажной/электронной почтой, учебниками и книгами, электронными платформами, цифровыми библиотеками, онлайн-школами и академиями, просто LMS – системами управления обучением, чатами в мессенджерах, социальных интернет-сетях и проч.).

Дистантное обучение – обучение на расстоянии – особый формат обучения, подразумевающий не прямое контактное, т.е. непосредственно «лицом-к-лицу», а опосредованное взаимодействие всех его субъектов. Важно помнить, что дистантное обучение появилось задолго до пандемии COVID-19. Оно обладает собственным тезаурусом, историей, философией, методологией и технологиями. Дистантное обучение и – хочется в это верить – воспитание предполагают обязательную организацию процесса удалённого взаимодействия его участников, создание таких условий, при которых нет контактной («лицом-к-лицу») работы педагогов и обучаемых, но достигаются поставленные учебно-воспитательные цели, а не только решаются дидактические задачи.

Дистанционное образование представляет собой процесс приобретения знаний, освоения умений и навыков обучающимися, а также формирования и развития их личности в условиях образовательной среды, основанной на использовании информационно-коммуникационных технологий, которые обеспечивают обмен учебной информацией на расстоянии с помощью организованной системы сопровождения и администрирования учебного процесса.

При этом дистанционное обучение является самостоятельной формой обучения, в которой ведущим дидактическим средством становятся именно информационно-коммуникационные технологии.

Дистанционное воспитание необходимо также рассматривать как самостоятельную форму воспитания, приоритетно осуществляемую посредством информационно-коммуникационных технологий.

Собственно, некоторые элементы дистанционного образования (т. е. и дистанционного обучения, и дистанционного воспитания) оказались востребованы в период чрезвычайного всеобщего перехода образования в мире на обязательный дистантный (удалённый) формат взаимодействия всех его участников.

Важно непременно оговориться, что экстренная работа в дистантном (удалённом) формате и само использование дистанционных технологий в форс-мажорных условиях пандемии COVID-19 нуждаются в отдельных специальных исследованиях. Необходима организация системной подготовки педагогов всех уровней образования к пониманию и принятию особой философии дистантного обучения и воспитания, практическому освоению их специфической методологии. При этом разведение сути самого дистантного (удалённого) формата взаимодействия субъектов образования и дистанционных практик его экстренного применения в чрезвычайных условиях позволят избежать дискредитации существующей отрасли педагогики в целом.

Продолжим разбираться в ключевых понятиях «форс-мажорной киберпедагогики» и киберсоциализации в эпоху СOVID-19.

Так, в последние месяцы стали особенно популярными слова «удалёнка» и «дистант», не относящиеся к специфической научной лексике и часто использующиеся в качестве синонимов.

«Удалёнка» – создание условий для работы или иного взаимодействия людей без контактного («лицом-к-лицу») взаимодействия друг с другом.

«Дистант» – организация процесса удалённого взаимодействия его участников. Часто употребляется именно по отношению к учёбе.

Конечно же, и «удалёнка» и «дистант» стали сверхактуальны из-за распространения коронавирусной инфекции не только в образовании. Они, что называется, теперь в тренде и в медицине, и в торговле, и в банковской сфере – итоговый список будет внушительным.

На новом витке своей популярности теперь категории «онлайн» и «офлайн».

Онлайн – одновременное нахождение в одном канале коммуникации нескольких участников взаимодействия (буквально – «на линии»).

Офлайн – разведённое по времени нахождение в одном канале коммуникации нескольких участников (буквально – «за линией»/«вне линии»).

В условиях «форс-мажорной киберпедагогики» термином офлайн именуют преимущественно прежний опыт педагогической деятельности, когда педагоги и обучающиеся встречались в одном месте и в одно время. Полагаем, что данное обозначение применимо в двух вариантах. Первый – для обозначения образовательных ситуаций в предметной действительности, где педагогическая коммуникация не опосредуется электронно-цифровыми средами. Пример – урок в классе, лекция в аудитории. Второй вариант – обозначение образовательной ситуации в электронно-образовательной среде, когда коммуникация педагога и обучающегося происходит не в одно время. Пример – занятия в системах дистанционного обучения, например, на платформе Moodle. Педагог размещает учебный контент, и обучающийся работает с ним в своём графике, затем педагог даёт обратную связь также в удобное для него время. Исключением является ситуация вебинара.

Киберпространство – символьно-знаковая реальность, некое «созданное и постоянно дополняющееся человечеством сетевое информационное воплощение ноосферы» [9,  с. 50].

Цифровая коммуникация – обмен сигналами и непосредственно самой информацией посредством электронных инструментов, цифровой техники.

Киберкоммуникация«процесс установления и развития в киберпространстве контактов между людьми, осуществляемый посредством современных ИКТ, включающий в себя обязательные и привычные для классического общения, но специфически реализуемые в символьно-знаковой реальности обмен информацией, взаимное её смысловое и экспрессивное восприятие, а также попытки влияния друг на друга» [9,  с. 175].

Цифровая виктимизация – процесс превращения человека в жертву цифровой и киберкоммуникации.

Кибервиктимизация – процесс превращения человека в жертву киберсоциализации.

Цифровая виктимность – вероятность человека стать жертвой цифровой и киберкоммуникации.

Кибервиктимность – вероятность человека стать жертвой киберсоциализации.

На основе обозначенных выше ключевых понятий «форс-мажорной киберпедагогики» перейдём к рассмотрению генеральных идей, которые позволят педагогам, обучающимся и их родителям преодолеть сложившийся из-за пандемии СOVID-19 кризис. Кризис, заключающийся в депривации прежней социальной ситуации развития, привычных видов деятельности и способов удовлетворения интересов обучающихся в форс-мажорных условиях. По Л.С. Выготскому кризис – это расчленение ранее бывшего единым элемента на составляющие. Сегодня мы как раз наблюдаем все признаки кризиса по Л.С. Выготскому [3, с. 384]: распад прежней социальной ситуации развития; в кризисе не возникает новых интересов и видов деятельности; ребёнок трудновоспитуем по сравнению с самим собой в стабильные периоды развития; границы кризиса размыты; кульминация обязательна...

С позиции педагогики и психологии образования текущее состояние образования из-за распространения коронавирусной инфекции рациональнее было бы назвать глобальным кризисом, что требует обязательного серьёзного мониторинга и всестороннего анализа этой форс-мажорной педагогической практики на разных уровнях образования. Целью такой аналитической работы явился бы поиск перспективных путей выхода из этого кризиса.

Начиная эту работу, мы обратились к идеям Л.С. Выготского [3, 4, 5], не растерявшим свою актуальность и только доказывающим свою универсальность. Они позволят педагогам и родителям осознать, что можно сделать для образования своих детей в условиях глобального кризиса из-за СOVID-19.

  1. Развитие ребёнка происходит в пространстве культуры и во взаимодействии со взрослым человеком.

От себя подчеркнём, что сейчас и не важно, будет ли это предметная действительность или символьно-знаковая реальность киберпространства. Именно три направления совместной со взрослым деятельности определяют качество развития ребёнка:

  • овладение имеющимися в культуре действиями с объектами материального или духовного мира;
  • овладение культурой взаимоотношений с другими людьми;
  • овладение культурно заданными средствами проявления своей психической и физической активности.

Все названные направления деятельности и развития детей в настоящее время транслируются в условиях дистантного (удалённого) взаимодействия учащихся с педагогами, а также с одноклассниками (однокурсниками), друзьями и родителями. Данное направление развития получает новую грань в связи с изменившимися условиями коммуникации (преимущественное использование киберкоммуникации), но остается по-прежнему актуальным и влияющим на развитие ребёнка здесь и сейчас.

  1. Для каждого ребёнка, независимо от его индивидуального развития и степени психологической готовности, в каждый период детства существует принятое в обществе социальное положение.

Ребёнок пребывает в системе объективных социальных условий, определяющих характер его жизни и деятельности на данном возрастном этапе. В условиях изоляции из-за пандемии СOVID-19 все обучающиеся оказались, с одной стороны, в окружении семьи, с другой стороны, в непосредственной зависимости от социальных требований, транслируемых педагогами в дистантных формах обучения (и воспитания?). Установки педагогов и родителей оказались теми ориентирами в организации учебной деятельности школьников, которые формируют механизм обучения ребёнка в новых, не знакомых до сих пор условиях «дистанта». В зависимости от понимания самими родителями и педагогами сути процесса обучения и умений организовать его дистантно, ребёнок оказывается погруженным либо в собственно учебную деятельность, либо в её имитацию.

  1. В основе социальной ситуации развития ребёнка лежит переживание им среды своего обитания и себя в этой среде.

Когда эти переживания позитивны, среда оказывает развивающий эффект, и в ней возможны реализация и укрепление потенциального психического здоровья ребёнка. В этом отношении положительный эффект может создать педагогическая поддержка учителями и родителями как процесса обучения в «дистанте», так и в целом развития рёбенка. Тогда и период изоляции из-за пандемии СOVID-19 принесет пользу психическому здоровью ребёнка, закалит его как максимум, или, как минимум, не принесет ощутимого вреда для развития в целом.

  1. «Процессы развития не совпадают с процессом обучения … процессы развития идут вслед за процессами обучения, создающего зоны ближайшего развития» [2, с. 51].

Ориентированное на «зону ближайшего развития» обучение готовит ребёнка к встрече с завтрашним днём. Помощь взрослого нацелена в такой форме обучения на обретение смыслов осваиваемой ребёнком деятельности. В этом отношении обучение детей в период глобального кризиса образования, связанного с пандемией СOVID-19, оказалось опосредованным цифровыми инструментами. Смыслы учебной деятельности при этом остались прерогативой взрослых людей.

Многие дети оперативнее взрослых могут осваивать (и успешно осваивают!) пространство киберсоциализации, в частности, цифровые инструменты коммуникации (киберкоммуникацию), но цели и смыслы этой коммуникации по-прежнему определяет преимущественно взрослый человек.

Парадокс обучения эпохи СOVID-19 в том, что ребёнок может быть эффективным «цифровым тьютором» взрослого. Ребёнок сам ориентируется на свою «зону ближайшего развития», следуя принципу «спасение утопающих – дело рук самих утопающих». Но обучающая роль взрослого при этом не перестает быть ведущей.

  1. Воспитательный процесс оказывается трехсторонне активным: активен ученик, активен учитель, активна заключённая между ними среда [5, с. 82–89].

В свете идей Л.С. Выготского сам процесс освоения любых знаний должен пониматься как средство «вхождения» в культуру, ориентированную на развитие чувств, мыслей и созидательных начал в человеке. В любой культуре содержатся накопленные образцы и инструменты для удовлетворения биологических и социальных потребностей человека. Посредством этого инструментария и в соответствии с имеющимися образцами человек вступает в отношения с другим человеком и окружающим его миром, решая свои духовные, психологические и физические проблемы.

Глобальный кризис эпохи СOVID-19, который уже назван цивилизационным сдвигом в цифровую культуру человечества, определил в качестве основного инструмента взаимодействия с культурой именно электронно-цифровую среду и символьно-знаковую реальность киберпространства. Решение главных задач образования, независимо от его уровня и направленности, оказалось обусловленным цифровыми инструментами коммуникации обучающихся и педагогов.

По Л.С. Выготскому психическое развитие ребёнка есть процесс его культурного развития, который включает в себя не только овладение культурно заданными средствами действий с предметным и духовным миром, но и отношениями с другими людьми, а также принятыми в культуре средствами управления своей психической деятельностью и поведением. Этому искусству владения собой в культуре цифрового мира ещё предстоит научиться как взрослым – педагогам и родителям, так и детям.

 

Список литературы

  1. Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. Т. 3. / Л.С. Выготский – М.: Педагогика, 1983. – 366 с.
  2. Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. Т. 4. / Л.С. Выготский – М.: Педагогика, 1984. – 432 с.
  3. Выготский Л.С. Педагогическая психология. / Л.С. Выготский – М.: Педагогика, 1991. – 480 с.
  4. Дубровина И.В. Возрастной подход к воспитанию психологической культуры школьников / И.В. Дубровина // Мир психологии. – 2012. – № 2. – С. 194–209.
  5. Дубровина И.В. Идеи Л.С. Выготского о содержании детской практической психологии / И.В. Дубровина // Электронный журнал «Психологическая наука и образование». – 2013. – № 3. – С. 254–263.
  6. Плешаков В.А. Виртуальная социализация как современный аспект квазисоциализации личности / В.А. Плешаков // Проблемы педагогического образования. Сборник научных статей. Вып. 21. / Под ред. В. А. Сластёнина, Е. А. Левановой. – М.: МПГУ-МОСПИ, 2005. – С. 48–49.
  7. Плешаков В.А. О киберсоциализации человека и необходимости разработки инновационной отрасли психолого-педагогической мысли – киберпедагогики / В.А. Плешаков // Актуальные проблемы профессионально-педагогического образования. Межвуз. сб. науч. тр. – Калининград: Изд-во РГУ им. И. Канта – Вып. 25. – 2009. – С. 129–133.
  8. Плешаков В.А. Киберсоциализация человека и интегративные тенденции киберпедагогики / В.А. Плешаков // Педагогическое образование: вызовы XXI века: Материалы Международной научно-практической конференции, посвященной памяти выдающегося российского ученого-педагога В.А. Сластенина. 16–17 сентября 2010 г., Москва, МПГУ: В 2-х ч. – Ч. I. – М.: МАНПО, 2010. – С. 613–617.
  9. Плешаков В.А. Теория киберсоциализации человека / В.А. Плешаков / Под общ. ред. чл.-корр. РАО, д.п.н., проф. А.В. Мудрика. – М.: МПГУ; «Homo Cyberus», 2011. – 400 с.
  10. Плешаков В.А. Киберонтологический подход в образовании. Монография. / Под ред. В.А. Плешакова / О.И. Воинова, В.А. Плешаков. – Норильск: Норильский индустриальный институт, 2012. – 244 с.

 

© Плешаков Владимир Андреевич, Склярова Татьяна Владимировна

ВЫХОДНЫЕ ДАННЫЕ СТАТЬИ:

Плешаков В.А., Склярова Т.В. «Форс-мажорная киберпедагогика», или Чрезвычайные условия образования эпохи COVID-19 / В.А. Плешаков, Т.В. Склярова // Электронный научно-публицистический журнал «Homo Cyberus». – 2020. – № 1 (8). – URL: http://journal.homocyberus.ru/Pleshakov_VA_Sklyarova_TV_1_2020