киберпедагогика

Киберпсихология: вчера, сегодня, завтра

Плешаков В.А.

Аннотация. В статье раскрывается авторский взгляд на три этапа оформления киберпсихологии как новой научной отрасли: 1 этап: зарождение киберпсихологии (1960 — 1990-е гг.); 2 этап: становление киберпсихологии (1990 — 2010-е гг.); 3 этап: развитие киберпсихологии (2010 — н. в.). Каждый этап описан с позиции деятельностного вклада ключевых для киберпсихологии персон, упоминаются изобретения, журналы, книги, проекты, способствующие институционализации киберпсихологии как новой научной отрасли. Перечислены ретроспективные и перспективные темы киберпсихологических исследований. Приведены результаты взаимодействия с нейросетью ChatGPT по ряду запросов на тему киберпсихологии. Названы шесть российских вузов, в которых можно пройти обучение в рамках магистерских программ по киберпсихологии.

Ключевые слова: киберпсихология, этапы оформления киберпсихологии, зарождение киберпсихологии, становление киберпсихологии, развитие киберпсихологии, психология Интернета, интернет-психология, веб-психология, киберпространство, Homo Cyberus, человек киберсоциализирующийся, киберсоциализация, киберпедагогика, киберонтологический подход, Дж. Р. Сулер, А. Е. Войскунский, Дж. К. Р. Ликлайдер, О, К. Тихомиров, Н. А. Носов, Т.Дж. Бернес-Ли, Р. Кайо, В. Ю. Меновщиков, Е. А. Щепилина, В. А. Плешаков, О. И. Воинова, А. Г. Асмолов, Г. В. Солдатова, человек разумный киберсоциализирующийся, Homo Sapiens Cyberus

Плешаков В.А. Киберпсихология: вчера, сегодня, завтра / В.А. Плешаков // Электронный научно-публицистический журнал «Homo Cyberus». — 2023. — № 1 (14). [Электронный ресурс]. — URL: http://journal.homocyberus.ru/Pleshakov_VA_1_2023

Интервью с Ольгой Игоревной Воиновой «…Киберпедагогика изначально подразумевает участие того или иного гаджета … в образовательном процессе»

Воинова Ольга Игоревна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры высшей математики Московского государственного технического университета гражданской авиации (МГТУ ГА), заместитель главного редактора электронного научно-публицистического журнала «Homo Cyberus». Области профессиональной деятельности: высшая математика, проектирование в образовании, научная экспертиза. Область научных интересов: образовательные технологии, инновации в области образования, киберпедагогика, киберонтология. Автор более 50 научных и учебно-методических трудов.

Интервью с Ольгой Игоревной Воиновой «… Киберпедагогика изначально подразумевает участие того или иного гаджета … в образовательном процессе» // Электронный научно-публицистический журнал «Homo Cyberus». – 2022. – № 2 (13). [Электронный ресурс] – URL: http://journal.homocyberus.ru/Voinova_OI_interview_2_2022

Эссе о том, как «ковидемия» породила «цифродемию» в 2020-2021 гг.: пять групп ключевых проблем и возможности для преодоления их негативных последствий

Плешаков В.А.

Аннотация. Статья представляет собой эссе, раскрывающее некоторые мысли и соображения автора на предмет цифровой трансформации человеческой цивилизации и происходящей пандемии цифровизации (т. н. «цифродемии») в период эпидемии новой коронавирусной инфекции COVID-19 (т. н. «ковидемии»). Приводится описание пяти групп ключевых проблем, вызванных настоящей «цифродемией». Делается акцент на общих выводах относительно индивидуализации киберсоциализации человека в условиях «цифродемии» и психолого-педагогических возможностях преодоления негативных последствий обозначенных в статье проблем.

Плешаков В.А. Эссе о том, как «ковидемия» породила «цифродемию» в 2020-2021 гг.: пять групп ключевых проблем и возможности для преодоления их негативных последствий / В.А. Плешаков // Электронный научно-публицистический журнал «Homo Cyberus». – 2022. – № 1 (12). [Электронный ресурс] – URL: http://journal.homocyberus.ru/Pleshakov_VA_1_2022

Анонс VI Международной научной конференции «MEDIAОБРАЗОВАНИЕ: медиавключенность VS медиаизоляция»

Стартовал приём заявок и материалов на VI Международную научную конференцию «MEDIAОБРАЗОВАНИЕ: медиавключенность VS медиаизоляция».

Организатор – Учебно-научный центр медиаобразования факультета журналистики Челябинского государственного университета (ЧелГУ).

Когда: 23–25 ноября 2021 года.

Где: Челябинский государственный университет, г. Челябинск.

Участники: научные работники, преподаватели/учителя, аспиранты/магистранты, практикующие специалисты.

Формат: очно + онлайн (Zoom).

Условия: Бесплатно! Публикация, сертификат, пакет участника, включающий в себя сувениры и специализированные материалы по тематике медиаобразования.

Публикация: сборник материалов РИНЦ к началу конференции; по итогам конференции – журналы ВАК и РИНЦ.

Рабочие языки конференции: русский и английский.

Дедлайн подачи заявок и материалов: 26 сентября 2021 года.

Подробности – в информационном письме.

Сайт конференции: http://nauka-jourcsu.ru/mediaeducation

(Подробнее...)

Хроники секции киберсоциализации на XVI Межвузовской конференции молодых учёных по результатам исследований в области психологии, педагогики, социокультурной антропологии

Сагин Г.А.

Традиционная для Института педагогики и психологии МПГУ и научной группы исследователей феномена киберсоциализации под руководством профессора Владимира Андреевича Плешакова секция «Киберсоциализация: человек в информационном пространстве» в рамках XVI Межвузовской конференции молодых учёных по результатам исследований в области психологии, педагогики, социокультурной антропологии, несмотря на все сложности, состоялась! Состоялась 27 апреля 2021 года на базе киберпространства, а именно образовательной платформы Microsoft Teams, но состоялась! Такие условия для исследователей киберпространства являются хотя и экстренными, однако, не менее комфортными – таков киберсоциализированный человек.

Сагин Г.А. Хроники секции киберсоциализации на XVI Межвузовской конференции молодых учёных по результатам исследований в области психологии, педагогики, социокультурной антропологии / Г.А. Сагин // Электронный научно-публицистический журнал «Homo Cyberus». – 2021. – № 1 (10). [Электронный ресурс] – URL: http://journal.homocyberus.ru/16_mezhvuzovskaya_cyber_2021

Особенности внедрения внутрифирменного электронного обучения

Максимова Л.М.

Аннотация. В статье рассматриваются основные этапы внедрения внутрикорпоративного электронного обучения. Описаны особенности подготовки к использованию вебинаров и электронных курсов на каждом этапе. Показана необходимость согласованности этапов между собой и с бизнес-целями компании.

Максимова Л.М. Особенности внедрения внутрифирменного электронного обучения / Л.М. Максимова // Электронный научно-публицистический журнал «Homo Cyberus». – 2021. – № 1 (10). [Электронный ресурс] – URL: http://journal.homocyberus.ru/Maximova_LM_1_2021

«Московская электронная школа» как средство метапредметного обучения

Головина М.Н.

Аннотация. В статье представлен анализ международных исследований в сфере образования, определяющий тенденции развития образовательной системы в Российской Федерации. Рассмотрен сервис «Московская электронная школа» как средство метапредметного обучения и результат интеграции традиционного формата обучения и технологий киберпедагогики.

Головина М.Н. «Московская электронная школа» как средство метапредметного обучения / М.Н. Головина // Электронный научно-публицистический журнал «Homo Cyberus». – 2020. – № 2 (9). [Электронный ресурс] – URL: http://journal.homocyberus.ru/Golovina_MN_2_2020

Анализ предварительных результатов дистанционного образования во время пандемии COVID-19: взгляд студента на источник возникших проблем

Сагин Г.А.

Аннотация. Статья содержит анализ трансформации отечественного образования в условиях перехода на дистанционный формат, который был вынужденно выбран как единственно возможный в связи с эпидемиологической ситуацией, вызванной распространением коронавируса COVID-19 в Российской Федерации. Также в работе проводится оценивание актуального состояния киберпедагогических технологий сквозь призму предварительных результатов дистанционного образования во время пандемии COVID-19. Выделенная тематика рассматривается с точки зрения проблемы сохранности здоровья всех участников образовательного процесса. Представляется авторское видение источника возникших проблем и возможный путь их решения.

Сагин Г.А. Анализ предварительных результатов дистанционного образования во время пандемии COVID-19: взгляд студента на источник возникших проблем / Г.А. Сагин // Электронный научно-публицистический журнал «Homo Cyberus». – 2020. – № 2 (9). [Электронный ресурс] – URL: http://journal.homocyberus.ru/Sagin_GA_2_2020

КУРСЫ «HOMO CYBERUS» ПО КИБЕРСОЦИАЛИЗАЦИИ И КИБЕРПЕДАГОГИКЕ

«Универсариум» – это российская система электронного образования, построенная по технологии массовых открытых онлайн-курсов.

Педагогический университет «Первое сентября» реализует более 100 программ повышения квалификации, разработанных в соответствии с требованиями ФГОС всех уровней общего образования и профессионального стандарта педагога. Дистанционные курсы доступны для учителей всей страны.

Курсы «Homo Cyberus» по киберсоциализации и киберпедагогике // Электронный научно-публицистический журнал «Homo Cyberus». – 2020. – № 1 (8). – URL: http://journal.homocyberus.ru/courses_HomoCyberus

Международный онлайн – круглый стол «Киберпедагогика в условиях цифровизации образования»

Токтаров Е.Б.

Организаторами мероприятия выступили Совет по науке при Фонде Первого Президента Республики Казахстан – Елбасы и редакция информационно-просветительского интернет-портала «Homo Cyberus». В дискуссии приняли участие представители Министерства образования и науки Республики Казахстан (МОН РК), Совета молодых ученых при МОН РК, молодые учёные, преподаватели высших учебных заведений, а также эксперты в сфере образования со всего Казахстана и стран ближнего зарубежья.

Токтаров Е.Б. Международный онлайн – круглый стол «Киберпедагогика в условиях цифровизации образования» / Е.Б. Токтаров // Электронный научно-публицистический журнал «Homo Cyberus». – 2020. – № 1 (8). – URL: http://journal.homocyberus.ru/cyberpedagogykz2020_1_2020

Страницы