Эссе о том, как «ковидемия» породила «цифродемию» в 2020-2021 гг.: пять групп ключевых проблем и возможности для преодоления их негативных последствий
Аннотация. Статья представляет собой эссе, раскрывающее некоторые мысли и соображения автора на предмет цифровой трансформации человеческой цивилизации и происходящей пандемии цифровизации (т. н. «цифродемии») в период эпидемии новой коронавирусной инфекции COVID-19 (т. н. «ковидемии»). Приводится описание пяти групп ключевых проблем, вызванных настоящей «цифродемией». Делается акцент на общих выводах относительно индивидуализации киберсоциализации человека в условиях «цифродемии» и психолого-педагогических возможностях преодоления негативных последствий обозначенных в статье проблем.
Ключевые слова: пандемия, COVID-19, «ковидемия», «цифродемия», цифровая трансформация, цифровизация, метаинтеграция, киберпедагогика, Homo Cyberus.
Педагогические науки (13.00.00 – педагогические специальности)
5.8.1. Общая педагогика, история педагогики и образования и 5.8.7. Методология и технологии профессионального образования)
13.00.01 – Общая педагогика, история педагогики и образования и 13.00.08 – Теория и методика профессионального образования)
Психологические науки (19.00.00 – психологические специальности)
5.3.5. Социальная психология, политическая и экономическая психология (19.00.05 – Социальная психология и 19.00.07 – Педагогическая психология)
УДК 37; 159.9
This essay deals how «covidemia» pushed to «digitaldemia» in 2020-2021: five groups of fundamental problems and ways to overcome its negative affects
Abstract. This science article wrote as an essay that contains some of the author's ideas about the digital transformation of human civilization and the ongoing digitalization pandemic (the so-called «digitaldemia») during the epidemic of the new coronavirus infection COVID-19 (the so-called «covidemia»). The specification of five groups of fundamental problems caused by this «digitaldemia» is given. Author emphasized to general conclusions of the individualization of cybersocialization of a person in the conditions of «digitaldemia» and psychological and pedagogical possibilities of overcoming the negative affects of the problems that marked in this article.
Key words: pandemic, COVID-19, «covidemia», «digitaldemia», digital transformation, digitalization, metaintegration, cyberpedagogy, Homo Cyberus.
Известно, что пандемия – это необычайно сильная эпидемия, охватывающая огромные территории, страны, континенты. В условиях «ковидемии» кибертехнологии стали практически единственным средством удовлетворения многочисленных потребностей современного человека. Пандемия коронавируса – «ковидемия» – привела к тому, что в 2020-2021 годах возник мировой тренд пандемии цифровизации – «цифродемия». Иначе говоря, глобальное распространение новой коронавирусной инфекции COVID-19 привело к пандемии, которую можно назвать «ковидемией», что, в свою очередь, привело к усилению и последующей экспансии цифровизации всех сфер жизнедеятельности человека. В результате этого всё человечество, особенно в течение нескольких первых месяцев 2020 года, оказалось в заложниках форс-мажорных условий тотальной цифровизации «всего и вся», которая сама по себе приняла полноценный характер своеобразной эпидемии – пандемии цифровизации, или «цифродемии».
«Цифродемия» породила, как минимум, пять групп ключевых проблем:
- Проблему переоценки существующих ценностей цивилизации и, соответственно, переосмысления векторов жизнедеятельности человечества. И суть этого вопроса не только (и не сколько) про трансфер удовлетворения человеком многочисленных потребностей и организацию персональной жизнедеятельности с помощью (посредством) символьно-знаковой реальности киберпространства. Оно – киберпространство – уже несколько десятилетий (конечно, в зависимости от страны, например, в странах Европы и США в районе уже 40 лет, а в странах Африки порядка где-то от 20 до 25 лет) является набирающей популярность средой жизнедеятельности современного человека. Суть этого вопроса в целом про т. н. «перезагрузку человечества», вызванную настоящим кризисом и последовавшей за ним трансформацией господствующей цивилизации потребления, популяризацией цивилизации экзистенции и онтологии «Homo Cyberus» (человека киберсоциализирующегося).
- Нормативно-правовые проблемы киберсоциализации, подразумевающие необходимость создания прочной юридической основы под новые реалии киберонтологии человечества и цифровизации всех сфер жизнедеятельности человека XXI века. Необходима такая юридическая основа, которая бы чётко регламентировала деятельность людей в киберпространстве, однозначно определяла права, обязанности и ответственность всех и каждого в условиях обеспечения реализации и интеграции деятельностного, компетентностного и киберонтологического подходов [3].
- Психологические проблемы киберсоциализации, связанные с последствиями научного и технологического прогресса для развития личности и образования человека активно киберсоциализирующегося. Поиск требуемого эффективного баланса, норм и гармоничного состояния (своего рода «золотой середины») между гаджетизацией повседневной жизнедеятельности человека и медиа- и кибераскетизмом. Поиск с целью преодоления главных негативных последствий киберсоциализации: ненормированности и, зачастую, неосознанного («на автомате») использования компьютеров, смартфонов, планшетов и других технических средств, приводящий к избыточному развитию клипового мышления, нарушениям речи, внимания и памяти. Поиск решения названной выше проблемы возможен через раскрытие основных позитивных возможностей киберсоциализации: продуктивного публичного оперативного самовыражения в Интернете, потенциального повышения учебной самостоятельности, относительно безопасного экспериментирования в Сети с моделями поведения, оперативного наглядного моделирования, деятельностного лонгитюдного проектирования, оцифровывания и увековечивания различных результатов деятельности, применения технологий сетевого обучения, развития быстроты и гибкости реагирования на новые условия, и т. д.
- Тесно связанные с киберсоциализацией, непосредственно с вектором познания в Сети, «проблемы пересмотра ролей и позиций всех участников образовательных отношений. Продолжается курс на индивидуализацию образовательной деятельности в практически неизменных условиях, созданных для массового образования, и делается ставка на активность обучающегося как субъекта. Также утвердилась тенденция к множественности и гибкой смене ролей обучающего (который должен быть и учителем, и ментором, и тьютором, и куратором, и фасилитатором, и модератором, и координатором, и арбитром, и наблюдателем, и смыслосозидателем и т. д.)» [5, С. 8]. Сеть становится сверхвостребованной площадкой для удовлетворения познавательных потребностей.
- Конкретные педагогические (фактически – киберпедагогические) методические проблемы, относящиеся непосредственно к практике обучения и воспитания людей посредством ресурсов и возможностей киберпространства. Это и проблема адаптации существующих методических материалов под электронно-цифровой формат, и разработки новых. Это и проблема выбора или создания технологий, методик, средств, обеспечивающих высокую эффективность образовательной деятельности и её результатов. Это и проблема применения технологий ради технологий, стоит упомянуть также технические трудности реализации образовательных отношений, и др. Системы образования в мире в условиях «цифродемии» приняли вызов. Готовы ли они были к этому? У них не было фактического выбора. Т. е. номинально он был – отказ от реализации «образовательных услуг», или форс-мажорная их тотальная цифровизация. В этой связи чрезвычайно значимым становится вопрос: технологии в условиях «цифродемии» могут стать реальным средством индивидуализации обучения?
Мы знаем, что цель индивидуализации обучения – максимальное обеспечение независимости учебного процесса от множества объективных условий. Каждый обучающийся может (и должен!) иметь свою реальную индивидуальную образовательную траекторию, созданную на основе вариантности, как по содержанию, так и по темпу его реализации и освоения. Электронный курс (или отдельные модули в рамках него) могут (и будут!) осваиваться обучающимися в индивидуальном темпе. Несмотря на удалённое взаимодействие основных субъектов образовательных отношений, современные технологии позволяют предусмотреть в рамках дистанционного курса разнообразные формы взаимодействия, например, выполнение задания в паре или коллективное обсуждение статьи, видеосюжета и т. п. Технические возможности, в свою очередь, способствуют разнообразию дидактического материала и образовательных ситуаций, организованных разработчиками и преподавателями курса (предмета). Цифровая трансформация образования позволяет во многом по-настоящему индивидуализировать содержание, методы и темпы учебной деятельности обучающегося, наблюдать за каждым его действием и операцией при решении конкретных задач, мониторить процесс освоения новых знаний и соответствующих им компетенций, своевременно вносить необходимые коррекции, как в деятельность обучающегося, так и в собственную деятельность педагога, приспосабливаясь к ситуации, которая постоянно меняется, но остаётся контролируемой и управляемой, как со стороны педагога, так и со стороны обучающегося. Всё это позволяет обучающемуся трудиться в оптимальное для себя время, постоянно контролировать затраты своих сил, внося необходимые коррективы. Разумеется, индивидуальное обучение предполагает наличие у педагога высокой педагогической квалификации. Важным отличием подобной цифровой модели от традиционного обучения является также развитие некоторых личностных качеств обучаемого, в частности, его способности к непрерывному образованию и самообразованию в развитой учебной среде, базирующейся на компьютерных, электронных, телекоммуникационных, мультимедиа, цифровых, сетевых, интернет- и т. д. – одним словом – кибертехнологиях. Однако необходимо учитывать, что при организации обучения с использованием цифровых технологий и возможностей важную функцию выполняет самоконтроль, так как основную часть учебной нагрузки обучаемый должен выполнять (а выполняет ли?) самостоятельно. Для педагогов становится ещё более актуальным вопрос поиска средств и форм для реализации действительно индивидуального обучения (полноценной персональной индивидуализации, как по содержанию, так и по темпам и методам обучения) в условиях массового образования и господствующей типовой индивидуализации. Тотальный и экстренный переход мировых систем образования на дистантный (удалённый) формат взаимодействия всех его субъектов и всеобщее дистанционное обучение и воспитание трансформировал привычные педагогические явления и понятия в условиях, когда «человечество стало свидетелем того, как из-за COVID-19 «вирус киберпедагогики» резко завоевал весь мир» [4], о чём мы с коллегой писали ранее. Схожие мысли излагают наши многочисленные другие коллеги, например, В. И. Блинов, И. С. Сергеев и Е. Ю. Есенина, проводившие экспресс-исследования и экспресс-опрос в первый месяц т. н. ими «ковидного дистанционного аврала» [1] и С. Г. Воровщиков, назвавший этот период «дистанционным Декамероном» [2].
И всё-таки «ковидемия» 2019/20/21 (22?) и сопутствующая ей форс-мажорная киберпедагогика и «цифродемия» вскрыли то, что существуют два амбивалентных риска. Первый – риск тотальной и неотвратимой цифровизации и цифровой трансформации «всего и вся». Второй – необоснованный полный отказ от разумной цифровизации и продуктивной цифровой трансформации векторов жизнедеятельности. И первое, и второе, нельзя назвать адекватным решением. Истина же, как всегда, где-то рядом. И скрывается она в «золотой середине», т. е. сочетании возможностей предметной действительности и символьно-знаковой реальности киберпространства.
Таким образом, можно сделать следующие общие выводы относительно индивидуализации киберсоциализации человека в условиях пандемии цифровизации – «цифродемии»:
- индивидуализация киберсоциализации в условиях «цифродемии» необходима как в отношении субъектов, которые испытывают трудности данного процесса, так и в отношении субъектов с ограниченными возможностями здоровья, а также и в отношении субъектов с высоким уровнем развития способностей, интеллектуально одарённым индивидам;
- позитивная киберсоциализация в условиях «цифродемии» предполагает активную, осознанную и нормированную деятельность человека в киберпространстве, исходя из процессуальных, содержательных и управленческих условий, необходимых для поддержки и развития индивидуальных способностей и наклонностей человека;
- в противоречии между доминированием фронтальных форм организации учебной работы и индивидуальным характером усвоения содержания образования кроется ключевая причина актуальности проблемы индивидуализации обучения в условиях настоящей «цифродемии» (при этом важно понимать, что в реальной образовательной практике индивидуализация является относительной, так как обычно учитываются индивидуальные особенности не каждого обучающегося, а группы обучающихся со сходными особенностями).
Необходимо подчеркнуть, что большинству условий индивидуализации киберсоциализации человека в условиях «цифродемии» будут соответствовать смешанные формы организации и реализации жизнедеятельности на стыке символьно-знаковой реальности киберпространства и предметной действительности. Т. е. когда происходит интеграция классических очных форматов взаимодействия людей с форматами использования дистанционных (цифровых) технологий коммуникации. Важен непрерывный мониторинг усвоения информации, интериоризации знаний, формирования умений, развития навыков и соответствующих им компетенций, учёт уровня удовлетворения (и квазиудовлетворения, в том числе) многочисленных потребностей. Значимы индивидуальные механизмы и способы киберонтологии человека, а также немаловажно эффективное включение групп (коллективов, команд) людей в продуктивную деятельность и общение, как в условиях предметной действительности, так и в условиях символьно-знаковой реальности киберпространства.
Я глубоко убеждён, что для преодоления негативных последствий мирового тренда «цифродемии» человечеству необходимо:
- систематизировать актуальные научные знания, техники, методики и передовой практический опыт развития личности и образовании человека в контексте его киберсоциализации;
- осуществлять на системной основе исследование закономерностей и особенностей обучения, воспитания, развития личности, социализации и киберсоциализации человека в условиях взаимопроникновения и метаинтеграции предметной действительности и символьно-знаковой реальности киберпространства;
- разрабатывать, апробировать и внедрять методы, средства, приёмы, формы и т. д., обеспечивающие эффективность технологии психолого-педагогического сопровождения киберсоциализации человека на всех этапах онтогенеза;
- создавать, апробировать и осуществлять популяризацию новых перспективных технологий развития личности и образования Homo Cyberus’a («человека киберсоциализирующегося»);
- обеспечивать поэтапное формирование и постоянное совершенствование культуры безопасной, успешной и мобильной киберсоциализации всех её субъектов, исходя из их социокультурных, этноконфессиональных, психовозрастных, гендерных, личностных, индивидуальных и других особенностей;
- формировать и перманентно повышать у субъектов киберсоциализации уровень их компетенций осмысленного, рационального и позитивного использования возможностей и ресурсов киберпространства с целью повышения степени их осознанности;
- изучать и описывать перспективы эволюции теории киберсоциализации человека, прогнозировать в этом ключе тенденции развития и образования личности, а также совершенствования технологий обучения и воспитания людей в контексте киберсоциализации цивилизации.
Список литературы
- Блинов В.И., Сергеев И.С., Есенина Е.Ю. Внезапное дистанционное обучение: первый месяц аврала (по результатам экспресс-исследования и экспресс-опроса): в 2 ч. / В.И. Блинов, И.С. Сергеев, Е.Ю. Есенина // Профессиональное образование и рынок труда. – 2020. – № 2. – С. 22-23.
- Воровщиков С. Г. Дистанционный «Декамерон», или некоторые новеллы профессора из самоизоляции / С. Г. Воровщиков // Вестник Института образования человека. – 2020. – № 1. – С. 5.
- Плешаков В.А. Об условиях обеспечения реализации и интеграции деятельностного, компетентностного и киберонтологического подходов в киберпедагогике / В.А. Плешаков // Электронный научно-публицистический журнал «Homo Cyberus». – 2019. – № 2 (7). – URL: http://journal.homocyberus.ru/Pleshakov_VA_2_2019 (дата обращения: 25.05.2022 года).
- Плешаков В.А., Склярова Т.В. «Форс-мажорная киберпедагогика», или Чрезвычайные условия образования эпохи COVID-19 / В.А. Плешаков, Т.В. Склярова // Электронный научно-публицистический журнал «Homo Cyberus». – 2020. – № 1 (8). – URL: http://journal.homocyberus.ru/Pleshakov_VA_Sklyarova_TV_1_2020 (дата обращения: 25.05.2022 года).
- Плешаков В. А., Маркова В. К., Воинова О. И. Киберпедагогика: методология, теория и практика / В. А. Плешаков, В. К. Маркова, О. И. Воинова // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. – 2021. – № 4. – С. 6-21. – DOI 10.18384/2310-7219-2021-4-6-21.
ВЫХОДНЫЕ ДАННЫЕ СТАТЬИ:
Плешаков В.А. Эссе о том, как «ковидемия» породила «цифродемию» в 2020-2021 гг.: пять групп ключевых проблем и возможности для преодоления их негативных последствий / В.А. Плешаков // Электронный научно-публицистический журнал «Homo Cyberus». – 2022. – № 1 (12). [Электронный ресурс] – URL: http://journal.homocyberus.ru/Pleshakov_VA_1_2022