цифровизация

Эссе о том, как «ковидемия» породила «цифродемию» в 2020-2021 гг.: пять групп ключевых проблем и возможности для преодоления их негативных последствий

Плешаков В.А.

Аннотация. Статья представляет собой эссе, раскрывающее некоторые мысли и соображения автора на предмет цифровой трансформации человеческой цивилизации и происходящей пандемии цифровизации (т. н. «цифродемии») в период эпидемии новой коронавирусной инфекции COVID-19 (т. н. «ковидемии»). Приводится описание пяти групп ключевых проблем, вызванных настоящей «цифродемией». Делается акцент на общих выводах относительно индивидуализации киберсоциализации человека в условиях «цифродемии» и психолого-педагогических возможностях преодоления негативных последствий обозначенных в статье проблем.

Плешаков В.А. Эссе о том, как «ковидемия» породила «цифродемию» в 2020-2021 гг.: пять групп ключевых проблем и возможности для преодоления их негативных последствий / В.А. Плешаков // Электронный научно-публицистический журнал «Homo Cyberus». – 2022. – № 1 (12). [Электронный ресурс] – URL: http://journal.homocyberus.ru/Pleshakov_VA_1_2022

Особенности психотравмы и компьютерной зависимости в контексте цифровизации образовательной среды

Синкевич И.А., Барышева Т.Д.

Аннотация. Актуальность статьи обусловлена необходимостью исследования условий цифровизации образовательной среды, негативного влияния на развитие личности. Раскрываются понятия «информационная гигиена», «информационная безопасность» в образовательной среде. Выявляются последствия от нарушения правил информационной безопасности. Анализируются особенности психотравмы и проблемы компьютерной зависимости. Раскрыта психологическая сущность феномена психотравмы, представленная в трудах учёных. Статья может заинтересовать педагогов, практических психологов, исследователей.

Синкевич И.А., Барышева Т.Д. Особенности психотравмы и компьютерной зависимости в контексте цифровизации образовательной среды / И.А. Синкевич, Т.Д. Барышева // Электронный научно-публицистический журнал «Homo Cyberus». – 2022. – № 1 (12). – URL: http://journal.homocyberus.ru/Sinkevich_IA_Barysheva_TD_1_2022

Цифровизация школьных музеев: виртуальный тур

Наземкин В.В.

Аннотация. Школьный музей играет важную роль в сохранении культурного наследия, а также в обучении и воспитании подрастающего поколения. В статье обосновывается потребность в цифровизации музейного дела. Рассматривается одна из форм цифровизации – виртуальный тур по музею. На примере (представлен анализ опыта внедрения цифровых технологий в работу школьного музея Боевой Славы 20-й гвардейской воздушно-десантной бригады МБОУ Школы № 72 г. о. Самара) продемонстрирован способ создания виртуального тура, охарактеризованы его уникальность и преимущества, описаны возможные методы и формы использования и применения данной разработки.

Наземкин В.В. Цифровизация школьных музеев: виртуальный тур / В.В. Наземкин // Электронный научно-публицистический журнал «Homo Cyberus». – 2022. – № 1 (12). [Электронный ресурс] – URL: http://journal.homocyberus.ru/Nazemkin_VV__1_2022

Заметки о киберспорте в РФ: вчера, сегодня, завтра

Плешаков В.А.

Аннотация. Статья представляет собой короткие заметки о том, какую роль уже имеет киберспорт в мире и начинает играть в России в последние годы – описаны некоторые аспекты того, что было в недалёком прошлом, что есть в настоящий момент и что планируется в этой сфере в ближайшем будущем. Приводится пять аргументов в пользу популяризации киберспорта, который сегодня является и драйвером цифровизации традиционного спорта, и становится драйвером массового спорта будущего. Киберспорт – не только тренд, но реальность сегодняшнего дня, он уверенно продолжает набирать популярность в нашу эпоху киберсоциализации. На основе анализа ряда мероприятий, произошедших в период 2020-2021 гг., делается прогноз о будущем киберспорта в РФ, о перспективах развития проекта «Игры будущего».

Плешаков В.А. Заметки о киберспорте в РФ: вчера, сегодня, завтра / В.А. Плешаков // Электронный научно-публицистический журнал «Homo Cyberus». – 2021. – № 2 (11). – URL: http://journal.homocyberus.ru/Pleshakov_VA_2_2021

Модель программы сохранения психологического здоровья детей раннего подросткового возраста в ситуации цифровизации школы

Плешаков В.А., Куликова О.Е.

Аннотация. В данной статье психологическое здоровье раннего подростка рассматривается как основа для его позитивной социальной и психологической адаптации и социализации, а также киберсоциализации. Цифровизация диктует новые требования к глубинной трансформации всей системы образования, но не только к совершенствованию компетенций учителей и учеников школ, но и требует устранения дефицита эффективных здоровьесберегающих схем применения современных цифровых технологий в учебном процессе. Приводится обоснование авторской модели программы сохранения психологического здоровья детей раннего подросткового возраста в ситуации цифровизации школы, состоящей из трёх компонентов: тренинговая, информационно-просветительская и профилактико-оздоровительная работа. Представлены данные результатов исследования показателей психологического здоровья у ранних подростков с помощью специально разработанного личностного опросника.

Плешаков В.А., Куликова О.Е. Модель программы сохранения психологического здоровья детей раннего подросткового возраста в ситуации цифровизации школы / В.А. Плешаков, О.Е. Куликова // Электронный научно-публицистический журнал «Homo Cyberus». – 2020. – № 2 (9). [Электронный ресурс] – URL: http://journal.homocyberus.ru/Pleshakov_VA_Kulikova_OE_2_2020

Международный онлайн – круглый стол «Киберпедагогика в условиях цифровизации образования»

Токтаров Е.Б.

Организаторами мероприятия выступили Совет по науке при Фонде Первого Президента Республики Казахстан – Елбасы и редакция информационно-просветительского интернет-портала «Homo Cyberus». В дискуссии приняли участие представители Министерства образования и науки Республики Казахстан (МОН РК), Совета молодых ученых при МОН РК, молодые учёные, преподаватели высших учебных заведений, а также эксперты в сфере образования со всего Казахстана и стран ближнего зарубежья.

Токтаров Е.Б. Международный онлайн – круглый стол «Киберпедагогика в условиях цифровизации образования» / Е.Б. Токтаров // Электронный научно-публицистический журнал «Homo Cyberus». – 2020. – № 1 (8). – URL: http://journal.homocyberus.ru/cyberpedagogykz2020_1_2020

III Международная конференция «Цифровое общество как культурно-исторический контекст развития человека»

Обыденкова В.К.

12-14 февраля 2020 года в Коломне состоялась III Международная конференция «Цифровое общество как культурно-исторический контекст развития человека». Первые два дня мероприятия были посвящены обсуждению вопросов цифровизации образования на пленарных заседаниях, секциях и мастер-классах, завершающий – неформальному общению и знакомству гостей с Коломной.

Обыденкова В.К. III Международная конференция «Цифровое общество как культурно-исторический контекст развития человека» / В.К. Обыденкова // Электронный научно-публицистический журнал «Homo Cyberus». – 2020. – № 1 (8). – URL: http://journal.homocyberus.ru/digital_society_2020

(Подробнее...)

«Горизонты и риски развития образования в условиях системных изменений и цифровизации»

Воровщиков С.Г., Шклярова О.А.

25 января 2020 года в столичной школе № 2086 (директор – Орлова Елена Владиславовна, к.п.н.) состоялась XII Международная научно-практическая конференция «Шамовские педагогические чтения научной школы Управления образовательными системами "Горизонты и риски развития образования в условиях системных изменений и цифровизации"». Основоположником научной школы Управления образовательными системами является Татьяна Ивановна Шамова (22 ноября 1924 – 28 июля 2010) – профессор, доктор педагогических наук, Заслуженный деятель науки РФ, член-корр. РАО, почётный член Международной академии наук педагогического образования (МАНПО).

Воровщиков С.Г., Шклярова О.А. «Горизонты и риски развития образования в условиях системных изменений и цифровизации» / С.Г. Воровщиков, О.А. Шклярова // Электронный научно-публицистический журнал «Homo Cyberus». – 2020. – № 1 (8). – URL: http://journal.homocyberus.ru/Shamova_conference_2020

(Подробнее...)

Модель многоуровневой подготовки педагогических кадров к профессиональной деятельности в условиях цифрового обучения

Вайндорф-Сысоева М.Е.Субочева М.Л.

Аннотация. В статье обосновываются причины, вызывающие системные изменения в подготовке педагогических кадров в условиях цифрового обучения. Представлена инновационная модель многоуровневой подготовки педагогических кадров к профессиональной деятельности в условиях цифрового обучения, раскрыты сущность, содержание и взаимосвязи её структурных компонентов. Показаны результаты функционирования данной модели, демонстрирующие её эффективность.

Вайндорф-Сысоева М.Е., Субочева М.Л. Модель многоуровневой подготовки педагогических кадров к профессиональной деятельности в условиях цифрового обучения / М.Е. Вайндорф-Сысоева, М.Л. Субочева // Электронный научно-публицистический журнал «Homo Cyberus». – 2019. – №2(7). – URL: http://journal.homocyberus.ru/Vayndorf-Sysoeva_ME_Subocheva_ML_2_2019