киберпсихология

Киберпсихология: вчера, сегодня, завтра

Плешаков В.А.

Аннотация. В статье раскрывается авторский взгляд на три этапа оформления киберпсихологии как новой научной отрасли: 1 этап: зарождение киберпсихологии (1960 — 1990-е гг.); 2 этап: становление киберпсихологии (1990 — 2010-е гг.); 3 этап: развитие киберпсихологии (2010 — н. в.). Каждый этап описан с позиции деятельностного вклада ключевых для киберпсихологии персон, упоминаются изобретения, журналы, книги, проекты, способствующие институционализации киберпсихологии как новой научной отрасли. Перечислены ретроспективные и перспективные темы киберпсихологических исследований. Приведены результаты взаимодействия с нейросетью ChatGPT по ряду запросов на тему киберпсихологии. Названы шесть российских вузов, в которых можно пройти обучение в рамках магистерских программ по киберпсихологии.

Ключевые слова: киберпсихология, этапы оформления киберпсихологии, зарождение киберпсихологии, становление киберпсихологии, развитие киберпсихологии, психология Интернета, интернет-психология, веб-психология, киберпространство, Homo Cyberus, человек киберсоциализирующийся, киберсоциализация, киберпедагогика, киберонтологический подход, Дж. Р. Сулер, А. Е. Войскунский, Дж. К. Р. Ликлайдер, О, К. Тихомиров, Н. А. Носов, Т.Дж. Бернес-Ли, Р. Кайо, В. Ю. Меновщиков, Е. А. Щепилина, В. А. Плешаков, О. И. Воинова, А. Г. Асмолов, Г. В. Солдатова, человек разумный киберсоциализирующийся, Homo Sapiens Cyberus

Плешаков В.А. Киберпсихология: вчера, сегодня, завтра / В.А. Плешаков // Электронный научно-публицистический журнал «Homo Cyberus». — 2023. — № 1 (14). [Электронный ресурс]. — URL: http://journal.homocyberus.ru/Pleshakov_VA_1_2023

О Всероссийском онлайн-форуме с международным участием «Интернет-психотерапия: прошлое, настоящее и будущее»

Меновщиков В.Ю.

Аннотация. Данный материал содержит краткое описание хроники Всероссийского онлайн-форума с международным участием «Интернет-психотерапия: прошлое, настоящее и будущее», прошедшего 27 и 28 мая 2023 года. Целью форума явилось обсуждение вопросов совершенствования системы современной интернет-психотерапии в рамках различных парадигм. В онлайн-форуме приняло участие более 400 человек. Прежде всего это практические психологи, неклинические психотерапевты, коучи, врачи, а также научные работники, учёные, преподаватели и студенты ВУЗов. Состоялось 16 пленарных и секционных докладов, 11 мастер-классов, 3 круглых стола.

Ключевые слова: онлайн-форум, интернет-психотерапия, форум, психология, киберпсихология

Меновщиков В.Ю. О Всероссийском онлайн-форуме с международным участием «Интернет-психотерапия: прошлое, настоящее и будущее» / В.Ю. Меновщиков // Электронный научно-публицистический журнал «Homo Cyberus». 2023. № 1 (14). URL: http://journal.homocyberus.ru/Menovshchikov_VYU_1_2023

Интервью с Еленой Щепилиной «… Киберпространство бесконечно расширило наши горизонты, и как мы поступим с этими захватывающими дух перспективами – зависит только от нас!»

Щепилина Елена Андреевна – психолог, преподаватель психологии, интернет-маркетолог, владелец агентства Addicta Web Agency, руководитель проекта «Киберпсихология».

Уважаемая Елена, Вы являетесь практикующим киберпсихологом, параллельно успешно занимаетесь разработкой и продвижением сайтов, техническим сопровождением интернет-проектов, мы с Вами достаточно давно знакомы по Интернету и являемся «сетевыми коллегами», разрешите обратиться к Вам с вопросами

Интервью с Еленой Щепилиной «… Киберпространство бесконечно расширило наши горизонты, и как мы поступим с этими захватывающими дух перспективами – зависит только от нас!» // Электронный научно-публицистический журнал «Homo Cyberus». – 2021. – № 1 (10). – URL: http://journal.homocyberus.ru/Shchepilina_Elena_interview_1_2021

(Читать...)

Хроники секции киберсоциализации на XVI Межвузовской конференции молодых учёных по результатам исследований в области психологии, педагогики, социокультурной антропологии

Сагин Г.А.

Традиционная для Института педагогики и психологии МПГУ и научной группы исследователей феномена киберсоциализации под руководством профессора Владимира Андреевича Плешакова секция «Киберсоциализация: человек в информационном пространстве» в рамках XVI Межвузовской конференции молодых учёных по результатам исследований в области психологии, педагогики, социокультурной антропологии, несмотря на все сложности, состоялась! Состоялась 27 апреля 2021 года на базе киберпространства, а именно образовательной платформы Microsoft Teams, но состоялась! Такие условия для исследователей киберпространства являются хотя и экстренными, однако, не менее комфортными – таков киберсоциализированный человек.

Сагин Г.А. Хроники секции киберсоциализации на XVI Межвузовской конференции молодых учёных по результатам исследований в области психологии, педагогики, социокультурной антропологии / Г.А. Сагин // Электронный научно-публицистический журнал «Homo Cyberus». – 2021. – № 1 (10). [Электронный ресурс] – URL: http://journal.homocyberus.ru/16_mezhvuzovskaya_cyber_2021

Модель программы сохранения психологического здоровья детей раннего подросткового возраста в ситуации цифровизации школы

Плешаков В.А., Куликова О.Е.

Аннотация. В данной статье психологическое здоровье раннего подростка рассматривается как основа для его позитивной социальной и психологической адаптации и социализации, а также киберсоциализации. Цифровизация диктует новые требования к глубинной трансформации всей системы образования, но не только к совершенствованию компетенций учителей и учеников школ, но и требует устранения дефицита эффективных здоровьесберегающих схем применения современных цифровых технологий в учебном процессе. Приводится обоснование авторской модели программы сохранения психологического здоровья детей раннего подросткового возраста в ситуации цифровизации школы, состоящей из трёх компонентов: тренинговая, информационно-просветительская и профилактико-оздоровительная работа. Представлены данные результатов исследования показателей психологического здоровья у ранних подростков с помощью специально разработанного личностного опросника.

Плешаков В.А., Куликова О.Е. Модель программы сохранения психологического здоровья детей раннего подросткового возраста в ситуации цифровизации школы / В.А. Плешаков, О.Е. Куликова // Электронный научно-публицистический журнал «Homo Cyberus». – 2020. – № 2 (9). [Электронный ресурс] – URL: http://journal.homocyberus.ru/Pleshakov_VA_Kulikova_OE_2_2020

Фонд Развития Интернет: наука и практика

Илюхина С.Н.Егорова А.В.

Аннотация. В статье представлен опыт научной и просветительской деятельности Фонда Развития Интернет за 20 лет существования, а также описаны собственные проекты: Линия Помощи «Дети Онлайн» и научно-популярный журнал «Дети в информационном обществе».

Илюхина С.Н., Егорова А.В. Фонд Развития Интернет: наука и практика / С.Н. Илюхина, А.В. Егорова // Электронный научно-публицистический журнал «Homo Cyberus». – 2020. – № 1 (8). – URL: http://journal.homocyberus.ru/Ilyukhina_SN _Egorova_AV_1_2020

Цифровая социализация: не человек овладевает Интернетом, а Интернет овладевает человеком

15 ноября 2019 года на факультете психологии МГУ им. М.В. Ломоносова прошла рабочая встреча на тему «Цифровая трансформация картины мира: в поисках моста между поколениями».

На мероприятии были представлены промежуточные результаты проекта Российского научного фонда № 18-18-00365 «Цифровая социализация в культурно-исторической перспективе: внутрипоколенческий и межпоколенческий анализ».

С докладами выступили:

  • Г.В. Солдатова «Цифровая социализация: методология и направления исследований»;
  • А.Г. Асмолов «Интернет как скачок к новой цивилизации: историко-эволюционная перспектива»;
  • Е.И. Рассказова «Цифровая компетентность и онлайн-риски у подростков: векторы трансформации»;
  • А.Е. Войскунский «Многозадачность в виртуальной среде»;
  • Т.А. Нестик «Технофобия и технопессимизм у разных поколений россиян: социально-психологический анализ»;
  • С.В. Чигарькова «Культурные практики социального взаимодействия в Интернете: подростки и родители»;
  • Е.Ю. Никонова «Скорость протекания когнитивных процессов и принятия решений в тестовых заданиях у подростков с разным модусом медиамногозадачности»
  • и А.С. Клишевич «Феномен склонности к риску в дополненной реальности».

 

Плешаков В.А., Обидина Т.В. Цифровая социализация: не человек овладевает Интернетом, а Интернет овладевает человеком / В.А. Плешаков, Т.В. Обидина // Электронный научно-публицистический журнал "Homo Cyberus". - 2019. - №2(7). – URL: http://journal.homocyberus.ru/digital_socialization_2019

(Подробнее...)

Основы психолого-педагогического сопровождения детей в процессе киберсоциализации

 Захарьящева О.А.

Аннотация: в статье обобщен опыт работы с детьми, родителями и педагогами в рамках психолого-педагогического сопровождения учащихся в процессе киберсоциализации. Представлены четыре этапа детской киберсоциализации: созерцательный, познавательный, активный и созидательный. Описаны возможные результаты системной работы по формированию адаптивных моделей поведения в киберпространстве.

Захарьящева О.А. Основы психолого-педагогического сопровождения детей в процессе киберсоциализации / О.А. Захарьящева  // Электронный научно-публицистический журнал "Homo Cyberus". - 2019. - №1(6). [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://journal.homocyberus.ru/ZahariyashchevaOA_1_2019, свободный. - Загл. с экрана.

Интегральный подход к решению психологических проблем детской киберсоциализации

Захарьящева О.А.

В статье рассматривается интеграция техник плассотерапии в киберпсихологию с целью решения некоторых психологических проблем детской киберсоциализации. В тексте отражены особенности психолого-педагогического сопровождения киберсоциализации учащихся. Особое внимание уделено работе с родительским сообществом, освещено авторское тренинговое занятие «Песочная картина киберсоциализации».

Захарьящева О.А. Интегральный подход к решению психологических проблем детской киберсоциализации / О.А. Захарьящева // Электронный научно-публицистический журнал "Homo Cyberus". - 2018. - №1(4). [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://journal.homocyberus.ru/Integral_approach_to_solving_psychological..., свободный. - Загл. с экрана.

Поликультурное понимание в эру киберсоциализации общества и человека: теоретические основы старой игры

Звонова Е.В.

Развитие цивилизации характеризуется активной эволюцией знаково-символических средств, которые создали виртуальную реальность, особую представленность образа мира. В рамках киберпространства реализуется творческий потенциал человека, его стремление к свободе и активное взаимодействие культур. В статье рассматриваются теоретические основы поликультурного понимания, основы современного диалога культур. Безграничное развитие информационного пространства требует развития нового человека, открытого к диалогу с «Значимым Другим». Музыкальное искусство согласно метафоре Г. Гессе выступает основой культурного осознания и понимания ценности человеческого бытия. В статье представлены компоненты анализа модели мира, как символически представленного обобщенного сценария взаимодействия людей.

Звонова Е.В.  Поликультурное понимание в эру киберсоциализации общества и человека: теоретические основы старой игры / Е.В. Звонова // Электронный научно-публицистический журнал "Homo Cyberus". - 2017. - №2(3). [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://journal.homocyberus.ru/polikulturnoe_ponimanie_v_eru_kibersociali... , свободный. - Загл. с экрана.