Фонд Развития Интернет: наука и практика

Илюхина С.Н.Егорова А.В.

Аннотация. В статье представлен опыт научной и просветительской деятельности Фонда Развития Интернет за 20 лет существования, а также описаны собственные проекты: Линия Помощи «Дети Онлайн» и научно-популярный журнал «Дети в информационном обществе».

Ключевые слова: киберпсихология, цифровая культура, цифровая компетентность, цифровая социализация.

 

 

 

 

19.00.00 Психологические науки

УДК 316.6


FOUNDATION FOR INTERNET DEVELOPMENT: SCIENCE AND PRACTICE

ILyukhina S.N., Egorova A.V. 

Abstract. The article presents the experience of scientific and educational activities of the Foundation for Internet Development over 20 years of existence, as well as describes its own projects Help Line «Children Online» and the popular science magazine «Children in the Information Society».

Keywords: cyberpsychology, digital culture, digital literacy, digital socialization.


 

Фонд Развития Интернет (далее – Фонд) является некоммерческой организацией, основные цели которой – поддержка и развитие инфраструктуры Интернета и информационных технологий, а также организация и проведение исследований в области инфокоммуникационных технологий, поддержка и создание проектов по развитию цифровой компетентности детей, подростков и взрослых Российской Федерации. Фонд (рис. 1) был основан в 2000 году интернет-компаниями «Релком. Деловая сеть» и «Демос-Интернет» и с тех пор продолжает свою научную и практическую деятельность.

 

Fid logo.jpg

Рис. 1. Логотип Фонда Развития Интернет

 

Основное внимание деятельности Фонда сосредоточено на вопросах цифровой социализации, а также цифровой компетентности и информационной безопасности детей и подростков, создание и поддержание цифровой культуры в Сети. За 20 лет своего существования Фондом было организовано и проведено множество исследований, он выступал партнёром большого количества образовательно-просветительских проектов [2]. Перечислим некоторые их них в этой статье.

 

Научно-исследовательские проекты

Начиная с 2007 года Фонд уделяет большое внимание психологическим и социально-психологическим исследованиям, которые охватывают вопросы влияния на развитие детей и подростков цифровых технологий, а также цифровой социализации в условиях непрерывной цифровой трансформации мира. Фонд организовал и провёл ряд исследований, в том числе 15 крупных, 5 из которых – это масштабные популяционные исследования, охватившие все восемь федеральных округов Российской Федерации [3, 4].

Фонд с 2009 года является участником международных исследовательских проектов. Совместно с Лондонской школой экономики и политических наук в рамках проектов EU Kids II-IV Фонд организовал и провёл два популяционных исследования на территории России [17, 18].

Благодаря непрерывной исследовательской работе Фонд обладает уникальными данными:

  • об особенностях интернет-активности представителей разных поколений за последние 13 лет;
  • о механизмах цифровой социализации и реальном уровне цифровой компетентности;
  • об онлайн-рисках и их постоянной трансформации;
  • о структуре родительской медиации использования цифровых технологий детьми и подростками;
  • о влиянии технологий на личностное и когнитивное развитие подрастающего поколения.

Результаты исследований представлены в монографиях: «Цифровое поколение России: компетентность и безопасность» (2017), «Цифровая компетентность российских подростков и родителей: результаты всероссийского исследования» (2013), «Пойманные одной сетью» (2011), а также в более чем 100 научных статей [2, 3, 4, 16].

Вся подробная информация об исследовательских проектах, а также публикации, выпущенные по результатам научных исследований сотрудников Фонда, доступны на информационном портале http://detionline.com/research. Результаты представлены в научных публикациях, монографиях и публичных выступлениях, часть которых представлены в свободном доступе на сайте для широкого круга читателей [1, 2].

 

Образовательно-просветительские проекты

Фонд не ограничивает свою деятельность только научной работой, но и использует полученные данные на практике, создавая обучающие программы и методические пособия. Основная цель практических разработок – повышение уровня цифровой компетентности всех категорий интернет-пользователей, а также развитие цифровой культуры в целом. Программы разрабатываются сотрудниками Фонда, а также соавторами – специалистами в области цифровой социализации, и охватывают разные поколения жителей цифрового мира: от дошкольников до людей пенсионного возраста [10, 11].

Фонд также организует и участвует в организации практических обучающих семинаров и конференций по вопросам повышения цифровой культуры, на которых представляет свои разработки и распространяет методические пособия. За годы работы Фонда при поддержке разных партнёров через программы повышения уровня цифровой компетентности прошло свыше 400 000 детей и подростков, педагогов и родителей. География обучающих мероприятий охватывает всю Россию. Фонд был инициатором создания Всероссийского Года Безопасного Интернета в России в 2009 году. Продолжая традицию Дня Безопасного Интернета, сотрудники Фонда ежегодно организуют конференцию для педагогов и работников образования совместно с факультетом психологии МГУ имени М. В. Ломоносова [2]. Конференция является частью Ежегодной Недели Безопасного Интернета в России, в рамках которой проводятся обучающие и просветительские мероприятия для всех пользователей Сети.

Одним из принципов работы Фонда является доступность и открытость практических и методических разработок для всех желающих. Учебно-методические пособия для детей и подростков, а также работников образования доступны бесплатно на информационном портале Фонда Развития Интернет (http://www.fid.su). Информационный портал Фонда «Дети России Онлайн» (http://detionline.com) стал лауреатом Премии Рунета в 2011 году.

В 2013 году Фонд совместно с Google выпустил учебные пособия «Интернет: возможности, компетенции, безопасность», объединяющие результаты научно-исследовательской и методической работы [14, 15]. В 2017 году Фонд совместно с партнёрами выпустил методические пособия для работников образования по повышению уровня цифровой компетентности в сфере управления персональными данными: «Практическая психология безопасности. Управление персональными данными в Интернете» и «Личное-Публичное. Персональные данные и репутация в Интернете. Практическое пособие для работников системы общего образования» [12, 13].

Фонд является одним из организаторов и создателей Всероссийского конкурса интернет-проектов «Позитивный контент», цель которого заключается в вовлечении детской и молодёжной аудитории в активную жизнь Интернета и поддержке онлайн-проектов, создающих социально значимый и позитивный контент, а также развитии цифровой культуры в Сети.

При участии Фонда в сотрудничестве с ПАО «Мобильные ТелеСистемы», Министерством связи и массовых коммуникаций РФ, Министерством образования и науки РФ и рядом других партнеров в 2012 году был создан образовательно-выставочный проект «Дети в Интернете», который включает в себя комплекс образовательных мероприятий: интерактивные выставки и уроки для младших школьников по повышению уровня цифровой компетентности. Подробнее о проекте можно узнать на информационном портале http://detionline.com/mts/about. Задача проекта – информировать детей и их родителей о цифровых угрозах и онлайн-рисках, а также о способах совладания с ними.

В издательстве «Русское слово» вышли подготовленные сотрудниками Фонда тренажёры и рабочие тетради по внеурочному курсу «Кибербезопасность» для 5–9 классов, который разработан в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования к организации внеурочной деятельности. Курс направлен на повышение уровня цифровой компетентности и цифровой культуры подрастающего поколения [6, 7, 8, 9].

В 2019 году сотрудники Фонда приняли участие в проекте «Комплексная программа профилактики деструктивного поведения в Интернете у подростков и молодежи – Мы в ответе за цифровой мир», реализованном Московским институтом психоанализа при поддержке Федерального агентства по делам молодежи. В рамках проекта было выпущено учебно-методическое пособие «Мы в ответе за цифровой мир: Профилактика деструктивного поведения подростков и молодежи в Интернете», цель которого заключается в повышении цифровой компетентности и медиаграмотности педагогов и психологов, а также формировании профессиональных компетенций в области кибербезопасности [5].

В данных разделах названы лишь некоторые проекты. Особое внимание стоит уделить собственным проектам Фонда Развития Интернет.

 

Просветительская деятельность – информационно-аналитический журнал «Дети в информационном обществе»

Фонд под своей редакцией выпускает информационно-аналитический журнал «Дети в информационном обществе», который существует уже более 10 лет. Журнал был создан в 2009 году рамках Года Безопасного Интернета в России при поддержке Министерства связи и массовых коммуникаций РФ и Министерства образования и науки. Свидетельство о регистрации СМИ: ПИ ФС77-45884 от 15 июля 2011 г., Роскомнадзор. ISSN 2313-075X [2].

В течение всего этого времени журнал выпускался при научной поддержке факультета психологии МГУ имени М. В. Ломоносова. За 10 лет был выпущен 31 номер (рис. 2). Журнал распространяется бесплатно среди работников образования и родителей. Все выпуски доступны на информационном портале www.detionline.com/journal в электронном виде, где также можно подписаться на рассылку [1, 2].

Выпуски журнала охватывают вопросы цифровой социализации детей и подростков, влияния непрерывно развивающегося цифрового пространства на здоровье, психологическое и физическое здоровье. В журнале присутствуют научные и научно-популярные статьи, практические рекомендации и методические материалы, направленные на аудиторию родителей и работников образования. Среди гостей и авторов журнала российские и зарубежные специалисты в области цифровой безопасности и цифровой социализации, сотрудники Фонда Развития Интернет.

Рис. 2. Обложка 31-го выпуска журнала «Дети в информационном обществе», посвящённого вопросам влияния использования гаджетов на здоровье детей и подростков

 

Психологическая и информационная поддержка – Линия Помощи «Дети Онлайн»

Один из ключевых проектов Фонда – бесплатная всероссийская Линия Помощи «Дети Онлайн», которая была создана в 2009 году в рамках Года Безопасного Интернета в России при поддержке Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, а также ПАО МТС и ОАО МГТС. На линии помощи работают специалисты, прошедшие специальную подготовку по методическим материалам, созданным специалистами Фонда, – психологи Фонда Развития Интернет, факультета психологии МГУ имени М. В. Ломоносова и факультета психологии МГППУ [2].

Линия работает в виде телефонного консультирования (8-800-25-000-15), а также есть возможность общаться с консультантами онлайн, обратившись на почту helpline@detionline.com, либо в чате на информационном портале «Дети России Онлайн» www.detionline.com. Консультанты готовы ответить на вопросы в рабочие дни с понедельника по пятницу с 9.00 до 18.00 по московскому времени (рис. 3).

D:\логотипы\лого_ЛПДО.png

Рис. 3. Логотип Линии Помощи «Дети Онлайн»

 

Проект создавался с целью информационной и психологической поддержки детей и подростков при столкновении с рисками и угрозами в Интернете, а также для помощи и поддержки родителей и работников образовательных учреждений по вопросам безопасного и полезного использования Интернета детьми и подростками. Эти задачи остаются в фокусе внимания работы линии вот уже 10 лет [1].

Рис. 4. Обращения на Линию Помощи «Дети Онлайн» в 2019 году по типам рисков, %

 

За время существования проекта сотрудники Фонда разработали методики и технологии оказания поддержки по проблемам цифровой безопасности, включающие в себя информационное и психологическое консультирование. Линия до сих пор остаётся одним из наиболее надёжных источников информации о современных онлайн-рисках и их непрерывной эволюции в условиях стремительной цифровизации повседневности. Согласно данным анализа обращений на линию за 2019 год, одной из наиболее часто встречаемых угроз остаются риски и трудности онлайн-коммуникации (рис. 4). Менее распространены контентные, потребительские и технические риски. Пользователей также продолжают беспокоить проблемы, связанные с чрезмерным использованием цифровых устройств и возможной интернет-зависимостью [1].

Согласно исследованиям дети и подростки не всегда в состоянии самостоятельно совладать с онлайн-угрозами и найти выход из сложных ситуаций в цифровом мире [3, 4]. Они особенно нуждаются в помощи и поддержке, которые родители и педагоги не всегда в состоянии им оказать. Линия Помощи «Дети Онлайн» в этом контексте до сих пор является одним из немногих компетентных помощников, к которому могут обратиться и дети и взрослые.

 

Партнёры Фонда

Партнёрами Фонда за всё время его существования являются: Российская Ассоциация Электронных коммуникаций (РАЭК), Лаборатория Касперского, МТС, МГТС, МГУ имени М. В. Ломоносова, Российская академия образования (РАО), Российская государственная детская библиотека, Академия социального управления, Политехнический музей, Координационный центр доменов RU/РФ, Лондонская школа экономики и социальных наук и многие другие.

 

Список литературы

  1. Отчет о деятельности Фонда Развития Интернет – М.: Фонд Развития Интернет. – 2019.
  2. Сайт проектов Фонда Развития Интернет – Дети России Онлайн [Электронный ресурс] – URL: http://detionline.com (дата обращения: 30.04.2020 года).
  3. Солдатова Г. У., Рассказова Е. И., Нестик Т. А. Цифровое поколение России: компетентность и безопасность. – Смысл Москва, 2017. – 375 с.
  4. Солдатова Г. У., Нестик Т. А., Рассказова Е. И., Зотова Е. Ю. Цифровая компетентность подростков и родителей. Результаты всероссийского исследования – М.: Фонд Развития Интернет. – 2013. – С. 83–89.
  5. Солдатова Г. У., Чигарькова С. В., Дренёва А. А., Илюхина С. Н. Мы в ответе за цифровой мир: Профилактика деструктивного поведения подростков и молодёжи в Интернете: учебно-методическое пособие. – М.: Когито-Центр, 2019. – 176 с.
  6. Солдатова Г. У., Чигарькова С. В. Рабочая тетрадь по курсу "Кибербезопасность" для 5 класса общеобразовательных организаций. – Русское слово – учебник. – М., 2018. – 64 с.
  7. Солдатова Г. У., Чигарькова С. В., Пермякова И. Д. Тренажёр по курсу "Кибербезопасность" для 6 класса общеобразовательных организаций. – Русское слово – учебник. – М., 2018. – 56 с.
  8. Солдатова Г. У., Чигарькова С. В., Пермякова И. Д. Тренажёр по курсу "Кибербезопасность" для 7 класса общеобразовательных организаций. — Русское слово – учебник. – М., 2019. – 80 с.
  9. Солдатова Г. У., Чигарькова С. В., Пермякова И. Д. Тренажёр по курсу "Кибербезопасность" для 8 класса общеобразовательных организаций. — Русское слово – учебник. – М., 2020. – 80 с.
  10. Солдатова Г. У. Полезный и безопасный Интернет. Правила безопасного использования Интернета для детей младшего школьного возраста: практическое пособие / под ред. Г. У. Солдатовой; 3-е изд., перераб. и доп.  – Федеральный институт развития образования. – М., 2017. – 64 с.
  11. Солдатова Г. У., Кольчугин Д. А., Лебешева М. И., Серегина Е. И. Простые компьютерные уроки для тех, кому за 50. Компьютер и Интернет – это просто. – М.: АСТ, 2015. – 160 с.
  12. Солдатова Г. У., Приезжева А. А., Олькина О. И. Личное-Публичное. Персональные данные и репутация в Интернете. Практическое пособие для работников системы общего образования. – М.: АСОУ, 2017. – 73 с.
  13. Практическая психология безопасности. Управление персональными данными в Интернете: учеб.-метод. пособие для работников системы общего образования. изд. 2., доп. и испр. / Г. У. Солдатова, А. А. Приезжева, О. И. Олькина, В. Н. Шляпников. – М.: Генезис, 2017. – 224 с.
  14. Солдатова Г., Зотова Е., Лебешева М., Шляпников В. Интернет: возможности, компетенции, безопасность. Методическое пособие для работников системы общего образования. Ч. 1. Лекции. – М.: Центр книжной культуры «Гутенберг», 2013. – 165 с.
  15. Солдатова Г., Зотова Е., Лебешева М., Шляпников В. Интернет: возможности, компетенции, безопасность. Методическое пособие для работников системы общего образования. Ч. 2. Практикум. – М.: Центр книжной культуры «Гутенберг», 2013. – 137 с.
  16. Солдатова Г., Зотова Е., Чекалина А., Гостимская О. Пойманные одной сетью. Социально-психологическое исследование восприятия интернета детьми и подростками – М., 2011.
  17. Солдатова Г., Рассказова Е., Зотова Е., Лебешева М., Роггендорф П. Дети России онлайн: риски и безопасность. Результаты международного проекта EU Kids Online II в России – М., 2012.
  18. Smahel D. et al. EU Kids Online 2020: survey results from 19 countries. – 2020.

 

© Илюхина Светлана НиколаевнаЕгорова Анна Викторовна

ВЫХОДНЫЕ ДАННЫЕ СТАТЬИ:

Илюхина С.Н., Егорова А.В. Фонд Развития Интернет: наука и практика / С.Н. Илюхина, А.В. Егорова // Электронный научно-публицистический журнал «Homo Cyberus». – 2020. – № 1 (8). – URL: http://journal.homocyberus.ru/Ilyukhina_SN_Egorova_AV_1_2020