Интегральный подход к решению психологических проблем детской киберсоциализации

Захарьящева О.А.

Аннотация. В статье рассматривается интеграция техник плассотерапии в киберпсихологию с целью решения некоторых психологических проблем детской киберсоциализации. В тексте отражены особенности психолого-педагогического сопровождения киберсоциализации учащихся. Особое внимание уделено работе с родительским сообществом, освещено авторское тренинговое занятие «Песочная картина киберсоциализации».

Ключевые слова: киберсоциализация, киберонтологический подход в образовании, плассотерапия, киберпсихология, Интернет.


Integral approach to solving psychological problems of child’s cybersocialization

Abstract. The article deals with the integration рlassotherapy into cyberpsychology. It helps to solve some psychological problems of child’s cybersocialization. The particular qualities of psychological and pedagogical accompaniment of studient’s cybersocialization are reflected in the text. Special attention is devoted to classes for parents. The exercise «Sand picture of cybersocialization» is represented in the article.

Key words: cybersocialization, cyberontologic approach to education, рlassotherapy, cyberpsychology, Internet.


В Цифровую эпоху перед системой образования остро стоит вопрос киберсоциализации учащихся как основы безопасности детей в Интернете, а также как аспекта общего процесса социализации личности [3].

Рассмотрим этот вопрос с психолого-педагогической точки зрения. Наш опыт показывает, что эффективным решением поставленной проблемы является организация психолого-педагогического сопровождения учащихся в процессе киберсоциализации.

Киберсоциализация человека в данной работе понимается как «процесс качественных изменений структуры самосознания личности и потребностно-мотивационной сферы индивидуума, происходящий под влиянием и в результате использования человеком современных информационно-коммуникационных цифровых и компьютерных технологий в контексте усвоения и воспроизводства им культуры в рамках персональной жизнедеятельности» [6, С. 24].

Под сопровождением подразумевается метод, обеспечивающий создание условий для принятия учащимся (субъектом развития) оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора [9].

В своей работе мы опираемся на киберонтологический подход в образовании [2]. Согласно данному подходу, «процесс образования человека определяется условиями его жизнедеятельности и взаимодействия с самим собой, с другими людьми и миром в целом в контексте интеграции классической объективной (материальной) реальности и инновационной альтернативной реальности киберпространства (киберреальности), обе из которых потенциально и реально влияют на становление и трансформацию субъективной (явления психики) реальности» [5, С. 18-19].

В рамках психолого-педагогического сопровождения осуществляется групповая и индивидуальная работа, в которую входят интерактивная программа по формированию культуры сетевого взаимодействия у учащихся начальной школы, тренинги по формированию навыков безопасного поведения в Интернете и индивидуальное консультирование.

Процесс психолого-педагогического сопровождения затрагивает всех членов образовательной среды.

С целью просвещения педагогов разработан семинар «Киберсоциализация как основа безопасности детей и подростков в Интернете», где школьные учителя знакомятся с понятием «киберсоциализация» и возможностями обеспечения благоприятного протекания данного процесса.

Особое внимание уделяется работе с родительским сообществом.

Консультативная практика показывает, несмотря на то, что дети часто скрывают от родителей свои интересы и виды активности в Сети, они хотели бы обсуждать с ними проблемы и проекты в Интернете. Наиболее популярной стратегией родительского контроля является ограничение времени онлайн. Более половины родителей полагают, что безопасностью в Интернете должны заниматься школа, государство или интернет-индустрия. Между тем, с точки зрения законодательства, согласно Концепции информационной безопасности детей (распоряжение Правительства РФ от 2 декабря 2015 года № 2471-р.): «обеспечение информационной безопасности детей возможно исключительно при условии эффективного сочетания государственных и общественных усилий при определяющей роли семьи» [7].

В связи с этим рассмотрим семейное воспитание в контексте киберсоциализации. Это «процесс и «результативный момент» семейных отношений (целенаправленных и спонтанных) и взаимодействия (организованного и стихийного) в киберпространстве людей, имеющих определенный на данный момент жизнедеятельности семейный статус и семейный уклад» [6, С. 128].

Работая с семьями, мы сталкиваемся с тем, что родители испытывают затруднения в вопросах киберсоциализации детей и опасаются негативного влияния жестоких игр и неконтролируемого сетевого общения. Наши наблюдения показывают, что основным фактором, лежащим в основе излишней увлеченности подростков деструктивными сообществами в Сети, является нарушение детско-родительской связи, а негативное отношение родителей к привычному для детей цифровому миру только усугубляет положение. Часто дети и родители находятся на разных уровнях киберсоциализированности. Действительно, теория поколений, выдвинутая Нилом Хоувом и Уильямом Штрауссом, описывает людей, родившихся в цифровую эпоху после 2000 года, как поколение Z [11]. Это молодые люди и дети, не представляющие свою жизнь без глобальной сети Интернет и доступных гаджетов, так называемые «цифророжденные». Данный факт, имеющий влияние на развитие мышления и ценностных ориентаций, активно исследуется сегодня. К обычному межпоколенческому разрыву, к трудностям подросткового кризиса добавляется еще и разрыв цифровой, что негативно влияет на взаимопонимание детей и родителей.

В процессе консультативной практики была выявлена тенденция высокой родительской тревожности, касающейся взаимодействия ребенка с Интернетом. Родители опасаются вовлечения ребенка в различные деструктивные течения, результатом которого может стать криминальное или суицидальное поведение. Однако они признают важность информационно-коммуникационных технологий и формирования знаний, умений и навыков в данной области. Также родителям не хватает знаний о том, как организовать взаимодействие ребенка с Интернетом и обеспечить процесс благоприятной киберсоциализации.

Перед психологом в вышеописанной ситуации стоит задача: помочь родителю избавиться от тревожности и получить необходимые знания. Практика показывает, что в данном случае недостаточно только педагогического подхода и лекций по обеспечению безопасности ребенка в Сети, появляется необходимость использовать приемы и методы практической психологии.

В нашей работе используется интегральный подход, который объединяет в себе наработки различных психологических теорий.

Эффективным решением стала интеграция отрасли песочной терапии – плассотерапии – в киберпсихологию. Под киберпсихологией понимается «отрасль психологии, объединяющая методологию, теорию и практику исследования видов, способов и принципов применения людьми социальных сервисов Интернета» [1, С. 88].

Одним из принципов психологической работы является доступность материала для понимания любого клиента. Между тем, понимание теории и принципов киберпсихологии затруднено для родителей, не являющихся специалистами в данной сфере. Карг Густав Юнг писал: «Часто руки знают, как распутать то, над чем тщетно бьется разум» [9, С. 109]. Поэтому мы используем техники плассотрепии, чтобы через образы, через чувственное восприятие понять возможности благоприятной киберсоциализации и избавиться от тревожности.

Плассотерапия – «интегральная (холистическая) методика психологического консультирования, психокоррекции и психотерапии с использованием подвижного («психодинамического») песка. Методика может быть применена как в групповой форме, так и в форме индивидуального консультирования» [8, С. 79].

Результатом интеграции техник плассотерапии в киберпсихологию стало занятие для родителей с элементами тренинга «Песочная картина киберсоциализации». Участники знакомятся с понятием «киберсоциализация» и им предлагается поразмышлять над ним, работая одновременно с кинетическим песком. Особые свойства этого пластичного материала и включение в работу телесных ощущений помогают родителям расслабиться и меньше тревожиться. Участники делятся на две группы. Перед первой группой стоит задача создать образ реального мира, перед второй – создать образ киберпространства. В процессе создания песочной картины родители описывают свои представления и ощущения.

Наши наблюдения за участниками тренинга показывают, что материальный мир на фоне киберпространства представляется очень позитивным. Превалируют образы дома, семьи, солнца, цветов и деревьев. А вот цифровой мир представляется абстрактным образом и часто состоит из лабиринтов, шаров и гор, которые обозначаются участниками как опасность. Изображения киберпространства представлены на рисунках 1 и 2.

Рис. 1. Изображение киберпространства (Первый московский конгресс Ассоциации песочной терапии 04.03.2018 г., Москва)

Рис. 2. Изображение киберпространства (Стажировочная площадка «Актуальные проблемы современного родительского сообщества» 30.03.2018 г., Рязань)

Когда образы созданы, идёт обсуждение того, имеет ли киберпространство (цифровой мир) отношение к реальному (материальному) миру или же они чётко разграничены? Участники находят точки соприкосновения материального и цифрового миров, а также позитивные возможности Интернета. Далее предлагается объединить две картины – материального и цифрового мира – в одну, а также «убрать» опасности и сделать мир максимально удобным и полезным. Создаётся картина благоприятной киберсоциализации. Затем идёт обсуждение полученного образа и возможностей обеспечения благоприятной киберсоциализации детей в условиях семьи.

Часто бытует идея о том, что существуют специальные злонамеренные сообщества, которые воздействуют на детей и необходимо контролировать Интернет, что неосуществимо. Это вызывает чувство страха, тревоги и безнадежности. В процессе создания песочной картины киберсоциализации родители приходят к выводу, что нет необходимости контролировать глобальную Сеть, а нужно социализировать детей в киберпространстве, давать им знания о безопасном поведении и ориентировать на позитивные интернет-ресурсы. Тренинговое занятие «Песочная картина киберсоциализации» позволяет родителями осознать процессы благоприятной социализации детей в киберпространстве и избавиться от тревоги.

Таким образом, интегральный подход к проблеме повышенной тревожности родителей относительно детской киберсоциализации с помощью техник плассотерапии и принципов киберпсихологии позволил найти эффективную форму работы с родительским сообществом. Помимо того, по мере опыта занятий с различными родительскими группами, которые посетили около ста родителей в различных городах (Москва, Рязань, Касимов), выделилась тенденция общности образов киберпространства и идеализации на его фоне материального мира. Некоторые песочные картины киберсоциализации, созданные в разное время разными группами, имеют такое большое сходство, что их сложно различить (рис.3, рис. 4).

Рис. 3. Песочная картина киберсоциализации (Родительский форум «Виртуальный мир ребенка» 31.10.2017 г., Касимов)

Рис. 4. Песочная картина киберсоциализации (Общешкольное родительское собрание в ОГБОУ «Школа № 10» 27.10.2017 г., Рязань)

Возможно, данная тенденция указывает на формирование общего образа Интернета в подсознании человека, однако, для выдвижения такой гипотезы пока недостаточно эмпирических данных, требуются дальнейшие исследования.

Список литературы:

  1. Войкунский А.В. Киберпсихология как раздел психологической науки и практики // Universum: Вестник Герценовского университета: журнал. – 2013. – № 4. – С. 88.
  2. Воинова О.И., Плешаков В.А. Киберонтологический подход в образовании: монография / Под ред. В.А. Плешакова; Норильский индустр. ин-т. – Норильск: НИИ, 2012. – 244 с.
  3. Захарьящева О.А. Киберсоциализация как аспект психологической безопасности детей и подростков // Педагогика и психология как ресурс развития современного общества: материалы IX Международной научно-практической конференции РГУ им. С.А. Есенина. – Рязань, 2017. – 364 с.
  4. Плешаков В.А. Киберсоциализация человека: oт Homo Sapiens’a до Homo Cyberus’a: монография. – М.: МПГУ, «Прометей», 2012. – 212  с.
  5. Плешаков В.А. Киберонтологическая концепция развития личности и жизнедеятельности человека в XXI в. и проблемы образования // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия IV: Педагогика. Психология. – 2014. – Вып. 4 (35). – С. 9-22.
  6. Плешаков В.А. Теория киберсоциализации человека. Монография. / Под общ. ред. чл.-корр. РАО, д.п.н., профессора А.В. Мудрика. – М.: МГПУ; «Homo Cyberus», 2011, – 400 с.
  7. Распоряжение Правительства России от 02 декабря 2015 г. №2471-р ГАРАНТ.РУ [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.garant.ru
  8. Старостин О.А. Плассотерапия – методика использования подвижного песка в практике психологического консультирования, психокоррекции и психотерапии, особенности применения при работе с эмоциональными нарушениями и психосоматическими симптомами // II Всероссийский (с международным участием) фестиваль песочной терапии: сборник статей. – СПб, 2016. – 88 с.
  9. Шипицына Л.М., Казакова Е.И., Жданова М.А. Психолого-педагогическое консультирование и сопровождение развития ребенка: пособие для учителя – М.: ВЛАДОС, 2003. – 528 с.
  10. Юнг К.Г. Человек и его символы. – М.: Медков С.Б., «Серебряные нити», 2016. – 352 с.
  11. Howe Neil. Millennials & K-12 Schools. – LifeCourse Associates, 2008. – P. 109-111.

© Захарьящева Ольга Алексеевна

 Захарьящева О.А. Интегральный подход к решению психологических проблем детской киберсоциализации / О.А. Захарьящева // Электронный научно-публицистический журнал "Homo Cyberus". - 2018. - №1(4). [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://journal.homocyberus.ru/Integral_approach_to_solving_psychological..., свободный. - Загл. с экрана.