Киберпсихология: вчера, сегодня, завтра

Плешаков В.А.

Аннотация. В статье раскрывается авторский взгляд на три этапа оформления киберпсихологии как новой научной отрасли: 1 этап: зарождение киберпсихологии (1960 — 1990-е гг.); 2 этап: становление киберпсихологии (1990 — 2010-е гг.); 3 этап: развитие киберпсихологии (2010 — н. в.). Каждый этап описан с позиции деятельностного вклада ключевых для киберпсихологии персон, упоминаются изобретения, журналы, книги, проекты, способствующие институционализации киберпсихологии как новой научной отрасли. Перечислены ретроспективные и перспективные темы киберпсихологических исследований. Приведены результаты взаимодействия с нейросетью ChatGPT по ряду запросов на тему киберпсихологии. Названы шесть российских вузов, в которых можно пройти обучение в рамках магистерских программ по киберпсихологии.

Ключевые слова: киберпсихология, этапы оформления киберпсихологии, зарождение киберпсихологии, становление киберпсихологии, развитие киберпсихологии, психология Интернета, интернет-психология, веб-психология, киберпространство, Homo Cyberus, человек киберсоциализирующийся, киберсоциализация, киберпедагогика, киберонтологический подход, Дж. Р. Сулер, А. Е. Войскунский, Дж. К. Р. Ликлайдер, О, К. Тихомиров, Н. А. Носов, Т.Дж. Бернес-Ли, Р. Кайо, В. Ю. Меновщиков, Е. А. Щепилина, В. А. Плешаков, О. И. Воинова, А. Г. Асмолов, Г. В. Солдатова, человек разумный киберсоциализирующийся, Homo Sapiens Cyberus

Для цитирования: Плешаков В.А. Киберпсихология: вчера, сегодня, завтра / В.А. Плешаков // Электронный научно-публицистический журнал «Homo Cyberus». — 2023. — № 1 (14). [Электронный ресурс]. — URL: http://journal.homocyberus.ru/Pleshakov_VA_1_2023

Научная статья *

Психологические науки
5.3.5. Социальная психология, политическая и экономическая психология
УДК 159.9


Original article *

Cyberpsychology: yesterday, today, tomorrow

Pleshakov V.A.

Abstract. The article reveals the author's view of the three stages of the formation of cyberpsychology as a new scientific branch: stage 1: the emergence of cyberpsychology (1960 — 1990s); stage 2: the formation of cyberpsychology (1990 — 2010s); stage 3: the development of cyberpsychology (2010 — present). Each stage is described from the position of the authors mention inventions, magazines, books, projects that contribute to the institutionalization of cyberpsychology as a new scientific branch. Retrospective and prospective topics of cyberpsychological research are listed. The results of interaction with the ChatGPT neural network on a number of requests on the topic of cyberpsychology are presented. Six Russian universities have been named where it is possible to study within the framework of master's programs in cyberpsychology.

Key words: cyberpsychology, stages of cyberpsychology design, the origin of cyberpsychology, the formation of cyberpsychology, the development of cyberpsychology, internet psychology, web psychology, cyberspace, Homo Cyberus, cybersocializing man, cybersocialization, cyberpedagogy, cyberontological approach, J. R. Suler, A. E. Voiskunsky, J. K. R. Licklider, O. K. Tikhomirov, N. A. Nosov, T. J. Bernes-Lee, R. Kayo, V. Y. Menovshchikov, E. A. Shchepilina, V. A. Pleshakov, O. I. Voinova, A. G. Asmolov, G. V. Soldatova, reasonable cybersocializing man, Homo Sapiens Cyberus

For citation: Pleshakov V. A. Cyberpsychology: yesterday, today, tomorrow / V. A. Pleshakov // Electronic scientific journal «Homo Cyberus». — 2023. — № 1 (14). [Electronic resource]. — URL: http://journal.homocyberus.ru/Pleshakov_VA_1_2023


 

Много веков человек живёт на стыке двух реальностей: физического мира, который нам традиционно приоритетен и привычен, и мира воображаемого, в который мы периодически перемещаемся в своих фантазиях, мечтах, снах. Оба эти мира позволяют решать нам различные жизненные задачи и находить ответы на интересующие нас вопросы. На их стыке психическая реальность человека формировалась столетиями. Однако всё изменилось, когда человечеству для реализации жизнедеятельностных задач стал доступен ещё и символьно-знаковый мир киберпространства. Вот уже несколько десятилетий психическая реальность современного человека формируется на стыке трёх реальностей: предметной, воображаемой и киберсреде. В результате чего современного человека можно считать не только представителем вида человека разумного (Homo Sapiens), но и как новый его подвид – человек, социализирующийся в киберпространстве, – человек киберсоциализирующийся (Homo Cyberus).

Один из родоначальников киберпсихологии Дж. Р. Сулер считает, что киберпространство – это «пространство психологическое, проекция индивидуального и коллективного сознания. Осознанно и, вместе с тем, бессознательно мы воспринимаем область, находящуюся по ту сторону монитора, как расширение нашей психики» [1].

Другой родоначальник — Александр Евгеньевич Войскунский, — рассуждая о сути киберпсихологии, отмечает, что она «занимается методами и принципами того, как люди пользуются социальными сервисами Интернета. Социальные сервисы это общение, познание, развлечение и так далее. В этом плане киберпсихология название довольно условное. Её точно так же можно назвать психологией Интернета» [2].

В очередной раз осмысливая-переосмысливая результаты тысячи трудов, написанных и изданных по всему миру за последние два-три десятка лет, могу взять на себя определённую смелость и гипотетически выделить три этапа оформления киберпсихологии как новой научной отрасли:

1 этап: зарождение киберпсихологии (1960 — 1990-е гг.).

2 этап: становление киберпсихологии (1990 — 2010-е гг.).

3 этап: развитие киберпсихологии (2010 — н. в.).

Говоря о первом этапе оформления киберпсихологии как новой научной отрасли (зарождение), стоит отметить, что существуют текстовые труды и видеозаписи в Интернете, раскрывающее идею зарождения и последующего становления этой отрасли психологической науки. Например, сначала 11 февраля 2014 года для проекта «ПостНаука» (по данным их сайта, но 13 февраля 2014 года по данным YouTube-канала проекта) Александр Евгеньевич Войскунский дал небольшое интервью — есть видеозапись «Становление киберпсихологии» продолжительностью 11 минут 16 секунд, где он поделился своим видением зарождения и эволюции киберпсихологии [2]. А буквально следом — 1 марта 2014 года Джон Р. Сулер на своём YouTube-канале опубликовал на 10 минут 11 секунд видео «The Birth of CyberPsychology» («Рождение киберпсихологии») [3], в котором он раскрывает свою точку зрения на зарождение, формирование и развитие киберпсихологии.

Основываясь на точках зрения этих двух корифеев киберпсихологии, кроме собственной, выделю несколько ключевых персон, которые сделали возникновение и развитие киберпсихологии как новой научной отрасли возможным.

Первым человеком, которого стоит упомянуть в этой связи, является Джозеф Карл Робнетт Ликлайдер (1915-1990), один из создателей ARPANET (1969-1990), прототипа Интернета, который просуществовал в течение 21 года. Без его изобретения мы бы однозначно не могли говорить сегодня о психологии Интернета, о киберпсихологии.

Вторым человеком является Олег Константинович Тихомиров (1933-2001), советский и российский психолог. В период с 1972 по 1990-е годы он активно работал в области «человек и вычислительная техника». О. К. Тихомиров известен своими собственными трудами и работами под его редакцией, посвящёнными взаимодействию человека с электронной вычислительной машиной (ЭВМ), с компьютером [4-8].

Третьим человеком, уже сугубо на мой взгляд, следует обязательно назвать Николая Александровича Носова (1952-2002), основателя и исследователя виртуалистики и создателя виртуальной психологии (1985) [9].

Безусловно, необходимо обозначить вклад сэра Тимоти Джона Бернеса-Ли (род. 1955), создавшего «всемирную паутину» WWW (1989-1990) вместе с Робертом Кайо (род. 1947), без которой мы бы также не могли говорить сейчас о современном состоянии развития Интернета и киберпсихологии.

Конечно же, важно подчеркнуть значимость работ уже упомянутых мною выше самих Джона Р. Сулера (род. 1955), одного из основателей киберпсихологии и Александра Евгеньевича Войскунского (род. 1947), также одного из основоположников современной киберпсихологии.

Данную портретную галерею можно было бы продолжать, но, на мой взгляд, эти семь персон являются наиболее ключевыми для зарождения, становления и развития киберпсихологии как новой научной отрасли.

28 февраля 2009 года в интервью для «Психологического журнала» Международного университета природы, общества и человека «Дубна» (Dubna Psychological Journal) Алексею Сергеевичу Кузнецову Александр Евгеньевич Войскунский на вопрос «А с какими потенциальными проблемами может столкнуться исследователь …» в области психологии Интернета, отвечал: «На ранних стадиях научных исследований, когда компьютеры в руках у специалистов уже были, а о компьютерных сетях ещё даже не задумывались, были проведены многочисленные исследования личностной, эмоциональной и мотивационной регуляции деятельности, процессов принятия решений, специфики осуществления трудовой, познавательной, игровой, коммуникативной деятельности в условиях опосредствования их компьютерами; была осуществлена психологическая экспертиза компьютеризированных систем, рассмотрены психологические последствия компьютеризации деятельности; был проанализирован ряд психодиагностических, проектных, управленческих, научно-исследовательских, информационно-поисковых, экспертных («понимающих») систем искусственного интеллекта, сделаны предложения по разработке и совершенствованию интерфейсов...» [10].

Рассуждая в ответе на вопрос «… в чём Ваш личный интерес в избранной сфере науки?» он сказал: «Нас, спецов в области психологии применения людьми Интернета, мало приходите-ка помогать. Ручаюсь, не заскучаете. Мы все я имею в виду глобальный масштаб по горло заняты делом, так что некогда даже объединиться в профессиональную ассоциацию психологов Интернета. Соседствуем довольно-таки бесконфликтно с социологами, кибернетиками… А по мне, всё равно хорошо бы заиметь собственный угол и пусть те же социологи туда просятся. Лучше, мне кажется, подвинуться самим, нежели просить других сдвинуться. Но, наверное, до конца моей научной карьеры своя собственная организация нам не светит, «квартирный вопрос нас не испортит». Я говорю «нам» потому что ощущаю себя именно глобалистом, т. е. членом всемирной психологической команды исследователей Интернета пусть даже немноголюдной, едва ли превышающей сотню профи. С большинством из них я в переписке, со многими доводилось встречаться, участвовать в совместных проектах (издательских, исследовательских, экспертных). Между прочим, Интернет пожалуй, единственный известный мне, безусловно, глобальный и, безусловно, успешный (даже без «раскрутки») проект. Разве одного этого обстоятельства мало, чтобы даже в мои немолодые годы продолжать любопытствовать и любопытничать?» [10]. Кстати, этот «квартирный вопрос» был успешно решён – в том же 2009 году идея консолидации специалистов, по его собственному признанию, пришла в голову Виктору Юрьевичу Меновщикову (род. 1962), и была создана Федерация Психологов-Консультантов Онлайн [11], которая в 2014 году была реорганизована в Федерацию Психологов-Консультантов России.

Вот что ответил в интервью для нашего информационно-просветительского интернет-портала «Homo Cyberus» Валерии Обыденковой (ныне Марковой) в мае 2016 года на вопрос «Вас называют отцом российской киберпсихологии. Какие основные вопросы рассматривает сегодня киберпсихология, и какие перспективные задачи перед собой ставит?» Александр Евгеньевич Войскунский: «Называть меня можно по-разному. А киберпсихологии предстоит определиться, станет ли она отдельной отраслью психологической науки и образования – или останется растворена, как это имеет место сейчас, в возрастной, когнитивной, клинической, социальной и многих других отраслях психологии» [12].

А на вопрос «Каковы, с Вашей точки зрения, основные возможности практической киберпсихологии? Чем реально могут помочь человеку киберпсихологи?» он сказал «Назову перспективную сферу практики – это применение систем виртуальной и дополненной реальности в качестве помощника для проведения психотерапии и психологической реабилитации. Подобные системы оказывают помощь в терапии фобий, постстрессовых состояний – эффективность такой помощи обосновывается в настоящее время методами доказательной медицины. Поскольку для подобной помощи применяется чаще всего когнитивно-бихевиоральная терапия, то и перспективы, и ограничения психологических применений систем виртуальной и дополненной реальности обусловлены возможностями данной психотерапевтической методологии» [12]. Кстати, любопытно, что практически сразу с момента появления новой технологии 30 ноября 2022 года (её ставят в один ряд следом по значимости сразу за изобретением компьютеров), некоторые люди используют нейросеть ChatGPT в качестве психолога и даже ИИ-психотерапевта.

Известно, что при возникновении новой научной отрасли, она обычно начинает привлекать последователей, сначала появляются специализированные научные издания, учебники, монографии, а после желающим уже в роли абитуриентов предоставляется возможность получить образование в данной области. Можно сделать вывод, что подобная институционализация способствовала развитию, становлению и утверждению киберпсихологии как новой научной отрасли.

В этой связи, продолжая рассуждать именно о первом этапе — зарождении киберпсихологии, — стоит упомянуть такой журнал, как «Computers in Human Behavior» («Компьютеры и человеческое поведение»), основанный в 1985 году, посвящённый киберпсихологии взаимодействия человека с компьютером. Журнал, с одной стороны, затрагивает применение компьютеров в психологии, психиатрии, смежных дисциплинах, с другой стороны, посвящён темам психологического влияния, которое оказывают компьютеры на социум и человека.

Условно, т. к. они практически пересекаются, говоря уже о втором этапе (становление киберпсихологии), необходимо упомянуть следующее периодическое издание, появившееся в 1998 году. Это журнал «Cyberpsychology, Behavior, and Social Networking» («Киберпсихология, поведение и социальные сети»), который является официальным журналом Международной ассоциации киберпсихологии, тренинга и реабилитации. За более чем 25 лет данное издание находится на переднем крае исследований, заслуженно высоко ценится как авторитетный источник в области киберпсихологии.

Следующий журнал — это «Cyberpsychology: Journal of Psychosocial Research on Cyberspace» («Киберпсихология: журнал психосоциальных исследований киберпространства»), издающийся в Чехии с 2007 года. Журнал посвящён исследованиям в области общественных наук в киберпространстве, отражает различные мнения относительно влияния Интернета на людей и общество, являясь междисциплинарным.

Говоря о книгах, я бы хотел назвать одной из первых тираж «Психологической помощи в сети Интернет» — книги Виктора Юрьевича Меновщикова, первое издание от 2007 года, в которой автору удалось поднять вопросы кибертерапии, электронной терапии, интернет-консультирования, привести конкретные исследования и факты, подтверждающие высокую эффективность этой практики [13].

Уже переходя к третьему этапу (развитие киберпсихологии), в качестве «рубежа» необходимо назвать чрезвычайно востребованную книгу Александра Евгеньевича Войскунского «Психология и Интернет» 2010 года издания, имеющую огромное количество цитирований и упоминаний. В ней обосновывается достоверность результатов онлайновых исследований, обсуждается правило их проведения, описывается исследование геймеров, хакеров, гендерные аспекты применения Интернета, и ещё многое другое [14]. В начале второго десятилетия XXI века это издание стало по-настоящему настольной книгой для специалистов, работающих в области киберпсихологии, интернет-психологии, интернет-психотерапии.

Конечно же, нужно в очередной раз обозначить бесценный вклад и упомянуть труды Джона Р. Сулера. Хоть он активно работает ещё с прошлого века над описанием новой отрасли психологии — киберпсихологии (много лет пишет и публикует на сайте https://johnsuler.com неизданную книгу «Психология киберпространства»), вот здесь я непосредственно назову его книгу 2016 года «Psychology of the Digital Age: Humans Become Electric» [15] («Психология цифровой эпохи: люди превращаются в электроников»), в которой автор говорит, в частности, о необходимости введения психоаналитической киберпсихологии, предлагая концепцию восьми измерений киберпсихологической архитектуры: речь идёт об измерениях идентичности, социальном, интерактивности, текстовом, сенсорном, временно́м, измерениях реальности и физическом. С помощью этой концепции можно планировать онлайн-терапевтические интервенции, оценивать и улучшать цифровой образ жизни людей. Благодаря этому подходу становится возможным оценить опыт пребывания в цифровых средах и, учитывая угрожающие масштабы влияния технологий на наш образ жизни, повысить уровень благополучия.

Далее стоит упомянуть учебное пособие под ред. Ирен Коннолли и др. «An Introduction to Cyberpsychology» [16] («Введение в киберпсихологию») 2016 года издания, в котором есть обзор самой киберпсихологии, методологии онлайн-исследований, описание социальной психологии в контексте Интернета, описание практического применения киберпсихологии, психологических аспектов других цифровых технологий. Книга создавалась как отправная точка курса по киберпсихологии и психологии Интернета для студентов и аспирантов.

В этом же «урожайном» 2016 году вышел и учебник Моники Т. Уитт под редакцией Гарри Янга «Cyberpsychology: The Study of Individuals, Society and Digital Technologies» («Киберпсихология, личность, общество и цифровые технологии») [17] для программы бакалавриата, в котором описываются ключевые теории и эмпирические исследования в рамках киберпсихологии. В учебнике приводится критический анализ и оценка этого быстро меняющегося направления науки; содержится определение областей, требующих дальнейших исследований, и способов применения цифровых технологий в качестве инструмента исследования. В нём имеется обсуждение таких тем, как: онлайн-идентичность, отношения и знакомства в Интернете, порнография, использование Интернета детьми, кибербуллинг, онлайн-игры и гэмблинг, мошенничество и киберпреступления. Учебник адресован студентам старших курсов. Материалы сопровождаются примерами из жизни, практическими заданиями и дискуссионными вопросами.

Ещё одной знаковой книгой для данного этапа развития киберпсихологии, безусловно, является «Психологическое интернет-консультирование» 2019 года издания Виктора Юрьевича Меновщикова, в котором есть обновлённая информация, связанная с кибертерапией, интернет-консультированием, электронной терапией, е-терапией, описываются теоретические основания самого процесса интернет-консультирования, мифы и реалии консультирования, проводится конкретное исследование эффективности этой практики [18].

Осуществляемый мною в течение месяца мая 2023 года мониторинг в научно-электронной библиотеке Elibrary.ru (https://elibrary.ru) по слову «киберпсихология» в результате демонстрировал всего лишь 150 содержащих это слово источников, начиная от статей, опубликованных по мотивам конференций, продолжая статьями в журналах, заканчивая отчётами по НИРам. И лишь 26 мая 2023 года база показала уже 162 публикации (т. е. добавилось сразу 12 источников). Тем не менее, согласитесь, это очень маленькая цифра, по сравнению с теми реальными тысячами публикаций, которые существуют по различным вопросам киберпсихологии. Могу также констатировать, что, несмотря на относительную разработанность основных тем, киберпсихология, как область междисциплинарных исследований, имеет ещё множество «белых пятен» для изучения.

В качестве ретроспективных киберпсихологических тем исследований я могу навскидку перечислить:

  • вопросы общения, опосредованного компьютером (компьютерно-опосредованная коммуникация),
  • место видео- и компьютерных игр в социализации и развитии личности детей, подростков и молодёжи,
  • роль социальных интернет-сетей в жизнедеятельности человека разного возраста,
  • специфика познавательной деятельности в сети Интернет,
  • особенности трудовой деятельности посредством Интернета,
  • вопросы сетевой идентичности,
  • возрастная специфика применения Интернета,
  • характеристика интернет-сообществ и интернет-субкультур (например, хакеров, геймеров, хикикомори и пр.),
  • различные кибераддикции (включая компьютерную и интернет-зависимость),
  • правомерность осуществления онлайновых психологических исследований,
  • фомофобия (англ. Fear of missing out — боязнь что-то пропустить).

Современные киберпсихологические исследования (по А. Е. Войскунскому) охватывают: возрастную, социальную, клиническую, педагогическую, когнитивную, гендерную, политическую, дифференциальную, организационную психологию и психологию труда, личности, менеджмента и управления, маркетинга, спорта, общения и психолингвистику, этнопсихологию [19].

В качестве перспективных тем киберспихологических исследований, на мой взгляд, необходимо выделить и особо обозначить:

  • киберпространство как культурно-исторический контекст развития личности и образования человека,
  • усилившийся «поколенческий разрыв»,
  • вопросы цифровой и медиакомпетентности, кибермногозадачности,
  • цифровое опосредование повседневной человеческой деятельности,
  • исследования «цифровых орудий» как инструментов опосредованной ресурсами киберпространства деятельности человека,
  • пользовательская жизнь в Сети и «контентные аддикции»,
  • психологические последствия онлайн-рисков,
  • блогерство как повседневность киберсоциализации людей, а также деятельность лидеров мнений (инфлюенсеров), инициаторов тенденций и инноваций (трендсеттеров, форсайтеров, трендвотчеров),
  • развитие искусственного интеллекта (ИИ), нейросетей и экспансия умных гаджетов на пространство повседневности,
  • этические аспекты человеческой деятельности в киберпространстве и вопросы киберэтики,
  • SMART-киберсоциализация и фиджитал-социализация,
  • трансгуманистические взгляды на настоящее и будущее человечества.

Любопытны результаты специального небольшого эксперимента, который я провёл, взаимодействия с нейросетью ChatGPT посредством популярного бота в Telegram. На запрос «Напиши эссе о том, что такое киберпсихология, когда она возникла, кто её изучает и кто её практикует», генеративная языковая модель мне выдала следующее: «Киберпсихология — это относительно новая ветвь психологии, которая изучает взаимодействие людей с цифровыми технологиями. Она возникла в 1990-х годах, когда на первый план вышли проблемы сетевой безопасности и выявлять злоумышленников стало всё сложнее. В то время компьютеры и сети были не такими развитыми, как сегодня, но, тем не менее, в этой области начались первые серьёзные исследования. Киберпсихологи изучают многие аспекты работы в сети: от поведения и личности пользователей до навыков работы с компьютером и программами. Их задача – помочь людям взаимодействовать с технологией более эффективно, избежать опасностей, которые может нести с собой работа в Интернете, и улучшить качество жизни с помощью онлайн-ресурсов. Киберпсихология является интердисциплинарной областью знаний (выделено полужирным шрифтом мною), где специалисты соединяют в себе компетенции в области психологии, информационной безопасности и математической статистики. Её изучают и практикуют не только психологи, но и эксперты по безопасности информации, программисты, социологи и статистики. Одной из наиболее распространённых областей деятельности киберпсихологов является кибербезопасность, под которой понимается защита информационных ресурсов от мошенников и хакеров. Киберпсихологи работают над разработкой средств защиты информации, анализируя поведение пользователей в Интернете и создавая модели их действий. Однако киберпсихология охватывает не только вопросы безопасности. Она также изучает социальное поведение в Интернете, эмоциональное состояние людей при использовании сети, мотивацию пользователей, их убеждения и установки и др. (выделено полужирным шрифтом мною). Киберпсихологи исследуют технологии и сервисы, которые заставляют пользователей вести себя определённым образом в сети (например, средства массовой информации, игры и социальные сети). Таким образом, киберпсихология становится всё более важной в современном мире, который всё больше сливается с виртуальностью (выделено полужирным шрифтом мною). Её задачи находятся на стыке психологии, информатики и статистики, и изучают аспекты как развития технологий, так и поведения пользователей. Киберпсихологи являются ключевыми экспертами в области защиты информации и поведенческой медицины. Киберпсихологи сегодня работают в различных областях: от корпоративных подразделений безопасности до государственных агентств и не правительственных организаций, от онлайн-сервисов до лечебной практики. Они занимаются разработкой новых методов и инструментов, чтобы облегчить работу в сети, сделать её более безопасной и удобной для всех. С развитием технологий растёт и ценность киберпсихологических исследований и услуг. Сегодня многие компании и государственные учреждения находятся в поиске квалифицированных киберпсихологических консультантов, которые могут помочь им справиться с проблемами, связанными с цифровыми технологиями. Кроме того, киберпсихология является важной областью для профилактики психологических проблем, таких как зависимость от социальных сетей, игр и других онлайн-ресурсов (выделено полужирным шрифтом мною). Киберпсихологи могут помочь пользователям и IT-специалистам осознать риски цифровой жизни и научиться работать в сети более эффективно и безопасно. В заключение, киберпсихология продолжает развиваться и становится всё более значимой в современном мире. Она имеет широкий спектр приложений и востребована в различных областях деятельности, включая обеспечение безопасности, разработку новых технологий и улучшение качества жизни людей в сети. Киберпсихология имеет большой потенциал для будущих исследований и разработок, и направлена на создание лучшей цифровой жизни для всех (выделено полужирным шрифтом мною)». Можно увидеть, что текст выглядит на первый взгляд вполне стройным, при этом только его малая часть правдиво раскрывает суть запроса, нейросеть ChatGPT ошибается в датах и целом ряде сущностных киберпсихологических характеристик.

А вот на мой запрос к ChatGPT «Нарисуй реалистичный портрет киберпсихолога» нейросеть закономерно ответила: «К сожалению, я как ИИ не способен рисовать. Но я могу описать киберпсихолога и вы можете использовать это описание для создания портрета. Киберпсихолог это специалист по психологическим вопросам, связанным с использованием технологий, включая Интернет, социальные сети, игры и другие цифровые средства (выделено полужирным шрифтом мною). Он обычно имеет впечатляющий интеллектуальный облик, профессиональное поведение и тщательность. Его лицо обычно выражает уверенность и серьёзность. Он кажется глубоко сосредоточенным на анализе данных и понимании поведения людей в онлайн-среде. У киберпсихолога часто выраженные черты лица, такие как сильные брови и глаза, которые заставляют его выглядеть выразительным. Что касается одежды, то киберпсихолог может носить строгий, деловой костюм или классический гардероб, который подчёркивает его профессиональные качества. В целом, портрет киберпсихолога будет представлять собой элегантную и интеллигентную личность, занятую работой в области психологии и технологии (выделено полужирным шрифтом мною)».

Возвращаясь к вопросу институционализации новой науки, сегодня получить киберпсихологическое образование в РФ можно в:

  • Московском государственном университете имени М. В. Ломоносова (программа магистратуры «Киберпсихология» (с 2018 года));
  • Российском государственном гуманитарном университете (магистерская программа «Психология информационного и киберпространства» (с 2020 года));
  • Саратовском национальном исследовательском государственном университете имени Н. Г. Чернышевского (магистерская программа «Киберпсихология» (информационно-психологическая безопасность личности в цифровом мире) (с 2020 года));
  • Уральском государственном педагогическом университете (программа магистратуры «Веб-психология и психологическое консультирование в цифровой среде» (с 2021 года));
  • Самарском национальном исследовательском университете имени академика С. П. Королёва (магистерская программа «Цифровая педагогика и киберпсихология» (с 2021 года));
  • Нижегородском государственном университете имени Н. И. Лобачевского (программа магистратуры «Киберпсихология» (с 2021 года).

Это, наверняка, не самый полный перечень вузов, но, тем не менее, в данном ряду названы основные организации, официально дающие киберпсихологическое образование.

Стоит также обратить внимание и на две программы по интернет-консультированию и интернет-психотерапии, реализуемые в Московском институте консультативной психологии и консалтинга (ФПК Институте): https://counseling.su/osnovnye-obuchayucshie-programmy.

Рассуждая не только о структурированном и организованном образовании, я посчитал своим долгом упомянуть ещё и возможности неформального образования, которое нам предоставляет, собственно, та же сеть Интернет. И упомянуть хочу о таком проекте, как cyberpsy.ru (https://cyberpsy.ru), автором-создателем которого является наша коллега Елена Андреевна Щепилина (род. 1974). Её проект уникален тем, что в нём собраны и бережно размещены качественные материалы на русском языке по психологии Интернета и киберпсихологии в максимально удобной для изучения форме. Предоставляется информационная и исследовательская площадка для профессионалов, происходит объединение специалистов на основе интереса к изучению психологии киберпространства, что способствует в целом популяризации науки, представлению экспертных мнений и борьбе с профанацией.

Начиная подводить итоги, назову ещё две книги, как мне кажется, значимые для условных второго (становление) и третьего (развитие) этапов оформления киберпсихологии как новой научной отрасли. Это моя — Владимир Андреевич Плешаков (род. 1977) — «Теория киберсоциализации человека» 2011 года издания (увидевшая свет благодаря гранту Президента Российской Федерации) [20] и монография «Киберонтологический подход в образовании», написанная мною совместно с Ольгой Игоревной Воиновой [21] (род. 1976). В них, кроме авторского раскрытия ряда киберпсихологических идей, ещё содержится обоснование киберпедагогики как новой научной отрасли.

Поскольку я упоминал слово «киберсоциализация», не могу пару слов не сказать и о ней. Киберсоциализация — это лишь один из видов социализации, доступных человеку. Категорически настаиваю на том, что он не должен заменить традиционную социализацию, но может и должен развиваться вместе с ней. Мои на протяжении вот уже 18 лет с коллегами и учениками исследования подтверждают, что в процессе киберсоциализации меняется мировоззрение, структура самосознания, мотивационно-потребностная сфера личности под воздействием и влиянием в результате использования человеком современных ИКТ, технологий мобильной сотовой связи, интернет-технологий с целями персональной жизнедеятельности.

Если продолжить коротко говорить о киберонтологическом подходе к развитию личности и о киберпедагогике, то в контексте проекта Министерства образования и науки РФ (2006-2011), в рамках того же гранта Президента РФ на разработку теории киберсоциализации (2010-2011), о котором я уже упомянул выше, и госконтракту Россотрудничества (2017), были разработаны, апробированы и внедрены некоторые киберонтологические идеи и технологии киберпедагогики, которые нашли своё дальнейшее практическое воплощение.

«Киберпедагогика научно обосновывает специально организованную целенаправленную и систематическую деятельность по кибервоспитанию, киберобучению и киберобразованию современного человека в процессе его киберсоциализации средствами современных информационно-коммуникационных, электронных, цифровых, компьютерных и образовательных технологий» [22, С. 9.]. Во времена пандемии новой коронавирусной инфекции COVID-19 («ковидемии») «вирус киберпедагогики» захватил весь мир [23].

Завершая институализированный анализ прошлого, настоящего и будущего киберпсихологии, я хотел бы привести несколько цитат академиков РАО. А именно Александра Григорьевича Асмолова (род. 1949), который на одном из мероприятий, на которых мне довелось бывать, перефразируя Гумбольта, сказал, что «не человек овладевает Интернетом, а Интернет овладевает человеком» [24], есть над чем задуматься, слушая (читая) эти слова. И Галины Владимировны (Уртанбековны) Солдатовой (род. 1956), которая говорит о том, что «Интернет – это культурное орудие, способствующее порождению новых форм деятельности, культурных практик, феноменов, значений и смыслов» [25]. Рассуждая в данном ключе, нам нужно, безусловно, объединять усилия и психологов, и педагогов, и целого ряда других специалистов, выступив единым научным фронтом для решения актуальных задач, существующих в киберпсихологии.

Итак, современный человек стоит, как «витязь на распутье», перед выбором. Налево пойдешь — надо отказаться от техники и технологий, но этот путь, согласитесь, неэффективный. Направо пойдешь — есть риск «погрузиться» в киберпространство в формате 24/7 (двадцать четыре часа семь дней в неделю – «геймерская формула» жизнедеятельности), путь, который однозначно продуцирует зависимость. Но мы считаем с коллегами, что есть путь «золотой середины» — путь культуры киберсоциализации, где найдётся место и технике, и технологиям, и классической традиционной жизнедеятельности. Собственно, именно поэтому в последнее время я с коллегами и учениками пропагандирую идею о том, что человек XXI века – это не просто человек разумный (представитель вида Homo Sapiens), и не только человек киберсоциализирующийся (представитель нового подвида Homo Сyberus), но это человек разумный киберсоциализирующийся, т. е. Homo Sapiens Cyberus. Хотим мы этого или не хотим – это факт, это наша реальность, это мы с вами.

 

Список источников

  1. John Suler, Ph.D. The Psychology of Cyberspace [Electronic resource]. – URL: http://www-usr.rider.edu/~suler/psycyber/psycyber.html (date accessed: 01.06.2023).
  2. Войскунский А. Е. Становление киберпсихологии [Электронный ресурс]. – URL: https://postnauka.ru/video/22763 (дата обращения: 01.06.2023).
  3. The Birth of CyberPsychology [Electronic resource]. – URL: https://youtu.be/4C8qpN0Qafo?list=LL (date accessed: 01.06.2023).
  4. Человек и ЭВМ / Под ред. О. К. Тихомирова. – М., 1973. – 183 с.
  5. Тихомиров О. К., Бабанин Л. Н. ЭВМ и новые проблемы психологии / О. К. Тихомиров, Л. Н. Бабанин – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1986. – 204 с.
  6. Корнилова Т. В., Тихомиров О. К. Принятие интеллектуальных решений в диалоге с компьютером / Т. В. Корнилова, О. К. Тихомиров – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990. – 192 с.
  7. Тихомиров О. К., Бабаева Ю. Д., Войскунский А. Е. Общение, опосредствованное компьютером / О. К. Тихомиров, Ю. Д. Бабаева, А. Е. Войскунский // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. – 1986. – № 3. – С. 31-42.
  8. Тихомиров О. К. Стратегия и тактика компьютеризации / О. К. Тихомиров // Вестник высшей школы. – 1988. – № 3. – С. 25-30.
  9. Носов Н. А. Виртуальная психология / Н. А. Носов / Труды лаборатории виртуалистики. Вып. 6. – М.: Аграф, 2000. – 432 с.
  10. Актуальные проблемы психологии интернет-исследований. Интервью с Александром Евгеньевичем Войскунским [Электронный ресурс]. – URL: https://www.psyanima.su/interview/persona/aevoiskounsky (дата обращения: 01.06.2023).
  11. Интервью с Виктором Юрьевичем Меновщиковым «...Задача становления интернет-консультирования и интернет-психотерапии в России ... в целом решена» // Электронный научно-публицистический журнал «Homo Cyberus». – 2018. – № 2 (5). [Электронный ресурс]. – URL: http://journal.homocyberus.ru/intervyu_Menovshchikov_VYU (дата обращения: 01.06.2023).
  12. Интервью с Александром Евгеньевичем Войскунским // Электронный научно-публицистический журнал «Homo Cyberus». – 2017. № 1 (2). [Электронный ресурс]. – URL: http://www.homocyberus.ru/voyskunskiy_intervyu (дата обращения: 01.06.2023).
  13. Меновщиков В. Ю. Психологическая помощь в сети Интернет / В. Ю. Меновщиков – М., 2007. – 178 с.
  14. Войскунский А. Е. Психология и Интернет / А. Е. Войскунский – М.: Акрополь, 2010. – 439 с.
  15. Suler John R. Psychology of the Digital Age: Humans Become Electric / John R. Suler, Rider University. – Cambridge U Press, 2016. – 475 p.
  16. An Introduction to Cyberpsychology. Edited by Irene Connolly, Marion Palmer, Hannah Barton and Gráinne Kirwan. Routledge, 2016. – 348 p.
  17. Whitty Monica T. Cyberpsychology: The Study of Individuals, Society and Digital Technologies. / Monica T. Whitty. Editor Garry Young. John Wiley & Sons, 2016. – 272 p.
  18. Меновщиков В. Ю. Психологическое интернет-консультирование / В. Ю. Меновщиков – М. Смысл, 2019. – 488 с.
  19. Войскунский АЕ. Киберпсихология в прошлом, настоящем и будущем / А. Е. Войскунский // Журнал практического психолога. – 2010. – № 4. – С. 7-16.
  20. Плешаков В. А. Теория киберсоциализации человека / В. А. Плешаков / Под общ. ред. чл.-корр. РАО, д. п. н., проф. А. В. Мудрика. – М.: МПГУ; «Homo Cyberus», 2011. – 400 с.
  21. Воинова О. И., Плешаков В. А. Киберонтологический подход в образовании. Монография. / Под ред. В. А. Плешакова / О. И. Воинова, В. А. Плешаков. – Норильск: Норильский индустриальный институт, 2012. – 244 с.
  22. Плешаков В.  А., Маркова В.  К., Воинова О.  И. Киберпедагогика: методология, теория и практика / В. А. Плешаков, В. К. Маркова, О. И. Воинова // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. – 2021. – № 4. – С. 6-21. DOI: 10.18384/2310-7219-2021-4-6-21
  23. Плешаков В. А., Склярова Т. В. «Форс-мажорная киберпедагогика», или Чрезвычайные условия образования эпохи COVID-19 / В. А. Плешаков, Т. В. Склярова // Электронный научно-публицистический журнал «Homo Cyberus». – 2020. – № 1 (8). [Электронный ресурс]. – URL: http://journal.homocyberus.ru/Pleshakov_VA_Sklyarova_TV_1_2020 (дата обращения: 01.06.2023).
  24. Плешаков В. А., Обидина Т. В. Цифровая социализация: не человек овладевает Интернетом, а Интернет овладевает человеком / В. А. Плешаков, Т. В. Обидина // Электронный научно-публицистический журнал «Homo Cyberus». – 2019. – № 2 (7). [Электронный ресурс]. – URL: http://journal.homocyberus.ru/digital_socialization_2019 (дата обращения: 01.06.2023).
  25. Обыденкова В. К. III Международная конференция «Цифровое общество как культурно-исторический контекст развития человека» / В. К. Обыденкова // Электронный научно-публицистический журнал «Homo Cyberus». – 2020. – № 1 (8). [Электронный ресурс]. URL: http://journal.homocyberus.ru/digital_society_2020 (дата обращения: 01.06.2023).

 

© Плешаков Владимир Андреевич

 

* Данная статья написана на основе пленарного доклада «КИБЕРПСИХОЛОГИЯ: прошлое, настоящее, будущее», сделанного В. А. Плешаковым 27 мая 2023 года на Всероссийском онлайн-форуме с международным участием «ИНТЕРНЕТ-ПСИХОТЕРАПИЯ: прошлое, настоящее и будущее» (27-28 мая 2023 года) по специальному приглашению В. Ю. Меновщикова и по рекомендации А. Е. Войскунского (подробнее: http://www.homocyberus.ru/cyberpsychology).

* This article is written on the basis of the plenary report «CYBERPSYCHOLOGY: past, present, future», made by V. A. Pleshakov on May 27, 2023 at the All-Russian online Forum with international participation «INTERNET PSYCHOTHERAPY: past, present and future» (May 27-28, 2023) at the special invitation of V. Yu. Menovchikov and on the recommendation of A. E. Voiskunsky (more details: http://www.homocyberus.ru/cyberpsychology).

 

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ:

Плешаков В.А. Киберпсихология: вчера, сегодня, завтра / В.А. Плешаков // Электронный научно-публицистический журнал «Homo Cyberus». — 2023. — № 1 (14). [Электронный ресурс]. — URL: http://journal.homocyberus.ru/Pleshakov_VA_1_2023

FOR CITATION:

Pleshakov V.A. Cyberpsychology: yesterday, today, tomorrow / V.A. Pleshakov // Electronic scientific journal «Homo Cyberus». — 2023. — № 1 (14). [Electronic resource]. — URL: http://journal.homocyberus.ru/Pleshakov_VA_1_2023