III Международная конференция «Цифровое общество как культурно-исторический контекст развития человека»

19.00.00 Психологические науки

УДК 316.6

Обыденкова В.К.

 

 

 

12-14 февраля 2020 года в Коломне состоялась III Международная конференция «Цифровое общество как культурно-исторический контекст развития человека». Первые два дня мероприятия были посвящены обсуждению вопросов цифровизации образования на пленарных заседаниях, секциях и мастер-классах, завершающий – неформальному общению и знакомству гостей с Коломной.

12 февраля конференция началась с доклада Алексея Львовича Семёнова, доктора физико-математических наук, академика РАН и РАО: «Возможно ли преодоление цифрового разрыва между школой и жизнью?». Докладчик обратил внимание слушателей, что профессиональное сообщество ценит педагогов, которые используют информационные технологии на уроках. Яркий пример — победа Ларисы Арачашвили во Всероссийском конкурсе «Учитель года» в 2019 году.

А.Л. Семёнов

Следом подключился по Skype Григорий Александрович Асмолов, доктор философии (PhD), затронувший опосредование (по Л.С. Выготскому) — тему, которая ещё не раз прозвучит на конференции. Орудие, знакомое нам по концепции классика психологии, приобретает новый смысл: появляется понятие «цифровое орудие». А деятельность человека сегодня — деятельность по созданию цифровых орудий и деятельность, опосредуемая цифровыми орудиями.

Доклад Г.А. Асмолова

Юрий Вильевич Пахомов, психолог, независимый исследователь, обратился к вопросам культуры в контексте цифровой реальности 21-го века и выступил с критикой технократических взглядов на настоящее и будущее человечества.

Ю.В. Пахомов

В докладе Жолта Деметровича, доктора философии из Венгрии, прозвучала важная идея: нет зависимости от Интернета. Есть зависимость от конкретного контента в Интернете (игрового, порнографического и др.), поэтому соответствующие поведенческие проблемы необходимо рассматривать как отдельные расстройства.

Ж. Деметрович

Один из основополагающих вопросов конференции – методологию цифровизации образования – обсудили на одноимённой секции.

Ольга Александровна Фиофанова, доктор педагогических наук, сотрудник Института стратегии развития образования РАО, рассказала о конкурсе по анализу больших данных в сфере образования. Ольга Александровна объяснила его суть: участникам предлагается определённый набор данных и кейс, который необходимо решить (например, изучить данные об успеваемости школьников и выделить критерии для их анализа). В планах – создать «кейсотеку» по итогам конкурса.

О.А. Фиофанова

Сергей Иванович Бойко, кандидат политических наук, сотрудник РГГУ, объяснил, как преподавать политологию в условиях цифровой культуры.

С.И. Бойко

Вопросам тезаурусной аналитики посвятил свое выступление Сергей Васильевич Буянов, кандидат технических наук, преподаватель ПСТГУ.

С.В. Буянов

Валерия Кирилловна Обыденкова, кандидат педагогических наук, начальник информационно-аналитического отдела Института системных проектов МГПУ, пресс-секретарь информационно-просветительского интернет-портала «Homo Cyberus» и заместитель главного редактора электронного научно-публицистического журнала «Homo Cyberus», взглянула на «Московскую электронную школу» с позиции теории киберсоциализации человека и задалась вопросом: являются ли ресурсы МЭШ средствами киберсоциализации? Ответ зависит от того, содержит ли ресурс МЭШ качественные интерактивные задания, предлагает ли ученику взаимодействие с интернет-пространством и творчество в нем. Если этого нет, то сценарий урока превращается в простой иллюстративный материал, мало чем отличающийся от презентации PowerPoint и не обладающий киберсоциализирующими функциями.

В.К. Обыденкова

Ведущий научный сотрудник Института Европы РАН Наталья Викторовна Говорова рассказала о конкурентоспособности талантов в контексте цифрового общества.

Н.В. Говорова

Ярким завершением секции стал доклад Екатерины Алексеевны Алексеевой (Янковской), кандидата философских наук, доцента ГАУГН, на тему «Проблемы цифровой автоматизации работы преподавателя». Екатерина Алексеевна рассказала об известных роботах-преподавателях и отметила, что они полезны в ситуациях решения типовых задач (например, помогать в организации учебного процесса и отвечать на самые распространенные вопросы студентов, тем самым освободив время живого преподавателя; в некоторых случаях – передавать знания). Однако идея замены педагога роботом нежизнеспособна, ведь обучение — не просто алгоритм. Существуют ценностные, эмоциональные, мотивационные компоненты обучения, а также субъектность студента и преподавателя — всё это робот не в силах постичь.

Е.А. Алексеева (Янковская)

13 февраля конференция началась с выступления Александра Евгеньевича Войскунского, кандидата психологических наук, старшего научного сотрудника кафедры общей психологии факультета психологии МГУ. Тема доклада — «Киберпсихология в психологии». Александр Евгеньевич обозначил место данной отрасли в системе психологических наук и обрисовал новые задачи возрастной, клинической и др. психологии, связанные со становлением Интернета как параллельного пространства жизнедеятельности человека. Учёный выразил надежду, что в будущем киберпсихологию признают самостоятельным разделом психологии. Уже сейчас есть все предпосылки благодаря научной деятельности самого А.Е. Войскунского и его единомышленников, а также появлению учебных программ по киберпсихологии в МГУ, РГГУ, Саратовском университете им. Н.Г. Чернышевского, Мининском университете.

А.Е. Войскунский

Марек Соколовски, доктор гуманитарных наук и профессор социологии, на отличном русском языке рассказал, как молодежь Польши использует Интернет, представил данные масштабного исследования и разрушил стереотипы:

  • о значимой роли блогеров в обществе. 76 % участников его исследования считает, что блогеры не влияют на изменения в мире, поведение, социальные отношения. Остальные признаются, что благодаря блогерам они меняют свою жизнь (включая 20 % тех, кто пересматривает свои взгляды даже на очень спорные вопросы, такие как отношение к абортам, проблемам беженцам и пр.). Марек заметил, что подобное влияние блогеров возможно, если у молодого человека нет других идеалов или он в плохих отношениях со старшим поколением;
  • о традиционном восприятии молодых людей как «цифровых аборигенов», высоко компетентных в использовании Интернета и смежной деятельности. По наблюдению Марека, только каждый 10-й респондент сам создал видео, записал музыку или выложил иные авторские материалы в Интернет. Можно ли говорить, что это проявление невысокого уровня цифровой компетентности? И да, и нет. Как пользователи и потребители благ Интернета молодые люди, безусловно, компетентны. А как авторы, создатели контента? Вот в чем основной вопрос.

М. Соколовски

Доктор психологических наук, руководитель департамента психологии ВШЭ Мария Вячеславовна Фаликман посвятила свой доклад культурно-деятельностной методологии в современных цифровых исследованиях и вопросам цифрового опосредования деятельности человека.

«Центральный факт нашей психологии — факт опосредования» — тезис Льва Семеновича Выготского актуален и в XXI веке. Следуя за идеями Энди Кларка, Мария Вячеславовна отметила, что психика и когнитивные процессы человека не ограничены ни черепной коробкой, ни телом, а разомкнуты во внешний мир. Поэтому можно говорить о цифровой экстериоризации инструментов мышления и принятия решения (калькулятор, сервисы построения графиков и др., разнообразные приложения для организации повседневной жизни), а также памяти (Google Keep и другие сервисы для создания заметок, фотографии на мобильные устройства). Значительную часть информации мы храним уже не в собственной памяти, а вовне, в Сети, и знаем, что и где посмотреть, если нужно восполнить пробелы в воспоминаниях. Экстериоризируются и инструменты внимания: существуют сервисы, анализирующие ситуацию на проезжей части и подсказывающие водителю, на что нужно посмотреть.

М.В. Фаликман

В завершении пленарного заседания Галина Владимировна Солдатова, доктор психологических наук, профессор, член-корреспондент РАО и директор Фонда Развития Интернет, объяснила, как подростки и взрослые живут в смешанной реальности. Поддерживая новые взгляды на культурно-историческую концепцию и деятельностный подход в современных условиях, не раз прозвучавшие на конференции, Галина Владимировна заметила: «Интернет — это культурное орудие, способствующее порождению новых форм деятельности, культурных практик, феноменов, значений и смыслов». И уже нельзя делить пространство социализации ребенка на онлайн и офлайн — их границы размыты. Каждый второй подросток и каждый пятый родитель живет, действует, развивается уже в смешанной (совмещённой) реальности. По традиции Г.В. Солдатова поделилась результатами масштабного исследования Фонда Развития Интернет, подтверждающими озвученные тезисы.

Г.В. Солдатова

Следом состоялась публичная лекция Александра Григорьевича Асмолова, доктора психологических наук, академика РАО, директора Школы антропологии будущего РАНХиГС, на тему «В начале была цифра: генеративное общество как культурно-исторический феномен». Фундаментальная идея выступления — призыв переходить от мотивации нужды к мотивации поиска смысла жизни, от человеческого капитала — к человеческому потенциалу, от ориентации «люди-средства» — к ориентации «люди-ценности», от культуры полезности — к культуре достоинства.

А.Г. Асмолов

Заслуживает внимания секция на актуальную тему «Ребенок и подросток в цифровом мире».

Евгения Юрьевна Никонова, сотрудница МГУ, представила результаты исследования, в который раз подтверждающие непродуктивность многозадачности, а особенно медиамногозадачности! По словам докладчика, это «одновременное использование нескольких мультимедийных потоков, сочетание использования цифровых и традиционных источников информации и (или) сочетание использования офлайновых и виртуальных видов деятельности».

Суть исследования заключалась в следующем: прочтя инструкцию и перечень заданий, респондент начинал выполнять их за компьютером. После ознакомления инструкцию и список задач убирали, и посмотреть их ещё раз не разрешалось. В процессе работы над заданиями участников отвлекали: включали фоновую музыку, отправляли сообщения с вопросами. Результат таков: «однозадачники» более продуктивны и совершают меньше ошибок.

Е.Ю. Никонова

Далее с темой «Стратегии учительской медиации цифровой активности школьников глазами подростков» выступила Светлана Вячеславовна Чигарькова — коллега Евгении Юрьевны. Она отметила, что лишь 4 % старших подростков и 2 % младших обращаются за помощью к учителям в случаях столкновенния с онлайн-рисками. 49 % и 39 % соответственно предпочтут обсудить проблему с друзьями, 30 % и 28 % — с родителями, 17 % и 16 % — с братом или сестрой. 19 % и 16 % никому не расскажут, что их обеспокоило или напугало в Интернете. При этом на Западе цифры гораздо более обнадеживающие. Вероятно, основная стратегия учительской медиации в России — ограничивающая: проще запретить или ограничить использование учениками цифровых технологий, чем стать проводниками в мир безопасной и продуктивной интернет-активности. В цифровую социализацию (и в целом в киберсоциализацию) учеников педагоги включаются неактивно и недостаточно рано.

С.В. Чигарькова

В заключительной части секции выступил Александр Николаевич Сизанов, кандидат психологических наук, сотрудник Республиканского института высшей школы, который рассказал о старте программы по подготовке веб-психологов в Республике Беларусь.

А.Н. Сизанов

Безусловно, мероприятие способствовало научному взаимообогащению участников и налаживанию деловых связей. Вероятно, в обозримом будущем мы увидим новые проекты, исследования и публикации, вдохновлённые идеями, прозвучавшими на конференции!

 

© Обыденкова Валерия Кирилловна

Обыденкова В.К. III Международная конференция «Цифровое общество как культурно-исторический контекст развития человека» / В.К. Обыденкова // Электронный научно-публицистический журнал «Homo Cyberus». – 2020. – № 1 (8). – URL: http://journal.homocyberus.ru/digital_society_2020