III Международная конференция «Цифровое общество как культурно-исторический контекст развития человека»
19.00.00 Психологические науки
УДК 316.6
12-14 февраля 2020 года в Коломне состоялась III Международная конференция «Цифровое общество как культурно-исторический контекст развития человека». Первые два дня мероприятия были посвящены обсуждению вопросов цифровизации образования на пленарных заседаниях, секциях и мастер-классах, завершающий – неформальному общению и знакомству гостей с Коломной.
12 февраля конференция началась с доклада Алексея Львовича Семёнова, доктора физико-математических наук, академика РАН и РАО: «Возможно ли преодоление цифрового разрыва между школой и жизнью?». Докладчик обратил внимание слушателей, что профессиональное сообщество ценит педагогов, которые используют информационные технологии на уроках. Яркий пример — победа Ларисы Арачашвили во Всероссийском конкурсе «Учитель года» в 2019 году.
А.Л. Семёнов |
Следом подключился по Skype Григорий Александрович Асмолов, доктор философии (PhD), затронувший опосредование (по Л.С. Выготскому) — тему, которая ещё не раз прозвучит на конференции. Орудие, знакомое нам по концепции классика психологии, приобретает новый смысл: появляется понятие «цифровое орудие». А деятельность человека сегодня — деятельность по созданию цифровых орудий и деятельность, опосредуемая цифровыми орудиями.
Доклад Г.А. Асмолова |
Юрий Вильевич Пахомов, психолог, независимый исследователь, обратился к вопросам культуры в контексте цифровой реальности 21-го века и выступил с критикой технократических взглядов на настоящее и будущее человечества.
Ю.В. Пахомов |
В докладе Жолта Деметровича, доктора философии из Венгрии, прозвучала важная идея: нет зависимости от Интернета. Есть зависимость от конкретного контента в Интернете (игрового, порнографического и др.), поэтому соответствующие поведенческие проблемы необходимо рассматривать как отдельные расстройства.
Ж. Деметрович |
Один из основополагающих вопросов конференции – методологию цифровизации образования – обсудили на одноимённой секции.
Ольга Александровна Фиофанова, доктор педагогических наук, сотрудник Института стратегии развития образования РАО, рассказала о конкурсе по анализу больших данных в сфере образования. Ольга Александровна объяснила его суть: участникам предлагается определённый набор данных и кейс, который необходимо решить (например, изучить данные об успеваемости школьников и выделить критерии для их анализа). В планах – создать «кейсотеку» по итогам конкурса.
О.А. Фиофанова |
Сергей Иванович Бойко, кандидат политических наук, сотрудник РГГУ, объяснил, как преподавать политологию в условиях цифровой культуры.
С.И. Бойко |
Вопросам тезаурусной аналитики посвятил свое выступление Сергей Васильевич Буянов, кандидат технических наук, преподаватель ПСТГУ.
С.В. Буянов |
Валерия Кирилловна Обыденкова, кандидат педагогических наук, начальник информационно-аналитического отдела Института системных проектов МГПУ, пресс-секретарь информационно-просветительского интернет-портала «Homo Cyberus» и заместитель главного редактора электронного научно-публицистического журнала «Homo Cyberus», взглянула на «Московскую электронную школу» с позиции теории киберсоциализации человека и задалась вопросом: являются ли ресурсы МЭШ средствами киберсоциализации? Ответ зависит от того, содержит ли ресурс МЭШ качественные интерактивные задания, предлагает ли ученику взаимодействие с интернет-пространством и творчество в нем. Если этого нет, то сценарий урока превращается в простой иллюстративный материал, мало чем отличающийся от презентации PowerPoint и не обладающий киберсоциализирующими функциями.
В.К. Обыденкова |
Ведущий научный сотрудник Института Европы РАН Наталья Викторовна Говорова рассказала о конкурентоспособности талантов в контексте цифрового общества.
Н.В. Говорова |
Ярким завершением секции стал доклад Екатерины Алексеевны Алексеевой (Янковской), кандидата философских наук, доцента ГАУГН, на тему «Проблемы цифровой автоматизации работы преподавателя». Екатерина Алексеевна рассказала об известных роботах-преподавателях и отметила, что они полезны в ситуациях решения типовых задач (например, помогать в организации учебного процесса и отвечать на самые распространенные вопросы студентов, тем самым освободив время живого преподавателя; в некоторых случаях – передавать знания). Однако идея замены педагога роботом нежизнеспособна, ведь обучение — не просто алгоритм. Существуют ценностные, эмоциональные, мотивационные компоненты обучения, а также субъектность студента и преподавателя — всё это робот не в силах постичь.
Е.А. Алексеева (Янковская) |
13 февраля конференция началась с выступления Александра Евгеньевича Войскунского, кандидата психологических наук, старшего научного сотрудника кафедры общей психологии факультета психологии МГУ. Тема доклада — «Киберпсихология в психологии». Александр Евгеньевич обозначил место данной отрасли в системе психологических наук и обрисовал новые задачи возрастной, клинической и др. психологии, связанные со становлением Интернета как параллельного пространства жизнедеятельности человека. Учёный выразил надежду, что в будущем киберпсихологию признают самостоятельным разделом психологии. Уже сейчас есть все предпосылки благодаря научной деятельности самого А.Е. Войскунского и его единомышленников, а также появлению учебных программ по киберпсихологии в МГУ, РГГУ, Саратовском университете им. Н.Г. Чернышевского, Мининском университете.
А.Е. Войскунский |
Марек Соколовски, доктор гуманитарных наук и профессор социологии, на отличном русском языке рассказал, как молодежь Польши использует Интернет, представил данные масштабного исследования и разрушил стереотипы:
- о значимой роли блогеров в обществе. 76 % участников его исследования считает, что блогеры не влияют на изменения в мире, поведение, социальные отношения. Остальные признаются, что благодаря блогерам они меняют свою жизнь (включая 20 % тех, кто пересматривает свои взгляды даже на очень спорные вопросы, такие как отношение к абортам, проблемам беженцам и пр.). Марек заметил, что подобное влияние блогеров возможно, если у молодого человека нет других идеалов или он в плохих отношениях со старшим поколением;
- о традиционном восприятии молодых людей как «цифровых аборигенов», высоко компетентных в использовании Интернета и смежной деятельности. По наблюдению Марека, только каждый 10-й респондент сам создал видео, записал музыку или выложил иные авторские материалы в Интернет. Можно ли говорить, что это проявление невысокого уровня цифровой компетентности? И да, и нет. Как пользователи и потребители благ Интернета молодые люди, безусловно, компетентны. А как авторы, создатели контента? Вот в чем основной вопрос.
М. Соколовски |
Доктор психологических наук, руководитель департамента психологии ВШЭ Мария Вячеславовна Фаликман посвятила свой доклад культурно-деятельностной методологии в современных цифровых исследованиях и вопросам цифрового опосредования деятельности человека.
«Центральный факт нашей психологии — факт опосредования» — тезис Льва Семеновича Выготского актуален и в XXI веке. Следуя за идеями Энди Кларка, Мария Вячеславовна отметила, что психика и когнитивные процессы человека не ограничены ни черепной коробкой, ни телом, а разомкнуты во внешний мир. Поэтому можно говорить о цифровой экстериоризации инструментов мышления и принятия решения (калькулятор, сервисы построения графиков и др., разнообразные приложения для организации повседневной жизни), а также памяти (Google Keep и другие сервисы для создания заметок, фотографии на мобильные устройства). Значительную часть информации мы храним уже не в собственной памяти, а вовне, в Сети, и знаем, что и где посмотреть, если нужно восполнить пробелы в воспоминаниях. Экстериоризируются и инструменты внимания: существуют сервисы, анализирующие ситуацию на проезжей части и подсказывающие водителю, на что нужно посмотреть.
М.В. Фаликман |
В завершении пленарного заседания Галина Владимировна Солдатова, доктор психологических наук, профессор, член-корреспондент РАО и директор Фонда Развития Интернет, объяснила, как подростки и взрослые живут в смешанной реальности. Поддерживая новые взгляды на культурно-историческую концепцию и деятельностный подход в современных условиях, не раз прозвучавшие на конференции, Галина Владимировна заметила: «Интернет — это культурное орудие, способствующее порождению новых форм деятельности, культурных практик, феноменов, значений и смыслов». И уже нельзя делить пространство социализации ребенка на онлайн и офлайн — их границы размыты. Каждый второй подросток и каждый пятый родитель живет, действует, развивается уже в смешанной (совмещённой) реальности. По традиции Г.В. Солдатова поделилась результатами масштабного исследования Фонда Развития Интернет, подтверждающими озвученные тезисы.
Г.В. Солдатова |
Следом состоялась публичная лекция Александра Григорьевича Асмолова, доктора психологических наук, академика РАО, директора Школы антропологии будущего РАНХиГС, на тему «В начале была цифра: генеративное общество как культурно-исторический феномен». Фундаментальная идея выступления — призыв переходить от мотивации нужды к мотивации поиска смысла жизни, от человеческого капитала — к человеческому потенциалу, от ориентации «люди-средства» — к ориентации «люди-ценности», от культуры полезности — к культуре достоинства.
А.Г. Асмолов |
Заслуживает внимания секция на актуальную тему «Ребенок и подросток в цифровом мире».
Евгения Юрьевна Никонова, сотрудница МГУ, представила результаты исследования, в который раз подтверждающие непродуктивность многозадачности, а особенно медиамногозадачности! По словам докладчика, это «одновременное использование нескольких мультимедийных потоков, сочетание использования цифровых и традиционных источников информации и (или) сочетание использования офлайновых и виртуальных видов деятельности».
Суть исследования заключалась в следующем: прочтя инструкцию и перечень заданий, респондент начинал выполнять их за компьютером. После ознакомления инструкцию и список задач убирали, и посмотреть их ещё раз не разрешалось. В процессе работы над заданиями участников отвлекали: включали фоновую музыку, отправляли сообщения с вопросами. Результат таков: «однозадачники» более продуктивны и совершают меньше ошибок.
Е.Ю. Никонова |
Далее с темой «Стратегии учительской медиации цифровой активности школьников глазами подростков» выступила Светлана Вячеславовна Чигарькова — коллега Евгении Юрьевны. Она отметила, что лишь 4 % старших подростков и 2 % младших обращаются за помощью к учителям в случаях столкновенния с онлайн-рисками. 49 % и 39 % соответственно предпочтут обсудить проблему с друзьями, 30 % и 28 % — с родителями, 17 % и 16 % — с братом или сестрой. 19 % и 16 % никому не расскажут, что их обеспокоило или напугало в Интернете. При этом на Западе цифры гораздо более обнадеживающие. Вероятно, основная стратегия учительской медиации в России — ограничивающая: проще запретить или ограничить использование учениками цифровых технологий, чем стать проводниками в мир безопасной и продуктивной интернет-активности. В цифровую социализацию (и в целом в киберсоциализацию) учеников педагоги включаются неактивно и недостаточно рано.
С.В. Чигарькова |
В заключительной части секции выступил Александр Николаевич Сизанов, кандидат психологических наук, сотрудник Республиканского института высшей школы, который рассказал о старте программы по подготовке веб-психологов в Республике Беларусь.
А.Н. Сизанов |
Безусловно, мероприятие способствовало научному взаимообогащению участников и налаживанию деловых связей. Вероятно, в обозримом будущем мы увидим новые проекты, исследования и публикации, вдохновлённые идеями, прозвучавшими на конференции!
© Обыденкова Валерия Кирилловна
Обыденкова В.К. III Международная конференция «Цифровое общество как культурно-исторический контекст развития человека» / В.К. Обыденкова // Электронный научно-публицистический журнал «Homo Cyberus». – 2020. – № 1 (8). – URL: http://journal.homocyberus.ru/digital_society_2020