киберонтологический подход

Киберпсихология: вчера, сегодня, завтра

Плешаков В.А.

Аннотация. В статье раскрывается авторский взгляд на три этапа оформления киберпсихологии как новой научной отрасли: 1 этап: зарождение киберпсихологии (1960 — 1990-е гг.); 2 этап: становление киберпсихологии (1990 — 2010-е гг.); 3 этап: развитие киберпсихологии (2010 — н. в.). Каждый этап описан с позиции деятельностного вклада ключевых для киберпсихологии персон, упоминаются изобретения, журналы, книги, проекты, способствующие институционализации киберпсихологии как новой научной отрасли. Перечислены ретроспективные и перспективные темы киберпсихологических исследований. Приведены результаты взаимодействия с нейросетью ChatGPT по ряду запросов на тему киберпсихологии. Названы шесть российских вузов, в которых можно пройти обучение в рамках магистерских программ по киберпсихологии.

Ключевые слова: киберпсихология, этапы оформления киберпсихологии, зарождение киберпсихологии, становление киберпсихологии, развитие киберпсихологии, психология Интернета, интернет-психология, веб-психология, киберпространство, Homo Cyberus, человек киберсоциализирующийся, киберсоциализация, киберпедагогика, киберонтологический подход, Дж. Р. Сулер, А. Е. Войскунский, Дж. К. Р. Ликлайдер, О, К. Тихомиров, Н. А. Носов, Т.Дж. Бернес-Ли, Р. Кайо, В. Ю. Меновщиков, Е. А. Щепилина, В. А. Плешаков, О. И. Воинова, А. Г. Асмолов, Г. В. Солдатова, человек разумный киберсоциализирующийся, Homo Sapiens Cyberus

Плешаков В.А. Киберпсихология: вчера, сегодня, завтра / В.А. Плешаков // Электронный научно-публицистический журнал «Homo Cyberus». — 2023. — № 1 (14). [Электронный ресурс]. — URL: http://journal.homocyberus.ru/Pleshakov_VA_1_2023

Об условиях обеспечения реализации и интеграции деятельностного, компетентностного и киберонтологического подходов в киберпедагогике

Плешаков В.А.

Аннотация. В статье на основе раскрытия сущностной характеристики деятельностного, компетентностного и киберонтологического подходов приводится описание организационных и психолого-педагогических условий обеспечения реализации данных подходов и их интеграции в киберпедагогике.

Плешаков В.А. Об условиях обеспечения реализации и интеграции деятельностного, компетентностного и киберонтологического подходов в киберпедагогике / В.А. Плешаков // Электронный научно-публицистический журнал «Homo Cyberus». – 2019. – № 2 (7). – URL: http://journal.homocyberus.ru/Pleshakov_VA_2_2019

Об агентах и средствах киберсоциализации «Homo Cyberus»’а

Плешаков В.А., Воинова О.И.

Аннотация. В статье говорится об основных моделях «Homo»-концепций. Раскрывается суть базовой модели «Homo Cyberus»’а (человека киберсоциализирующегося). Обозначаются агенты киберсоциализации первого и второго порядка. Перечисляются основные средства киберсоциализации.

Плешаков В.А., Воинова О.И. Об агентах и средствах киберсоциализации «Homo Cyberus»’а / В.А. Плешаков, О.И. Воинова  // Электронный научно-публицистический журнал "Homo Cyberus". - 2019. - №1(6). [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://journal.homocyberus.ru/Pleshakov_VA_Voinova_OI_1_2019, свободный - Загл. с экрана.

Основы психолого-педагогического сопровождения детей в процессе киберсоциализации

 Захарьящева О.А.

Аннотация: в статье обобщен опыт работы с детьми, родителями и педагогами в рамках психолого-педагогического сопровождения учащихся в процессе киберсоциализации. Представлены четыре этапа детской киберсоциализации: созерцательный, познавательный, активный и созидательный. Описаны возможные результаты системной работы по формированию адаптивных моделей поведения в киберпространстве.

Захарьящева О.А. Основы психолого-педагогического сопровождения детей в процессе киберсоциализации / О.А. Захарьящева  // Электронный научно-публицистический журнал "Homo Cyberus". - 2019. - №1(6). [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://journal.homocyberus.ru/ZahariyashchevaOA_1_2019, свободный. - Загл. с экрана.