Об условиях обеспечения реализации и интеграции деятельностного, компетентностного и киберонтологического подходов в киберпедагогике

Плешаков В.А.

Аннотация. В статье на основе раскрытия сущностной характеристики деятельностного, компетентностного и киберонтологического подходов приводится описание организационных и психолого-педагогических условий обеспечения реализации данных подходов и их интеграции в киберпедагогике.

Ключевые слова: киберпедагогика, деятельностный подход, компетентностный подход, киберонтологический подход, цифровая трансформация, образование, обучение, воспитание, Homo Cyberus, слово главного редактора.


13.00.00 Педагогические науки

УДК 37


On the conditions for ensuring the implementation and integration of activity, competence and cyberontological approaches in cyberpedagogics

V.A. Pleshakov

Abstract. The article based on the disclosure of essential characteristics of activity, competence and cyberontological approaches. It deals with organizational, psychological and pedagogical conditions for implementation and integration these approaches in cyberpedagogics.

Key words: cyberpedagogics, activity approach, competence approach, cyberontological approach, digital transformation, education, training, Homo Cyberus, word of the chief editor.


 

Человеку XXI века, воспитание и обучение которого осуществляется теперь в смешанных реальностях [5], не просто быть и развиваться физически, психически и социально здоровой личностью. В связи с интенсивной эволюцией информационно-технологических процессов и активным внедрением инновационных решений существующих старых и новых проблем на первый план выходят этико-философские [7; 8], социологические [6; 9; 10; 27] и психологические аспекты [12-14] так называемой цифровой трансформации природы человека [4; 23]. Это откликается в социальных трендах, цели и задачах социального воспитания в постиндустриальную эпоху [18; 24-26], исходя из всё возрастающей роли символьно-знаковой реальности киберпространства в жизнедеятельности человека XXI века.

Вызовы XXI века и контекст нашей жизни – цифровизация человечества и мира; интенсивная киберсоциализация и гаджетизация социума; становление и распространение киберонтологического подхода в образовании – привели к появлению киберпедагогики. Стоит говорить не только о востребованности этого нового научного направления, но и рассмотреть основные подходы, на которых киберпедагогика базируется.

Цифровая трансформация образования становится новой ступенью эволюции обучения и воспитания, т.е. всей системы образования, и предполагает не только открытость инновациям, но и обязанность сохранить имеющиеся традиции, которые действительно способствуют развитию личности и образованию человека.

Приоритетная задача в гуманистической парадигме образования – создание для обучающихся всех уровней образования условий их творческой самореализации, личностного самоопределения, раскрытия индивидуальности, формирования компетенций для жизни в постоянно обновляющемся социуме, включая навыки работы в команде.

Несмотря на то, что деятельностный подход был разработан ещё в 1920-30-е гг. XX века А.Н. Леонтьевым и С.Л. Рубинштейном с опорой на идеи Л.С. Выготского по культурно-исторической психологии, он не только не растрачивает, а наоборот, наращивает и обретает свою особую актуальность именно в конце прошлого века и первые десятилетия нового тысячелетия, когда потребовалось деятельно отвечать на вызовы XXI века в условиях цифровой трансформации образования. Новый виток развития подхода можно увидеть в работах Б.Д. Эльконина, В.А. Львовского, П.Г. Нежнова, С.Ф. Горбова и др.

Согласно данному подходу деятельность представляет собой систему или совокупность направленных действий, обеспечивающих достижение цели (целей). При этом сознание человека не просто проявляется и формируется в деятельности как отдельная психическая реальность – оно «встроено» и в индивидуальную, и в совместную (коллективную) деятельность, и неразрывно связано с ней (что составляет известный принцип единства сознания и деятельности С.Л. Рубинштейна).

Деятельностный подход не остаётся неизменным согласно первоначальным задумкам авторов: со временем, конечно же, он трансформируется и эволюционирует. Так, отметим, что А.Г. Асмолов регулярно инициирует дискуссию по обсуждению, как спорных проблем, так и перспектив развития не просто культурно-исторической, но культурно-деятельностной психологии. Например, одной из перспектив развития именно культурно-деятельностной психологии он называет разработку неодеятельностного историко-эволюционного подхода, в рамках которого «превращённой формой» деятельности как существования становится психика, бессознательное, сознание и личность [1]. А на базе МГПУ с начала 2018 года проводится постоянно действующий университетский семинар «Что такое деятельностный подход в образовании», став площадкой для продуктивной дискуссии [28].

Деятельностный подход в киберпедагогике обеспечивает непосредственную эволюцию социализации и киберсоциализации человека за счёт специально инициированной, организованной и осознанной совместной деятельности педагогов и обучающихся. В ходе такой деятельности они продуктивно реализуют свою субъектность, мотивированную активность, приобретают соответствующий опыт, знания, навыки, формируют и развивают необходимые компетенции.

Компетентностный подход (зародившийся за рубежом в 1960-70-е гг.) в отечественной педагогике стал активно обсуждаться после выхода в свет в 2001 году «Концепции модернизации российского образования до 2010 года» и начал набирать обороты вследствие присоединения России в 2003 году к Болонскому процессу. Компетентностный подход можно рассматривать как популярный выход из сложившегося на рубеже XX-XXI веков противоречия между необходимостью обеспечить по-прежнему высокое качество образования и невозможностью решить эту задачу традиционными педагогическими способами из-за постоянного увеличения объёма информации, которую должны усвоить обучающиеся всех уровней образования [2; 11].

Компетентностный подход в киберпедагогике позволяет раскрывать образовательный потенциал киберпространства, обеспечивая не только формирование, но и направляемое и управляемое развитие компетенций обучающихся – динамической комбинации знаний, умений, навыков и способности к их применению в своей основной деятельности. Категория «компетенция» содержательно наполняется ещё и собственно личностными составляющими субъектов образования, включая мотивацию. Компетентность субъектов образования представляет собой интеграцию компонентов их когнитивной и эмоциональной сфер, способных при необходимости заменять друг друга во время движения к поставленной цели.

Самый молодой – киберонтологический подход [3] – возник как ответ вызовам начала XXI века и базируется на теории киберсоциализации человека [18].

Согласно теории киберсоциализации, «человек XXI в. живёт и взаимодействует с другими людьми и миром в целом параллельно в двух социализирующих средах – классической объективной (материальной) реальности и альтернативной инновационной реальности киберпространства (киберреальности), – которые потенциально и реально влияют на становление и трансформацию субъективной (явления психики) реальности» [21, С. 8-9]. При этом, что важно для данного подхода, «киберпространство в XXI в. представляет собой некое созданное и постоянно дополняющееся человечеством сетевое информационное воплощение ноосферы, обретающее относительные характеристики инновационной «параллельной» реальности – киберреальности» [18, С. 28].

Киберонтология, соответственно, есть «бытие и/или жизнедеятельность человека в киберреальности, детерминированное уровнем развития самосознания и мотивационно-потребностной сферой личности, а также комплексом объективных и субъективных микро-, макро-, мезо- и мегафакторов социализирующей среды» [22, С. 10].

В соответствии с киберонтологической концепцией образование личности определяется условиями жизнедеятельности человека и его взаимодействия с собой, другими людьми и миром в целом не только в предметной действительности, но и в киберреальности [19], а развитие его личности – «через взаимодействие с субъектами и агентами киберсоциализации (а именно в процессе и результате: трансляции и ретрансляции информации, опыта, эмоциональных и поведенческих установок и т.п.; обучения и воспитания, самообучения и самовоспитания; освоения методов и технологий современного мира, позволяющих вести полноценный образ жизни и получать желаемое образование; формирования общей и профессиональной культуры, культуры киберсоциализации)» [20, С. 258].

Киберонтологический подход в киберпедагогике обосновывает и позволяет учитывать современные условия жизнедеятельности человека, формирования и развития личности в XXI веке, а также роль и эволюцию ключевых (общекультурных), конкретно-предметных (учебных) и метапредметных, общепрофессиональных и профессиональных (специальных) видов киберкомпетенций, необходимых для продуктивной киберсоциализации обучающегося. Тем самым киберонтологический подход способствует актуализации личностного и профессионального развития обучающегося, определяясь условиями актуальной для него деятельности, взаимодействия с другими обучающимися, а также с педагогом, как в условиях предметной действительности, так и в символьно-знаковой реальности киберпространства.

Интеграцию данных трёх подходов на примере педагогической технологии интернет-проектирования можно проследить в контексте исследования моей ученицы и коллеги В.К. Обыденковой [17].

Перейду к краткой характеристике организационных и психолого-педагогических условий обеспечения реализации и интеграции деятельностного, компетентностного и киберонтологического подходов в киберпедагогике.

Исхожу из того, что необходимо опираться на систему как общих, так и специальных норм и правил с учётом реалий профессиональной подготовки педагогических кадров. Тогда организационные условия должны включать в себя процессуальный компонент профессиональной подготовки педагогических кадров, а психолого-педагогические условия – представлять собой содержательную характеристику системы психолого-педагогического сопровождения продуктивной организации педагогами учебной деятельности обучающихся. Комплекс психолого-педагогических условий интеграции деятельностного, компетентностного и киберонтологического подходов в киберпедагогике в контексте разработки и становления системы профессиональных стандартов должен включать в себя целенаправленные меры педагогического взаимодействия обучающихся и педагогов на всех ступенях и уровнях образования. Психолого-педагогические условия будут детерминировать разрешение существующих противоречий в области обеспечения учебной деятельности с учётом специфики киберсоциализации общества и человека в условиях цифровой трансформации образования.

Конкретные взаимосвязанные друг с другом организационные и психолого-педагогические условия представлены в таблице 1.

Таблица 1.

Базовые условия обеспечения реализации и интеграции деятельностного, компетентностного и киберонтологического подходов в киберпедагогике с учётом реалий киберсоциализации общества и человека

Организационные

Психолого-педагогические

  • в контексте цифровой трансформации образования определить требования к педагогическим кадрам, способствующие ориентированию обучающихся на всех уровнях образования на продуктивную деятельность в предметной действительности и в условиях символьно-знаковой реальности киберпространства;
  • регулярно диагностировать актуальные интересы, потребности и уровень готовности обучающихся на всех уровнях образования к позитивной киберсоциализации и продуктивной жизнедеятельности в предметной действительности и в условиях символьно-знаковой реальности киберпространства;
  • выявить, проанализировать и обосновать критерии, обеспечивающие эффективность профессиональной подготовки педагогических кадров к организации деятельности обучающихся на всех уровнях образования в предметной действительности и в условиях символьно-знаковой реальности киберпространства;
  • сформировать установку на профессиональное использование педагогических возможностей и ресурсов предметной действительности и символьно-знаковой реальности киберпространства для организации разноформатной деятельности обучающихся на всех уровнях образования;
  • внести изменения в систему профессиональной подготовки педагогических кадров с целью формирования у них компетенций, необходимых для осуществления деятельности обучающихся на всех ступенях и уровнях образования в предметной действительности и в условиях символьно-знаковой реальности киберпространства;
  • обеспечить системное организованное формирование у обучающихся на всех уровнях образования киберкомпетенций, необходимых им для эффективной организации деятельности;
  • осуществлять периодический мониторинг квалификации педагогических кадров на предмет компетентности в сфере формирования готовности обучающихся на всех уровнях образования к деятельности в предметной действительности и в условиях символьно-знаковой реальности киберпространства (например, ежегодно);
  • осуществлять ориентацию на субъект-субъектное общение педагогов и обучающихся на всех уровнях образования в предметной действительности и в символьно-знаковой реальности киберпространства в процессе реализации деятельности;
  • организовать регулярное повышение квалификации и, при необходимости, профессиональной переподготовки педагогических кадров в области формирования готовности обучающихся на всех уровнях образования к деятельности в предметной действительности и в условиях символьно-знаковой реальности киберпространства (например, ежегодно).
  • обеспечить супервизорство педагога в предметной действительности и в символьно-знаковой реальности киберпространства в процессе реализации деятельности обучающихся на всех уровнях образования с соблюдением основных принципов деловой киберкоммуникации (регламентированности, включенности, фиксации, фасилитации, диалога, проблематизации, рефлексии [15; 16; 17]);
  • осуществлять целенаправленную организацию педагогом рефлексии обучающихся на всех уровнях образования в процессе реализации деятельности в предметной действительности и в символьно-знаковой реальности киберпространства;
  • в контексте цифровой трансформации образования обеспечить пролонгацию результатов деятельности и помощь педагогов в построении индивидуальных траекторий деятельности обучающихся на всех уровнях образования в предметной действительности и в символьно-знаковой реальности киберпространства.
 

Система психолого-педагогического сопровождения обеспечения реализации и интеграции деятельностного, компетентностного и киберонтологического подходов в киберпедагогике будет строиться на основе развития профессионального взаимодействия всех субъектов образования и представлять собой единство целей, задач, принципов, структурно-содержательных компонентов, условий, показателей, охватывающая всех участников образовательного процесса.

 

Список литературы

  1. Асмолов А.Г. Историко-эволюционная парадигма конструирования разнообразия миров: деятельность как существование / А.Г. Асмолов // Вопросы психологии. – 2008. – № 5. – С. 3–11.
  2. Байденко В.И. Компетентностный подход к проектированию государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (методологические и методические вопросы): методическое пособие / В.И. Байденко. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2005. – 114 с.
  3. Воинова О.И., Плешаков В.А. Киберонтологический подход в образовании: монография / О.И. Воинова, В.А. Плешаков / Под ред. В.А. Плешакова – Норильск: Норильский индустриальный институт, 2012. – 244 с.
  4. Воинова О.И., Плешаков В.А. Личность и киберсоциум: становление киберсоциальности и классификация людей по степени интегрированности в киберсоциум / О.И. Воинова, В.А. Плешаков // Электронный научно-публицистический журнал «Homo Cyberus». – 2018. – № 1 (4). – URL: http://journal.homocyberus.ru/personality_and_cybersocium_formation_of_cybersafty_and_classification_of_people_according_to_the_extent_of_the_integration_into_the_cybersocium (дата обращения: 30.12.2019).
  5. Воропаев М.В. Воспитание в виртуальных средах. Монография. / М.В. Воропаев / Научн. ред. А.В. Мудрик. – М., 2010. – 232 с.
  6. Гримов О.А. Социокультурное самоконструирование личности в социальных сетях Интернета / О.А. Гримов // Электронный научно-публицистический журнал «Homo Cyberus». – 2016. – №1. URL: http://journal.homocyberus.ru/sociokulturnoe_samokonstruirovanie_lichnosti_v_socsetyah (дата обращения: 30.12.2019).
  7. Девтеров И.В. Актуальная киберфилософия: к вопросу о мере цифрового взаимодействия / И.В. Девтеров // Электронный научно-публицистический журнал «Homo Cyberus». – 2018. – № 1 (4). – URL: http://journal.homocyberus.ru/the_actual_cyberphilosoph_to_the_question_on_the_measure_of_digital_interaction (дата обращения: 30.12.2019).
  8. Девтеров И.В. Развитие человека в контексте киберсоциального антропоцентризма / И.В. Девтеров // Электронный научно-публицистический журнал «Homo Cyberus». – 2018. – № 2 (5). – URL: http://journal.homocyberus.ru/human_development_in_the_context_of_cybersocial_anthropocentrism (дата обращения: 30.12.2019).
  9. Дулина Н.В., Ефимов Е.Г., Небыков И.А., Токарев В.В. Социокультурное освоение виртуального пространства: опыт социологического анализа: монография / Н.В. Дулина, Е.Г. Ефимов, И.А. Небыков, В.В. Токарев – Волгоград: Волгоградское научное издательство, 2014. – 162 с.
  10. Ефимов Е.Г. Социальные интернет-сети (методология и практика исследования): монография / Е.Г. Ефимов – Волгоград: Волгоградское научное издательство, 2015. – 168 с.
  11. Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования / И.А. Зимняя // Высшее образование сегодня. – 2003. – № 5. – С. 34–42.
  12. Лучинкина А.И. Специфика мировоззрения интернет-пользователей / А.И. Лучинкина // Проблемы современного педагогического образования. – 2016. – № 51-1. – С. 311–317.
  13. Лучинкина А.И. Специфика мотивации интернет-пользователей / А.И. Лучинкина // Перспективы науки и образования. – 2014. – № 6 (12). – С. 105–109.
  14. Лучинкина А.И. Особенности социализации интернет-пользователей / А.И. Лучинкина // Ученые записки Крымского инженерно-педагогического университета. Серия: Педагогика. Психология. – 2016. – № 2 (4). – С. 137–140.
  15. Обыденкова В.К. Принципы деловой киберкоммуникации в контексте организации интернет-проектирования в педагогическом вузе / В.К. Обыденкова // Прикладная психология на службе развивающейся личности: сборник научных статей и материалов XV научно-практической конференции с международным участием «Практическая психология образования XXI века. Прикладная психология на службе развивающейся личности», 9-10 февраля 2017, Коломна / под общ. ред. Р.В. Ершовой. – Коломна: Государственный социально-гуманитарный университет, 2017. – С. 169–174.
  16. Обыденкова В.К. Технология организации и реализации интернет-проектирования в педагогических вузах / В.К. Обыденкова // Электронный научно-публицистический журнал «Homo Cyberus». – 2017. – № 1 (2). – URL: http://journal.homocyberus.ru/Obydenkova_V_Tehnologija_organizacii_i_realizacii_internet-proektirovanija_v_pedagogicheskih_vuzah (дата обращения: 30.12.2019).
  17. Обыденкова В.К. Интернет-проектирование как средство профессиональной подготовки студентов педагогических вузов: диссертация … канд. пед. наук: 13.00.08 / В.К. Обыденкова – Москва, 2017. – 254 с.
  18. Плешаков В.А. Теория киберсоциализации человека: монография / В.А. Плешаков / Под общ. ред. А.В. Мудрика. – М.: МПГУ; «Homo Cyberus», 2011. – 400 с.
  19. Плешаков В.А. О киберонтологическом подходе в образовании / В.А. Плешаков // Информация и образование: границы коммуникаций. – 2013. – № 5 (13). – 2013. – С. 209–211.
  20. Плешаков В.А. О киберсоциализации человека и воспитании личности в информационном обществе / В.А. Плешаков // Информационно-психологическая безопасность молодёжи в современных условиях. Материалы Всероссийской научно-практической конференции 13-14 декабря 2013 г., г. Махачкала – Махачкала: АЛЕФ (ИП Овчинников М.А.), 2013. – С. 256–261.
  21. Плешаков В.А. Перспективы киберонтологического подхода в современном образовании / В.А. Плешаков // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Педагогика и психология. – 2014. – № 3 (29). – С. 1–18.
  22. Плешаков В.А. Киберонтологическая концепция развития личности и жизнедеятельности человека XXI в. и проблемы образования / В.А. Плешаков // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 4: Педагогика. Психология. – 2014. – № 4 (35). – С. 9–22.
  23. Плешаков В.А. Про мозаичную культуру и сознание человека в эпоху киберсоциализации / В.А. Плешаков // Электронный научно-публицистический журнал «Homo Cyberus». – 2016. – № 1. URL: http://journal.homocyberus.ru/o_mozaichnoy_kulture (дата обращения: 30.12.2019).
  24. Плешаков В.А., Плешакова К.А. К проблеме духовно-нравственного воспитания в контексте киберсоциализации общества и человека / В.А. Плешаков, К.А. Плешакова // Электронный научно-публицистический журнал «Homo Cyberus». – 2017. – № 1 (2). URL: http://journal.homocyberus.ru/Pleshakov_Pleshakova_K_probleme_duhovno-nravstvennogo_vospitanija_v_kontekste_kibersocializacii_obshhestva_i_cheloveka (дата обращения: 30.12.2019).
  25. Ромм Т.А. Социальное воспитание в постиндустриальную эпоху / Т.А. Ромм // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 4: Педагогика. Психология. – 2009. – № 3 (14). – С. 17–26.
  26. Ромм Т.А. Стратегические ориентиры социального воспитания в постиндустриальном обществе / Т.А. Ромм // Сибирский педагогический журнал. – 2013. – № 2. – С. 26–31.
  27. Токтаров Е.Б. Некоторые аспекты политической социализации казахстанской молодежи в киберпространстве / Е.Б. Токтаров // Электронный научно-публицистический журнал «Homo Cyberus». – 2017. – № 1 (2). URL: http://journal.homocyberus.ru/Toktarov_E_Nekotorye_aspekty_politicheskoj_socializacii_kazahstanskoj_molodezhi_v_kiberprostranstve (дата обращения: 30.12.2019).
  28. Университетский семинар «Что такое деятельностный подход в образовании» URL: https://insp.mgpu.ru/seminar (дата обращения: 30.12.2019).

 

© Плешаков Владимир Андреевич

Плешаков В.А. Об условиях обеспечения реализации и интеграции деятельностного, компетентностного и киберонтологического подходов в киберпедагогике / В.А. Плешаков // Электронный научно-публицистический журнал «Homo Cyberus». – 2019. – № 2 (7). – URL: http://journal.homocyberus.ru/Pleshakov_VA_2_2019