Некоторые аспекты политической социализации казахстанской молодежи в киберпространстве

Токтаров Е.Б.

Аннотация. В статье рассмотрены особенности политической социализации казахстанской молодежи в условиях виртуализации политического участия. Приведены социально-демографические характеристики молодежи, на основе результатов разных социологических исследований обосновывается низкий уровень традиционного политического участия казахстанской молодежи в политической жизни страны. Рассмотрены перспективы активизации сетевых сообществ как акторов политической социализации в контексте развития местного самоуправления в Республике Казахстан в условиях виртуализации общества.

Ключевые слова: политическая социализация, молодежь, Казахстан, киберпространство, сетевое сообщество, политическое участие, политическая активность, виртуализация.


Some aspects of the political socialization of Kazakhstan youth in cyberspace

Toktarov Y.B.

Abstract. In the article there are considered features of political socialization of Kazakhstan youth in conditions of virtualization of political participation. There are shown socio-demographic characteristics of youth, on the basis of results of different sociological researches it is justified the low level of traditional political participation of Kazakhstan youth in the political life of the country. There are also considered prospects of activization of network communities as actors of political socialization in the context of the development of local self-government in the Republic of Kazakhstan within the conditions of virtualization of society.

Key words: political socialization, youth, Kazakhstan, cyberspace, network community, political participation, political activity, virtualization.


Вопросы политической социализации актуальны в государствах, находящихся на этапе трансформации национального самосознания. Постановка на государственном уровне таких задач, как конструирование новой национальной идентичности, формирование правового государства, развитие гражданского общества, воспитание патриотизма у подрастающего поколения, обусловливают поиск эффективных путей политической социализации молодежи. Следует учесть, что на сознание молодежи колоссальное влияние оказывают последствия информатизации общественного бытия – повышение роли информационно-коммуникационных технологий в повседневной жизни, виртуализация социальных коммуникаций. В таких обстоятельствах задачи национального и государственного строительства усложняются необходимостью поиска адекватных мер по формированию политического сообщества, члены которого имеют общие или близкие ценности, установки и принципы. Данный вопрос актуален для всех постсоветских стран, в том числе и для Казахстана. Вместе с тем тема политической социализации молодежи достаточно широка, и формат научной статьи не позволяет всесторонне рассмотреть предмет. По этой причине в данной статье мы остановимся лишь на некоторых аспектах политической социализации казахстанской молодежи.

Современный этап национального строительства в Республике Казахстан ознаменовался принятием на государственном уровне важных документов, к которым можно отнести Доктрину национального единства, Стратегию «Казахстан-2050», План нации «100 конкретных шагов по реализации пяти институциональных реформ Президента», Концепцию укрепления и развития казахстанской идентичности и единства, Национальную идею «Мәңгілік Ел» (дословный перевод с казахского языка – «Вечная страна», «Вечный народ») и принятый на её основе Патриотический акт «Мәңгілік Ел». Перечисленные документы содержат в себе образ конструируемой нации, с которой, как предполагается, будут идентифицировать себя граждане Казахстана. К ценностям нации относят: независимость Казахстана, Астана – как символ процветания, межэтническое и межконфессиональное согласие, равенство прав и возможностей всех граждан, экономическое развитие, национальная безопасность, общность истории, культуры и языка. Перечисленные ценности определяют направления, по которым осуществляется работа по конструированию идентичности казахстанской молодежи, её политической социализации.

В Республике Казахстан, согласно Закону «О государственной молодежной политике», к молодежи относят граждан страны в возрасте 18-29 лет [1]. На начало 2016 года, численность молодежи составила 4 293 353 человека [2], при общей численности населения в 17 670 579 человек [3]. Так, молодежь представляет собой одну четверть населения Казахстана – 24,3%. Основную часть молодежи составляют те, кто родился в конце 80-х – начале 90-х гг. прошлого столетия. По этой причине современная казахстанская молодежь в возрасте до 29 лет не была охвачена системой политической социализации, которая существовала в Советском Союзе (октябрята, пионеры, комсомол). В то же время единой казахстанской системы социализации граждан, начиная с детского возраста, не сложилось. Конструирование властью национальной идентичности современных молодых казахстанцев происходит в рамках государственной молодежной политики с ведущей ролью учебных заведений в данном процессе.

Согласно проводимой в Республике Казахстан государственной молодежной политики, местные органы исполнительной власти должны тесно сотрудничать с молодежными организациями, проводить региональные и республиканский форумы молодежи. В круг вопросов, стоящих на повестке дня государственной молодежной политики, входят проблемы в сферах образования, здравоохранения, занятости, предпринимательства, культуры и права. Деятельность политических и религиозных организаций в учебных заведениях страны запрещена. Также запрещено осуществление молодежью волонтерской деятельности в интересах политических или религиозных организаций. В основном работа по политической социализации молодежи, по формированию её национальной идентичности происходит в рамках проведения кураторских часов, встреч с общественными деятелями, преподавания социально-политических дисциплин в средних и высших учебных заведениях.

В национальном докладе «Молодежь Казахстана – 2016», подготовленном научно-исследовательским центром «Молодежь», отмечается, что доминирующая часть молодежи отличается конформистским отношением к жизни и низким уровнем интереса к политике, что приводит к отчуждению от реалий социально-политической жизни. Меньшая часть молодежи отличается сознательным отношением к политике, стремлением оказывать влияние на происходящие в стране события, для чего использует в качестве инструмента влияния современные информационные технологии, социальные интернет-сети [4, с. 220]. Согласно результатам социологических исследований, приведенных в докладе, доминирующая часть молодежи Казахстана не состоит в политических партиях или общественных объединениях, 15,3% молодежи на системной основе занимаются волонтерской деятельностью. 48,4% молодежи считает, что участие молодежи в политической жизни страны заключается в участии в голосовании на выборах, в других формах политического участия, по мнению респондентов, молодежь не играет значимой роли. В докладе ссылаются на исследование Фонда Фридриха Эберта 2015 года, где приводятся следующие данные: 45,9% респондентов считает, что заниматься политикой и участвовать в гражданских инициативах «не так важно», 35,5% считает, что это «совсем неважно» [4, с. 223].

Низкий уровень заинтересованности политикой, политической активности и участия способствуют отчуждению молодежи от главного субъекта социально-политических отношений в современном Казахстане – государства. Это в свою очередь порождает кризисы легитимности власти, низкую эффективность предпринимаемых мер по модернизации политической системы. Такое положение дел способствует заинтересованности государства в вовлечении молодежи в процесс социально-политического управления на разных уровнях. Поэтому в Концепции развития государственной молодежной политики до 2020 года внесены положения о необходимости стимулирования гражданской и патриотической самореализации молодежи и привлечения молодежи к реализации Стратегии «Казахстан – 2050» [5].

В виртуальном пространстве ситуация похожая. Казахстанские ученые Ешпанова Д.Д. и Биекенова Н.Ж. отмечают, что «самой распространенной формой активности выступают «политические разговоры»: обсуждение политической ситуации с друзьями, отслеживание новостей в СМИ, Интернете. Вовлеченность молодежи в активные действия крайне низка. Политика, политическая жизнь являются фоновой сферой для значительной части молодежи, что вполне закономерно, так как в этом возрасте главное внимание сконцентрировано на учебе, семье, работе и карьере» [6]. Интерес к политике превалирует над политическим участием, которое является важнейшим фактором политической социализации молодежи. Но это не дает достаточные основанич считать, что казахстанская молодежь не может обрести субъектность в сфере политики. Молодежь, скорее, участвует в политической жизни общества виртуально, электронно, посредством активности в киберпространстве. Как отмечает российский исследователь Иванов Д.В. «проблема номер один для развитой демократии – политическое участие, а, точнее, поддержание интереса к политическим программам и действиям политиков со стороны того большинства населения, которое теперь имеет право голоса, но не имеет способности и/или желания оценивать программы и действия и делать между ними выбор» [7]. Низкий уровень вовлеченности казахстанской молодежи в традиционные формы политического участия следует рассматривать как закономерный результат демократизации общества в современных историко-культурных условиях, опосредуя общемировой тренд виртуализации политической активности. Это позволяет нам говорить о возрастающей роли аналитических навыков, знания иностранных языков, вовлеченности в политическую коммуникацию в процессе политической социализации молодежи. Более того перечисленные характеристики представляют собой новые критерии социальной стратификации в киберпространстве.

Можно также говорить об участии в процессе социализации молодёжи новых субъектов. Так, блогеры и сетевые сообщества становятся новыми агентами социализации. Посредством информационно-коммуникационных технологий можно приобщать граждан к тем или иным формам социального взаимодействия, как в киберпространстве, так и вне его, особенно если традиционные способы адаптации и инкультурации личности невозможно применить в виду определенных обстоятельств (инвалидность, пребывание в детских домах, местах лишения свободы и т.д.). Поскольку сетевые сообщества основаны на активности пользователей, содержание виртуальных социальных взаимодействий будет зависеть от того, какие нормы и ценности усвоены пользователями в результате традиционной социализации. В этой связи повышается значимость участия старших поколений в формировании информационной культуры подрастающих поколений, возрастает роль первичных институтов социализации, как трансляторов традиционных норм, ценностей и установок общества.

Сетевые сообщества, формируемые в киберпространстве, качественно отличаются от привычных институциональных образований, как профсоюзы, политические партии, общественные движения и прочие. Преимущества виртуальной формы организации состоят, прежде всего, в тех особенностях, которые обусловлены сетевой природой данных формирований. К ним относятся:

1) отсутствие иерархии, которая не свойственна для сетевых сообществ, построенных по принципу горизонтальной коммуникации, где все пользователи вправе выражать своё мнение, защищать свою точку зрения без боязни цензуры;

2) добровольное членство, которое заключается во вступлении в интернет-сообщество и выходе из него посредством одного щелчка мыши;

3) отсутствие каких-либо привилегий, что способствует организации именно заинтересованных граждан, готовых не только принимать активное участие в киберкоммуникации, но также способных к реальным действиям в оффлайне;

4) высокая скорость коммуникации, представленная как в форме синхронной (онлайн), так и асинхронной (оффлайн) интеракции.

Потенциал сетевых сообществ в процессе политической социализации молодежи может быть реализован в контексте развития местного самоуправления. Вовлечение виртуального субъекта политической коммуникации в полной мере соответствует Концепции развития местного самоуправления в Республике Казахстан. Основными положениями Концепции в контексте виртуализации политической активности граждан видятся следующие: 1) самостоятельное решение населением вопросов местного значения; 2) гласность и учет мнения граждан при решении вопросов, непосредственно затрагивающих интересы населения соответствующих административно-территориальных единиц; 3) участие в решении вопросов государственного значения; 4) поддержка местного самоуправления со стороны государства [8].

Разумеется, любой политический режим заинтересован в поддержании социально-политической стабильности, поэтому неконвенциональные формы политического участия преследуются по закону. Несмотря на угрозу быть наказанным, граждане всё же участвуют в различных политических мероприятиях, либо как минимум сочувствуют участникам митингов, шествий и т.д. Как показывает опыт выступления молодежи в странах Ближнего Востока, Украины и России, переход от виртуальной активности к активности в физическом мире может произойти очень быстро. Если властные органы не способны дать массам возможность легально выражать свое мнение («выпускать пар»), то новые субъекты социальных взаимоотношений с помощью информационных технологий могут взять инициативу в свои руки и сыграть роль ситуативного лидера для мобилизации народных масс.

Не будет ошибкой утверждать, что в киберпространстве сформировалась новая социальная общность, качественно отличающаяся от предыдущих поколений, государство уже не может взаимодействовать с ней, используя устаревшие методы. Бюрократия в виду своей громоздкости не способна оперативно реагировать на изменения, происходящие в общественном сознании под влиянием IT-технологий. Интернет дал возможность людям почувствовать свою субъектность, способность влиять на процесс принятия решений и участвовать в управлении обществом. Молодое поколение показывает свою заинтересованность политикой и готовность действовать, в связи с чем актуализируется задача выработки адекватных, эффективных механизмов учета общественного мнения при принятии управленческих решений, которые позволили бы одновременно защитить национальные интересы государства и дать каждому человеку пространство для реализации своих гражданских прав и свобод.

Российский исследователь Плешаков В.А. отмечает, «что именно в результате социальных практик жизнедеятельности в контексте киберсоциализации рождается и развивается личность человека XXI века» [9]. Следовательно, формирование гражданина современного Казахстана не может происходить без учета особенностей социальной коммуникации в условиях информационной эпохи. В этой связи исследование вопросов киберсоциализации приобретает ещё большую актуальность и требует более углубленных, всесторонних междисциплинарных исследований.

Литература:

  1. «О государственной молодежной политике». Закон Республики Казахстан от 9 февраля 2015 года № 285-V ЗРК. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://adilet.zan.kz/rus/docs/Z1500000285
  2. Молодежь Казахстана. Статистический сборник. – Астана. – 2016. – С. 5.
  3. Численность населения Республики Казахстан по полу и отдельным возрастным группам на начало 2016 года. Статистический бюллетень. Серия 14. Демография. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://stat.gov.kz
  4. «Қазақстан жастары — 2016» Ұлттық баяндамасы. Национальный доклад «Молодежь Казахстана - 2016». National report «Youth of Kazakhstan – 2016». — Астана, 2016. – 364 с.
  5. Постановление Правительства Республики Казахстан от 27 февраля 2013 года № 191 «О Концепции государственной молодежной политики Республики Казахстан до 2020 года «Казахстан 2020: путь в будущее» [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://adilet.zan.kz/rus/docs/P1300000191
  6. Социальная активность молодежи Казахстана в современных социально-политических реалиях. Коллективная монография / Под общ. ред. З.К. Шаукеновой. – Алматы: ИФПР КН МОН РК, 2014. – С. 105.
  7. Иванов Д.В. Виртуализация общества как цивилизацонный тренд / В кн.: Социокультурное развитие Казахстана в условиях виртуализации информационно-коммуникативных практик. Коллективная монография / Под общ. ред. З.К. Шаукеновой. – Алматы: ИФПР КН МОН РК, 2014. – С.123.
  8. Об утверждении Концепции развития местного самоуправления в Республике Казахстан. Указ Президента Республики Казахстан от 28 ноября 2012 года № 438. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://adilet.zan.kz/rus/docs/U1200000438#z121
  9. Плешаков В.А. О киберсоциализации человека и воспитания личности в XXI веке // Перспективы развития отечественного образования: приоритеты и решения: Сборник статей Восьмых Всероссийских Шамовских педагогических чтений научной школы Управления образовательными системами (22 января 2016 г.) / Отв. ред. С.Г. Воровщиков, О.А. Шклярова. – М.: МПГУ, 2016. – С. 17.

 

© Токтаров Ермек Бауржанович

Токтаров Е.Б.  Некоторые аспекты политической социализации казахстанской молодежи в киберпространстве / Е.Б. Токтаров // Электронный научно-публицистический журнал "Homo Cyberus". - 2017. - №1(2). [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://journal.homocyberus.ru/Toktarov_E_Nekotorye_aspekty_politicheskoj..., свободный. - Загл. с экрана.