Социокультурное самоконструирование личности в социальных сетях Интернета

Аннотация: в статье рассматриваются особенности реализации социокультурных практик личности в социальных сетях Интернета, в совокупности называемых самоконструированием. Автор выделяет следующие уровни самоконструирования: самопрезентация, личностно-деятельностные практики, сетевые взаимодействия в интернет-сообществах. Предложена общая схема самоконструирования личности и описаны его социально-средовые механизмы.

Ключевые слова: социальная сеть, личность, информационно-коммуникативная культура, самоконструирование, социокультурные практики.


Abstract. The article deals with characteristic features of personal socio-cultural practices in social networking services, described as self-construction.  The author singles out basic levels of self-construction: self-presentation, personal-active practices, network interactions in online-communities. Model of personal self-construction and its social mechanism are offered.

Key words: social networking service, personality, informational-communicative culture, self-construction, socio-cultural practices.


Социальные сети Интернета как интерактивный веб-сервис в силу ряда своих характеристик (отсутствие пространственно-временных ограничений, виртуализация всевозможных видов деятельности, мозаичность информационных потоков) определяют специфику реализации различных социальных практик, в совокупности репрезентирующих конструктивную активность личности. Личность в социальных сетях Интернета выступает креативным субъектом коммуникации, в которой конституируются социальные смыслы, дискурсы и практики – иными словами, социальная реальность.

Далее для обозначения всего многообразия продуктов материальной и духовной культуры, связанных с применением информационно-коммуникативных технологий и выступающих предельно общим контекстом реализации социальных практик в социальных сетях Интернета, будем пользоваться концептом «информационно-коммуникативная культура». В целом под информационно-коммуникативной культурой мы понимаем всю совокупность актуальных информационно-коммуникативных технологий, средств связи и коммуникации, а также обусловленных ими устойчивых форм социальных отношений, социальных практик и артефактов, являющихся неотъемлемой частью современной социокультурной реальности.

При этом для обозначения институционально организованных социально-средовых механизмов осуществления социальных практик в сфере удовлетворения информационно-коммуникативных потребностей достаточно продуктивным нам представляется употребление понятия «пространство информационно-коммуникативной культуры». Пространство информационно-коммуникативной культуры можно представить как совокупность институционализированных форм, средств, каналов, а также социально-системных механизмов осуществления информационно-коммуникативных социокультурных практик. Пространство информационно-коммуникативной культуры интегрирует в себе среду как совокупность ресурсов, условий и культурно фундированных паттернов реализации информационно-коммуникативной деятельности – с одной стороны, и субъектов информационно-коммуникативных практик, характеризующихся [субъектов] определёнными ценностями, целями и потенциалом – с другой.

Конструктивная активность личности связывается нами с её творческой активностью и способностью к саморазвитию и самоосуществлению. Вместе с тем, конструктивность проявляется через творческую активность. Поэтому далее мы будем употреблять понятия «конструктивная активность» и «творческая активность» как синонимы. Важнейшее значение для конструктивной активности личности приобретает её «творческость», под которой мы вслед за С.С. Беликовой будем понимать «социально-духовный феномен, воплощаемый в социальном качестве личности и проявляющий себя в свободно организуемой деятельности» [1, С. 19]. Творческость как характеристика личностной деятельности определяется нами, в первую очередь, в связи с актуализацией личностью своих сущностных свойств, активизацией её творческого потенциала.

Конструктивность активности в пространстве информационно-коммуникативной культуры можно рассматривать с позиции влияния активности на реорганизацию форм социальных отношений или координацию общественной деятельности. Широкая практика применения сети Интернет как инновационного инструмента в различных сферах деятельности (маркетинг, реклама, PR, образование, политика) – является свидетельством практической значимости информационно-коммуникативных технологий при решении конкретных задач. Однако в подобной оценке отражён только утилитарный аспект внедрения технологического новшества без учёта его влияния на развитие личности.

Поэтому конструктивная активность субъекта понимается нами как перманентное производство и воспроизводство социальных практик и дискурсов в аспекте актуализации и выражения сущностных свойств личности. (Подробнее см. [2]).

Базисной практикой, обусловливающей проявление конструктивной активности личности на основе применения информационно-коммуникативных технологий, является коммуникация.

Именно коммуникативные практики характеризуют конструктивность мышления и активности личности в пространстве информационно-коммуникативной культуры социальных сетей Интернета. Творческие механизмы генерации и воспроизводства социальной реальности (в виде информации, идей, образов, смыслов) в процессе осуществления коммуникативных практик являются главным критерием самореализации личности в пространстве информационно-коммуникативной культуры. Таким образом, коммуникация как фундаментальная социокультурная практика, характеризующая конструктивную активность личности, понимается, прежде всего, как процесс создания и воссоздания социальной реальности, при котором любая социальная связь основана на коммуникации.

Рассматриваемые нами коммуникативные практики являются разновидностью социальных практик – как обобщающего понятия для характеристики всех видов целесообразной и целенаправленной деятельности. Социальные практики характеризуются культурным наполнением (в виде тех или иных культурных кодов) и культурной значимостью для личности. Культурный аспект социальных практик, на наш взгляд, можно подчеркнуть использованием концепта «социокультурные практики», которым мы будем пользоваться в дальнейшем для обозначения конструктивной, культурно обусловленной деятельности и активности личности в социальных сетях Интернета.

Социокультурные практики, выступающие средством творческого самовыражения личности в социальных сетях Интернета, в совокупности можно назвать самоконструированием. Данное понятие является достаточно распространённым в научном дискурсе, однако не имеет единого значения, которое определяется, как правило, контекстом употребления и дисциплинарной принадлежностью исследования. Применительно к объекту настоящего исследования мы предлагаем следующее его определение: самоконструирование – процесс формирования целостного комплекса статических и деятельностно-поведенческих (динамических) характеристик и свойств, репрезентирующих индивида в пространстве информационно-коммуникативной культуры социальных сетей Интернета в ходе осуществления разнообразных социокультурных практик. В общем виде на социально-теоретическом уровне самоконструирование в социальных сетях сводится к бытию личности в их среде и не предполагает обязательного сознательного, целенаправленного характера данного процесса.

Детерминантами самоконструирования выступают: ценностно-целевые интенции личности, которые входят в её информационную культуру, наличная информационно-коммуникативная культура как совокупность транслируемых культурных паттернов и образцов, а также творческий потенциал личности, который «увязывает» личностные интенции и средовые механизмы на уровне непосредственной реализации социокультурных практик. Данные детерминанты фундируют каждый уровень самоконструирования личности, определяя конкретные процедуры его реализации.

Структуру самоконструирования личности в социальных сетях можно представить 2-мя основными уровнями, выделенными по критерию степени социокультурной интеграции личности в социальную сеть Интернета:

1) уровень личностно-деятельностных практик отражает реализуемые в информационно-коммуникативном пространстве социальных сетей Интернета социокультурные практики личности, характеризующие содержательно-деятельностную сущность пребывания её в данных социальных сетях, при котором социальные сети выступают как средство такой деятельности;

2) сетевые взаимодействия в интернет-сообществах – как потенциально высшая форма осуществления коллективной деятельности, укладывающаяся в рамки парадигмы развития интернет-технологий и программного обеспечения, ориентированного на консолидацию усилий учёных, профессионалов и творческой интеллигенции по созданию высококачественного контента в принципиально новой информационной среде.

Отметим, что самопрезентация личности, несмотря на социально-конструктивную значимость, является всё же начальным уровнем вхождения личности в социальную сеть Интернета. Таким образом, самопрезентация личности в пространстве информационно-коммуникативной культуры социальных сетей Интернета рассматривается нами как онтологический базис личности и начальная форма субъективного целеполагания, понимаемого как выбор определённой стратегии самовыражения и форм социокультурной деятельности. В таких условиях характер самопрезентации является системообразующим конструктом, а условия и факторы самопрезентации, определяемые информационно-коммуникативной культурой социальных сетей Интернета, можно представить как наиболее устойчивые интериоризируемые личностью социокультурные паттерны и артефакты пространства информационно-коммуникативной культуры, определяющие праксеологические аспекты бытия личности в данном пространстве. Именно на уровне самопрезентации осуществляется взаимопроникновение и взаимовлияние личности и коммуникативной среды.

Указанные выше основные уровни самоконструирования располагаются по мере усложнения форм социальности (хотя отчасти могут пересекаться и быть взаимно обусловленными коммуникативной природой социальных сетей Интернета) и являются более сложными формами социокультурных практик. Все уровни самоконструирования (в том числе, самопрезентация) характеризуются интерактивным характером коммуникации, однако степень актуализации интерактивности (проявляемой в данном случае через форму социальности) объективируемых в них социокультурных практик существенно отличается.

Рассмотрим подробнее данные уровни самоконструирования.

Личностно-деятельностные практики определяются нами как следующий после самопрезентации уровень реализации социокультурных практик личности, сводимый к осуществлению разнообразной (коммуникативной, досуговой, творческой и т.д.) деятельности в социальных сетях Интернета, которая характеризуется личностной социальностью (субъектом деятельности выступает личность). На данном уровне степень выраженной интеграции личности в виртуальный социум выше, чем при самопрезентации, но также невысока и может быть в значительной мере ограничена; связь с социумом (другими пользователями Сети) не носит обязательного характера.

При осуществлении личностно-деятельностных практик другие пользователи могут выступать средством их (практик) реализации – личностно-деятельностные практики, как правило, основаны на межсубъектных отношениях, но фундированная ими коммуникация не имеет характера институционализированных сетевых взаимодействий, которые определяют самоконструирование на уровне сетевых сообществ.

Результатом реализации личностно-деятельностных практик выступают конкретные результаты социокультурной деятельности – достигнутые цели и удовлетворённые потребности в социальных сетях Интернета.

Высшим уровнем самоконструирования в социальных сетях Интернета является непосредственная интеграция личности в виртуальный социум, выступающая в форме институционализированных сетевых взаимодействий в интернет-сообществах, характеризующихся коллективной социальностью и являющихся способом самоорганизации индивидов, направленной на коллективное достижение тех или иных социокультурных целей.

Локальный контекст данного уровня определяется предельно высоким уровнем социально-праксеологического обобщения (т.е. самоконструированием в интерсубъектной среде). Результатом самоконструирования на данном уровне выступают совместно реализуемые социокультурные практики. Именно на уровне сетевых сообществ информационно-коммуникативная культура в наибольшей степени является не только средой и фактором, но и продуктом, производимым и воспроизводимым в социокультурных практиках.

Структура самоконструирования личности в социальных сетях Интернета отличается последовательной взаимообусловленностью уровней (от самопрезентации к сетевым взаимодействиям в сообществах): каждый последующий уровень обусловлен предыдущим и является невозможным без его предварительной реализации. Однако гибкая структура информационно-коммуникативной культуры предоставляет возможность изменения и постоянной регенерации уже осуществлённых уровней; возможна также их одновременная реализация, взаимовлияние и обратная связь. Данные уровни являются условными и теоретически могут пересекаться; один и тот же акт может относиться к разным уровням. Однако выделение уровней самоконструирования определяется необходимостью спецификации субъектно-средовых механизмов самоконструирования личности, обусловленных преобладающей формой социальности – и, как следствие, типов социокультурной деятельности. Общая схема самоконструирования личности в социальных сетях Интернета представлена на Рис. 1.

Пребывание личности как субъекта в социальных сетях Интернета на каждом уровне самоконструирования может быть раскрыто через набор определённых коммуникативных актов, которые изменяют наличное состояние субъекта и формируют ткань его повседневной конструктивной (творческой) активности в данных социальных сетях, характеризующейся диалектическим единством производства и «потребления» социокультурных отношений и практик, посредством которых личность развивается и самореализуется.

Социокультурные практики, посредством которых осуществляется процесс перманентного самоконструирования личности в социальных сетях Интернета, по сути, сводятся к реализации различных практик повседневности, обусловленных вынесением их из мира обыденного в мир виртуальный. Повседневные практики в социальных сетях Интернета заключаются в попытках придать своему виртуальному бытию черты реальной жизни, своеобразный распорядок.

Д.В. Куликовым развивается феноменологический подход к рассмотрению социальных сетей Интернета, которые являются неотъемлемой частью мира повседневности, или, иными словами, мира здравого смысла. Мир социальных сетей Интернета анализируется им на основе предложенной А. Шюцем матрицы анализа повседневности, которая предполагает различные критерии анализа, важнейшими из которых можно назвать следующие:

1) специфическая напряжённость сознания – понимается Д.В. Куликовым как творческая напряжённость. Субъект находится в бесконечном текстовом пространстве, и, переходя по гиперссылкам, является творцом различных текстов и смыслов;

Рисунок 1. Общая схема самоконструирования личности в социальных сетях Интернета. (Примечание. 1- локальные контексты самоконструирования)

2) преобладающая форма спонтанной активности, под которой Д.В. Куликов понимает равномерно представленные в Сети типы деятельности при отсутствии ведущей;

3) специфическая форма переживаний собственного Я – Я переживается пользователем Сети как дуальное образование: с одной стороны – как реальный объект («эмпирическое тело») и как виртуальная личность («аватара») – с другой;

4) специфическая форма социальности – представлена в виде пространства сетевых сообществ [3].

Решающее значение при самоконструировании личности в социальных сетях Интернета приобретает перманентное оригинальное самоизменение в различных дискурсах как метафизическое подтверждение своего наличия, актуализирующееся в онлайн-коммуникации. При этом самоконструирование не предполагает обязательного построения альтернативной идентичности, хотя и допускает его возможность. В связи с этим считаем необходимым подчеркнуть, что «...бытие личности в киберпространстве не должно стать альтернативным, т.е. «виртуальным» в смысле не настоящим по отношению к реальному, а должно быть и служить своего рода дополнением, актуализирующим реальные социокультурные практики жизнедеятельности…» [4, C. 12] Перманентное оригинальное самоконструирование становится важнейшим требованием, предъявляемым к личности в социальных сетях Интернета, без которого виртуальный образ пользователя перестанет быть привлекательным и интересным для других пользователей Сети.

Противоречивый характер бытия личности в пространстве информационно-коммуникативной культуры определяет сложный, субъектно-объектный статус личности в ходе реализации ею социокультурных практик самоконструирования в социальных сетях Интернета, что актуализирует системное рассмотрение самоконструирования личности как сложного явления во всём многообразии его внутренних связей и внешних проявлений.

 

Литература

  1. Беликова С.С. Образовательное пространство ВУЗа: состояние и социокультурный потенциал формирования творческой способности специалиста. Автореферат дисс. … канд. социологических наук. – Ростов-на-Дону, 2009. – 31 с.
  2. Гримов О.А. Корявко Г.Е.  Природа и специфика конструктивной активности субъекта в социальных сетях // Известия Юго-Западного государственного университета. - 2012. - №3 (42). Часть 2. – С. 209-214.
  3. Куликов Д.В. Феноменологический метод и мир медийных социальных сетей // Ярославский педагогический вестник. – 2006. – № 1. – С. 75-81.
  4. Плешаков В.А. О социальных практиках жизнедеятельности «Homo Cyberus» // Известия Волгоградского государственного технического университета. – 2015. – Т. 22. – № 8 (171). – С. 11-15.

© Гримов Олег Александрович

Гримов О.А. Социокультурное самоконструирование личности в социальных сетях Интернета / О.А. Гримов // Электронный научно-публицистический журнал "Homo Cyberus". - 2016. - №1. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://journal.homocyberus.ru/sociokulturnoe_samokonstruirovanie_lichnos... , свободный. - Загл. с экрана.