Технология организации и реализации интернет-проектирования в педагогических вузах

Обыденкова В.К.

Аннотация. В статье описываются и раскрываются этапы организации интернет-проектирования в педагогических вузах, которое способствует освоению студентами компетенций согласно федеральным государственным образовательным стандартам высшего образования. Обозначены возможности внедрения учебного модуля «Интернет-проектирование» в образовательный процесс.

Ключевые слова: технология, интернет-проектирование, интернет-проект, педагогический вуз, преподаватель, студент, компетенции.


The technology of organization and implementation of Internet projecting in pedagogical universities

Obydenkova V.K.

Abstract. The article describes and reveals the stages of the organization of Internet projecting in pedagogical universities, which facilitates the mastering of competences by students according to the federal state educational standards of higher education. The possibilities of introduction of the educational module «Internet projecting» in the educational process are indicated.

Key words: technology, Internet projecting, Internet project, pedagogical university, lecturer, student, competence.


Понятие технологии определяется В.А. Сластениным как «задачно детерминированный, логически структурированный дидактический процесс, инвариантно протекающий под влиянием определенных педагогических условий и обеспечивающий диагностируемый результат, либо как целостную систему концептуально и практически значимых идей, принципов, методов, средств обучения, гарантирующую достаточно высокий уровень эффективности и качества обучения при ее последующем воспроизведении и тиражировании» [19]. Е.А. Леванова и Т.В. Пушкарева под технологией понимают «упорядоченную и задачно структурированную совокупность действий, операций и процедур, обеспечивающих корректно измеримый результат в постоянно изменяющихся условиях» [7].

Особой технологией, применяемой в процессе профессиональной подготовки студентов педагогических вузов, является интернет-проектирование. Термины «интернет-проект» и «интернет-проектирование» встречаются в различных областях современной науки и практики, однако имеет различные тенденции в их определении и понимании. В статье «Определение понятия «интернет-проект» в контексте профессиональной подготовки студентов вуза» [13] мы рассмотрели и проанализировали несколько точек зрения на данные феномены и выдвинули собственные определения.

Интернет-проект мы рассматриваем как «тематический интернет-ресурс, создаваемый с целью решения определенной социальной или профессиональной проблемы и имеющий потенциал к качественному развитию» [13]. Деятельность по разработке интернет-проекта – интернет-проектирование – «процесс планирования, поэтапного создания и качественного развития тематического интернет-ресурса, направленного на решение определенной социальной или профессиональной проблемы» [13].

Реализация интернет-проектирования осуществлялась нами в 2015-2016 и 2016-2017 учебных годах посредством внедрения модуля «Интернет-проектирование» в программы учебных дисциплин факультета педагогики и психологии ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет» (МПГУ). Она подразумевает пять основных этапов. Три из них, описанные в статье «Актуализация рефлексии будущих педагогов и психологов в процессе выполнения интернет-проектов» [10], охватывают непосредственное взаимодействие преподавателя со студентами, еще два – его подготовку к проектной деятельности. Охарактеризуем все пять этапов.

1. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП включает в себя аналитическую работу по определению преподавателем компетенций в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами высшего образования (ФГОС ВО), которые будут актуализироваться у студентов посредством модуля. Интернет-проектирование как одно из средств освоения дисциплины формирует преимущественно общекультурные и общепрофессиональные компетенции. Его направленность на развитие профессиональных компетенций во многом зависит от специфики предмета и степени свободы обучающихся при выборе темы проекта.

К примеру, при освоении дисциплины «Социальная работа с подростками» целесообразно поставить перед студентами задачу сформулировать такую идею интернет-проекта, которая бы максимально задействовала содержание предмета. В результате при реализации интернет-проекта делается акцент на профессиональных компетенциях, уделяется внимание преимущественно глубокому изучению материалов дисциплины и навыкам поиска дополнительных знаний. Иных ограничений не делается, и студенты имеют возможность разработать интернет-проект, отвечающий их собственным интересам в предлагаемой профессиональной области. Напротив, изучение «Проектирования индивидуальных жизненных траекторий молодежи» имеет больше личностной ориентированности, и преподаватель может задавать гораздо менее жесткие рамки при определении тематики интернет-проекта. На первый план выходят темы, значимые для самих студентов, а в процессе выполнения интернет-проекта основной упор делается на освоение различных форм работы, техник продуцирования и презентации идей. Содержание дисциплин «Информационные и коммуникационные технологии в деятельности психолога» и «Информационно-коммуникационные технологии как сфера социализации и средства воспитания», «Социально-психологические основы киберсоциализации и массовой коммуникации» позволяет получить знания и инструменты деятельности, непосредственно связанные с разработкой интернет-проектов, а помимо этого предоставляет возможность выбирать из большего многообразия потенциально важных для студентов тем. Как следствие, при таком подходе происходит формирование в основном общекультурных и общепрофессиональных компетенций [15].

Таким образом, на подготовительном этапе необходимо сначала определить направленность планируемых интернет-проектов и очертить круг формируемых компетенций. Итоги подобного анализа должны найти отражение в соответствующем разделе рабочей программы дисциплины.

Также на подготовительном этапе определяется место модуля в структуре дисциплины, промежуточной аттестации и рейтинг-плане, общее количество часов, отводимых на интернет-проектирование, виды самостоятельной работы. В зависимости от предполагаемой специфики интернет-проектирования для конкретного направления и профиля подготовки подбираются и частные образовательные технологии – например, установочные занятия в форме тренинга или интерактивной лекции, обучающие семинары или вебинары, дистанционное консультирование в режиме онлайн.

Прежде чем приступить к непосредственному выполнению интернет-проекта в соответствии с обновленной рабочей программой дисциплины, необходимо сформировать у студентов ориентировочную основу будущих действий [2, с. 148-220]. Этой задаче посвящены ознакомительный и ориентировочный этапы интернет-проектирования.

2. ОЗНАКОМИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП включает в себя построение образа наличной ситуации и нахождение студентами личностного смысла будущей деятельности.

Одна из основных задач преподавателя на данном этапе, который организуется, как правило, в течение первого-третьего занятия – познакомить студентов со структурой и понятийным полем дисциплины и рассказать о предстоящей работе в рамках модуля «Интернет-проектирование». Это позволит составить общее представление о планируемой в течение семестра деятельности.

При разработке содержания ознакомительного этапа интернет-проектирования мы переняли успешный опыт преподавателей кафедры инженерной педагогики ФГБОУ ВПО «Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия «СибАДИ» для повышения осведомленности студентов о предстоящей деятельности. А.В. Горина и П.И. Фролова убеждены, что перед тем, как поставить перед студентами задачу реализации проекта, стоит обучить их проектированию как таковому [5]. Они создали вместе с командой студентов своего вуза виртуальную мастерскую «Разработка и реализация студенческих проектов» (http://www.sibadi.org/about/department/70/14728). Данный ресурс призван решить проблему недостаточного методического обеспечения проектной деятельности студентов в интернет-пространстве [3; 4]. В свою очередь мы открыли тематический раздел на информационно-просветительском интернет-портале международного интернет-сообщества исследователей феномена киберсоциализации «Homo Cyberus» (http://www.homocyberus.ru/internet-proekt), чтобы студентам были доступны все материалы модуля «Интернет-проектирование» для самостоятельной работы, а также контакты преподавателей и информация о тех, кто уже реализовал собственные интернет-проекты.

Наши ранние исследования показывают: при перспективах долгосрочного сотрудничества целесообразно организовать первоначальное деловое общение в реальной среде [11]. Поэтому, несмотря на то, что основной блок деятельности планируется выполнять в интернет-пространстве, на решение поставленной задачи направлена очная интерактивная лекция об особенностях интернет-проектирования и требованиях к его процессу и результату.

Помимо ориентировки студентов в предметном поле деятельности необходимо не забывать и о ее мотивационной части. По нашему мнению, подкрепленному опытом организации проектной работы, достаточный уровень мотивации обеспечивает личностный смысл идеи интернет-проекта. Согласно взглядам С.Г. Воровщикова, М.М. Новожиловой и И.В. Таврель, также важно, чтобы тема была интересна для человека не только на данный, текущий момент, но и оказалась востребована в будущем, когда он на практике сумеет реализовать полученные знания [9, с. 16]. И даже в том случае, если круг потенциальных тем строго связан с содержанием изучаемого предмета, у студентов есть возможность выбрать наиболее интересную часть предлагаемого материала и разработать собственную форму представления проекта. Преподавателю важно акцентировать внимание на данном аспекте предстоящей работы.

3. ОРИЕНТИРОВОЧНЫЙ ЭТАП, также отвечающий задачам формирования личностного смысла интернет-проектирования и включающий план предстоящих действий.

Начиная с ориентировочного этапа мы можем отслеживать эффективность выполнения студентами интернет-проектов и актуализацию ряда обозначенных нами компетенций. В частности, работа со студентами начинает строиться таким образом, что после каждого этапа и подэтапа выполнения проекта проводится рефлексия достигнутых результатов, освоенных умений и полученных знаний, характера совместной деятельности и взаимоотношений в микрогруппе. При этом задействуются все основные виды рефлексии: ситуативная, ретроспективная и перспективная [20].

Итак, на ориентировочном этапе осуществляется объединение студентов в пары или микрогруппы по 3-5 человек. Формулирование идеи интернет-проекта каждой микрогруппой происходит посредством обсуждения и на основе общности стремлений и интересов участников. Если в группе присутствуют студенты, которые изъявили желание работать единолично, преподаватель может предложить таким студентам присоединиться к той микрогруппе, идеи которой им покажутся наиболее привлекательными или допустить индивидуальное выполнение интернет-проекта.

Для организации и упорядочения мыслей студентов используются заявки на выполнение интернет-проектов в бумажной или электронной форме [6], предлагающие:

  • визуализировать интернет-проект (зафиксировать возникающие идеи посредством текста или изображений) в свободной форме;
  • сформулировать проблему, на решение которой направлен интернет-проект, цель и ожидаемые результаты работы;
  • описать целевую аудиторию интернет-проекта;
  • обосновать значимость интернет-проекта для самих авторов и для целевой аудитории;
  • классифицировать интернет-проект (определить и обосновать, к какому типу можно отнести будущий продукт деятельности);
  • оценить имеющиеся и недостающие ресурсы (знания, умения, навыки, компетенции, качества и др.) для реализации интернет-проекта;
  • распределить роли между участниками интернет-проекта;
  • сформулировать последовательно решаемые задачи и составить план выполнения интернет-проекта.

После формулировки концепций интернет-проектов преподаватель организует их презентацию для того, чтобы и он, и остальные студенты могли внести необходимые дополнения и коррективы. Групповое обсуждение должно осуществляться доброжелательно, с соблюдением следующих принципов: поддержка идей студентов, вместо критики – задавание конкретизирующих вопросов и предложение возможностей развития идеи [17]. Следование данным принципам позволяет активизировать процесс формулирования идеи и создать атмосферу взаимопонимания и доверия.

Подобный подход к работе на ориентировочном этапе позволяет студентам осознать имеющийся опыт и багаж ресурсов, активизировать ситуативную и перспективную рефлексию, выстроить грамотную последовательность действий и образ будущего интернет-проекта.

Отдельно стоит отметить, что на ориентировочном этапе студенты выбирают в интернет-пространстве площадку для создания своего интернет-проекта. Интернет-проект может быть организован на базе отдельного домена (выполнен в форме сайта) или с использованием функционала социальных интернет-сетей, блогов и других уже существующих интернет-ресурсов. По опыту исследования, проведенного нами в 2015-2016 и 2016-2017 учебных годах, 100% студентов выбрали социальные сети Интернета («ВКонтакте», «Facebook» и «Instagram») для создания на их базе собственных интернет-проектов [12]. На это есть причины. Во-первых, социальные сети Интернета предоставляют пользователям широкие возможности для осуществления различного рода деятельности, презентации и поиска информации, самопрезентации и киберкоммуникации [16]. Во-вторых, по словам А.А. Морозовой, социальные сети имеют практически все функции отдельного сайта и при этом обладают следующими преимуществами [8]:

  • отсутствие необходимости конструирования сайта;
  • простота в использовании при публикации материалов;
  • быстрая связь с аудиторией (без регистрации и «добавления в друзья»);
  • возможность свободного размещения текстов, фотографий, аудио- и видеоконтента, опросов;
  • моментальное отображение всех публикаций в «новостях» для широкой аудитории, возможность «репостов» и «лайков» для оценки популярности каждого материала;
  • единство места и времени в информационно-коммуникативном пространстве для преподавателя, обучающихся и аудитории.

4. ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ЭТАП, на котором происходит дальнейшая ориентация действия в процессе его выполнения, отслеживание соответствия промежуточного результата создания интернет-проекта запланированному и его своевременная коррекция. Деятельностный этап занимает продолжительный период времени (как правило, весь семестр), в течение которого студенты создают и развивают собственные интернет-проекты. Он включает два ключевых аспекта – работу с содержанием и работу с аудиторией.

На данном этапе велика роль самостоятельной творческой деятельности студентов. Преподаватель же принимает на себя роли, специфические для задач дистанционного обучения с использованием активных и интерактивных методов – информатора-эксперта, организатора-фасилитатора, консультанта-координатора [1]. Иными словами, участие педагога в разработке студенческих интернет-проектов носит направляющий характер: он помогает студентам держаться в русле заявленной цели, корректирует неточности в работе, подсказывает пути ее совершенствования.

Преподаватель выступает преимущественно в качестве куратора и проводит онлайн-консультации со студентами (обычно в формате общего диалога в социальной сети Интернета «ВКонтакте»), базирующиеся на специфике деловой киберкоммуникации. Деловую киберкоммуникацию мы определяем как «общение в киберпространстве посредством информационно-коммуникационных технологий, которое имеет цель в организации и оптимизации совместной деятельности людей» [14]. На подобных онлайн-консультациях реализуется поливариантность форм коммуникации («преподаватель – студент», «преподаватель – студенты», «преподаватель – студенты с участием партнеров», «студент – студенты» [18]), что позволяет обучающимся более эффективно решать задачи интернет-проектирования; получать разноплановый коммуникативный опыт; овладевать универсальными способами, средствами, ценностями и нормами опосредованного взаимодействия, которые будут применяться ими в будущей профессиональной деятельности.

Наш опыт организации интернет-проектирования в студенческой среде показывает, что для того, чтобы процесс подобных онлайн-консультаций приводил к позитивным личностным и профессиональным результатам, важно соблюдение ряда организационных и содержательных принципов. Организационные включают в себя принципы регламентированности, включенности и фиксации, содержательные – фасилитации, диалога, проблематизации, рефлексии. Принципы взаимодействия со студентами – авторами интернет-проектов – описаны нами в статье «Принципы деловой киберкоммуникации в контексте организации интернет-проектирования в педагогическом вузе» [14] по итогам XV Научно-практической конференции с международным участием «Практическая психология образования XXI века. Прикладная психология на службе развивающейся личности» (г. Коломна, февраль 2017 г.).

Возвращаясь к содержанию деятельностного этапа интернет-проектирования, целесообразно выделить подэтапы работы, каждый из которых завершается плановой онлайн-консультацией с соблюдением всех перечисленных принципов, обобщением и рефлексией полученного опыта.

4.1. Презентация идеи интернет-проекта.

Этот подэтап предполагает исследование заявленной проблемы и подбор того минимума материалов, который позволит пользователям Интернета (потенциальной целевой аудитории) сразу составить четкое представление о теме, цели и направленности проекта и, как следствие, принять решение об участии или подписке. На основе имеющегося содержания студентами:

  • формулируется название интернет-проекта;
  • выбирается или создается заглавное изображение (логотип интернет-движения или баннер сайта, аватар для сообщества в социальной интернет-сети и т.п.);
  • составляется краткое описание интернет-проекта (раскрывающее, что для себя получит пользователь Интернета, если присоединится к проекту);
  • разрабатывается первичный контент (2-3 записи по тематике интернет-проекта);
  • определяется объем и периодичность размещения основного контента, а также способы привлечения целевой аудитории;
  • проводится размещение подготовленных материалов и анонсирование интернет-проекта.

В течение 1-2 недель после ориентировочного этапа студенты оформляют варианты всех перечисленных элементов первичной презентации своего интернет-проекта. На плановой онлайн-консультации с преподавателем происходит их обсуждение, и в результате студенты получают уточненный и скорректированный материал для размещения в Сети, а также план привлечения целевой аудитории.

4.2. Дополнение и корректировка интернет-проекта охватывает порядка 1-1,5 месяца. Работа в рамках данного подэтапа сконцентрирована на поиске, подборе и создании нового контента для интернет-проекта, в том числе во взаимодействии с пользователями. Важными вопросами, которые должны задать себе разработчики интернет-проекта, являются следующие:

«Отвечает ли проект сформулированной цели?»

«Насколько близок проект к ожидаемому результату?»

«Что вызывает наибольший (наименьший) отклик целевой аудитории?»

«Все ли авторы проекта задействованы в непосредственной работе, устраивает ли их роль, которую они выполняют в совместной деятельности?»

Отрефлексировав приведенные вопросы, студенты понимают, необходимо ли продолжать работу в избранном ключе или скорректировать первоначальный замысел.

Отметим, что сверка наличного содержания интернет-проекта со сформулированными на ориентировочном этапе проблемой, целью, задачами, ожидаемым результатом может происходить как в процессе непосредственной совместной работы студентов, так и на онлайн-консультации с преподавателем. В первом случае студенты самостоятельно принимают решение о необходимости изменения составляющих проекта и представляют на консультации результаты, полученные после корректировки. Во втором – сталкиваясь с проблемными ситуациями в процессе выполнения проекта, обучающиеся участвуют в онлайн-консультации для получения обратной связи от преподавателя.

Иногда может происходить практически полное изменение первичного содержания, роли участников и целевой аудитории в проекте, дополнение проекта новыми идеями. Это является результатом проявления когнитивной гибкости студентов, умения оперативно реагировать на обстоятельства среды, поэтому преподавателю важно не только контролировать соответствие проекта заявленной цели, но и поощрять стремление студентов улучшить и развить разрабатываемый ими продукт.

4.3. Поддержание функционирования интернет-проекта – рабочая стадия развития созданного студентами интернет-ресурса, во время или после которой онлайн-консультации требуются для подведения промежуточных итогов и определения путей совершенствования проекта.

5. ОЦЕНОЧНО-РЕФЛЕКСИВНЫЙ ЭТАП предполагает подведение итогов реализации интернет-проектов, создание студентами презентационных материалов для размещения в сети Интернет (в частности, на информационно-просветительском интернет-портале международного интернет-сообщества исследователей феномена киберсоциализации «Homo Cyberus» в разделе «Интернет-проектирование» (http://www.homocyberus.ru/internet-proekt)) и выступления по его защите (на зачете/ экзамене или последнем занятии). На защите интернет-проекта как с микрогруппой, так и с каждым студентом проводится ретроспективное рефлексивное интервью в устной или письменной форме с целью обобщения и осознания полученного ими опыта.

Серьезная подготовка преподавателя к проектной деятельности, внимательная и качественная работа, соблюдение этапности интернет-проектирования и основных принципов деловой интернет-коммуникации позволят максимально эффективно и гармонично внедрить учебный модуль «Интернет-проектирование» в практику педагогического вуза и достигнуть запланированных образовательных результатов.

 

Литература:

  1. Бороненко Т.А., Кайсина А.В., Федотова В.С. Активные и интерактивные методы педагогического взаимодействия в системе дистанционного обучения / Т.А. Бороненко, А.В. Кайсина, В.С. Федотова // Научный диалог. – 2017. – № 1. – С. 227-243.
  2. Гальперин П.Я. Лекции по психологии: Учебное пособие для студентов вузов / П.Я. Гальперин – М: Книжный дом «Университет»: Высшая школа, 2002. – 400 с.
  3. Горина А.В. Виртуальная мастерская «Разработка и реализация студенческих проектов» как средство обучения и воспитания студентов ФГБОУ ВПО «СибАДИ» / А.В. Горина // Наука о человеке: гуманитарные исследования. – 2015. – № 4(22). – С. 105-112.
  4. Горина А.В., Занкевич А.А., Шуанова С.Т. Виртуальная мастерская «Разработка и реализация студенческих проектов» как образовательный ресурс / А.В. Горина, А.А. Занкевич, С.Т. Шуанова // Сборник материалов II Региональной научно-практической конференции «Молодежь в глобальной сети: проблемы, вызовы, возможности, перспективы» (Омск, 3 декабря 2015 г.) / Отв. ред. Ю.П. Денисов, Р.В. Долготович – Омск, 2016. – С. 24-29.
  5. Горина А.В., Фролова П.И. Рефлексивный анализ научного руководства студенческими социально-значимыми проектами в техническом вузе / А.В. Горина, П.И. Фролова // Теоретические знания – в практические дела: XV Межд. науч.-инновационная конф. аспирантов, студентов и молодых ученых с элементами научной школы (1-8 апр. 2014 г.): сб. матер. конф. в 2-х ч. – Омск, 2014. – Ч. 2. – С. 150-153.
  6. Заявка на выполнение интернет-проекта. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://docs.google.com/forms/d/e/1FAIpQLSdeiVFZeH2FZu2DbRjW2bChly44akmjC0MRWN_m4tnQ0Q0FpA/viewform?usp=sf_link
  7. Леванова Е.А., Пушкарева Т.В. Технологический подход в практической подготовке педагога / Е.А. Леванова, Т.В. Пушкарева // Информация и образование: границы коммуникаций. – 2010. – № 2(10). – С. 31-34.
  8. Морозова А.А. Социальные сети в образовательной деятельности вуза: опыт реализации учебного проекта / А.А. Морозова // Челябинский гуманитарий. – 2014. – № 1(26). – С. 46-51.
  9. Новожилова М.М., Воровщиков С.Г., Таврель И.В. Как корректно провести учебное исследование: от замысла к открытию / М.М. Новожилова, С.Г. Воровщиков, И.В. Таврель. – М.: 5 за знания, 2011. – 216 c.
  10. Обыденкова В.К. Актуализация рефлексии будущих педагогов и психологов в процессе выполнения интернет-проектов / В.К. Обыденкова // Научный диалог. – 2017. – № 1. – С. 318-327.
  11. Обыденкова В.К. Деловая игра «SherLocks» как технология развития когнитивного аспекта эмпатии / В.К. Обыденкова // Информация и образование: границы коммуникаций. – 2014. – № 6(14) – С. 215-218.
  12. Обыденкова В.К. Интернет-проектирование как средство реализации федеральных государственных образовательных стандартов в педагогическом вузе / В.К. Обыденкова // Научный диалог. – 2017. – № 3. – С. 243-257.
  13. Обыденкова В.К. Определение понятия «интернет-проект» в контексте профессиональной подготовки студентов вуза / В.К. Обыденкова // Интернет-журнал «Мир науки» – 2016. – Т. 4. – № 6. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://mir-nauki.com/PDF/75PDMN616.pdf
  14. Обыденкова В.К. Принципы деловой киберкоммуникации в контексте организации интернет-проектирования в педагогическом вузе / В.К. Обыденкова // Прикладная психология на службе развивающейся личности: сборник научных статей и материалов XV научно-практической конференции с международным участием «Практическая психология образования XXI века. Прикладная психология на службе развивающейся личности», 9-10 февраля 2017, Коломна / Под общ. ред. Р.В. Ершовой. – Коломна: Государственный социально-гуманитарный университет, 2017. – С. 169-174.
  15. Обыденкова В.К. Роль интернет-проектирования в становлении субъектности студентов педагогического вуза / В.К. Обыденкова // Психологические и педагогические аспекты научного становления личности: сборник статей Международной научно-практической конференции (13 марта 2017 г., г. Уфа). – Уфа: АЭТЕРНА, 2017. – С. 127-133.
  16. Обыденкова В.К. Специфика киберсоциализации старших подростков разных психологических типов в социальных сетях интернет-среды / В.К. Обыденкова // Сборник докладов VI Межвузовской конференции молодых ученых по результатам исследований в области психологии, педагогики, социокультурной антропологии / Ред.-сост. А.С. Обухов. – М.: Издательский отдел Центра исследовательских технологий REDU, 2011 – С. 362-366.
  17. Обыденкова В.К. Тьюторское сопровождение личностного и профессионального развития студентов колледжа / В.К. Обыденкова // Психология XXI века. Организация деятельности психологической службы образовательного учреждения: материалы X междунар. науч.-практ. конф. молодых ученых, 19-20 марта 2015 г. – СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2015. – С. 138-145.
  18. Примчук Н.В. Формы коммуникации студентов – будущих учителей в процессе профессиональной подготовки / Н.В. Примчук // Письма в Эмиссия.Оффлайн (The Emissia.Offline Letters): электронный научный журнал. – 2015. – № 8. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.emissia.org/offline/2015/2402.htm
  19. Сластенин В.А. Личностно ориентированные технологии профессионально-педагогического образования / В.А. Сластенин // Сибирский педагогический журнал. – 2008. – № 1. – С. 49-74.
  20. Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека / В.Д. Шадриков. – М., 1996. – 320 с.

 

© Обыденкова Валерия Кирилловна

Обыденкова В.К.  Технология организации и реализации интернет-проектирования в педагогических вузах / В.К. Обыденкова // Электронный научно-публицистический журнал "Homo Cyberus". - 2017. - №1(2). [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://journal.homocyberus.ru/Obydenkova_V_Tehnologija_organizacii_i_rea..., свободный. - Загл. с экрана.