Хроники секции киберсоциализации на XVI Межвузовской конференции молодых учёных по результатам исследований в области психологии, педагогики, социокультурной антропологии
13.00.00 – Педагогические науки
19.00.00 – Психологические науки
УДК 37; 316.6
Традиционная для Института педагогики и психологии МПГУ и научной группы исследователей феномена киберсоциализации под руководством профессора Владимира Андреевича Плешакова секция «Киберсоциализация: человек в информационном пространстве» в рамках XVI Межвузовской конференции молодых учёных по результатам исследований в области психологии, педагогики, социокультурной антропологии, несмотря на все сложности, состоялась! Состоялась 27 апреля 2021 года на базе киберпространства, а именно образовательной платформы Microsoft Teams, но состоялась! Такие условия для исследователей киберпространства являются хотя и экстренными, однако, не менее комфортными – таков киберсоциализированный человек.
Работа секции началась с приветственного слова её руководителя – кандидата педагогических наук, доцента, профессора кафедры социальной педагогики и психологии Института педагогики и психологии МПГУ Плешакова Владимира Андреевича, по ходу которого им были представлены эксперты секции – Лейбовский Марк Абрамович, кандидат педагогических наук, профессор кафедры педагогики и психологии профессионального образования им. академика РАО В.А. Сластенина Института педагогики и психологии МПГУ, Плешакова Ксения Анатольевна, старший преподаватель кафедры социальной педагогики и психологии Института педагогики и психологии МПГУ, Обидина Татьяна Валентиновна, администратор раздела «КиберМама и КиберПапа» информационно-просветительского интернет-портала «Homo Cyberus».
Профессор также поведал об истории существования секции, о том, что в 2005 году секция появилась благодаря одному из экспертов сегодняшнего собрания – Лейбовскому Марку Абрамовичу, за что Владимир Андреевич выразил ему большую благодарность. Также было отмечено, что в таком формате конференция происходит впервые: в прошлом году конференция приняла «антиковидную заочную форму», в рамках которой доклады не были представлены перед публикой, но были подготовлены и изданы только статьи, а до этого все прошлые конференции происходили в традиционном – очном формате, к которому хотелось бы вернуться в будущем.
После приветственного слова к присутствующим, В.А. Плешаковым было предложено для просмотра короткое видео о том, как проходила секция киберсоциализации в 2019 году в рамках XIV Конференции молодых учёных.
Ностальгические настроения и сожаления о прошлой «очной эпохе» сменились деловым настроем, и уже в 16:23 по московскому времени начал своё выступление первый докладчик – Бабынина София Владимировна со своим докладом по теме «Деятельность организатора работы с молодёжью в условиях цифровизации».
Деятельность организатора работы с молодёжью была досконально проанализирована исследователем. В рамках краткого выступления публике были представлены научный аппарат работы, ключевые результаты эмпирического исследования и основные выводы. За 30 секунд до окончания времени, соответствующего регламенту (7 минут на выступление) София заканчивает своё повествование.
Не пришлось ждать слишком долго, как докладчик получает первый вопрос от эксперта, Плешаковой Ксении Анатольевны. Указав на недостаток выступающего в плане предоставления результатов своей работы – специфика деятельности организатора работы с молодёжью в условиях цифровизации была описана не до конца полно – эксперт наталкивает С.В. Бабынину на более подробный рассказ о негативной специфике, описанной по ходу её исследования. «Недостаток нормативно-правовой основы профессиональной деятельности» видится автору одним из наиболее значимых недостатков работы специалистов по работе с молодёжью в условиях цифровизации.
Следующий высказавшийся эксперт – Обидина Татьяна Валентиновна. Татьяна Валентиновна позитивно отзывается об услышанном докладе, однако указывает молодому исследователю на недочёты в предоставлении выборки исследования. Диалог между экспертом и автором работы перешёл в русло обсуждения выбранной автором методологии исследования. Диалог оказался продуктивен: Софии удалось более полно объяснить методологическую сущность своего исследования, а Татьяне Валентиновне – как эксперту – помочь молодому исследователю в осознании ошибок.
Слово даётся следующему эксперту – Лейбовскому Марку Абрамовичу. «Формальный подход – добротная работа, соответствует методологии» – говорит Марк Абрамович. Однако хвалебный комментарий прерывается замечанием: «Ретроспектива – не к работе», – замечает эксперт. «Поменяется ли всё в будущем, или мы и дальше будем сидеть перед компьютерами?» – спрашивает он. «Каждая часть общества проходит только первые ступени развития в киберпространстве, и это касается не только специалистов по работе с молодёжью» – этим предложением заканчивает С.В. Бабынина свой ответ на вопрос Марка Абрамовича. Автор заверяет, что исследование не ретроспективное, а изучающее актуальную обстановку и состояние изучаемой сферы – в ответе Софии будто бы звучит выражение «Всё впереди!».
Следующий выступивший докладчик – Ткаченко Анастасия Витальевна со своей работой «Выявление тенденций когнитивных искажений интернет-коммуникации юношества» начал сообщение в 16:44. Выступление Анастасии, будучи очень насыщенным научными данными и результатами анализа, было принято слушателями с интересом.
Для студента-четверокурсника это был первый доклад на научной конференции – и её выступление – доказательство, что «первый блин» не всегда может получиться «комом», как это принято считать. Переборов волнение перед серьёзными экспертами и заинтересованной, достаточно численной публикой (на момент выступления в трансляции Teams находился 21 человек), Анастасия предоставляет свою научную работу со всем её наполнением: методологическим аппаратом исследования, научными решениями по эмпирической части и полученными результатами.
Уложившись в запланированное на доклад время, студентка заканчивает презентацию своего исследования. Первый вопрос, неожиданно для всех, поступил от гостя нашей секции – Пушкаревой Татьяны Владимировны, доктора педагогических наук, профессора, заместителя директора Института педагогики и психологии МПГУ по науке. Заключался он в оценке автором собственной работы с практической точки зрения: «Как можно использовать его результаты? Кем они могут быть использованы?» Автор с лёгкостью отвечает на поступившие вопросы, отмечая то, что современный педагог должен уметь в своей деятельности использовать все закономерности и особенности человеческой психики, которые были выявлены в актуальных исследованиях.
Далее с вопросами, касающимися теоретико-методологической основы работы, к Анастасии обратились и другие эксперты. Резюмируя все ответы на вопросы, возникшие вследствие недостатка времени для демонстрации результатов, Татьяна Валентиновна Обидина замечает: «Хорошая, большая работа, большое исследование».
Следующим стало выступление Сагина Георгия Алексеевича с темой «Итоги работы научной группы исследователей феномена киберсоциализации в области киберпедагогики за 2020–2021 учебный год». Согласно предварительной договорённости с руководителем секции Г.А. Сагин изначально не ориентировался на необходимость уложиться во временной лимит выступления. Начался доклад в 17:10. Прозвучавший доклад резюмировал работы исследователей научной группы В.А. Плешакова в области киберпедагогики и состоял, по сути, из презентации результатов 7 работ по данной проблематике, включая учебные и внеучебные. Это и стало причиной такого «нелимитированного» выступления – материала оказалось очень много, и представлен он был докладчиком за целых 27 минут. Однако, вследствие сильной наполненности выступления научными фактами и исследовательскими решениями, оно прошло достаточно бодро, и, как говорится, «на одном дыхании».
С учётом всего вышесказанного, к выступающему не могло не возникнуть много вопросов по поводу прослушанного материала. Среди наиболее интересных исследований, о результатах которых было сказано в докладе, для экспертов оказались работы В.А. Белозуб про онлайн-технологии адаптации первокурсников к обучению в ВУЗе и онлайн-квест как технологию работы со студентами, а также исследование М.Н. Головиной про электронную школу как средство межпредметного и метапредметного обучения. Для Обидиной Татьяны Валентиновны, эксперта секции, показался странным вывод о том, что технология онлайн-адаптива адаптирует студентов только лишь к дистанционному образованию, однако всё прояснилось, что это лишь констатация факта, который был доказан по ходу исследования, а не изначальный выбор цели создателей онлайн-технологии «Адаптива».
Марк Абрамович Лейбовский на основе статьи М.Н. Головиной о мета- и межпредметном обучении в условиях электронной школы, а конкретно об участии в процессе образования учителей, родителей, и самих детей, метко замечает: «Нужно не «вместо», а «вместе»». Данным замечанием профессор подчеркивает важность участия в процессе образования каждой из указанных фигур.
Выступлением Г.А. Сагина завершается работа секции «Киберсоциализация: человек в информационном пространстве» в 2021 году. Её руководитель, Владимир Андреевич Плешаков, благодарит за участие выступающих, экспертов и присутствующих. Инициативу, однако, перенимает Марк Абрамович, для того чтобы выразить свою благодарность Владимиру Андреевичу. Он отмечает важность существования этой секции, значимость прозвучавших и не прозвучавших докладов, исследований, проводящихся в области киберпедагогики и киберпсихологии студентами бакалавриата, магистратуры, а также аспирантами Института педагогики и психологии МПГУ. К благодарности подключаются и остальные эксперты.
На тёплой ноте взаимного уважения уже к 18:00 заканчивается XVI Межвузовская конференция молодых учёных, принёсшая всем присутствующим чувство воодушевления от причастности к этому пусть и маленькому, но «Празднику Науки».
Сагин Г.А. Хроники секции киберсоциализации на XVI Межвузовской конференции молодых учёных по результатам исследований в области психологии, педагогики, социокультурной антропологии / Г.А. Сагин // Электронный научно-публицистический журнал «Homo Cyberus». – 2021. – № 1 (10). [Электронный ресурс] – URL: http://journal.homocyberus.ru/16_mezhvuzovskaya_cyber_2021
В качестве бонуса можете посмотреть видеозапись заседания секции «Киберсоциализация: человек в информационном пространстве» в 2021 году: