«Горизонты и риски развития образования в условиях системных изменений и цифровизации»

13.00.00 Педагогические науки

УДК 37.072

Воровщиков С.Г., Шклярова О.А.

 

 

 

25 января 2020 года в столичной школе № 2086 (директор – Орлова Елена Владиславовна, к.п.н.) состоялась XII Международная научно-практическая конференция «Шамовские педагогические чтения научной школы Управления образовательными системами "Горизонты и риски развития образования в условиях системных изменений и цифровизации"». Основоположником научной школы Управления образовательными системами является Татьяна Ивановна Шамова (22 ноября 1924 – 28 июля 2010) – профессор, доктор педагогических наук, Заслуженный деятель науки РФ, член-корр. РАО, почётный член Международной академии наук педагогического образования (МАНПО) [3].

Шамова Татьяна Ивановна – д.п.н., проф., Заслуженный деятель науки РФ, член-корр. РАО, почетный академик МАНПО, основатель научной школы Управления образовательными системами

Организаторами чтений выступили: Общественный совет научной школы Управления образовательными системами, НП «Международная академия наук педагогического образования», НО «Фонд поддержки и развития образования, творчества, культуры», ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет», ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет», РОО «Инновации в образовании» (Беларусь), ФГБОУ ВО «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова», Минский филиал (Беларусь), ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», ОГБОУ ДПО «Курский институт развития образования», ГБОУ ДПО «Псковский областной институт повышения квалификации работников образования», ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет», ФГОБОУ ВО «Сахалинский государственный университет», ГУО «Гомельский областной институт развития образования» (Беларусь), КГУ «Городской научно-методический Центр новых технологий в образовании УО г. Алматы» (Казахстан).

Орлова Е.В., директор школы № 2086, к.п.н., ученица Т.И. Шамовой

   

25 января 2020 года XII Шамовские чтения прошли в столичной школе № 2068

По сложившейся традиции в работе Шамовских чтений приняли участие представители научно-педагогической общественности, руководители и педагоги образовательных организаций, представляющие не только Москву и Московскую область, но и различные субъекты Российской Федерации. Так, непосредственно на базе школы № 2086 в чтениях приняли участие двести пятьдесят сторонников и последователей Научной школы из нескольких регионов городов России: Грозного, Екатеринбурга, Калининграда, Калуги, Кирова, Коврова, Королева, Курска, Москвы, Новосибирска, Петрозаводска, Пятигорска, Рязани, Саратова, Тулы, Энгельса, Ярославля и др. В работе семнадцати очных и дистанционных секций приняли участие управленцы и педагоги Азербайджана, Армении, Белоруссии, Казахстана, Канады, Молдавии, Монголии, Узбекистана, Донецка, Луганска, Украины и др.

К участникам чтений обратилась с приветственным письмом депутат Государственной Думы, Заместитель председателя комитета ГД по образованию и науке Духанина Любовь Николаевна.

Ежегодно в День Студентов двенадцатый раз проходят Шамовские чтения

Шамов С.А., д.м.н., проф., сын Т.И. Шамовой

Воровщиков С.Г., д.п.н., проф. МГПУ, академик МАНПО, Председатель оргкомитета Шамовских чтений, ученик Т. Шамовой

XII Шамовские педагогические чтения были традиционно посвящены осмыслению решения очередной актуальнейшей проблемы современной педагогики и системы образования: цифровизиции образования. Летом прошлого года спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко заметила: «Если ребёнок с телефоном на уроках – будет ребенок учиться? Нет». По её словам, условий для хранения смартфонов в школах нет, поэтому использование мобильных «наверное, вообще надо запретить». Сразу в августе 2019 Минпросвещения опубликовало рекомендации школам по запрету телефонов на уроках. Уже в декабре этого года, по мнению ныне экс-министра О.Ю. Васильевой, каждая четвёртая школа РФ запретила смартфоны (https://www.the-village.ru/village/city/news-city/369863-telefony-na-urokah).

В тоже время ещё в 2017 году ЮНЕСКО опубликовало рекомендации по политике в области мобильного обучения:

  • признайте право учащихся на пользование мобильными устройствами везде, где это возможно. Главное преимущество мобильного обучения в том, что оно открывает новые возможности для обучения как в школе, так и за её пределами. Если учащиеся не могут в полной мере реализовать преимущества своих устройств, они вряд ли будут использовать их в качестве инструмента для обучения, предпочитая работать с ними в неформальной обстановке.
  • поощряйте взаимодействие образовательных учреждений и педагогических работников с учащимися и их родителями с помощью мобильных устройств.
  • обеспечьте равный доступ к мобильным технологиям и мобильному обучению для всех учащихся и педагогов (https://iite.unesco.org/pics/publications/ru/files/3214738.pdf).

 

Баяхчян Е.В., Председатель Правления «Фонд поддержки и развития образования, творчества, культуры», соорганизатор чтений, ученица Т.И. Шамовой

Козилова Л.В., к.п.н., член-корр. МАНПО, доц. МПГУ, модератор секции чтений

На секциях была возможность обсудить решения данной проблемы. Заметим, что три секции были направлены именно на обсуждение ресурсов педагогически целесообразной цифровизации образования.

На пленарной части чтений были два содокладчика с выступлением «Рефлексивно-сотворческая культуродигма в современном образовании и управлении им»: Степанов Сергей Юрьевич, проф., д.пс.н., проф. Института педагогики и психологии образования ГАОУ ВО МГПУ, рыцарь Гуманной педагогики, заслуженный работник образования Республики Карелия, Действительный член Национальной академии социальных технологий, Оржековский Павел Александрович, д.п.н., проф. Института биологии и химии ФГБОУ ВО МПГУ.

Степанов С.Ю., д.пс.н., проф. МГПУ, один из основных докладчиков чтений

Оржековский П.А., д.п.н., проф. МПГУ, один из основных докладчиков чтений

В работе чтений приняли участие представители общественных академий, педагогических издательств и журналов: Баяхчян Елена Валерьевна, Председатель Правления НО «Фонд поддержки и развития образования, творчества, культуры», Яковлев Сергей Викторович, к.п.н., вед. науч. сотр. ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования», гл. ред. журнала «Журнал педагогических исследований», Мешкова Екатерина Васильевна, зам. директора издательства «Смысл», ООО «Психологическая книга», Махотин Дмитрий Александрович, к.п.н., зав. кафедрой педагогических технологий непрерывного образования, гл. ред. журнала «Интерактивное образование», Дерикова Татьяна Алексеевна, директор по развитию Научно-издательского Центра «ИНФРА-М», члены редакционных коллегий журналов, оказывающих информационную поддержку чтениям: «Народное образование», «Инновационные проекты и программы в образовании», «Справочник заместителя директора школы», «Управление начальной школой», «Вестник Института образования человека», «Журнал педагогических исследований», «Ценности и смыслы», «Отечественная и зарубежная педагогика», «Обучение и воспитание. Школа», «Образовательный форсайт» и др.

Осипова О.П., д.п.н., проф. МПГУ, Шклярова О.А., к.п.н., проф. МПГУ, модераторы секции чтений, ученицы Т.И. Шамовой

Заславская О.Ю., д.п.н., проф. МГПУ, академик МАНПО, модератор секции чтений, ученица Т.И. Шамовой

Галеева Н.Л., к.биол.н., проф. МГПУ, член-корр. МАНПО, модератор секции чтений, ученица Т.И. Шамовой

Степанова О.Н., д.п.н., проф. МПГУ, Цибульникова В.Е., к.п.н., доц. МПГУ, член-корр. МАНПО, модераторы секции чтений, ученица Т.И. Шамовой

Мижериков В.А., к.п.н., доц., почетный академик МАНПО, модератор секции чтений, ученик Т.И. Шамовой

Заславский А.А., к.п.н., доц. МГПУ, член-корр. МАНПО, модератор секции чтений, ученик Т.И. Шамовой

Распределённый характер научной школы – это постоянно повторяющийся мотив осмысления наших чтений. Ученики, сторонники и последователи Татьяны Ивановны живут во многих городах России и за рубежом, трудятся в различных образовательных организациях. Как мантра, повторяется другая характеристика Шамовских чтений как коммуникативной площадки [1; 2]. В соответствии с современной терминологией Шамовские чтения следует отнести к так называемым гибридно-интегративным формам коммуникации – нетворкинговым технологиям. В дословном переводе нетворкинг означает построение сети деловых связей, знакомств. То есть вы создаете вокруг себя некое сообщество профессионалов, объединенных общими темами. Нетворкинг строится на теории шести рукопожатий. Каждый человек знаком с любым другим человеком через пять других.

Работа малых пленарных заседаний чтений традиционно велась секционно в формате очных и дистанционных дискуссионных площадок:

1. Безопасная школа в условиях информатизации. Модератор: Заславский Алексей Андреевич, к.п.н., член-корр. МАНПО, доц. дирекции образовательных программ ГАОУ ВО МГПУ.

2. Трансформация образования в условиях развития цифровых технологий: проблемы и пути развития. Модератор: Заславская Ольга Юрьевна, проф., д.п.н., академик МАНПО, проф. кафедры информатизации образования Института математики, информатики и естественных наук ГАОУ ВО МГПУ.

3. Цифровые технологии визуализации информации в образовании. Модератор: учитель информатики школы 1579 Любутов Олег Дмитриевич, аспирант ГАОУ ВО МГПУ.

4. Требования ФГОС общего образования к метапредметным результатам и пути их достижения. Модератор: Суходимцева Анна Петровна, к.п.н., член-корр. МАНПО, ст.н.с. ФГБНУ ИСРО РАО, член Московской областной организации Союза писателей России, Синельников Игорь Юрьевич, к.п.н., ст.н.с. ФГБНУ ИСРО РАО, Коростелева Алина Альбертовна, к.п.н., ст.н.с ФГБНУ ИСРО РАО.

5. Культура управления и управленческая компетентность педагогических работников как фактор успешности образовательной организации. Модераторы: Шклярова Ольга Анатольевна, доц., к.п.н., проф. кафедры УОС им. Т.И. Шамовой ФГБОУ ВО МПГУ, Осипова Ольга Петровна, доц., д.п.н., проф. кафедры УОС им. Т.И. Шамовой ФГБОУ ВО МПГУ.

6. Здоровьесозидающее управление образовательной и спортивной организацией. Модераторы: Цибульникова Виктория Евгеньевна, доц., к.п.н., член-корр. МАНПО, доц. кафедры педагогики и психологии профессионального образования им. академика РАО В.А. Сластёнина ФГБОУ ВО МПГУ, Степанова Ольга Николаевна, проф., д.п.н., проф. и зав. кафедрой спортивных дисциплин и методики их преподавания ФГБОУ ВО МПГУ.

7. Оценивание как управленческий и дидактический ресурс современного образования. Модератор: Галеева Наталья Львовна, доц., к.б.н., член-корр. МАНПО, проф. кафедры им. Т.И. Шамовой УОС МПГУ.

8. Развитие коммуникативной компетентности участников образовательного процесса в условиях его цифровизации. Модераторы: Мижериков Василий Андреевич, Почётный академик МАНПО, к.п.н., доц., Козилова Лидия Васильевна, к.п.н., член-корр. МАНПО, доц. кафедры УОС им. Т.И. Шамовой ФГБОУ ВО МПГУ, Трунцева Татьяна Николаевна, к.п.н., доц., кафедра общеобразовательных дисциплин ГБОУ ВО МО АСОУ, Савенкова Елена Викторовна, к.п.н., ст. препод. кафедры УОС им. Т.И.Шамовой ФГБОУ ВО МПГУ.

9. Педагогика сотворчества и рефлексивное управление трансформациями образования. Модераторы: Степанов Сергей Юрьевич, проф., д.пс.н., проф. Института педагогики и психологии образования ГАОУ ВО МГПУ, Оржековский Павел Александрович, д.п.н., проф. Института биологии и химии ФГБОУ ВО МПГУ.

10. Образование в интересах устойчивого развития (дистанционное заседание, г. Минск). Модератор: Загуменнов Юрий Леонидович, доц., к.п.н., проф. ФГБОУ ВО «Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова», Минский филиал, Республиканское общественное объединение «Инновации в образовании» (Беларусь).

11. Информатизация образования в эпоху цифровизации (дистанционная секция, Беларусь, г. Гомель, ГУО «Гомельский областной институт развития образования»). Модератор: Блажко Ольга Александровна, проректор по учебной работе ГУО ГОИРО.

12. Психолого-педагогические аспекты управления в современных образовательных системах (дистанционная секция, г. Южно-Сахалинск). Модераторы: Афанасенкова Елена Леонидовна, доц., к.пс.н., доц. каф. психологии Института психологии и педагогики ФГБОУ ВО СахГУ, Кутбиддинова Римма Анваровна, доц., к.пс.н., доц. каф. психологии ИПиП ФГБОУ ВО «СахГУ».

13. Формирование правосознания обучающихся в условиях системных изменений и цифровизации образования (дистанционная секция, г. Москва). Модераторы: Певцова Елена Александровна, д.п.н., д.ю.н., проф., проректор по научной работе ГОУ ВО МО МГОУ, Николаев Михаил Васильевич, к.п.н., доц., м.н.с. ГОУ ВО МО МГОУ.

14. Школьное метаобразование: масштабность перемен и периферийность действий (дистанционная секция, г. Челябинск). Модератор: Татьянченко Дмитрий Владимирович, доц., к.п.н., член-корр. МАНПО, в.н.с. ФГБОУ ВО ЮУГГПУ.

15. Идеи Ю.А. Конаржевского: модернизация российского образования (дистанционное заседание Клуба Конаржевцев, г. Псков). Модераторы: Давыдов Гарри Артемович, к.п.н., зав. кафедрой управления развитием образовательных систем ГБОУ ДПО ПОИПКРО.

16. Управление образовательной организацией в условиях концептуальных изменений в образовании (дистанционная секция, г. Курск). Модераторы: Чальцева Татьяна Александровна, к.и.н., доц., ректор ОГБОУ ДПО КИРО, Подчалимова Галина Николаевна, д.п.н., проф., академик МАНПО, декан факультета повышения квалификации и профессиональной переподготовки ФГБОУ ВО КГУ, Ильина Ирина Викторовна, д.п.н., проф., член-корр. МАНПО, директор института непрерывного образования ФГБОУ ВО КГУ, Белова Светлана Николаевна, д.п.н., член-корр. МАНПО, проректор по УМР ОГБОУ ДПО КИРО.

17. Ресурсы развития образовательной системы (дистанционное заседание, г. Алматы, Казахстан). Модераторы: Темирбекова Максима Нуриевна, зам. директора КГУ «Городской научно-методический центр новых технологий в образовании УО, Карамендинова Гульнара Мауткановна, директор Казахстанско-Российской школы-гимназии № 54 им. И.В. Панфилова, г. Алматы, Казахстан.

Студенты ГАОУ ВО МГПУ традиционно участвуют в проведении Шамовских чтений

Столярчук Л.В., директор и основатель «Международной школы завтрашнего дня», бессменный фотолетописец Шамовских чтений, ученик Т.И. Шамовой

Теория и практика управления должны изменяться в соответствии с развитием объекта управления, а порой и опережать его. В связи с этим очевидна необходимость дальнейшего совершенствования методолого-теоретических основ нашей научной школы. Акцентируем внимание только на одном перспективном мейнстриме развития: не капсулироваться, а плодотворно взаимодействовать с комплементарными по ценностным приоритетам с другими научными школами. Так, например, на IV Шамовских чтениях с докладом выступала Президент МАНПО, доктор педагогических наук, профессор Екатерина Иосифовна Артамонова – яркий представитель научной школы В.А. Сластенина, многолетнего соратника и друга Т.И. Шамовой. На V Шамовских чтениях докладчиком была академик МАНПО, доктор педагогических наук, профессор Елена Александровна Леванова – автор научной концепции психопластики личности подростка. Одним из основных докладчиков на VIII Шамовских чтениях был член-корр. МАНПО, кандидат педагогических наук, доцент, профессор МПГУ Владимир Андреевич Плешаков, основоположник научной школы киберсоциализации человека, киберонтологического подхода в образовании и киберпедагогики. На IX Шамовских чтениях выступал академик МАНПО, доктор педагогических наук, профессор Михаил Петрович Нечаев, разработчик теории управления воспитательными системам. На X Шамовских чтениях докладчиками были член-корр. РАО, доктор педагогических наук, профессор Андрей Викторович Хуторской, основоположник теории эвристического образования, и член-корр. РАН, доктор медицинских наук, профессор Владислав Ремирович Кучма, автор концепции здоровьесберегающего образования. На XI Шамовских чтениях основным докладчиком был член-корр. МАНПО, доктор психологических наук, профессор Витольд Альбертович Ясвин, разработчик средового подхода в образовании. На XII Шамовских педагогических чтениях один из основных докладчиков – академик НАСТ, доктор психологических наук, профессор Сергей Юрьевич Степанов – основоположник рефлексивного подхода в образовании.

Конечно, мы признаем, что теоретическая концепция управления образовательными системами не может быть представлена, как говорили древние римляне, urbi et orbi – как окончательно и целостно завершенная. Свидетельством тому является наши чтения, постоянные дискуссии и продуктивные обсуждения на секционных площадках новых векторов и направлений развития теории и практики управления образовательными системами.

 

Список литературы

  1. Артамонова Е.И., Воровщиков С.Г. Научная школа Управления образовательными системами Т.И. Шамовой / Е.И. Артамонова, С.Г. Воровщиков // Педагогическое образование и наука. – 2017. – № 1. – С. 7-11.
  2. Воровщиков С.Г., Шклярова О.А. Шамовские чтения: методолого-теоретический ресурс развития научной школы Управления образовательными системами / С.Г. Воровщиков, О.А. Шклярова // Современные векторы развития образования: актуальные проблемы и перспективные решения: сб. науч. тр. / XI Международ. науч.-практич. конф. «Шамовские педагогические чтения научной школы Управления образовательными системами» (25 января 2019 г.). В 2 ч. Ч. 1. – М.: 5 за знания; МПГУ, 2019. – С. 4-11.
  3. Шамова Т.И. Избранные труды. / Т.И. Шамова. – М.: УЦ «Перспектива», 2009. – 352 с.

 

Соратники и последователи научной школы Управления образовательными системами

 

© Воровщиков Сергей Георгиевич, Шклярова Ольга Анатольевна

Воровщиков С.Г., Шклярова О.А. «Горизонты и риски развития образования в условиях системных изменений и цифровизации» / С.Г. Воровщиков, О.А. Шклярова // Электронный научно-публицистический журнал «Homo Cyberus». – 2020. – № 1 (8). – URL: http://journal.homocyberus.ru/Shamova_conference_2020