Цифровая трансформация как фактор устойчивого развития спортивной индустрии

Скороходов С.Н.

Аннотация. В статье рассмотрены и проанализированы ключевые параметры цифровизации и цифровой трансформации индустрии спорта в контексте реализации принципов устойчивого развития ESG как одной из современных металогических систем оценивания эффективности деятельности организаций различного уровня. В качестве методов исследования использовались: метод сравнительного анализа, систематизация, классификация. В результате проведённого исследования были сформулированы научно-обоснованные выводы о том, что цифровая трансформация спортивной индустрии является неотъемлемой составляющей процесса устойчивого развития как всей спортивной отрасли, так и отдельных её субъектов и сегментов.

Ключевые слова: индустрия спорта, цифровизация, устойчивое развитие, цифровая трансформация

Научная статья

Педагогические науки

5.8.5. Теория и методика спорта

УДК 796.062


Original article

Digital transformation as a factor in the sustainable development of the sports industry

Skorokhodov S.N.

Abstract. The article considers and analyzes the key parameters of digitalization and digital transformation of the sports industry in the context of implementing the principles of sustainable development ESG as one of the modern metalogical systems for evaluating the effectiveness of organizations at various levels. The following research methods were used: the method of comparative analysis, systematization, classification. As a result of the study, evidence-based conclusions were formulated that the digital transformation of the sports industry is an integral part of the sustainable development process of both the entire sports industry and its individual subjects and segments.

Key words: sports industry, digitalization, sustainable development, digital transformation


 

На сегодняшний день тренды развития цифровой экономики, доказав свою актуальность и функциональную значимость на различных этапах и стадиях реализации, сформировали запрос на систематическое изучение их влияния на устойчивое развитие отдельных компонентов и сфер жизнедеятельности российского общества.

Индустрия спорта как межотраслевой сектор экономики с точки зрения цифровой трансформации только начинает формировать единую платформу для всех интегрированных субъектов посредством современных информационно-коммуникационных технологий. Одной из важнейших задач на пути эффективной реализации данного процесса является определение параметров и индикаторов, способных обеспечить объективную экспертную оценку деятельности спортивных организаций в цифровом пространстве.

Модель устойчивого развития ESG, предложенная бывшим генеральным секретарём ООН Кофе Аннаном в 2004 году для оценки эффективности функционирования организаций различного типа, базируется на следующих ключевых направлениях: охрана окружающей среды (Environmental), развитие социальных институтов и социальной ответственности (Social), а также на переоценке и модернизации корпоративного управления (Governance) [7]. Данная методика активно используется в различных сегментах экономики. В последние несколько лет она находит своё применение и в спортивной индустрии, в том числе в рамках цифровой трансформации отрасли.

Формирование концепта так называемой зелёной экономики, особое построение социальных отношений внутри спортивных организаций и инновационный стратегический менеджмент в спорте обретают системный характер благодаря цифровизации ключевых операционных процессов.

Цифровая трансформация основных компонентов устойчивого развития создаёт условия для междисциплинарного, межведомственного и межотраслевого характера взаимодействия следующих субъектов спортивной индустрии: профессиональный спорт, спорт высших достижений, массовый и любительский спорт, детско-юношеский спорт, спорт для лиц с ограниченными возможностями, корпоративный спорт, медийный спорт и так далее [2].

Однако следует отметить, что главным продуктом спортивной индустрии всё же является спортивное событие. Всё остальное: товары и услуги, цифровые и маркетинговые технологии, инфраструктура так или иначе определяют своё место (позицию), влияние и зависимость от того или иного мероприятия (ивента). Следовательно, ценности ESG, их популяризация и трансляция в определённые социальные группы непосредственным образом зависят от степени интеграции (раскрутки) спортивного события в цифровом пространстве через такие инструменты стратегического менеджмента, как маркетинг, мерчандайзинг, управление спортивными проектами, тимбилдинг и так далее.

В рамках устойчивого развития индустрии спорта цифровая трансформация детерминирует не просто количественную оценку текущей ситуации (в большей части это задача цифровизации), но, прежде всего, актуализирует построение алгоритмов преодоления и преобразования устаревших форм интеграции на пути создания модели цифрового спорта, как на государственном уровне, так и в частных секторах развития индустрии [1].

Реализация целей обеспечения устойчивого развития спортивной индустрии неразрывно связанно с децентрализацией и распределением интересов среди всех участников спортивного рынка. Каждый элемент системы, благодаря информационно-коммуникационным технологиям (сайтам, мобильным приложениям, социальным интернет-сетям и т. д.), а также пролонгации интересов и ценностей заинтересованной аудитории (конечного потребителя), его экологической грамотности и социальной ответственности, формируют единое социокультурное пространство, которое при удачной организации процесса возможно монетизировать, в том числе посредством коммерциализации спорта.

Необходимо подчеркнуть, что классификация цифровых технологий в спорте намного шире, чем набор информационно-коммуникационных инструментов (средств) в данной индустрии. Сюда следует отнести не только мобильные средства связи, но и специфические инновационные решения, характеризующие и обеспечивающие эффективность спортивной деятельности в условиях новых запросов рынка и отрасли: видеоанализ, онлайн-тестирование, стриминг, блокчейн, NFT-токены и т. д.

Отмечая социальное значение цифровой трансформации: интеграцию различных социальных групп в единое цифровое пространство с равным доступом к товарам и услугам, информации и знаниям, нужно подчеркнуть ключевую роль государства в этом процессе, реализующего свою миссию через многообразие и палитру федеральных целевых программ. Несмотря на это, согласно исследованиям и промежуточным итогам цифровой трансформации спортивной индустрии, не все регионы, а также спортивные федерации справляются с поставленной задачей. Во многом это связано со слабым кадровым обеспечение цифровой трансформации.

Для комплексной реализации планов по построению цифровой экономики, цифрового спорта, следует развивать частные финансовые организации [4]. Решение этой задачи видится в трансформации управленческого инструментария экономическими операционными процессами на всех уровнях в купе с увеличением доли и степени внедрения информационных и цифровых технологий в социально-экономическую систему.

Социальная ответственность организаций, представляющих и формирующих индустрию спорта, выражается, в том числе, в развитии благотворительной активности через такие инструменты спортивного менеджмента и администрирования, как фандрайзинг и социальный маркетинг. Цифровые возможности способствуют расширению аудитории получателей социальных благ. Поставленная на государственном уровне задача увеличения количества занимающихся спортом к 2030 году до 70 % от общего числа населения может быть решена во многом благодаря социальной заинтересованности коммерческих организаций спортивной индустрии [5].

Поскольку цифровая трансформация спорта подразумевает системный переход на «новые уровни стратегического развития при помощи оптимизации маркетингового инструментария, управленческих решений, сервисных предложений, важно уделить внимание подготовке спортивных менеджеров, обладающих как социо-эколого-экономическим образованием, так и необходимыми цифровыми навыками управления IT-технологиями» [3]. Другими словами, отрасль нуждается в цифровых кадрах и, в первую очередь, в цифровых спортивных менеджерах.

Потенциальные эффекты цифровой трансформации должны быть призваны определить системообразующие направления развития спортивной индустрии. Акцентированное внимание всех участников на экологические проблемы, социальное и корпоративное партнёрство задаёт вектор инновационного взаимодействия, в основе которого лежат стратегические задачи реализации цифровой трансформации [6]. Стоит отметить, что цифровая трансформация может выступать как отдельный самостоятельный фактор устойчивого развития, так и как дополняющий критерий для раскрытия функционального потенциала существующих направлений.

Таким образом, можно сделать следующий вывод – в условиях построения эффективной модели цифровой спортивной индустрии системообразующим фактором, призванным обеспечить её устойчивость, будет концепт, сформированный природно-ресурсными, социальными производственными, организационными и инновационными элементами. Информационно-коммуникационные технологии, лежащие в основе цифровой трансформации индустрии спорта, приобретают доминирующее значение и в перспективе должны занять особое место в числе факторов, определяющих устойчивое развитие ключевых сегментов и субъектов индустрия спорта, а внимательное изучение указанной тенденции со стороны спортивных организаций определяет скорость и качество их перехода на новый цифровой уровень.

 

Список источников

  1. Алтухов С. В. Дисфункция государственного администрирования в структуре управления спортом в России / С. В. Алтухов // Актуальные вопросы развития спортивной индустрии. Материалы Международной научно-практической конференции, посвящённой Году науки и технологий РФ. – 2021. – С. 19-24.
  2. Жапаров Е. С., Ляшенко А. А. ифровизация в спорте: состояние и перспективы / Е. С. Жапаров, А. А. Ляшенко // Молодой учёный. – 2020. – № 48. – С. 462.
  3. Скороходов С. Н. Активация социального маркетинга в индустрии спорта / С. Н. Скороходов // Теория и практика физической культуры и спорта. – 2020. – № 4. – С. 35.
  4. Солнцев И. В. Применение инновационных цифровых продуктов в индустрии спорта / И. В. Солнцев // Стратегические решения и риск-менеджмент. – 2021. – Т. 12. – № 2. – С. 184-189.
  5. Цифровая трансформация отрасли «Физическая культура и спорт»: теория, практика, подготовка кадров: материалы Межрегионального круглого стола, 22 апреля 2021 года / Под ред. М. А. Новоселова. – М.: РГУФКСМиТ. – 2021. – 156 с.
  6. Sport Manegment. Principles and applications / H. Russell, A. Smith, M. Nicolson, B. Stewart, H. Westerbeek / Routledge. – 2013. – Р. 351.
  7. Strategic Sport Marketing / D. Shilbury, H. Westerbeek, S. Quick, D. Funk, A. Karg. – 4th edition. – New South Wales: Allen and Unwin: Crows Nest, 2014. – 388 p.

 

© Скороходов Сергей Николаевич

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ:

Скороходов С.Н. Цифровая трансформация как фактор устойчивого развития спортивной индустрии / С.Н. Скороходов // Электронный научно-публицистический журнал «Homo Cyberus». – 2022. – № 2 (13). – URL: http://journal.homocyberus.ru/Skorokhodov_SN_2_2022