Особенности психотравмы и компьютерной зависимости в контексте цифровизации образовательной среды

Синкевич И.А., Барышева Т.Д.

Аннотация. Актуальность статьи обусловлена необходимостью исследования условий цифровизации образовательной среды, негативного влияния на развитие личности. Раскрываются понятия «информационная гигиена», «информационная безопасность» в образовательной среде. Выявляются последствия от нарушения правил информационной безопасности. Анализируются особенности психотравмы и проблемы компьютерной зависимости. Раскрыта психологическая сущность феномена психотравмы, представленная в трудах учёных. Статья может заинтересовать педагогов, практических психологов, исследователей.

Ключевые слова: цифровизация, образовательная сфера, информационная гигиена, информационная безопасность, психотравма, компьютерная зависимость.

Психологические науки (19.00.00 – психологические специальности)

5.3.5. Социальная психология, политическая и экономическая психология и 5.12.1. Междисциплинарные исследования когнитивных процессов (19.00.07 Педагогическая психология)

УДК 159.913


Features of psychotrauma and computer addiction in the context of digitalization of the educational environment

Sinkevich I.A., Barysheva T.D.

Abstract. The relevance of the article is due to the need to study the conditions for digitalization of the educational environment, the negative impact on the development of personality. The concepts of «information hygiene», «information security» in the educational environment are revealed. The consequences of violation of information security rules are identified. The features of psychotrauma and problems of computer addiction are analyzed. The psychological essence of the phenomenon of psychotrauma, presented in the works of scientists, is revealed. The article is intended for educators, practical psychologists, and researchers.

Key words: digitalization, educational sphere, information hygiene, information security, psychotrauma, computer addiction.


 

Развитие техносферы на современном этапе привело к необходимости быстрой перестройки и адаптации психики людей разных поколений, так как количество источников информации и их степень влияния на нашу жизнь непрерывно растёт. Современная психолого-педагогическая наука вплотную занимается инновационным феноменом, имеющим сложную социально-психолого-педагогическую основу, – процессом становления и жизнедеятельности человека в условиях цифрового мира. Специфика изменений социальной структуры общества, проблемы социализации и общения в контексте расширения интернет-среды наглядно представлены в работах А. В. Мудрика [10], В. А. Плешакова [11], Ю. П. Зинченко [9], А. Е. Войскунского [5, 6], Е. П. Белинской [3], Г. У. Солдатовой [16], В. А. Емелина, Е. И. Рассказовой, А. Ш. Тхостова [7] и др.

Существенным моментом развития личности сейчас является начальный период встречи с цифровым пространством, и, соответственно, время так называемого интернет-дебюта. Исследования условий цифровизации образовательной среды показывают, что практически никто не отрицает момент наступления очередной информационной революции – бытийный мир погружается в мир цифровых сервисов и цифрового управления. Новой элитой становятся владельцы средства сбора и обработки информации, принятия решений на её основе.

Цифровизация (дигитализация) ведёт к трансформации рынка труда и формированию новых цифровых компетенций. Цифровизация образовательной среды высвобождает человека, и, при соответствующем обучении и включении в научное проектирование, человечество получит ускорение развития технологий и одновременно «квазисвободу» человека [4, 11, 15 и др.].

Поколение современных школьников и студентов значительную часть времени проводит в киберпространстве, которое начинает оказывать влияние на усвоение ими социальных, нравственных норм и способствовать формированию ценностных ориентаций. А. В. Мудрик [10], В. А. Плешаков [11], А. Е. Войскунский [6], Г. У. Солдатова [15, 16] и многие другие авторы в своих трудах утверждают, что интернет-среда становится системой неформального образования и просвещения. Однако к этому процессу добавляется также тот феномен, который можно назвать интернетизацией, киберобразованием, медиаобразованием, способствующий ещё большему погружению в использование гаджетов, медиасред, ИКТ в учебном процессе.

Пандемические обстоятельства последних двух лет ещё больше усилили зависимость системы образования от симультанной дигитализации [4]. Таким образом, дети и подростки находятся в интенсивном процессе соприкосновения с цифровыми средами не только в домашних условиях воспитания, но и в организованном образовательном пространстве. В данных обстоятельствах в социализации молодого поколения становится актуальным вопрос сохранения и укрепления психологического благополучия и устойчивости развивающейся личности.

Анализируя особенности развития детей и подростков нового поколения («цифровых аборигенов», по определению М. Пренски, 2001 [18]), такие исследователи, как Д. И. Фельдштейн [17], А. В. Мудрик [10], В. А. Плешаков [11], Г. У. Солдатова [15] и другие ставят проблему социального самоопределения субъектов в современной образовательной системе.

С одной стороны, применение информационных технологий ведёт к развитию и преобразованию деятельности человека 21-го века, что оказывает благоприятное воздействие на развитие его различных психических структур. С другой стороны, авторы [11, 16 и др.], изучающие разнообразные явления жизни человека в соприкосновении с цифровизацией, признают наличие значительного количества негативных последствий и затруднений у него в киберпространстве. Д. И. Фельдштейн [17] отмечал, что актуальной проблемой в психолого-педагогическом аспекте становится способность системы образования анализировать современное детство как принципиально новый психологический, педагогический, культурный феномен и адекватно реагировать на вызовы современной эпохи.

Г. У. Солдатова [16] вводит новый термин – «цифровое детство» – и осуществляет анализ социализации молодёжи, анализируя особенности личностного и когнитивного развития, взаимоотношения с окружающим миром, социальные и культурные практик.

Исследования В. А. Плешакова [11], Ю. П. Зинченко [9], А. Е. Войскунского [5] и др. акцентируют внимание на факторах формирования психологических зависимостей различных типов, связанных с ИКТ-активностью людей. В обзорах междисциплинарных исследований [1, 2, 12] среди самых сильных психологических зависимостей современного человека чаще всего называют игровую, пищевую, табачную, алкогольную и наркозависимость, интернет-зависимость, зависимость от гаджетов, техники (телевизоров, мобильных телефонов и компьютеров).

Психологическая зависимость, как правило, рассматривается как аномально высокая потребность в чем-либо одном, в ущерб другим потребностям. Человек может находиться в состоянии осознания этого ущерба, но при этом иметь подавленную волю к отказу от зависимого поведения. В более сложных проявлениях синдром психической зависимости, являясь частью общего синдрома зависимости, включающей навязчивое влечение к кому-либо или чему-либо и способность достигать в предмете влечения состояния парадоксального психического комфорта. В то время, когда для общества те или иные зависимости могут играть положительную (трудоголизм) или отрицательную (аддикции) роль, для личности это явление в конечном итоге является разрушительным, несмотря на наличие гедонистических положительных переживаний. Очевидно, что говорить в этом случае о психологическом благополучии человека не приходится.

Очень часто в ядре психологической зависимости заложена скрытая психотравма, определяющая состояние нарушенной целостности психики, в связи с чем человек не может функционировать здоровым, нормальным образом.

Теоретическая модель исследования психотравмы опирается на основные психологические научные направления (психоанализ, психосинтез, гуманистическую психологию) и представлена в трудах Л. А. Регуш [13], Е. В. Алексеева, О. Р. Веретина, А. В. Орлова [1], Б. Р. Мандель [12], В. В. Барцалкиной [2], О. В. Защиринской [8] и др. Исследователи утверждают, что травматическая реакция возникает в условиях чрезмерного стрессового воздействия на организм. Причиной может быть реальная угроза жизни и здоровью, либо ситуация, воспринимаемая психикой человека как угрожающая в момент происходящего. В данных подходах за единицы анализа берутся эмоциональное страдание и фантомное психологическое ощущение боли. Следует отметить, что человек рождается с витальными потребностями в безопасности, защищённости, стабильности, постоянстве, базовом чувстве благополучия и целостности. «Благоприятную» (в отрицательном смысле) почву для действия психотравмы создает депривация – психологический феномен, обозначающий лишение чего-либо, как в материальном, так и в эмоциональном плане (отсутствие любви, ласки, сопереживания, социальной поддержки и одобрения).

Модель психотравмы можно транспонировать на ситуацию ускоренного погружения в цифровой мир образовательной и социальной сферы. Обстоятельства, в которых оказалось человечество ввиду ковидной пандемии, вызвали к жизни неимоверный поток противоречивой информации, который значительно обострил психотравматизацию людей. Возникла насущная необходимость оберегать себя от информационного шума – эволюционного преимущества каждого человека, которое может проявляться, в том числе, как психологический уход в виртуальный мир, что ещё больше усугубляет зависимости.

На современном этапе появились новые проблемы, связанные с «информационной гигиеной» в образовательной и в целом социальной среде, поэтому необходимо изучение закономерностей влияния цифровизации на психическое, физическое и социальное здоровье человека и социума в целом. Перегруженность информацией имеет различные проявления:

  • состояние повышенной тревожности;
  • зацикленность на определённой информации;
  • желание всё контролировать;
  • эмоциональные и телесные реакции на полученную информацию и др.

Отсутствие информационной гигиены может способствовать:

  • искажению картины мира (поскольку фокус внимания доминантно направлен на негативную информацию);
  • развитию клипового мышления;
  • формированию выученной беспомощности;
  • неспособности распознавать механизмы влияния на принятие решений человека.

Исследователи выделяют три основных подхода работы с текущей информацией как потоком: системный, включающий формирование отношения к информации, изменение привычек потребления информации, ограничение рефлексии; программный, отвечающий за техническую настройку инфопотока с помощью цифрового инструмента; точечный, отражающий поиск конкретной информации под запрос, с игнорированием лишней информации. Очень важно прогнозировать риски и последствия от нарушения правил психоинформационной безопасности в условиях цифровизации образовательной и социальной сферы.

Одним из факторов, социализирующим личность, является образовательное пространство, образовательная среда, которая в целом не может удовлетворить ни её участников, ни социум. В. В. Барцалкина [2] отмечает, что неблагополучие в семье и детские психотравмы являются психологическими факторами, оказывающими влияние на аддиктивное поведение в школьном возрасте. Если травма имела место в детстве, у ребёнка включаются механизмы по выживанию, и он находит выход из травмирующей ситуации в зависимости от его способностей и особенностей темперамента. Можно предположить, что взаимодействие ребёнка с психотравмированными родителями, вынужденными организовывать домашнее по факту обучение в условиях перехода на цифровые технологии в период ковидных ограничений, будет способствовать закреплению детских травм.

Многочисленные исследования Е. В. Алексеевой [1], В. В. Барцалкиной [2], А. Е. Войскунского [5], Г. У. Солдатовой [15] и др. отмечают значительное увеличение числа нервно-психических расстройств обучающихся, усиление уровня тревожности и страхов в форме дидактогенных неврозов у детей в отношениях с педагогами, возникновение конфликтов между родителями и детьми из-за школьных неудач.

Обозначенные негативные явления в образовании существенно нарастают ввиду того, что современное молодое поколение воспитывается в тесном контакте с компьютерными технологиями и мобильной связью. Поэтому, когда психика не в полной мере справляется со стрессовыми воздействиями, приоритетным становится уход в виртуальное пространство. Вместе с тем в процессе интернетизации и социализации в цифровом мире перестраивается сфера досуга и потребления информации молодым человеком, изменяются характеристики учебного процесса и учебной деятельности, но в то же время формируется зависимость от гаджетов. Пользователи интернет-ресурсов находят в них удовлетворение собственных актуальных потребностей личности: в безопасности, принадлежности, самоуважении, самоактуализации. Как итог, может формироваться зависимость, помогающая скрыть психотравму. В этих случаях киберпространство интернет-среды фактически становится альтернативой непосредственного реального окружения, запуская процессы квазисоциализации, по терминологии В. А. Плешакова [11].

Социальные интернет-сети представляют собой особый символьно-знаковый мир киберпространства, которому современный человек отдаёт значительную часть своей жизни, вступает в контакт с другими людьми, и, по сути, осуществляет всё те же самые действия, что и в предметном мире. Человек уходит от решения насущных проблем в мир виртуальных иллюзий, не замечая, что проблем в реальной жизни становится всё больше, а способов эффективного их разрешения всё меньше. У него развивается синдром сетеголизма (т. е. желания бесконечного пребывания в Сети). Соответственно, согласно одной из классификаций угроз по сферам благополучия, человек может испытывать угрозы физическому, психическому, социальному, материальному благополучию в связи с использованием Интернета [11]. Происходит взаимопроникновение бытийного и виртуального миров.

Самый простой способ решения зависимости – приобретение другой зависимости, но это не поможет выйти из травмирующей ситуации. Увеличение числа людей, подверженных интернет-зависимости, и расширение возрастного диапазона пользователей социальными интернет-сетями, актуализирует настоятельную необходимость искать продуктивные пути нивелирования последствий или снятия данного синдрома.

К более результативным способам коррекции можно отнести:

  • работу с психотравмами;
  • обращение в специализированные психотерапевтические центры, имеющие методики по снятию киберзависимости;
  • снижение информационного прессинга со стороны СМИ;
  • «цифровой детокс» (сознательное самоограничение в пользовании гаджетами на определённое время);
  • создание психологически безопасной образовательной среды;
  • психологическое сопровождение становления человека;
  • целенаправленное воспитание личности.

Тем не менее, В. А. Плешаков [11] настаивает на исследовании такого психолого-педагогического феномена, как киберразвитие человека, поскольку особенности коммуникации в интернет-среде можно рассматривать как новые культурные средства, детерминирующие развитие самосознания личности. В исследованиях Г. У. Солдатовой [15, 16] и её коллег представлены интересные подходы к изучению цифровой компетентности как составляющей социальной компетентности человека, представлен социально-психологический портрет цифрового поколения.

Анализируя данные подходы можно утверждать, что такое позитивное понимание процессов цифровизации имеет практические основания, поскольку согласуется с изменениями в российской системе образования и открывает возможность для применения отечественных разработок социальной компетентности, предполагающей активные взаимодействия взрослого и ребёнка-ученика в цифровом пространстве.

 

Список литературы

  1. Алексеева Е. В., Веретина О. Р., Орлова А. В. Подросток в интернет-среде: показатели благополучия и безопасности / Е. В. Алексеева, О. Р. Веретина, А. В. Орлова // «Герценовские чтения: психологические исследования в образовании». Психологическое и социальное благополучие детей, подростков и молодежи. Тезисы докладов II Международной научно-практической конференции, 10-11 октября 2019 г. – Санкт-Петербург: РГПУ им. А. И. Герцена. – 2019. – С. 23-30. DOI 10.33910/herzenpsyconf-2019-2-2
  2. Барцалкина В. В. Терапия последствий детских травм, депривации и насилия как профилактика аддиктивного поведения / В. В. Барцалкина // Психологическая наука и образование psyedu.ru. – 2010. – Том 2. – № 5. – URL: https://psyjournals.ru/psyedu_ru/2010/n5/Bartsalkina.shtml (дата обращения: 22.03.2022).
  3. Белинская Е. П. Психология интернет-коммуникации / Е. П. Белинская. – М.: МПСУ; Воронеж: МОДЭК. – 2013. – 192 с.
  4. Ванхемпинг Э. Г., Сальцева С. В., Сейдуманова А. С. Прыжок в «цифру»: трансформации образования в условиях глобальной дигитализации / Э. Г. Ванхемпинг., С. В. Сальцева, А. С. Сейдуманова. – СПб.: Издательско-полиграфическая ассоциация высших учебных заведений. – 2020. – 288 с.
  5. Войскунский А. Е. Психология и Интернет. Монография. / А. Е. Войскунский. – М.: Акрополь. – 2010. – 439 с.
  6. Войскунский А. Е., Соолдатова Г. У. Эпидемия одиночества в цифровом обществе: хикикомори как культурно-психологический феномен / А. Е. Войскунский, Г. У. Солдатова // Консультативная психология и психотерапия. – 2019. – Том 27. – № 3. – С. 22-43. doi:10.17759/cpp.2019270303
  7. Емелин В. А., Рассказова Е. И., Тхостов А. Ш. Психологические последствия развития информационных технологий / В. А. Емелин, Е. И. Рассказова, А. Ш. Тхостов // Национальный психологический журнал. – 2012. – № 1 (7). – С. 81-87.
  8. Защиринская О. В. Психические травмы в межличностных отношениях: учебное пособие / О. В. Защиринская. – СПб, Изд-во С.-Петерб. ун-та. – 2021. – 172 с.
  9. Зинченко Ю. П., Шайгерова Л. А., Шилко Р. С. Психологическая безопасность личности и общества в современном информационном пространстве / Ю. П. Зинченко, Л. А. Шайгерова, Р. С. Шилко // Национальный психологический журнал. – 2011. – № 2 (6). – С. 48-59.
  10. Мудрик А. В. Социализация человека: учебное пособие для студ. высш учеб. заведений / А. В. Мудрик. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Изд-во Московского психолого-социального ин-та. – 2011. – 736 с.
  11. Плешаков В. А. Теория киберсоциализации человека. Монография / В. А. Плешаков. – М.: МПГУ; «Homo Cyberus». – 2011. – 400 с.
  12. Психология зависимостей (аддиктология): учеб. пособие / Б. Р. Мандель. – М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2019. – 320 с. – URL: http://znanium.com/catalog/product/982130 (дата обращения: 22.03.2022).
  13. Регуш Л. А., Алексеева Е. В., Веретина О. Р., Орлова А. В., Пежемская Ю. С. Интернет как ресурс совладания с психологическими проблемами у подростков и молодежи / Л. А. Регуш, Е. В. Алексеева, О. Р. Веретина, А. В. Орлова, Ю. С. Пежемская // Психология человека в образовании. – 2021. – № 3 (2). – С. 196-207.
  14. Регуш Л. А., Орлова А. В., Алексеева Е. В., Веретина О. Р., Пежемская Ю. С. Феномен погруженности в интернет-среду: определение и диагностика / Л. А. Регуш, А. В. Орлова, Е. В. Алексеева, О. Р. Веретина, Ю. С. Пежемская // Сибирский психологический журнал. – 2021. – № 2. – С. 107-125.
  15. Солдатова Г. У., Рассказова Е. И. Итоги цифровой трансформации: от онлайн-реальности к смешанной реальности / Г. У. Солдатова, Е. И. Рассказова // Культурно-историческая психология. – 2020. – Том 16. – № 4. – С. 87–97. doi:10.17759/chp.2020160409
  16. Солдатова Г. У. Цифровая социализация в культурно-исторической парадигме: изменяющийся ребенок в изменяющемся мире / Г. У. Солдатова // Социальная психология и общество. – 2018. – Том 9. – № 3. – С. 71–80. doi:10.17759/sps.2018090308
  17. Фельдштейн Д. И. Современное Детство как социокультурный и психологический феномен / Д. И. Фельдштейн // Вестник Герценовского университета. – 2012. – № 1. – С. 20-24.
  18. Prensky M. (2001). Digital Natives, Digital Immigrants. Do They Really Thinking Differently? In: On the Horizon, October 2001, 9 (5) NCB, December 2001; 9 (6) NCB, University Press.

 

© Синкевич Ирина Алексеевна, Барышева Татьяна Дмитриевна

 

ВЫХОДНЫЕ ДАННЫЕ СТАТЬИ:

Синкевич И.А., Барышева Т.Д. Особенности психотравмы и компьютерной зависимости в контексте цифровизации образовательной среды / И.А. Синкевич, Т.Д. Барышева // Электронный научно-публицистический журнал «Homo Cyberus». – 2022. – № 1 (12). – URL: http://journal.homocyberus.ru/Sinkevich_IA_Barysheva_TD_1_2022