Цифровизация школьных музеев: виртуальный тур

Наземкин В.В.

Аннотация. Школьный музей играет важную роль в сохранении культурного наследия, а также в обучении и воспитании подрастающего поколения. В статье обосновывается потребность в цифровизации музейного дела. Рассматривается одна из форм цифровизации – виртуальный тур по музею. На примере (представлен анализ опыта внедрения цифровых технологий в работу школьного музея Боевой Славы 20-й гвардейской воздушно-десантной бригады МБОУ Школы № 72 г. о. Самара) продемонстрирован способ создания виртуального тура, охарактеризованы его уникальность и преимущества, описаны возможные методы и формы использования и применения данной разработки.

Ключевые слова: музееведение, музей Боевой Славы, школьный музей, цифровизация, виртуальный тур, 3D-тур.

Педагогические науки (13.00.00 – педагогические специальности)

5.8.1. Общая педагогика, история педагогики и образования и 5.8.2. Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования) (13.00.01 Общая педагогика, история педагогики и образования)

УДК 371.8


Digitalization of school museums: virtual tour

V.V. Nazemkin

Abstract. The school museum plays an important role in the preservation of cultural heritage, as well as in the education and upbringing of the younger generation. The article substantiates the need for digitalization of museum business. One of the forms of digitalization is considered - a virtual tour of the museum. Using an example (an analysis of the experience of introducing digital technologies into the work of a school museum is presented of the Museum of Military Glory of the 20th Guards Airborne Brigade MBOU School No 72) methods and forms of use and application of this development.

Key words: museology, Museum of Military Glory, school museum, digitalization, virtual tour, 3D-tour.


 

Широкое использование современных интернет-технологий позволяет создавать новые интересные решения в различных сферах деятельности человека. Одним из примеров такого решения является создание виртуального интерактивного тура по музею: это инновационная форма работы с аудиторией, предполагающая привлечение расширенного круга обучающихся.

Предмет исследования: виртуальный тур по музею Боевой Славы 20-й гвардейской воздушно-десантной бригады.

Цель работы: создание воспитательного пространства, обеспечивающего формирование образованной, духовно-нравственной, творчески активной личности при помощи различных форм музейной деятельности, в том числе посредством использования материалов цифрового образовательного контента.

Школьный музей сегодня является эффективным средством воспитания подрастающего поколения. Он становится средством творческой самореализации, инициирует личностно ориентированное воспитание и образование, является маленьким исследовательским центром по сохранению, возрождению и развитию локальных культурно-исторических традиций, участвует в диалоге поколений и культур. Информационные технологии помогают разнообразить формы работы в школьном музее, сделать его интересным для посещения обучающихся в 21 веке.

М. А. Зайцева, А. П. Лысак, С. Ю. Дорофеев рассматривают возможности и особенности применения в обучении современных виртуальных средств как прогрессивного инновационного инструментария современного педагога [3].

М. Б. Романовская и Н. К. Солопова и другие рассказывают о современных подходах к организации проектной деятельности школьников в процессе модернизации системы образования [6, 7].

Высоко оценивается образовательный и воспитательный потенциал школьных музеев О. А. Таушкановой [8].

Цифровизация затрагивает все сферы жизни современного общества, включая и сферы образования и культуры. Одной из приоритетных задач государственной политики в России является использование цифровых коммуникационных технологий для обеспечения доступа граждан к культурным ценностям, независимо от места проживания [9].

Музеи начали активно использовать возможности ИКТ для совершенствования основных направлений своей деятельности ещё на этапе информатизации. Цифровизация музеев нашла своё воплощение в целом комплексе технологий, важнейшими из которых являются: технология оцифровки, сканирования, мультимедиа, 3D-технологии.

Цифровизация открывает широкие возможности для привлечения в музей посетителей и формирования постоянной заинтересованности публики, позволяет за счёт новых технологий значительно обогатить экспозиционно-выставочную и культурно-образовательную деятельность музея.

С этой целью в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Школа № 72» городского округа Самара был разработан виртуальный тур (3D-тур) по музею Боевой Славы 20-й гвардейской воздушно-десантной бригады. «Виртуальный тур — это интерактивный виртуальный проект, презентация с эффектом присутствия, созданная на основе 3D панорам 360 или 3D визуализации. Тур состоит из одной и более 3D панорам, связанных между собой ссылками-переходами» [3, С. 100].

«При просмотре 3D-тура зритель видит всё пространство вокруг себя, может приближать и отдалять изображение, и переходить от панорамы к панораме – от одной точки съемки к другой. В сравнении с видео или фотосъемкой виртуальный тур демонстрирует пространство вокруг зрителя объемно и гораздо более полно и детально» [10, С. 10]. Для создания виртуального тура по одному небольшому объекту, как правило, требуется одна 3D-панорама. В идеальной ситуации панорамы, то есть точки съёмки, должны располагаться в прямой видимости друг от друга. Эффект присутствия и реальность прогулки по помещению зависит от профессионализма съёмки панорамы, чем ближе и качественнее сняты панорамы, тем понятнее зрителю, как, что называется, «оно выглядит в жизни».

В связи с развитием web-технологий значительно расширяются возможности панорам, их можно размещать в сети Интернет (размер панорамы – 3 Мб интернет-трафика), при этом существует возможность внедрения интерактивных эффектов. Благодаря интерактивным эффектам создаются целые информационные системы внутри одной панорамы, они включают в себя видеоматериал, анимацию, звук, информационные окна и меню, а также различные специальные эффекты.

Ежегодно в музее Боевой Славы 20-й гвардейской воздушно-десантной бригады проводятся различные формы культурно-образовательной деятельности, разнохарактерные мероприятия — обзорные и тематические экскурсии, мастер-классы, онлайн-квесты, исторические викторины, конкурсы, уроки Мужества, классные встречи. Каждая форма работы приобрела особую привлекательность и популярностью. Большинство мероприятий в прошедшем учебном году были проведены с использованием виртуального тура по музею. Это были следующие мероприятия:

1. Тематические и обзорные виртуальные экскурсии. Музейные экскурсии подразделяются на обзорные и тематические, на исторические, литературные, искусствоведческие и естественнонаучные. Методика проведения виртуальной экскурсии включает в себя показ объектов и рассказ о самих объектах и событиях, с ними связанных [1]. Экскурсия должна строиться с применением сразу нескольких методических приёмов. Виртуальный тур позволяет нам дополнительно использовать текстовый блок, Qr-код, видеоряд, особой популярностью пользуется голосовое сопровождение.

2. Виртуальные музейные уроки. Среди музейных мероприятий, имеющих образовательную и просветительскую направленность, наиболее популярными в настоящее время можно назвать музейные уроки. Они призваны закрепить и углубить знания учащихся по отдельным темам, причём музейный предмет выступает здесь не только как иллюстрация, но и как источник для изучения. Особенность его заключается в реализации задач школьного образования в образовательно-воспитательной среде музея.

3. Квест-игры в виртуальном музее. Активное развитие получает новая форма работы с музейной аудиторией, которая обретает особую популярность – это квест-игра. Квест-игра предполагает выполнение цикла определённых заданий в музейной экспозиции. Квеста-игра базируется на виртуальном туре по музею, а сделать её ярче и насыщеннее помогают дополнительно созданные виртуальные реальности.

4. Дни открытых дверей в виртуальном музее. Проведение дней открытых дверей является одной из традиционных форм привлечения посетителей в музей. Такие мероприятия пользуются большой популярностью у горожан, в эти дни музей переполнен посетителями.

5. Ночь в музее. Мероприятие, набирающее популярность с каждым годом, но провести «Ночь в музее» в образовательном учреждении невозможно, с использованием 3D-тура это становится реально.

В прошлом учебном году весь мир на практике повсеместно применял актуальную форму обучения – дистанционное. В решении коллегии Госкомвуза 1993 года «О создании системы дистанционного образования в РФ» говорится: «Дистанционное образование — это форма образования, обеспечивающая использования новейших технических средств и информационных технологий для доставки учебных материалов и информации непосредственно потребителю независимо от его местоположения» [4].

На сегодняшний день дистанционное обучение становится частью нашей жизни, в связи со сложившейся эпидемиологической обстановкой многие музеи были вынуждены закрыть свои двери для посетителей и временно прекратить работу. Благодаря виртуальному туру наш музей смог продолжить свою работу. Актив музея по-прежнему проводил не только экскурсии, но и различные квест-игры и мероприятия для учащихся нашей школы. Школьники по достоинству оценили работу виртуального тура, поэтому на сегодняшний день ведётся разработка нового проекта на основе панорам.

Ещё одной особенностью виртуального музея является возможность осуществлять работу с детьми с ограниченными возможностями. «Виртуальные музеи играют заметную роль в социализации инвалидов, осуществляя дистанционный доступ к культурным ценностям, способствуя самореализации людей с ограниченными возможностями здоровья и вовлечению их в творческую деятельность, а также помогая преодолению различных стереотипов» [8, С. 98].

В ходе цифровизации музейной сферы, по нашему мнению, одним из самых эффективных методов можно назвать виртуальный тур. Он способствуют успешной реализации образовательно-воспитательных функций школьного музея. 3D-тур создаёт у зрителя полную иллюзию присутствия, поэтому считается одним из самых эффективных способов представления информации. Виртуальный тур – это мультимедийная фотопанорама, в которую можно поместить видео, графику, текст, ссылки. Его отличительной особенностью является наличие интерактивности.

К числу важнейших преимуществ цифровизации музеев относятся:

  • доступность: обеспечение мобильного доступа из любой точки мира к культурному наследию, которое представлено в музеях;
  • комфорт: возможность удалённого доступа к музейным коллекциям без очного посещения;
  • сохранность: возможность представления онлайн-посетителям музейной коллекции без риска порчи, уничтожения или воровства экспонатов;
  • интерактивность: возможность вовлечения посетителя музея в музейную экспозицию;
  • комплементарность: возможность получения посетителями музея дополнительной информации о музейных предметах и коллекциях;
  • массовость: расширение аудитории музея за счёт размещения музейных коллекций в онлайн-среде;
  • коммуникативность: возможность общения в онлайн-сообществах по интересам, продвижение музея посредством социальных интернет-сетей.

Включение в деятельность материалов цифрового образовательного контента приводит к тому, что школьники проявляют интерес к проводимым мероприятия в музее, с большим удовольствием посещают музейные занятия. У детей формируется уважительное отношение к музеям, появляется желание посещать музеи во время туристических поездок, походов. На экскурсиях в музее школьники становятся более внимательными, сосредоточенными.

Виртуальный тур является формой учебной и внеурочной деятельности, направленной на получение предметных знаний, формирование коммуникативных, познавательных, регулятивных учебных действий, способствует повышению интереса подрастающего поколения не только к истории края, но и к культурному наследию в целом. Таким образом, работа музея становится более эффективной, задействована большая доля учащихся школы, совершенствуется духовно-нравственное воспитание. Именно с любви к своей малой Родине начинается любовь к своему Отечеству, России, и этому всецело способствует практическая деятельность школьного музея, включая виртуальные туры.

Наш опыт и опыт коллег показывает, что виртуальная экскурсия, конечно, не заменит личное присутствие, но позволяет получить достаточно полное впечатление об изучаемом объекте. Использование виртуального тура в работе школьного музея позволяет достичь следующих результатов:

  • повысить эффективность работы школьного музея за счёт использования инновационных форм и методов для решения воспитательных задач;
  • расширить доступ к материалам для большей аудитории, допустить посещение и знакомство с объектами, расположенными в музее, из любой удобной точки;
  • позволить создать единое воспитательное и образовательное пространство школы, как интерактивную развивающую среду;
  • повысить заинтересованность, создать мотивацию учащихся к изучению родного края;
  • применять разработку в период дистанционного обучения;
  • повысить производительность образовательного процесса за счёт автоматизации обработки информации об изучаемом объекте;
  • осуществить передвижение участников по заранее составленному маршруту.

 

Список литературы

  1. Виртуальные экскурсии и 3d-путешествия – URL: http://www.panotours.ru (дата обращения: 17.02.2022).
  2. Виртуальные экскурсии? Почему бы и нет? – URL: https://edugalaxy.intel.ru/?automodule=blog&blogid=1718&showentry=1165 (дата обращения: 17.02.2022).
  3. Зайцева М. А., Лысак А. П., Дорофеев С. Ю. Технология создания виртуальных интерактивных туров RUBIUS 3DTourKit // Известия Томского политехнического университета. – 2010. – Т. 317. – № 5. – С. 97–102.
  4. О создании системы дистанционного образования в РФ: Решение коллегии Госкомвуза от 9 июня 1993 года № 9/1 // КонсультантПлюс: Высшая Школа: Программа информационной поддержки российской науки и образования: Специальная подборка правовых документов и учебных материалов для студентов: учебное пособие. – 2007. – Вып. 4.
  5. Панорамный мир. 2010. – URL: http://panoworld.narod.ru (дата обращения: 17.02.2022).
  6. Романовская М. Б. Метод проектов в образовательном процессе: методическое пособие. – М.: Центр “Педагогический поиск”, 2006. – 160 с.
  7. Солопова Н. К., Баскакова Н. И., Бойко Е. Ю., Шильдяева Л. В. Организация работы с информационно-коммуникационными технологиями в образовательных учреждениях, органах местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования. – Тамбов: ТОГОАУ ДПО «Институт повышения квалификации работников образования», 2010. – 42 с.
  8. Таушканова А. О. Роль музея в образовательном процессе школы / А. О. Таушканова, Е. А. Шанц. // Теория и практика образования в современном мире: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, ноябрь 2012 г.). — Санкт-Петербург: Реноме, 2012. — С. 98-100. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/64/2986 (дата обращения: 17.02.2022).
  9. Указ Президента РФ от 24.12.2014 г. № 808 «Об утверждении Основ государственной культурной политики» // Собрание законодательства РФ, 2014 год, № 52, ст. 7753.
  10. Устюжанина Н. В. Виртуальная экскурсия как инновационная форма обучения // Наука и перспективы. – 2017. – № 2. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/virtualnaya-ekskursiya-kak-innovatsionnaya-forma-obucheniya (дата обращения: 03.04.2022).

 

© Наземкин Вячеслав Владимирович

 

ВЫХОДНЫЕ ДАННЫЕ СТАТЬИ:

Наземкин В.В. Цифровизация школьных музеев: виртуальный тур / В.В. Наземкин // Электронный научно-публицистический журнал «Homo Cyberus». – 2022. – № 1 (12). [Электронный ресурс] – URL: http://journal.homocyberus.ru/Nazemkin_VV__1_2022