Международный онлайн – круглый стол «Киберпедагогика в условиях цифровизации образования»

Токтаров Е.Б.

13.00.00 – Педагогические науки

УДК 37

27 мая 2020 года состоялся Международный онлайн – круглый стол на тему «Киберпедагогика в условиях цифровизации образования» [1–8]. Тема мероприятия продиктована интенсификацией цифровизации образования, вызванной пандемией новой коронавирусной инфекции, которая вынудила учебные заведения практически по всему миру перейти на дистанционный формат обучения.

 

Проведение онлайн – круглого стола «Киберпедагогика в условиях цифровизации образования» в Фонде Первого Президента Республики Казахстан – Елбасы

 

Цифровизация образовательного процесса является одной из ведущих глобальных тенденций. Информационно-коммуникационные технологии не только позволяют преодолеть барьеры на пути к знаниям для всех, но и ставят перед нами новые вызовы.

Принято считать, что процесс образования состоит из двух составляющих – обучения и воспитания. Дистанционное и онлайн-обучение решают задачу передачи знаний, развития умений и формирования навыков, необходимых на современном рынке труда. Вместе с тем в условиях цифровизации особую актуальность приобретает задача воспитания личности, формирования её нравственного облика. В результате киберсоциализации в XXI веке человек усваивает социальные нормы и правила теперь и с использованием информационно-коммуникационных технологий. Виртуализация практики социальных контактов ставит новые исследовательские задачи, которые и стали предметом обсуждения в работе онлайн — круглого стола.

Организаторами мероприятия выступили Совет по науке при Фонде Первого Президента Республики Казахстан – Елбасы и редакция информационно-просветительского интернет-портала «Homo Cyberus». В дискуссии приняли участие представители Министерства образования и науки Республики Казахстан (МОН РК), Совета молодых ученых при МОН РК, молодые учёные, преподаватели высших учебных заведений, а также эксперты в сфере образования со всего Казахстана и стран ближнего зарубежья.

С приветственным словом к участникам круглого стола обратился заместитель исполнительного директора Фонда Первого Президента РК – Елбасы, доктор юридических наук, профессор Рогов Игорь Иванович. В своём выступлении он подчеркнул: «Цифровизация образования запускает новый виток определения фундаментальных основ познания, накопления и передачи знаний. Привычные постулаты сменяются новыми, что в свою очередь требует разработки принципиально новых теорий, подходов и методологии, применяемых в виртуальной реальности».

Выступление заместителя исполнительного директора Фонда Первого Президента Республики Казахстан – Елбасы, д.ю.н., профессора И.И. Рогова

 

Заместитель директора Департамента высшего и послевузовского образования МОН РК Нарбекова Бану Мукатаевна рассказала о том, как учебные заведения Казахстана ответили на вызов моментального перехода к онлайн-обучению. В целом учебный процесс не прекратился, учебный год как в учреждениях среднего, технического и профессионального, так и высшего образования завершается согласно академическому плану. Б.М. Нарбекова также призвала участников круглого стола выработать предложения и рекомендации по развитию и совершенствованию цифрового образования в Казахстане. Все идеи и предложения могут быть оформлены в единый документ для дальнейшего рассмотрения в законодательных органах Республики Казахстан.

Заведующий Лабораторией генетики человека Национального центра биотехнологии Республики Казахстан, Председатель Совета молодых ученых при МОН РК, кандидат биологических наук Жабагин Максат Кизатович в своём выступлении отметил, что одними из целей в области устойчивого развития, обозначенных ООН, являются качественное образование и уменьшение неравенства. Цифровизация образования во многом может способствовать достижению данных целей. С использованием современных достижений научно-технического развития нивелируются такие факторы, как географическая отдаленность, неравный доступ к информации, разный уровень цифровой грамотности и многие другие. Сегодня каждый человек, имея достаточное техническое оснащение и доступ к Интернету, может получать современное, передовое образование, находясь в любой точке мира.

В работе круглого стола принимал участие ректор Таразского государственного университета им. М.Х. Дулати, доктор педагогических наук, профессор Сарыбеков Махметгали Нургалиевич. Он на конкретных примерах презентовал новые решения, используемые в ТарГУ им. М.Х. Дулати в связи с переходом на дистанционное образование. В частности, руководитель университета продемонстрировал технологии «Lightspeed» менеджмента в учебном процессе.

Профессор Московского педагогического государственного университета, главный редактор информационно-просветительского интернет-портала «Homo Cyberus», кандидат педагогических наук, доцент Плешаков Владимир Андреевич презентовал методологический доклад по деятельностному, компетентностному и киберонтологическому подходам в киберпедагогике. В.А. Плешаков рассказал, как практически 15 лет назад вводил в научный дискурс термин «киберпедагогика». О том, как в рамках проекта Министерства образования и науки РФ в 2006-2011 гг. создавал манифест киберпедагогики, в рамках гранта Президента Российской Федерации в 2010-2011 гг. и уже после разрабатывал основы и технологии киберпедагогики вместе с коллегой – Воиновой Ольгой Игоревной. В.А. Плешаков отметил, что такие вызовы XXI века, как цифровизация человечества и мира, интенсивная киберсоциализация и гаджетизация социума, становление и распространение киберонтологического подхода в образовании, привели к популяризации киберпедагогики.

Начальник информационно-аналитического отдела Института системных проектов Московского городского педагогического университета, заместитель главного редактора электронного научно-публицистического журнала «Homo Cyberus», кандидат педагогических наук Обыденкова Валерия Кирилловна в своём выступлении поделилась авторскими методическими разработками по организации интернет-проектирования в педагогическом вузе, кратко презентовав одну из технологий киберпедагогкии – технологию интернет-проектирования в высшем образовании. По словам В.К. Обыденковой, Интернет в проектной деятельности следует рассматривать не только в качестве источника информации, но и как пространство реализации творческих, личностно и профессионально значимых идей студентов. Особый интерес у педагогов – участников круглого стола вызвала «рабочая тетрадь», которая используется в технологии интернет-проектирования.

Завершая основную часть круглого стола, ассоциированный профессор Satbayev University, PhD Токтаров Ермек Бауржанович в своём выступлении привел результаты исследовательской работы Института философии, политологии и религиоведения Комитета науки МОН РК в рамках грантового финансирования с 2012 года по сегодняшний день. Также Е.Б. Токтаров выделил перспективные направления цифровизации высшего образования в Казахстане, а именно развитие технологий искусственного интеллекта для автоматизации управленческих процессов в образовании, а также blockchain для регистрации учебных достижений обучающихся с целью формирования их «цифрового портфолио».

 

Интервью ассоциированного профессора Satbayev University Е.Б. Токтарова телеканалу КТК

 

После выступления докладчиков высказались слушатели онлайн – круглого стола, выразившие желание поучаствовать в дискуссии.

Председатель Совета молодых учёных Академии наук Республики Армения Варданян Геворг Грачевич подчеркнул важность поднимаемой тематики, а также необходимость продолжения исследовательской работы и дискуссий по вопросам цифровизации образования.

Руководитель научно-редакционного отдела Казахской национальной академии искусств им. Т.К. Жургенева Уразымбетов Дамир Дуйсенович привел 6 тезисов о применимости киберпедагогики в подготовке специалистов по творческим специальностям: 1) вербально-тактильное свойство хореографического образования, что делает невозможным дистанционное образование; 2) киберпедагогика может применяться дополнительно к уже применяемым традиционным формам/методам обучения и воспитания (например, онлайн-лекции); 3) дистанционные технологии обучения могут применяться в преподавании теоретических курсов, таких как «История мировой хореографии» или «Анализ и драматургия балета»; 4) киберпедагогика применима при написании текстовых работ (например, дипломных) и для лиц с большим исполнительским опытом в сфере искусства; 5) ввиду того, что хореографическое искусство не имеет системы записи как в музыке, в процесс подготовки специалистов необходимо внедрение планировщика движений.

Заведующая кафедрой политологии, советник ректора Евразийского национального университета им. Л.Н. Гумилева Рыстина Индира Садыбековна рассказала об опыте перевода образовательной программы в дистанционный формат. Позитивной стороной стала возможность привлечения большого числа участников, в том числе и зарубежных профессоров, что в офлайн-формате является более ресурсозатратным. По словам И.С. Рыстиной, дальнейшие перспективы развития дистанционного обучения – возможность обучения за пределами основного учебного заведения и включение полученных кредитов в транскрипт обучающегося.

В завершение круглого стола участники сошлись во мнении, что сотрудничество исследователей и педагогов в вопросах цифровизации образования в целом и киберпедагогики в частности имеет большие перспективы и требует более глубокой проработки в рамках междисциплинарных научных проектов.

 

Список литературы

  1. Видеозапись круглого стола о цифровизации образования [Электронный ресурс] – URL: https://isp.mgpu.ru/news/all-news/videozapis-kruglogo-stola-o-tsifrovizatsii-obrazovaniya (дата обращения: 31.05.2020).
  2. Киберпедагогику и тренды цифровизации образования обсудили на онлайн – круглом столе Казахстан-Россия [Электронный ресурс] – URL: http://www.homocyberus.ru/fpp_kz_cyberpedagogykz2020 (дата обращения: 31.05.2020).
  3. Онлайн – круглый стол «Киберпедагогика в условиях цифровизации образования» [Электронный ресурс] – URL: https://youtu.be/1kjxCLX3DaQ (дата обращения: 31.05.2020).
  4. Профессор кафедры социальной педагогики и психологии В.А. Плешаков стал соорганизатором международного онлайн – круглого стола «КИБЕРПЕДАГОГИКА в условиях цифровизации образования» [Электронный ресурс] – URL: http://mpgu.su/novosti/professor-kafedry-socialnoj-pedagogiki-i-psihologii-v-a-pleshakov-stal-soorganizatorom-mezhdunarodnogo-onlajn-kruglogo-stola-kiberpedagogika-v-uslovijah-cifrovizacii-obrazovanija (дата обращения: 31.05.2020).
  5. Развитие цифрового образования обсудили ученые и эксперты в ходе международного круглого стола [Электронный ресурс] – URL: https://fpp.kz/ru/site/news/view?id=419 (дата обращения: 31.05.2020).
  6. Роль обучения и воспитания молодежи в условиях цифровизации обсудят ученые и педагоги на круглом столе по киберпедагогике [Электронный ресурс] – URL: https://dknews.kz/inner-news.php?id_cat=17&id=96773 (дата обращения: 31.05.2020).
  7. Учёные Казахстана и России занялись разработкой новой модели по киберпедагогике [Электронный ресурс] – URL: https://www.ktk.kz/ru/news/video/2020/05/27/149553 (дата обращения: 31.05.2020).
  8. Эксперты обсудили перспективы развития цифрового образования в РК [Электронный ресурс] – URL: https://365info.kz/2020/05/eksperty-obsudili-perspektivy-razvitiya-tsifrovogo-obrazovaniya-v-rk (дата обращения: 31.05.2020).

 

© Токтаров Ермек Бауржанович

ВЫХОДНЫЕ ДАННЫЕ СТАТЬИ:

Токтаров Е.Б. Международный онлайн – круглый стол «Киберпедагогика в условиях цифровизации образования» / Е.Б. Токтаров // Электронный научно-публицистический журнал «Homo Cyberus». – 2020. – № 1 (8). – URL: http://journal.homocyberus.ru/cyberpedagogykz2020_1_2020