«Московская электронная школа» как средство метапредметного обучения

Головина М.Н.

Аннотация. В статье представлен анализ международных исследований в сфере образования, определяющий тенденции развития образовательной системы в Российской Федерации. Рассмотрен сервис «Московская электронная школа» как средство метапредметного обучения и результат интеграции традиционного формата обучения и технологий киберпедагогики.

Ключевые слова: киберпедагогика, международные образовательные исследования, метапредметность, метапредметное обучение, МЭШ, ФГОС.

13.00.00 Педагогические науки

УДК 37.02


The Moscow Electronic School as a Metasubject learning Tool

Golovina M.N.

Abstract. The article presents an analysis of the results of international educational research, which determines the development trends of the educational system in the Russian Federation. The service Moscow Electronic School is considered as a metasubject learning tool and as the result of the integration of the traditional format and cyberpedagogical technologies.

Key words: cyberpedagogy, international educational researches, metasubject, metasubject learning, the Moscow Electronic School, Federal Educational Standarts.


 

Развитие системы образования – одна из первоочередных задач, определённых в рамках государственной политики Российской Федерации. Стремительно меняющийся мир во всех сферах не позволяет педагогам передавать свои знания исключительно с помощью традиционных форм и методов. Данное утверждение доказывает анализ результатов различных исследований на международном уровне, например, TIMSS (англ. TIMSS – Trends in Mathematics and Science Study), PISA (англ. PISAProgramme for International Student Assessment).

В Российской Федерации международные исследования проводятся при поддержке Центра оценки качества образования Института содержания и методов обучения Российской академии образования, Министерства просвещения Российской Федерации, территориальных органов управления образованием и различных организаций, исследующих проблемы образования.

Исследование TIMSS направлено на выявление уровня подготовки обучающихся в области математики и естественнонаучных предметов при переходе из начального в среднее звено и в восьмом классе. Результаты данного исследования показывают резкое снижение успеваемости [7].

Исследование PISA проводится для обучающихся пятнадцатилетнего возраста по трём направлениям: математическая грамотность, читательская грамотность, естественнонаучная грамотность. Школьники Российской Федерации принимают в нём участие с 2000 года [4]. Результаты, представленные на рисунках 1-3, позволяют оценить изменения по всем трём направлениям.

Рисунок. 1. Читательская грамотность

Рисунок. 2. Математическая грамотность

Рисунок. 3. Естественнонаучная грамотность

 

Стоит отметить, что за годы участия результаты обучающихся стали выше в направлении читательской и математической грамотности, но уровень естественнонаучной грамотности остался прежним. Однако, такого рода тенденции, не являются благоприятными, так как по сравнению с другими участниками исследования обучающиеся российских школ занимают далеко не первое место, уступая по этим параметрам большинству развитых стран мира.

В таблице 1 приведена динамика положения российских школьников среди других стран.

 

Таблица.1. Динамика положения РФ среди других стран

Год участия

Количество

стран-участниц

Место РФ среди других стран

естественнонаучная грамотность

читательская грамотность

математическая грамотность

2000

32

26-29

27-29

21-25

2003

40

20-30

32-34

29-31

2006

57

33-38

37-40

32-36

2009

65

38-40

41-43

38-39

2012

65

34-38

38-42

31-39

2015

70

30-34

19-30

20-30

2018

79

30-37

26-36

27-35

 

Анализ результатов этого и других исследований свидетельствует о том, что российская система образования испытывает острую необходимость в развитии и совершенствовании. Учитывая это обстоятельство, были разработаны Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС), согласно которым достижение образовательных результатов осуществляется с помощью формирования универсальных учебных действий, направленных на всестороннее развитие личности обучающихся [5].

Среди образовательных результатов особое место занимают метапредметные результаты:

  • регулятивные (целеполагание, планирование, контроль, коррекция),
  • коммуникативные (речевые средства),
  • познавательные (работа информацией, использование знаков, символов, моделей и логические операции).

В связи с этим, формат метапредметного обучения рассматривается как один из наиболее эффективных и перспективных.

Метапредметное обучение – процесс, основанный на наличии ключевого понятия-метапредмета, находящегося за областью конкретной учебной дисциплины, а также внедрении приёмов, техник, схем и различных образцов познавательной деятельности, которые обучающийся может применять не только в рамках учебного предмета, но и в жизни вне школы [3].

На сегодняшний день, для достижения образовательных результатов, в том числе метапредметных, предусмотренных ФГОС, педагогам необходимо применять в своей работе электронные образовательные ресурсы (ЭОР).

Одним из основных ЭОР, которые используются педагогами РФ сегодня, является «Московская электронная школа» (МЭШ). Данный сервис состоит из электронного журнала-дневника (ЭЖД) и библиотеки электронных образовательных материалов (тесты, сценарии уроков, учебные пособия, образовательные приложения и т.д.) [6]. Данный сервис можно рассматривать как результат интеграции традиционного формата обучения и технологий киберпедагогики на основании наличия киберонтологических составляющих, к которым относятся:

  • формирование новых навыков (умение работать с цифровой информацией в киберпространстве, компьютерной техникой);
  • обеспечение связи между всем участниками образовательного процесса, выявление образовательных потребностей посредством электронных сервисов;
  • технологизация процесса обучения, вследствие необходимости  использования ЭОР;
  • наличие качественных цифровых образовательных материалов.

Термин «киберпедагогика» ввёл В.А. Плешаков в середине первого десятилетия XXI века, позже в его монографии «Теория киберсоциализации человека» киберпедагогика определяется как «инновационную отрасль психолого-педагогической мысли, научно обосновывающую специально организованную целенаправленную и систематическую деятельность по кибервоспитанию, киберобучению и киберобразованию современного человека в процессе его киберсоциализации средствами современных информационно-коммуникационных, электронных, цифровых, компьютерных и образовательных технологий» [2; C. 236]. Учёный отмечает, что основу киберпедагогики составляет киберонтологический подход, главным положением которого является то, что развитие личности происходит посредством различных факторов киберсоциализации и взаимодействия в киберпространстве.

Являясь средством метапредметного обучения, МЭШ позволяет педагогам разрабатывать собственные электронные образовательные материалы, а также использовать те, которые уже есть в библиотеке МЭШ. Особым вниманием пользуются сценарии уроков.

Метапредметные сценарии уроков отличаются способами построения, видами и формами деятельности, критериями оценивания. Используя их, педагог может повысить уровень вовлечённости обучающихся, результативность и мотивацию к обучению.

Реализация метапредметного сценария урока МЭШ может включать в себя (полностью или частично) следующие учебные действия:

  • актуализация знаний;
  • запоминание и воспроизведение полученной информации;
  • извлечение информации с помощью изменения её формата (составление таблиц, схем, ментальных карт, иллюстраций и т.п.);
  • применение информации: решение предметных и метапредметных задач;
  • анализ полученной информации (работа в группах, ответы на вопросы, исследовательская деятельность и т.п.);
  • интеграция полученных знаний в рамках проектной деятельности;
  • оценивание (самооценка на основе заданных критериев, аргументация своей позиции и т.п.).

Количество опубликованных метапредметных электронных образовательных материалов в библиотеке МЭШ за последний год существенно возросло [8]. Примерами метапредметных сценариев являются разработки «Время», «Путешествие на зелёный свет», «Под звёздным небом» [9, 10, 11].

Тем не менее, стоит отметить отсутствие системности. В библиотеке МЭШ много сценариев с метапредметным компонентом в рамках отдельных этапов урока, однако, сценарии, которые посвящены определенным понятиям (метапредметам), на настоящий момент разработаны в недостаточном количестве.

С использованием подобных электронных сценариев многие образовательные организации реализуют метапредметное обучение в формате метапредметных дней. А некоторые даже проводят метапредметные учебные недели, посвящённые определённым метапредметным понятиям. Также метапредметные электронные образовательные материалы используются в рамках внеурочной деятельности и дополнительного образования.

Необходимо отметить, что на сегодняшний день в МЭШ отсутствуют комплексные электронные образовательные материалы для диагностики сформированности универсальных учебных действий и уровня достижения метапредметных образовательных результатов. Также отсутствуют единые требования к их оцениванию.

Тем не менее, представляется, что после устранения существующих на сегодняшний день отдельных недостатков, «Московская электронная школа» будет наиболее эффективным средством метапредметного обучения и киберсоциализации обучающихся [1].

 

Список литературы

  1. Обыденкова В.К., Плешаков В.А. Ресурсы «Московской электронной школы» как средства киберсоциализации обучающихся / В.К. Обыденкова, В.А. Плешаков // Цифровое общество как культурно-исторический контекст развития человека: сборник научных статей и материалов международной конференции «Цифровое общество как культурно-исторический контекст развития человека: от цифровой культуры к киберкультуре», 12–14 февраля 2020, Коломна / под общ. ред. Р.В. Ершовой – Коломна: Государственный социально-гуманитарный университет, 2020. – 452 с. – С. 287-292.
  2. Плешаков В.А. Теория киберсоциализации человека / В.А. Плешаков / Под общ. ред. чл.-корр. РАО, д.п.н., проф. А.В. Мудрика. – Москва: «Homo Cyberus», 2011. – 400 с.
  3. Хуторской А.В. Метапредметное содержание и результаты образования: как реализовать федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) // Эйдос. – 2012. – № 1. [Электронный ресурс] – URL: http://eidos.ru/journal/2012/0229-10.htm (дата обращения: 06.12.2020).
  4. Результаты исследований качества образования // Министерство просвещения Российской Федерации ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования» [Электронный ресурс] – URL: http://www.centeroko.ru/projects.html (дата обращения: 06.12.2020).
  5. Федеральные государственные образовательные стандарты // Федеральные государственные образовательные стандарты [Электронный ресурс] – URL: https://fgos.ru (дата обращения: 06.12.2020).
  6. Московская электронная школа: информационная и методическая поддержка проекта [Электронный ресурс] – URL: http://mes.mosedu.ru (дата обращения: 06.12.2020).
  7. Международное исследование качества математического и естественнонаучного образования (TIMSS) [Электронный ресурс] – URL: https://timss.bc.edu (дата обращения: 06.12.2020).
  8. Метапредметные сценарии уроков // Московская электронная школа [Электронный ресурс] – URL: https://uchebnik.mos.ru/catalogue?tags=метапредмет (дата обращения: 06.12.2020).
  9. Метапредметный сценарий урока «Путешествие на зеленый свет» // Московская электронная школа [Электронный ресурс] – URL: https://uchebnik.mos.ru/my_materials/material_view/lesson_templates/706869 (дата обращения: 06.12.2020).
  10. Метапредметный сценарий урока «Под звёздным небом» // Московская электронная школа [Электронный ресурс] – URL: https://uchebnik.mos.ru/my_materials/material_view/lesson_templates/465033 (дата обращения: 06.12.2020).
  11. Метапредметный сценарий урока «Время» // Московская электронная школа [Электронный ресурс] – URL: https://uchebnik.mos.ru/my_materials/material_view/lesson_templates/623701 (дата обращения: 06.12.2020).

 

© Головина Мария Николаевна

ВЫХОДНЫЕ ДАННЫЕ СТАТЬИ:

Головина М.Н. «Московская электронная школа» как средство метапредметного обучения / М.Н. Головина // Электронный научно-публицистический журнал «Homo Cyberus». – 2020. – № 2 (9). [Электронный ресурс] – URL: http://journal.homocyberus.ru/Golovina_MN_2_2020