Особенности внедрения внутрифирменного электронного обучения

Максимова Л.М.

Аннотация. В статье рассматриваются основные этапы внедрения внутрикорпоративного электронного обучения. Описаны особенности подготовки к использованию вебинаров и электронных курсов на каждом этапе. Показана необходимость согласованности этапов между собой и с бизнес-целями компании.

Ключевые слова: электронное обучение, внутрифирменное обучение, вебинар, электронный курс, киберпедагогика, дистанционное обучение.

13.00.00 – Педагогические науки

УДК 37.01


Corporate e-learning implementation issues

Maximova L. M.

Abstract. The article reviews the main stages of corporate e-learning implementation. There are described the features of preparing for webinars and e-courses use at each stage. The consistency necessity of the stages with each other and with the company business goals is shown.

Key words: e-learning, corporate training, webinar, e-learning course, cyberpedagogics, distance learning.


 

В связи с увеличением в различных компаниях количества сотрудников, работающих дистанционно, возникает потребность перевода внутрикорпоративного обучения в режим онлайн. В сентябре 2020 года компания Websoft – один из крупнейших российских разработчиков программных решений для электронного и дистанционного обучения – опубликовала результаты исследования изменений, произошедших в 2020 году в сфере управления персоналом. В опросе приняли участие представители 70 российских компаний. 90 % респондентов ответили, что доля дистанционного обучения в компании увеличилась, и часть очного обучения перевели в онлайн-формат. При этом 62 % опрошенных считают такой опыт удачным и планируют и дальше продолжать обучать сотрудников онлайн, а ещё 33 % респондентов собираются продолжать переход в онлайн-формат на качественно другом уровне. Большинство опрошенных в качестве наиболее удобных способов перевода обучения в онлайн-формат назвали вебинары (81 %) и электронные курсы (69 %) [9].

Переход на онлайн-обучение внутри компании требует тщательного планирования. Основные этапы внедрения электронных технологий во внутрикорпоративное обучение представлены на рисунке 1.

 

Рисунок 1. Этапы внедрения электронного обучения в компании

 

Рассмотрим эти этапы подробнее.

1. Выявление потребности в использовании электронного обучения.

Организация очного внутрикорпоративного обучения связана с рядом ограничений, среди которых:

  • количество обучаемых одновременно ограничено вместимостью помещений, используемых в качестве учебных аудиторий;
  • привлечение сотрудников компании в качестве преподавателей приводит к их отрыву от основной деятельности и соответствующим финансовым убыткам для компании;
  • сотрудники-практики, привлекаемые в качестве преподавателей, могут не обладать необходимыми педагогическими и методическими навыками и знаниями;
  • интенсивность и структура обучения зависит от графика занятости преподавателя в проектах.

Использование вебинаров и создание электронных курсов может стать решением некоторых из этих проблем, поскольку:

  • количество слушателей одновременно практически не ограничено;
  • отсутствует территориальная привязка обучаемых к месту проведения обучения.

Создание электронного курса, помимо этого, позволяет решить и другие проблемы, такие как:

  • сотрудники-эксперты будут привлекаться в процессе сбора учебных материалов, валидации разработанных электронных курсов, однако в дальнейшем их участие в процессе внутрикорпоративного обучения будет снижено до минимума;
  • к разработке электронных курсов обычно привлекают сторонних специалистов, владеющих методологией проектирования учебных программ;
  • интенсивность и порядок прохождения модулей электронного курса может определять сам слушатель.

В связи с этим на первом этапе необходимо выявить проблемы, существующие в текущей системе внутрикорпоративного обучения, и определить, какие из них можно решить за счёт внедрения электронных образовательных технологий.

2. Постановка целей и задач электронного обучения.

В корпоративном обучении при принятии решения о внедрении электронного обучения, в первую очередь, учитываются бизнес-цели компании, например:

  • оптимизация расходов на обучение сотрудников;
  • повышение эффективности основных бизнес-процессов компании;
  • увеличение скорости распространения новых знаний и умений;
  • гарантия качества обучения: качество обучения не зависит от конкретного преподавателя;
  • автоматизация управления обучением сотрудников, выстраивания учебных траекторий [8].

Цели электронного обучения также должны согласовываться с общими целями обучения в компании. Результатом корпоративного обучения должно стать изменение поведения сотрудников. Среди причин нежелательного поведения сотрудников, которые могут быть устранены обучением, могут быть:

  • нехватка знаний,
  • нехватка навыков,
  • нехватка мотивации [2].

Определение целей и задач делает электронное обучение системным, направленным, а также даёт основу для мотивации всех участников процесса обучения.

3. Определение объёма выделяемых ресурсов и критериев оценки эффективности внедрения электронного обучения.

От того, какие ресурсы готово выделить руководство компании, зависят многие аспекты внедрения электронного обучения. Речь идет не только о бюджете. На ранних этапах необходимо определить, будет ли использоваться услуги внешних подрядчиков или формироваться команда из сотрудников компании, как будет организовано участие сотрудников-экспертов, какие сроки реализации проекта обучения будут считаться приемлемыми [4]. Также необходимо принять решение о том, как будет выделяться время сотрудников на прохождения обучения.

Целесообразно рассчитать приблизительные затраты по разным сценариям, а также выбрать показатели, которые позволят измерить эффект после обучения. Это нужно для экономического обоснования рентабельности инвестиций, вложенных в электронное обучение, и выбора наиболее подходящего сценария работы. Ключевые показатели эффективности электронного обучения должны соответствовать бизнес-целям компании, быть чёткими и измеримыми [8]. На основании анализа ключевых показателей будут приниматься решения о внесении изменений в стратегию электронного обучения.

4. Выбор программных средств и технологий для реализации электронного обучения.

Под выбором программных средств и технологий подразумевается определение способа доставки знаний к обучаемым и определение программ и платформ, которые в большей степени подходят для реализации целей и задач обучения.

Для проведения вебинаров можно использовать различные сервисы. Выбор сервиса зависит от следующих основных факторов:

  • Цена. Можно использовать бесплатные (Zoom), платные (GoToWebinar, Webinar.ru, Citrics) или условно бесплатные сервисы. Под условно бесплатными сервисами будем понимать те решения, которые уже входят в комплект сервисов, приобретаемых компанией для других нужд. Например, компания оплачивает корпоративную подписку на Microsoft Office 365, в комплект которой входит Teams. При этом дополнительных трат на использование этих сервисов в целях обучения не происходит.
  • Ограничения. Сервисы для проведения вебинаров могут иметь ограничения по количеству участников, длительности сессии, частоте проведения занятий. Эти ограничения необходимо соотнести с планируемыми объёмами аудитории и характером учебных программ.
  • Качество. Низкое качество передачи аудио и видео сводит на нет все преимущества вебинаров.
  • Функционал. Минимальный набор функций сервиса для проведения вебинаров – видео и аудио трансляция, чат для обмена текстовыми сообщениями, демонстрация рабочего стола. В расширенный функционал, позволяющий повысить интерактивность обучения и уровень обратной связи, входят проведение опросов и тестов, разделение слушателей на изолированные группы для обсуждений и командной работы, обмен файлами, совместное редактирование документов, запись сессии. Расширенный функционал зачастую можно реализовать и сторонними сервисами.
  • Доступность. Некоторые сервисы требуют регистрации и других дополнительных действий от обучаемых, что снижает мотивацию обучения. Также важно, чтобы интерфейс приложения был понятен и удобен, как слушателям, так и преподавателям.
  • Техническая поддержка. Так как проведение вебинаров привязано ко времени, важно, чтобы технические специалисты сервиса были всегда на связи и могли устранить внезапно возникающие технические проблемы.
  • Интеграция. Возможность интеграции сервиса для проведения вебинаров с существующей или планируемой системой управления обучением (Learning management system, LMS) может стать важным преимуществом. Например, через LMS можно планировать время проведения вебинаров, рассылать приглашения участникам, производить учёт присутствия и т.п.

Если выбранный сервис окажется недостаточно подходящим или со временем перестанет удовлетворять нужды электронного обучения, его можно сменить без особых затрат. Электронные курсы менее гибки, поэтому решение о выборе программных средств должно быть особенно продуманным и масштабируемым.

Во-первых, определяется платформа, на которой будут размещены электронные курсы, и которая будет собирать статистику обучения. Это может быть готовое решение (например, Moodle, Webtutor, iSpring Learn, GetCourse, Stepik и другие [3]), а может быть и собственная разработка. Также осуществляется выбор авторских средств для разработки самих курсов (например, CourseLab, iSpring, Camtasia, Articulate Storyline, Adobe Captivate и другие [5]). От возможностей и ограничений выбранной платформы и авторского средства зависит характер и структура учебных материалов, проверочных заданий, организация обратной связи [1].

5. Разработка курсов c использованием электронных образовательных технологий.

Электронное обучение не подразумевает простую оцифровку материалов уже имеющихся тренингов. Для проведения вебинара недостаточно организовать видеотрансляцию преподавателя, а электронный курс – не простая презентация. Нужно запланировать то, каким образом будет реализована обратная связь, выполнение практических заданий, групповая работа слушателей. Материалы очных курсов могут помочь, но их нужно перерабатывать и адаптировать.

Первые курсы в системе электронного обучения в компании помимо основных обучающих целей должны решить ряд дополнительных задач. Они знакомят сотрудников с электронным обучением, формируют первичную мотивацию к электронному обучению, знакомят с платформой, на которой проводится обучение. Выбор тем первых обучающих курсов должен быть стратегически продуман и обоснован. Возможно, лучшим решением будет начать не с самых важных и сложных тем, чтобы найти контакт с обучающимися.

6. Проведение обучения.

Первые запуски электронного обучения лучше проводить в небольших группах и с запасом времени. На вебинаре основному выступающему может помогать сотрудник – модератор, хорошо владеющий материалом и отвечающий на вопросы слушателей в чате или оперативно решающий технические проблемы. Для группы, проходящей обучение на электронном курсе, можно создать чат, в котором на вопросы сотрудников будет отвечать эксперт. Также можно сопроводить электронный курс вебинаром, на котором преподаватель разберёт самые важные вопросы [6].

Системы управления обучением позволяют автоматически собирать статистику прохождения обучения на электронном курсе. Отчёты системы позволяют контролировать успеваемость, выявлять слишком сложные или слишком простые задания, определять средний темп прохождения курсов и долю слушателей, полностью завершивших обучение. Анализ этой статистики позволяет оперативно решить некоторые выявленные в курсе проблемы [7].

По результатам похождения обучения необходимо собрать отзывы и пожелания сотрудников, прошедших обучение и замечания преподавателей, сопровождавших курс. Эти отзывы, статистику системы управления обучением, а также вопросы, которые поступали от слушателей в процессе прохождения, нужно учесть при корректировке курсов.

7. Оценка эффективности электронного обучения и корректировка стратегии электронного обучения.

По окончанию обучения сотрудники обычно проходят тестирование знаний и навыков. Однако высокие результаты тестов не свидетельствуют о том, что обучение было эффективным. Возможно, задания были слишком простыми, поэтому сотрудники с ними легко справились. При этом в поведении сотрудников не произошло тех изменений, на которые было направлено обучение.

Оценка эффективности электронного обучения заключается в анализе выполнения целей и достижения ключевых показателей, разработанных на первых этапах процесса внедрения электронного обучения. Однако, если ключевые показатели не были достигнуты, это не всегда свидетельствует о некачественно разработанных курсах. Возможно, необходимо скорректировать цели обучения или задать более реалистичные значения ключевых показателей. Также может выясниться, что та проблема, которую пытались решить при помощи обучения, на самом деле касается организации бизнес-процессов в компании. После комплексного анализа ситуации в стратегию электронного обучения вносятся корректировки.

Таким образом, процесс внедрения электронного обучения внутри компании состоит из нескольких взаимосвязанных этапов. Вначале обосновывается необходимость электронного обучения, определяются цели и задачи, а также ресурсы, необходимые для внедрения электронного обучения. Далее происходит выбор программных средств, которые будут использоваться для проведения вебинаров или разработки и публикации электронных курсов. Потом происходит собственно разработка и проведение курсов. На последнем этапе оценивается эффективность проведенного обучения.

На каждом этапе должна происходить оценка соответствия принятых решений первоначальным целям и задачам. С другой стороны, цели и задачи электронного обучения могут корректироваться в связи с выявленными в ходе последующих этапов новыми обстоятельствами.

Если внедрение электронного обучения в компании прошло успешно, следующим шагом должно стать стратегическое планирование развития электронного обучения в компании. Разрабатываются регламенты и методики, формируются подходы к планированию учебного процесса, расширяется штат сотрудников, обеспечивающих электронное обучение. Система электронного образования в компании не должна быть статичной. Она должна постоянно эволюционировать, т.е. развиваться и адаптироваться к новым потребностям компании, избавляться от лишнего, преодолевать возникающие трудности и максимально использовать все доступные возможности современных информационных, компьютерных, цифровых, мультимедиа-, интернет-технологий и т.п.

 

Список литературы

  1. Быков Э.Ю., Веденяпин Е.Н., Даньшина О.А., Медведева А.В. Электронное обучение как средство управления развитием персонала организации / Э.Ю. Быков, Е.Н. Веденяпин, О.А. Даньшина, А.В. Медведева // Материалы Афанасьевских чтений. – 2017. – № 2 (19). – С. 65-70.
  2. Дирксен Дж. Искусство обучать: как сделать любое обучение нескучным и эффективным / Джули Дирксен; пер. с англ. Ольги Долговой. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013. – 276 с.
  3. Зайцев К.А. Исследование платформ для онлайн обучения в современной цифровой образовательной среде / К.А. Зайцев // E-Scio. – 2020. – № 7 (46). – С. 51-62.
  4. Краснова Г.А., Можаева Г.В. Электронное образование в эпоху цифровой трансформации. / Г.А. Краснова, Г.В. Можаева – Томск: Издательский Дом Томского государственного университета, 2019. – 200 с.
  5. Назарова О.Б., Шелеметьева В.А., Чудинова Ю.А. Анализ существующих подходов и инструментальных средств разработки электронных учебных курсов / О.Б. Назарова, В.А. Шелеметьева, Ю.А. Чудинова // Проблемы современного педагогического образования. – 2019. – № 64-4. – С. 138-142.
  6. Пермяков О.Е. Электронное обучение: дидактическое проектирование курсов / О.Е. Пермяков // Образовательная политика. – 2019. – № 4 (80). – С. 91-102.
  7. Силкина Н.С., Соколинский Л.Б. Структурно-иерархическая дидактическая модель электронного обучения / Н.С. Силкина, Л.Б. Соколинский // Вестник ЮУрГУ. Серия: Вычислительная математика и информатика. – 2019. – № 4. – С. 56-83.
  8. Тихомирова Е. Живое обучение: Что такое e-learning и как заставить его работать / Елена Тихомирова – М.: Альпина Паблишер, 2020 – 236 с.
  9. Что изменилось в HR после пандемии. Отчёт по результатам исследования [Электронный ресурс] – URL: http://blog.websoft.ru/2020/09/hr.html (дата обращения: 14.01.2021).

 

© Максимова Лидия Михайловна

ВЫХОДНЫЕ ДАННЫЕ СТАТЬИ:

Максимова Л.М. Особенности внедрения внутрифирменного электронного обучения / Л.М. Максимова // Электронный научно-публицистический журнал «Homo Cyberus». – 2021. – № 1 (10). [Электронный ресурс] – URL: http://journal.homocyberus.ru/Maximova_LM_1_2021