Интервью с Ольгой Игоревной Воиновой «…Киберпедагогика изначально подразумевает участие того или иного гаджета … в образовательном процессе»

 

«… Киберпедагогика изначально подразумевает участие того или иного гаджета … в образовательном процессе»:

интервью с Ольгой Игоревной Воиновой

 

Воинова Ольга Игоревна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры высшей математики Московского государственного технического университета гражданской авиации (МГТУ ГА), заместитель главного редактора электронного научно-публицистического журнала «Homo Cyberus». Области профессиональной деятельности: высшая математика, проектирование в образовании, научная экспертиза. Область научных интересов: образовательные технологии, инновации в области образования, киберпедагогика, киберонтология. Автор более 50 научных и учебно-методических трудов.

 

Сегодня я беседую с моей коллегой, членом научной группы по исследованию проблем киберсоциализации общества и человека, преподавателем вуза, научным экспертом, проектным менеджером и просто хорошим человеком.

 

– 1 –

Ольга Игоревна, расскажите, пожалуйста, когда и благодаря чему Вы начали изучать проблемы киберсоциализации общества и человека? Что послужило «отправной точкой» научных изысканий в этой области для Вас?

Во многом это Ваша заслуга, Владимир Андреевич!

Я защищала кандидатскую диссертацию в 2008 году в диссертационном совете, где Вы в то время были учёным секретарём. После этого Вы пригласили меня присоединиться к своей научной группе, изучающей феномен киберсоциализации, так оно всё и началось. Было много свежих инновационных идей, которыми ещё никто никогда не занимался. И было много сложностей.

Это сейчас «киберсоциализация», «киберпедагогика», «киберонтология» в научном сообществе у всех на слуху, причём не только в России. А тогда приходилось спорить и доказывать. Адепты старой педагогической школы далеко не сразу приняли эти революционные концепции, со стороны научного сообщества было много критики и сомнений. Я сейчас не говорю про Ваших учителей – доктора педагогических наук, профессора, академика РАО Виталия Александровича Сластёнина, доктора педагогических наук, профессора, члена-корреспондента РАО Анатолия Викторовича Мудрика, доктора педагогических наук, профессора Елены Александровны Левановой. Они с первого дня поддерживали Вас, все научные изыскания под Вашим руководством, верили и помогали. А основной научный мир проявлял скепсис и недоверие.

В 2010 году статья про киберсоциализацию даже была удалена из Википедии! Её и сейчас там нет, а киберсоциализация есть. И про неё много говорят и публикуют. Считаю, что прорывом в этом стала Ваша монография «Теория киберсоциализации человека», изданная в 2011 году, в которой, кстати, есть глава про киберпедагогику с моим участием.

 

– 2 –

Да, хорошо помню Вашу успешную защиту кандидатской диссертации по проектным технологиям в 2008 году. Расскажите, как развивалась Ваша дальнейшая проектная деятельность?

Во времена своей работы в Норильском индустриальном институте я занималась проектами со студентами в рамках дисциплин математического цикла, на этом материале и построила свою диссертацию. Позже участвовала во многих социальных и кадровых проектах Молодёжного центра города Норильска. Затем были интересные образовательные проекты разного масштаба по образовательным технологиям и развитию профессиональных компетенций, в том числе и под Вашим руководством. В этом году удалось поработать и с образовательным проектом от бизнеса в Компании «Норникель».

 

– 3 –

Расскажите поподробнее, в чём заключался проект «Норникеля», какие результаты Вы получили? Каковы вообще интересы бизнеса в  образовании? И какие у Вас впечатления от работы с бизнесом?

В 2021 году меня пригласили на руководство проектом «Стратегическое партнерство Норникеля и Заполярного госуниверситета» (бывшего Норильского индустриального института). Передо мной стояла задача установить партнерские отношения между Компанией и Университетом на системной основе. За год удалось развить несколько направлений партнёрства, важнейшим из которых считаю интеграцию профессиональных компетенций Компании «Норникель» в образовательные программы Университета. Заполярный госуниверситет, как основной поставщик кадров для «Норникеля», теперь имеет хороший инструмент подготовки специалистов непосредственно под нужды производства, выпускники имеют возможность сократить сроки адаптации на рабочем месте, а Компания экономит средства на обучение и переобучение новых сотрудников. Это основной результат работы за 2022 год.

Впечатления неожиданные. Дело в том, что бизнес всегда нацелен на результат, причём на быстрый результат. А в образовании быстро ничего не бывает, цикл обучения в вузе 4-5, а иногда и 6 лет. Поэтому пришлось пересматривать свои взгляды и прорабатывать разные способы удовлетворения потребностей бизнеса здесь и сейчас. Кроме того, выяснилось, что бизнес и образование разговаривают на разных языках. Слова те же, а смысл другой. Или слова разные, но об одном и том же. И, что совсем было непривычно, – это свобода творчества и отсутствие шаблонов в оформлении бумаг. Мы с Вами в образовании такой роскошью похвастаться не можем, любой наш документ должен быть сделан по строгой форме, и иметь нужные подписи и печати.

 

– 4 –

А помните, в 2017 году мы с Вами и с В. К. Обыденковой совместно выполняли проект по государственному контракту «Россотрудничества», в рамках которого, в том числе, преломляли идеи интернет-проектирования на  область реализации политики международного культурно-гуманитарного сотрудничества. Как Вы считаете, спустя 5 лет что-то применяется коллегами из тогда полученного от нас опыта и разработанных нами методических рекомендаций?

Конечно, помню!

У меня остались незабываемые впечатления от работы и общения с  людьми из «Россотрудничества», перед которыми (учитывая современную мировую ситуацию) стоят очень нелёгкие задачи. Они проводят колоссальную работу по продвижению русского языка, русской культуры, истории, ментальности, российского образования и поддержке русского мира. Это огромное количество различных мероприятий по всему миру: фестивали, конкурсы, конференции, экспедиции и т. д.

Мы тогда предложили им подключить интернет-проектирование как один из инструментов «мягкой силы». Нами было написано 5 пособий, проведена масса различных обучающих мероприятий, а наши отчёты совокупно заняли более двух тысяч страниц. И во времена пандемии коллеги активно использовали наши наработки. Большинство мероприятий были переведены в  онлайн-формат, создавались виртуальные лаборатории и интернет-порталы. Так что, да, думаю, применяется. И весьма успешно.

 

– 5 –

Ольга Игоревна, как специалист по проектным технологиям обучения, поделитесь своим экспертным мнением про известную Вам технологию интернет-проектирования, разработанную Валерией Кирилловной Марковой (тогда – Обыденковой), защищённой ею под моим руководством в качестве кандидатской диссертации в 2018 году?

Современная техника даёт возможность многим явлениям нашей жизни иметь свой аналог в киберпространстве. Интернет-телевидение, телемедицина, е-консалтинг, электронные библиотеки… Все сферы, которые работают не с материальными объектами, а с «идеями», могут успешно существовать в этом квази-мире и давать не менее реальные и существенные результаты, чем при живом взаимодействии людей.

С проектами также. Но проект в классическом понимании всегда к чему-то привязан: к месту, времени, людям, материальным ресурсам и т. д. Интернет-проект предполагает гораздо большую свободу и гибкость; даёт возможность создать уникальную команду, не зависящую от часовых поясов и местоположения её участников; позволяет охватить огромную аудиторию и найти единомышленников за пределами территориальных рамок проекта. И это нечто новое, уже далеко превосходящее идеи Джона Дьюи.

Валерия Кирилловна провела важную для всех нас работу. Она не просто дала основы интернет-проектирования, а ещё и создала систему обучения интернет-проектированию. Мне довелось быть рецензентом её пособия по этой теме, и я высоко оцениваю разработки, которые она в нём представила.

 

– 6 –

Вы много лет плодотворно сотрудничаете со мной, у нас порядка 20-ти совместных публикаций о киберсоциализации и киберпедагогике, в том числе монография «Киберонтологический подход в образовании». Какие из  этих работ Вы считаете наиболее значимыми в научном плане и полезными для читателей и почему?

Объективно наибольший интерес у научного сообщества вызвала монография «Киберонтологический подход в образовании».

Несмотря на совсем небольшой тираж, среди других моих публикаций, у неё наибольший индекс цитируемости в базе РИНЦ и огромное количество ссылок в сети Интернет. Почему? Полагаю, дело в том, что мы с вами, Владимир Андреевич, сформулировали и описали, хоть и краткую, но систему, – систему использования современных технологий в образовательном процессе, которой ранее не было. Это и придаёт ей ту популярность, которой она пользуется.

 

– 7 –

Вот меня часто спрашивают, и я, если позволите, этот вопрос задам и Вам: Чем Вас привлекает киберпедагогика? Как Вы считаете, какое у неё практическое будущее в нашей стране и в мире?

Никто не станет спорить с тем, что компьютеры прочно вошли в нашу жизнь.

В любой социальной системе, где всегда было всего два участника (учитель-ученик, врач-пациент, мастер-клиент, заказчик-исполнитель и т. п.) теперь появился третий – компьютер, который выполняет множество разнообразных функций: от простого посредничества до управления процессами.

Теперь нам мало тех знаний, которые даёт классическая наука, потому что она не учитывает этого третьего участника. В этом смысле киберпедагогика изначально подразумевает участие того или иного гаджета (компьютера, ноутбука, планшета, смартфона, умных часов, умной колонки и прочего) в  образовательном процессе и изучает самые разные его роли. При этом мы часто говорим, что это не отдельная наука, и не самостоятельный раздел педагогики, как, например, дидактика; это её непосредственное продолжение, которое дополняет основную психолого-педагогическую науку новыми принципами, условиями, подходами и т. д. с учётом возможностей и  ограничений современной цифровой техники. В этом и состоит, на мой взгляд, практический потенциал киберпедагогики для отечественного и  мирового образования.

 

– 8 –

На основе своего опыта, что Вы можете сказать о современном уровне развития культуры киберсоциализации студентов и  преподавателей вузов? А в целом о культуре киберсоциализации детей и их родителей? Какими способами и средствами её необходимо развивать, с Вашей точки зрения? А какие методы откровенно бесполезны и даже вредны и  почему?

Так уж вышло, что мы с Вами, Владимир Андреевич, наблюдали всю эволюцию развития культуры киберсоциализации, что называется «от пейджера до умной колонки». Трудностей было много. Тяжело было приучить студентов выключать звук телефонов на занятиях, не просто было выстроить интернет-коммуникации, исключить использование смартфона на экзаменах, и многое другое. До сих пор у многих нет понимания о правилах делового письма и оформления документов, конфиденциальности информации, корректного поведения в общественных чатах (о родительских чатах кто только не острословит). Я уж не буду говорить про явления кибербуллинга, киберхаррасмента и т. п.

Однако есть много спорного. Имеет ли право педагог постить в соцсетях свои фотографии в купальнике? Я не знаю правильного ответа. Корректны ли голосовые сообщения? На мой взгляд, вопрос вкуса. Можно ли отправлять сообщения в соцсетях ночью? Тоже индивидуально. Нельзя сказать, что на сегодняшний день существует какой-то единый механизм регуляции, который бы определял, какова должна быть эта культура. Не существует какого-то утверждённого общественного кодекса или свода правил. Но, надо сказать, что мы уже многому научились на собственном опыте и научили своих детей и воспитанников. В этом нам помогали и старые добрые методы воспитания, и современные технологии, и собственный пример.

Считаю, этим нужно планомерно заниматься, обсуждать, вырабатывать новые воспитательные методики и устанавливать необходимые нормы. Всё, что имеет в своём арсенале педагогическая наука, – полезно. А бесполезны и вредны асоциальные и деструктивные методы. Думаю, что точно не стоит, например, ломать компьютер ребёнка, чтобы вытащить его из Интернета.

 

 

– 9 –

Поделитесь, пожалуйста, какой-либо поучительной или смешной историей из Вашей жизни, связанной с Вашей личной киберсоциализацией или киберсоциализацией членов Вашей семьи, или учебной киберсоциализацией Ваших студентов. Спасибо!

У меня было много забавных случаев. (задумывается)

Ну, например, студенты иногда забывают, что в общем чате есть я… Обсуждают свои проблемы, ругаются друг с другом, бывает и про меня пишут… А когда понимают, что произошло, спешно всё удаляют. Однажды с перепугу даже меня удалили из чата. (разводит руками) Поэтому с некоторых пор я стала держать связь только со старостами групп, это даже удобнее, чат не заполняется сообщениями не по теме, остаётся более информативным.

 

– 10 –

Вы математик по образованию, преподаёте математику студентам много лет. Скажите, пожалуйста, математика за эти годы как-то изменила Вас? Например, Ваш образ мышления-действий? Ваше математическое образование как-то повлияло на Ваши исследования в области киберсоциализации, киберонтологии и киберпедагогики?

Конечно, математика влияет на мыслительные процессы и способы деятельности, в большей степени – на пространственное, абстрактное и логическое мышление.

Например, я всегда могу сразу сказать, что куда войдёт-пройдёт, а что даже пробовать не стоит. Математические способности помогают правильно проводить классификацию, категоризацию, ранжирование, схематизацию, выявлять логические связи и выстраивать научное доказательство.

Кроме того, профессиональные знания математической статистики – это мощный доказательный инструмент и для исследовательской, и для экспертной, и для проектной деятельности.

 

– 11 –

Ольга Игоревна, поделитесь, пожалуйста, своим прогнозом на будущее: как будут развиваться технологии, как они будут менять жизнедеятельность человека, образование и воспитание подрастающих поколений? Каково, на Ваш взгляд, будущее искусственного интеллекта? Чего нам от него ждать?

Я не футуролог и не смогу Вас порадовать точными предсказаниями будущего, тем более в части развития технологий. Это вопрос скорее к Илону Маску. (смеётся) Но я оптимист, и могу предположить, что, уровень культуры киберсоциализации будет расти; появятся новые государственные законы и морально-нравственные нормы поведения в киберпространстве; простые, понятные правила киберкоммуникации, которые превратятся в общепринятые социальные традиции.

Искусственный интеллект, безусловно, будет развиваться. Сейчас мы наблюдаем его детство: он забавный, и люди, по большей части, развлекаются с ним и решают не слишком сложные задачи. При этом мы все должны понимать, что этого «ребёнка» воспитываем сообща: что заложим в него, таково и будет его (и наше?) будущее. Но уже сейчас понятно, что потенциал у искусственного интеллекта колоссальный. Например, мой сын профессионально занимается прогнозированием временных рядов с помощью машинного обучения. Это мощный инструмент для прогноза состояния различных систем: банковских, государственных, природных и т. д.

Кстати, что Вам покажу – вот как нейросеть увидела «киберсоциализацию» и «киберонтологический подход в образовании» по моим недавним запросам. Если и не стопроцентное попадание, то уж точно весьма осмысленные изображения. Это живое доказательство тому, что наши разработки – не абракадабра, они понятны даже искусственному интеллекту, и у него есть свой взгляд на эти научные категории.

 

Рис. 1. Киберсоциализация*

 

Рис. 2. Киберонтологический подход в  образовании*

 

Ух ты! В этом что-то есть! Определённо! Я сам, когда это только начиналось, в прошлом или уже позапрошлом году (задумываясь) – точно не помню – ставил задачу ИИ делать картинки про киберсоциализацию или нового человека – Homo Cyberusa. Тогда результат меня не сильно устроил.

 

– 12 –

Хорошо, завершая нашу беседу, благодарю Вас за ответы.

Что бы Вы хотели пожелать не равнодушным к проблемам и возможностям безопасной, успешной и мобильной киберсоциализации общества и человека посетителям информационно-просветительского интернет-портала «Homo Cyberus», читателям электронного научно-публицистического журнала «Homo Cyberus» и подписчикам Академии киберсоциализации #HomoCyberus во «ВКонтакте»?

У нас много исследовательских задач разного масштаба; много вопросов, на которые пока нет ответов. Пусть присоединяются! И успехов им в этом! И нам!

 

 

Беседовал Владимир Плешаков

декабрь 2022 года

 

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ:

Интервью с Ольгой Игоревной Воиновой «… Киберпедагогика изначально подразумевает участие того или иного гаджета … в образовательном процессе» // Электронный научно-публицистический журнал «Homo Cyberus». – 2022. – № 2 (13). [Электронный ресурс] – URL: http://journal.homocyberus.ru/Voinova_OI_interview_2_2022

 


* Рисунки 1 и 2 созданы с помощью приложения WOMBO Dream: ИИ-искусство