Плешаков В.А. Перспективы киберонтологического подхода в современном образовании

 

Выходные данные:

 

Плешаков В.А. Перспективы киберонтологического подхода в современном образовании / В.А. Плешаков // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: педагогика и психология. - 2014. - № 3 (29). - С. 1-18. (Просьба указывать их при ссылке на статью)

 

 

Pleshakov Vladimir Andreevich

Prospects of Cyberontologic Approach in Modern Education

The essence of the cyberontologic concept of development of the personality and activity of the modern person, urged to ground the potential of constructive use of socializing, training and educational opportunities of ICT, computer, digital and Internet technologies is designated in the article. The author reveals the idea of development of cyberpedagogy and justifies the need of application of cyberontologic approach in education, effective in the solution of topical problems of development, education and training of the person of the XXI century.

Аннотация. В статье обозначается суть киберонтологической концепции развития личности и жизнедеятельности современного человека, призванной обосновать потенциал конструктивного использования социализирующих, обучающих и воспитательных возможностей ИКТ, компьютерных, цифровых и интернет-технологий. Раскрывается идея развития киберпедагогики и доказывается необходимость применения киберонтологического подхода в образовании, эффективного в решении актуальных задач развития, воспитания и обучения человека XXI в.

Ключевые слова: киберонтология, киберпедагогика, homo cyberus, киберсоциализация, киберэволюция, cyberontology, cyberpedagogy, cybersocialization, cyberevolution.

Современные люди разных возрастов ежедневно сталкиваются с необходимостью использования различных киберустройств, производят с ними разнообразные действия, получая и обрабатывая с их помощью гигантские объемы информации. Жизнь в XXI в. ставит человека в относительно жесткие условия, в которых он практически постоянно вынужден осваивать новые способы деятельности, основанные на современных технологиях. Человек приходит к пониманию того, что удовлетворить часть своих потребностей он может, только освоив навыки операционального владения техникой и технологиями. Эти умения позволят ему успешно существовать в социуме, обеспечат комфортную, безопасную, активную жизнедеятельность, будут способствовать его карьерному росту и благосостоянию. Именно поэтому обучение владению новейшими информационными технологиями является насущной задачей воспитания, обучения и образования личности.

Человек XXI в. живет и взаимодействует с другими людьми и миром в целом параллельно в двух социализирующих средах — классической объективной (материальной) реальности и альтернативной инновационной реальности киберпространства1 (киберреальности), — которые потенциально и реально влияют на становление и трансформацию субъективной (явления психики) реальности.

Сегодня киберпространство открывает человеку новые возможности для удовлетворения его потребностей, созвучных времени, став средой поиска новых путей реализации и трансформации классических видов деятельности: общения, игры, учения и труда. В этой связи целесообразно говорить о «параллельном» бытии человека в киберпространстве, об альтернативной онтологии современной человеческой цивилизации — киберонтологии2.

Кардинальные изменения в области работы с информацией, происходящие на протяжении всей истории существования человеческой цивилизации и получившие название информационных революций, стали предпосылкой появления на рубеже XX–XXI вв. новой стратегии жизнедеятельности личности в киберпространстве, популярности в XXI в. среди молодежи особого вида социализации человека – киберсоциализации3.

Первая информационная революция произошла в момент изобретения и распространения письменности (около 3500 лет до н. э.), когда появилась возможность по-новому фиксировать и передавать накопленные знания от поколения к поколению.

Вторая информационная революция (середина XVI в.) была вызвана изобретением книгопечатания, что радикально изменило индустриальное общество, существенно повлияло на развитие культуры, привело к реорганизации жизнедеятельности людей.

Третья информационная революция (конец XIX в.) обусловливалась открытием электричества, вследствие чего были изобретены и начали активно использоваться телеграф, телефон, радио, позволяющие опосредованно осуществлять коммуникационные процессы на больших расстояниях. Началась эпоха киберкоммуникации. В целом открытие электричества существенно продвинуло человечество на пути научно-технического прогресса.

Четвертая по счету, уже не просто информационная, но информационно-технологическая революция, по мнению аналитиков, произошедшая в середине XX в., заключалась в появлении микропроцессорной техники, создании компьютеров, зарождении и экстенсивном развитии компьютерных сетей, возникновении компьютерных баз данных, изобретении и дальнейшем развитии востребованных информационных, коммуникационных, электронных, компьютерных, цифровых и интернет-технологий, посредством которых оперативно накапливалась, хранилась и передавалась информация любого объема.

Проанализировав множество источников, я пришел к выводу, что пятая информационная революция (1990-е гг. – н. в.) уже свершилась, позволив перейти современному человечеству на качественно новый этап эволюции цивилизации — киберэволюцию, и стала катализатором новых кардинальных изменений социальных структур во всем мире.

В XX в. человеческая цивилизация активно позиционировала себя как информационное общество, исходя из объективного динамичного развития востребованной информационно-коммуникационной сферы. Динамичное развитие и внедрение новых технологий практически во все сферы жизнедеятельности современного человека действительно затрагивают коренные вопросы его бытия, трансформации и функционирования социальных, экономических и политических структур общества, а также формирования новых механизмов культурного развития человечества, несколько поколений назад перешедшего фактически на сетевой уровень эволюции и деятельности.

Итак, на рубеже XX–XXI вв. началась эпоха киберсоциализации человека — время обретения навыков социального взаимодействия в киберпространстве.

Еще в 1988 г. украинский академик Е.И. Машбиц высказал опасения, в наше время обретающие характер печального пророчества: «Не приведет ли широкое применение компьютера к забвению прошлого — наших корней, к менее определенному будущему в ущерб культурным и духовным ценностям нашего наследия? Привычка систематически пользоваться компьютером может заставить человека пренебречь собственными возможностями, привести его к чрезмерной зависимости от компьютера, вызвать атрофию мышления, изолировав человека от окружающего мира» [2: с. 16–17].

Основными векторами киберсоциализации человека стали новые виды опосредованной деятельности личности в Сети.

1. Коммуникация в киберпространстве, или киберкоммуникация, представляет собой деятельность по установлению и развитию контактов между людьми посредством киберпространства. Включает в себя обмен информацией, взаимное смысловое и экспрессивное восприятие собеседников, попытки влияния друг на друга.

Основные опасности киберкоммуникации:

троллинг — размещение в киберпространстве интернет-среды (чаще всего на форумах, в дискуссионных группах, на страницах интернет-дневников и т. п.) провокационных сообщений и/или комментариев с целью вызвать спор ради спора, создать конфликтную ситуацию между участниками, спровоцировать взаимные оскорбления и т. п. Такого интернет-хулигана, занимающегося троллингом, называют троллем, что совпадает с названием враждебного человеку мифологического существа. Троллинг является настоящим социальным феноменом: ведь троллями не рождаются, троллями становятся в результате развития девиантного поведения в процессе воспитания, совершенствования навыков агрессивной и провокационной киберкоммуникации;

кибербуллинг — использование возможностей и свойств киберкоммуникации, чтобы запугать человека, как правило, сообщениями угрожающего содержания или размещением неправдивой, а также компрометирующей информации о нем. Корни кибербуллинга кроются в распространенном поведении маленьких детей и подростков, которые часто дразнят и обзывают друг друга в целях притеснения;

• киберхарассмент — сетевое домогательство в виде прямых или косвенных оскорблений и угроз, недоброжелательных замечаний, грубых шуток или инсинуаций, нежелательных электронных писем или звонков на сотовый (мобильный) телефон, показ оскорбительных или унизительных фотографий, видео и т. п.

2. Досуг в киберпространстве — деятельность во время, свободное от работы, учебы и домашних обязанностей, используемое для отдыха, восстановления, расслабления, хобби, игры и других культурных занятий, которое человек проводит в киберпространстве.

Основной опасностью досуга в киберпространстве является кибераддикция (зависимость от киберпространства) как вид нехимической зависимости;

психическое расстройство, проявляющееся в навязчивом желании человека погрузиться в среду, созданную посредством электронных, компьютерных, цифровых, интернет-технологий и средств сотовой (мобильной) связи.

3. Познание в киберпространстве представляет собой процесс приобщения к знаниям человечества, хранящимся в киберпространстве, необходимым человеку для понимания опыта жизнедеятельности и взаимодействия с миром, с другими людьми и с самим собой.

Основной опасностью познания в киберпространстве становится потребление спама (дословно — практически бесполезной информации), а также усвоение недостоверной, порою негативной для психики и опасной для личности информации из Сети.

4. Работа в киберпространстве — деятельность человека, в процессе которой он, используя орудия труда, воздействует на киберреальность, меняя и используя ее в целях создания продуктов труда, необходимых для удовлетворения своих потребностей в условиях реальной жизни и в киберпространстве.

Основной опасностью работы в киберпространстве является относительная ненормированность труда, поскольку человек нередко вынужден, стремясь быстро добиться успеха, трудиться чуть ли не по формуле «24 × 7» (двадцать четыре часа умножить на семь дней в неделю), пренебрегая правилами гигиены труда, что наносит непоправимый вред его психофизическому здоровью (накапливается усталость, начинают болеть глаза, портится осанка и др.), в результате чего развиваются соответствующие заболевания.

Таким образом, феномен киберсоциализации человека детерминирует общую психолого-педагогическую проблему здоровьесбережения и ставит частную задачу создания кибервалеологии как науки об интегративном подходе к психофизическому, социальному и духовно-нравственному здоровью человека, реализующего персональную жизнедеятельность в рамках социализирующей среды киберпространства на основе актуализации необходимости полипрофессионального подхода к сохранению и укреплению здоровья пользователей Сети.

В целом целесообразно говорить о единстве четырех ипостасей человека в современном информационном обществе: он и объект киберсоциализации (киберпространство объективно влияет на его жизнедеятельность), и субъект киберсоциализации (удовлетворяет разнообразные потребности посредством киберпространства), и жертва киберсоциализации (испытывает возможные негативные последствия киберсоциализации), и жертва неблагоприятных условий киберсоциализации (страдает от типичных опасностей киберпространства).

Фактически человек XXI в., как витязь на распутье, оказывается перед выбором одного из трех глобальных возможных сценариев жизнедеятельности:

• намеренно отказаться от использования современных технологий, т. е. быть киберстерильным. Данный сценарий зачастую актуализирует у человека роль «изгоя» современного динамичного общества, «помешанного» на технологиях. Отмечу, что в последние годы в европейских странах становится популярен медиаскетизм («цифровое воздержание») «как образ жизни, характеризующийся пониманием работы средств электронной коммуникации», которому свойственны некие волевые решения человека по осознанному ограничению качества и количества используемых им современных технологий в контексте жизнедеятельности (Соловьев Д. Новые медиа, социальные сети, complexity, медиаскетизм и презентации. URL: http://www.soloveev.ru);

стать гиперактивным и круглосуточным потребителем многочисленных и разнофункциональных современных технологий, из-за чего человек становится неразумным «скопидомом-рабом» технологий. На практике это фактически приводит к киберзависимости, поскольку в случае неограниченного и зачастую бесконтрольного использования технологий они подчиняют себе человека: его время, разум, действия и т. д.;

встать на путь безопасной, успешной и мобильной киберсоциализации, т. е. полноценного разумного применения современных технологий в контексте жизнедеятельности.

На основании степени интегрированности личности в киберпространство можно выделить следующие типы индивидов [1: с. 121–124]:

1) «маугли», или киберстерильные индивиды, не работают ни с одним из ныне существующих видов компьютерной, цифровой или электронной техники. Для киберстерильности существуют различные причины: психовозрастные (младенчество или глубокая старость), психофизиологические (медицинские противопоказания, серьезные физические или умственные недостатки, психиатрические диагнозы), мировоззренческие — национальные, этнические, конфессиональные (убеждения, заблуждения, гражданская позиция, религиозные догматы и др.), экономические (финансовые трудности, отсутствие материальных возможностей, нищета и т. п.), географические и пр. Многие из перечисленных причин преодолимы, поэтому статус киберстерильности во многих случаях не является стабильной характеристикой личности и может измениться в любой момент;

2) «автономы», или автономные пользователи киберпространства, имеют дело с компьютерной, цифровой и электронной техникой, но не принадлежат ни к одному из сетевых сообществ, не подключены ни к одной из мировых, региональных или локальных сетей. Их киберсоциализация осуществляется только в персональной зоне киберпространства. Данный тип нестабилен, статус может измениться в любой момент;

3) «гости» — потребители киберпространства — являются членами некоторых сетевых сообществ, занимают зачастую пассивную позицию в отношении преобразования киберпространства, не участвуют как в создании и строительстве, так и в разрушении и ликвидации его объектов. Однако активно пользуются его продукцией, услугами, предложениями и др. «Гости» представляют основную массу «населения» киберпространства. Данный тип нестабилен, статус может измениться в любой момент;

4) «хозяева» — преобразователи киберпространства: техники, технологи, программисты, веб-дизайнеры, блогеры, хакеры и т. п. — занимают активную позицию в отношении строительства, преобразования и разрушения киберпространства. В результате своей активной деятельности в киберпространстве могут стать «жителями» или «резидентами»;

5) «жители» киберпространства большую часть времени своей жизни проводят в киберпространстве. Кибераддикты и те, для кого «жизнь» в киберпространстве определяется насущной необходимостью (например, работой или юридическим статусом инвалида). Освоившись в роли «жителя» киберпространства, они нередко хотят перейти в разряд «резидента»;

6) «резиденты» киберпространства временно или постоянно «погружают» сознание в киберпространство при сохранении физической оболочки (собственного тела). Варианты подобной интеграции описаны пока только в фантастических произведениях и воссозданы в кинематографе, например, временное погружение сознания в «глубину» (Лукьяненко С.В. Лабиринт отражений. М.: АСТ, 1997); использование искусственного тела в реальном мире путем подключения сознания к виртуальной реальности (к/ф «Суррогаты», США, 2009 (реж. Дж. Мостоу); к/ф «Аватар», США, 2009 (реж. Дж. Кэмерон)); симуляция реальности для большинства людей, порожденная искусственным интеллектом, использующая человеческие тела в качестве источника энергии (к/ф «Матрица», США, 1999–2003 (реж. Э. Вачовски)); создание людей со встроенными киберустройствами (к/ф «Терминатор», США, 1984 (реж. Дж. Кэмерон)) или, наоборот, встраивание человеческого тела или его части в киберустройство (Беляев А. «Голова профессора Доуэля» (1925));

7) «эмигранты» — полностью интегрированные в киберпространство — пока гипотетические индивиды, сознание которых загружено в киберпространство при уничтожении (или отмирании) физического тела. Такая перспектива рассматривается как одна из футурологических траекторий развития общества или возможных форм эволюции человека с точки зрения трансгуманизма4. Пример можно найти у братьев Стругацких в произведении «Свечи перед пультом» (1961) из цикла рассказов «Полдень, XXII век», в котором описано «Великое кодирование» сознания академика Окада на «кристаллическую биомассу» или «квазибиомассу».

Данная классификация типов индивидов по степени интегрированности личности в киберпространство не обладает свойством иерархичности, для попадания в какую-либо категорию человеку не обязательно прохождение всех предыдущих. Кроме того, отдельный индивид может выступать в разных ролях и статусах в зависимости от ситуации в каждый конкретный момент времени.

Новое тысячелетие ознаменовано многими новаторскими достижениями человеческого разума. Желание мыслить и мысль у Homo Sapiens’а отобрать нельзя. Человек будет и дальше стремиться изучить неизведанное, открыть неоткрытое, познать непознанное.

Думаю, что, исходя из прогнозов ученых разных областей знания, аналитиков и футурологов, совсем скоро произойдет шестая информационная (информационно-кибернетическая) революция, связанная с экспансией уже изобретенных молекулярных компьютеров, созданием нанокомпьютеров, а также совершенствованием искусственного интеллекта [4: с. 164]. Будут созданы по-настоящему «умные» киберустройства — помощники человека, а мы можем стать свидетелями становления параллельной человеческой цивилизации искусственного интеллекта. Не являясь последователем трансгуманизма, считаю, что то, как существующие и новые достижения ума человеческого будут использованы, на благо или во вред цивилизации, все во власти Бога и в руках человека.

Превратившись на рубеже XX–XXI вв. в Homo Cyberus’а («человека киберсоциализирующегося»), человек встал на путь киберсоциализации — путь, далеко не однозначный для современного человеческого общества. Путь, требующий специального профессионального внимания к развитию, воспитанию и обучению человека XXI в. на основе киберонтологической концепции развития личности и жизнедеятельности современного человека5.

Вместе с тем утверждение приоритета личности можно считать основным результатом социокультурного развития человечества в XX в. Хотелось бы верить, что приоритет личности следует считать основным императивом XXI в., делая ставку на стратегию непрерывного образования человека.

По мнению моего учителя, академика РАО В.А. Сластёнина, отечественная высшая школа призвана развивать личность гражданина, искренне озабоченного судьбой России, человека гуманистической духовно-нравственной ориентации, владеющего современным антропологическим знанием, понимающего людей и умеющего с ними работать, специалиста в одной из областей науки, способного видеть ее в системе современного знания и культурной практики [9].

Двадцать первый век требует адекватного пересмотра возможностей развития и воспитания современного человека. Разрабатываемые мною основы киберпедагогики [5; 8] позволили обосновать необходимость и эффективность киберонтологического подхода в образовании [1], согласно которому процесс образования человека определяется условиями его жизнедеятельности и взаимодействия с самим собой, с другими людьми и миром в целом в контексте интеграции классической объективной (материальной) реальности и инновационной альтернативной реальности киберпространства (киберреальности), обе из которых потенциально и реально влияют на становление и трансформацию субъективной (явления психики) реальности.

Развивая дальше идеи киберпедагогики, позволяющей современному Homo Sapiens’у стать на рубеже XX–XXI вв. Homo Cyberus’ом, необходимо следовать установке разумного использования социализирующих и воспитательных возможностей современных технологий с учетом социокультурных, психовозрастных, гендерных, личностных и индивидуальных особенностей человека [4; 6; 7].

Исходя из проведенных мною, моими коллегами и учениками исследований за последние десять лет, можно сделать ряд важных выводов.

1. Киберсоциализация личности как неотъемлемый признак современности затрагивает все слои общества, людей разных возрастов, социальных положений и статусов.

2. Технизация и технологизация быта, производства и других сфер жизнедеятельности общающегося, играющего, учащегося и работающего человека приводит к образованию специфических общественных явлений, освоению людьми новых ролей, функций и статусов, кардинальному изменению функционирования социальных институтов, появлению новых научных проблем и постановке практических задач по их решению средствами киберпсихологии и киберпедагогики.

3. Прогнозируемые перспективы развития электронных, компьютерных, цифровых, интернет- и др. технологий и их влияния как на цивилизацию в целом, так и на отдельного человека в частности заставляют вырабатывать стратегии общественного развития на основе философских подходов в совокупности с концепциями социально-психологических, педагогических и технических наук.

Сформулированные выводы приводят к основным положениям киберонтологической концепции развития личности и жизнедеятельности человека XXI в., обосновывающим необходимость внедрения киберонтологического подхода в образовании:

• модель жизнедеятельности человека в XXI в. строится с учетом существования параллельной современному миру реальности — киберпространства;

• в социальные процессы включается процесс киберсоциализации личности, который может приобретать контролируемый или относительно направляемый характер, выражающийся в раскрытии позитивного потенциала электронной, компьютерной, цифровой техники и нивелировании негативных последствий киберсоциализации;

• киберпространство предоставляет возможности для удовлетворения потребностей, раскрытия способностей, обеспечения эффективной профессиональной деятельности и комфортной повседневной жизни человека, исходя из его психовозрастных, гендерных, социокультурных, этноконфессиональных, личностных и индивидуальных особенностей.

Таким образом, основная роль киберонтологической концепции заключается в регулировании развития личности и жизнедеятельности человека в киберпространстве с учетом современных условий и тенденций воспитания, а также ближних и дальних перспектив эволюции человечества.

Закончить статью хочу современной притчей, которую специально написал вместо предисловия к своей монографии «Теория киберсоциализации человека» [6: с. 6].

Начало XXI в. Три современных мудреца поспорили о том, какое из изобретений и открытий людей имеет больше пользы для Человечества.

Первый Мудрец сказал: «Безусловно, самым полезным изобретением для человечества является письменность. Ведь письменность стала формой существования языка. Благодаря письменности люди научились по-новому передавать информацию и накопленные знания от поколения к поколению».

«Конечно, письменность — это важное изобретение, — сказал Второй Мудрец, — но я считаю, что самым полезным изобретением для человечества стало книгопечатание. Именно Книги стали кораблями Мысли, странствующими по волнам Времени, бережно несущими свой драгоценный

груз от поколения к поколению. Книга — инструмент насаждения Мудрости».

Третий Мудрец сказал: «Друзья мои, письменность и книгопечатание, несомненно, полезны для человечества, но ведь их изобрели очень давно, с тех пор люди сделали много новых открытий. Электричество является по-настоящему самым полезным открытием для человечества. Без него нельзя представить современную цивилизацию! Электричество используют для освещения, передачи информации, приведения механизмов в движение…»

«Простите, я случайно услышал ваш разговор, — вступил в их беседу молодой человек, проходивший мимо. — Уважаемые Мудрецы, а не кажется ли вам, что самым полезным изобретением для человечества стали микропроцессоры? На их основе люди сначала создали, а теперь усовершенствуют современные компьютеры, мобильные телефоны, цифровые фотоаппараты и другую технику. Теперь у человечества есть много киберпомощников, есть Интернет как кладезь полезной и мусорка для бесполезной информации. Что вы скажете на это?»

И Три Мудреца хором ответили молодому человеку: «Время рассудит…»

 

Литература

 

1. Воинова О.И., Плешаков В.А. Киберонтологический подход в образовании: монография / Под ред. В.А. Плешакова. Норильск: Изд-во Норильского индустр. ин-та, 2012. 244 с.

2. Машбиц Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения. М.: Педагогика, 1988. 192 с. (Педагогическая наука — реформе школы).

3. Плешаков В.А. Киберонтология и психология безопасности информационной сферы: аспект киберсоциализации человека в социальных сетях интернет-среды // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия IV. Педагогика. Психология. 2010. № 4 (19). С. 131–141.

4. Плешаков В.А. Киберсоциализация человека: oт Homo Sapiens’a до Homo Cyberus’a: монография. М.: Изд-во МПГУ «Прометей», 2012. 212 с.

5. Плешаков В.А. Киберсоциализация как инновационный социально-педагогический феномен // Преподаватель XXI век. 2009. № 3. Т. 1. С. 32–39.

6. Плешаков В.А. Теория киберсоциализации человека: монография / Под общ. ред. А.В. Мудрика. М.: МПГУ; «HomoCyberus», 2011. 400 с.

7. Плешаков В.А., Воинова О.И., Плешакова К.А. Трансформация социального воспитания в ХХI веке: о реализации идей В.А. Сластенина и А.В. Мудрика в киберпедагогике // Сибирский педагогический журнал. 2013. № 2. С. 32–37.

8. Сластенин В.А., Жог В.И., Борисова Н.Ю., Плешаков В.А, Подымова Л.С. Модели системной интеграции инновационной международной образовательной практики в систему национального образования России // Педагогическое образование и наука. 2010. № 1. С. 4–11.

9. Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: инновационная деятельность. М.: Магистр, 1997. 308 с.

 

Глоссарий

 

1. Киберпространство в XXI в. представляет собой некое созданное и постоянно дополняющееся человечеством сетевое информационное воплощение ноосферы, обретающее относительные характеристики инновационной «параллельной» реальности — киберреальности [6: с. 28].

2. Киберонтология есть бытие и/или жизнедеятельность человека в инновационной альтернативной реальности киберпространства (киберреальности), детерминированное уровнем развития самосознания и мотивационно-потребностной сферой личности, а также комплексом объективных и субъективных микро-, макро-, мезо- и мегафакторов социализирующей среды [3: с. 132–133].

3. Киберсоциализация человека — социализация личности в киберпространстве — процесс качественных изменений структуры самосознания личности и потребностно-мотивационной сферы индивидуума, происходящий под влиянием и в результате использования человеком современных информационно-коммуникационных, электронных, компьютерных, цифровых и интернет-технологий в контексте усвоения и воспроизводства им культуры в рамках персональной жизнедеятельности [6: с. 24].

4. Трансгуманизм, согласно его последователям, представляет собой рациональное мировоззрение, основанное на осмыслении достижений и перспектив науки. Трансгуманисты признают возможность и желательность фундаментальных изменений в положении человека с помощью передовых технологий с целью ликвидировать страдания, старение и смерть, а также значительно усилить физические, умственные и психологические возможности человека.

5. Киберонтологическая концепция развития личности и жизнедеятельности современного человека призвана обосновывать потенциал конструктивного использования социализирующих, обучающих и воспитательных возможностей ИКТ, компьютерных, интернет- и цифровых технологий, исходя из социокультурных, психовозрастных, гендерных, этноконфессиональных, личностных и индивидуальных особенностей человека [6: с. 18].