Трудности и возможности использования онлайн-технологии семинара-тренинга «Адаптив» для адаптации первокурсников к обучению в ВУЗе

Белозуб В.А.

Аннотация. В статье рассматривается проблема адаптации студентов-первокурсников к обучению в ВУЗе с помощью онлайн-технологий. Для решения данной проблемы автором сделан обзор трудностей и возможностей онлайн-технологии семинара-тренинга «Адаптив», реализуемой в МПГУ в 2020 году. Также предложены рекомендации для организаторов и руководителей программ адаптации первокурсников учебных заведений, реализуемых в формате онлайн.

Ключевые слова: адаптация, онлайн-технология, первокурсники, семинар-тренинг, «Адаптив».

13.00.00 – Педагогические науки

УДК 378.147


DIFFICULTIES AND OPPORTUNITIES OF THE ONLINE TECHNOLOGY OF THE "ADAPTIV" TRAINING SEMINAR FOR THE ADAPTATION OF FIRST-YEAR STUDENTS TO STUDY AT THE UNIVERSITY

Belozub V. A.

Abstract. The article deals with the problem of adaptation of first-year students to study at a university using online technologies. To solve this problem, the author reviews the difficulties and opportunities of the online technology of the "Adaptiv" training seminar, implemented at the Moscow Pedagogical State University in 2020. Recommendations are also offered for the organizers and managers of programs for the adaptation of first-year students of educational institutions implemented in the online format.

Key words: adaptation, online technology, first-year students, training seminar, "Adaptiv".


 

В 2020 году, в связи с пандемией COVID-19, достаточно давно существующее и практикуемое онлайн-образование актуализировалось с новой силой. Классический вариант обучения трансформировался в онлайн, но при этом проблема адаптации студентов-первокурсников ВУЗов всё равно осталась. Её успешность зависит не только от самого студента, но и от ситуации, среды, в которую он попадает при поступлении в ВУЗ.

В этом же учебном году адаптация первокурсников зависела от созданной для них электронно-цифровой среды. Ещё в 2010 году примером такой технологии был сайт для психосоциальной адаптации первокурсников [2]. В 2015 году для адаптации и развития самомотивации и самоконтроля студентов-первокурсников была использована технология компьютерного тестирования [1]. Через год использовали социальную интернет-сеть ВКонтакте для решения проблем адаптации первокурсников [4]. В 2017 году для адаптации первокурсников применили виртуальную обучающую среду Moodle, этот опыт в своей статье описали М. Л. Залсесский, М. Э. Григорян [5]. Однако до сих пор не существует достаточного количества современных, детально разработанных и апробированных онлайн-технологий адаптации студентов-первокурсников, рекомендаций по их оптимальному внедрению и эффективной реализации. Поэтому мы рассмотрели и изучили трудности и возможности такой технологии на примере онлайн-технологии семинара тренинга «Адаптив», реализуемой в 2020 году для студентов-первокурсников Института педагогики и психологии Московского педагогического государственного университета (МПГУ).

Исходя из изученного материала, мы сделали вывод, что адаптация первокурсников ВУЗов – это момент становления личности индивида, микроцикл в её развитии, в ходе которого происходит усвоение действующих в обществе норм (нравственных, учебных и т.д.) и овладение приёмами и средствами деятельности; прохождение этой фазы в значительной степени определяет характер дальнейшего личностного развития индивида.

С 1994 года в институте (ранее факультет) педагогики и психологии МПГУ помощь в адаптационном процессе первокурсника оказывается технологией адаптационного семинара-тренинга «Адаптив». По мнению разработчиков, технология позволяет нивелировать трудности, ускорить и оптимизировать сложный и многогранный процесс адаптации студентов-первокурсников в вузе; сформировать у студентов мотивационно-ценностное отношение к обучению на факультете, к общению и взаимодействию в профессиональной среде [6]. Основная идея программы «Адаптива» – создание особой атмосферы взаимодействия и сотрудничества студентов, преподавателей вуза, практических психологов и тренеров. А цель программы – личностная и профессиональная адаптация студентов первого курса к процессу обучения в ВУЗе, введение их в дискурс психолого-педагогической практики.

В 2020 году технология «Адаптива» трансформировалась в онлайн-формат и, чтобы изучить трудности и возможности новой версии данного семинара-тренинга, мы провели эмпирическое исследование среди студентов-первокурсников Института педагогики и психологии МПГУ, а также организаторов мероприятий «Адаптива». Целью исследования стало изучение мнения респондентов о трудностях и возможностях использования онлайн-технологии семинара-тренинга для студентов-первокурсников «Адаптив».

На первом этапе мы исследовали уровень адаптированности первокурсников по методике Т. Д. Дубовицкой, А. В. Крыловой [3]. В исследовании приняли участие 85 респондентов. Результаты представлены в Таблице 1.

 

Таблица 1. Уровень адаптированности первокурсников, %

Уровень адаптированности

К учебной деятельности

К учебной группе

Высокий

87

84

Низкий

13

16

 

 

Проведённое нами исследование позволило посмотреть, как трудности и возможности онлайн-технологии семинара-тренинга «Адаптив» повлияли на процесс адаптации студентов-первокурсников Института педагогики и психологии МПГУ. Как оказалось, большая часть первокурсников Института адаптированы к учебной деятельности и к учебной группе по результатам методики адаптированности первокурсников к ВУЗу Т. Д. Дубовицкой и А. В. Крыловой, при этом на уровне самооценивания и сами студенты считают себя готовыми к обучению в ВУЗе.

Говоря об использовании для этой адаптации онлайн-технологии «Адаптив», по результатам исследования мы видим ряд трудностей её реализации, касающихся коммуникации, восприятия, внимания и самоорганизации студентов, технические трудности. А также возможностей, которые касаются перспективы применения для эффективной адаптации к дистанционному формату обучения, о гибкости применения её форматов в жизни и учёбе студента, о её адаптирующей функции.

Анализ второго этапа нашего исследования – интервью – предполагал 4 вопроса для зам. директора по воспитательной работе Института педагогики и психологии МПГУ, главного куратора «Адаптива» М. Д. Батаевой и студентов-кураторов учебных групп семинара-тренинга:

  1. Что бы Вы изменили при организации «Адаптива» в формате онлайн в следующий раз?
  2. Если бы Вы могли сейчас использовать весь потенциал интернет-технологий, как бы вы организовали «Адаптив» снова?
  3. Как вы думаете, могла ли бы онлайн-технология «Адаптива» стать альтернативой традиционному (очному) формату «Адаптива»?
  4. Какие, на Ваш взгляд, мероприятия онлайн-«Адаптива» особенно были полезны и способствовали адаптации первокурсников?

По результатам исследования не только студенты-первокурсники – непосредственные участники онлайн-«Адаптива», – но и сами организаторы этого события видят ряд трудностей и возможностей данной технологии. Онлайн-формат технологии не смог заменить традиционный формат проведения семинара-тренинга «Адаптив». При этом интервьюируемые вовсе не исключают возможности дальнейшего её применения, так как, опираясь на данный опыт и исследуемые в нём трудности и возможности, можно разработать, например, в следующем году усовершенствованные мероприятия в рамках онлайн-формата.

На основании полученных данных мы разработали ряд рекомендаций для организаторов и руководителей программ адаптации студентов-первокурсников учебных заведений в онлайн-формате:

  1. В качестве онлайн-платформы для адаптации студентов-первокурсников используйте привычные и удобные площадки для их поколения. Например, Инстаграм, ВКонтакте. А также известные и многофункциональные платформы для видеосвязи – Teams, Zoom, Discord.
  2. Используйте в программе упражнения для общения первокурсников между собой, при которых они могли бы не только слышать, но и видеть друг друга. Оставляйте их время от времени одних в онлайн-комнатах платформы, чтобы они могли чувствовать себя максимально комфортно и свободно общаться.
  3. Не забывайте об обратной связи. Используйте разные форматы, чтобы первокурсники могли услышать её не только от вас, но и друг от друга.
  4. Обязательно включайте камеру сами при проведении упражнений и мастер-классов, чтобы стать примером и мотивировать на это студентов. Это даст им возможность увидеть одногруппников и сформировать представление друг о друге до начала очных занятий.
  5. Делитесь с первокурсниками ссылками на используемые для упражнений и мероприятий онлайн-ресурсы и онлайн-приложения, поскольку они могут применить их в дальнейшем в своей повседневной, учебной, и профессиональной деятельности.
  6. Если есть возможность очных встреч, то используйте их для упражнений на командоформирование, так как в формате онлайн они могут восприниматься первокурсниками как развлекательные, игровые события.
  7. Для организации различного интерактива в рамках онлайн-технологии адаптации используйте простые и многофункциональные онлайн-платформы. Например, большому проценту[1] опрошенных наиболее удобными оказались интерактивы в Zoom.
  8. Пригласите технического администратора на время проведения мероприятий в рамках онлайн-технологии, чтобы минимизировать возникновение технических неполадок и/или ускорить их устранение.
  9. Уделите в программе адаптации время мероприятиям по планированию и тайм-менеджменту в учёбе, чтобы помочь первокурсникам научиться организовывать себя и своё время самостоятельно с самого начала учебной деятельности.
  10. Сочетайте разные виды информации (звуковая, визуальная и т.д.), чтобы студенты-первокурсники смогли удерживать своё внимание на каждой из них.
  11. Обязательно, как только позволят условия, например, благоприятная эпидемиологическая ситуация, организуйте очную встречу студентов-первокурсников во время или после адаптационного онлайн-мероприятия, чтобы создать и наладить «живой» контакт.

 

Список литературы

  1. Атрошкина А. А., Куровский В. Н. Компьютерное тестирование как средство обучения и контроля в информационно-образовательной среде вуза // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2015. – № 12 (165). – С. 104-108.
  2. Дубенский Ю. П., Лаврова С. Ю., Лавров Д. Н. Разработка сайта психосоциальной адаптации студентов первого курса ФКН ОМГУ им. Ф. М. Достоевского // Математические структуры и моделирование. – 2010. – № 1 (21). – C. 162-182.
  3. Дубовицкая Т. Д., Крылова А. В. Методика исследования адаптированности студентов в вузе // Психолого-педагогические исследования. – 2010. – Т. 2. – № 2. [Электронный ресурс] URL: http://psyedu.ru/journal/2010/2/Dubovitskaya_Krilova.phtml (дата обращения: 01.07.2021).
  4. Залесский М. Л., Винник В. К., Нацвалова М. Ю. Использование возможностей социальных сетей в решении психологических проблем адаптации первокурсников в вузе // Известия Уральского федерального университета. Сер. 1. Проблемы образования, науки и культуры. – 2016. – Т. 22. – № 4 (156). – С. 121-128.
  5. Залесский М. Л., Григорян М. Э. Использование элементов дистанционного образования как способ облегчения адаптации первокурсников вуза // Образовательные технологии. – 2017. – № 1. – С. 67-72.
  6. Леванова Е. А., Плешаков В. А. О социализирующей среде «Адаптива» – эффективной программе семинара-тренинга для студентов-первокурсников // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. – 2019. – № 6. – С. 4-8.

 

© Белозуб Валерия Андреевна

ВЫХОДНЫЕ ДАННЫЕ СТАТЬИ:

Белозуб В. А. Трудности и возможности использования онлайн-технологии семинара-тренинга «Адаптив» для адаптации первокурсников к обучению в ВУЗе / В. А. Белозуб // Электронный научно-публицистический журнал «Homo Cyberus». – 2021. – № 2 (11). [Электронный ресурс] – URL: http://journal.homocyberus.ru/Belozub_VA_2_2021

 


[1] Согласно нашему исследования, самыми удобными форматами «Адаптива» стали задания в комнатах Zoom (53%) и работа с функциями Zoom (47%).