Преимущества и необходимые условия дистанционного обучения школьников с детским церебральным параличом

Семенова Д.А.

Аннотация. Текст статьи основан на опыте работы автора в школе для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) ГКОУ города Москвы «Школа «Технологии обучения». В статье рассматриваются аспекты проблемы обучения в дистанционном режиме детей с детским церебральным параличом (ДЦП). Описываются преимущества и необходимые условия организация образовательной среды, а также опыт создания таких условий в ГКОУ города Москвы «Школа «Технологии обучения».

Ключевые слова: дистанционное обучение детей с ОВЗ, цифровое образование, учащиеся с ДЦП, условия обучения, образовательная среда.

13.00.00 Педагогические науки

УДК 376.23; 376.24; 376.112.4


Advantages and necessary conditions for distance learning for schoolchildren with cerebral palsy

Semenovа D.A.

Abstract. This article is based on the author’s work experience in the school for children with disabilities SEI School “Teaching Technologies” (Moscow). The article is focused on aspects of distance learning problems of children with cerebral palsy. The aim of the article is to describe advantages and necessary conditions for organizing educational environment. Also it describes the experience of creating such conditions in SEI School “Teaching Technologies”.

Key words: distant education of children with cerebral palsy, digital learning, schoolchildren with cerebral palsy, conditions of education, educational environment.


 

При современной доступности Интернета и постепенно дешевеющих компьютерах и других устройствах становится очевидным, что дистанционная форма обучения становится всё более актуальной и востребованной. Школы и вузы России повсеместно используют возможности цифровых технологий и дистанционного взаимодействия online и offline.

Ещё в 2010 году А.Г. Асмолов, А.Л. Семенов, А.Ю. Уваров писали: «Современное видение информатизации школы опирается на использование новейших разработок в области педагогики, которые поддержаны современными средствами ИКТ и обещает решение «вечных» задач школы:

  • предоставление каждому учащемуся равного доступа к качественному образованию;
  • развертывание системы непрерывного обновления содержания, методов и организационных форм учебно-воспитательной работы в школе;
  • интеграцию учебных дисциплин (решение проблемы межпредметных связей) и тесное взаимодействие между преподавателями различных предметных областей;
  • создание развивающейся системы управления качеством образовательной работы, которая гарантирует достижение желаемых образовательных результатов каждым учеником в условиях массовой школы» [1, с. 21].

Всё это формирует у нас как у исследователей прочную убеждённость в том, что разработка комплекса цифровых образовательных медиаресурсов для обучения школьников, в том числе и музыке в очно-дистанционном и дистанционном режимах, – социально значимый и актуальный проект. А разработка содержания материалов для реализации обучения детей с ДЦП отвечает запросам общества и конкретных детей на качественное и доступное образование вне зависимости от их состояния здоровья и удалённости от школы их места жительства.

Вопрос применения цифровых технологий в обучающих и коррекционных целях пока не рассмотрен целостно в научных и методических трудах. Это не даёт возможности сказать о полном обеспечении учителей специальных и общеобразовательных школ необходимыми методиками внедрения этих технологий в каждодневный образовательный процесс.

Однако уже известны некоторые ограничения и рекомендации от специалистов, дающие нам ориентиры.

И.Ю. Левченко так пишет в своей книге о дистанционном образовании: «В случае дистанционного обучения ребенка с ДЦП необходимо соблюдение ортопедического режима, дозирование времени, проводимого за компьютером, использование специальной мебели, препятствующей прогрессированию двигательных расстройств; необходимо соблюдать режим охраны зрения. Необходимо, чтобы педагог дистанционного обучения получил рекомендации от лечащего врача ребенка, касающиеся режима нагрузок и расписания» [2, с. 235].

Дети с выраженными сенсорными дефектами в сочетании с двигательной патологией часто оказываются исключёнными из образовательного пространства. Именно этих детей часто направляют на дистанционное обучение, но далеко не каждый ребенок с двигательной патологией может успешно обучаться на дому с использованием дистанционных технологий. Рекомендовать элементы дистанционного обучения или полностью дистанционный режим таким детям следует только после тщательного обследования.

Показатели, благоприятные для дистанционного обучения:

  • нормальное (или близкое к нормальному) интеллектуальное развитие;
  • хотя бы одна рука способна к различным манипуляциям.

Показатели, препятствующие дистанционному обучению детей с двигательными нарушениями:

  • сниженный интеллект;
  • наличие нарушений зрения и слуха;
  • отсутствие развитой манипулятивной функции рук.

В 2003 году в Москве появилась дистанционная школа для детей с ограниченными возможностями здоровья (ГКОУ города Москвы «Школа «Технологии обучения»). Самые талантливые, прогрессивные и ищущие учителя-энтузиасты взялись за разработку специализированного содержания для детей с особыми потребностями. За семнадцать лет создан огромный массив учебного содержания, которое отвечает потребностям детей с ОВЗ, в том числе и учащихся с ДЦП, в общем образовании.

Разработка содержания ведётся постоянно, все новые методики и знания проникают в это содержание. Педагоги всё время повышают свою квалификацию, пополняя свои знания о психолого-педагогических особенностях обучения детей с ОВЗ. Школьный консилиум регулярно наблюдает учеников и выдаёт рекомендации к обучению для учителей.

Современная образовательная среда требует создания специальной цифровой оболочки, где ученик и учитель могут находиться в едином информационном пространстве. При этом учебное содержание становится не привязанным по сути ни ко времени, ни к месту.

В дистанционной среде возможна как поддержка образовательного очного процесса, так и частичное или полное представление всего его содержания.

Дистанционное взаимодействие ученика и учителя становится возможным при соблюдении нескольких факторов:

  • наличие рабочего места учителя и ученика;
  • достаточный уровень сигнала;
  • наличие соответствующего программного обеспечения;
  • наличие логинов и паролей;
  • допуск к учебному курсу;
  • учебное содержание, соответствующее образовательной траектории ученика.

В дистанционной средe i-Класс на платформе MOODLE размещено необходимое для обучения содержание, специально разработанное с учётом потребностей детей с ДЦП.

В учебном курсе содержится необходимое количество материалов для фиксированного количества занятий. В нем располагаются все необходимые ссылки на обучающие ресурсы: задания, тесты, тренажеры; текстовые, аудио- и видеофайлы; лекции, видеоконференции, вебинары, форумы, чаты, ссылки на внешние библиотеки ресурсов.

Все результаты работы учеников можно увидеть в режиме статистики за определённый период. Доступны и данные о том, с какой динамикой и результативностью выполнен тот или иной тестовый материал, сколько времени потратил ученик на его выполнение, сколько попыток он сделал.

Учебный курс ГКОУ города Москвы «Школа «Технологии обучения» устроен таким образом, что и ученику, и учителю, и администрации удобно взаимодействовать друг с другом. Все учебные материалы содержатся в учебной оболочке и распределены по темам обучения, дневник ученика прикреплен к тематическому планированию. Тематическое планирование и журнал также привязаны к курсу.

При дистанционном взаимодействии ученик и учитель находятся в пространстве курса и взаимодействуют, опираясь на содержание, доступное им обоим одновременно.

Как отмечает в своей статье И.Б. Горбунова: «…Организовать нагрузку помогают различные педагогические способы воздействия, направленные на один результат. Важно скоординировать как можно больше заданий на разные виды памяти, внимания, деятельности, временные нормы, на разные вкусы и т. д., чтобы на единицу учебного времени приходилось как можно больше способов воздействия. Это позволит исключить пассивную созерцательность, механическое запоминание и будет являться оптимальным средством против утомления, которое наступает тем быстрее, чем однообразнее учебный труд и ниже эмоциональный тонус» [3, с. 2].

Чтобы осуществлять управление учебным содержанием, со многими учениками необходимо использовать специальное оборудование: MIDI-клавиатура, наушники, фиксаторы, специальные клавиатуры (с увеличенным размером клавиш, со специальной накладкой, ограничивающей случайное нажатие соседних клавиш; сенсорные), специальные мыши (джойстики, роллеры, а также головную мышь), выносные кнопки, компьютерную программу «виртуальная клавиатура».

Ещё одной технологией, которая облегчает обучение таких детей, становится удалённый доступ к экрану. Учитель получает возможность управления экраном ученика и может вместо него оперировать содержанием компьютерного курса, если это необходимо. Зачастую без этих специальных средств и технологий эффективное взаимодействие ученика и учителя в дистанционном режиме невозможно.

Использование дистанционного образования даёт следующие преимущества в работе с детьми, которые не могут ежедневно посещать образовательные учреждения:

  • простые способы отслеживания результатов образовательного процесса для родителей;
  • возможность асинхронного подхода (при обострении заболевания ребёнок перестает учиться, при нормализации состояния начинает проходить материал ускоренными темпами);
  • доступность контента для многократного обращения вне зависимости от «живого» присутствия или отсутствия на уроке и контакта с учителем;
  • возможность контактировать с учителем на расстоянии в режимах online, offline, разовой консультации, неформального общения во внеурочной деятельности и т. п.;
  • социальная значимость – представление творческих достижений на городских, всероссийских и международных мероприятиях, выставках и в дистанционном режиме online и offline [4, С. 61].

Для ребенка с ДЦП очень важно создание учебной ситуации, которая могла бы мотивировать его к самостоятельной деятельности, что в свою очередь оказывается важной жизненной компетенцией, так как одной из характерных черт психологического портрета ребенка с ДЦП является инфантилизм, зачастую поддерживаемый гиперопекой родителей или заботящихся о ребёнке иных взрослых. Без специальных усилий педагогов, направленных на формирование навыков самостоятельной работы, подобные качества могут поддерживаться семьей продолжительное время и мешать взрослению. А ведь ребёнок должен научиться обходиться по возможности без помощи родителей в обычной жизни, быть готовым самостоятельно преодолевать трудности.

Рассмотрим, к примеру, как формируется способность к самостоятельной деятельности  в процессе обучения музыке. Это происходит у ребёнка во время его творческих проявлений, при квазидирижировании, импровизации, исполнении ритмической или вокальной партии. Использование авторских ресурсов для обучения музыке в дистанционном режиме делает возможным осуществление полноценной самостоятельной деятельности ученика на уроке. Ведь интерфейс медиаресурсов выполнен в соответствии с нормами по компьютерному содержанию для детей с ограниченными возможностями здоровья. Все объекты на экране имеют достаточно большой размер. Количество кнопок на экране ресурса ограничено, каждая кнопка сопровождается подсказкой, а короткий текст-инструкция помогает организовать действия ученика внутри ресурса. Тестовые ресурсы, которые специально сделаны для самостоятельной работы, обладают автоматическим режимом проверки («верно»/«неверно», при необходимости подсвечиваются места ошибок). Самостоятельность ученика возможна и в творческой деятельности по созданию музыкальных композиций. Медиаинструкции помогают ученику найти соответствующие кнопки управления в программе, видеотренажеры – научиться играть мелодию или найти необходимый сэмпл в банке программы-конструктора.

Таким образом, преодолевая блокирующее влияние дефицитарных функций на познавательную активность ребенка, мы влияем на её развитие, активизируем его психологические ресурсы познания и творчества. Редуцируя последствия дефицитов в музыкальной деятельности с помощью методических приемов и применяя комплекс цифровых образовательных ресурсов, мы можем добиться раскрытия потенциала ребёнка до высшего творческого уровня.

С помощью компьютера и специальных устройств ребёнок приобретает самостоятельность в возможностях социального, учебного и информационно-поискового взаимодействия. В условиях постоянного увеличения значимости цифровых технологий подобная свобода может стать основой для профессиональной деятельности в будущем и способствовать включению человека с ограниченными возможностями в социальные связи и взаимодействия.

Во время обучения ребёнка с ДЦП в дистанционном режиме, так же, как и в очном, можно ориентироваться на следующие принципы, некоторые из которых могут как стать ориентиром для учителя музыки, так и быть перефразированы для учителей других предметов:

  • непрерывное взаимодействие с помощью звуков и музыки как способ поддержания постоянного включения ребенка в музыкальную деятельность и познавательную активность;
  • организация урока в чёткой структуре как череды разных по интенсивности этапов с постоянной последовательностью и поддержкой в цифровой среде;
  • использование логоритмического подхода (подобного методике Е. Железновой) к вокально-хоровой работе (соединение движения, игры на музыкальных инструментах и пения) с использованием медиапособий;
  • подбор музыкального инструмента и исполняемой партии в соответствии с возможностями ребенка, фиксация и анализ результатов с помощью аудиозаписи;
  • визуальная и знаковая поддержка звучания музыки с использованием медиаресурсов;
  • опора на чувственный слуховой и практический музыкальный опыт, а также двигательное стереотипирование, предшествующие теоретическому изложению материала (упражнения по развитию слуха и чувства ритма, использование соответствующих тренажеров);
  • ориентация на практическое применение полученных знаний в своей творческой деятельности (музицирование, инструментовка, аранжировка, музыкальное конструирование);
  • использование медиаресурсов, обеспечивающих самостоятельность приобретения навыков и знаний (тренажеров, упражнений на самооценку и тестов);
  • накопительный принцип проверки знаний (использование последовательных линеек тестов и музыкальных викторин);
  • создание ощущения социальной и личностной значимости собственной творческой музыкальной деятельности за счет получения «энерговыигрыша» во время выступлений, в том числе дистанционных, и представления своих результатов.

 

Список литературы

  1. Российская школа и новые информационные технологии: взгляд в следующее десятилетие / А.Г. Асмолов, А.Л. Семенов, А.Ю. Уваров – М.: Изд-во «Некс Принт», 2010. – 84 с.
  2. Левченко И.Ю. Дистанционное образование: педагогу о школьниках с ограниченными возможностями здоровья / под ред. И.Ю. Левченко, И.Е. Евтушенко, И.А. Никольской. – М.: Национальный книжный центр, 2013. – 336 с.
  3. Горбунова И.Б. Комплексная модель обучения музыке и развития творческих способностей обучаемых в школе цифрового века с использованием музыкально-компьютерных технологий / И.Б. Горбунова, И.О. Товпич, Е.А. Шалаева // Теория и практика общественного развития. – 2015. – № 12. – С. 450–454.
  4. Семенова Д.А. Развитие познавательной активности учащихся с детским церебральным параличом в музыкальной деятельности посредством цифровых образовательных медиа-ресурсов: диссертация … канд. пед. наук: 13.00.02 / Д.А. Семенова – Москва, 2019. – 204 с.
  5. Левченко И.Ю. Технология обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата / И.Ю. Левченко. – М.: Академия, 2001. – 192 с.
  6. Малофеев Н.Н. Дети с отклонениями в развитии в общеобразовательной школе: общие и специальные требования к результатам обучения / Н.Н. Малофеев, О.С. Никольская // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2010. – № 5. – С. 6–11.
  7. Судакова Н.Е. Философская рефлексия инклюзии как феномена современной культуры: навстречу Другому / Н.Е. Судакова // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. – 2016. – № 11 (73). – Ч. 1. – С. 152–154.

 

© Семенова Дарья Алексеевна

ВЫХОДНЫЕ ДАННЫЕ СТАТЬИ:

Семенова Д.А. Преимущества и необходимые условия дистанционного обучения школьников с детским церебральным параличом / Д.А. Семенова // Электронный научно-публицистический журнал «Homo Cyberus». – 2020. – № 1 (8). – URL: http://journal.homocyberus.ru/Semenovа_DA_1_2020