Преимущества и недостатки применения обучающих вебинаров в дополнительном профессиональном образовании

Максимова Л.М.

Аннотация. В статье представлен сравнительный анализ обучения в очной форме и в форме вебинара. Выявлены преимущества и предложены пути устранения недостатков использования этой технологии для обучаемого и обучающего в системе дополнительного профессионального образования.

Ключевые слова: вебинар, дополнительное профессиональное образование, информационные технологии, киберпедагогика, дистанционное обучение, киберсоциализация.

13.00.00 Педагогические науки

УДК 37.018.43


The advantages and disadvantages of educational webinars for supplementary professional education

Maximova L.M.

Abstract. The article presents a comparative analysis of full-time and webinar training. The advantages and ways to eliminate the disadvantages of this technology for the trainee and the trainer in the system of supplementary professional education.

Key words: webinar, supplementary professional education, information technology, cyberpedagogics, distance learning, cybersocialization.


 

Экстренное положение, в котором оказался весь мир в связи с пандемией вируса COVID-19, привело к необходимости срочно перевести на дистанционную работу сотрудников во многих сферах. Обучение также потребовало перехода в режим онлайн. Школы и университеты, отправившие своих учеников на карантин, не имеют возможности отложить учебный процесс на долгий период. При этом многие учреждения среднего и высшего образования оказались не совсем готовы к резкому наступлению эры киберпедагогики [11].

Учреждения системы дополнительного профессионального образования (ДПО) находятся в более выигрышном положении, так как во многих из них дистанционные технологии использовались и ранее. Но в этой сфере возникает другая проблема: психологическая неготовность слушателей использовать технологии, предполагающие полное отсутствие преподавателя [4]. С этой точки зрения технология вебинаров является наиболее близкой к очному обучению.

Вебинар – это технология передачи аудио и видео информации средствами сети Интернет в режиме реального времени. В отличие от веб-конференции на вебинаре один основной выступающий, а общение других участников чаще осуществляется посредством текстовых сообщений. Технология позволяет выступающему показывать презентации, демонстрировать рабочий стол своего компьютера, предоставлять участникам доступ к учебным материалам в электронном виде, проводить опросы и тестирования. Обычно в процессе вебинара ведётся запись, к которой слушателям предоставляют доступ для повторного просмотра.

Обучение с использованием вебинаров может проходить в различных формах. Через вебинар можно обучаться индивидуально или в группе. При публично-массовом обучении аудитория вебинара достаточно велика, что усложняет работу с отдельными слушателями. Под смешанными группами подразумеваются такие учебные группы, в которых часть обучаемых присутствует очно, а часть подключена при помощи вебинара.

Различия очного и дистанционного обучения в форме вебинара можно выявить на всех стадиях учебного процесса: при планировании, организации, мотивации, координации и контроле обучения (см. табл. 1).

Таблица 1.

Сравнительная характеристика учебного процесса в очной форме и в форме вебинара в системе ДПО

Стадия учебного процесса

Очная форма обучения

Обучение с использованием технологии вебинара

Планирование обучения

  • Выбор обучающихся ограничен доступными вариантами графика обучения, территориальным расположением учебных классов, наличием мест в группах.
  • Высокая степень доступности обучения в связи с отсутствием территориальной привязки обучения, практически неограниченным количеством подключающихся слушателей вебинара. Обучающийся лишь выбирает наиболее удобный для него график обучения.

Организация обучения

  • Возможность использования полного спектра учебных методик, в том числе групповых методов.
  • Свобода передвижения обучающего по учебному классу, выбора средств передачи информации.
  • Отсутствие возможности группового взаимодействия с очными слушателями.
  • Необходимость использования только тех средств передачи информации, которые транслируются дистанционным слушателям.

Мотивация обучения

  • Наличие визуального контакта с преподавателем.
  • Возможность участия слушателя в групповых обсуждениях, формирование собственной позиции в рамках дискуссии.
  • Стремление слушателя соответствовать уровню и темпам обучения других обучаемых.
  • Комфортные условия обучения, зависящие только от обучаемого.
  • Потеря концентрации внимания у слушателей вебинаров.

Координация обучения

  • Простота координации учебного процесса путем наблюдения и постоянного зрительного контакта с обучаемыми.
  • Трудность оценки вовлеченности обучаемого.
  • Отсутствие постоянного зрительного контакта с обучаемым.
  • Технические ограничения участия обучаемого в дискуссиях, задержка во времени между заданным вопросом и ответом на него.

Контроль результатов обучения

  • Оценка приобретённых навыков возможна методом наблюдения в процессе выполнения практических заданий, но оценка знаний требует проведения опросов и тестирований, то есть дополнительных временных и трудовых затрат обучающего.
  • Оценка полученных знаний автоматизируется за счёт компьютерных средств, но оценка навыков затруднительна.

 

Исходя из результатов проведённого сравнения можно выделить основные недостатки и преимущества использования технологии вебинара как для обучаемого, так и для обучающего.

Основные недостатки обучения с использованием технологии вебинара для обучаемого:

  • обучаемый должен обладать достаточными навыками в сфере информационных технологий для самостоятельной организации подключения к вебинару;
  • во многом ответственность за мотивацию учебной деятельности перекладывается на обучаемого.

Основные преимущества обучения с использованием технологии вебинара для обучаемого:

  • обучение становится более доступным, так как отсутствуют территориальные ограничения [7]. Для изучения редких курсов не нужно приезжать в город, где фактически находится учебный класс. Дистанционный слушатель экономит денежные средства и время [8];
  • слушатель сам определяет условия обучения, выбирая наиболее комфортное помещение и оборудование;
  • часто дистанционным слушателям предоставляется видеозапись вебинара, что позволяет многократно повторять изучаемый материал в удобном для слушателя темпе.

Основные недостатки обучения с использованием технологии вебинара для обучающего:

  • обучающий должен владеть навыками работы со специфическим программным обеспечением для проведения вебинара. Ответственность за качество трансляции и записи вебинара частично ложится на преподавателя [1; 3; 4];
  • преподаватель не может постоянно контролировать усвоение учебного материала дистанционными слушателями, так как отсутствует визуальный контакт с ними [5];
  • в смешанной группе, где присутствуют как очные, так и дистанционные слушатели, преподаватель вынужден постоянно переключать внимание между двумя этими аудиториями. Так как обычно заочные слушатели задают вопросы в виде текстовых сообщений, преподавателю приходится периодически проверять наличие этих сообщений. Иногда между заданным вопросом и ответом на него проходит некоторое время, и ответ может быть уже не так актуален [9];
  • в смешанной группе преподаватель должен следить за тем, чтобы всё происходящее в аудитории было понятно слушателям вебинара, дублируя вопросы очных слушателей (так как их может быть не слышно), описывая свои действия, если не ведется видеотрансляция из аудитории, и используя электронную доску, а не обычную для записей и пояснений;
  • при большом количестве заочных слушателей возможен большой поток вопросов, на которые преподаватель не будет успевать отвечать. В теоретических курсах на вопросы можно было бы ответить в конце вебинара, но в практических курсах не полученный вовремя ответ может привести к невозможности дальнейшего выполнения задания.

Основные преимущества обучения с использованием технологии вебинара для обучающего:

  • возможность охватить большую аудиторию, не ограниченную вместимостью помещений и отдалённостью обучаемых [10];
  • наличие возможности автоматизировать процесс оценки знаний посредством компьютерных технологий;
  • быстрая передача учебных материалов в электронном виде.

Рассмотрев основные преимущества и недостатки использования вебинаров в обучении, можно сделать вывод, что основные трудности возникают при мотивации, координации и контроле результатов обучения. В табл. 2. представлены рекомендации по устранению этих недостатков с учётом особенностей различных форм проведения обучения с использованием вебинаров: индивидуального, группового, публично-массового и смешанного.

Таблица 2.

Рекомендации по устранению недостатков обучения в системе ДПО в форме вебинара

Стадии учебного

процесса


Формы

обучения

Мотивация

Координация

Контроль

Индивидуальное обучение

  • Персонализация учебных материалов с учетом целей и потребностей конкретного слушателя.
  • Более глубокое освещение темы обучения.
  • Визуальный контакт с обучаемым посредством двусторонней аудио и видео связи.
  • Полная проверка выполнения заданий, обсуждение и отработка ошибок, вопросов, затруднений.

Обучение в группе

  • Сбор информации о целях обучения слушателей до начала обучения, корректировка программы и учебных примеров под цели аудитории.
  • Оповещение о правилах проведения обучения, поведения участников.
  • Посттренинговая поддержка и индивидуальная проверка заданий по электронной почте во внеаудиторное время.

Публично-массовое обучение

  • Ориентировка на наиболее популярные цели обучения.
  • Более общее освещение темы обучения, использование простых терминов и разных каналов получения одной и той же информации.
  • Предоставление дополнительных материалов для самостоятельного изучения.
  • Использование контрольных точек для ответов на вопросы и контроля усвоения материала, особое внимание к регламенту обучения.
  • Автоматизированный сбор статистики промежуточных результатов обучения.
  • Полная автоматизация контроля через сервисы онлайн-тестирования.
  • Автоматизированный сбор статистики итоговых результатов обучения.
  • Предоставление возможности самопроверки знаний и навыков.

Обучение в смешанных группах

  • Стимулирование участия в диалоге, поощрение ответов на вопросы, заданные преподавателем.
  • Установка интервалов обращения к слушателям вебинара.
  • Дублирование вопросов очных слушателей, чтобы слушателям вебинара они были слышны и понятны.
  • Подключение к рабочему столу слушателей вебинара наряду с наблюдением за очными.

 

Таким образом, проведение обучения в дистанционном формате с использованием технологии вебинара связано с рядом преимуществ и недостатков с точки зрения обучаемого и обучающего. Большая часть трудностей в таком обучении связаны с мотивацией, координацией и контролем учебной деятельности. Рекомендации по преодолению недостатков обучения с использованием вебинаров отличаются в зависимости от формы обучения: индивидуального, группового, публично-массового или смешанного. Для индивидуального обучения важным фактором становится персонализация учебных материалов и визуальный контакт посредством видеосвязи. Для больших групп напротив лучше использовать универсальные примеры, предусмотреть автоматизацию координации и контроля учебного процесса. Вопросы методологии автоматизированной координации и контроля обучения, а также повышения вовлеченности дистанционных слушателей в учебный процесс требуют дополнительного изучения.

Надо исходить из того, что потребность в дистанционном обучении в ДПО не ограничивается периодом карантина и самоизоляции. Необратимые последствия пандемии для мировой экономики приводят к большой активности в сфере трудоустройства. Предприятия пересматривают бюджеты и урезают затраты. В такой ситуации неизбежна волна сокращений. С одной стороны, в первую очередь под урезание бюджета в компаниях попадает статья расходов на обучение. С другой стороны, сотрудники, сохранившие работу, вынуждены взять на себя дополнительные обязанности. Необходимо повышать их квалификацию в кратчайшие сроки.

Экономические последствия коснулись всех предприятий отдельных отраслей. Сокращённым сотрудникам, массово вышедшим на рынок труда, сложно найти работу в другом предприятии той же отрасли. Многим придется повышать квалификацию и переквалифицироваться. При этом личные бюджеты на обучение тоже урезаны.

В связи с этим дистанционные технологии, применение которых зачастую делает обучение дешевле, быстрее и проще в организации, должны выйти на передний план в системе ДПО. Актуальными становятся вопросы практической организации киберобучения и продолжения разработки методологии киберпедагогики [2; 6], подготовки преподавателей к использованию информационных технологий в обучении в целом и при организации дистанционного обучения в частности.

 

Список литературы

  1. Быкова Н.Н. Интерактивная подготовка преподавателей к проведению вебинаров и видеолекций / Н.Н. Быкова // Человек и образование. – 2019. – № 1 (58). – С. 86–91.
  2. Вагроменко Я.А., Русаков А.А. Педагогические аспекты влияния ИКТ на характер современного образования / Я.А. Вагроменко, А.А. Русаков // Образовательные технологии и общество. – 2017.– № 4. – С. 384–390.
  3. Кайгородцева Н.В., Лузгина В.Б. Формирование компетенций преподавателей для проведения вебинаров / Н.В. Кайгородцева, В.Б. Лузгина // Омский научный вестник. Серия «Общество. История. Современность». – 2017. – № 2.– С. 67–70.
  4. Князева Г.В. Вебинары в персональной образовательной среде преподавателя / Г.В. Князева // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. – 2013. – № 4(22).– С. 113–117.
  5. Петрова Н.Н., Сидоренко Л.П. Сложности и перспективы вебинаров как online-метода обучения / Н.Н. Петрова, Л.П. Сидоренко // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева. – 2016. – № 3 (91). – С. 134–139.
  6. Плешаков В.А. Об условиях обеспечения реализации и интеграции деятельностного, компетентностного и киберонтологического подходов в киберпедагогике / В.А.Плешаков // Электронный научно-публицистический журнал «Homo Cyberus». – 2019. – № 2 (7). – URL: http://journal.homocyberus.ru/Pleshakov_VA_2_2019 (дата обращения: 20.03.2020).
  7. Роберт И.В. Развитие информатизации образования на основе цифровых технологий: интеллектуализация процесса обучения, возможные негативные последствия / И.В. Роберт // Наука о человеке: гуманитарные исследования. – 2017. – № 4 (30). – С. 65–71.
  8. Сергеева М.Г., Мачехина Н.А. Системные изменения профессионально-педагогической деятельности учителя в условиях цифровой образовательной среды / М.Г. Сергеева, Н.А. Мачехина // Проблемы современного педагогического образования. – 2019. – № 63-3. – С. 153–158.
  9. Шишикина Е.А. Вебинар как интерактивная педагогическая технология / Е.А. Шишикина // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. – 2015. – № 2. – С. 300–302.
  10. 10 шагов успешного внедрения вебинаров – URL: http://academy.webinar.ru/journal/10-shagov-uspeshnogo-vnedreniya-vebinarov (дата обращения: 22.03.2020).
  11. Коронавирус простимулировал «оцифровку» школьного образования – URL: https://news.ru/society/koronavirus-prostimuliroval-ocifrovku-shkolnogo-obrazovaniya (дата обращения: 26.03.2020)

 

© Максимова Лидия Михайловна

ВЫХОДНЫЕ ДАННЫЕ СТАТЬИ:

Максимова Л.М. Преимущества и недостатки применения обучающих вебинаров в дополнительном профессиональном образовании / Л.М. Максимова // Электронный научно-публицистический журнал «Homo Cyberus». – 2020. – № 1 (8). – URL: http://journal.homocyberus.ru/Maximova_LM_1_2020