Формирование цифровой грамотности людей третьего возраста на основе курса-трансформера

Грохотова Е.В.

Аннотация. В статье выявляются дефициты существующей системы формирования цифровой грамотности пожилого населения страны с опорой на их поведенческие особенности, претензии и реальные потребности к социально-культурной деятельности. Рассматриваются особенности современных пожилых людей, позволяющие кластеризировать их, выделить четыре группы по их потребностям и возможностям к уровню цифровой грамотности и особенностям обучения: ИКТ-ориентированные, интуитивно-развитые, мотивированные с низкой ИКТ-подготовкой, слабо-мотивированные. Обосновывается необходимость персонифицированной модели формирования цифровой грамотности, с учётом личностных предпочтений слушателей.

Ключевые слова: люди третьего возраста, пожилые люди, цифровая грамотность, курс-трансформер, андрагогика, информационное общество

Научная статья

Педагогические науки

5.8.2 Теория и методика обучения и воспитания

УДК 37.013.42


Original article

FORMATION DIGITAL LITERACY PEOPLE THIRD AGE BASED ON THE COURSE-TRANSFORMERS

Grokhotova E.V.

Abstract. The article reveals deficits existing system of digital literacy formation elderly population country based on their behavioral characteristics, claims and real needs for socio-cultural activities. The features of modern elderly people are considered, which allow clustering them, and to distinguish four groups according to their needs and opportunities for the level digital literacy and learning features: ICT-oriented, intuitively developed, motivated with low ICT training, poorly motivated. The necessity personalized model digital literacy formation, taking into account personal preferences listeners, is substantiated.

Key words: third-age people, elderly people, digital literacy, transformer course, andragogy, information society


 

Современная система дополнительного образования людей третьего возраста в области цифровой грамотности в настоящее время весьма устарела и нуждается в модернизации. Трансформация потребностей данной категории людей в новых знаниях вызвана бурными темпами развития цифровизации, роста спектра электронных услуг и расширением возможностей, связанных с применением информационно-коммуникационных технологий. С переходом к цифровизации государственной политикой были заданы фронтиры, определяющие потребность в формировании цифровых навыков граждан и необходимость приспособления к новому укладу жизни, в том числе, у пожилых людей, тем самым определив, каким должен быть современный курс цифровой грамотности для людей третьего возраста.

Важными работами, в которых рассматривается понятие «цифровая грамотность», являются исследования ЮНЕСКО, ООН, аналитического центра «Национальное агентство финансовых исследований», исследования М. С. Добряковой, И. Д. Фрумина, В. И. Токтаровой, О. В. Ребко. Данные работы послужили основой для определения содержания понятия «цифровая грамотность» и уточнения его в отношении людей третьего возраста. На основе анализа научной литературы, посвящённой теме исследования, уточнена сущность цифровой грамотности, заключающаяся в наборе знаний, навыков и установок, позволяющему человеку эффективно и безопасно решать различные задачи в цифровой среде с соблюдением этических норм и авторских прав для участия в экономической и социальной жизни.

В результате опроса на выявление потребностей пожилых людей к содержанию курса цифровой грамотности, результаты которого приведены в статье «Personalizing Older People Training in Modern Technologies for Successful Life in Smart Society» [1], было выявлено, что для пожилого поколения цифровая грамотность является не просто набором умений решать бытовые задачи с использованием ИКТ, но и способом самореализации, понимания своей значимости, открытия для себя новых горизонтов и свобод. Однако в силу различий своих возможностей и степени вовлечённости в информационные процессы общества люди третьего возраста предъявляют различные запросы.

Таким образом, возникает необходимость пересмотреть способы и средства реализации дополнительной подготовки людей старшего возраста в области цифровой грамотности для успешной жизни в информационном обществе. Содержание таких образовательных программ должно строиться по модульному принципу с использованием технологий микрообучения. На основе этого можно составлять индивидуальные образовательные маршруты. При этом для пожилых людей важно обеспечить комфортную психологическую среду, возможность использовать подход BYOD (работа на своём устройстве) и заранее предусмотреть события по типу «митапов», создающих эффект ситуаций успеха и продвижения в области современных технологий.

Необходимо адаптировать программы обучения, исходя из реальных запросов и ожиданий, а не с позиции реализации универсальных образовательных программ по принципу «всё для всех». Содержание программ цифровой подготовки людей третьего возраста должно постоянно обновляться в соответствии с появлением и внедрением новых технологий в жизнь людей, определяющие новые запросы в решении практических задач. Образовательный процесс должен строиться не только с учётом персональных запросов, но и индивидуальных возможностей. Это позволит обеспечить ключевые принципы образования: гибкость, вариативность, адаптивность и технологичность.

Проанализировав и обобщив опыт в области поведенческих особенностей пожилых людей в цифровой среде, а также специфики обучения данной категории обучающихся, для разработки курса по формированию цифровой грамотности необходимо разработать соответствующую комплексную программу с учётом следующих критериев: когнитивных способностей, мотивации, цифровых навыков и практических запросов людей третьего возраста к цифровой деятельности.

В свою очередь данные критерии позволяют распределить пожилых людей на четыре группы слушателей, в зависимости от проявления того или иного критерия в большей степени: ИКТ-ориентированные, интуитивно-развитые, мотивированные с низкой ИКТ-подготовкой, слабо-мотивированные. Далее, на основе выделенных групп и критериев кластеризации пожилых слушателей, по итогу входной диагностики, определяются маршруты и средства обучения, исходя из их потребности к уровню цифровой грамотности.

Отбор содержания курса выполнен на основе опроса людей третьего возраста, при этом для слабых слушателей на первом этапе предлагается работа с тренажёрами с дальнейшим наращением сложности задач, сильным – самостоятельное выполнение практических работ. Такой подход позволит подготовить обучающихся к дальнейшему самообучению дома, самостоятельному поиску ответов на свои вопросы в сети Интернет и снятию неуверенности в отношении цифровых технологий. При этом необходимо учесть, что содержание учебного материала для каждой из выявленных четырёх групп будет иметь различия, исходя из их когнитивных способностей, уровню мотивации, цифровых навыков и практических запросов к цифровой деятельности.

В основу формирования цифровой грамотности пожилых людей легли подходы, предложенные в таких науках о взрослых, как андрагогика, акмеология, педагогика и геронтология. Принципы андрагогико-акмеологического подхода в синтезе с геронтологией и учёт поведенческих особенностей людей третьего возраста в отношении ИКТ позволяют определить для них основные 10 принципов обучения [2]:

  • принцип признания ведущей роли обучающегося и осознанного моделирования своего процесса обучения;
  • принцип интеллектуальной энергонасыщенности среды образования, а именно построение процесса обучения через разделение материала на небольшие «порции» (микрообучение);
  • принцип рефлексивно-ценностного отношения к профессиональному опыту обучающегося взрослого человека (частое повторение информации);
  • принцип подкрепления устного обучения аудиовизуальными материалами, письменными материалами и практикой (принцип воспитания и развития, принцип наглядности, принцип связи обучения с жизнью);
  • использование аналогий и примеров для иллюстрации абстрактной информации;
  • принцип создания максимально комфортной психологической среды, подразумевающей многократные ситуации успеха (принцип учёта физических, психологических, возрастных и гендерных особенностей обучающихся);
  • принцип приоритетности саморазвития в самореализации;
  • принцип системности в обучении (принцип систематичности и последовательности обучения);
  • принцип формирования новых образовательных потребностей и построения новых образовательных маршрутов;
  • принцип социально-психолого-педагогического резонанса взаимостимулирующих процессов учения и обучения в системе субъект-субъектных отношений.

Связующим звеном в симбиозе этих наук является решение конкретных педагогических задач при подготовке взрослых людей третьего возраста посредством применения традиционных и инновационных средств обучения.

Выделенные характеристики групп позволяют построить дифференцированную модель обучения по инвариантной части цифровой грамотности для каждой группы. Инвариантная часть каждого маршрута обучения может дополняться индивидуально в соответствии с персональными запросами и интересами. Персонифицированность курса можно обеспечить за счёт возможности учёта в вариативной части индивидуальных возможностей каждого слушателя, а также запросов, не совпадающих с маршрутной картой.

Так в работе с пожилыми людьми по формированию цифровой грамотности лежит методический приём-триггер, заключающийся в обучении через провокацию, посредством применения принципа перевернутого учебника. Применение принципа перевёрнутого учебника позволяет создать условия, в которых слушатели курса сами ощущают нехватку знаний, которые можно получить в процессе обучения. Целесообразность построения курса по принципу «перевёрнутого учебника» – от практики к теории, от вопроса к ответу, – где материал представлен в микроблоках с элементами циклического возвращения к изученному, обусловлена запросами пожилых людей на решение «некрупных» задач.

Также в процессе формирования лежит методический приём «реинвентинг», предложенный М. А. Орловым и применяемый в обучении ТРИЗ [3]. Этот методический приём стимулирует ассоциативное мышление обучающихся, обеспечивая надёжную эмоциональную акцептацию и последующее восприятие теории. Интуиция сама связывает их уже имеющиеся знания и опыт с ключевыми концептами теории.

Таким образом, для организации практической и самостоятельной работы пожилых людей создан онлайн-курс-трансформер на платформе Moodle, позволяющий осуществлять непрерывную доступную поддержку, как в период, так и по завершению обучения. Отметим, что курс обучения старшего поколения цифровой грамотности должен содержать несколько циклов: компьютерные технологии, интернет-технологии, мобильные технологии, электронное государство и информационная безопасность. Учитывая, что пожилым людям требуется больше времени для приобретения знаний, они совершают больше ошибок и нуждаются в большей поддержке, методы обучения должны быть нацелены на эти проблемы, а инструкции должны быть ориентированы на задачи, вовлекая учащихся старшего возраста с использованием интерактивных методов обучения [4, 5, 6]. В соответствии с целями, способностями и опытом пожилых людей требуются подходящие системы обучения и поддержки, чтобы уменьшить беспокойство по поводу использования компьютеров и стимулировать мотивацию, особенно на начальных этапах обучения [4, 5, 6].

Предлагаемый курс-трансформер по формированию цифровой грамотности состоит из 10 модулей, общий объём которого для каждой группы рассчитан на 14 аудиторных занятий по 2 академических часа. Каждая тема разбита на множество вопросов, отвечая на которые у обучающихся происходит освоение и осмысление изучаемого материала. Преподаватель выступает в роли наставника, корректируя ответы слушателей на данные вопросы. Выполнение заданий слушатели осуществляют самостоятельно, исходя из своих потребностей и уровня базовых умений (определяется на основе входной диагностики). Участие педагога сведено к минимуму и заключается в выполнении роли консультанта.

По итогу каждого занятия рекомендуется проводить тестирование для определения уровня сформированности цифровых навыков, включающее вопросы, посвящённые не только изученному материалу в рамках конкретного занятия, но и вопросы на ранее изученные смежные темы, что позволяет слушателям курса судить о своём прогрессе. В случае, если слушатель не справился с образовательной задачей по теме, он переходит к повторному освоению материала, рекомендованного преподавателем.

Для оценивания уровня сформированности цифровой грамотности респондентов использовалась методика «Цифровой гражданин», разработанная специалистами Национального агентства финансовых исследований [7], и адаптированная под способность пожилых людей концентрировать внимание, определяющая время продуктивной работы.

Выводы. Таким образом, можно констатировать, что применение стратегии «перевёрнутого» обучения пожилых людей с использованием онлайн-курса, построенного по принципу вопросно-задачного подхода. В связи с тем, что обучаемые третьего возраста обращаются на курсы цифровой грамотности с проблемами решения конкретных «некрупных» задач, целесообразно строить курс по принципу «перевёрнутого учебника» – от практики к теории, от вопроса к ответу, где материал представлен в микроблоках с элементами циклического возвращения к изученному [8, 9, 10, 11]. Применение принципа «перевёрнутого учебника» позволяет создавать условия, в которых слушатели курса сами ощущают нехватку знаний, которые можно получить в процессе обучения. Самостоятельная работа в онлайн-курсе, где преподаватель выступает в роли консультанта, позволяет подготовить обучаемых третьего возраста к дальнейшему самообразованию и снятию неуверенности в отношении цифровых технологий.

Дальнейшее развитие исследования возможно в области изучения готовности обучающихся третьего возраста, принимавших участие в эксперименте, к самообразованию в цифровой среде.

 

Список источников

  1. Daria A. Barkhatova, Marina A. Bitner, Ekaterina V. Grohotova, Pavel S. Lomasko, Anna L. Simonova Personalizing Older People Training in Modern Technologies for Successful Life in Smart Society // Smart Education and
    e-Learning. – 2021. – pp. 51-62.
  2. Shalashova M. M., Smirnovа S. V. Moscow Silver University: Features of Training in The Third Age. Education through life: Continuous Education for Sustainable Development. – 2019. – p. 338-341.
  3. Орлов М. А. Основы классической ТРИЗ. Практическое руководство для изобретательного мышления. – 2-е изд., испр. и доп. / М. А. Орлов – М.: СОЛОН-ПРЕСС. 2006. – 432 с.
  4. Белов С. В. Особенности развития информационной компетентности у людей пожилого возраста / С. В. Белов // Педагогическое образование в России. – 2014. – № 9. – С. 170-172.
  5. Белов С. В. Формирование информационно-медийной грамотности у людей третьего возраста: автореф. дис. … канд. пед. наук (13.00.01). / С. В. Белов – М., 2018. – 24 с.
  6. Грохотова Е. В. Обучение основам компьютерной грамотности людей третьего возраста: проблемы и пути решения / Е. В. Грохотова // Вестник СГУПС: гуманитарные исследования. – 2018. – № 2 (4). – С. 42-48
  7. Цифровой гражданин [Электронный ресурс]. – URL: https://it-gramota.ru (дата обращения: 29.03.2022).
  8. Грохотова Е. В., Бархатова Д. А. Современный курс компьютерной грамотности с точки зрения нового поколения людей третьего возраста / Е. В. Грохотова, Д. А. Бархатова // Открытое образование. – 2021. – Т. 25. – № 6. – С. 4-12.
  9. Грохотова Е. В. Способы формирования информационной культуры пожилых людей / Е. В. Грохотова // Педагогическая информатика. – 2020. – № 1. – С. 129-135.
  10. Грохотова Е. В. Критерии оценки сформированности уровня информационной культуры людей третьего возраста / Е. В. Грохотова // Азимут научных исследований: педагогика и психология. – 2020. – Т. 9. – № 1 (30). – С. 81-83.
  11. Грохотова Е. В. Сложности образования людей третьего возраста в россии и за рубежом / Е. В. Грохотова // Азимут научных исследований: педагогика и психология. – 2019. – Т. 8. – № 1 (26). – С. 81-84.

 

© Грохотова Екатерина Вячеславовна

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ:

Грохотова Е.В. Формирование цифровой грамотности людей третьего возраста на основе курса-трансформера / Е.В. Грохотова // Электронный научно-публицистический журнал «Homo Cyberus». – 2022. – № 2 (13). [Электронный ресурс] – URL: http://journal.homocyberus.ru/Grokhotova_EV_2_2022