Нейробатика – педагогический инструмент физического воспитания человека цифрового общества

Калуцких Е.О.

Аннотация. В условиях становления информационного (цифрового) общества возникает потребность в новых педагогических инструментах, направленных на формирование когнитивной сферы и развитие мышления человека. Физическое воспитание, как базовый элемент работы с телесностью, требует пересмотра методических подходов с учётом цифровизации общества. В статье описан опыт обоснования, разработки и реализации нейробатики как педагогического инструмента физического воспитания человека, направленного на укрепление его физического здоровья и улучшение когнитивных способностей для формирования готовности к эффективной жизнедеятельности в цифровом обществе. Раскрыто основное содержание нейробатики и перспективы внедрения, как в общеобразовательное, так и дополнительное образование на основе цифровых технологий.

Ключевые слова: нейробатика, физическое воспитание, цифровизация физического воспитания, когнитивные способности, мышление, нейропластичность мозга

Научная статья

Педагогические науки

5.8.2. Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)

5.8.4. Физическая культура и профессиональная физическая подготовка

УДК 796.011.3


Original article

Neurobatics is a pedagogical tool of physical education for person in digital society

Kalutskikh E.O.

Abstract. In the context of the formation of an informational (digital) society, we need for new pedagogical tools that purposed for the formation of the cognitive sphere and improve of human thinking. Physical education as a basic tool for working with physicality needs for revision of methodological approaches taking into account the digitalization of society. The article describes the experience of substantiating, developing and implementing neurobatics as a pedagogical tool for physical education of a personal improvement physical health and improvement of cognitive abilities for effective life in a digital society. The main content of neurobatics and its prospects of implementation, both in general education and additional education based on digital technologies, are presented.

Key words: neurobatics, physical education, digitalization of physical education, cognitive abilities, thinking, neuroplasticity of the human brain


 

Введение. В настоящее время учёными и общественными деятелями ведётся полемика о приоритете формирования мышления [6 и др.] в процессе киберсоциализации на фоне цифровизации образования вообще [5 и др.] и спорта в частности [2, 4, 7 и др.]. Физическая культура, как учебный предмет в школе, тоже является предметом обсуждения в вопросах организации дистанционной формы работы и сохранения техники безопасности. Также, в период пандемии [3 и др.], обострились вопросы обсуждения базового содержания физического воспитания и её направленности.

Цель исследования: разработать и внедрить актуальную систему физического воспитания, направленную на формирование свойств человека, востребованных в цифровом обществе.

Организация исследования.

Данное исследование обобщает опыт 25-летней работы Калуцких Олега Алексеевича и его школы. Он экспериментальным путём смог обобщить ценностный потенциал лучших практик физического воспитания (как европейских, так и азиатских). Авторские наработки тестировались на занимающихся боевыми искусствами и kraftakro (силовой акробатикой), в том числе на собственных сыновьях. Результатом его работы стало мировое признание Даниила и Кирилла (общеизвестных как «братья Калуцких») в качестве цирковых акробатов оригинального жанра. В 2002 году их пригласили на съёмки в сериале «Solstrom» канадского цирка «Дю Солей», в котором принимали участие лучшие акробаты со всего мира. Ученики Олега Алексеевича Калуцких становились победителями множества фестивалей и конкурсов по цирковой акробатике в оригинальном жанре, а также являются многократными рекордсменами книги рекордов Гиннеса.

В 2011 году Олег Алексеевич Калуцких основал секцию силовой акробатики (kraftakro), где с 2012 года начал преподавать я – его сын – Егор Олегович Калуцких. Непосредственно концепция нейробатики окончательно оформилась в 2021 году – была издана ознакомительная брошюра на базе НОЧУ ВО «Международный институт информатики, управления, экономики и права» (г. Москва), а также была разработана и прошла экспертизу программа дополнительного образования в ФГБУ Федеральный центр организационно-методического обеспечения физического воспитания (г. Москва).

С 2022 года нейробатика преподаётся в ГБОУ «КиберШкола» (г. Москва) на уроках физической культуры и в рамках дополнительного образования (включая каникулярные активности), а также на проекте «КиберСборы» (Сургутский район) [8] – спортивных сборах для занимающихся видом спорта «компьютерный спорт» в спортивной школе.

Результаты исследования.

Итак, мы понимаем под нейробатикой педагогический инструмент физического воспитания человека, направленный на укрепление физического здоровья и улучшение когнитивных способностей для формирования готовности к эффективной жизнедеятельности в цифровом обществе.

Нейробатика состоит из четырёх взаимно пересекающихся модулей (схема 1).

Схема 1. Содержание нейробатики (модульный подход)

 

В целом нейробатика направлена на улучшение нейропластичности головного мозга и способствует замедлению старения. Под нейропластичностью принято понимать свойство человеческого мозга, заключающееся в возможности изменяться под действием опыта, восстанавливать утраченные после повреждения нейронные связи, а также устанавливать новые нейронные связи [1 и др.]. Нейробатика может быть педагогическим инструментом для разных возрастных групп.

Для визуализации нейробатики ниже на рисунках представлены элементы из разных модулей (на рисунке 1 представлен элемент акробатики; на рисунке 2 – элемент хореографии; на рисунке 3 – элемент жонглирования; на рисунке 4 – элемент упражнения на мелкую моторику).

Рисунок 1. Элемент акробатики

 

Рисунок 2. Элемент хореографии

Рисунок 3. Элемент жонглирования

 

C:\Users\6F61~1\AppData\Local\Temp\Rar$DRa15028.11699\IMG_20220913_144822_099.jpg

Рисунок 4.Элемент мелкой моторики

 

Элементы силовой акробатики улучшают общее физическое состояние занимающегося и обеспечивают функциональную подготовку к эффективной профессиональной деятельности. Специфическая направленность силовой акробатики состоит в оптимизации гормонального фона организма занимающегося. В нейробатике систематизированы элементы силовой акробатики, отвечающие требованиям безопасности (в том числе для дистанционных занятий).

Элементы хореографии направлены как на общее физическое развитие, так и на синхронизацию обмена информацией (движение под музыку и «снятие моторной асимметрии»). В нейробатике преобладает жанр пантомима с направленностью на саморефлексию, поэтому могут применяться танцевальные видеоигры с технологией сенсорного контроллера.

Элементы жонглирования развивают ловкость и выносливость, благоприятно воздействуют на нервную систему, стимулируют творческое мышление, развивают мелкую и крупную моторику рук, улучшают осанку и зрение, реакцию, координацию движений, боковое зрение, скорость, способность угадывать траекторию перемещения предметов. При занятиях жонглированием, за счёт активизации взаимодействия обоих полушарий головного мозга, нейронная сеть головного мозга начинает развиваться. В свою очередь, её развитие активизирует зону мозга, отвечающую за память. Всё это помогает: запоминанию огромного количества необходимой информации, сверхбыстрому чтению и изучению иностранных языков, развитию других когнитивных способностей. В нейробатике применяются элементы жонглирования с разными предметами.

Закреплению развития когнитивных способностей способствуют упражнения на мелкую моторику (пальчиковая гимнастика, фингер-балет, фингер-дэнс, искусство оригами, вязка морских узлов, каллиграфия и др.). Нейробатика обогащена упражнениями на мелкую моторику на гаджетах.

В настоящий момент нейробатика положительно себя зарекомендовала как третий урок физической культуры для школьников 5-11 классов и как эффективная технология дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности, а также как эффективная методика подготовки киберспортменов.

С 2021 года созданы видеоматериалы по нейробатике, которые стали основой цифровой платформы. Также ведутся работы по созданию цифрового сервиса «обратной связи» – программы визуального определения амплитуды движений в основных суставах занимающегося нейробатикой при выполнении двигательных действий с использованием искусственного интеллекта.

Нейробатика, являясь педагогическим инструментом физического воспитания человека цифрового общества, в настоящий момент проходит процесс дигитализации и станет доступна жителям любой, в том числе удалённой, территории.

 

Список источников

  1. Баранова В. Б., Гущина М. В. Нейропластичность мозга: принципы когнитивного развития / В. Б. Баранова, М. В. Гущина // NovaInfo.Ru. – 2017. – Т. 1. – № 67. – С. 320-322.
  2. Ермаков А. В. Цифровая трансформация физкультурно-спортивного образования (на примере профессий «аналитик данных в фкис» и «тренер-аналитик») / А. В. Ермаков // Цифровая трансформация отрасли «физическая культура и спорт»: теория, практика, подготовка кадров. Материалы Межрегионального круглого стола. / Под редакцией М. А. Новоселова. – М., 2021. – С. 21-26.
  3. Зюрин Э. А., Петрук Е. Н., Бобкова Е. Н. Двигательная (физическая) активность населения Российской Федерации в период пандемии Covid-19 / Э. А. Зюрин, Е. Н. Петрук, Е. Н. Бобкова // Кризисы нашего времени как вызов обществу, культуре, человеку. Материалы XXIII Международной научно-практической конференции. – Екатеринбург, 2021. – С. 740-747.
  4. Кыласов А. В. Дигитализация спорта / Кыласов А. В. // Теория и практика физической культуры. –  2014. – № 7 (24),. – С. 8.
  5. Плешаков В. А., Сагин Г. А. Перспективные области разработки киберпедагогики как научной отрасли / В. А. Плешаков, Г. А. Сагин // MEDIAОбразование: медиавключенность vs медиаизоляция. Материалы VI Международной научной конференции / Под редакцией А. А. Морозовой. – Челябинск, 2021. – С. 391-397.
  6. Розинова А. В., Сорокина Д. В. Виды мышления / А. В. Розинова, Д. В. Сорокина // Актуальные научные исследования в современном мире. – 2021. – № 12-6 (80). – С. 76-77.
  7. Скаржинская Е. Н., Новоселов М. А., Борисов А. Д. Спортивная педагогика в информационном обществе / Е. Н. Скаржинская, М. А. Новоселов, А. Д. Борисов // Теория и практика физической культуры. – 2013. – № 6. – С. 51-55.
  8. Щепотьев А. М., Гребеньков В. С. Киберсборы – новая педагогическая технология / А. М. Щепотьев, В. С. Гребеньков // Электронный научно-публицистический журнал «Homo Cyberus». – 2022. – № 1 (12). – URL: http://journal.homocyberus.ru/Shchepotyev_AM_Grebenkov_VS_1_2022 (дата обращения: 13.09.2022 года).

 

 

См. также https://нейробатика.рф

© Калуцких Егор Олегович

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ:

Калуцких Е.О. Нейробатика – педагогический инструмент физического воспитания человека цифрового общества / Е.О. Калуцких // Электронный научно-публицистический журнал «Homo Cyberus». – 2022. – № 2 (13). – URL: http://journal.homocyberus.ru/Kalutskikh_EO_2_2022