Киберсборы – новая педагогическая технология

Щепотьев А.М., Гребеньков В.С.

Аннотация. Цифровая трансформация образования требует пересмотра традиционных форм и методов работы с молодёжью, а также создания новых педагогических инструментов. В статье описан процесс обоснования и реализации киберсборов для детей школьного возраста, проживающих в удалённых поселениях Сургутского района. Рассмотрен опыт применения нейробатики, как специализированной физической культуры для киберспортсменов. Развёрнуто описаны проблемы удалённого тренировочного процесса по игре Dota 2, а также зафиксированы темы, интересующие участников первых киберсборов. Дана характеристика проекта киберсборы и рассмотрены перспективы его развития как новой педагогической технологии.

Ключевые слова: педагогическая технология, киберсборы, киберспорт, спорт, нейробатика, цифровая трансформация спорта, Dota 2, Сургутский район.

Педагогические науки (13.00.00 – педагогические специальности)

5.8.2. Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования) (13.00.02 Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования))

УДК 379.828


CYBERCONGREGATION – A NEW PEDAGOGICAL TECHNOLOGY

Shchepotyev A.M., Grebennikov V.S.

Abstract. The digital transformation of education discovered a need for revision of the traditional forms and methods of working with youngs. Also need to create new pedagogical tools. In this article explained the process of justification and implementation of the cybercongregation for school-age children who living in far settlements of the Surgut’s district (Russia). The experience of using neuropathy as a specialized physical culture for esports athletes is considered. The problems of the remote training process for the Dota 2 game are defined in details. Was documented the topics of interest to the participants in the first cybercongregation meeting. Given the description of the cybercongregation project. Given some perspectives of future of the cybercongregation as the new pedagogical technology.

Key words: pedagogical technology, cybertraining camps, cybercongregation, esports, sports, neurobatics, digital transformation of sports, Dota 2, the Surgut’s district.


 

В настоящее время общественные деятели и представители научного сообщества консолидировано принимают новые образовательные технологии. За последние два десятка лет в открытом научном дискурсе проработаны онтологические подходы к образовательным технологиям [4, 7, 9, 10, 17, 18 и др.] и даже непосредственно вопросы воспитания в процессе киберсоциализации [9, 10 и др.]. Под новыми педагогическими технологиями мы понимаем построение образовательного процесса с использование цифровых технологий, обеспечивающих коллективную коммуникацию и кооперацию в цифровой среде, стимулирующих принятие решений в условиях неопределённости, способствующих оцениванию массивов информации и её достоверности, формирующие критическое мышление и способность выдвигать альтернативные варианты действий с целью выработки новых оптимальных алгоритмов. Изучение разнообразия цифровых технологий, в том числе и киберспорта, как эффективных инструментов образования актуально.

В киберспорте различают следующие педагогические формы организации групповых занятий: групповые занятия с тренером, тренировка без тренера, участие в соревнованиях. Основным видом тренировочных сборов у кибеспортсменов является буткемп [8]. На практике буткемп представляет собой совместное проживание и тренировки команды (включая персонал организации). Целью буткемпа, чаще всего, является подготовка к конкретному соревнованию. Включённое наблюдение за подготовкой киберспортсменов на протяжении 10 лет и анализ литературных источников показал, что нет организационных форм дистанционного интенсива для юных киберспортсменов. Поэтому был разработан и реализован проект «Киберсборы» (далее – киберсборы). Киберсборы рассматриваются как совокупность педагогических принципов, методов и организационных требований к проведению интенсива, включая физическое воспитание с применением цифровых технологий.

Киберсборы проводились в Сургутском районе в период 25.04.2022 – 01.05.2022 года. В качестве менторов были приглашены профильные специалисты (рисунок 1).

 

Рисунок 1. Профессионалы отрасли на киберсборах в Сургутском районе

 

Особое внимание при проектировании киберсборов было уделено выбору педагогических инструментов, направленных на формирование физической подготовленности. Потому что при доминировании дистанционных форм обучения, как и при киберспортивной деятельности, требуется выбор тех педагогических инструментов, которые снижают риски физического здоровья [6 и др.]. Для фиксирования объёма физической активности участников киберсборов были использованы браслеты Honor band 5.

В сборах принимали участие школьники 8 территорий: г. п. Белый Яр, г. п. Барсово, г. п. Федоровский, с. п. Солнечный, с. п. Русскинская, с. п. Локосово, с. п. Выской Мыс, с. л. Угут (рисунок 2 и рисунок 3).

 

Рисунок 2. Форма участников киберсборов в Сургутском районе в период 25.04.2022 01.05.2022 года

 

Рисунок 3. Представители участников киберсборов в Сургутском районе в период 25.04.2022 01.05.2022 года

 

В каждом из поселений имеются оборудованные современным инвентарем классы компьютерного спорта и спортивные залы, удобные для реализации специализированной физической культуры – нейробатики (рисунок 4 и рисунок 5). Нейробатика состоит из 4 модулей:

  • упражнения силовой акробатики;
  • жонглирование;
  • танцевальные упражнения (на основе Just Dance);
  • специализированные упражнения на мелкую моторику.

 

Рисунок 4. Пример упражнений специализированной физической культуры – нейробатики

Рисунок 5. Пример упражнений нейробатики

 

В общей сложности в киберсборах приняло участие 78 человек (возрастом 12-18 – 54 человека и 18+ – 28 человек). Киберсборы проходили в рамках предоставления муниципальной субсидии Сургутского района на проведение учебно-тренировочных сборов для спортсменов. Участники располагались локально на киберспортивных площадках своего поселения и подключались к единой конференции со спикерами (рисунок 6).

Рисунок 6. Расположение участников киберсборов на площадке

 

Специфика проведения подобного формата обусловлена расстоянием между удалёнными территориями, некоторые удалены от центра более чем на 200 км. Также подобный формат сокращает время затрат на логистику, как самих участников, так и спикеров и тренеров, участвующих в проекте, что, в свою очередь, позволяет более рационально использовать финансовое обеспечение УТС. Итогом проведения киберсборов стал турнир, который свидетельствует о позитивном влиянии на подготовку киберспортсменов.

К киберсборам были привлечены менторы с практическим опытом тренерской деятельности, а также ведущими активную научно-исследовательскую деятельность по киберспорту. Специфика киберсборов состоит в том, что необходимо выстраивать удалённый тренировочный процесс (на примере дисциплины Dota 2) для киберспортсменов с разным уровнем подготовки. Были участники киберсборов, которые только начали недавно играть в данную игру, а так же были дети с уже внушительными внутриигровыми показателями (7500+ mmr).Так как дисциплина командная (подразумевает команды в количестве 5 человек), то сформировать командную подготовку было сложно. Доминировал акцент на индивидуальную тренировку. При тиражировании киберсборов может быть увеличена выборка, что снимет проблему формирования команд из числа участников приблизительно одного уровня игры.

У участников киберсборов вызывали интерес следующие вопросы: «Сколько часов играете в игру?», «Как относятся родители к вашему увлечению?», «Какой любимый герой?», «Сколько денег вы зарабатываете?», «Что делать на данном герое в такой-то ситуации?», «Как пробиться в первый эшелон?», «Насколько сильно киберспорт влияет на здоровье? Как себя уберечь?», «Как бороться с тильтом и выгоранием?», и многие другие. Как итог данного педагогического эксперимента можно считать успешной апробацию киберсборов. Была получена положительная обратная связь от аудитории, осуществлена передача практических и теоретических знаний киберспортсменам, произошло укрепление коммуникативных связей внутри комьюнити.

Киберсборы являются эффективным педагогическим инструментом для формирования фарм-команд и предоставления шанса показать себя молодым киберспортсменам из удалённых уголков нашей страны. Также эта педагогическая технология способствует активной киберсоциализации посредством экосистемы киберспорта. Позитивный опыт реализации киберсборов должен положить начало закреплению подобного формата на законодательном уровне, так как в данный момент эта новая педагогическая технология не регламентируется нормативно-правовыми актами.

 

Список литературы

  1. Арсеньев А. Д., Рагозина Н. А., Сытник Г. В. Зависимость киберспортивных показателей от физической активности игрока / А. Д. Арсеньев, Н. А. Рагозина, Г. В. Сытник // Человек в мире спорта. Материалы всероссийской научно-практической конференции молодых исследователей с международным участием, посвященной 125-летию Национального государственного Университета физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта в 3 частях. – СПб, 2021. – С. 18-23.
  2. Басов А. В., Лихачев И. А., Тихомирова Н. К. Г.К. Селевко: технология гуманизма / А. В. Басов, И. А. Лихачев, Н. К. Тихомирова // Образовательная панорама. – 2015. – № 1 (3). – С. 79-86.
  3. Ермаков А. В., Облог К. А., Щёголева А. П., Зиборова С. А. Оценка интенсивности физической нагрузки в демонстрационном экзамене по компетенции «Физическая культура, спорт и фитнес» по стандартам WorldSkills Russia при помощи умных браслетов Onetrak C 320 pulse / А. В. Ермаков, К. А. Облог, А. П. Щёголева, С. А. Зиборова // Вестник спортивной науки. – 2020. – № 4. – С. 74-78.
  4. Курманбакиев М. И., Шакирова Д. М., Невзорова О. А. К созданию онтологий педагогических технологий / М. И. Курманбакиев, Д. М. Шакирова, О. А. Невзорова // Гуманитарное образование и наука в техническом вузе. Сборник докладов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. – Ижевск, 2017. – С. 745-750.
  5. Лопатников Д. А. Киберспорт: интеграция в образовательные программы в работе с современной молодёжью / Д. А. Лопатников // Молодёжная политика: история, теория, практика. Межвузовская научно-практическая конференция. – М., 2021. – С. 143-145.
  6. Новосёлов М. А. Общая физическая подготовка абитуриентов, поступающих на специализацию «Теория и методика компьютерного спорта» / М. А. Новосёлов // Молодёжная политика: история, теория, практика. Сборник научно-методических материалов IV Межвузовской научно-практической конференции. – М., 2020. – С. 153-156.
  7. Новосёлов М. А., Скаржинская Е. Н. Актуализация научного сопровождения компьютерного спорта / М. А. Новосёлов, Е. Н. Скаржинская // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2017. – № 2. – С. 39-40.
  8. Олихов Н. Э. Особенности менеджмента в киберспорте / Н. Э. Олихов // Актуальные научные исследования в современном мире. – 2021. – № 12-12 (80). – С. 117-119.
  9. Плешаков В. А. Киберонтологическая концепция развития и воспитания человека XXI в. / В. А. Плешаков // Ежегодная богословская конференция Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. – 2014. – № 24. – С. 374-377.
  10. Плешаков В. А., Сагин Г. А. Перспективные области разработки киберпедагогики как научной отрасли / В. А. Плешаков, Г. А. Сагин // MEDIAОбразование: медиавключенность vs медиаизоляция. Материалы VI Международной научной конференции. / Под редакцией А. А. Морозовой. – Челябинск, 2021. – С. 391-397.
  11. Репин Д. В. Цифровая трансформация олимпизма: перпективы развития компьютерного спорта / Д. В. Репин // Цифровая трансформация отрасли «Физическая культура и спорт»: теория, практика, подготовка кадров. Материалы Межрегионального круглого стола. / Под редакцией М. А. Новосёлова. – М., 2021. – С. 98-101.
  12. Скаржинская Е. Н. Методические подходы к разработке федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта «компьютерный спорт» / Е. Н. Скаржинская // Компьютерный спорт (киберспорт): состояние и перспективы развития. Межрегиональная научно-практическая конференция. / Под ред. М. А. Новосёлова. – М., 2020. – С. 161-166.
  13. Скаржинская Е. Н., Суханова Е. Ю. Организационные аспекты киберспортивных танцевальных состязаний среди школ России / Е. Н. Скаржинская, Е. Ю. Суханова // Теория и практика физической культуры. – 2018. – № 8. – С. 17.
  14. Скаржинский Н. С., Береснева В. А. Перспективы развития киберспорта на основе отечественных компьютерных игр / Н. С. Скаржинский, В. А. Береснева // Цифровая трансформация отрасли «Физическая культура и спорт»: теория, практика, подготовка кадров. Материалы Межрегионального круглого стола. / Под редакцией М. А. Новосёлова. – М., 2021. – С. 113-120.
  15. Сложеникин А. К., Залилов М. А. Перспективы профессионального роста киберспортсмена в общеобразовательном учреждении / А. К. Сложеникин, М. А. Залилов // Цифровая трансформация отрасли «Физическая культура и спорт»: теория, практика, подготовка кадров. Материалы Межрегионального круглого стола. / Под редакцией М. А. Новосёлова. – М., 2021. – С. 121-129.
  16. Талан А. С., Талан М. С. Применение турнирной киберспортивной платформы для анализа когнитивных способностей игроков Counter-Strike и Dota 2 / А. С. Талан, М. С. Талан // Вестник спортивной науки. – 2019. – № 4. – С. 20-24.
  17. Хохлачева А. А., Пасечник Ж. В. Киберспорт как фактор привлечения молодёжи к здоровому образу жизни / А. А. Хохлачева, Ж. В. Пасечник // Физическая культура, спорт и туризм в высшем образовании. Сборник материалов XXXII Всероссийской научно-практической конференции студентов, магистрантов, аспирантов, молодых учёных, профессорско-преподавательского состава. – Ростов-на-Дону, 2021. – С. 238-240.
  18. Шерстнёва Н. А. Педагогическая технология: понятие, сущность / Н. А. Шерстнёва // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2014. – № 10-3. – С. 114-117.

 

© Щепотьев Артем МихайловичГребеньков Владлен Сергеевич

ВЫХОДНЫЕ ДАННЫЕ СТАТЬИ:

Щепотьев А.М., Гребеньков В.С. Киберсборы – новая педагогическая технология / А.М. Щепотьев, В.С. Гребеньков // Электронный научно-публицистический журнал «Homo Cyberus». – 2022. – № 1 (12). – URL: http://journal.homocyberus.ru/Shchepotyev_AM_Grebenkov_VS_1_2022