Интервью с Марком Абрамовичем Лейбовским «Информационные технологии – от рождения и через всю жизнь»

Лейбовский Марк Абрамович  кандидат педагогических наук, доцент, профессор кафедры педагогики и психологии профессионального образования имени академика РАО В.А. Сластёнина факультета педагогики и психологии Московского педагогического государственного университета, заведующий кафедрой информатики и математики экономического факультета Московского психолого-социального университета.

-1-

Марк Абрамович, расскажите, пожалуйста, когда Вы начали заниматься исследованием проблем, скажем так, киберсоциализации общества и человека, информатизации образования и других областей? Что послужило «отправной точкой»?

Всё началось пятьдесят лет назад, когда в марте 1968 года я неожиданно для себя стал руководителем группы программирования в Вычислительном центре МПГУ им. В.И Лепнина. Тогда я впервые увидел ЭВМ БЭСМ-4. И после этого я с 1969 года в течение 11 лет занимался применением математических методов в медицине. Разработанные с моим участием алгоритмы и программы впоследствии нашли применение в образовании.

В последствии – с 1980 года – я постепенно приходил к мысли, а как мы будем жить в информационном пространстве через 10-20 лет?

Здесь можно вспомнить слова Стива Джобса «Если будущее нельзя предугадать, то его надо придумать».

-2-

Каким, по Вашему мнению, должно быть единое информационное образовательное пространство? Каким целям оно должно служить?

Я впервые ввел понятие «Единое информационное образовательное пространство» в своей кандидатской диссертации 30 лет назад. То, что я тогда под этим подразумевал, мало изменилось. Появились принципиально новые технические средства, которые сейчас называют «гаджетами», новые программные продукты. В этом плане жизнь принципиально изменилась.

Но говоря о едином информационном образовательном пространстве, я бы выделил, в первую очередь, не возможность доступа к любым информационным ресурсам, а структурированную организацию учебного процесса. Именно в этом случае можно говорить об образовательных технологиях, позволяющих получить гарантированный результат образовательной деятельности.

-3-

Как современному человеку сферы образования (и преподавателю, и студенту) в него интегрироваться?

Здесь можно выделить несколько аспектов.

Во-первых, и преподаватель, и студент должны понять, что это выгодно. Про это много говорят, но зачастую этот процесс носит формальный характер. Например, Мудл имеет много плюсов (как, впрочем, и минусов), но большой радости он не приносит, ни студентам, ни преподавателям. Для преподавателей это колоссальные временные затраты: сначала на подготовку курса, а затем на работу с ним. Представьте себе, сколько времени должен потратить преподаватель на проверку эссе объемом в 4-5 страниц, если у тебя 150 студентов. Для студентов это не всегда сформированная готовность работать в информационной среде, которая зачастую приводит к формализму, при котором, как я говорю, главное чему они научились – пользоваться двумя командами: Ctr+С и Ctr+V.

Во-вторых – это постоянная учеба, чтобы соответствовать тем новациям, которые стремительно меняют наш окружающий мир и информационное образовательное пространство.

-4-

На основе своего опыта, что Вы можете сказать о современном уровне развития информационной культуры студентов и преподавателей? Какими способами и средствами ее необходимо развивать, с Вашей точки зрения?

Частично я ответил на это в предыдущем вопросе. Но формировать информационную культуру надо, как говориться, с «младых ногтей». И она должна повышаться вместе с возможностями современного общества, с одной стороны, и потребностями индивида – с другой.

-5-

Вас знают, как человека с тонким чувством юмора. Расскажите, пожалуйста, смешную историю из Вашей жизни, связанную с информационными технологиями. Спасибо!

Спасибо за чувство юмора. Если начать вспоминать, то получился книга невыдуманных анекдотов. Вот некоторые из них:

У вас есть компьютер? Да. А какой? Серенький (перепутали системный блок с монитором).

Анекдот про дисковод и чашку кофе, думаю, что знают все. Но я с этим реально столкнулся.

-6-

У Вас есть статья под названием «Информационные технологии – от рождения и через всю жизнь», если ее название воспринять, как лозунг, что он будет для Вас значить?

У меня еще есть статья «Информационные технологии: до и после…».

Это значит, что хотим мы этого или нет, мы стали заложниками информационных технологий на всех этапах нашей жизни.

До рождения – компьютерные методы и проверка генетической совместимости для планируемого ребенка, до зачатия, а после … даже похороны и последующие архивы уже компьютеризированы.

Поэтому на каждом этапе нашей жизни мы находим то хорошее, что нам приносит киберсоциализация, не забывая о тех, порой, самых печальных её последствиях, особенно для подрастающего поколения.

-7-

Марк Абрамович, поделитесь, пожалуйста, своим прогнозом на будущее: как будут развиваться технологии, как они будут менять жизнь человека, образование и воспитание подрастающих поколений?

На этот вопрос, как мне представляется, ответить не просто. С одной стороны звучит тезис «Будущее через прошлое: раньше этого у нас еще не было, а теперь уже нет». Я показываю на лекциях перфокарты и гибкие диски – студенты уже не понимают – что это и зачем это.

Если брать интервалы в 7-10 лет и строить кривую информатизации, то можно много, что придумать. Сейчас появилось новое слово «форсайт» – как мы будем жить через 10-15 лет.

Я предлагаю посмотреть, что мы прогнозировали 10 лет назад и что реально получилось. Ведь о многом из того, что стало для нас естественным предметом обихода, мы даже не подозревали.

Однако на дидактическом уровне, я не думаю, что все сильно изменится. И хотя различные методы дистанционного образования, как это распространено на западе, будут получать все большее распространение, меня волнует не дистанционное получение диплома, а реальное качество образования. Вот над чем надо работать.

И здесь можно выдвинуть тезис: «я пришел учиться за знаниями и, как следствие, за дипломом, а не наоборот». Достаточно заглянуть в Интернет – он весь засыпан предложениями «Любой каприз за Ваши деньги» от контрольной для заочников до докторской диссертации. А если взять школу, то знаменитые издания под шифром ГДЗ (готовые домашние задания), которые стыдливо прикрывают фразой «пособие для родителей» – вот верный путь к попытке не учиться, а сдавать.

-8-

Что бы Вы хотели пожелать подписчикам и посетителям информационно-просветительского интернет-портала «Homo Cyberus», не равнодушным к проблемам и возможностям безопасной, успешной и мобильной киберсоциализации общества и человека?

Не лгать друг другу про то, как у нас все хорошо, не лукавить, говоря, что у нас все плохо.

Мы идем по не простой и, зачастую, по не проторенной дороге.

Однако вера и терпение, доброта и доброжелательность позволяют мне сказать: МЫ ОБРЕЧЕНЫ НА УСПЕХ!

 

Беседовал Владимир Плешаков

Декабрь, 2017