К вопросу о преимуществах и недостатках цифрового обучения

Лавренёв В.Д., Тимохина Т.В.

 

Аннотация. В статье рассматриваются проблемы, риски и перспективы цифрового обучения в образовательных учреждениях. Описаны некоторые его недостатки, выделенные авторами в процессе их работы в образовательных организациях. Приведены результаты опроса среди педагогов Московской области, участвующих в конференциях Государственного гуманитарно-технологического университета.

Ключевые слова: цифровое обучение, современные технологии, электронные приложения и устройства.

 

 

13.00.00 Педагогические науки

УДК 377.6; 378​


ON THE PROS AND CONS OF DIGITAL LEARNING

Lavrenev V.D., Timokhina T.V.

Abstract. The article discusses the problems, risks and prospects of digital learning in educational institutions. Some of its shortcomings highlighted by the authors in the process of their work in educational organizations are described. The results of a survey among teachers of the Moscow region participating in conferences of the State University for the Humanities and Technology are presented.

Key words: digital learning, modern technologies, electronic applications and devices.


 

В настоящее время учёные констатируют глобальный переход всего человечества от цивилизации индустриальной к цивилизации информационной. Развитие науки и техники движется вперёд с огромной скоростью. Жизнедеятельность человека, функционирование государства и существование общества становятся не возможными вне постоянного обмена информацией с окружающим миром. С ростом темпов технического прогресса общество остро нуждается в наличии специалистов высокой квалификации, способных идти в ногу с эволюцией науки и техники. Современные информационные технологии развиваются во всех сферах деятельности. На Петербургском международном экономическом форуме 2 июня 2017 года президент РФ В.В. Путин так определил важность подготовки специалистов цифровой сферы: «…намерены кратно увеличить специалистов в сфере цифровой экономики, а по сути, нам предстоит решить более широкую задачу, задачу национального уровня – добиться всеобщей цифровой грамотности. Для этого следует серьёзно усовершенствовать систему образования на всех уровнях: от школы до высших учебных заведений. И конечно, развернуть программы для людей самых разных возрастов» [3]. В.В. Путин подчеркнул, что «цифровая экономика необходима нашей стране, для создания высокотехнического производства необходимо подготовить рабочие кадры. Перспективы цифрового обучения являются многообещающими, оно может дать ощутимые результаты, однако надо разумно внедрять его с учётом специфики образовательных организаций, задачами и целями обучения, не разрушая огромный опыт и потенциал, накопленный годами» [3].

Одним из приоритетных направлений развития российского образования является подготовка специалистов высокой квалификации, в том числе обладающих цифровой грамотностью. Цифровая грамотность рассматривается в ряде исследований [2; 4; 5; 7; 8; 10] как сформированная компетентность в применении цифровых технологий во всех сферах жизни и деятельности человека. Это – система знаний, умений и сформированных навыков работы с информационными сетями: отбора информации, её сохранения, продуцирования нового.

Изменения, происходящие в жизни общества, должны адекватно отражаться в образовательном процессе. В настоящее время перед педагогами, работающими с обучающимися на различных ступенях образования, стоят важные задачи:

  • дать учащимся прочные и достоверные знания, касающиеся цифровой сферы;
  • повысить качество образования в вопросах, касающихся цифровой сферы;
  • обеспечить в условиях цифровизации высокий уровень преподавания и усвоения материала каждым обучающимся;
  • научить развивать собственные способности обучающихся в результате использования цифровой среды;
  • подготовить обучающихся к сложным и постоянно изменяющимся условиям современной цифровой среды;
  • научить использовать цифровые и компьютерные навыки в соответствии с поставленными целями и задачами;
  • подготовить обучающихся к эффективной деятельности в условиях цифровой экономики.

Данные задачи задают новый вектор современного образования: оно в корне должно отличаться от старой системы. Решить поставленные задачи поможет образование нового поколения – цифровое. В условиях реализации новых образовательных стандартов (ФГОС) в нормативных документах Министерства науки и высшего образования формулируются новые требования к организации и функционированию электронной информационно-образовательной среды [11]. Новая образовательная парадигма направлена на изменение системы подачи материала. Традиционные учебники не в состоянии успевать за изменениями. Выходом из такой ситуации могут служить электронные учебники, которые дают возможность быстро вносить изменения и дополнения в их содержание.

Обучение в цифровой образовательной среде отличается от системы традиционного обучения. Цифровая образовательная среда включает в себя:

  • перевод учебников и других методических пособий в электронную форму, что позволит обучающимся получать достоверные знания в удобной форме и в короткий срок;
  • создание платформы и информационного ресурса, через которые обучающиеся будут получать свободный доступ к электронному контенту;
  • оснащение образовательных организаций компьютерами, планшетами, скоростным доступом в Интернет;
  • переподготовка педагогов для повышения эффективности применения электронного контента в учебном процессе.

Одним из вариантов перехода на электронные учебники является их использование на планшете. Данное техническое средство обеспечит индивидуальный подход к каждому обучающемуся – кому дать послушать аудиозапись, кому показать картинку, а кому разобрать текст. У обучающегося есть возможность выбирать темп обучения, а также тип деятельности.

В ходе проведённого нами среди 27 педагогов с сентября по декабрь 2019 года опроса в различных образовательных организациях Московской области по замене учебников на планшеты были получены положительные высказывания обучающихся школ, учреждений СПО и вузов, а также их родителей относительно использования электронных учебников. Вот некоторые из них:

  • «учеба стала интереснее, похожа на игру»;
  • «становлюсь более самостоятельным»;
  • «можно найти объяснение непонятному материалу»;
  • «понравилось, что задания можно делать несколько раз»;
  • «не ношу тяжелых учебников»;
  • «ребёнку интересно выполнять задания на компьютере»;
  • «ребёнок может повторить любую тему, рассмотреть решение подобных заданий»;
  • «домашние задания выполняет самостоятельно».

Опрос, показавший положительные результаты, тем не менее проходил с наличием некоторых трудностей. Для педагога они возникали в связи с необходимостью изучения новых форм работы с цифровыми ресурсами, новых форм взаимодействия с группой обучающихся. Педагог выступает прежде всего в роли помощника, куратора, к которому будут обращаться лишь при необходимости, так как цифровизация подразумевает самостоятельное изучение больших объёмов материала. В настоящее время многие образовательные организации используют электронные носители для проведения различного рода занятий, составления тематического планирования, внеклассных мероприятий, рабочих программ. В Интернете публикуются разнообразные материалы по многим предметам в цифровой форме. Любой педагог может поделиться своим опытом на многочисленных образовательных платформах.

В.А. Плешаков и О.И. Воинова [6] пишут о киберонтологическом подходе в образовании. Авторы рассматривают киберонтологический подход в качестве основания инновационной отрасли психолого-педагогической мысли – киберпедагогики: применение современных информационно-коммуникационных, цифровых, электронных и интернет-технологий в системе образования.

В.П. Беспалько [2] в своей книге «Киберпедагогика. Педагогические основы управляемого компьютером обучения (e-learning)» исследует возможности помочь работникам образования полнее использовать тот педагогический потенциал, который заложен в компьютере.

И.В. Роберт [8] рассматривает теоретические основы создания и внедрения новых цифровых технологий в образовании. Автор провела анализ педагогической целесообразности использования программных средств и перспективы использования средств новых.

В.В. Рубцов [9] изучает текущее состояние и риски информатизации системы образования. Определяет цели и задачи, основные направления дальнейшего развития электронного обучения.

В работе Е.С. Полат [7] отмечаются особенности применения информационных технологий. При подготовке к занятиям необходимо строго соблюдать методические рекомендации, учитывать виды деятельности, цели, задачи.

А.Ю. Уваров в своём исследовании [7] даёт характеристику и способы использования электронных планов, учебников, способов их корректировки, дополнения, исправления (быстро и без особых усилий).

Интересен в плане используемого опыта проект «Московская электронная школа» [12], который начал реализовываться с 2016 года. Специалисты различных направлений совместно с педагогами принимают участие в разработке цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) по разным дисциплинам. Их представляют в цифровой, электронной и компьютерной форме для всех желающих. Педагоги сами решают, где и как ими пользоваться, где какая методика применима.

Образовательные организации постепенно начинают готовиться к цифровизации. Введены «прозрачные» образовательные стандарты отметок, электронные журналы, дневники. В электронных дневниках представлены текущие оценки по всем предметам, записываются домашние задания, с которыми знакомятся дети и их родители.

В своём исследовании Д.А. Осипов говорит, что существует немало причин для популяризации и повсеместного использования цифровой системы образования и рассматривает преимущества электронного обучения. Также автор отмечает проблемы и недостатки электронного обучения [5, С. 110].

Проведя опрос среди 27 педагогов Московской области, участвующих в конференциях ГОУ ВО МО Государственного гуманитарно-технологического университета (сентябрь – декабрь 2019 года), мы выявили ряд положительных сторон цифровизации образовательного процесса:

  • цифровое обучение помогает школьникам лучше ориентироваться в информационном мире;
  • школьник учится самостоятельно добывать знания, становится более независимым;
  • каждый обучающийся может осваивать программу в своём индивидуальном темпе независимо от других;
  • школьникам не надо носить тяжелые учебники, их заменит планшет;
  • изменится статус учителя, вероятно, снизится его нагрузка;
  • создаются профессиональные интернет-сообщества как новая форма профессионального роста;
  • большинство уроков хорошо продуманы, логически выстроены, помогут детям повысить интерес к учебе;
  • удобно для дистанционного обучения;
  • задания интересны и доступны детям;
  • учителя могут включать в систему обучения мобильные телефоны и другую технику.

Наряду с положительными сторонами цифрового обучения существуют и серьёзные ограничения и недостатки. Научные деятели, педагоги, врачи, представители общественности отмечают слабую привязанность современных детей к окружению, коллективу и ценностям, отсутствие долгосрочных планов, позднюю социализацию.

Особое внимание общественность уделяет проблемам физического развития. Длительное пребывание за экраном приводит к переутомлению глаз, резко портится зрение, длительная работа в сидячем положении перед монитором или с планшетом приводит к нарушениям опорно-двигательного аппарата.

Проблемы могут возникнуть из-за контроля за педагогами, обучающимися и родителями. Трудно говорить о превосходстве обучения через «цифру» над «живым» в традиционных классах. Учащиеся – сторонники цифрового обучения, но нельзя опираться в полной мере на их желания.

В данной связи очевидно, что учёные, специалисты по цифровым технологиям, педагоги, психологи и врачи должны провести тщательные исследования. Государству нужно думающее, творческое поколение, умеющее созидать, создавать, изобретать. Цифровая школа не может быть единой для всех. Она должна быть дополнением к традиционной.

Таким образом, цифровое обучение, бесспорно, имеет свои недостатки и преимущества. О данном факте происходят дискуссии на различных уровнях современного образования и власти. Развиваться в дальнейшем ему предстоит по причине создания и развития высокотехнологичных производств, цифровизации различных сфер.

 

Список литературы

  1. Альжанов А.К., Гайнуллина И.И., Кутпанова З.А., Алимбекова Н.А. Применение информационно-коммуникационных технологий в сфере образования // Знание. – 2017. № 3-2 (43). – С. 5–9.
  2. Беспалько В.П. Киберпедагогика. Педагогические основы управляемого компьютером обучения (E-Learning). – М.: Т8 RUGRAM, 2018. – 240 с.
  3. Владимир Путин принял участие в Петербургском международном экономическом форуме // Общероссийская общественная организация «Ассоциация юристов России» – URL: http://old.alrf.ru/blog/vladimir-putin-prinyal-uchastie-v-rabote-peterburgskogo-mezhdunarodnogo-ekonomicheskogo-foruma (дата обращения: 09.12.2019).
  4. Игнатова Н.Ю. Образование в цифровую эпоху. – Нижний Тагил, 2017. – 128 с.
  5. Осипов Д.А. О сильных и слабых сторонах электронного образования // Научное сообщество студентов XXI столетия. Технические науки: материалы V студенческой международной заочной научно-практической конференции. (11 октября 2012 г.) — Новосибирск: Сибирская ассоциация консультантов, 2012. – 220 с.
  6. Плешаков В.А., Воинова О.И. Опережающие направления развития киберпедагогики // Научная школа Т.И. Шамовой: методолого-теоретические и технологические ресурсы развития образовательных систем Сборник статей X Международной научно-практической конференции. В 2-х частях. Ответственные редакторы С.Г. Воровщиков, О.А. Шклярова. – М.: «5 за знания»; МПГУ, 2018. – С. 180-185.
  7. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. – М: Академия, 2008. – 272 с.
  8. Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы, перспективы. – М.: ИИО РАО, 2010. – 141 с.
  9. Рубцов В.В. Школа как социокультурный ресурс преодоления рисков современного детства // Сборник XV Международной научно-практической конференции «Психология образования: лучшие практики работы с детством» – М., 2019. – С. 15-20.
  10. Уваров А.Ю. Образование в мире цифровых технологий – М: Перспектива, 2018. – 167 с.
  11. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» – URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/55070507 (дата обращения: 10.12.2019).
  12. Проект «Московская электронная школа» – URL: https://www.mos.ru/city/projects/mesh (дата обращения: 09.12.2019).

 

© Лавренёв Виталий Дмитриевич, Тимохина Татьяна Васильевна

ВЫХОДНЫЕ ДАННЫЕ СТАТЬИ:

Лавренёв В.Д., Тимохина Т.В. К вопросу о преимуществах и недостатках цифрового обучения / В.Д. Лавренёв, Т.В. Тимохина // Электронный научно-публицистический журнал «Homo Cyberus». – 2020. – № 1 (8). – URL: http://journal.homocyberus.ru/Lavrenev_VD_Timokhina_TV_1_2020