Влияние обучающих интернет-мемов на эмоциональную сферу юношества

Чепелева А.Р.

Аннотация. В статье рассматривается характер влияния интернет-мемов, которые были созданы как средство обучения, на эмоциональную сферу юношества. В представленной статье проведён как теоретический анализ, так и практическое исследование характера влияния интернет-мемов на эмоциональные состояния.

Ключевые слова: мемология, мемогогика, интернет-мемы, юношество, обучение, образовательный потенциал, эмоциональная сфера, эдьютейнмент

Научная статья

Педагогические науки

5.8.2. Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)

Психологические науки

5.3.5. Социальная психология, политическая и экономическая психология

Филологические науки

5.9.9. Медиакоммуникации и журналистика

УДК 37; 158.9; 81'42


The influence of educational Internet memes on the emotional sphere of youth

Chepeleva A. R.

Abstract. This article studies the nature of the influence of Internet memes, which were created as an educational tool, on the emotional sphere of youth. In the presented article, both a theoretical analysis and a practical study of the nature of the influence of Internet memes on emotional states were carried out.

Key words: memogogical, memology, internet memes, youth, education, educational potential, emotional sphere, edutainment


 

Интернет-мемы в современном мире являются неотъемлемой частью киберкоммуникации«процесса установления и развития в киберпространстве контактов между людьми, осуществляемого посредством современных ИКТ, включающего в себя обмен информацией, взаимное ее смысловое и экспрессивное восприятия, а также попытки влияния друг на друга» [8, С. 175]. Можно даже назвать интернет-мемы новым языком, на котором говорит то или иное интернет-сообщество.

Впервые упомянул термин «мем» Ричард Докинз в книге «Эгоистичный мем». Докинз считал, что мем – это «основная единица передачи культурной информации» [3, С. 15].

Термин «мем» изначально был введен в научный оборот в English Oxford Dictionary в 1988 году, как элемент культуры. Сейчас «мем» в этом же словаре определяется как «изображение, видео или фрагмент текста и т. д., обычно юмористического характера, которое быстро копируется и распространяется пользователями интернета, часто с большими изменениями» [16]. В этой статье мы придерживаемся именного этого определения.

Сейчас, думая о меме, мы представляем себе, прежде всего, интернет-мем. Изучением и определением интернет-мемов занимались такие исследователи, как: Ю. В. Щурина («средство достижения комического эффекта» [12, С. 170]), М. В. Ягодкина («цифровой вариант социальных символов, используемых человеком для невербальной сигнализации о своих качествах и желаниях» [13, С. 151-152]), А. А. Дементьева («часть фольклора» [2, С. 95-96]), Л. Ш. Мигранова и Е. И. Кромина («единица информации в сознании, способная повторять себя, трансформироваться, устанавливать бесконечные связи» [5, С. 240]), С. В. Канашина («целостная и завершённая единица интернет-коммуникации, имеющая стандартизированную форму» [4, С. 84-90]), В. А. Плешаков (как «проявление архетипов коллективного бессознательного в Сети» [7]), Н. В. Часовский («основное отражение основных аспектов жизни» [10, С. 127]) и т. д.

Мы рассматриваем влияние интернет-мемов на юношество, потому что оно наиболее часто взаимодействует с интернет-мемами в процессе киберкоммуникации. Границы юношества очень разнообразны, потому что исследователи рассматривают этот период с множества сторон: со стороны проходящих кризисов, со стороны социализации, со стороны идентификации, со стороны ведущей деятельности и т. д. А. В. Мудрик в процессе выделения этапов социализации человека отмечает период раннего юношества (15-17 лет) и юношества (18-23 года), которые, в свою очередь, входят в стадию молодости [6, С. 6]. Мы полностью согласны с А. В. Мудриком и считаем такое обозначение границ наиболее удобным и правильным.

Интернет-мемы могут стать эффективным средством обучения, потому что психовозрастные особенности юношества соотносятся с особенностями интернет-мемов и дополняют друг друга [11, С. 317-322].

В данном случае мы рассматриваем именно обучающие интернет-мемы. В нашем понимании обучающие интернет-мемы – это интернет-мемы, которые обладают образовательным потенциалом и их можно использовать как средство обучения. Приведём примеры.

Рисунок 1. Частицы

 

На рисунке 1 представлен обучающий интернет-мем по физике, который разъясняет заряд частиц и помогает его запомнить.

 

Рисунок 2. Теории

 

На рисунке 2 представлен обучающий интернет-мем по психологии. Он указывает на схожесть трёхкомпонентных моделей З. Фрейда, Э. Бёрна и А. Н. Леонтьева.

 

Рисунок 3. Иммунный ответ

 

На рисунке 3 представлен обучающий интернет-мем по биологии. Он поясняет разницу между первичным и вторичным иммунным ответом.

 

Рисунок 4. Формула

 

На рисунке 4 представлен обучающий интернет-мем по математике. Мем основан на частой ошибке в формулах сокращённого умножения. На картинке приведена изначальная формула, где нужно раскрыть скобки, правильный вариант раскрытия и неправильный.

Можно охарактеризовать образовательный потенциал как воспитательные и обучающие возможности, которыми обладает феномен интернет-мемов. Образовательный потенциал интернет-мемов заключается во влиянии на когнитивную и эмоционально-мотивационную сферу обучающихся.

Образовательный потенциал интернет-мемов в сфере когнитивного влияния заключается в том, что обучающий интернет-мем содержит в себе достаточно информации, чтобы извлечь из него какой-либо тезис или главную мысль без текстового подкрепления, в сфере эмоционально-мотивационного влияния – в том, что интернет-мем вызывает положительные эмоции, помогают снизить стресс и увеличивают мотивацию к обучению. Здесь мы подробно рассмотрим вторую вышеперечисленную сторону образовательного потенциала.

Н. Н. Губанов отмечает, что юмористический характер интернет-мемов помогает заострить внимание на важных и нужных частях изучаемого материала. Он может стать средством против скуки, средством вовлечения в занятие и повышения мотивации к обучению [1, С. 8-11].

J. G. Myrick, R. L. Nabi и N. J. Eng в своём исследовании, посвящённом интернет-мемам о COVID-19, доказали, что интернет-мемы снижают стресс, связывая это с простотой обработки информации и большим количеством получаемых положительных эмоций [15, С. 316-323].

U. Akram, J. Drabble, G. Cau, F. Hershaw, A. Rajenthran выяснили, что депрессивные люди, используя интернет-мемы про депрессию, лучше контролируют свои эмоции, повышают собственное настроение [14].

Проанализировав множество источников об интернет-мемах, мы выявили, что теоретически интернет-мемы оказывают некоторое влияние на эмоционально-мотивационную сферу юношества. Для проверки характера этого влияния мы провели исследование.

В исследовании приняли участие 256 человек, 42 мужчины и 214 женщин от 16 до 25 лет. Для исследования мы выбрали шкалу самооценки уровня ситуативной тревожности Спилберга-Ханина и методику оценки психической активации, эмоционального тонуса, а точнее 3 шкалы из данной методики: оценка эмоционального тонуса, напряжённости и комфорта [9, С. 77-80]. Пилотажное исследование показало, что по шкалам оценки интереса и психической активации изменения были незначительные, при этом, в связи с особенностями проведения, исследование было громоздким и длительным, что оказывало негативное влияние на испытуемых и отражалось на результатах. В связи в этим, было принято решение рассмотреть только 3 шкалы, изменения по которым были значимыми (таблица 1).

 

Таблица 1. Сравнительный анализ изменений ситуативной тревожности, эмоционального тонуса, напряжённости и комфортности респондентов

 

Показатель респондента повысился

Показатель респондента снизился

Показатель респондента
не изменился

Ситуативная тревожность (методика Спилберга-Ханина)

49

188

18

Эмоциональный тонус

138

91

27

Напряжённость

70

144

42

Комфортность

179

43

34

 

Испытуемые проходили обе методики, далее смотрели и оценивали обучающие интернет-мемы, а потом снова проходили обе методики.

Результаты прохождения методики Спилберга-Ханина показывают, что из 256 человек тревога снизилась у 188, повысилась у 49 и осталась на том же уровне у 18 человек.

Результаты прохождения методики оценки психической активации и эмоционального тонуса мы будем рассматривать по конкретным шкалам. По шкале оценки эмоционального тонуса результаты повысились у 138 человек из 256, понизились у 91 и остались неизменными у 27. По шкале оценки напряжённости результаты снизились у 144 человек, повысились у 70 и остались неизменными у 42. По шкале оценки комфортности результаты повысились у 179 человек из 256, понизились у 43 и остались неизменными у 34 человек.

Результаты по 3 шкалам методики психической активации, эмоционального тонуса и по шкале ситуативной тревожности методики Спилберга-Ханина были проанализированы с помощью T-критерия Вилкоксона и T-критерия Стьюдента. Результаты анализа показали, что изменения по всем проверенным шкалам двух методик являются существенными.

Каждую выявленную особенность влияния интернет-мемов на эмоциональную сферу юношества можно использовать для конкретных целей. Например, наша задача – снизить стресс обучающихся перед экзаменом или любым другим контрольным мероприятием. Мы можем использовать интернет-мемы, т. к. результаты исследования показали, что интернет-мемы снижают уровень стресса. Интернет-мемы повышают уровень комфортности, т. е. обеспечивают ощущение безопасности, спокойствия и удобства, а у нас как раз есть 10 класс в школе или первокурсники СПО или ВО, которым необходимо помочь адаптироваться к новой среде и коллективу. Интернет-мемы повышают уровень эмоционального тонуса, т. е. способствуют мобилизации энергетических ресурсов и помогают регулировать поведение. Мы может применить эту особенность на любом длительном мероприятии, чтобы взбодрить участников и вернуть их внимание.

Таким образом, обучающие интернет-мемы не только являются средством обучения юношества и помогают усвоить учебный материал, но и оказывают определённое влияние на эмоциональную сферу, и это влияние можно использовать для конкретных целей, которые возникают в процессе обучения.

 

Список источников

  1. Губанов Н. Н., Рокотянская Л. О., Губанов Н. И., Мальцева О. Н. Перспективы использования юмора в контексте современных педагогических тенденций / Н. Н. Губанов, Л. О. Рокотянская, Г. И. Губанов, О. Н. Мальцева // Гуманитарный вестник – 2019. – № 4 (78) – [Электронный ресурс] – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/perspektivy-ispolzovaniya-yumora-v-kontekste-sovremennyh-pedagogicheskih-tendentsiy (дата обращения: 18.12.2022)
  2. Дементьева А. А. Интернет-мем как феномен современного фольклора / А. А. Дементьева // Материалы 54-й международной научной студенческой конференции – Минск: 2016. – С. 95–96.
  3. Докинз Р. Эгоистичный ген / пер. с англ. Н. О. Фоминой. – М.: Мир, 1993. – 239 с.
  4. Канашина С. В. Что такое интернет-мем? // Вопросы журналистики, педагогики, языкознания – 2017. – № 28 (277). – С. 84-90. – [Электронный ресурс] – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/chto-takoe-internet-mem (дата обращения: 15.12.2022)
  5. Мигранова Л. Ш., Кромина Е. И. Интернет-мем как особое средство коммуникации // Вопросы современной филологии и проблемы методики обучения языкам. Материалы третьей международной научно-практической конференции / под редакцией В. С. Артемовой. – М., 2015. – С. 239-243.
  6. Мудрик А. В. Социализация человека: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / А. В. Мудрик – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 736 с.
  7. Плешаков В. А. Интернет-мемы как проявление архетипов коллективного бессознательного в Сети / В.А. Плешаков // Электронный научно-публицистический журнал «Homo Cyberus». – 2018. – № 2 (5). – [Электронный ресурс] – URL: http://journal.homocyberus.ru/Pleshakov_VA_2_2018 (дата обращения: 19.12.2022)
  8. Плешаков В. А. Теория киберсоциализации человека / В. А. Плешаков / Под общ. ред. чл.-корр. РАО, д.п.н., проф. А. В. Мудрика. – М.: МПГУ; «Homo Cyberus», 2011. – 400 с.
  9. Прохоров А. О. Методики диагностики и измерения психических состояний личности / Автор и составитель А. О. Прохоров — М.: ПЕР СЭ, 2004. – 90 с.
  10. Часовский Н. В. Интернет-мем как особый жанр коммуникации // Ученые записки Забайкальского государственного университета. – 2015. – № 2 (61). – С. 125-127.
  11. Чепелева А. Р. Интернет-мемы как средство обучения юношества / А. Р. Чепелева // Профилактика агрессии и деструктивного поведения молодежи: Сборник научных трудов Всероссийская научно-практическая конференция, Москва, 22 февраля 2022 года / Составитель А. А. Базулина. – Москва: Московский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации им. В. Я. Кикотя, 2022. – С. 317-322.
  12. Щурина Ю. В. Интернет-мемы как феномен интернет-коммуникации / Ю. В. Щурина // Научный диалог – 2012. – № 3. [Электронный ресурс] – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/internet-memy-kak-fenomen-internet-kommunikatsii (дата обращения: 20.12.2022)
  13. Ягодкина М. В. Мемы в интернет коммуникации / М. В. Ягодкина // ArtLogos – 2019. – С. 142-152.
  14. Akram U., Drabble J., Cau G. et al. (2020) Exploratory study on the role of emotion regulation in perceived valence, humour, and beneficial use of depressive internet memes in depression. Sci Rep 10, 899
  15. Myrick J. G., Nabi R. L. & Eng N. J. (2022). Consuming memes during the COVID pandemic: Effects of memes and meme type on COVID-related stress and coping efficacy. Psychology of Popular Media, 11(3), 316-323.
  16. Oxford English and Spanish Dictionary [Электронный ресурс] – URL: https://www.lexico.com/definition/meme (дата обращения 20.12.2022)

 

© Чепелева Анастасия Романовна

 

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ:

Чепелева А.Р. Влияние обучающих интернет-мемов на эмоциональную сферу юношества / А.Р. Чепелева // Электронный научно-публицистический журнал «Homo Cyberus». – 2022. – № 2 (13). – URL: http://journal.homocyberus.ru/Chepeleva_AR_2_2022