Образовательные инициативы компании «Лаборатория Касперского»

Сиденко А.Г.

Аннотация. «Лаборатория Касперского» на протяжении более 20 лет является признанным лидером в борьбе с вредоносным ПО и киберпреступностью. Кроме того, наша компания уделяет огромное внимание образовательным инициативам, которые направлены не только на обучение кибербезопасности, но и программирования, а также математике. В этой статье мы описали основные инициативы, связанные с образовательной деятельностью компании в Российской Федерации.

Ключевые слова: информационная безопасность, кибербезопасность, образовательные инициативы, Лаборатория Касперского.

13.00.00 Педагогические науки

УДК 374


Educational initiatives of Kaspersky Lab

Sidenko Andrey G.

Abstract. Kaspersky Lab has been a recognized leader in the fight against malware and cybercrime for over 20 years. In addition, our company pays great attention to educational initiatives that are aimed not only at teaching cybersecurity, but also programming, as well as Math. In this article, we described the main initiatives related to the educational activities of the company in the Russian Federation.

Key words: Information Security, Cybersecurity, Educational Initiatives, Kaspersky Lab.


 

Наша компания «Лаборатория Касперского» реализует ряд образовательных инициатив, которые направлены на обеспечение безопасности детей в сети Интернет. Ключевое место занимают вопросы образования детей, связанные как с основами информационной безопасности, так и математикой, и программированием. В этой статье мы расскажем о том, какие образовательные инициативы создает и поддерживает «Лаборатория Касперского».

Для того, чтобы лучше понимать, чем живут современные дети и с какими угрозами они сталкиваются в Сети, «Лаборатория Касперского» с 2018 года проводит масштабное исследование по всей России, посвящённое вопросам безопасности детей в Сети [1]. Компания решила исследовать взаимосвязь угроз в онлайн-пространстве с угрозами в реальном мире. К скольким детям пытались «втереться в доверие» незнакомые люди в социальных интернет-сетях? С какими последствиями столкнулись дети после травли в Интернете? Сколько процентов школьников встречались в реальной жизни с теми, с кем познакомились в социальных интернет-сетях? Это далеко не все вопросы исследования. Таким образом, мы хотели понять, какие проблемы в Сети уже стали частью нашей реальности и – главное, как с ними бороться, как защитить детей.

Для привлечения внимания родителей, учителей и общественности в целом к вопросам безопасности детей в Сети, а также для повышения цифровой грамотности пользователей, «Лаборатория Касперского» организует соответствующие конференции – с участием сторонних экспертов. В этом году на конференции «Взрослые и дети в цифровом мире: когда онлайн встречается с офлайном» вместе с экспертами из «Лиза.Алерт», проекта Травли.net, а также уполномоченным по правам ребёнка в городе Москве, сотрудники «Лаборатории Касперского» представили результаты одноименного исследования по вопросам безопасности в Сети и рассказали, как родителям и учителям обезопасить юных пользователей в Интернете и в реальной жизни. Так в течение 2019 года сотрудники нашей компании провели более 100 мероприятий по всей стране, в которых приняли участие более 20 000 слушателей.

 

Рис. 1. Участники образовательного марафона для учащихся Ханты-Мансийска [5]

 

В 2018 году «Лаборатория Касперского» присоединилась к реализации общегородской программы «Математическая вертикаль», запущенной Департаментом образования города Москвы. В качестве дополнения к этой программе наша компания разработала собственный образовательный курс с акцентом на программирование и информационную безопасность – он получил название «Математическая вертикаль Касперского» [6]. При этом курс направлен на формирование у школьников обширной фундаментальной базы в области математики и информатики. На сегодняшний день проект реализуется на базе школы № 1409 г. Москвы и охватывает учеников 7-9 классов.

 

Рис. 2. Сайт Математической вертикали Касперского [6]

 

Основа курса — углубленное изучение школьниками математики, физики и информатики с использованием новейшего учебного оборудования. При этом вторая половина дня у учащихся посвящена спецкурсам от экспертов «Лаборатории Касперского», которые ведут семинары по основам программирования и отдельным языкам (С++), алгоритмам, криптографическим методам защиты информации и другим аспектам информационной безопасности.

Цель курса – дать школьникам уникальные знания и навыки, благодаря которым они смогут продолжить обучение в лучших вузах и в дальнейшем получить престижную работу, например, в «Лаборатории Касперского» или других ИТ-компаниях.

Следует подчеркнуть, что, получив серьезную предпрофильную подготовку в 7-9 классах, ученики школы № 1409 поступают в профильный 10-й инженерный класс, а эксперты «Лаборатории Касперского» продолжают работать с ними. Летом 2019 года наиболее отличившиеся десятиклассники из инженерного класса получили право пройти стажировку в подразделениях департамента исследований и разработки (R&D) нашей компании. Начиная с 1 сентября 2019 года мы начали преподавание курса «Информационная безопасность» учителям САО Москвы.

Для методической поддержки образовательного процесса «Лаборатория Касперского» приняла участие в подготовке обновлённой версии учебников по информатике для 7-го, 8-го и 9-го классов авторства Л.Л. Босовой и А.Ю. Босовой, выпускаемых издательством «БИНОМ. Лаборатория знаний» [10]. Для нового издания наша компания провела экспертизу материалов по вопросам информационной безопасности. Эти материалы раскрывают темы опасности вредоносного ПО и способов защиты от него, уязвимостей в программном обеспечении, разъясняют термины «фишинг», «кибербуллинг», «троллинг», «киберсталкинг» и т. д. Кроме того, из учебников школьники смогут узнать о правилах сетевого этикета и защиты личного информационного пространства.

В направлении подготовки образовательных материалов для внеурочной деятельности «Лаборатория Касперского» и группа компаний «Просвещение» заключили соглашение о стратегическом партнерстве с целью развития образования в сфере информационной безопасности [11]. В рамках этого сотрудничества компании занимаются созданием совместных учебно-методических пособий и реализацией исследовательских проектов. Первым результатом такого сотрудничества стало специальное учебное пособие «Информационная безопасность, или На расстоянии одного вируса». Автором учебника выступила Мария Наместникова – эксперт «Лаборатории Касперского» по детской безопасности в Интернете. А в выборе его названия принимали участие старшеклассники школы № 1409 г. Москвы.

«Лаборатория Касперского» как один из ведущих разработчиков программного обеспечения развивает своё приложение для детской онлайн-безопасности – Kaspersky Safe Kids [7], которое доступно как для компьютера, так и для мобильных устройств. Приложение помогает родителям быть в курсе, что происходит с их детьми в онлайн-пространстве, например, приложение может:

  • сообщить родителю, если ребенок интересуется в Интернете несоответствующей его возрасту информацией;
  • определить местонахождения ребёнка на карте в режиме реального времени (геолокация);
  • сообщить родителю, если ребёнок добавился или интересуются опасными группами в социальной интернет-сети, где пропагандируют, например, алкоголь, наркотики;
  • в случае опасной ситуации – предоставить советы психолога как общаться с ребёнком на ту или иную тему;
  • сообщить, если к ребёнку в социальной интернет-сети добавляется пользователь с существенной разницей в возрасте.

Подробнее о продукте можно узнать на сайте [7].

Особое внимание мы уделяем поддержке образовательного портала kids.kaspersky.ru для детей и подростков, а также их родителей, которые хотели бы узнать подробнее обо всех аспектах информационной безопасности [8]. Дети и подростки через игры и в форме коротких статей узнают информацию о том, как защититься в Интернете, а для родителей представлены полезные ссылки и статьи наших экспертов про безопасность в Сети [9].

Для студентов московских ВУЗов мы разработали программу стажировок – SafeBoard [12]. Цель программы – построение системы подготовки молодых специалистов в области ИТ, дополняющей фундаментальное академическое образование практическими навыками работы в ИТ-профессиях и трендами реального ИТ-бизнеса для оперативного закрытия вакансий в технических направлениях «Лаборатории Касперского». Набор на программу осуществляется каждой осенью, а отбор делится на несколько этапов: тестирование, хакатон и обучение. Лучшие студенты приглашаются на годовую оплачиваемую стажировку в «Лаборатории Касперского», по итогам которой им могут предложить работу в штате.

 

Рис. 3. Сайт программы стажировок для студентов – SafeBoard [11]

 

На данный момент в России нет аналогов программе SafeBoard. Программа обучения полностью разработана внутри «Лаборатории Касперского» лучшими экспертами компании и в ней используется гибридный подход к обучению – лабораторные работы, онлайн-обучение, интерактивные лекции, воркшопы, бизнес-игры, хакатоны, фасилитационные сессии и другие форматы, которые дают возможность получить необходимый массив знаний, совмещая стажировку с обучением в ВУЗе. Все преподаватели – сотрудники «Лаборатории Касперского» – одни из лучших экспертов индустрии информационной безопасности.

Программа функционирует 4 года, а лучший показатель её успеха – то, что все стажеры в технические подразделения набираются только через эту программу. За всё время существования стало очевидно, что именно через программу компании удается отобрать лучших из лучших: так, в 2018 году из 3 400 заявок было отобрано 75 стажеров. За 4 года на стажировку было приглашено около 280 стажеров, 30% из которых продолжили работу в штате.

«Лаборатория Касперского» регулярно проводит экскурсии для всех желающих – в том числе, для студентов и школьников. Экскурсии проводятся 2-5 раз месяц (в зависимости от количества заявок) и длятся по 1,5-2 часа. В ходе экскурсии участники знакомятся с историей компании и корпоративным музеем, а также посещают зону с оригинальной скульптурой Сальвадора Дали, рабочие зоны, Антивирусную Лабораторию и комнату отдыха для наших сотрудников. Опционально может быть включен обзор спортзала и столовой. Экскурсии направлены не только на повышение уровня осведомленности о «Лаборатории Касперского» среди учащихся московских образовательных заведений, но и на то, чтобы поделиться экспертным мнением в сфере информационной безопасности с гостями.

Студенты следующих университетов посетили наш офис: НИУ ВШЭ, МГТУ им. Н. Э. Баумана, НИТУ МИСИС, МГТУ СТАНКИН, НИТУ МИРЭА, НИЯУ МИФИ, МАИ и др.

Ученики следующих школ посетили наш офис: Московский химический лицей № 1303 (физико-математическое отделение), частная школа «Логос М», колледж информатики и программирования при Финансовом университете, центр компьютерного обучения при Московском институте электронной техники и др.

Среди иных организаций можно назвать фонд поддержки талантливой молодёжи «Будущие лидеры».

В рамках продвижения программы стажировок SafeBoard каждую осень с 2015 г. проводится серия кибервстреч – лекций по 1,5-2 часа в вузах-партнерах.

Например, осенью 2018 г. было проведено три кибервстречи: в НИУ ВШЭ, МГУ и НИЯУ МИФИ [8]. Каждая встреча, как правило, собирает 60-150 студентов.

В форме лекции лучшие специалисты «Лаборатории Касперского» делятся с аудиторией опытом борьбы компании с киберугрозами и показывают, как теоретические знания, которые студенты получают в вузах, помогают нашим сотрудникам в работе. В «Лаборатории Касперского» разработано несколько курсов по кибербезопасности; некоторые из них направлены именно на студенческую аудиторию. Например, очный курс по основам кибербезопасности, разработанный для повышения уровня знаний учащихся об информационной безопасности, её основных понятиях, механизмах и инструментах защиты от киберугроз. В ходе курса учащиеся узнают основные тенденции индустрии, правила корпоративной и частной киберкультуры, методы и способы защиты от случайных и целевых атак и др. Курс длится 2 полных дня и включает в себя не только лекции, но и тренинг Kaspersky Interactive Protection Simulation (KIPS) – командную игру, в которой моделируется бизнес-среда, подвергающаяся воздействию киберугроз. В процессе игры учащиеся в это время стараются максимально увеличить прибыль и сохранять уверенность и контроль над ситуацией.

Курс был разработан в 2018 году и за это время был проведён тренинг в нескольких российских и зарубежных вузах. Примеры московских вузов: НИУ ВШЭ (магистерская программа «Журналистика данных» ВШЭ) и МГУ им. М.В. Ломоносова (экономический факультет) [2, 3, 4].

Кроме того, в процессе разработки находится совместный онлайн-курс «Лаборатории Касперского» и Высшей школы экономики «Цифровая грамотность НИУ ВШЭ», который подойдет как студентам, так и молодым специалистам. Данный курс позволит студентам, не имеющим специальной подготовки в области ИТ-технологий и анализа данных, получить знания по компьютерной и цифровой грамотности. Часть курса посвящена компьютерной безопасности и будет включать в себя информацию об угрозах, антивирусах, принципах правильного хранения паролей, а также о том, как работают спам и фишинговые рассылки.

В 2019 и в 2020 году в российских школах проходит акция «Урок цифры» [13] на тему «Безопасность в Интернете» по материалам «Лаборатории Касперского» на занятиях по информатике с использованием онлайн-тренажёра.

Основная цель урока по безопасности в Интернете – объяснить школьникам, с какими угрозами они могут столкнуться в Сети, какими могут быть их последствия, а также обучить навыкам безопасного поведения в Интернете. Акцент при этом сделан на поведении в социальных интернет-сетях и онлайн-общении с друзьями, поскольку, по данным исследования «Лаборатории Касперского», именно эта активность привлекает детей в Интернете больше других.

 

Список литературы

  1. Исследование «Взрослые и дети в цифровом мире: когда онлайн встречается с офлайном» (pdf) [Электронный ресурс]. – URL: https://kids.kaspersky.ru/digest/issledovanie-vzroslye-i-deti-v-tsifrovom-mire-kogda-onlajn-vstrechaetsya-s-oflajnom-pdf (дата обращения: 22.05.2020).
  2. Кибервстреча в МИФИ [Электронный ресурс]. – URL: https://vk.com/safeboard2018?w=wall-98006063_8219 (дата обращения: 22.05.2020).
  3. Кибервстреча в МГУ [Электронный ресурс]. – URL: https://vk.com/safeboard2018?w=wall-98006063_8085 (дата обращения: 22.05.2020).
  4. Кибервстреча в НИУ ВШЭ [Электронный ресурс]. – URL: https://vk.com/safeboard2018?w=wall-98006063_7986 (дата обращения: 22.05.2020).
  5. Сети детям не игрушка. В «Лаборатории Касперского» проанализировали угрозы виртуальной реальности [Электронный ресурс]. – URL: https://www.kommersant.ru/doc/3924355 (дата обращения: 22.05.2020).
  6. Математическая вертикаль Касперского [Электронный ресурс]. – URL: https://mgkaspersky.ru (дата обращения: 22.05.2020).
  7. О продукте Kaspersky SafeKids [Электронный ресурс]. – URL: https://www.kaspersky.ru/safe-kids (дата обращения: 22.05.2020).
  8. Образовательный портал Kids Kaspersy [Электронный ресурс]. – URL: https://kids.kaspersky.ru (дата обращения: 22.05.2020).
  9. Персональный сайт Сиденко Андрея Григорьевича [Электронный ресурс]. – URL: https://agsidenko.ru (дата обращения: 22.05.2020).
  10. Пресс-релиз по выпущенным пособиям по информационной безопасности для учащихся издательства «Бином. Лаборатория знаний» [Электронный ресурс]. – URL: https://www.kaspersky.ru/about/press-releases/2019_kaspersky-lab-took-part-in-updating-the-popular-computer-science-textbooks-of-the-publishing-house-binom
  11. Пресс-релиз по выпущенным пособиям по информационной безопасности для учащихся издательства «Просвещение» [Электронный ресурс]. – URL: https://www.kaspersky.ru/about/press-releases/2018_prosveschenie (дата обращения: 22.05.2020).
  12. Программа стажировок SafeBoard для студентов [Электронный ресурс]. – URL: https://safeboard.kaspersky.ru (дата обращения: 22.05.2020).
  13. Урок цифры РФ [Электронный ресурс]. – URL: https://урокцифры.рф (дата обращения: 22.05.2020).

 

© Сиденко Андрей Григорьевич

ВЫХОДНЫЕ ДАННЫЕ СТАТЬИ:

Сиденко А.Г. Образовательные инициативы компании «Лаборатория Касперского» / А.Г. Сиденко // Электронный научно-публицистический журнал «Homo Cyberus». – 2020. – № 1 (8). – URL: http://journal.homocyberus.ru/Sidenko_AG_1_2020