Педагогический дизайн в системе профессиональной подготовки будущего учителя

Беленко Т.В.Исаев И.Ф.

Аннотация. Поиск эффективных средств профессиональной подготовки будущих учителей привёл нас к необходимости анализа и осмысления возможностей педагогического дизайна в образовательном процессе вуза. Педагогический дизайн – это, во-первых, творческая деятельность учителя по конструированию, созданию, преобразованию и сопровождению информационно-образовательной среды, в которой школьнику будет психологически комфортно развивать свои индивидуальные особенности и достигать высоких результатов. Во-вторых, это направление педагогической науки, связанное с изучением и разработкой стратегий, сценариев обучения, созданием условий для управления учебными событиями при помощи различных средств, обеспечивающих успешное обучение и обязательное достижение поставленной цели. В статье представлен авторский подход к структуре и содержанию педагогического дизайна учебного события.

Ключевые слова: педагогический дизайн, учебное событие, стратегия обучения, сценарий обучения, управление учением.

13.00.00 – Педагогические науки

УДК 378.147


Instructional design in the system of professional training of future teachers

Belenko T.V., Isaev I.F.

Abstract. The search for effective means of professional training of future teachers led us to the need to analyze and understand the possibilities of instructional design in the educational process of the university. Instructional design is, first, the creative activity of the teacher in designing, creating, transforming and maintaining the information and educational environment in which the student will be psychologically comfortable to develop their individual characteristics and achieve high results. Secondly, it is a branch of pedagogical science associated with the study and development of strategies, learning scenarios, creating conditions for managing learning event using various means that ensure successful learning and the mandatory achievement of the goal. The article presents the author's approach to the structure and content of the instructional design of a learning event.

Key words: pedagogical design, learning event, learning strategy, learning scenario, learning management.


 

В структуре познавательной и практической деятельности человека происходят качественные изменения, которые, в первую очередь, связаны с информатизацией и цифровизацией всего общества. Процессы информатизации приводят к трансформации современной системы образования. Образовательная среда насыщается информационными и коммуникационными средствами, которые позволяют организовать оперативное взаимодействие и обеспечивают непрерывный доступ к информационным ресурсам различного уровня, а также обеспечивают управление образовательными структурами. Цифровизация образования позволяет создать условия для погружения каждого учащегося в цифровую среду, что потенциально способствует развитию его цифровой грамотности.

Организация единого информационно-образовательного пространства посредством внедрения современных информационно-коммуникационных и цифровых технологий необратимым образом изменяет не только педагогический процесс, но и его содержательную, организационную и методическую основы. В то же время информатизация и цифровизация системы образования выявили проблемы в профессиональной подготовке студентов педагогических специальностей, способных эффективно использовать ресурсы информационно-коммуникационных и цифровых технологий для решения профессиональных задач, в частности, индивидуализации обучения. Практика показывает наличие противоречия между возможностями информационно-коммуникационных и цифровых технологий в учебном процессе и отсутствием умений, навыков и методики их применения.

Учитель сегодня не может быть просто транслятором знаний, он организует активное педагогическое взаимодействие в открытом образовательном пространстве так, чтобы реализовать творческий рост каждого учащегося. Быстрое устаревание информации и ускоренное обновление знаний приводят к необходимости постоянного совершенствования технологий обучения и пересмотра знаний.

Условия обучения должны, с одной стороны, стимулировать развитие познавательной, мотивационной, деятельностной сфер обучающегося, а, с другой стороны, быть педагогически обоснованными, привлекательными и эргономичными. По мнению современных российских и зарубежных специалистов (Е. В. Абызова, А. П. Грецова, А. Г. Клепикова, М. Н. Краснянский, К. Г. Кречетников, В. Наумов, Е. Д. Патаракин, А. Ю. Уваров, M. D. Merrill, Tiffany A. Koszalka и др.) [1, 5, 7, 8, 9, 10, 11, 14, 15], в этом может помочь педагогический дизайн.

На основании исследований вышеуказанных авторов педагогический дизайн можно воспринимать и определять как новое направление теоретического и практического знания, а также исследований, в рамках которых разрабатываются требования к педагогическим действиям, приводящим к достижению желаемых результатов обучения. Данный процесс предполагает анализ потребностей в обучении и разработку учебной среды и средств обучения, отличающихся педагогической эффективностью, методической адекватностью и целесообразностью.

Педагогический дизайн нельзя воспринимать однозначно. С одной стороны, это процесс, с другой – дисциплина, с третьей – реальность или модель обучения. Его возможности недостаточно изучены и освоены педагогами, что не позволяет в полной мере использовать его образовательный потенциал. Педагогический дизайн ориентирован на развитие интегративного, проектного, междисциплинарного мышления будущего педагога и создаёт возможность адаптироваться в социально-профессиональной сфере.

По мнению А. П. Грецовой, «педагогический дизайн – это творческий замысел, планирование и конструирование педагогом конкретных действий для достижения желаемых результатов путём подбора наилучших средств, с учётом содержания учебного материала и целевой аудитории на основе наиболее рационального представления взаимосвязи и сочетания различных типов образовательных ресурсов, обеспечивающих психологически комфортное и педагогически обоснованное развитие субъектов образования» [5, С. 47]. С помощью него можно формировать готовность будущих учителей к осуществлению образовательной деятельности, расширить индивидуальные возможности участников образовательных отношений, создать привлекательные условия для достижения учебного результата, построить эффективный индивидуальный маршрут обучения.

Анализ и изучение трудов зарубежных и российских учёных [1, 5, 7, 8, 9, 10, 11, 14, 15], рассматривающих проблемы педагогического дизайна, позволили определить теоретические положения, определяющие содержание и особенности педагогического дизайна для создания и дальнейшего сопровождения учебных событий с помощью информационно-коммуникационных, цифровых технологий в образовательной среде, направленных на обязательное достижение поставленных целей индивидуального обучения. Однако средствам педагогического дизайна в этих трудах не уделяется достаточного внимания, недостаточно исследований эффективности их использования. И. А. Демидова под средствами педагогического дизайна понимает «педагогически обоснованные, этически выверенные и эстетически оформленные педагогические средства, созданные с опорой на принципы педагогического дизайна» и выделяет визуальные, аудиальные, аудиовизуальные и предметно-пространственные средства [6, С. 26-27]. Автор считает, что «педагогические средства преобразуются средствами дизайна с целью улучшения восприятия, запоминания и усвоения учебной информации и в результате чего получаются средства педагогического дизайна» [6, С. 27].

Следуя этой логике, мы определили средства педагогического дизайна как педагогические средства, созданные с помощью информационных цифровых технологий на основе принципов педагогического дизайна. К средствам педагогического дизайна мы относим видео-, аудио-, мультимедиа- анимационные, игровые и другие цифровые ресурсы.

Отметим, что педагогическому дизайну присущи некоторые специфические свойства:

  • технологичность обучения, которая выражается в том, что учебный процесс целиком управляемый и контролируемый;
  • ориентация на результат деятельности ученика (декларативный или измеримый);
  • разделение деятельности учителя и ученика;
  • разделение информации на данные, информацию и знания;
  • оптимизация учебного знания, т. е. разделение знаний на декларативные (фактические, концептуальные, которые отвечают на вопрос «Что?»), процедурные (отвечают на вопрос «Как?»), компетентностные (отвечают на вопрос «Почему?») и метазнания (отвечают на вопрос «Как устроено?»).

В существующих теориях и моделях педагогического дизайна (как отечественных, так и зарубежных) [5, 6, 7, 11, 14] можно выделить три характерные черты:

  • направление дизайна;
  • определение методов обучения и учебных ситуаций;
  • педагогические приёмы и отдельные методики.

Отсюда в каждой модели педагогического дизайна можно выделить четыре функциональные составляющие:

  • определение стратегии обучения (определение и анализ целей обучения),
  • разработка сценария обучения (планирование и проектирование способов их достижения),
  • управление учением (осуществление запланированных действий),
  • оценка и коррекция.

Все указанные процедуры не существует вовне, а относятся к образовательному действию, учебному событию. Это позволило нам разработать структуру педагогического дизайна учебного события (Рисунок 1).

Рисунок 1. Структура педагогического дизайна учебного события

 

В центре нашей структуры находится учебное событие – «это значимая ситуация для ученика, имеющая у него внутренний отклик, позволяющая включаться в работу на равных, становясь равноправным организатором и творцом» [2, С. 180]. Ученик не просто приобретает знания, он имеет собственный образовательный маршрут. В качестве учебного события может выступать урок, занятие, курс. Учебные события выступают средством достижения цели обучения – планируемого результата, достигаемого с помощью взаимодействия субъектов образования посредством инновационных форм и методов с учётом индивидуальных возможностей и потребностей каждого.

Под каждое учебное событие разрабатывается стратегия обучения. Выделяют инструментальную, презентационную и интерактивную стратегии обучения.

Инструментальная стратегия предполагает использование учебных материалов как источников информации, содержание которых выступает средством достижения обучающей цели. Данную цель задаёт учитель и доводит её до обучаемого, при этом учитель единолично управляет процессом обучения. Инструментальная стратегия наиболее уместна для освоения учащимися необходимых знаний, умений и навыков.

Презентационная стратегия подразумевает принятие учебной информации как знания, как правило, не предполагающего критического отношения. Учебное содержание требует принятия знаний на веру, и роль учителя – обеспечить открытость ученика к восприятию.

При интерактивной стратегии обучения на первый план выходит ответная реакция обучаемого на знания, а не просто их восприятие. Таким образом, ученик становится активным участником образовательного процесса.

Результат разработки стратегии – это определение формы работы, выбор источников информации и технических средств, построение логистики обучения.

Сценарий учебного события – это методически выстроенная последовательность педагогических методов и технологий для достижения педагогических целей и приёмов. Он может быть представлен в качестве:

  • хранилища знаний, доступ к необходимой информации в котором предоставлен в любое время (учитель не управляет действиями ученика);
  • системы управления обучением, т. е. последовательной цепочки действий от доступа знаний к контролю обучения через обратную связь;
  • учебной среды, способствующей приобретению знаний опытным путём.

Дизайн учебной среды позволяет отобрать те средства и способы, которые смогут сделать её более доступной, дружественной и понятной для каждого обучающегося. Особенностью педагогического дизайна в этом случае является то, что не только разрабатывается структура будущего учебного объекта, но и продумывается и выстраивается маршрут его изучения, в том числе и индивидуальный. Дизайн предназначен для того, чтобы продумать, какой опыт получит обучающийся при работе с интерфейсом создаваемого курса, ресурса, контента, сможет ли он достичь поставленной цели и как просто ему будет это осуществить. Так, необходимо определить, какого цвета будет учебный объект, удобно ли будет обучающемуся с предложенной навигацией, читаемым ли будет текст и т. д. Эти особенности позволят учесть основные законы UX/UI дизайна. UX-дизайн (User Experience) – дизайн пользовательского опыта, UI-дизайн (User Interface) – дизайн интерфейса. Результат – готовая электронная информационно-образовательная среда.

Педагогический дизайн выделяет два механизма учения: управление учением учителем и применение учеником полученных знаний. Управление учением с точки зрения педагогического дизайна – это набор средств для сбора информации о том, как учится ученик, и организации развивающего воздействия на него таким образом, чтобы он достиг поставленных целей. В. П. Беспалько в своей книге «Природосообразная педагогика» определяет управление учением как «целенаправленное, а не традиционно стихийное поведение учителя в классе, направляемое неслучайными эпизодами поведения учеников, а заранее планируемый процесс» [4, С. 303]. Существует несколько моделей управления учением: замкнутое или разомкнутое, рассеянное или направленное, монологичное или диалогичное и т. д. По мнению Е. В. Чернобай, «методическое мастерство учителя в этом случае определяется умением формировать различные версии среды в зависимости от особенностей содержания и образовательных задач освоения конкретного учебного материала» [13, С. 13].

Кроме способов управления, можно выделить информационные процессы и средства управления. Информационные процессы бывают направленными, т. е. учитывающими индивидуальные способности, особенности и возможности каждого учащегося, его мотивацию, и, соответственно, рассеянными, т. е. не учитывающими указанные особенности учащегося. Направленный информационный процесс позволяет реализовать индивидуализацию обучения. Средства управления учением – ручные (учитель) и автоматизированные (технические средства).

Педагогический дизайн реализует интерактивную стратегию обучения через реакцию учащегося на знания. Идеология педагогического дизайна неразрывна с организацией и осуществлением обратной связи – инструментом управления учением. Обратная связь позволяет не только учителю наблюдать за процессом обучения, но и предоставляет информацию самому ученику о том, насколько успешно он справляется с учебным материалом. Отметим, что обратная связь – это не единичное мероприятие, а регулярный процесс. Обратная связь подразделяется на внешнюю, при которой информация поступает от ученика к обучающей системе, учителю, и внутреннюю, при которой информация идёт к ученику для самооценки и самоанализа.

Оценка, сопровождающая каждый шаг, позволяет сформировать ответственное отношение к образовательным результатам. Оценка предполагает комплексную экспертизу всех созданных ресурсов, элементов, возможным результатом которой становится их корректировка. Оценочная деятельность – это готовность к переосмыслению и преодолению проблемных моментов, эффективному выходу из внутренних и внешних конфликтных ситуаций, обретению новых смыслов и ценностей, постановке и решению практических задач. По результатам оценки происходит корректировка и усовершенствование, как учебных материалов, так и процесса передачи знаний.

Таким образом, педагогический дизайн помогает тщательно разработать учебное событие, которое способствует «инициированию образовательной активности учащихся, деятельностного включения в разные формы образовательной коммуникации, интереса к созданию и представлению продуктов учебной и образовательной деятельности, формированию ответственного отношения к себе и своим образовательным результатам» [2, С. 180].

Учителю как педагогическому дизайнеру приходится не только обеспечивать методическую основу процесса проектирования учебного материала, но и для реализации задуманной стратегии заниматься производством и созданием конкретной электронной образовательной среды. Поэтому у него может возникнуть необходимость использования элементов различных моделей педагогического дизайна. В этом случае от учителя требуется выработать сбалансированный подход в разработке учебных материалов и уметь подобрать модель к ситуации, а не наоборот. Владение средствами педагогического дизайна, выраженное через умение создавать качественные учебные объекты в электронном виде, видеообъекты учебного содержания, контрольно-измерительные материалы, позволят будущему учителю преподавать успешно и привлекательно, выбирать подходящие стратегии для погружения обучающегося в наиболее эффективную среду обучения. Методическое обеспечение педагогического дизайна усиливает профессиональную мотивацию; обеспечивает решение когнитивной, профессионально-направленной и коммуникативно-развивающей задач; вооружает конкретными приёмами и навыками работы [3].

Изучив особенности педагогического дизайна и его возможности, мы можем утверждать, что педагогический дизайн способствует эффективной организации учебного процесса. Созданная психологически комфортная информационно-образовательная среда оказывает непосредственное влияние на мотивацию обучающихся, скорость восприятия материала, утомляемость, способствует увеличению объёма и качества усваиваемой информации, расширяет когнитивные возможности учащихся. Учитель, владеющий принципами педагогического дизайна, посредством тщательно планируемого учебного материала и с использованием современных информационных цифровых технологий разрабатывает такие методы обучения, которые гарантируют учебный результат. Педагогический дизайн обеспечивает организационно-управленческую часть обучения через инфраструктуру образовательного процесса (учебный контент, каналы связи, способы взаимодействия и др.).

Таким образом, педагогический дизайн – это процесс проектирования и разработки учебного события с помощью информационных и цифровых технологий, ориентированного на достижение запланированного результата каждым участником образовательного процесса. Основной целью педагогического дизайна является планирование и создание учебного события в образовательной среде для реализации эффективного, систематически спроектированного и комфортного обучения, которое расширяет образовательные возможности каждого отдельного учащегося. Для этого будущие учителя должны иметь достаточную теоретическую подготовку, которая позволит адекватно использовать соответствующие обучающие стратегии и методики для реализации цифровизации образования, правильно подбирать образовательные среды, уместно использовать интерактивные компоненты и создавать из отдельных учебных модулей оптимальный маршрут обучения для каждого школьника.

Построение профессиональной деятельности педагога на основе принципов педагогического дизайна способствует:

  • созданию интерактивной обучающей среды,
  • использованию современных информационно-коммуникационных и цифровых технологий для организации различных форм взаимодействий,
  • разработке собственных образовательных и профессиональных маршрутов,
  • положительному влиянию на профессиональную мотивацию будущего педагога.

Созданная интерактивная среда обучения становится индикатором сформированности готовности будущего педагога к профессиональной деятельности, рассматривается как определенный гарант профессионального успеха и актуализирует потребность педагога в совершенствовании своих профессиональных компетентностей.

 

Список литературы

  1. Абызова Е. В. Технология формирования информационно-конструктивной компетентности студентов – будущих педагогов: на примере изучения основ педагогического дизайна: автореф. дис. ... канд. пед. наук 13.00.08 Теория и методика профессионального образования / Е. В. Абызова; ФГБОУ ВПО «Удмуртский государственный университет» – Ижевск, 2012. – 23 с.
  2. Беленко Т. В. Технологическая готовность будущего учителя к индивидуализации обучения школьников средствами педагогического дизайна / Т. В. Беленко, И. Ф. Исаев // Вопросы журналистики, педагогики, языкознания. – 2020. – Т. 39. – № 2, июнь. – С. 178–187.
  3. Беленко Т. В. Педагогический дизайн в информационно-образовательной среде вуза (на примере ФГАОУ ВПО НИУ «БелГУ») / Т. В. Беленко, В. А. Беленко // Современные наукоемкие технологии – 2016. – № 3 (часть 2) – С. 311–316.
  4. Беспалько В. П. Природосообразная педагогика / В. П. Беспалько. – М: Народное образование, 2008. – 512 с.
  5. Грецова А. П. Развитие познавательных способностей старшеклассников средствами педагогического дизайна: дис. ... канд. пед. наук 13.00.01 Общая педагогика история педагогики и образования / А. П. Грецова; ФГБОУ ВО Саратовский национальный исследовательский государственный университет им. Н. Г. Чернышевского. – 2017. – 194 с.
  6. Демидова И. А. Педагогический дизайн и его средства: теоретический анализ и опыт применения в педагогической практике / И. А. Демидова // Педагогика. Вопросы теории и практики – 2019. – Том 4. – Выпуск 4. – С. 25–32.
  7. Клепикова А. Г. Подготовка будущего учителя к использованию педагогического дизайна в профессиональной деятельности: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.08 / А. Г. Клепикова. – Белгород, 2009. – 24 с.
  8. Краснянский М. Н. Основы педагогического дизайна и создания мультимедийных обучающих аудио/видео материалов: учебно-методическое пособие / М. Н. Краснянский, И .М. Радченко. – Тамбов, ТГТУ, 2006. – 55 с.
  9. Кречетников К. Г. Педагогический дизайн и его значение для развития информационных образовательных технологий / К. Г. Кречетников // Материалы XVI Международной конференции «Применение новых технологий в образовании» («ИТО – Троицк-2005»), – Троицк, Московская область. – 28–29 июня 2005 г. [Электронный ресурс]. – URL: http://ito.edu.ru/2005/Troitsk/2/2–0–9.html (дата обращения: 18.10.2020).
  10. Наумов В. Дидактическая подсистема e-learning / В. Наумов // Learning World [Электронный ресурс]. – URL: http://www.elw.ru (дата обращения: 18.10.2020)
  11. Патаракин Е. Д. Педагогический дизайн совместной сетевой деятельности субъектов образования: автореф. дис. ... доктора педагогических наук: 13.00.01 Общая педагогика история педагогики и образования / Е. Д. Патаракин; Московский городской педагогический университет – Москва, 2017. – 38 с.
  12. Уваров А. Ю. Образование в мире цифровых технологий: на пути к цифровой трансформации / А. Ю. Уваров. – М.: Изд. дом ГУ–ВШЭ 2018. – 168 с.
  13. Чернобай Е. В. Методические основы подготовки учителей к проектированию учебного процесса в современной информационной образовательной среде (в системе дополнительного профессионального образования): автореф. дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.02; 13.00.08 / Е. В. Чернобай. – Москва, 2012. – 48 с.
  14. Branch R. M., Merrill M. D. Characteristics of instructional design models // Trends and Issues in Instructional Design and Technology (2 th Edition.). Upper River, New Jersey: Pearson Education, Inc. 2007. – P. 8–16.
  15. Tiffany A. Koszalka Instructional Designer Competencies / Tiffany A. Koszalka, Darlene F. Russ-Eft, Robert Reiser (with Senior-Canela, F. Grabowski, B. & Wallington) // Information Age Publishing Inc Charlotte, North Carolina, 2013. – 178 р.

 

Беленко Т.В., Исаев И.Ф. Педагогический дизайн в системе профессиональной подготовки будущего учителя / Т.В. Беленко, И.Ф. Исаев // Электронный научно-публицистический журнал «Homo Cyberus». – 2021. – № 1 (10). [Электронный ресурс] – URL: http://journal.homocyberus.ru/Belenko_TV_Isaev_IF_1_2021