Повышение квалификации педагогических работников в условиях киберсоциализации

Лапина Е.В.

Аннотация. В статье представлен опыт повышения квалификации педагогических работников Воронежской области. Стремительное развитие ИКТ актуализирует проблему, связанную с инновационной деятельностью педагогов, которые должны уметь использовать возможности цифровой среды для обеспечения качества образовательного процесса. Уточнено содержание понятий «инновация», «инновационный подход», раскрываются вопросы киберпедагогики в содержании повышения квалификации. Представлен учебно-тематический план курсов повышения квалификации по программе «Учитель в цифровом пространстве: межпредметные технологии и эффективные образовательные практики». Сделан вывод о том, что инновационная деятельность педагога в условиях киберсоциализации декомпозирована в дополнительных профессиональных программах курсов повышения квалификации.

Ключевые слова: повышение квалификации, киберсоциализация, инновация, инновационный подход, интерактивное обучение.


13.00.00 Педагогические науки УДК 371.14


FURTHER TRAINING OF TEACHERS IN THE CONTEXT OF CYBERSOCIALIZATION

Lapina E.V.

Abstract. The article presents the experience of advanced training of pedagogical workers of the Voronezh region. The rapid development of ICT actualizes the problem associated with the innovative activities of educators who must be able to use the capabilities of the digital environment to ensure the quality of the educational process. The content of the concepts of “innovation”, “innovative approach” has been clarified, issues of cyber pedagogy in the content of advanced training are revealed. The thematic plan of continuing education courses on the program “The teacher in the digital space: interdisciplinary technologies and effective educational practices” is presented. It is concluded that the innovative activity of the teacher in the context of cybersocialization is decomposed in additional professional programs of continuing education courses.

Key words: advanced training, cybersocialization, innovation, innovative approach, interactive training.


Анализ психолого-педагогической литературы и массовой практики системы повышения квалификации позволяет выделить современные требования к учителю. Согласно требованиям Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования педагог должен соответствовать всем квалификационным характеристикам и компетенциям, которые необходимы для преподавания того или иного предмета. В связи с чем в модернизации образования выделены две несущие детерминанты:

  • реакция системы постдипломного образования на изменяющиеся запросы педагогического кластера и общества;
  • внутренние тенденции развития образовательной системы, обусловленные идущими в ней процессами гуманизации и демократизации педагогической деятельности. Выполнение деятельности любого вида предоставляет педагогу свободу, позволяющую проявлять свою индивидуальность в постановке, как промежуточных целей, так и выборе средств, приёмов, методов, необходимых для их достижения и реализации главной цели.

Очевидно, центральное место по опыту реализации индивидуального стиля инновационной деятельности учителя принадлежит организациям, занимающимся повышением квалификации (профессиональной переподготовкой), главной целью которых является развитие практических компетенций педагогов. Широкое применение в практике дополнительного профессионального образования получило интерактивное обучение (от англ. interaction – взаимодействие) – «обучение, построенное на взаимодействии учащегося с учебным окружением, учебной средой, которая служит областью осваиваемого опыта» [2, С. 107].

Вопросами инновационного (передового педагогического) опыта занимались многие учёные: И.П. Волков, Е.Н. Ильин, С.Н. Лысенкова, В.Ф. Шаталов, В.А. Сластёнин, М.В. Кларин и др.

И.П. Волков выделил принципы проектирования и организации уроков: знания как фундамент творчества; строгий подбор учебного материала; особое место – повторению; разностороннее развитие; обучение грамотному выполнению работ под руководством; контроль; индивидуальный подход в образовательном процессе [5, С. 18–21].

Е.Н. Ильин предложил концепцию преподавания литературы. Впоследствии авторская система, в основе которой педагогическое общение и профессиональная техника стали важными составляющими педагогики сотрудничества [6, С. 3–10].

Суть методики, разработанной С.Н. Лысенковой – использование в процессе обучения опорных схем (преобладающий метод обучения – объяснительно-иллюстративный с элементами диалога) [8, С. 12–15].

В.Ф. Шаталов является разработчиком оригинальной системы интенсивного обучения с использованием авторских учебных пособий, представляющих изучаемый программный материал в вербально-графических формах [11, С. 22–24].

В работах В.А. Сластёнина и М.В. Кларина инновационные подходы разделены на инновации-модернизации (основа – технологический подход к обучению) и инновации-трансформации, которые преобразуют учебный процесс, обеспечивая поисковую учебно-познавательную деятельность [7, С. 5; 10, С. 438–439].

А.А. Вербицкий утверждает, что «инновация затрагивает все звенья педагогической системы, предполагая их определённую «переналадку»: ценности, цели, содержание, формы, методы и средства обучения и контроля, способы деятельности обучающих и обучающихся, всю образовательную среду» [3, С. 39].

В настоящее время учащиеся и педагоги активно используют ИКТ, так как массовое применение интернет-ресурсов, электронных презентаций, интерактивных досок в образовательной деятельности способствует повышению скорости запоминания, активизации и развитию психических функций, формированию рефлексии, наконец, подготовке к жизни в мире цифровых технологий и глобальной сети Интернет.

Использование интернет-коммуникаций в современном учебно-образовательном процессе позволяет соотносить цель, задачи, содержание, формы и методы обучения обучающего и слушателя в системе повышения квалификации. Причин тому несколько:

  • педагог может самостоятельно находить необходимую информацию в сети Интернет для проведения не только учебных занятий, но и с целью получения сведений о новых педагогических технологиях (публикация собственного опыта, поиск единомышленников из других субъектов, заказ книг в интернет-магазинах и пр.);
  • повышение квалификации с использованием форм дистанционного обучения;
  • использование в учебном процессе документов с сервера Минпросвещения РФ;
  • получение программного обеспечения и т.д.

В XXI веке получил распространение феномен киберсоциализации человека (термин введён В.А. Плешаковым в 2005 году [4; 9]), который изучают учёные практически всех образовательных областей в разных странах мира.

Разумеется, революция сферы Интернета нашла своё отражение в ходе становления и развития личности человека. Уделяя особое внимание киберпедагогике как науке XXI века, раскроем некоторые аспекты содержания повышения квалификации учителя в условиях киберсоциализации общества, так как новые возможности непосредственно влияют на качество образовательного процесса. Повышение квалификации в современных условиях невозможно без использования передовых компьютерных и интернет-технологий.

В институте развития образования Воронежской области реализуются программы повышения квалификации для педагогических работников не только предметной области «Информатика», но и педагогов других предметных областей (таблица 1). Актуальность таких программ обусловлена необходимостью подготовки педагогов к реализации требований Федеральных государственных образовательных стандартов, в частности, применению новых педагогических средств и технологий для повышения эффективности и качества образовательной деятельности. Содержание повышения квалификации в рамках дополнительных профессиональных программ базируется на опыте инновационных общеобразовательных организаций и отдельных педагогических работников учреждений Воронежской области.

 

Таблица 1. Программы повышения квалификации,
раскрывающие проблемы киберпедагогики

№ п/п

Название программы

Форма обучения

Кол-во часов

Кол-во обученных в первом полугодии 2019 г.

1.

Использование цифровых технологий для речевого развития дошкольников

 

очная, с применением технологий дистанционного обучения

30 час.

188 чел.

2.

Учитель в цифровом пространстве: межпредметные технологии и эффективные образовательные практики

 

очная

30 час.

150 чел.

3.

Образовательное событие как результат реализации межпредметного проекта

 

очная, с элементами дистанционного обучения

24 час.

100 чел.

 

 

 

 

 

Рассмотрим подробнее программу «Учитель в цифровом пространстве: межпредметные технологии и эффективные образовательные практики» [1]. Содержание программы базируется на принципах: деятельности (основа – самостоятельное открытие); модульности и систематичности содержания образования (основа – блочно-модульный принцип построения учебной программы); творческого подхода (основа – ориентир на творческий потенциал слушателей курсов); психологической комфортности (основа – создание в образовательном процессе атмосферы сотрудничества).

Целью программы является развитие профессиональной компетентности педагогических работников, связанной с использованием новых форм, приёмов, технологий (в том числе с использованием технологии квестов) организации образовательного процесса. Учебно-тематический план курсов представлен набором законченных модулей (таблица 2).

 

Таблица 2. Учебно-тематический план программы
«Учитель в цифровом пространстве: межпредметные технологии
и эффективные образовательные практики
»

Тема модуля (блока)

Всего часов

Виды деятельности

Лекции

Практи-ческие занятия

Конт-роль

1

Образовательные технологии, способствующие достижению метапредметных образовательных результатов

6

2

4

 

1.1

Цифровая трансформация образования

2

2

 

 

1.2

Образовательные технологии как средство достижения метапредметных результатов

4

 

4

 

2

Квест как современная образовательная технология

6

2

4

 

2.1

Понятие квеста. Виды квестов

1

1

 

 

2.2

Образовательный квест

1

1

 

 

2.3

Выбор историй, лежащих в основе квеста, подбор заданий

2

 

2

 

2.4

Подбор оборудования, предметов и объектов для организации квеста

2

 

2

 

3

Практика работы в редакторе презентаций с использованием триггеров

6

 

6

 

3.1

Подготовка графических объектов в среде редактора презентаций

2

 

2

 

3.2

Анимация объектов

2

 

2

 

3.3

Создание триггеров

2

 

2

 

4

Организация и проведение электронных квестов

6

 

6

 

4.1

Подготовка игрового пространства

2

 

2

 

4.2

Создание локаций квеста и переходов

4

 

4

 

5

Редактор презентаций как инструмент создания электронных квестов

4

 

4

 

5.1

Создание электронного квеста в среде редактора презентаций

4

 

4

 

6

Итоговый контроль

2

 

 

2

 

 

30

4

24

2

 

По результатам освоения программы «Учитель в цифровом пространстве: межпредметные технологии и эффективные образовательные практики» слушатели должны:

  • знать основные характеристики современных образовательных технологий (в том числе использование квестов) и умело применять их при организации образовательного предмета;
  • уметь использовать возможности цифровой образовательной среды для обеспечения качества образовательного процесса, вести интерактивный диалог, обеспечивая возможность выбора вариантов содержания учебного материала, режима работы;
  • владеть современными ИКТ для формирования универсальных учебных действий (например, технологией разработки и проведения квестов с использованием современных информационных технологий), а также организовывать сотрудничество обучающихся, поддерживать их активность и инициативность, самостоятельность, развивать творческие способности и пр.;
  • обладать инновационной активностью и креативностью, профессиональными компетенциями в соответствии с требованиями ФГОС, профессиональным стандартом.

Очевидно, что в эпоху киберсоциализации общества стратегическим ориентиром развития страны является достижение оптимального качественного уровня перехода от традиционной педагогической парадигмы к принципиально новой картине образовательного пространства.

Таким образом, в системе повышения квалификации под инновационным опытом мы понимаем результаты образовательной деятельности отдельных педагогических работников и образовательных учреждений, направленные на:

  • существенные позитивные изменения использования интернет-ресурсов в повседневной учебной деятельности;
  • использование современной цифровой образовательной среды;
  • возможность использования в широкой педагогической практике авторских методик по реализации ИКТ.

Бесспорно, цифровизация системы повышения квалификации педагогических работников Воронежской области является актуальной. Например, обучение слушателей через региональную электронную платформу сопровождения профессионального роста работников образования, которое требует совершенно иной подготовки педагога, связанной с интернет-ресурсами. Причём, новые информационные технологии не вытесняют традиционные, так как являются необходимой предпосылкой переподготовки высококвалифицированных педагогических кадров, которые создают новые точки роста информационных возможностей и направлений.

 

Список литературы

  1. Бачурина Л.А., Ярчикова Н.В. Учитель в цифровом пространстве: межпредметные технологии и эффективные образовательные практики. Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации / Л.А. Бачурина, Н.В. Ярчикова. – ВИРО, 2019. – 16 с.
  2. Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. редактор Б.М. Бим-Бад; редкол.: М.М. Безруких, В.А. Болотов, Л.С. Глебова и др. – М.: Большая российская энциклопедия, 2002. – 528 с.
  3. Вербицкий А.А. Личностный и компетентностный подходы в образовании: проблемы интеграции / А.А. Вербицкий, О.Г. Ларионова. – М.: Логос, 2009. – 336 с.
  4. Воинова О.И., Плешаков В.А. Личность и киберсоциум: становление киберсоциальности и классификация людей по степени интегрированности в киберсоциум / О.И. Воинова, В.А. Плешаков // Электронный научно-публицистический журнал «Homo Cyberus». – 2018. – №1 (4). [Электронный ресурс] – URL: http://journal.homocyberus.ru/personality_and_cybersocium_formation_of_cybersafty_and_classification (дата обращения 16.10.2019).
  5. Волков И.П. Цель одна – дорог много: Проектирование процессов обучения: Кн. для учителя: Из опыта работы / И.П. Волков. – М.: Просвещение, 1990. – 159 с.
  6. Ильин Е.Н. Путь к ученику: Раздумья учителя-словесника: Кн. для учителя: Из опыта работы. / Е.Н. Ильин. – М.: Просвещение, 1988. – 224 с.
  7. Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии (анализ зарубежного опыта) / М.В. Кларин. – Рига: НПЦ Эксперимент, 1995. – 176 с.
  8. Лысенкова С.Н. Я читаю, я считаю, я пишу. Как учить маленьких / С.Н. Лысенкова. – М.: Изд-во «Школа-пресс», 1997. – 96 с.
  9. Плешаков В.А. Теория киберсоциализации человека / В.А. Плешаков / Под общ.ред. чл.-корр. РАО, д.п.н., проф. А.В. Мудрика. – МГПУ; «Homo Cyberus», 2011. – 400 с.
  10. Сластёнин В.А. Педагогика: инновационная деятельность / В.А. Сластёнин, Л.С. Подымова. – М.: Магистр, 1997. – 224 с.
  11. Шаталов В.Ф., Шейман В.М. и др. Опорные конспекты по кинематике и динамике: книга для учителя: из опыта работы / В.Ф. Шаталов, В.М. Шейман, А.М. Хаит. – М.: Просвещение, 1989. – 143 с.

 

© Лапина Е.В.

Лапина Е.В. Повышение квалификации педагогических работников в условиях киберсоциализации / Е.В. Лапина // Электронный научно-публицистический журнал "Homo Cyberus". - 2019. - №2(7). – URL:http://journal.homocyberus.ru/Lapina_E_V_2_2019