Перспективы использования виртуальной реальности и 3d-технологий в военно-прикладных целях

Городецкий С.С.Беляков В.А.

Аннотация. Статья посвящена исследованию использования современных информационных технологий в танковых войсках. Авторами раскрыты отличительные особенности понятий «технология виртуальной реальности» и «3D-симулятор». На основе проведённого исследования были определены потенциалы использования 3D-симуляторов и технологий виртуальной реальности. Рассмотрены перспективы развития танковых войск и основ подготовки танкистов.

Ключевые слова: виртуальная реальность, 3D-технология, компьютерный спорт, компьютерные игры, танковые войска.


Abstract. The article is devoted to the study of the use of modern information technologies in tank troops. The authors of the text consider the distinctive features of the concepts «virtual reality technology» and «3D-simulator». Based on the study, the potentials of using 3D-simulators and virtual reality technologies were determined. The prospects for the development of tank troops and the bases for training tankmen are examined.

Key words: a virtual reality, 3D-technology, cybersport, computer games, tank troops.


На сегодняшний день во многих отраслях промышленности могут использоваться или же уже используются 3D-технологии и технологии виртуальной реальности для повышения эффективности обучения сотрудников. Такие технологии способствуют формированию навыков, необходимых в той или иной профессии. Основная цель обучения в виртуальной реальности – отработка ситуаций, которые или с трудом воссоздаются в реальности, или опасны для жизни и здоровья человека, или являются слишком затратными.

Одной из областей широкого применения современных информационных технологий являются Вооружённые Силы Российской Федерации, в том числе и танковые войска. Так, например, в 2015 году Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации Дмитрий Рогозин иронически прокомментировал у себя в Twitter новость о роботизации танков: «Теперь нам нужны не танкисты, а игроки из World of Tanks» [3]. Кроме этого взаимосвязь между увлечением компьютерными играми в жанре танковых симуляторов и интересом к военной технике раскрыта в научном исследовании Н.В. Корчемной [1].

В связи с этим актуальность приобретает исследование использования современных информационных технологий в танковых войсках.

Определим основные понятия.

Работа на «3D-симуляторах» представляет собой передвижение и выполнение действий в смоделированной локации за компьютером, при помощи мыши и клавиатуры (в редком случае – при помощи специального контроллера).

Симуляторы, которые можно назвать «виртуальной реальностью» – это такие симуляторы, которые обеспечивают эффект погружения в окружающую среду, т.е. создаётся ощущение, что можно «реально, своими ногами побегать» по объекту, «покрутить» вентили и т.д.

Особенность технологий виртуальной реальности состоит в том, что обычные 3D-симуляторы не дают этого ощущения погружения. Весь полученный опыт является логическим и визуальным. В то время как симуляторы виртуальной реальности способны вырабатывать кинестетические ощущения, то есть переход от визуальной памяти к механической, моторной [2].

Рассмотрим на примере подготовки специалистов танковых войск РФ применение технологий виртуальной реальности и 3D-технологий.

Стоит сразу разделить все симуляторы на 2 категории.

Первая категория – общедоступные симуляторы: компьютерные игры – танковые онлайн-симуляторы, такие как «World of Tanks», «War Thunder», «Armored Warfare». Вторая категория – военные симуляторы виртуальной реальности, которые используются преимущественно в армии России. Онлайн-игры подходят под описание 3D-симуляторов, которое упоминалось выше, а реальные военные симуляторы – ближе к виртуальной реальности.

Для определения эффективности использования в военной сфере компьютерных игр, мы провели опрос в виде интервьюирования экспертов в данной области. Нами было опрошено 10 сотрудников методического подразделения «Корпорации Оборонсофт», у которых за плечами имеется не только многолетний опыт службы, но и большой опыт преподавания. Результаты опроса представлены на рисунке 1.

Рисунок 1. Результат опроса экспертов методического подразделения «Корпорации Оборонсофт»

Танковые онлайн-игры, по мнению экспертов, способны:

  1. развивать тактическое мышление;
  2. формировать навыки командного взаимодействия;
  3. обучать тактическому позиционированию на поле боя (выбор танковых позиций, защита позиций, захват позиций);
  4. повышать популярность и престиж танковых войск.

Однако компьютерные игры в жанре танковых симуляторов не способны сформировать умение управления реальным танком. Для работы на реальном танке необходима техническая подготовка, которую современные компьютерные игры пока не могут предоставить.

Мнения респондентов по вопросу эффективности военных симуляторов сходятся в том, что данные тренажеры виртуальной реальности, используемые в армии России, помогают в освоении необходимых навыков управления танком. Хотя уровня погружения всё равно не хватает, чтобы симуляторами виртуальной реальности можно было полноценно заменить учения на настоящем танке. Следовательно, психологическая подготовка будущих танкистов при обучении на военных симуляторах недостаточна.

Однако сегодня уже с уверенностью можно говорить о модернизации танковых войск, связанной с новыми технологиями. Цена обучения танкиста довольно высока, во всём мире начали задумываться о безопасности экипажа, так как их опыт и умения начали цениться больше, чем единицы техники. Это в основном проявляется в модификациях двух видов:

  1. улучшенная защита экипажа;
  2. дистанционное управление танком.

Кроме прочего Уралвагонзавод, предприятие, которое занимается разработкой танка на базе Армата, уже ведёт работу по созданию систем дистанционного управления для танка Т-14 Армата [4]. Дистанционное управление техникой используют такую концепцию, как виртуализация. Смысл этой концепции состоит в том, что бы отделять компоненты некой системы и делать их более гибкими, независимыми. Дистанционное управление – это как раз такой абстрактный слой, который позволит выстроить взаимодействия в виде один экипаж – много машин (в синхронном режиме). Если в танковых войсках начнётся переход на дистанционное управление, то тогда резко возрастет ценность обучающих симуляторов, ведь разницы между ними и реальным дистанционным управлением фактически пропадет.

Таким образом, компьютерные игры в жанре танковых симуляторов представляют собой тренажёры начального уровня, назначение которых – развить интерес к военной технике, совершенствовать коммуникативные навыки, дать основы тактики и позиционирования, которые можно будет перенести на симуляторы реальных танков, а впоследствии и на настоящие роботизированные танки. Военные симуляторы – эффективное средство обучения управления танком. Навыки, приобретённые при занятиях на таком тренажёре, позволят управлять как обычным танком, так и танком на дистанционном управлении.

Список литературы:

  1. Корчемная Н.В. Использование интересов студентов-киберспортсменов в базовой реальности для создания условий социального воспитания // Ребенок в современном образовательном пространстве мегаполиса: материалы IV Всероссийской научно-практической конференции , 7 апреля 2017. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://elibrary.ru/download/elibrary_29883774_86515328.pdf (дата обращения 19.05.2018).
  2. Разница между 3D и виртуальной реальностью / Блог компании КРОК, – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://habrahabr.ru/company/croc/blog/263329 (дата обращения 19.05.2018).
  3. Рогозин о превращении Т-90 в робота: нам нужны игроки World of Tanks / Официальный сайт РИА Новости. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ria.ru/defense_safety/20151012/1300456555.html#ixzz43QrrycRG (дата обращения 19.05.2018).
  4. СМИ: создатели «Арматы» рассказали о дистанционном управлении танком / Официальный сайт РИА Новости. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ria.ru/defense_safety/20150531/1067450281.html (дата обращения 19.05.2018).

© Городецкий С.С. © Беляков В.А.

Городецкий С.С., Беляков В.А. Перспективы использования виртуальной реальности и 3d-технологий в военно-прикладных целях / С.С. Городецкий, В.А. Беляков  // Электронный научно-публицистический журнал "Homo Cyberus". - 2018. - №2(5). [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://journal.homocyberus.ru/perspektivy_ispolzovaniya_virtualnoj_realn..., свободный. - Загл. с экрана.