Современная специфика киберкоммуникации преподавателей и студентов

Обыденкова В.К.

Аннотация. Статья посвящена описанию преимуществ и недостатков деловой киберкоммуникации преподавателей и студентов. Автор выделяет несколько форматов подобного взаимодействия, останавливаясь на их достоинствах, упоминая связанные с ними проблемы и предлагая пути их решения.

Ключевые слова: общение, взаимодействие, киберкоммуникация, Интернет, социальные интернет-сети, преподаватель, студент.


Modern specificity of cybercommunication of lecturers and students

Abstract. The article describes the advantages and disadvantages of business cybercommunication of  lecturers and students. The author distinguishes several formats of such interactions, mentions their merits and proposes solutions to problems associated with them.

Key words: communication, interaction, cybercommuniсation, Internet, social network, lecturer, student.


Сегодня киберпространство, в частности, Интернет, становится пространством деловой киберсоциализации, которую мы определяем как «процесс качественных изменений функциональных и коммуникативных аспектов трудовой деятельности человека: способов выполнения задач, норм и характера делового общения, стиля самопрезентации и поведения в профессиональной среде; происходящий под влиянием и в результате использования человеком современных информационно-коммуникационных, компьютерных, электронных, цифровых, мультимедийных и интернет-технологий» [6, 8]. Важнейшим механизмом социализации выступает коммуникация. Отметим, что в деловую киберкоммуникацию («общение в киберпространстве посредством информационно-коммуникационных технологий, которое имеет цель в организации и оптимизации совместной деятельности людей» [5, 7]) вовлечены, в том числе, студенты и преподаватели вузов. Опыт автора в организации работы с обучающимися ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет» и НОУ ВО «Московский социально-педагогический институт» показывает, что  деловая киберкоммуникация студентов и преподавателей может осуществляться в следующих форматах:

  1. Обмен материалами в рамках учебного процесса. Как правило, курсовые, выпускные квалификационные работы и домашние задания студенты высылают преподавателю на проверку посредством электронной почты. Также для размещения заданий и отчетов об их выполнении активно применяются платформы электронного обучения (например, LMS или Moodle), облачные технологии.
  2. Обмен информацией организационного характера. Например, с помощью различных каналов связи (от электронной почты до социальных интернет-сетей и мессенджеров) преподаватель может уведомить студентов о назначении времени очной консультации или места сбора для совместного посещения какого-либо образовательного мероприятия.
  3. Консультация. Интернет-технологии позволяют студентам получать консультации вне вузовского пространства: им достаточно отправить интересующий их вопрос, например, на электронную почту преподавателя.
  4. Организация профессиональных сообществ с целью совместной информационно-просветительской, коммуникативной и исследовательской деятельности (например, «Академия киберсоциализации «Homo Cyberus» в социальной интернет-сети «ВКонтакте» (https://vk.com/cybersocialization), виртуальных рабочих групп студентов [1] (например, «Научная группа исследователей киберсоциализации под руководством профессора В.А. Плешакова» в социальной интернет-сети «ВКонтакте», функционирующая в форме «беседы»).
  5. Реализация интернет-проектов [4]. Учебное интернет-проектирование – относительно молодое и перспективное направление проектной деятельности. Оно предполагает создание интернет-ресурсов по определенной тематике, как правило, связанной с изучаемыми в вузе дисциплинами. В ходе него осуществляется дистанционное общение студентов между собой, а также с преподавателем по сети Интернет.

Несомненным преимуществом перечисленных форматов взаимодействия является оперативность обмена информацией без необходимости личной встречи. Общение с педагогами по Сети позволяет студентам получать быструю обратную связь и дополнительную информацию об изучаемом материале из первых уст.

Мы также отмечаем, что киберкоммуникация находится вне времени: написанные собеседниками сообщения сохраняются на просторах интернет-ресурсов (отправленные в прошлом, готовящиеся к отправке в настоящем и даже в будущем (так называемая отложенная отправка или отсроченная публикация)). Возможности интернет-пространства в этом аспекте превосходят возможности сохранения информации в памяти среднестатистического человека, и подобные сообщения представляют большую ценность для организации учебного процесса. И студент, и преподаватель всегда могут вернуться к нужной переписке или запланировать начало беседы на удобный обоим промежуток времени. Вместе с тем подобные функции интернет-пространства возлагают на коммуникантов большую ответственность за передаваемые сообщения, вследствие чего появляется необходимость более тщательно продумывать ход беседы. Это также можно рассматривать в позитивном ключе: студенты учатся излагать свои мысли просто, доступно, учитывать нормы и традиции делового взаимодействия.

Отдельным звеном киберкоммуникации преподавателей и студентов выступает неформальное общение. Многие участники образовательного процесса являются пользователями социальных интернет-сетей (которые традиционно считаются площадками для нерегламентированного общения). Как отмечает И.В. Зорина, социальная интернет-сеть «организует и делает возможным взаимодействие преподавателей и обучающихся друг с другом с целью удовлетворения потребности в самовыражении, уважении и признании; принадлежности к социальной группе, что даёт богатые возможности в использовании этого пространства именно в сфере образования» [3]. В рамках неформального общения в социальных интернет-сетях возможен обмен «постами», заметками, изображениями, которые могут показаться интересными одной или другой стороне, а также более детальное знакомство с личной жизнью друг друга (просмотр анкеты и фотографий в профиле, списка сообществ, «друзей» и подписчиков).

Современным студентам интересно учиться у педагогов-практиков, имеющих значительные достижения в профессии и увлеченных своей работой. В социальных сетях интернет-среды преподаватель может раскрыть нужные грани своей личности и профессиональной деятельности, поэтому подобный формат взаимодействия со студентами может иметь положительное влияние при освоении ими университетских дисциплин.

Тем не менее, разнообразие форматов и каналов деловой киберкоммуникации не только оптимизирует взаимодействие преподавателей и студентов, но также порождает ряд проблем.

Во-первых, размываются понятия «личное» и «публичное». Если в реальной среде существуют более жесткие разграничения между личным и деловым, то на странице пользователя в Интернете (а особенно в социальных интернет-сетях) в одно и то же время отражены личные и деловые аспекты его жизни, которые не разграничены пространственными, временными и ситуативными рамками. Это может вызывать излишнюю вовлеченность людей, находящихся в деловых взаимоотношениях, в личное пространство друг друга.

Во-вторых, все больше пользователей Интернета не обращают внимания на временные рамки для общения, хотя для их собеседников они являются важными.

В-третьих, претерпевает трансформацию и этикет общения. Сегодня наблюдается сближение особенностей и норм коммуникации, свойственных реальной и интернет-среде. Однако, по словам А.Е. Войскунского, имеет место недостаточная гибкость человека при попытке перенести хорошо известные этические нормы из реальной среды в принципиально новую – интернет-пространство [2]. Наиболее распространенное следствие – нарушение традиционного стиля общения между студентами преподавателями.

Нам видятся два способа решения описанных проблем:

  1. Своевременное установление преподавателем границ, комфортных для взаимодействия. Этот способ охватывает как временной, так и этический аспект деловой киберкоммуникации педагогов и студентов и позволяет ее участникам экономить учебное, рабочее и личное время друг друга, а также концентрироваться на решении действительно важных задач. В первую очередь, мы говорим об определении преподавателем времени и дней недели, в которые он сможет уделить студентам должное внимание и вступить с ними в диалог по Сети. Кроме того, когда дистанционное взаимодействие подчиняется принятым в реальном пространстве нормам общения, оно способствует подготовке студентов к реалиям будущей профессиональной деятельности [5].
  2. Осознанная самопрезентация в сети Интернет. Профессия педагога предполагает повышенную ответственность в вопросах, касающихся самопрезентации. От преподавателя требуется поддержание положительного имиджа и личного примера своим обучающимся. Главное средство осознанной самопрезентации – рефлексия педагогом своей активности в социальных сетях, в частности, постановка вопросов: «Как я позиционирую себя, размещая данную информацию?», «Какое сообщение обо мне другим несет информация, которую я размещаю?», «Какая информация будет интересна и полезна мне и моим подписчикам?». Кроме того, использование функциональных возможностей киберсреды, в частности, социальных интернет-сетей, позволяет преподавателю скорректировать свой образ и разграничить информацию на личную (доступную для близких) и публичную – которую могут видеть коллеги, студенты и т.д.

Мы уверены, что, будучи осведомленными в вопросах грамотной организации деловой киберкоммуникации, преподаватели и студенты смогут извлечь из нее максимальную пользу для общения, учебной и профессиональной деятельности.

Литература:

  1. Бабин Е.Н., Редько Н.В. Социальные сети как веб-сервис в организации образовательного процесса в вузе // Информационная среда вуза XXI века. Материалы V Международной научно-практической конференции (26-30 сентября 2011 г.). – Петрозаводск, 2011. – С. 24-27.
  2. Войскунский А.Е. Информационная безопасность и обучение кибер-этике. // Информационно-психологическая безопасность молодежи в современных условиях // Материалы Всероссийской научно-практической конференции 13-14 декабря 2013 г. – Махачкала: АЛЕФ (ИП Овчинников М.А.). – 2013. – С. 213-214.
  3. Зорина И.В. Социальные сервисы и сообщества в образовании // Научные исследования в образовании. – 2008. – № 8. – С. 15-18.
  4. Обыденкова В.К. Определение понятия «интернет-проект» в контексте профессиональной подготовки студентов вуза // Интернет-журнал «Мир науки» – 2016. – Т. 4. – № 6 [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://mir-nauki.com/PDF/75PDMN616.pdf
  5. Обыденкова В.К. Принципы деловой киберкоммуникации в контексте организации интернет-проектирования в педагогическом вузе // Прикладная психология на службе развивающейся личности: сборник научных статей и материалов XV научно-практической конференции с международным участием «Практическая психология образования XXI века. Прикладная психология на службе развивающейся личности», 9-10 февраля 2017, Коломна / под общ. ред. Р.В. Ершовой. – Коломна: Государственный социально-гуманитарный университет, 2017. – С. 169-174.
  6. Обыденкова В.К. Специфика проявления эмпатии в деловой интернет-коммуникации // Цифровое общество как культурно-исторический контекст развития человека: сборник научных статей и материалов международной конференции «Цифровое общество как культурно-исторический контекст развития человека, 11-13 февраля 2016, Коломна / Под общ. ред. Р.В. Ершовой. – Коломна: Государственный социально-гуманитарный университет, 2016. – С. 290-294.
  7. Плешаков В.А. Киберкоммуникация как современная психолого-педагогическая проблема // Информация и образование: границы коммуникаций. – 2011. – № 3. – С. 35-37.
  8. Плешаков В.А. Теория киберсоциализации человека: монография / Под общ. ред. чл.-корр. РАО, д.п.н., профессора А.В. Мудрика – М.: МПГУ; «Homo Cyberus», 2011. – 400 с.

 

© Обыденкова Валерия Кирилловна

Обыденкова В.К.  Современная специфика киберкоммуникации преподавателей и студентов / В.К. Обыденкова // Электронный научно-публицистический журнал "Homo Cyberus". - 2017. - №2(3). [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://journal.homocyberus.ru/modern_specificity_of_cybercommunication_o...​, свободный. - Загл. с экрана.