Информационная компетентность современных обучающихся и эпоха киберсоциализации: горизонты взаимодействия

Третьяков А.Л.

Аннотация. В данной статье определяются аспекты взаимодействия по вопросам формирования информационной компетентности современных обучающихся общеобразовательных организаций в эпоху киберсоциализации. Приведены теоретические основания к определению феномена информационной компетентности в современном глобализирующемся мире. Рассмотрены способности человека и их потенциал в эпоху киберсоциализации. Отражена авторская система формирования информационной компетентности обучающихся в современной общеобразовательной организации. Особое и важное внимание уделено теории киберсоциализации личности, автором которой является профессор В.А. Плешаков. Приведены базовые детерминанты Программы «Цифровая экономика Российской Федерации» и проекта «Цифровая школа», отражающие необходимость взаимодействия и взаимообусловленности теории киберсоциализации и формирования информационной компетентности у современного подрастающего поколения. Описаны особенности обучения детей XXI века, важные для формирования у них информационной компетентности.

Ключевые слова: киберсоциализация, информационная компетентность, обучающиеся, детерминаты, инновационный педагогический дискурс, трансформация.


Information competence of modern students and the era of cybersocialization: horizons of interaction

Abstract. In this article, aspects of interaction on the formation of information competence of modern learning general education organizations in the era of cybersocialization are determined. Theoretical grounds for determining the phenomenon of information competence in the modern globalizing world are given. Human abilities and their potential in the era of cybersocialization are considered. The author's system of formation of information competence of students in the modern general educational organization is reflected. Special and important attention is paid to the theory of cybersocialization of personality, the author of which is Professor V.A. Pleshakov. The basic determinants of the Digital Economy of the Russian Federation Program and the Digital School project are presented, reflecting the need for the interaction and interdependence of the theory of cybersocialization and the formation of information competence among the modern rising generation. The features of teaching children of the XXI century, important for the formation of their information competence, are described.

Key words: cybersocialization, information competence, students, determinants, innovative pedagogical discourse, transformation.


В условиях процесса глобализации во всем мире система образования находится в стадии масштабных преобразований. Глобализация, образование культурного сообщества, технологический и социально-экономический прогресс, а также цифровизация общества не только предъявляют новые требования к системному воспитанию и образованию молодежи, но и порождают новые проблемы в системе общего и дополнительного образования.

В этой связи целью данной статьи является актуализация и определение горизонтов взаимодействия субъектов образования в вопросах формирования информационной компетентности современных обучающихся в условиях эпохи киберсоциализации.

Информационная революция и происходящие в мире процессы глобализации усиливают динамичность социума, оказывают огромное влияние на различные стороны человеческой жизнедеятельности. Многие социальные структуры, которые определяют поведенческие ориентиры для человека, утратили свое влияние, подверглись существенным изменениям и устойчивые ранее типы отношений между родителями и детьми, семьей и обществом, учителем и обучающимся. Большая часть человеческой активности переместилась в новые общности людей, такие как социальные интернет-сети. Кроме того, расширилась информационная деятельность людей во всех сферах практической деятельности. Все это способствует свободному доступу к информации, потенциальному повышению образовательного уровня молодежи, интенсификации профессионального самоопределения, но требует информационной и правовой компетентности, а также гражданской активности, навыков здорового образа жизни, высоких ценностных ориентиров у подрастающего поколения. В этой связи проблема формирования информационной компетентности личности, культуры информационного взаимодействия, что является в настоящее время частью социальной политики государства, представляется весьма актуальной.

Безусловно, глобальные социальные, экономические, политические и культурные изменения, происходящие в современном российском обществе, предъявляют новые требования к воспитанию подрастающего поколения. Создание воспитательного идеала россиянина является важнейшей проблемой сохранения единства образовательного пространства нашей страны.

Таким образом, можно привести определение дефиниции «информационная компетентность», под которой мы пониманием полиаспектный феномен, включающий в себя информационные компоненты, социокультурные нормы, психолого-педагогические методики взаимодействия с источниками информации, а также технологию взаимодействия субъектов информационной деятельности в цифровом пространстве. Особую значимость в описанной проблематике приобретает методологический аспект – рассмотрение методов информационной деятельности, имеющих фундаментальное значение в любой интеллектуальной деятельности. В трактовке определения главного понятия статьи – «информационная компетентность» – мы опирались на методологические идеи киберсоциализации человека профессора В.А. Плешакова и роли цифровой социализации в жизнедеятельности современной личности академика В.П. Голованова.

На наш взгляд, главную стратегическую линию своей профессиональной деятельности педагогический работник видит в поддержке личностного роста своих обучающихся, пробуждении их внутренней энергии для жизни, стремлении к счастью на основе их упорного образования и собственного труда.

Информационные компетенции представителя современного общества должны не только обеспечить успешную социализацию (и киберсоциализацию [6-10]) личности, но и гарантировать овладение эффективными методами и средствами сбора, накопления, передачи и переработки информации в течение всей социально активной жизни человека.

Стоит сказать, что формированием информационной компетентности необходимо заниматься системно с раннего возраста и на протяжении всей жизни [4-5]. Особую роль в этом процессе играет образование. В процессе обучения в школе должны формироваться не только навыки работы на компьютере, с информацией, но и понимание важности такой деятельности для самого человека, получения им личностно-значимой информации. При этом не следует забывать о воспитательном аспекте, соблюдении правил и этических норм при получении и создании информации. Это имеет особое значение при использовании информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», нахождении в социальных интернет-сетях и др., т.к. в них имеются специфические ресурсы и формы социальных взаимодействий, что не должно исключать свойств общего социального пространства, а, значит, и общепринятых норм, и правил поведения.

Нельзя не отметить тот факт, что т.н. «виртуальная реальность» все более проникает в реальную жизнь людей и последствия такого проникновения не всегда положительны. Сгладить отрицательное влияние на людей, в первую очередь, на молодежь, такого воздействия киберпространства может помочь формирование информационной компетентности.

Информационная деятельность человека, связанная с социальной природой, является системно-преобразующим ядром информационной компетентности. Эта деятельность связана с разнообразными способностями человека, которые проявляются:

  • в умениях и навыках по использованию современной компьютерной и телекоммуникационной техники;
  • в способности использовать в своей деятельности информационные технологии;
  • в умении получать значимую для себя информацию из различных источников и уметь перерабатывать ее;
  • в умении аналитически обрабатывать информацию;
  • в знании особенностей информационных потоков в своей сфере деятельности и др.

Информационная деятельность обеспечивает функционирование и дальнейшее развития информационного потенциала общества.

Информация в современном мире быстро устаревает из-за оперативного хода общественной жизни, развития науки, техники и способов общения людей друг с другом. Информация, имеющая большую ценность сегодня, завтра может быть бесполезной. Своевременная выдача информации повышает ее актуальность и практическую значимость [3].

За последнее десятилетие человечеству открылся новый мир – киберпространство, связанное сетью телекоммуникаций, что позволило актуализировать глобальные проблемы. Киберпространство для многих его обитателей стало не только гигантской библиотекой, сколько деятельной средой, жизненным миром. Не с помощью сети Интернет, а в интернет-среде киберпространства осуществляется сегодня деятельность многих людей.

Можно сказать, что киберпространство имеет свою собственную структуру. По мере овладения человеком определенного слоя киберпространства повышается его качественный уровень приобщения к информационной культуре. Киберпространство может характеризоваться такими понятиями, как «информационная плотность», «информационный поток», «информационное поле» и проч.

Развитие информационной компетентности происходит под влиянием двух факторов: количеством полученного знания и степенью «продвинутости» поставленных проблем.

Преобладает охват вопросов, связанных с первым фактором и недостаточностью исследованности второго. Можно говорить лишь о наличии предпосылок для построения обобщений на теоретическом уровне. Информационную компетентность можно представить объектом, переходящим на новый уровень своей организации с приобретением дополнительных структурных характеристик, человеческое воздействие на который не является чем-то внешним, а включается в систему.

Теоретическая разработка проблем, связанных с формированием информационной компетентности, имеет практическое значение для совершенствования и углубления содержания преподаваемых информационных дисциплин в образовательных организациях разных уровней.

Поскольку объем информации (не знания) в настоящее время растет экспоненциально, а время обучения ограничено, то это вынуждает сохранять тенденцию совершенствования процесса обучения, его методов, структурных форм, а также вспомогательных аудиовизуальных и технических средств.

Формирование информационной компетентности – непрерывный процесс, который должен начинаться как можно раньше. Этого мнения придерживаются такие исследователи, как В.П. Голованов, Е.Я. Коган, И.И. Комарова, Т.С. Комарова, Е.М. Машбиц, Ю.А. Первин, В.А. Плешаков, Н.Д. Угринович и др. Мы считаем, что «уровень развития современного молодого человека во многом характеризует понятие информационной компетентности, которая в силу фундаментальности ее понятия должна формироваться, начиная с первых школьных, а иногда и дошкольных уроков и занятий» [12, С. 390].

Современный человек живет в глобальном мире. Он вовлечен в сложные социальные, общественные, политические и экономические отношения. Кроме того, ему доступно киберпространство со всеми его возможностями и соблазнами.

Стоит отметить, что в возрасте 11-14 лет у обучающихся складывается определенный тип и стиль мышления, заметно усиливается сознательное отношение к учебной деятельности, происходит постепенный переход на более высокий уровень, связанный с новым отношением к глубокому усвоению знаний, которые приобретают личностный смысл [1-2].

В старшем школьном возрасте (10-11 классы) особое значение приобретает развитие личности, а учебная деятельность старшеклассников предъявляет более высокие требования к их активности и самостоятельности.

Анализ преподавания курса информатики (на примере ГБОУ школа № 338 Невского района г. Санкт-Петербурга и Образовательного комплекса № 1191 г. Москвы) в современной общеобразовательной организации позволяет выделить несколько этапов в формировании информационной компетентности в процессе обучения.

На первом этапе – пропедевтическом – происходит первоначальное знакомство обучающихся с компьютером, формируются первые элементы информационной компетентности в процессе использования учебных программ.

На втором этапе – базовом – обеспечивается обязательный общеобразовательный минимум подготовки обучающихся по информатике. Он направлен на овладение обучающимися методами и средствами информационных технологий решения задач, формирования навыков сознательного и рационального использования компьютера в своей учебной деятельности.

Третий этап – профильное обучение – допрофессиональная подготовка обучающихся, дифференцированная по объему и содержанию, с учетом их интересов и в зависимости от профиля класса.

Четвертый этап – обучение в организациях дополнительного образования – осуществляется на любых дополнительных общеобразовательных программах, связанных с информационно-телекоммуникационными технологиями.

Пятый этап – самообразование – актуален в течение всей жизни.

Стоит сказать, что знания, умения, навыки и компетенции, связанные с аналитико-синтетической переработкой информации, приобретают все большую ценность для современного человека, а объединяющая и обобщающая их информационная компетентность становится одной из главных целей современного образования.

Эффективность процессов воспитания и формирования информационной компетентности обучающихся обуславливается реализацией таких ведущих дидактических принципов, как: научность, связь теории с практикой, систематичность, последовательность, наглядность, доступность, персонифицированный и дифференцированный подходы и проч. Активную роль играют формы обучения, среди которых можно выделить виды учебных занятий, направленные на теоретическую и практическую подготовку выпускников современных общеобразовательных организаций.

Современные технологии, инновационные средства коммуникации и обработки информации обусловили появление беспрецедентных возможностей управления процессом обучения человека на разных уровнях образования/самообразования и повышения информационной компетентности, в том числе и в организациях дополнительного образования. Акцентируя внимание на моделировании данного феномена, необходимо выделить исходные предпосылки:

1) Информационно-культурные;

2) Системные;

3) Ценностные;

4) Технологические.

Проведенный анализ показывает, что для современного человека информационная компетентность личности является ориентиром и помощником в выборе направлений деятельности. Многие исследователи отмечают ее культурологическую основу, другие – информационную. Мы предлагаем рассмотреть ситуационный принцип, то есть возможность и способность человека адекватно реагировать на происходящие в киберпространстве события.

Междисциплинарный подход к анализу информационной компетентности показывает, что эта характеристика не возникает и не развивается без целенаправленного воспитательного воздействия, каковым является образование. Таким образом, в основе исследования генезиса информационной компетентности обучающихся лежит формирование условий будущего развития личности.

Методология взаимодействия информационной компетентности, воспитания и образования позволяет экстраполировать развитие системы в будущем. Тем самым мы приходим к созданию модели «управляемого будущего», в которой тот или иной уровень образования человека, достигаемый в ходе целостного воспитательно-образовательного процесса, определяется реализованным уровнем ситуационного принципа развития информационной компетентности индивидуума.

В связи с развитием проблематики информационной компетентности личности новой эпохи стоит обратиться к инновационным подходам и теориям, которые исследуют данный вопрос. Среди них мы выделяем теорию киберсоциализации, то есть жизнедеятельности личности в киберпространстве.

В настоящее время под киберсоциализацией человека автор термина и теории В.А. Плешаков понимает «социализацию личности в киберпространстве – как процесс качественных изменений структуры самосознания личности и потребностно-мотивационной сферы индивидуума, происходящий под влиянием и в результате использования человеком современных информационно-коммуникационных, цифровых и компьютерных технологий в контексте усвоения и воспроизводства им культуры в рамках персональной жизнедеятельности» [10, С. 24].

В свою очередь, по его мнению, «киберпространство – это некое созданное и постоянно дополняющееся человечеством сетевое информационное воплощение ноосферы» [9, С. 17].

В этой связи ещё более актуализируется концепт формирования информационной компетентности обучающихся, которые в настоящее время находятся в «информационном океане», не всегда способном предоставлять качественную и полезную информацию в соответствии с запросами пользователей.

Необходимо всегда иметь в виду, что киберпространство, являясь относительно новым пространством для организации жизнедеятельности человека, предъявляет к нему определенные требования, влияет на его социализацию, что позволяет воспринимать человека как объект киберсоциализации.

Мы согласны с мнением В.А. Плешакова, что «… у активных пользователей современных технологий в процессе киберсоциализации качественно трансформируются психические процессы, такие, как:

  • познавательные, а именно: ощущение, восприятие, внимание, воображение, память, мышление, речь;
  • эмоционально-мотивационные, конкретно: эмоциональные состояния, собственно, эмоции и чувства, потребности и мотивации;
  • личностные характеристики, непосредственно: характер и даже темперамент, многочисленные индивидуальные особенности;
  • а также сознание, персональная жизнедеятельность, специфика межличностных и групповых отношений, обретая характер сетевых, формирующихся в условиях информационно насыщенной социализирующей среды киберпространства, пронизывающего современную реальность.

В процессе киберпространства перестраиваются и сфера досуга, и информационная сфера, изменяются и характеристики учебного процесса. Кроме того, киберпространство существенно влияет на процесс социального воспитания человека в контексте усвоения социальных норм, формирования ценностных ориентаций, являясь зачастую средой неформального, а также дополнительного образования и просвещения» [10, С. 29].

Таким образом, обозначенные выше детерминанты отражают современную информационную действительность, в рамках которой необходимо выстраивать пути взаимодействия и акцентировать внимание на онтологических началах воспитания и социализации подрастающего поколения в эпоху киберсоциализации.

Не менее важным является рассмотрение вопросов формирования информационной компетентности обучающихся в контексте реализации Программы «Цифровая экономика Российской Федерации», утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2017 г. за № 1632-р [11], одной из целей которой является создание экосистемы цифровой экономики Российской Федерации, в которой данные в цифровой форме являются ключевым фактором производства во всех сферах социально-экономической деятельности, в которой обеспечено эффективное взаимодействие, включая трансграничное, бизнеса, научно-образовательного сообщества, государства и граждан. Иными словами, на уровне государства актуализируется вопрос обращения к научно-образовательному сообществу с целью формирования компетенций, в том числе информационных, у обучающихся для нужд цифровой экономики.

Именно данная Программа характеризует новый экономический уклад, который необходим в условиях перехода на качественно новый уровень использования информационно­телекоммуникационных технологий во всех сферах социально-экономической деятельности России.

Важнейшим компонентом Программы является раздел 2 «Кадры и образование» Дорожной карты, целями которого является:

«1) Система трудовых отношений, нормативная и правовая база, в том числе, описания системы компетенций отражают цифровую реальность деятельности граждан.

2) Система аттестации компетенций цифровой экономики вариативна и согласована с профессиональными и образовательными стандартами, национальной системой квалификаций.

3) Система основных образовательных программ обеспечивает цифровую грамотность населения, подготовки кадров для цифровой экономики и использует ее инструменты и среды.

4) Реализованы стратегия образования в течение всей жизни, механизмы переподготовки, повышения квалификации и вовлечения в цифровую экономику государственных служащих, старше 50 лет, пенсионеров и инвалидов.

5) Российская Федерация является привлекательным местом для работы специалистов, в том числе иностранных, в области проектирования, производства и коммерциализации цифровых технологий.        Кроме того, планируется обеспечить эффективное персонифицированное использование для каждого обучающегося всех образовательных ресурсов, в частности, будут разработаны методически и технологически, с применением данных персональных траекторий развития, способы прогнозирования и формирования персонифицированных образовательных маршрутов, обеспечивающих освоение ключевых компетенций с учетом различных систем аттестации. Обучающиеся могут выбрать персонифицированные образовательные маршруты, обеспечивающие освоение компетенций цифровой экономики. Реализована возможность, с использованием цифровой инфраструктуры, освоения обучающимся образовательной программы из различных источников, в том числе из массовых онлайн-курсов при образовательном сопровождении (содействии) различных организаций, аттестации результатов освоения модулей программы и компонентов государственной итоговой аттестации различными организациями» [11, С. 28].

Таким образом, обозначенные выше аспекты позволяют еще более актуализировать концепт формирования информационной компетентности обучающихся для нужд цифровой экономики в эпоху киберсоциализации.

Итак, рассмотрение вопросов формирования информационной компетентности современных обучающихся требует акцентировать внимание на особенностях детей и специфике их образования в XXI веке, среди которых можно выделить следующие главные позиции:

1.      Дети более мотивированы что-либо делать, если могут сами погрузиться в изучаемую тему и увидеть своими глазами, как там всё устроено. Через понимание процесса изнутри придёт и понимание того, насколько эта тема близка ребёнку.

2.      Детям нужна свобода выбора. Научно-образовательное сообщество должно обеспечить возможность им самим отвечать на вопросы зачем что-то делать или зачем это нужно.

3.      За счёт технологичного процесса образования появилась возможность показать, как и что устроено в очень многих областях, увидев, ребёнок сам поймёт, интересно ему это или нет. Однако технологии не делают процесс обучения проще, они дают возможность сделать его другим.

4.      Цель образования в современном мире — do what you want to do and be able to do it, то есть человек, вне зависимости от возраста, должен понимать, что он хочет делать, и иметь все интеллектуальные возможности это делать.

Очень важно еще остановится на приоритетном проекте «Цифровая школа», который в настоящее время проходит масштабное профессиональное обсуждение на различных площадках. Итак, среди ожидаемых результатов проекта разработчики отмечают, что общеобразовательные организации будут осуществлять образовательную деятельность в соответствии с актуализированными государственными образовательными стандартами начального общего, основного общего и среднего общего образования, учитывающими формирование у обучающихся цифровых компетенций для нужд цифровой экономики. Однако, на наш взгляд, стоит обратиться к опыту зарубежных коллег, которые внедряют цифровые технологии в каждой школе и каждом школьном округе посредством специалистов – методистов-технологов, занимающихся внедрением наиболее качественных образовательных ресурсов и технологий. Данные специалисты прошли обучение в магистратуре и постоянно повышают уровень своей компетентности на различные рода научно-практических мероприятиях. Иными словами, представляется актуальным и своевременным организовывать новые образовательные программы для нужд современной цифровой экономики с ориентацией на освоение ресурсов киберпространства и работу человека в эпоху киберсоциализации.

Таким образом, обозначенные выше детерминанты позволяют с высокой степенью уверенности утверждать, что в настоящее время проблема формирования информационной компетентности как социокультурного и образовательного феномена у обучающихся представляется актуальной, особенно в контексте теории и практики киберсоциализации.

Итак, формирование информационной компетентности обучающихся представляет собой важнейший вектор цифровизации общества в эпоху киберсоциализации и необходимое условие идентификации социально-профессиональных проб современных обучающихся посредством различных психолого-педагогических подходов.

Литература:

  1. Голованов В.П. Конвенциональное пространство детства как необходимый компонент полисферности дополнительного образования детей // Внешкольник. – 2009. – № 5. – С. 2-6.
  2. Голованов В.П. Современное дополнительное образование детей – территория перспективного и безопасного детства // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. – 2012. – Т. 18. – № 1-2. – С. 138-144.
  3. Комарова И.И. Образовательная информация в государственных Интернет-ресурсах: результаты исследования веб-сайтов органов власти регионального и муниципального уровней. – М., 2008. – 225 с.
  4. Комарова Т.С., Комарова И.И. Дети младшего возраста и информационные технологии // Педагогика. – 2011. – № 8. – С. 59-68.
  5. Комарова Т.С. Ключевая фигура образовательного учреждения – педагог, учитель, воспитатель // Профессионализм педагога: сущность, содержание, перспективы развития: матер. Междунар. науч.-практ. конф. – М., 2017. – С. 12-14.
  6. Плешаков В.А. Интеграция, киберсоциализация и социальное воспитание: студент и преподаватель в информационном пространстве // Педагогическое образование и наука. – 2010. – № 1. – С. 27-31.
  7. Плешаков В.А., Угольков Н.В. Интернет как фактор киберсоциализации молодежи // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. «Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика». – 2013. – Т. 19. – № 3. – С. 117-120.
  8. Плешаков В.А., Кочнев А.О. Исследование возможностей использования интернета студентами-первокурсниками // Вестник Череповецкого государственного университета. – 2013. – Т. 1. – № 2. – С. 120-122.      
  9. Плешаков В.А. Киберсоциализация: социальное развитие и социальное воспитание современного человека // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия «Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювентология. Социокинетика». – 2010. – Т. 16. – № 2. – С. 15-18.
  10. Плешаков В.А. Теория киберсоциализации человека. – Москва: МПГУ; «Homo Cyberus», 2011. – 400 с.
  11. Программа «Цифровая экономика Российской Федерации» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://d-russia.ru/wp-content/uploads/2017/05/programmaCE.pdf
  12. Третьяков А.Л. Информационная компетентность как образовательный феномен // Язык и актуальные проблемы образования: матер. Междунар. науч.-практ. конф., 31 января 2018 г., Москва / Под ред. Е.И. Артамоновой, О.С. Ушаковой. – Москва, 2018. – С. 389-392.

© Третьяков Андрей Леонидович

Третьяков А.Л. Информационная компетентность современных обучающихся и эпоха киберсоциализации: горизонты взаимодействия / А.Л. Третьяков // Электронный научно-публицистический журнал "Homo Cyberus". - 2018. - №1(4). [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://journal.homocyberus.ru/informacionnaya_kompetentnost_sovremennih_..., свободный. - Загл. с экрана.