Фиджитал-сборы – новая перспективная педагогическая технология
Аннотация. Фиджитал спорт – это новый вид спорта, который официально был признан 31 января 2023 года. Он объединяет в себе две реальности: физическую и цифровую, что, в свою очередь, формирует актуальную задачу – необходимость создания новых форм и методов подготовки фиджитал-спортсменов. В статье рассматривается вопрос практической реализации учебно-тренировочных сборов для фиджитал-спортсменов среднего и старшего школьного возраста. Рассмотрены вопросы организации тренировочного процесса по дисциплинам Баскетбольное двоеборье (Стритбол 3х3 и видеоигра NBA2k3), фиджитал-тактический бой (Valorant и Lazertag), ритм-симулятору (Just Dance) и функционально-цифровому двоеборью (Dota 2 и отдельные виды комплекса ГТО). Дана характеристика фиджитал-сборов и обоснована перспектива создания методики подготовки фиджитал-спортсменов.
Ключевые слова: педагогическая технология, фиджитал-сборы, фиджитал спорт, киберспорт, спорт, цифровая трансформация спорта, Сургутский район, Valorant, NBA2k23, Dota 2, Just Dance
Для цитирования: Щепотьев А.М. Фиджитал-сборы – новая перспективная педагогическая технология / А.М. Щепотьев // Электронный научно-публицистический журнал «Homo Cyberus». 2023. № 2 (15). [Электронный ресурс]. URL: http://journal.homocyberus.ru/Shchepotyev_AM_2_2023
Научная статья
Педагогические науки
5.8.2. Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)
5.8.4. Физическая культура и профессиональная физическая подготовка
УДК 796.011.3
Original article
Phygital fees – a new promising pedagogical technology
Abstract. Phygital sport is a new sport that was officially adopted on January 31, 2023, which combines 2 realities: physical and digital, which in turn forms a new task – to create forms and methods of training athletes. The article considers the issue of practical implementation of training camps for phygital athletes for children of high school age. The issues of organizing the training process in the disciplines of Basketball duathlon (3x3 Streetball and NBA2k3 video game), phygital tactical combat (Valorant and Lazertag), rhythm simulator (Just Dance) and functional digital duathlon (Dota 2 and certain types of the GTO complex) are considered. The characteristics of phygital training camps are given and the prospect of creating a methodology for training phygital athletes is considered.
Key words: pedagogical technology, phygital fees, phygital sports, esports, cybersport, sports, digital transformation of sports, Surgut district, Valorant, NBA2k23, Dota 2, Just Dance
For citation: Shchepotyev A.M. Phygital fees – a new promising pedagogical technology / A.M. Shchepotyev // Electronic scientific journal «Homo Cyberus». 2023. № 2 (15). URL: http://journal.homocyberus.ru/Shchepotyev_AM_2_2023
Вопрос в необходимости новых педагогических технологий в контексте цифровой трансформации спорта неоднократно поднимался учёными и исследователями [1-8] и также был рассмотрен нами ранее в статье «Киберсборы – новая педагогическая технология» [9]. Успешный опыт реализации проекта «Киберсборы», описанный в той статье, лёг в основу проекта «Фиджитал-сборы».
Данный проект появился после включения во Всероссийский реестр видов спорта такого вида, как фиджитал спорт, и приглашения сборной команды Сургутского района на зимние школьные фиджитал игры. Фиджитал спорт – это спорт будущего в настоящем. Фиджитал спорт позволяет расширить и выходить за границы уже известных соревнований, представляя собой функционально-цифровое многоборье. Фиджитал-формат объективно обеспечивает интегративные возможности киберсоциализации и социализации [10, 11].
Перед нами стояла задача объединить в один тренировочный инструмент методы, способы и принципы организации тренировочного процесса как по физическому виду спорта, так и по цифровому, что представляло непростую задачу, т. к. необходимо было согласовать между собой предельную нагрузку в обоих видах спорта без потери качества формы спортсмена в преддверии спортивных соревнований.
Фиджитал-сборы проводились в Сургутском районе на базе центра спортивной подготовки «Атлант» МАУ «Районное управление спортивных сооружений» в феврале 2023 года (рисунок 1). Данное учреждение было выбрано не случайно. С 2018 года на его базе были организованы первые в России муниципальные секции по компьютерному спорту, и его инфраструктура позволяет организовать учебно-тренировочные сборы по фиджитал спорту [12].
В сборах принимали участие школьники Сургутского района в возрасте от 14 до 17 лет из: г. п. Барсово, г. п. Федоровский, г. п. Белый Яр, с. п. Локосово, с. п. Солнечный. Всего принимало участие в фиджитал-сборах 15 спортсменов, которые жили и тренировались в ЦСП «Атлант» на протяжении 7 дней. Главной задачей при формировании программы учебно-тренировочных сборов стал подбор педагогических инструментов, которые способствуют улучшению психоэмоционального состояния спортсменов и минимизируют риски для их физического здоровья [13-16].
Рисунок 1. Общее собрание тренерско-преподавательского состава и участников фиджитал-сборов в центре спортивной подготовки «Атлант» Сургутского района
Для анализа состояния спортсменов на период сборов, каждому был выдан дневник фиджитал-спортсмена (рисунок 2), в котором спортсмены ежедневно отмечал установленные для каждой дисциплины показатели. Необходимость ведения данного дневника, в первую очередь, была обусловлена задачей анализа психоэмоционального состояния, а также оценки результативности тренировочного дня.
Состояние сна |
|
Сон |
|
(2 - плохо, 3 - удовл., 4 – хорошо, 5 – отлично) |
|
Состояние самочувствия. Цифровая тренировка |
|
Самочувствие перед трен. |
|
(2 - плохо, 3 - удовл., 4 - хорошо, 5 - отлично): |
|
Самочувствие после трен. |
|
(2 - плохо, 3 - удовл., 4 - хорошо, 5 - отлично): |
|
Уровни мотивации к цифровой тренировке |
|
Желание тренироваться перед цифровой тренировкой |
|
(2 - нет жел-я, 3 - слабое жел-е, 4 - хор. жел-е, 5 - отл. жел-е) |
|
Желание тренироваться после цифровой тренировки |
|
(2-нет жел-я, 3- слабое жел-е., 4-хор. жел-е, 5- отл. жел-е) |
|
Лучший результат тренировки |
|
Boombayah |
|
Cake By The Ocean |
|
Feel It Still |
|
Bangarang |
|
Single Ladies (Put A Ring On It) |
|
Bad Liar |
|
Blow Your Mind (Mwah) |
|
Fancy Footwork |
|
Scream & Shout extreme |
|
Kill This Love extreme |
|
Что удалось в тренировке: |
|
Ошибки на тренировке: |
Рисунок 2. Дневник фиджитал-спортсмена в дисциплине ритм-симулятор, вид программы «Just Dance»
Планы тренировочных занятий по цифровым и физическим дисциплинам составлялись индивидуально под каждый вид программы. Состоял каждый план из двух основных блоков: цифровая и физическая тренировка.
Так, к примеру, по дисциплине ДОТА2+ГТО совместно с центром тестирования ВФСК ГТО Сургутского района был подготовлен недельный план тренировок, по которым занимались спортсмены под руководством опытных инструкторов центра (рисунок 3).
Помимо общей и специальной физической подготовки, для всех спортсменов были организованы спортивно-восстановительные процедуры инструктором по спорту центра единоборств «Север» Еленой Волошиной – неоднократной победительницей и призёром чемпионатов по фитнесу (рисунки 4, 5).
Рисунок 3. Процесс подготовки фиджитал-спортсменов специалистами центра ВФСК «ГТО» Сургутского района
Рисунок 4. Утренняя зарядка фиджитал-спортсменов
Рисунок 5. Тренировка по стретчингу под руководством Еленой Волошиной
Тренировка по киберспортивным направлениям проводилась в зале компьютерного спорта. К организации тренировочного процесса были подключены высокорейтинговые представители каждой из дисциплин, которые также присутствовали в ЦСП «Атлант» на период проведения сборов (Рисунок 6).
Рисунок 6. Зал компьютерного спорта Центра спортивной подготовки «Атлант»
Организация сборов в подобном формате, в отличии от киберсборов, где команды располагались на удалённых тренировочных площадках, каждая в своём поселении, обусловлена тем, что необходимо было обеспечить отработку технико-тактических действий не только в цифровой, но и физической составляющей фиджитал спорта. Помимо этого, была запланирована соревновательно-развлекательная деятельность в рамках учебно-тренировочных сборов. Участники сборов приняли участие в любительском турнире по лазертагу, а сборники в дисциплине фиджитал-баскетбол приняли участие в межшкольном турнире по баскетболу (Рисунки 7, 8).
Также для участников фиджитал-сборов были проведены мастер-классы с привлечением высококвалифицированных спикеров в области киберспорта, по следующим направлениям: «Профессии в кибер- и фиджитал спорте» (Скаржинская Е. Н.), «Построение тренировочного плана киберспортивной команды» (Залилов М. А.), «Основы судейства в киберспорте и фиджитал спорте» (Загреков Д. В.).
Рисунок 7. Сборная команда в дисциплине фиджитал-тактическая стрельба заняла третье место в открытом турнире по лазертагу
Рисунок 8. Михаил Королев и Иван Семенков, участники сборной по фиджитал спорту Сургутского района, заняли третье место на межшкольных соревнованиях по баскетболу
Выступления спикеров вызвали неподдельный интерес среди участников сборов и многие всерьёз задумались о выборе цифровых видов спорта в качестве своей будущей профессии.
По результатам проведённого анализа дневников фиджитал-спортсменов выявлено улучшение психоэмоционального состояния в конечный день сборов по сравнению с первым днём. Участникам сборов предлагалось оценить состояние самочувствия, уровень мотивации к тренировкам по 5-бальной шкале. Результат представлен в таблице 1.
Итогом тренировочных сборов стало участие сборной команды во Вторых открытых школьных фиджитал играх, которые проходили с 25 по 26 февраля 2023 года в г. Москва, где сборная Сургутского района по фиджитал спорту заняла первое общекомандное место, завоевав 4 золотых медали (DOTA2+ГТО, фиджитал-стритбол, Just Dance и Beat Saber[1]) и 1 серебряную медаль (Valorant) (рисунок 9).
Таблица 1.
Показатели самооценки состояния самочувствия и мотивации фиджитал-спортсменов
Вопрос |
Средний показатель ответов участников сборов в 1-й день УТС |
Средний показатель ответов участников сборов в 7-й день УТС |
Состояние самочувствия перед тренировкой |
3,33 |
4,73 |
Состояние самочувствия после тренировки |
3,83 |
4,73 |
Желание тренироваться перед тренировкой |
4 |
4,53 |
Желание тренироваться после тренировки |
4,23 |
4,93 |
Фиджитал-сборы показали себя как эффективный педагогический инструмент для формирования и подготовки сборных команд для участия во всероссийских соревнованиях.
Позитивный опыт реализации фиджитал-сборов как новой перспективной педагогической технологии, представленный в данной статье, будет заложен нами в основу методики по дальнейшей организации учебно-тренировочных сборов по фиджитал спорту.
Рисунок 9. Чемпионы Вторых открытых школьных фиджитал игр – сборная Сургутского района
Список источников
1. Курманбакиев М. И., Шакирова Д. М., Невзорова О. А. К созданию онтологий педагогических технологий / М. И. Курманбакиев, Д. М. Шакирова, О. А. Невзорова // Гуманитарное образование и наука в техническом вузе. Сборник докладов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Ижевск, 2017. С. 745-750.
2. Лопатников Д. А. Киберспорт: интеграция в образовательные программы в работе с современной молодёжью / Д. А. Лопатников // Молодёжная политика: история, теория, практика. Межвузовская научно-практическая конференция. М., 2021. С. 143-145.
3. Новосёлов М. А., Скаржинская Е. Н. Актуализация научного сопровождения компьютерного спорта / М. А. Новосёлов, Е. Н. Скаржинская // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2017. № 2. С. 39-40.
4. Плешаков В. А. Киберонтологическая концепция развития и воспитания человека XXI в. / В. А. Плешаков // Ежегодная богословская конференция Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. 2014. № 24. С. 374-377.
5. Плешаков В. А., Сагин Г. А. Перспективные области разработки киберпедагогики как научной отрасли / В. А. Плешаков, Г. А. Сагин // MEDIAОбразование: медиавключенность vs медиаизоляция. Материалы VI Международной научной конференции. / Под редакцией А. А. Морозовой. Челябинск, 2021. С. 391-397.
6. Репин Д. В. Цифровая трансформация олимпизма: перпективы развития компьютерного спорта / Д. В. Репин // Цифровая трансформация отрасли «Физическая культура и спорт»: теория, практика, подготовка кадров. Материалы Межрегионального круглого стола. / Под редакцией М. А. Новосёлова. М., 2021. С. 98-101.
7. Хохлачева А. А., Пасечник Ж. В. Киберспорт как фактор привлечения молодёжи к здоровому образу жизни / А. А. Хохлачева, Ж. В. Пасечник // Физическая культура, спорт и туризм в высшем образовании. Сборник материалов XXXII Всероссийской научно-практической конференции студентов, магистрантов, аспирантов, молодых учёных, профессорско-преподавательского состава. Ростов-на-Дону, 2021. С. 238-240.
8. Шерстнёва Н. А. Педагогическая технология: понятие, сущность / Н. А. Шерстнёва // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2014. № 10-3. С. 114-117.
9. Щепотьев А. М., Гребеньков В. С. Киберсборы – новая педагогическая технология / А. М. Щепотьев, В. С. Гребеньков // Электронный научно-публицистический журнал «Homo Cyberus». 2022. № 1 (12). URL: http://journal.homocyberus.ru/Shchepotyev_AM_Grebenkov_VS_1_2022 (дата обращения: 17.08.2023).
10. Плешаков В. А. 13 позиций компендиума фиджитальности в спорте / В. А. Плешаков // Современные тенденции, проблемы и пути развития физической культуры, спорта, туризма и гостеприимства: Сборник материалов XVI Международной научно-практической конференции, Москва, 17 ноября 2022 года. Москва: Государственное автономное образовательное учреждение высшего образования города Москвы «Московский государственный университет спорта и туризма», 2022. С. 20-24.
11. Плешаков В. А. Интегративные возможности киберсоциализации и социализации в фиджитал-спорте / В. А. Плешаков // Новые подходы – 2022: сборник научных трудов по результатам II Всероссийской научно-практической конференции Минобрнауки России по вопросам формирования новых подходов к проектированию физического воспитания в образовательных организациях высшего образования, Москва, 12-13 сентября 2022 года / Центр инновационных компетенций по физическому воспитанию и студенческому спорту. Москва: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Российский государственный университет имени А.Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство)», 2022. С. 35-39.
12. Залилов М. А., Скаржинская Е. Н., Щепотьев А. М. Организационно-правовые аспекты деятельности киберспортивных организаций в России / М. А. Залилов, Е. Н. Скаржинская, А. М. Щепотьев // Имущественные отношения в Российской Федерации. 2022. № 2. С. 87-97.
13. Арсеньев А. Д., Рагозина Н. А., Сытник Г. В. Зависимость киберспортивных показателей от физической активности игрока / А. Д. Арсеньев, Н. А. Рагозина, Г. В. Сытник // Человек в мире спорта. Материалы всероссийской научно-практической конференции молодых исследователей с международным участием, посвященной 125-летию Национального государственного Университета физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта в 3 частях, Санкт-Петербург, 27 сентября – 08 октября 2021 года. Том Часть 1. Санкт-Петербург: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Национальный государственный Университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург», 2021. С. 18-23.
14. Новосёлов М. А. Общая физическая подготовка абитуриентов, поступающих на специализацию «Теория и методика компьютерного спорта» / М. А. Новосёлов // Молодёжная политика: история, теория, практика. Сборник научно-методических материалов IV Межвузовской научно-практической конференции. М., 2020. С. 153-156.
15. Скаржинская Е. Н. Методические подходы к разработке федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта «компьютерный спорт» / Е. Н. Скаржинская // Компьютерный спорт (киберспорт): состояние и перспективы развития. Межрегиональная научно-практическая конференция. / Под ред. М. А. Новосёлова. М., 2020. С. 161-166.
16. Скаржинская Е. Н., Суханова Е. Ю. Организационные аспекты киберспортивных танцевальных состязаний среди школ России / Е. Н. Скаржинская, Е. Ю. Суханова // Теория и практика физической культуры. 2018. № 8. С. 17.
ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ:
Щепотьев А.М. Фиджитал-сборы – новая перспективная педагогическая технология / А.М. Щепотьев // Электронный научно-публицистический журнал «Homo Cyberus». 2023. № 2 (15). [Электронный ресурс]. URL: http://journal.homocyberus.ru/Shchepotyev_AM_2_2023
FOR CITATION:
Shchepotyev A.M. Phygital fees – a new promising pedagogical technology / A.M. Shchepotyev // Electronic scientific journal «Homo Cyberus». 2023. № 2 (15). URL: http://journal.homocyberus.ru/Shchepotyev_AM_2_2023
[1] Игра принадлежит Meta Platforms, признанной экстремистской организацией в России.